выплаты социального характера положение
Социальные пособия являются неотъемлемой частью государственной политики. Заключаются в выплатах материальных средств определенным категориям граждан, которые осуществляются из бюджетных и внебюджетных фондов. Получить положенные выплаты можно через своего работодателя, либо обратившись в органы соцзащиты. Многие виды пособий можно оформлять онлайн.
Какие есть социальные пособия?
Случаи, в которых осуществляются выплаты социальных пособий, а также их суммы, строго регламентированы действующим законодательством. Основными их видами являются:
Также пособия классифицируются по периодичности и продолжительности выплат:
На ребенка до 16 лет
По уходу за теми детьми, которые не достигли трехлетнего возраста
Пособия детям в связи с коронавирусом
Беременным супругам военнослужащих
Детям военнослужащих, которые служат в армии по призыву
Если ребенок оформляется на воспитание в семью
Один раз или ежемесячно
Гражданам из подразделений повышенного риска на продтовары
Компенсация за утрату кормильца, участника ликвидации аварии на ЧАЭС
Инвалидам 1, 2, 3 групп
Оплата оплачиваемого дополнительного отпуска на 14 дней
Субсидии по оплате коммунальных услуг
Назначение социальных пособий на погребение
Получить пособие в размере стоимости услуг погребения могут супруг или близкий родственник, а также законные представители и иные лица, которые занимаются погребением. Выплата осуществляется в день обращения на основании справки, которая может быть выдана:
Как получить детское пособие
Выплаты единовременного пособия при рождении ребёнка осуществляются в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства. С заявлением необходимо обращаться к работодателю одного из родителей. Если же ни один из родителей не работает, то следует обращаться в органы социальной защиты.
Кто может подавать заявление:
Какие документы будут необходимы:
Подавать заявление и указанный пакет документов необходимо в сроки не позднее шести месяцев с момента рождения ребенка.
В 2020 году, в связи с пандемией коронавируса, действовал беззаявительный порядок назначения пособий для первого и второго ребенка в возрасте до трех лет, в случае, если размер среднедушевого дохода не достигал суммы в два прожиточных минимума. Если раньше выплаты назначались и продлевались автоматически, то с 1 марта 2021 года данная норма действовать перестала. Родителям необходимо собирать полный пакет документов для оформления и пролонгации льготы. А также существует требование по своевременному информированию органов социальной защиты и Пенсионного фонда при перемене места жительства. Необходимо сообщать и о возникновении таких обстоятельств, которые, согласно действующих правил, влекут за собой прекращение выплат.
Какие нововведения
С 11 мая 2021 года многие регионы РФ, при назначении пособий и иных социальных выплат, стали использовать Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО). Также начались выплаты новых детских пособий, которые были анонсированы президентом ранее. Сумма выплат зависит от региона и может достигать до 12 тыс. руб. в месяц. Уведомления тем родителям, которым положен данный выплат, должны появляться в личном кабинет пользователя на портале госуслуг.
Также с 1 июля 2021 года планируется увеличение размера выплат для беременных, которые стали на учет на ранних сроках в связи с трудной жизненной ситуацией. Размер выплат, которые будут начисляться ежемесячно, составит половину прожиточного минимума. Предусмотрены выплаты пособий для неполных семей с детьми до 17 летнего возраста.
Приложение. Положение о выплатах социального характера работникам муниципальных учреждений
Приложение
к постановлению
администрации муниципального образования
города Нижневартовска
от 30 января 2014 г. N 130
Положение
о выплатах социального характера работникам муниципальных учреждений
2. Работникам учреждений производятся следующие единовременные выплаты:
2.1. Единовременная выплата при увольнении в связи с выходом на пенсию по достижении пенсионного возраста впервые в размере:
— трех минимальных заработных плат при стаже работы в муниципальных учреждениях города Нижневартовска не менее 10 лет;
— пяти минимальных заработных плат при стаже работы в муниципальных учреждениях города Нижневартовска не менее 15 лет;
— семи минимальных заработных плат при стаже работы в муниципальных учреждениях города Нижневартовска свыше 20 лет.
В стаж работы, дающий право на единовременную выплату, предусмотренную настоящим подпунктом, включаются в том числе периоды работы в организациях с подразделениями образования, здравоохранения, культуры и спорта до ликвидации, смены собственника имущества, изменения подведомственности (подчиненности) или реорганизации их в форму муниципального учреждения, в том числе до образования города Нижневартовска путем присвоения статуса города селу Нижневартовское, при условии, что работник учреждения имеет данный трудовой стаж в одной из перечисленных сфер деятельности.
Единовременная выплата производится в случае, если обращение за ней последовало не позднее шести месяцев со дня смерти.
Единовременная выплата предоставляется в том числе работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком.
3. Выплаты, предусмотренные Положением, предоставляются работникам учреждений по основному месту работы по основной занимаемой должности (ставке).
Выплаты, предусмотренные Положением, включаются в коллективные договоры, локальные нормативные акты муниципальных учреждений.
4. Выплаты, предусмотренные Положением, не предоставляются работникам учреждений, которым выплаты социального характера установлены отдельным муниципальным правовым актом.
5. Источником финансирования выплат, предусмотренных Положением, являются средства бюджета города.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Выплаты социального характера персоналу и страховые взносы
Автор: Рябинин В.В., эксперт журнала
Подпунктом 1 п. 1 ст. 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности в рамках трудовых отношений. Кроме того, работникам учреждений осуществляются различные выплаты социального характера. Нужно ли их облагать страховыми взносами? Давайте разбираться.
Какие выплаты относятся к социальным?
В Налоговом кодексе не дано понятие «социальные выплаты». На практике к таким выплатам относятся:
компенсация, выплачиваемая работникам за проезд к месту работы и обратно;
разовые премии работникам за участие в конкурсах профессионального мастерства, премии в связи с праздничными и юбилейными датами;
дотации работникам на питание;
компенсация работникам стоимости путевок;
возмещение работникам стоимости лечения и медикаментов, платы за детей в дошкольных учреждениях и т. д.
Основные признаки социальных выплат сформулировал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 14.05.2013 № 17744/12 по делу № А62-1345/2012:
выплаты социального характера осуществляются на основании коллективного договора;
не являются стимулирующими;
не зависят от квалификации работников;
не зависят от сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы;
не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
Соответственно, все виды выплат, которые обладают пеерчисленными признаками, относятся к социальным.
Минфин об обложении социальных выплат страховыми взносами
Плательщикам страховых взносов важно знать, облагаются ли страховыми взносами социальные выплаты работникам или нет?
Представители финансового ведомства давно и последовательно придерживаются мнения о том, что все виды социальных выплат облагаются страховыми взносами в общем порядке. Чиновники основываются на следующем.
В соответствии с п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.
Статьей 422 НК РФ для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлен исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.
И если в данной норме прямо не указаны те виды социальных выплат, которые осуществляет работодатель, то они облагаются страховыми взносами (см. таблицу).
Реквизиты письма Минфина
Виды социальных выплат, которые, по мнению Минфина, облагаются страховыми взносами
От 21.03.2017 № 03-15-06/16239
Оплата дополнительного дородового отпуска.
Компенсация работникам стоимости путевок.
Компенсация за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы.
Оплата выходных дней за участие в добровольной народной дружине.
Оплата нерабочих дней по семейным обстоятельствам.
Возмещение работникам стоимости медикаментов, оплаты стоимости лечения работников
От 23.04.2019 № 03-15-06/29511
Компенсация стоимости путевок.
Оплата нерабочих дней по семейным обстоятельствам.
Возмещение стоимости лечения и медикаментов
От 14.12.2020 № 03-15-06/109203
Единовременная премия при выходе на пенсию.
Единовременное поощрение в связи с праздничными и юбилейными датами.
Возмещение платы за детей в дошкольных учреждениях.
Единовременное вознаграждение при поступлении на работу работникам в возрасте до 35 лет.
Частичная компенсация работникам стоимости путевок.
Оплата питания донорам в дни сдачи крови.
Доплата работнику, осуществляемая за время декретного отпуска его супруги.
Ежемесячное дополнительное пособие по уходу за ребенком до трех лет
От 15.02.2021 № 03-15-06/10032
Дотации на питание работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также работникам, занятым в многосменном режиме работы, в дни фактической занятости на работе.
Компенсация работникам за проезд к месту работы и обратно.
Разовые премии за участие в конкурсах профессионального мастерства.
Премии в связи с праздничными и юбилейными датами
Из приведенных разъяснений Минфина следует, что не облагаются только те выплаты, которые прямо указаны в ст. 422 НК РФ. Все остальные выплаты, и социальные в том числе, облагаются страховыми взносами. Никакому расширительному толкованию перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, не подлежит.
Данный подход представители финансового ведомства демонстрируют с 2017 года, когда порядок уплаты страховых взносов стал регулироваться нормами НК РФ. До этого их коллеги из Минтруда придерживались аналогичных взглядов относительно обложения страховыми взносами социальных выплат. Еще в Письме Минтруда РФ от 08.10.2014 № 17-3/В-473 было сказано, что перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, приведенный в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ[1], является исчерпывающим. В данной статье не поименованы выплаты в виде:
ежемесячного пособия работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
компенсации стоимости санаторно-курортных путевок;
компенсации расходов работника на оплату стоимости проезда ребенка-инвалида и сопровождающего его лица (работника) к месту оздоровления или лечения и обратно;
компенсации проезда работнику в ближайший территориальный центр профпатологии для установления диагноза профзаболевания.
Следовательно, перечисленные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в общеустановленном порядке как выплаты, осуществляемые в рамках трудовых отношений.
Судьи об обложении социальных выплат страховыми взносами
Плательщики страховых взносов, не соглашаясь с позицией контролирующих органов в лице Минфина и ФНС, оспаривают доначисления страховых взносов, штрафов и пеней по налоговым проверкам и обращаются в суды. Интересно, что арбитры, основываясь все на тех же нормах НК РФ, приходят к прямо противоположному мнению. Рассмотрим конкретные решения.
Постановление АС ПО от 24.11.2020 № Ф06-67251/2020 по делу № А12-47264/2019
Организация в расчете по страховым взносам за I квартал 2019 годы указала выплаты в пользу физических лиц, не подлежащие обложению страховыми взносами, в числе которых была частичная компенсация расходов за содержание в дошкольном учреждении детей работников в сумме около 74 000 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам налоговая инспекция пришла к выводу о занижении обществом базы для начисления страховых взносов в I квартале 2019 года на указанную сумму и доначислила страховые взносы и пени.
Организация не согласилась с налоговиками и обратилась в суд. Все три судебные инстанции поддержали плательщика страховых взносов.
Судьи, проанализировав положения ст. 15, 16, 129 ТК РФ, признали, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда. В проверяемом периоде в соответствии с коллективным договором организация компенсировала работникам расходы за содержание детей в дошкольном учреждении. При этом в материалы дела не было представлено доказательств того, что названные выплаты являлись оплатой труда работников, зависели от их трудового вклада, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, трудового стажа.
Суд отметил, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12).
При этом выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не считаются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), поэтому не выступают объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Суды, учитывая данные факты, пришли к обоснованному выводу, что выплаты, связанные с компенсацией за содержание в дошкольном учреждении детей работников, являются выплатами социального характера, не считаются доходами, полученными в рамках трудовых отношений с данным работодателем, не подлежат учету при определении облагаемой базы для начисления страховых взносов, поэтому основания для включения компенсации расходов за содержание в дошкольном учреждении детей в базу для начисления страховых взносов отсутствуют.
К аналогичному выводу пришел суд и в Постановлении АС ПО от 20.11.2020 по делу № А12-3728/2020, в котором в качестве социальных выплат признал в том числе компенсацию стоимости путевки на оздоровительный отдых семьи работника, также не подлежащую обложению страховыми взносами.
Постановление АС ВСО от 26.01.2021 № Ф02-5844/2020 по делу № А19-6508/2020
Как и в предыдущем случае, по результатам камеральной налоговой проверки представленного организацией расчета по страховым взносам за I квартал 2019 года налоговый орган обнаружил факт занижения обществом базы для начисления страховых взносов на суммы дотации на питание, выплаченной работникам общества, в размере 1,7 млн руб. Организации были доначислены страховые взносы. Не согласившись с таким решением, она обратилась в суд, при этом досудебный порядок урегулирования спора был соблюден.
По мнению налогового органа, оплата питания работников является инициативой работодателя, а не компенсационной выплатой, установленной законодательством РФ, субъектом РФ, решением представительных органов местного самоуправления. Пределы норм спорных выплат законодательно не регулируются. Поскольку спорные выплаты осуществлялись обществом на основании локальных нормативных актов, они подлежали обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке (письма Минфина РФ от 16.05.2018 № БС-4-11/9257, от 12.04.2018 № 03-15-06/24316, от 13.03.2018 № 03-15-06/15287, от 14.09.2018 № 03-04-05/66019).
Суды применили положения ст. 8, 18.1, 420, 422 НК РФ, ст. 5, 15, 56, 129, 164, 165 169 ТК РФ а также правовую позицию Президиума ВАС РФ, приведенную в Постановлении от 14.05.2013 № 17744/12, и пришли к выводу, что спорные компенсационные выплаты носят социальный характер и не обладают признаками заработной платы в смысле ст. 129 ТК РФ.
Компенсациями в силу ст. 164 ТК РФ являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.
Исходя из данных норм права, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, судьи решили: организация производила спорные выплаты и дотации на питание работников за счет собственных средств на основании коллективного договора.
Установив, что указанные выплаты не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы, арбитры пришли к обоснованным выводам, что спорные компенсационные выплаты носят социальный характер, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Отметим также, что, по мнению суда, ссылки налогового органа на письма Минфина не могут служить основанием для удовлетворения жалобы, поскольку указанные письма нормативными правовыми актами не являются.
Аналогичное решение было вынесено и в Постановлении АС ВСО от 02.11.2020 по делу № А19-29229/2019: выплаты на питание не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Постановление АС СЗО от 15.03.2021 № Ф07-521/2021 по делу № А56-68702/2020
Основанием для принятия спорного решения налоговым органом в этом деле послужили выводы о том, что за девять месяцев 2019 года база для исчисления страховых взносов была занижена плательщиком на сумму денежной компенсации на организацию отдыха работникам государственных учреждений. Данное обстоятельство, по мнению налоговиков, повлекло занижение суммы страховых взносов.
В соответствии с п. 6 ст. 45 Социального кодекса Санкт-Петербурга в отношении работников государственных учреждений предусмотрена следующая дополнительная мера социальной поддержки: денежная компенсация затрат для организации отдыха и оздоровления в размере 2,5 базовой единицы один раз в пять лет за счет средств бюджета Санкт-Петербурга – педагогическим работникам государственных образовательных учреждений и медицинским работникам, основным местом работы которых являются государственные образовательные учреждения, специалистам, осуществляющим подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Санкт-Петербурга в государственных учреждениях спортивной подготовки, профессиональных образовательных учреждениях, и медицинским работникам, основным местом работы которых являются государственные учреждения спортивной подготовки, профессиональные образовательные учреждения.
В рассматриваемом случае, удовлетворяя заявление учреждения, судебные инстанции указали, что выплаты работникам были произведены не в рамках трудовых отношений, а в соответствии с Социальным кодексом Санкт-Петербурга и являются мерой социальной поддержки. Это свидетельствует о том, что на указанные выплаты не должны начисляться страховые взносы по правилам гл. 34 НК РФ.
Судьи также обратили внимание на то, что учреждение, перечисляющее работнику спорные выплаты, выступает в данных отношениях не работодателем, производящим выплаты в рамках трудовых отношений, а администратором в рамках расчетных отношений между бюджетом Санкт-Петербурга и работником.
Поскольку в спорных выплатах учреждения отсутствовал элемент трудовых отношений, арбитры пришли к обоснованному выводу, что данные выплаты не образуют налоговую базу для начисления страховых взносов по правилам ст. 420 НК РФ, и правомерно удовлетворили заявление учреждения.
Вывод о том, что суммы предоставленных работникам и их детям в возрасте до 15 лет льготных путевок санаторно-курортного лечения являются социальными выплатами и не облагаются страховыми взносами, был сделан также в постановлениях АС ВСО от 09.12.2020 № Ф02-6381/2020 по делу № А33-4184/2020, от 31.08.2020 № Ф02-3477/2020 по делу № А19-29685/2019.
В настоящее время под социальными выплатами понимаются выплаты работникам учреждения, которые производятся на основании коллективного договора, при этом не являются стимулирующими и не зависят от квалификации работников, а также от сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы и не являются оплатой труда работников.
Представители Минфина и ФНС считаются, что все виды социальных выплат облагаются страховыми взносами в общем порядке.
Однако судьи думают иначе и выносят решения по спорным выплатам социального характера в пользу плательщиков страховых взносов. Отметим, что суды придерживались такого же мнения и в отношении страховых взносов, когда их уплата регулировалась Федеральным законом № 212-ФЗ (до 01.01.2017).
В судебных решениях указывается, что правовые позиции судей относительно социальных выплат, сформированные исходя из толкования действовавшего прежде Федерального закона № 212-ФЗ, актуальны и сегодня, поскольку с изменением нормативного регулирования объект обложения страховыми взносами не изменился.
[1] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
С изменениями и дополнениями от:
ГАРАНТ:
См. справку «Коронавирус COVID-19»
В целях оказания государственной социальной поддержки работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающим социальные услуги (участвующим в оказании социальных услуг, обеспечивающим их оказание) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, Правительство Российской Федерации постановляет:
Особый режим работы (временная изоляция (обсервация), проживания в стационарной организации (отделении) получателей социальных услуг, работников стационарной организации (отделения) вводится локальными нормативными актами стационарной организации социального обслуживания, организации социального обслуживания, в которой созданы стационарные отделения, которыми устанавливаются:
ограничительные мероприятия, предусматривающие сменный режим работы в стационарной организации социального обслуживания, стационарном отделении с установлением длительности смены не менее 14 календарных дней, работа в которой дает право на установление специальной социальной выплаты;
перечень должностей работников стационарной организации социального обслуживания, стационарного отделения, который формируется в целях реализации настоящего постановления.
5. Фонду социального страхования Российской Федерации обеспечить:
а) ежемесячное представление в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации информации о специальных социальных выплатах, включая фамилию, имя, отчество (при наличии) работника, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, сведения об организации (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), категорию, должность, период, за который произведена специальная социальная выплата, и ее размер;
б) мониторинг представления территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты работникам в отношении количества организаций, предоставляющих данные о работниках, количества получателей выплат, фактов перечисления выплат и выплаченных суммах с представлением доклада в Правительство Российской Федерации ежемесячно, до 25-го числа текущего месяца.
ГАРАНТ:
Пункт 6 вступает в силу с 1 декабря 2020 г., и распространяется на правоотношения, возникшие с 16 ноября 2020 г.
6. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Фондом социального страхования Российской Федерации обеспечить возможность уведомления работников посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» о фактах осуществления специальных социальных выплат.
7. Установить, что работникам, заступившим на рабочую смену до 15 ноября 2020 г. включительно, выплаты стимулирующего характера осуществляются за часть смены с даты начала смены по 15 ноября 2020 г. включительно в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 г. N 681 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающим социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией».
Специальная социальная выплата за часть смены с 16 ноября 2020 г. до окончания смены осуществляется в соответствии с настоящим постановлением.
8. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации с участием Фонда социального страхования Российской Федерации давать разъяснения по применению настоящего постановления.
9. Признать утратившим силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 г. N 681 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающим социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 21, ст. 3264);
постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2020 г. N 941 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 г. N 681» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 27, ст. 4228);
постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2020 г. N 1392 «О внесении изменений в Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающим социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 38, ст. 5872);
постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N 1668 «О внесении изменений в Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающим социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 42, ст. 6631).
10. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 6 настоящего постановления и пункта 9 Правил, утвержденных настоящим постановлением (в части использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»), которые вступают в силу с 1 декабря 2020 г., и распространяется на правоотношения, возникшие с 16 ноября 2020 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 ноября 2020 г. N 1859
С изменениями и дополнениями от:
2. Специальная социальная выплата производится территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации работникам.
Информация об изменениях:
Право на специальную социальную выплату работнику сохраняется за 14 календарных дней в случае выявления у работника организации в период выполнения им работы в рабочую смену новой коронавирусной инфекции либо вынужденного прерывания работы в рабочую смену работником, имевшим подтвержденный контакт с заболевшим новой коронавирусной инфекцией, в целях соблюдения режима изоляции.
В случае если работник прерывает рабочую смену по собственному желанию либо в связи с заболеванием, за исключением новой коронавирусной инфекции, специальная социальная выплата работнику осуществляется за фактически отработанные дни.
Работнику, приступившему к рабочей смене, вместо работника, прервавшего смену, в случаях, предусмотренных абзацами третьим и четвертым настоящего пункта, специальная социальная выплата осуществляется за фактически отработанные дни.
В случае если длительность рабочей смены фактически составила более 14 календарных дней, специальная социальная выплата осуществляется за полную (полные) смену (смены) и фактически отработанные дни сверх смены.
Размер специальной социальной выплаты определяется с учетом районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах.
ГАРАНТ:
Действие абзаца восьмого пункта 3 (в редакции постановления Правительства России от 28 ноября 2020 г. N 1962) распространяется на правоотношения, возникшие с 16 ноября 2020 г.
Размер специальной социальной выплаты повышается на сумму, определяемую умножением специальной социальной выплаты (без учета районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах), на повышающий коэффициент к специальным социальным выплатам, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2020 г. N 1962 «Об утверждении повышающих коэффициентов к специальным социальным выплатам и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
5. Реестр в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, направляется в федеральную государственную информационную систему «Единая интегрированная информационная система «Соцстрах» Фонда организацией с использованием информационных систем, применяемых организацией для автоматизации своей деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого Фондом на безвозмездной основе, посредством внешних сервисов информационного взаимодействия.
6. Реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата, сведений о выявлении (невыявлении) в организации новой коронавирусной инфекции, а также следующих сведений по каждому работнику:
а) категория, должность (профессия);
б) фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
в) реквизиты для перечисления специальной социальной выплаты (наименование банка, банковский идентификационный код, номер счета или номер банковской карты, являющейся национальным платежным инструментом);
г) фактическое число нормативных смен и (или) фактическое количество отработанных дней в нормативной смене согласно табелю учета использования рабочего времени;
д) размер районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах;
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Действие подпункт «е» распространяется на правоотношения, возникшие с 16 ноября 2020 г.
е) территория осуществления трудовой деятельности работника, если она относится к территориям, для которых применяется повышающий коэффициент, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2020 г. N 1962 «Об утверждении повышающих коэффициентов к специальным социальным выплатам и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
7. Фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в организации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системе индивидуального (персонифицированного) учета посредством направления запроса в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации.
8. Специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда в течение 7 рабочих дней с даты получения территориальным органом Фонда реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника.
ГАРАНТ:
Пункт 9 в части использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» вступает в силу с 1 декабря 2020 г., и распространяется на правоотношения, возникшие с 16 ноября 2020 г.
9. В случае неполучения (несвоевременного получения, получения в неполном размере) специальной социальной выплаты работник может подать жалобу в Фонд или территориальный орган Фонда, в том числе в электронном виде посредством личного кабинета получателя социальных услуг на официальном сайте Фонда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
10. Организация несет ответственность за предоставление влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты недостоверных сведений либо сокрытие сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Контроль за полнотой и достоверностью сведений, передаваемых организациями, осуществляют территориальные органы Фонда в порядке, определенном Фондом по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
12. Расходы, излишне понесенные Фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С 16 ноября 2020 г. и до конца 2021 г. ФСС будет производить специальные соцвыплаты работникам стационаров, оказывающим соцуслуги гражданам с COVID-19 и лицам из групп риска заражения.
В случае неполучения (несвоевременного или неполного получения) спецвыплаты работник может подать жалобу в ФСС, в т. ч. через личный кабинет получателя соцуслуг на сайте Фонда или посредством Единого портала госуслуг.
Постановление вступает в силу со дня опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок.
Вступает в силу с 20 ноября 2020 г., за исключением пункта 6 постановления и пункта 9 Правил (в части использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»), которые вступают в силу с 1 декабря 2020 г., и распространяются на правоотношения, возникшие с 16 ноября 2020 г.
Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 20 ноября 2020 г. N 0001202011200053, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 47 ст. 7557
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2020 г. N 1962
Изменения вступают в силу с 1 декабря 2020 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 20 ноября 2020 г.