выплаты при увольнении при реорганизации путем присоединения

Выходное пособие при реорганизации не платится

В случае реорганизации компании путем присоединения к другой работник вправе отказаться от продолжения своей трудовой деятельности под новым руководством. Тогда работника можно уволить на основании пункта 6 статье 77 ТК РФ без выплаты выходного пособия.

Ситуацию с увольнением работников, отказавшихся продолжать работу после реорганизации компании путем присоединения к другой компании, Роструд рассмотрел 11 июня 2021 г. на сайте Онлайнинспекция.рф. Вопрос, рассмотренный Рострудом, касался в выплаты в этом случае выходного пособия.

Порядок назначения выплаты выходного пособия при прекращении трудового договора регламентируется статьей 178 Трудового кодекса РФ.

Работодатель обязан выплатить выходное пособие:

Специалисты Роструда обратили внимание на то, что реорганизация компании не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками. Такого основания нет в Трудовом кодексе РФ.

Если проведена реорганизация компании путем присоединения к другой компании, работодатель формально сменился, но, при этом трудовые отношения с работниками продолжаются автоматически.

Как указано в статье 75 ТК РФ: смена собственника организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации. Сотрудников не нужно увольнять из одной компании и заново принимать на работу в другую.

Соответственно, если нет увольнения по причине, указанной в статье 178 ТК РФ, нет и обязанности выплатить работникам выходное пособие.

Одновременно с этим, работник в соответствии с пунктом 6 статьи 77 ТК РФ вправе отказаться от продолжения работы в новой организации и расторгнуть трудовой договор. Такое увольнение аналогично увольнению по собственному желанию. В этом случае выходное пособие уволившимся ее выплачивается.

Как не ошибиться при увольнении работников по инициативе организации

Источник

Что нужно знать про увольнение в связи с реорганизацией

выплаты при увольнении при реорганизации путем присоединения. выплаты при увольнении при реорганизации путем присоединения фото. картинка выплаты при увольнении при реорганизации путем присоединения. смотреть фото выплаты при увольнении при реорганизации путем присоединения. смотреть картинку выплаты при увольнении при реорганизации путем присоединения.

Разберемся с довольно редким основанием увольнения — в связи с реорганизацией.

Один из моих клиентов рассказал о такой ситуации:

Реорганизация работодателя (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения (ч. 5 ст. 75 ТК РФ). Работников не требуется увольнять и принимать на работу в новую организацию, в том числе, в порядке перевода.

«Прежнему» работодателю необходимо издать приказ о реорганизации, уведомить работников о реорганизации. А «новому» работодателю:

При этом перевода работников (в т.ч. в увольнения в порядке перевода к другому работодателю) не происходит.

Также работодателю необходимо отчитаться по форме СЗВ-ТД (мероприятие «ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ»). Кроме того, работодатель обязан произвести соответствующие записи в личной карточке, а также внести соответствующие изменения в другие кадровые документы (при необходимости).

«Прежний» работодатель должен предупредить работников о предстоящей реорганизации заблаговременно, так как работники должны иметь возможность воспользоваться своим правом на отказ от работы в реорганизованной организации (ч. 6 ст. 75 ТК РФ, Доклад за II квартал 2019 года (п. 1.2, вопрос 2).

Сроки уведомления работников о реорганизации законом не предусмотрены. Поэтому можно установить срок уведомления по своему усмотрению. В уведомлении целесообразно указать разумный срок для увольнения по этому основанию (чтобы успеть подготовить все необходимые документы и дать работнику время принять решение).

Если условия трудового договора не меняются, отдельного согласия работника на продолжение работы после реорганизации не требуется.

В случае отказа работника трудовой договор с ним прекращается на основании п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Отказ должен быть получен в письменной форме.

Оформление кадровых документов, в том числе при отказе работника от продолжения работы в связи с реорганизацией производит «новый» работодатель (ст. 76 ТК РФ, Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за II квартал 2019 года (п. 1.2)).

Если в ходе реорганизации изменились сведения о работодателе и/или условия трудового договора, то это необходимо указать в трудовых договорах, подписав дополнительные соглашения с работниками (ч. 1 ст. 57, ст. 72 ТК РФ).

Если реорганизация повлечет для работника изменение условий трудового договора, то работодателю при отсутствии согласия работников необходимо выполнить процедуру, предусмотренную ст. 74 ТК РФ, в том числе уведомить работника о реорганизации не позднее чем за 2 месяца (ч. 2 ст. 74 ТК РФ).

Выходное пособие при увольнении работника по п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ не выплачивается, за исключением случаев, когда такая выплата предусмотрена в коллективном или трудовом договоре (ч. 8 ст. 178 ТК РФ).

При этом, по мнению Минфина, прежняя компания должна сама предоставить сведения о доходах сотрудников по форме 2-НДФЛ с начала года до момента прекращения деятельности, а не правопреемник (Письмо Минфина от 19.07.2011 No 03-04-06/8-173).

Приходилось ли вам увольнять работников на основании п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с его отказом от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, изменением подведомственности (подчиненности) либо ее реорганизацией, изменением типа государственного или муниципального учреждения? Возникали ли сложности с оформлением, с работниками?

Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.

Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.

Источник

Что делать с сотрудниками в случае реорганизации компании

Реорганизация предполагает, что юрлицо прекращает существование, но его права и обязанности переходят к другим лицам. Как в этот период поступить с сотрудниками? Можно ли их уволить с последующим оформлением у нового работодателя? Или лучше отправить в отпуск?

Реорганизации юрлица предусмотрена ст. 57 ГК РФ. Она может быть реализована в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и/или преобразования. Процедура осуществляется по решению учредителей (участников) или органа юрлица, уполномоченного на то учредительным документом.

По сути речь идет об преобразованиях в составе работодателя, которые могут привести к изменению количественного состава сотрудников. В Трудовом кодексе есть ст. 75, однако она не предусматривает оснований для расторжения трудовых договоров с сотрудниками организации или учреждения (ч. 5 ст. 75 ТК РФ). Не упоминается и обязанность их увольнять, переводить или принимать на работу в новую организацию.

Права и обязанности прежнего и нового работодателей

Разграничим права и обязанности прежнего и нового работодателей в ситуации реорганизации.

Действия прежнего работодателя

Он обязан сообщить работникам об изменениях и издать приказ о реорганизации. Работники должны быть ознакомлены с приказом.

Прежнему работодателю необходимо заблаговременно предупредить работников, чтобы они могли воспользоваться своим правом на отказ от работы по ч. 6 ст. 75 ТК РФ. Справедливости ради стоит отметить, что сроки уведомления в таких случаях законом не предусмотрены. Можно установить разумный срок, чтобы успеть подготовить приказы об увольнении и дать работникам время для решения этого вопроса — продолжать работать в новых условиях или нет.

Вероятно, что реорганизация может иметь отношение только к названию организации и условия труда не изменятся, в таком случае согласие работников не требуется и увольнение после проведенной реорганизации будет осуществляться на общих основаниях: соглашение сторон или инициатива работника. Если работник письменно выразит желание на увольнение при отказе от новых условий труда в период реорганизации, то будет уволен по п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

В соответствии с Письмом Минфина от 19.07.2011 № 03-04-06/8-173 на прежнего работодателя возлагается обязанность предоставить сведения о доходах сотрудников по форме 2-НДФЛ с начала года до момента прекращения деятельности. Новому работодателю такие обязанности закон не поручает.

Действия нового работодателя

Прежде всего необходимо подготовить и утвердить новое штатное расписание. Если в этом есть необходимость, издать приказ о признании работников прежней организации работниками новой организации и заключить с ними дополнительные соглашения к трудовым договорам об изменении сведений о работодателе и/или условий трудового договора.

Потребуется внесение записи в трудовые книжки и/или сведения о трудовой деятельности (по аналогии с записью о переименовании организации). Варианты записей «перевод работников», «увольнение в порядке перевода к другому работодателю» лучше не использовать.

Работодателю необходимо отчитаться по форме СЗВ-ТД (мероприятие «Переименование») и при необходимости произвести соответствующие записи в личной карточке, а также внести изменения в другие кадровые документы.

Новый работодатель будет обязан оформить кадровые документы, в том числе об отказе работника от продолжения работы и, как следствие, его увольнении.

Если в процессе реорганизации изменятся сведения о работодателе и/или условия трудового договора, то потребуется заключить с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам, как это предусмотрено ч. 1 ст. 57 и ст. 72 ТК РФ.

Реорганизация может привести к изменению условий трудового договора, например, сокращению численности или штата. В таком случае требуется выполнить процедуру, установленную ст. 74 ТК РФ, а именно уведомить работников не позднее, чем за два месяца.

Следует помнить о правиле, предусмотренном ст. 75 ТК РФ: при смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

Существенно материальное положение увольняемых работников не улучшится, так как при увольнении по п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ законом не предусматривается выплата выходного пособия. Иной порядок выплаты может быть предусмотрен в коллективном договоре – на что указывает ч. 8 ст. 178 ТК РФ. В коллективном договоре могут быть предусмотрены и иные выплаты при увольнении.

Отпуск и реорганизация

Отправлять ли работников в отпуск на период реорганизации? Если это отпуск оплачиваемый и он соответствует графику отпусков, то да.

В неоплачиваемые («административные») отпуска можно направить работников только по их письменным заявлениям и с соблюдением ст. 128 ТК РФ. Положения этой статьи не связаны с реорганизацией.

Юлия Холодионова, юрист, ведущий специалист по разрешению трудовых споров и конфликтов

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Увольнение при реорганизации предприятия

Увольнение при реорганизации предприятия в 2021 году возможно, если этого захочет сам работник. Просто так расторгнуть трудовой договор в такой ситуации нельзя. Рассмотрим, когда и на каких основаниях возможно увольнение, какие виды реорганизации бывают, как правильно уволиться, какие выплаты полагаются и что делать, если уволили незаконно.

выплаты при увольнении при реорганизации путем присоединения. выплаты при увольнении при реорганизации путем присоединения фото. картинка выплаты при увольнении при реорганизации путем присоединения. смотреть фото выплаты при увольнении при реорганизации путем присоединения. смотреть картинку выплаты при увольнении при реорганизации путем присоединения.

В статье расскажем:

Виды реорганизации

Согласно ст. 57 ГК РФ, реорганизация – это процедура, которая производится по решению собственников. Она может быть в нескольких формах:

Реорганизация может быть и в форме преобразования, когда права и обязательства учреждения сохраняются, но меняется организационно-правовая форма.

Реорганизация возможна с сочетанием нескольких ее форм. Уведомить персонал о планируемых изменениях необходимо минимум за два месяца, чтобы все сделать законно (ст. 74 ТК РФ).

Особенности трудовых отношений при реорганизации

Теперь о том, могут ли уволить при реорганизации предприятия. Согласно ст. 75 ТК РФ, новый собственник вправе расторгнуть договоры с отдельными категориями работников:

Увольнение вышеуказанных лиц возможно не позднее трех месяцев с момента приобретения права собственности. О предстоящем расторжении договора необходимо уведомить их письменно под роспись.

Увольнение руководителя или главного бухгалтера – это право, а не обязанность нового владельца компании. При желании он может оставить их на должностях или предложить перевод.

Обычного же работника уволить нельзя, если он не согласен с этим. Но в ст. 75 ТК РФ сказано, что сотрудник сам может отказаться от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества, и тогда договор расторгается по п.6 ст.77 ТК РФ.

Возможно увольнение и по другому основанию – изменение условий трудового договора, что часто бывает при смене собственника. В таком случае увольняют по п.7 ст. 77 ТК РФ, но только если работник оформил письменный отказ.

Рассмотрим особенности расторжения договора с особо защищенными категориями сотрудников.

Работники-предпенсионеры

Предпенсионера уволить просто так нельзя. Это запрещено и Трудовым кодексом, и статьей 144.1 УК РФ, где за незаконное расторжение договора с предпенсионером предусмотрен штраф до 200 000 р., либо обязательные работы до 360 часов.

Однако предпенсионер может сам уволиться, если его не устраивает работа с новым владельцем компании или меняются условия трудового договора.

Если собственник, получив фирму, решит провести сокращение, предпенсионерам только из-за возраста преимущественное право на оставление не предоставляется. Оно гарантируется ст. 179 ТК РФ работникам с хорошей производительностью и высокой квалификацией. При прочих равных преимущество предоставляется родителям с двумя и более детьми, единственным кормильцам, инвалидам боевых действий или ВОВ.

Беременные женщины

Уволить беременную женщину даже по инициативе работодателя за совершение виновных действий практически невозможно. В ст. 261 ТК РФ говорится, что договор можно расторгнуть только по причине ликвидации фирмы. При реорганизации расторгнуть договор с беременной нельзя, если она сама не отказалась от работы.

Особенности увольнения

Какие тонкости необходимо учитывать всем – и собственникам, и работникам:

Уволиться при реорганизации можно как по собственному желанию, так и по пп. 6 или 7 ст. 77 ТК РФ. Все зависит от конкретной ситуации.

Как уволиться при реорганизации: пошаговая инструкция

Если сотрудник не согласен работать в новых условиях и хочет уволиться по п.6 ст. 77 ТК РФ, достаточно сделать несколько шагов:

В дальнейшем договор прекращается в общем порядке: заполняются личная карточка и трудовая книжка, выдаются документы и окончательный расчет.

Рассмотрим практический пример увольнения по п.6 ст. 77 ТК РФ:

Работников уведомили о предстоящем слиянии с другой компанией. Один из них не согласился работать там и подал письменный отказ, сославшись на п.6 ст. 77 ТК РФ. Впоследствии договор был расторгнут по указанной статье.

Еще один пример, но уже об увольнении по п.7 ст. 77 ТК РФ:

Собственники компании решились на реорганизацию путем присоединения к другой фирме. Персонал об этом оповестили письменно за 2 месяца. После перехода компании к другим собственникам изменились условия трудового договора по части, не касающейся трудовой функции сотрудника. Ему была предложена другая вакансия, от которой он отказался. В связи с этим трудовой договор расторгли по п.7 ч.1 ст. 77 ТК РФ.

Содержание и образец уведомления

Уведомление направляется каждому работнику старым собственником. В нем он может предложить отказаться от продолжения работы в связи с изменением владельца имущества компании, сославшись на п.6 ч.1 ст. 77 ТК РФ.

Что еще указывается в уведомлении:

выплаты при увольнении при реорганизации путем присоединения. выплаты при увольнении при реорганизации путем присоединения фото. картинка выплаты при увольнении при реорганизации путем присоединения. смотреть фото выплаты при увольнении при реорганизации путем присоединения. смотреть картинку выплаты при увольнении при реорганизации путем присоединения.

Содержание и образец заявления

Что работнику нужно указать в заявлении:

Заполнение трудовой книжки

Запись в трудовой вносится старым работодателем, если сотрудник отказывается от работы после смены собственника имущества. В первой колонке указывается порядковый номер, во второй – дата, в третьей – формулировка «трудовой договор расторгнут в связи с отказом работника от работы в связи со сменой собственника имущества организации, пункт 6 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации».

Выплаты и документы

Теперь о том, какие выплаты положены сотруднику при увольнении. В последний рабочий день ему перечисляется зарплата за отработанное время, компенсация за все дни неиспользованного отпуска.

Выходное пособие в размере среднего заработка за две недели полагается лишь в том случае, если договор расторгается по причине отказа от работы в связи с изменением определенных условий, по п.6 ст. 77 ТК РФ.

Вместе с окончательным расчетом выдаются и документы: бумажная трудовая книжка, расчетный листок, сведения об отчислении страховых взносов.

Уволили при реорганизации незаконно: что делать

Чаще всего работодатели предлагают персоналу уволиться по собственному желанию, обещая трудоустроить в новую компанию после реорганизации. Такие действия незаконны, ведь слияние, присоединение и другие формы не подразумевают расторжение трудовых договоров.

Если человек считает, что его трудовые права нарушены, за защитой он может обратиться в суд. В качестве требований в исковом заявлении указывается отмена приказа, восстановление в должности, возмещение морального вреда, компенсация среднего заработка за время вынужденного прогула – в зависимости от ситуации.

Альтернативный вариант – жалоба в трудовую инспекцию. Но туда следует обращаться, если хочется просто привлечь бывшего работодателя к ответственности за незаконное увольнение. Для изменения формулировки или восстановления в должности подается исковое заявление в суд.

Чтобы не тратить время на личное посещение инспекции, проще подать жалобу через «Онлайн Инспекцию». Исковое заявление тоже можно направить онлайн – через ГАС «Правосудие».

выплаты при увольнении при реорганизации путем присоединения. выплаты при увольнении при реорганизации путем присоединения фото. картинка выплаты при увольнении при реорганизации путем присоединения. смотреть фото выплаты при увольнении при реорганизации путем присоединения. смотреть картинку выплаты при увольнении при реорганизации путем присоединения.

Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)

Оспаривание увольнения при реорганизации: судебная практика

Рассмотрим несколько примеров дел об оспаривании прекращения договоров при реорганизации предприятий:

М-1882/2019 М-1882/2019 от 14 августа 2019 г. по делу № 2-2018/2019 в удовлетворении требований отказано: суд установил, что процедура увольнения ответчиком не нарушена.

Источник

Оформление трудовых отношений при реорганизации

выплаты при увольнении при реорганизации путем присоединения. выплаты при увольнении при реорганизации путем присоединения фото. картинка выплаты при увольнении при реорганизации путем присоединения. смотреть фото выплаты при увольнении при реорганизации путем присоединения. смотреть картинку выплаты при увольнении при реорганизации путем присоединения.

Во время реорганизации работа сотрудников, как правило, не меняется, они продолжают выполнять её на своих рабочих местах, не ощущая происходящих изменений в компании.

В то же время бухгалтер составляет план своих действий по переоформлению трудовых договоров с работниками, выплате им отпускных и пособий, если таковые будут начислены, корректному расчёту страховых взносов и НДФЛ.

Когда реорганизация подойдёт к завершению, права и обязанности реорганизуемой компании (в тексте будем называть её «старая» или «прежняя») перейдут к компании-правопреемнику («новая»).

Как вам известно, трудовое законодательство обеспечивает защиту прав трудящихся, во время реорганизации компании работодателю необходимо решить множество важных кадровых вопросов. Сделать он это сможет, опираясь на материал из следующих статей ТК РФ:

Ст.72.1 ТК РФ

В ней рассматриваются принципы перевода работника на иную работу, когда он согласен на перевод. Однако, в статье этот аспект учитывается не в полной мере, ведь по факту прошлое место работы прекращает своё существование.

Ст.74 ТК РФ

В ней рассматриваются изменения условий трудового договора в случае реорганизации компании. Данная статья утверждает требование об обязательном предварительном предупреждении сотрудников о предполагаемых изменениях — в том числе о реорганизации.

Ст.75 ТК РФ

В ней рассматриваются способы ведения трудовых взаимоотношений, когда осуществляется смена права собственности на субъект хозяйствования, а также и вопросы, связанные с нежеланием сотрудников работать в новой компании.

Ст.77 ТК РФ

В статье перечислен перечень возможных оснований для расторжения трудовых взаимоотношений между сотрудником и работодателем.

Сама по себе реорганизация — не повод для прекращения трудовых отношений с сотрудниками. Следовательно, действие трудового договора не прекращается. Даже письменного согласия от сотрудника на продолжение работы у нового работодателя по закону не требуется.

Однако, существуют такие работодатели, которые оформляют увольнение сотрудников из «старой» компании, а затем их же принимают в новую. Вы же понимаете, что такие манипуляции приведут к дополнительным расходам, сотрудникам в таком случае нужно будет выплатить компенсацию за дни неиспользованного отпуска ст. 127 ТК РФ. Кроме того, уволенным сотрудникам выплачивают выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

А если работник так и не устроился на новую работу, то он вправе получить пособие и за второй месяц. Всё что ему нужно — это предоставить трудовую книжку и заявление. На мой взгляд, эти действия не несут никакой практической пользы ни для кого и делать так не следует.

При смене не только работодателя, но и условий труда (кроме должностных обязанностей) у работника в результате реорганизации, работодатель обязан в письменной форме предупредить сотрудника об изменениях не менее чем за 2 месяца ст. 74 ТК РФ.

Особый случай, когда во время реорганизации изменяются ещё и должностные обязанности работника, а он с изменениями не согласен. Тогда возникает необходимость сократить такого сотрудника. Но при этом его также нужно письменно предупредить о грядущей реорганизации не менее чем за 2 месяца до увольнения ст. 180 ТК РФ.

Согласно п.6 ст. 77 ТК РФ сотрудник и сам может отказаться работать в «новой» организации и написать заявление на увольнение. Конкретного срока для расторжения трудового договора не предусмотрено. Но сотрудникам важно понимать, что в этом случае выплаты выходного пособия, как при сокращении не будет.

Новый собственник компании, в течение трёх месяцев со дня возникновения у него права собственности, имеет право расторгнуть трудовые договоры с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером. При этом он обязан не только выплатить им выходное пособие, но и соблюсти все договорённости, которые были прописаны в договоре со «старой» организацией. Например, дополнительный «золотой парашют».

Как мы с вами видим, при любых обстоятельствах обязательно нужно предупреждать работников о предстоящей реорганизации. Но есть ещё некоторые особенности реорганизации. О них дальше.

Отпуск сотрудников

Производить расчёт и выплату компенсации за неиспользованные дни отпуска сотрудникам не нужно, так как вы не расторгаете с ними трудовой договор.

Отпускной стаж сотрудников в «новой» компании включает в себя работу в прежней компании, а расчёт отпускных будет происходить с учётом их заработной платы в обеих компаниях. Также сохраняет своё действие и график отпусков.

Бывают случаи, когда «старая» компания не передаёт правопреемнику сведения на сотрудников, сумму отпускных при этом нужно будет рассчитать только исходя из заработка, полученного у правопреемника.

Пособия ФСС

Правопреемник оплачивает все больничные листы работников прежней компании, выданные до и после её реорганизации, но только при условии, что регион не является участником пилотного проекта ФСС. Нет ничего страшного в том, что в этих листках нетрудоспособности указана прежняя компания, так как они могли быть выданы до реорганизации. Ведь в отношении работников новый работодатель — правопреемник.

Расчёт пособия в полном объёме происходит с учётом заработной платы работников в течение всего расчётного периода в старой компании. В свою очередь эта компания передаёт всю информацию по заработной плате сотрудников и справки о заработной плате от других работодателей, представленные при приёме на работу этими работниками.

Бывают случаи, что информация по заработной плате не была передана правопреемнику. Тогда сотрудники пишут вам заявление, чтобы вы сделали запрос в ПФР на получение данных по заработной плате из прежней компании. До момента получения сведений из органа рассчитайте сумму больничного листа на основании имеющихся данных по зарплате. А после того, как получите данные из ПФР, пересчитайте и доплатите пособие.

Если на вашем предприятии есть работницы, которые на момент реорганизации находятся в отпуске по беременности и родам, и им продлили количество дней отпуска, то в таком случае нужно будет доплатить за дополнительные дни. Сумму доплаты рассчитайте, исходя из того же среднего заработка, что и в первоначальном документе.

Так же в штате реорганизуемой компании может оказаться сотрудник, который находится в отпуске по уходу за ребёнком. У такого сотрудника нет необходимости писать никаких новых заявлений на отпуск и перечислению пособия. Если сотруднику ещё производят ежемесячные выплаты пособия по уходу за ребёнком до полутора лет, «старая» компания начисляет и выплачивает его до момента прекращения деятельности, а компания-правопреемник начинает его выплачивать в том же размере со дня перехода к ней работника.

НДФЛ и вычеты

По мнению Минфина прежняя компания должна сама предоставить сведения о доходах сотрудников по форме 2-НДФЛ с начала года до момента прекращения деятельности, а не правопреемник (Письмо Минфина от 19.07.2011 No 03-04-06/8-173).

Компания-правопреемник будет предоставлять работникам стандартные налоговые вычеты с момента начала их работы в этой компании с учётом зарплаты, полученной с начала того календарного года, в котором проведена реорганизация.

Как поступить с сотрудником, который получал у прежнего работодателя имущественный вычет? Как вам известно, в уведомлении, выданным ФНС, с подтверждением права на вычет прописывается наименование конкретного работодателя. Следовательно, чтобы получить оставшуюся часть вычета, сотруднику нужно получить ещё одно уведомление, передать его бухгалтеру новой компании. Вычет будет предоставляться с месяца, в котором работник принёс новое уведомление и написал заявление на вычет.

Страховые взносы

Расчёт базы по страховым взносам происходит нарастающим итогом с начала года. После достижения базой предельной величины (в 2020 г. — 1 392 000 руб.), взносы будут исчисляться по тарифу 10%. Отсюда очень часто возникает вопрос: можно ли организации-правопреемнику при определении базы по страховым взносам зачесть выплаты работников за этот же год, но из прежней организации?

Увы, ответ вас не порадует — этого делать нельзя. По мнению Минздравсоцразвития России, в случае реорганизации, базу для начисления страховых взносов, сформированную до реорганизации, организация-правопреемник учесть не вправе. Выходит, что если до реорганизации у сотрудника база по страховым взносам достигла предела (прежняя компания применяла тариф 10%), то после реорганизации правопреемнику в отношении него придётся применять тариф 22% (если нет права на льготы).

Отчётность

Старая компания, заполняя отчёт РСВ, включает суммы выплат сотрудникам до момента окончания реорганизации. В свою очередь новый работодатель отражает в расчёте суммы выплат таких сотрудников с первого дня работы именно у него.

Реорганизуемой компании необходимо предоставить в ФНС в течение 1 месяца со дня утверждения передаточного акта в отношении уволенных сотрудников сведения персонифицированного учёта.

Как мы с вами видим, у бухгалтера реорганизуемой компании из срочных дел — сдать отчётность по НДФЛ и страховым взносам до момента прекращения деятельности организации. А у бухгалтера компании-правопреемника сложностей не будет, если прежняя компания передаст ей все документы по работникам.

Образцы заполнения документов при реорганизации

Выше описала вам, как правильно при реорганизации оформить отношения с работниками, подготовить данные и отчётность в фонды.

Принципиальных рекомендаций по оформлению документов нет. Приведу их возможные примеры заполнения.

Обращаю ваше внимание, что рассматривается случай, когда меняется только наименование работодателя, при этом условия трудового договора с сотрудниками остаются прежними.

Действия реорганизованной компании

1. Уведомите в письменной форме каждого работника о предстоящей реорганизации. Составить уведомление можно в произвольной форме.

2. Возьмите с работников заявление на увольнение в случае отказа от работы у правопреемника. Заявление они могут написать в произвольной форме.

3. Оформить увольнения. Создать приказы об увольнении таких сотрудников. На основании этих приказов сделать записи в трудовой книжке работников, отказавшихся работать у правопреемника. В случае, если работники перешли на электронные трудовые книжки, нужно отправить в ПФР форму СЗВ-ТД с записью увольнения.

Действия правопреемника

1. Издать приказ о «переходе» работников из одной компании в другую.

Приказ можно оформить в произвольной форме. Он нужен для того, чтобы бухгалтерия право­преемника включила в свой списочный состав сотрудников, «перешедших» из реорганизованной компании.

Организация-правопреемник оформляет приём на работу таких сотрудников и подаёт сведения по форме СЗВ-ТД в ПФР.

2. В трудовом договоре каждого работника, который перешёл в новую организацию, необходимо сделать отметку о прошедшей реорганизации, а именно зафиксировать запись о смене работодателя.

Отмечу, что все вышеперечисленные документы оформляются правопреемником в один день. Поэтому последовательность шагов при их оформлении принципиального значения не имеет.

Консультирует по вопросам правильности расчёта заработной платы более семи лет.

Читайте другие статьи автора в нашем блоге:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *