выполни штриховку по образцу для детей гомзяк

Говорим правильно в 6-7 лет, Альбом 1 упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы, Гомзяк О.С., 2009

Говорим правильно в 6-7 лет, Альбом 1 упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы, Гомзяк О.С., 2009.

Альбом 1 предназначен для работы с детьми 5—7 лет с общим недоразвитием речи (ОНР). Он является составной частью комплекта «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». В ходе выполнения предлагаемых нами игровых упражнений, дети познакомятся со звуками русского языка, научатся их анализировать и синтезировать, разовьют фонематический слух и восприятие. Пособие предназначено логопедам, воспитателям логопедических групп и родителям детей с речевыми нарушениями.

выполни штриховку по образцу для детей гомзяк. выполни штриховку по образцу для детей гомзяк фото. картинка выполни штриховку по образцу для детей гомзяк. смотреть фото выполни штриховку по образцу для детей гомзяк. смотреть картинку выполни штриховку по образцу для детей гомзяк.

Примеры.
Произнеси звук У. Какой это звук? Каким цветом принято его обозначать?

Обведи линией красного цвета только те картинки, в названии которых есть звук У.

Назови картинку. (Суп.) Раскрась звуковую схему слова.

Заполни клетки по образцу.

Напечатай букву У до конца строки по образцу.

Какие времена года изображены на картинках в рамках? Назови предметы, изображенные на маленьких картинках, и соедини их линиями с соответствующими временами года.

Произнеси звук А. Какой это звук? Каким цветом принято его обозначать?

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

выполни штриховку по образцу для детей гомзяк. выполни штриховку по образцу для детей гомзяк фото. картинка выполни штриховку по образцу для детей гомзяк. смотреть фото выполни штриховку по образцу для детей гомзяк. смотреть картинку выполни штриховку по образцу для детей гомзяк.

Занятие 1. ЗВУК И БУКВА У

Цели:

Коррекционно-образовательные:

коррекционно-развивающие

коррекционно-воспитательная:

— расширять у детей представления об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: зеркала, наборы фишек для составления звуковых схем, кассы букв, тетради, карандаши, предметные картинки со звуком «У» в начале, середине и конце слова, сюжетная картина «Осень».

Ход занятия

/. Организационный момент.

Разграничение понятий: звук и буква. Практическое закрепление.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной
моторики. Работа по развитию дыхания

1.Общее расслабление

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Взмахи руками перед
собой.

И летят, летят, летят.

Взмахи руками, разве-
денными в стороны.

Все уж спать они хотят.

2. Развитие общей моторики.

Дует, дует ветер,
Дует, задувает.

Энергичные взмахи
руками.

Желтые листочки
С дерева срывает.

Имитация срывания лис-
тьев.

Падают листочки
Прямо нам под ножки.

Наклон вперед, руки
касаются ног.

3. Развитие мелкой моторики.

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:

Плавные, волнообразные
движения ладонями.

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой,

Загибают по одно-
му пальчику на обеих
руках.

Вот последний лист с осинки,
Ветер бросил на тропинку.

Спокойно укладывают
ладони на стол.

По общим правилам: с воображаемыми струйками дождя (поглаживание), капельками (постукивание подушечками пальцами) и сном струйками
(поглаживание).

Вот после осеннего дождика выглянуло солнышко, и вы улыбнулись, обрадовались. Но вдруг набежала тучка, и вы нахмурились,
огорчились, Но ветер унес тучки, и вы снова улыбнулись.

для челюсти: рот открыть (удерживать под счет до 10); попеременно открывать и закрыватьрот;

для языка: «лопаточка» (удерживать под счет до Ю).

— постановка нижнедиафрагмального дыхания.
Упражнение выполняется стоя, рука на диафрагме:

стоя голосовые упражнения: изобразить завывание осеннего ветра: у-у-у-у-у. громко (сильный ветер), тихо (слабый ветер),

/// Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

Логопед: «Сегодня мы с вами поговорим об осени и осенних приметах. А также познакомимся со звуком У, но прежде нам нужно вспомнить какие
бывают звуки? (Гласные и согласные.) Гласные — это. согласные — это. »

Характеристика звука У. Звук гласный — воздух выходит свободно через рот, не встречая преграды, обозначается фишкой красного цвета.

На доске картинки, детям предлагается отобрать те, названия которых начинаются со звука У.

Буква У
Совсем проста
Тянет рожки

Из. хвоста. (Г. Ванюхина)
Логопед предлагает детям найти букву У в разрезной азбуке среди других букв и выложить ее из счетных палочек.

— Звуковой анализ и синтез слогов типа УТ, УП,УК.

Физкультминутка

К нам на длинной тонкой ножка

Прыжки на одной ноге по

Скачет дождик по дорожив.

Прыжки на другой ноге.

Покалывают руками на
воображаемые пузыри.

Логопед предлагает детям вспомнить, какое сейчас время года. Подобрать слова, отвечающие на вопрос: Кто? Что? по теме «Осень».

О каком времени года говорили?

VII. Домашнее задание*. К занятию 1 (альбом 1, с. 1).

Занятие 2. Звук и буква А

Цели:

коррекционно-образовательные:

коррекционно-развивающие:

корреционно-воспитательная

— воспитывать у детей бережно* отношение к
окружающей среде.

Оборудование; зеркала, Наборы цветных фишек для составления звуковых схем, предметные картинки со звуком А в начале, середине и конце слова;

сюжетные картины: ранняя и поздняя осень, разрезные азбуки, счетные палочки, карандаши, тетради.

ХОД ЗАНЯТИЯ

/. Организационный момент

Логопед предлагает датам выделить начальный

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной
моторики. Работа по развитию дыхания

для челюсти: открыть широко рот, затем закрыть(под счет от 1 до 5);

движения); «часики» — движения языка вправо—влево.

— Развитие диафрагмального дыхания.

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем (надуваем живот).

Шарик лопнул — выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

усиление голоса: беззвучная артикуляция звука — произнесение шепотом — тихо — громко: А-А-А;

ослабление голоса: громко — тихо — произнесение шепотом — беззвучная артикуляция: А-А-А.

Ш. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

Логопед: «Сегодня мы с вами узнаем, какая бывает осень и познакомимся со звуком А».

Изолированное произношение звука А с подключением артикуляционного, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Рот широко
открыт. Язык спокойно лежит внизу. Кончик языка за нижними зубами.

Характеристика звука А. Звук А — гласный, воздух выходит свободно, через рот, не встречая преграды, обозначается фишкой красного цвета.

На доске выставлены картинки: дуб, клен, береза, осина, сосна, каштан. Нужно отобрать те, в которых есть звук А. Звук А в словах произносится
логопедом утрированно.

Буква А, буква А —
Алфавиту голова
Знает Вова,
Знает Света,

А похожа на ракету. (В. Степанов)
Логопед предлагает детям найти букву А в разрезной азбуке среди других букв и выложить ее из счетных палочек.

Раз, два, три, четыре, пять

■удем листья собирать

Листья березы
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,

Руки перед собой. Изобра-
жать руками ступеньки:
поочередно укладывать
ладошки друг на друга.

Листики дуба мы соберем,

Встать. Руки сжать в
замок.

Маме осенний букет отне-
сем.

На доске выставляются две картинки: «ранняя осень» и «поздняя осень».

Дети вспоминают, с какого месяца осень начинается, а каким заканчивается. Логопед читает стихотворения Е. Трутневой.

Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое У березы на плечах.

У калины и рябины Вьются стаями дрозды.
Под окошком георгины Красотой своей горды.

Все деревья облетели Зеленеют только ели
Днем и ночью дождик льет, Грязь и лужи у ворот.

Логопед просит соотнести стихотворения и картинки: какое стихотворение, к какому периоду осе- ни относится и почему?

С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? (Обозначается красным цветом.) Какие осенние месяцы вы знаете?

VII. Домашнее задание К 11НЯТИЮ 2 (альбом 1, с. 2).

Звуковой анализ слое суп, сад с выкладыванием графической схемы.

Поделить на слоги слова: утка, утю*, кубик, труба, дача, ipyuia, Определить ударный слог, а затем определить место звуков У и А в этих словах.

птицы тучи животные

облака трава дождь

— Составить описательный рассказ об осени, с использованием схемы описания.

Занятие 3. Звуки У — А

Цели:

коррекционно-образовательные:

— учить детей различать звуки У — А с опорой на различные виды контроля;,

— формировать навыки словоизменения;
коррекционно-развивающие:

Ход занятия

/. Организационный момент.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной
моторики. Работа по развитию дыхания
голоса.
1. Общее расслабление,

Дети кружатся на цыпочках, руки в стороны.

Листья нам под ноги

Движения руками вправо,
влево,

3. Развитие мелкой моторики,

На березе, на осина
Догорели листья.

Поочередно сильно сжать
пальцы на правой, левой
руках,

Дунул ветер, и рябина
Уронила кисти.

Разжать и тихонько поло-
жите но стол руки.

Дождик моет желтый луг
Ржавый и шершавый
И земля вздыхает:

Положи кисти пра-
вой, а затем левой руки.

— Vipl. Отдохну, пожалуй-

Спокойно положить руки

— поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам;

— поглаживание от средней линии подбородка к ушным раковинам;

поглаживание крыльев носа (от середины к ушам);

поглаживание носа от кончика к переносице;

поглаживание от уголков губ к ушам;

«пальцевой душ» (постукивание двумя иличетырьмя пальцами).

для челюсти: попеременное открывание, закрывание рта;

для губ: «бублик» — «трубочка», «воздушный поцелуй», беззвучнчая артикуляция звуков А, У;

для языка: самомассаж языка (покусывание — дя-дя-дя, расслабление — тя-тя-тя).

— Упражнение на автоматизацию нижнедиафраг-
мального дыхания (постановка нижнедиафрагмального дыхания производится в первый год обучения из положения лежа).

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте

Сегодня мы побываем в гостях у осенних листоч-
ков и научимся различать звуки А, У.

воздух проходит свободно; голосовые связки работают.

На звук А логопед предлагает детям хлопать, а на звук У — топать. Логопед произносит ряд изолированных звуков.

Ук-ук-ук — ак-ак-ак и т.д.

Логопед демонстрирует детям буквы А, У и предлагает выложить их из счетных палочек. Детям предлагается подумать и сказать, на что похожи буквы А, У.

Физкультминутка. См. занятна 2.

Упражнений по развитию лексико – грамматической стороны речи

Логопед говорит о том, что будет называть одно дерево, а дети должны назвать много деревьев (с опорой на картинки). И наоборот.

Как называются деревья, у которых листья осенью желтеют и опадают? Как называются деревья, которые круглый год остаются зелеными?

VI/. Домашнее задание. К занятию 3 (альбом 1, с. Занятие 4.

Занятие 4. Звук и буква И

коррекционно-образовательные:

корекционно-развивающие:

коррекционно-воспитательная:

— воспитывать бережное отношения к деревьям и природе в целом.

Оборудование: зеркала, тетради, карандаши, профили артикуляции звука, предметные картинки со звуком И (в начале, середине и конце слова) и деревьями, пособие «Домик».

Ход занятия

/. Организационный момент.

Отобрать картинки с лиственными деревьями.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

для челюсти: имитация жевания;

для губ: «колесико», удержать губами соломинку;

ИИИИ АУИ АУИ АУИ АУИ

///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком И.

Характеристика звука И (с опорой на схему). Звук И гласный’ — воздух выходит свободно через рот, не встречая преграды, поется, обозначается
фишкой красного цвета.

Отобрать и назвать картинки со звуком И в середине слова. Звук И в словах произносить утрировано.

Молоток я раздобыл, Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? — Три! А какая буква? — И.

Отыскивание буквы И в разрезной азбуке.

Логопед предлагает детям изобразить деревья и листочки, которые качает ветерок.

«Дует легкий ветер—листочки едва шевелятся»,— говорит он.

Дети имитируют легко* дуновение ветра и слегка шевелят пальцами.

Назовите правильно листья (с опорой на картинки).

С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук?

Какие деревья вы называли? Назовите их.

VII. Домашнее задание. К занятию 4 (альбом 1, с. 5).

VIII. Материал для закрепления Он» занятий (тетрадь 1, с. 6; сентябрь, 4 неделя).

Игра «Хлопай, топай». На слова со звуком А — хлопаем, со звуком У — топаем.

Игра «Перепалка». Дети делятся на две команды, одна из команд должна называть слова со звуком А, а вторая со звуком У. Побеждает та
команда, которая придумает больше слов.

Определение места звука И в словах: Дина, икра, дети и т.д.

Из предложенных картинок отобрать только те, в которых присутствует звук И. С отобранными словами составить предложения,
поделить их на слова и начертить (выложить) схемы.

Игра «Назови ласково». Дуб, клен, осина, береза, рябина, каштан, ель, ива, сосна.

Игра «Где увидим этот лист?». Дубовый — на дубе, кленовый — на клене и т.д.

Занятие 5. Звуки П, Пь. Буква П.

Цели:

коррекционно-образовательные:

коррекционно-развивающие:

коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей аккуратность и трудолюбие.

Оборудование; предметные картинки со звуками П, Пь (в начале, середине, конце слова) и овощами, разрезные азбуки, зеркала, тетради, карандаши,
флажки.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто вспомнит названия лиственных деревьев.

//. Развитие общей. мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

Приходите в огород

Посмотреть, как все растет,

Руки поднимать вверх.

Все растет, все цветет

Руки разведены в стороны.

Приходите в огород!

Наклон вперед, перекрест-
ные движения перед собой.

В огород пойдем,
Урожай соберем.

Мы моркови натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

очень вкусный!
(Н. Нищева)

Показывают круг руками
три раза.

3. Развитие мелкой моторики.

У Сережки сорванца —

Два зеленых огурца.

Две хвостатых редьки.

По очереди разгибают
пальчики из кулачков, начи-
ная с большого на обеих
руках.

Поглаживание, постукивание, кругообразные
движения, поглаживание.

Как хорошо, когда ты улыбаешься,
Как хорошо, когда ты удивляешься,
Но как же нам невесело,
Когда ты сердишься и огорчаешься.

Развитие артикуляционной моторики.

для губ: «почмокать» губами; «пошлепать» губами;

для языка: удерживать язык у нижних зубов под
счет от 1 до 5; покусать язык зубками.

См. занятие «Звук и буква И».

Голосовые упражнения: повышение и пониже-
ние голоса при произнесении гласных звуков.

///. Упражнения по развитию произношения и оби-
чению грамоте.

Логопед: «Сегодня мы с вами познакомимся со
звуками П, Пь, а также узнаем, как собирают уро-
жай овощей».

Дети хором, а затем индивидуально (вслед за
логопедом) проговаривают звуки П, Пь.

Звук Пь — мягкий. Это младший «братец» звука П. Он обозначается зеленым цветом.

Связь звуков и букв.

Звуки П, Пь живут в одном домике и этот домик — буква П.

На хоккее, на футболе Буква П — ворота в поле. (В. Степанов)
Рисование буквы П пальчиком: в воздухе и на столе. Отыскивание в разрезной азбуке.

па-па-па — пя-пя-пя
по-по-по — пё-пё-пё
пу-пу-пу — пю-пю-пю
пы-пы-пы — пи-пи-пи

Поищите куклу Полю1
Где она?

Дети ладонями прикрывают
влага и выполняют повороты
туловища вправо-влево.

Суп готовит, кашу варит,

Держит палочку в руке.

Вытягивают руки вперед
и держат воображаемую
палочку.

Как назвать одним словом «вершки» и «корешки», о которых мы сегодня говорили?

VII. Домашнее задание.К занятию 5 (альбом 1, с. 6—7).

Занятие 6. Звуки К, Кь. Буква К

Цели:

коррекционно-образовательные:

коррекционно-развивающие:

— воспитывать трудолюбие и уважение к труду других людей.

Оборудование: зеркала, наборы для составления схем, синие и зеленые флажки, картинки, в названии которых есть звуки К, Кь, панно «Огород»,
овощи, ореховые скорлупки.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Вспомнить картинки со звуками П, Пь.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

для челюсти: медленно открывать и закрывать рот;

— Произнесение звука И (без паузы) с усилением
и понижением голоса.

Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания (рука на диафрагме).

выдох \шумный выдох

Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

Сегодня мы с вами познакомимся со звуками К, Кь и научимся работать в огороде.

Буква К — домик для звуков К, Кь.

Два столбика стояли рядом, Вдруг один переломился,
И к другому прислонился.

Выкладывание буквы К из ореховых скорлупок.

Поднять на звук К синий флажок. На звук Кь —
зеленый.

Котик-кот, иди к доске,
Расскажи о колоске.

Капля — раз, капля — два.
Капли медленно сперва.
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять:
Кап, кап, кап, кап.

Исходная позиция: стоя.
Шаги по счету. Далее шаги
ускоряются.

Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем!

Руки поднимают вверх,
изображают зонтик.

Педагог предлагает детям прослушать рас-
сказ.

Наступила осень. Все стали собирать урожай на огороде. Один Незнайка стоит и смотрит на свои грядки: «Как ему собрать урожай?»

На панно «Огород» расставлены овощи. Дети
собирают овощи и говорят: «Я дергаю морковь, репку, лук, чеснок. Я копаю картофель. Я срезаю капусту. Я срываю помидоры, огурцы, горох, кабачки, тыкву, баклажаны».

С какими звуками мы сегодня познакомились?

Кому мы помогали собирать урожай? Где мы собирали урожай?

VII. Домашнее задание. К занятию 6 (альбом 1, с. 8).

VIII. Материал для закрепления вне занятий (тетрадь 1, с. 8; октябрь, 1 неделя).

Составить сравнительные рассказы о клюкве и
малине, о яблоке и лимоне, об огурце и помидоре.

Составить предложение из слов.

Яблоко, лежать, яблоня, под.
Картошка, расти, огород, в.
Клубника, тарелка, лежать, на.

— Закончить предложения (составление сложно-
подчиненных предложений).

Мама почистила картошку, чтобы.
Мама помыла овощи, чтобы.
Мама собрала в саду малину, чтобы.
Мама купила в магазине яблоки, чтобы.

— Составить как можно больше сложносочиненных предложений по схеме и образцу.
Морковь — овощ, а яблоко — фрукт.
Морковь растет в огород», а яблоко — в саду.
Из моркови делают салат, а из яблок — ком-
пот.

Занятие 7. Звуки Т, Ть. Буква Т

Цели:

коррекционно-образовательные:

коррекционно-развивающие:

развивать навыки звукового анализа на материале слогов и слов;

развивать фонематический слух;

развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

формировать умение делить предложения на слова;

коррекционно-воспитательная:

— воспитывать уважение к труду взрослых и прививать трудовые навыки.

Оборудование: зеркала, наборы для составления схем, тетради, карандаши, картинки со звуками Т, Ть (в начале, середине и конце слова), картонное дерево, корзинки, картинки с изображением фруктов.

Ход занятия

/. Организационный момент. Игра «Скажи наоборот».

Ка-ка — кя-кя Ко-ко — кё-кё
Ку-ку — кю-кю и т.д.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

Зашагали по полу. Тихо сели по местам.

Как румян осенний сад!

Легкие хлопки по щекам.

Всюду яблоки висят.

Руки поднять вверх.

На ветвях своих высоких

Руки поднять вверх.

Точно солнышки горят!

Соединить в круг («солныш-
ко»).

3. Развитие мелкой моторики. «Компот»

Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много.
Вот:

Левую ладошку держат
«ковшиком», указательным
пальцем правой «мешают».

Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.

Завивают по одному пальцу,
начиная с большого.

Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.

Опять «варят» и «меша-
ют».

Глаза — нарисуем пальцами очки.

Подбородок — от середины подбородка вверх по щекам к вискам.

Шея — согреем шейку (поглаживание, точечный массаж).

Мы пришли в сад. Какие большие яблоки!

А какие сочные груши!

Откусили кусочек яблока, а там червячок.

для челюсти: покашливание, имитация голубиного воркования;

для губ: «вкусное варенье»; «почистим зубки» (верхние зубы изнутри).

— Дети разводят руки в стороны и делают вдох. Затем обхватывают себя руками и приседая («опускаясь под воду») делают выдох 2-3
раза.

— Тянем один гласный звук, на одном выдохе, вдох 4 у

///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

Мы сегодня побываем во фруктовом саду, а так-же познакомимся со звуками Т, Ть.

Проговаривание звуков Т, Ть хором и индивидуально.

Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.

Та-та-та Тя-тя-тя И т.д.

Связь звуков и буквы.

Звуки Т, Ть живут в одном домике. Этот домик —
буква Т.

Тень большого молотка, Буква Т на стол похожа,
На ноге стоит он тоже.

Выкладывание буквы Т из счетных палочек.

Мех теплый, как грелка.
Так кто это. (Белка)

Ти-ти-ти — куда же нам пойти?

Ать-ать-ать — пойдем на улицу гулять.

Ать-ать-ать — будем прыгать и скакать.

(Выполняются движения, соответствующие тек-
сту).

Игра «Плодовое дерево».
Для игры необходимо картонное дерево с кармашками для картинок и несколько корзин. Логопед достает из кармашков различные картинки с изображением фруктов: яблока, груши, лимона, апельсина, мандарина, абрикоса — и спрашивает у детей: «Что это? Как называется дерево, на
котором растут фрукты? (Плодовое.)»

Дети берут корзинки и идут к дереву «собирать» урожай фруктов, при этом комментируя свои действия:

«Я собрал с дерева много груш».

«Я собрал с дерева много апельсинов». И т.д.

С какими звуками познакомились? Дайте характеристику этим звукам.

Что лежит у вас в корзинках?

VII. Домашнее задание.

К занятию 7 (альбом 1, с. 9).

Цели:

коррекционно-образовательные:

— учить детей давать сравнительную характеристику звуков;

расширять словарь по теме «Фрукты»;
коррекционно-развивающие:

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

— развивать мыслительную деятельность;
коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей аккуратность и развивать
любознательность.

Оборудование: макет плодового дерева, картинки с изображением фруктов, картинки, в названии которых есть звуки К — Т, тетради, карандаши, раз- резные азбуки, наборы для составления схем.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто выберет себе картинку с фруктами. (Предлагаются картинки, изображающие овощи и фрукты.)

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

Развитие общей моторики (см. занятие 7).

для челюсти: имитация жевания,

для губ: «трубочка», «бублик»;

для языка: язык «горбиком» (к-к-к); «прятки» (язычок играет в прятки с зубками — покажет ся и спрячется); губы в улыбке (язык у нижних
зубов, а затем у верхних).

«Петух». Исходная позиция: стоять прямо, ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бед- рам и, выдыхая, произносить: ку-ка-ре-ку (3 раза).

Голосовые упражнения: тянем звук А на одном выдохе.

///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

Назовите последний звук в словах ПОТ и СОК.

Какие это звуки? Хоровое и индивидуальное проговаривание.

3.Развитие фонематического слуха.
Воспроизведение слоговых рядов.
Та-ка-та Ка-та-та
Та-та-ка Ка-ка-та и т.д.

На доске выставляются буквы К, Т. Дети находят их в разрезных азбуках и прописывают в тетрадях.

Громко, звонко повтори!

Катает кот моток,
Паук паутинку ткет.

— Тики-так, тики-так, —
Так ходики стучат.

Наклонять голову вправо —
влево.

— Туки-так, туки-так, —
Так колеса стучат.

Поочередно правой и левой
рукой описывать перед собой
круги.

Туки-ток, туки-ток,
Так стучит каблучок.

Используется макет «плодового дерева».

Логопед: «На прошлом занятии был собран урожай. Урожай чего был собран? (Фруктов.) А с каких деревьев мы его собирали?»

Логопед вставляет в кармашек дерева картинку с изображением яблока и спрашивает: «Если на дереве растут яблоки, то как оно называется? (Яблоня.)
А если груши? (Груша.)» и т.д. Последней на дерево выставляется картинка с изображением банана.

«Ребята, а может на нашем дереве вырасти банан?»
(Нет, потому что бананы растут на пальмах.)

VII. Домашнее задание. К занятию 8 (альбом 1, с. 10—11).

VIII. Материал для закрепления вне занятий (тетрадь 1, с. 10; октябрь, 2 неделя).

Игра «Магазин соков». Образование прилагательных от существительных: сок из яблок (какой?) — яблочный, из груш, из слив, из абрикосов, из апельсинов и т.д.

Учить составлять описательный рассказ по плану. (Что это? Какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь? Какой на вкус? Какие блюда
можно приготовить?)

— Игра «1, 3, 5». Груша, яблоко, вишня, черешня, персик и т.д.

Цели:

коррекционно-образовательные:

коррекционно-развивающие:

— учить ориентироваться на тетрадном листе;
коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к маленьким обитателям природы.

Оборудование: картинки с изображением насекомых, картина с изображением частей тела насекомых, картинки со звуками П, Т, К, зеркала, карандаши, тетради.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто превратит твердые слоги в мягкие.

Па-па-па — пя-пя-пя Ка-ка-ка — кя-кя-кя

Та-та-та — тя-тя-тя и т. д.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление

Туки-туки-туки-тук —
Рубим, рубим во весь дух.

Дети стоят и энергично
машут руками.

Потихонечку садитесь
Спящими вы притворитесь.

Садятся на свои места и
«засыпают».

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Слова этого упражнения могут использоваться каждый раз при переходе к упражнению по развитию общей моторики.

Пчелы гудят, в поле летят.

Кружатся на месте и
машут руками, как крыльями.

С поля идут, медок несут.

Шаги на месте. Две руки
закинуты на правое плечо
(«несут мед»).

3. Развитие мелкой моторики.

Божья коровушка,
Полети на облачко.

Рукой изображают «брюш-
ко» божьей коровки.

Принеси нам к осени
Мы тебя попросим:

Сверху «брюшка» погла-
живающие движения дру-
гой рукой.

Поочередно загибают паль-
цы на руке.

4. Массаж лица.

Бабочка крылышками ма-
шет.

Вдруг комарик покусал.

Постукивание, кругообраз-
ные движения.

5.Развитие мимических мышц

Какая красивая стрекоза!

Как сверкают ее крылышки!

Сильный осенний ветер сдул стрекозу
с цветочка.

Но стрекоза вспорхнула и улетела.

для челюсти: имитация жевания;

для губ: удержать губами витаминку;

для языка: «иголочка»; «киска лакает молоко».

Упражнение «На турнике». Исходная позиция — стоя, ноги вместе, гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх — вдох, опустить палку на лопатки — длительный выдох с произнесением звука «фффф» (3—4 раза).

Произносить на одном выдохе сочетания из двух звуков:

ау. выдох
ау.
ау вдох а

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

На прошлом занятии мы с вами различали два звука — П и Т — а сегодня к ним присоединился еще один звук — К.

Отыскивание букв П, К, Т в разрезных азбуках (с
опорой на образец). Прописывание их в тетрадях.

Муравей нашел былинку,
Много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку,
Он домой ее несет.
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом,
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом.

Логопед: «Отгадайте загадку: не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар.) Каких насекомых вы еще знаете?» Рассматривание картинок с
изображениями насекомых: кузнечик, бабочка, оса, пчела, стрекоза, муха, комар, жук, таракан, шмель.

Игра «Узнай, чье крылышко?»
Это крылышко пчелы.

Это крылышко кузнечика.
Это крылышко стрекозы и т.д.

VI/. Домашнее задание.
К занятию 9 (альбом 1, с. 12).

VIII. Материал для закрепления вне занятий
(тетрадь 1, с. 12; октябрь, 3 неделя).

Игра «Сосчитай». Один комарик, три комарика, пять комариков и т.д.

Игра «Подбери признак». Бабочка (какая?), комарик (какой?) и т.д.

Отгадывание и заучивание загадок:
Что за девчонка: Домовитая хозяйка

В поясе тонка, Пролетает над лужайкой.

Огромные очи. Похлопочет над цветком —

Летит — стрекочет. Он поделится медком.

Не зверь, не птица, Целый день летает,

Носок, как спица, Вам надоедает,

Летит — кричит, Ночь настанет,

Сядет — молчит. Тогда перестанет.

Занятие 10. Звук и буква О

Цели:

коррекционно-образовательные:

коррекционно-развивающие:

— развивать дыхание и голос;
коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей нравственные качества.
Оборудование: картина с изображением частей тела насекомых, картинки со звуком О (в начале, середине и конце слова) и насекомыми, наборы для составления схем, карандаши, тетради, разрезные азбуки.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Вспомнить насекомых, с которыми познакомились на прошлом занятии.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

Вдох через нос, выдох через нос (5 раз).

Голосовые упражнения: произносить на одном выдохе звуки ИО:

///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

Вы узнаете, с каким звуком мы познакомимся сегодня, если определите 1-й звук в словах: ослик, обруч, осы. Дети определяют звук О.

Логопед произносит ряд звуков и просит детей поднимать красный флажок, когда они услышат звук О.

В старом дереве дупло
Ну, совсем как буква О. (В. Степанов)
Отыскивание буквы О в разрезной азбуке (с опорой на образец).

Физкультминутка.
Носом вдох, А выдох ртом,
Дышим глубже, А потом

Марш на месте! Не спеша: Как погода хороша!

Выделение четвертого лишнего: ласточка, бабочка, синица, журавль. Перед детьми выставляется большая картинка с бабочкой, чтобы можно было увидеть особенности строения ее тела. Дети рассматривают бабочку.
Логопед показывает и называет части ее тела, и говорит о том, что так устроены насекомые: крылья, усики, брюшко, голова, хоботок,
грудь, лапки. ‘

Игра «Как питаются насекомые?»

Кузнечики, жуки, тараканы — грызут и откусывают.

Бабочка — высасывает нектар из цветка хоботком.

Шмель — добывает нектар из цветка длинным гибким язычком. Точно так же добывают нектар и пчелы.

Муха слизывает хоботком остатки нашей пищи.

Комар прокалывает кожу и питается кровью человека и животных.

VI/. Домашнее задание. К занятию 10 (альбом 1, с. 13).

Занятие 11. Звуки X, Хь. Буква X

Цели;

коррекционно-образовательные:

коррекционно-развивающие:

— развивать дыхание и голос;
коррекционно-воспитательная:

— познакомить детей с жизнью птиц.
Оборудование: картинки со звуками X, Хь и птицами, наборы для составления схем, разрезные азбуки, счетные палочки, дидактическое пособие к игре «Замок».

Ход занятия

/. Организационный момент.

Как питаются насекомые? Назвать слова-действия.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

Гуси серые летели. На лужайке тихо сели.
Походили, поклевали, Потом быстро убежали
Гуси серые летели, На лужайке тихо сели.

Развитие общей моторики. «Кукушка».

У леса на опушке,
Высоко на суку,
С утра поет кукушка:
— Ку-ку! Ку-ку!

Дети стоят на носочках и
тянутся за руками вверх.

Внизу бежит речонка
По желтому песку.
Поет кукушка звонко:
— Ку-ку! Ку-ку!

Присели. Руками производят волнообразные движения.

Зеленые лягушки
Попрыгали в реку.
Поет им вслед кукушка:
— Ку-ку! Ку-ку!

Сидя на корточках, подрыгивают как лягушки.

3. Развитие мелкой моторики.

Дети загибают по одному
пальчику на обеих руках.

Эта птичка — злой орлан.

Машут сложенными
накрест ладонями.

Птички, птички, по домам!

Машут обеими руками,
как крыльями.

Продольный, поперечный, точечный, кругообразный.

Прилетела птичка ягод поклевать.
Как их много!

Но вдруг прилетела целая стайка
других птичек и склевала все ягоды.

Но ведь это мои друзья!

///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

Сегодня мы с вами побываем в гостях у перелетных птиц и познакомимся со звуками X, Хь.

Какой звук слышится X или Хь, когда мы смеем ся: Ха-ха-ха? (X.) Хи-хи-хи? (Хь.)

Хоровое и индивидуальное проговаривание звуков. Характеристика звуков.

Звук X — согласный, твердый (обозначаем фишкой синего цвета), глухой, заднеязычный.
Звук Хь — согласный мягкий (обозначаем фишкой зеленого цвета), глухой, заднеязычный.

На ходулях скороход Собирается в поход.

Выкладывание буквы X из счетных палочек, отыскивание в разрезной азбуке.

— Игра «Скажи наоборот».

Ха-ха-ха — хя-хя-хя Хо-хо-хо — хё-хё-хё Хы-хы-хы — хи-хи-хи Хэ-хэ-хэ — хе-хе-хе

Утром громко поют. (петухи) У лисы пушистый. (хвост)

Ха-ха-ха — вкусная уха. Хе-хе-хе — птичка на ольхе.
Хи-хи-хи — поют петухи. Ох-ох-ох — в лесу растет мох.

Исходная позиция: стоя. Руки
поднимают вверх.

Опускают. Свободные взма-
хи руками перед собой.

Уродился он неплох,

Руки поднимают вверх.

Опускают. Свободные взма-
хи руками перед собой.

Уродился он пустой,
Я бегу, а ты постой.

— Выделение четвертого лишнего (со зрительной
опорой и помощью логопеда).

— Игра «Птицы улетели».

Ласточка — ласточки — нет ласточек.
Журавль — журавли — нет журавлей.
Скворец — скворцы — нет скворцов.
Соловей — соловьи — нет соловьев.
Жаворонок — жаворонки — нет жаворонков.
Зяблик — зяблики — нет зябликов.

VI/. Домашнее задание.
К занятию 11 (альбом 1, с. 14—15).

VIII. Материал для закрепления вне занятий
(тетрадь 1, с. 14; октябрь, 4 неделя).

— Игра «Чудесный мешочек». Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет местоположение звуков К, X или Хь.

ха-ха-ха-ха — ка-ка-ка-ка хо-хо-хо-хо — ко-ко-ко-ко
хы-хы-хы-хы — кы-кы-кы-кы

— Игра «Скажи наоборот». Короткий хвост — длинный хвост.

Занятие 12. Звуки К — X

коррекционно-образовательные:

— учить детей давать сравнительную характеристику звуков К — X;

коррекционно-развивающие:

— развивать функцию словоизменения;
коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей любовь к птицам и учить заботиться о них.

Оборудование: картина с изображением частей тела птиц, картинки со звуками К, X и птицами, макет березы, наборы для составления схем, разрезные азбуки, зеркала.

/. Организационный момент.

Вспомнить перелетных птиц, слова со звуками К, X.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

— для челюсти: приоткрыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удержать ее в таком положении 6—8 секунд, вернуть в исходное
положение;

///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки К и X.

Украсить дерево (в данном случае это береза) картинками, в названии которых имеются звуки К, X. Детям объясняют, что у березы листики облетели и ее надо украсить картинками.

Крошки хомяк за щеку клал, Корм хорек из хлева украл.

Ка-ка-ка — я устал слегка. Ох-ох-ох — соберем горох.

Ко-ко-ко — руки высоко. Ух-ух-ух — рубим во весь дух.

голова — головка хвост — хвостик шея — шейка ноги — ножки крылья — крылышки клюв — клювик

VII. Домашнее задание. К занятию 12 (альбом 1, с. 16—17).

Занятие 13. Звук и буква Ы

Цели:

коррекционно-образовательные:

коррекционно-развивающие:

— воспитывать у детей чувство любви к лесу и
бережное отношение к нему.

Оборудование: зеркала, тетради, наборы для составления схем, разрезные азбуки, картинки, в названии которых есть звук Ы, набор предметов для игры в «Лото», картинки с изображением грибов.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Разложить в два столбика картинки: перелетные птицы, водоплавающие птицы.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

Маршируют, руки на поясе.

Наклонились, правой рукой
коснулись носка левой ноги и
наоборот.

Раз, два, три,четыре, пять,

Мы идем искать опять.

Наклоны вперед, руки касаются носков.

3. Развитие мелкой моторики. «Опята».

На пеньке живет семья,

Одна рука сжата в кулачок,
прикрыта ладошкой другой
руки.

Мама, папа, братья, я.

Ладошку снимают, пальчики
поочередно разжимают.

Дом у нас один, а крыша

Две руки вместе ладонями
вверх.

Есть у каждого своя.

Ребята! Представьте, что вы в лесу и

вдруг. Какой большой гриб боро-

А рядом красная шапочка!

Но это оказался мухомор.

Да их здесь не один, а множество!

подышим лесным воздухом: вдох ртом, выдох носом (3—4 раза);

голосовые упражнения: произносить на одном выдохе звук Ы.

///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком и буквой Ы.

Произношение изолированного звука Ы хором, индивидуально (вслед за логопедом).

Характеристика звука Ы — гласный, обозначается фишкой красного цвета, живет в красном замке.

Логопед демонстрирует букву Ы.
Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы —
Все мы знать ее должны. (В. Степанов)

Дети находят букву Ы среди других букв разрез-
ной азбуки.

— Игра «Живые буквы». Произносятся слоги типа ЫП, ПЫ. После звукового анализа слога ЫП выходят двое детей и выбирают, какими звуками они будут (например, Катя — звук Ы, а Дима
— звук П) и фишки соответствующих цветов (Катя — красную, Дима — синюю). Остальные дети проверяют правильность их выбора. То же самое со слогом ПЫ. Составление слогов из букв разрезной азбуки.

Логопед: «К нам в гости забежал ёж, а зовут его Пых. Он просит, чтобы вы написали его имя». После звукового анализа слова Пых, дети
составляют его из букв разрезной азбуки. Записывают в тетради.

Дети составляют предложения о еже. Например: «Ёжик ПЫХ зимой спит». Делят его на
слова, записывают графическую схему.

Игра «В лес пойдем — грибов наберем». Вносится корзина с грибами (тестопластика), и дети подсчитывают, сколько грибов они нашли.

Одна лисичка, две лисички. пять лисичек.
Один мухомор, два мухомора. пять мухомо-
ров.(Подберёзовик, подосиновик, маслёнок, опё-
нок).

VII. Домашнее задание. К занятию 13 (альбом 1, с. 18-19).

VIII. Материал для закрепления вне занятий (тетрадь 1, с. 16; ноябрь, 1 неделя).

Занятие 14. Гласные звуки: А, У, И, Ы, О

Цели:

коррекционно-образовательные:

коррекционно-развивающие:

коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей навыки поведения в магазине.

Оборудование: пособие к дидактической игре «Домик», набор «банок», наборы для составления схем, разрезные азбуки, карандаши, тетради.

Ход занятия

/, Организационный момент.

Дать характеристику гласным звукам.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

Логопед: «Ребята! Сейчас мы с вами отправимся за ягодами, будем собирать и попробуем их на вкус».
Это сладкая черника. Это кисло-горькая брусника.
Это горькая-прегорькая калина. Это кислая-прекислая клюква.
Дети мимикой выражают свои впечатления.

— вдох ртом, выдох носом (3—4 раза);

///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

Логопед: «Мы с вами уже познакомились с таки- ми гласными звуками: А, У, И, Ы, О. Сегодня они все вместе пришли к нам в гости».

Почему эти звуки называются гласными? Каким цветом мы их обозначаем? Гласные звуки тянутся песенкой звонкой: И-и-и. Могут заплакать и застонать: О-о-о-у-у. Могут качать в колыбели Аленку: А-а-а. Могут, как эхо в лесу закричать. Про какой звук мы забыли? (Про звук Ы.) Угадывание звуков по беззвучной артикуляции.

В магазине продаются «соки». (Из картона вырезаются банки, и на каждую наклеивают различные ягоды.) Ребенок подходит к «продавцу» (логопеду) и говорит: «Я хочу купить сок из брусники — брусничный сок. Я хочу купить сок из черники — черничный сок» и т.д.

— голосовые упражнения: произносить на одном

VII. Домашнее задание. К занятию 14 (альбом 1, с. 20—21).

Занятие 15. Звуки М, МЬ. Буква М

Цели:

коррекционно-образовательные:

коррекционно-развивающие:

развивать у детей наблюдательность;

— воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование: тетради, карандаши, наборы для составления схем, разрезные азбуки, картинки с изображениями домашних животных и их детенышей, картинки, в названии которых присутствуют
звуки М, Мь.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет гласные звуки и слоги с ними.

//, Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

Наши руки отдыхают, наши ноги отдыхают,
Шея не напряжена, а расслаблена.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Раз, два, три — ты кругом смотри.

Осторожно словно кошка,
Поиграю я немножко:
Я легко со стула спрыгну,
Спинку я дугою выгну.
А теперь крадусь, как кошка,
Спинку я прогну немножко.
Я из блюдца молочко,
Полакаю язычком.

Выполнение действий по
тексту.

3. Развитие мелкой моторики.

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.

Указательный палец и
мизинец изображают
рога.

За ней козленочек бежит,
Колокольчиком звенит.

Пальцы соединены в
щепотку, опущены вниз
(изображать позванива-
ние колокольчиком).

4. Массаж лица.

Ласковая кошечка облизывает язычком.

Козочка маленькими рожками бодает.

Постукивание подушечками пальцев.

Растирающие движения по массажным линиям.

Ласковая кошечка ластится.

Нахмурить брови; поднять брови; наморщить лоб.

///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы.

Выделение звуков М, Мь из состава слов. Логопед спрашивает у детей, какой общий звук у этих слов.

Молоток, гастроном, трамвай. — М.
Медвежонок, пирамида, семь. — Мь.

детьми. Характеристика звуков.

Звук М — согласный, твердый, звонкий (тактильно-вибрационный контроль — «горлышко дрожит»), губной.

Звук Мь — согласный, мягкий, звонкий, губной.

Дети по очереди магнитной удочкой «вылавливают» из аквариума предметные картинки, называют их и определяют местоположение звуков М, Мь в словах.

Взявшись за руки, мы встали,
И на М похожи стали. (В. Степанов)
Двое детей изображают букву М, а остальные
выкладывают ее из счетных палочек.

— Игра «Скажи наоборот»

Ма-ма-ма — мя-мя-мя Мо-мо-мо — мё-мё-мё
Му-му-му — мю-мю-мю Мы-мы-мы — ми-ми-ми

— Звуковой анализ слогов МЫ, МИ. Выкладывание слогов из букв разрезной азбуки.

На разведку мы пойдем,
Слово нужное найдем.

Дети отбирают картинки со звуками М, Мь.

Мы-мы-мы — в реке плавают сомы.
Ми-ми-ми — машет птица крыльями.

Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Мы походим, как ребята,
И как мишка косолапый.

Голодная мычит,
Сытая жует,
Всем ребятам
Молоко дает. (Корова.)

А как называют детеныша коровы? (Теленок.)

Сейчас мы поиграем в игру «Кто у кого?» Для этого вам нужно вспомнить детенышей домашних животных.

Логопед называет домашних животных и показывает картинки.

У лошади — жеребенок и т. д.

С какими звуками мы сегодня познакомились?
Дайте характеристику этим звукам.

Детенышей каких домашних животных вы знае-
те? Назовите их.

VII. Домашнее задание. К занятию 15 (альбом 1, с. 22-23).

Занятие 16. Звуки Н, Нь. Буква Н

Цели:

коррекционно-образовательные:

— учить детей давать сравнительную характеристику звуков Н, Нь;

— развивать фонематический слух и восприятие;
коррекционно-воспитательная:

— прививать детям чувство любви к животным, желание им помочь.

Оборудование: тетради, карандаши, зеркала, наборы для составления схем, разрезные азбуки, предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки Н, Нь, сюжетные картинки с изображением жилищ животных.

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет детенышей домашних
животных.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

Вдох через нос — выдох через рот (3 раза).

Голосовые упражнения: работа над звонкостью
голоса.

///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

Объявление темы. Игра «Чего не стало?» (с девятью картинками).

Не стало: носков, ниток. Выделение начальных звуков в этих словах. С этими звуками мы сегодня ипознакомимся.

2.Акустико-артикуляционный образ звуков.

Произнесение звуков Н, Нь хором, индивидуально. Характеристика звуков:

звук Н — согласный, твердый, звонкий, носовой;
звук Нь — согласный, мягкий, звонкий, носовой.

Буква Н, сказать всем можно, Очень на кровать похожа.
Отыскивание буквы в разрезных азбуках, печатание в тетрадях.

На-на-на — ня-ня-ня
Но-но-но — нё-нё-нё
Ну-ну-ну — ню-ню-ню
Ны-ны-ны — ни-ни-ни

Корова живет в коровнике.

Лошади живут в конюшне.

Телята живут в телятнике.

Свиньи живут в свинарнике.

Кролики живут в крольчатнике и т.д.

VII. Домашнее задание. К занятию 16 (альбом 1, с. 24).

VIII. Материал для закрепления вне занятий (тетрадь 1, с. 18; ноябрь, 2 неделя).

Ми-ма-му-ме
На-ну-ни-ны и т.д.

Занятие 17. Звуки Н — М

Цели:

коррекционно-образовательные:

коррекционно-развивающие:

— развивать навыки словоизменения;
коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей чувство любви к диким животным и стремление сохранить окружающий мир.

Оборудование: картинки с изображением диких животных и их детенышей, картинки со звуками Н, М, зеркала, тетради, карандаши, куклы, наборы
для составления схем, разрезные азбуки.

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет жилища домашних животных.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

Есть у нас игра такая —
Очень легкая, простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье.
И становится понятно —
Расслабление приятно.

По сухой лесной дорожке:
— Топ-топ-топ, — топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.

Ребенок стоит, слегка
согнувшись. Руки, согнутые в локтях, — перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают частые шажки.

Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка или дочки.

«Собирают ягодки» — кончики пальцев соединяются, «срывают ягоды».

3. Развитие мелкой моторики.

Дети загибают пальцы на
обеих руках: по одному
пальцу на каждое двустишие.

Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.

Дом — ладошки направлены под углом, кончики
пальцев соприкасаются.

В лесу бегает злой волк.

Вдруг не стало волка!

Поднять брови (удивление).

Это мишка косолапый про-
гнал злого волка.

Подмигнуть правым глазом
(радость).

///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы.

Логопед: «К нам в гости пришли две куклы. Им нужно дать имена: имя одной куклы должно начинаться со звука М, а другой — со звука Н. (Дети
называют кукол.) Эти два звука мы будем сегодня учиться различать».

Ны-ны-ны — Маше велики штаны.
Мы-мы-мы — был журавль у кумы.

Подобрать слова, которые начинаются на последние звуки слов гиппопотам и сон.

На что похожа буква М? А буква Н? Выкладывание букв из счетных палочек.

Но-но-но — ходили мы в кино.
Му-му-му — молока кому.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *