выражена в объективно предметной форме
Выражена в объективно предметной форме
Задание 2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Наука; мораль; религиям духовная культура; искусство.
В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.
связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.
Основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности.
Выражена в объективно-предметной форме.
Удовлетворяет первичные потребности человека
совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.
Основана на творческом типе деятельности.
Выражена в субъективной форме.
Удовлетворяет вторичные потребности человека
Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях: книгах, картинах, орудиях труда и т. д. Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей, тем не менее, полагает, что оно всё же существует.
Таким образом, мы видим, что все перечисленные понятия являются формами духовной культуры.
1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Данная разработка поможет подготовиться к ЕГЭ по обществознанию на тему «Понятие культуры. Формы и разновидности культуры».
Просмотр содержимого документа
«1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры»
1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Основные подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни
Культура — совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества
Культура — осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность
исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей
процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности
связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.
• Основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности.
• Выражена в объективно-предметной форме.
• Удовлетворяет первичные потребности человека
совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.
• Основана на творческом типе деятельности.
• Выражена в субъективной форме.
• Удовлетворяет вторичные потребности человека
Потребности общества и человека (материальные или духовные), которые удовлетворяются произведёнными ценностями
Основные функции культуры
Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе
Осуществление дифференциации ценностей, обогащения традиций
Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)
Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений
Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение
Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию
Восточная; западная; средиземноморская; латиноамериканская
Принадлежность к историческому типу общества
Русская; французская и т. д.
Культура традиционного; индустриального; постиндустриального общества
Культура охотников; собирателей, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура
Сфера общественной жизни или вид деятельности
Культура производства; экономическая; политическая; педагогическая; экологическая; художественная и др. культуры
Связь с территорией
Дописьменная (традиционная) ( знаки, рисунки, мифы и др.); письменная (письменность, тексты, книги и др.); экранная (кино; телевидение, видео, компьютеры)
Уровень мастерства и вид аудитории
Высокая (элитарная); народная; массовая
создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы, пословицы, поговорки, предания, ритуалы и др.)
понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, цирк, поп-культура, китч без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры)
создаётся привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными творцами
часть общей культуры, система ценностей, присущих определённой группе (половозрастные: женская, детская, молодёжная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические; криминальная)
оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (битники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд и др.)
Составляющие и признаки субкультуры
Знание (картина мира в узком смысле слова)
Социальные институты как системы норм
Стиль и образ жизни
Социальные роли и статусы
Навыки, умения, способы осуществления, метод
Потребности и склонности
• часто рассматривается как отклоняющаяся , выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре;
• характеризуется преобладанием отдыха и досуга , вокруг которых формируются все отношения;
• отличается приоритетом потребительских ориентаций ;
• формируется под влиянием экранной культуры (компьютерных игр, мультфильмов и т. д.);
• всё больше становится неформальной культурой , носителями которой выступают неформальные подростковые группы;
• носит суррогатный характер — она полна искусственными заменителями реальных ценностей;
• отличается отсутствием избирательности в культурном поведении, преобладанием стереотипов и группового конформизма (соглашательства);
• обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения.
Планы на тему: «Понятие культуры. Формы и разновидности культуры»
План №1: «Формы и разновидности культуры», «Культура, ее формы», «Культура как явление общественной жизни»
1) Понятие «культуры».
4) Функции культуры:
5) Субкультура и контркультура.
6) Особенности диалога культур в современном мире.
План №2: «Духовные ценности как компонент духовной культуры общества»
1) Понятие «духовной культуры».
2) Формы духовной культуры:
3) Составляющие духовной культуры:
4) Классификация духовных ценностей:
– витальные (жизнь, здоровье);
– социальные (статус, профессионализм);
– политические (правопорядок, законность);
– моральные (добро, любовь);
– религиозные (Бог, вера);
– эстетические (красота, гармония).
5) Значение духовных ценностей и жизни человека.
План №3: «Социальные ценности в жизни общества»
1) Понятие «социальные ценности».
2) Виды социальных ценностей:
3) Общечеловеческие ценности:
– религиозные (вера, душа);
– нравственные (добро, любовь);
4) Закрепление основных социальных ценностей в международных документах:
– Всеобщая Декларация прав человека;
– Конвенция о правах ребенка;
5) Функции ценностей:
6) Роль ценностей в жизни человека и общества.
План №4: «Духовная культура и ее роль в жизни общества»
1) Понятие «духовная культура».
2) Формы духовной культуры:
3) Составляющие духовной культуры:
4) Функции культуры:
5) Роль духовной культуры в жизни общества.
План №5: «Формирование духовной культуры личности в современном мире»
1) Понятие «духовная культура личности».
2) Структура духовной культуры личности:
– потребности и интересы;
– способности и стремления;
3) Классификация духовных ценностей:
– витальные (жизнь, здоровье);
– социальные (статус, профессионализм);
– политические (правопорядок, законность);
– моральные (добро, любовь);
– религиозные (Бог, вера);
– эстетические (красота, гармония).
4) Социальные институты, оказывающие влияние на развитие духовной культуры личности:
– наука и образование;
5) Духовная культура человека – содержание внутреннего мира.
План №6: «Философия и ее роль в духовной жизни общества»
1) Понятие «философия».
2) Структура философского знания:
– онтология (учение о бытии);
– гносеология (учение о познании);
– психология (учение о душе);
– этика (учение о нравственности);
– эстетика (учение о прекрасном);
– логика (учение о мышлении).
3) Особенности философского знания:
– имеет сложную структуру;
– носит теоретический характер;
– опирается на категории – предельно общие понятия;
– неисчерпаемо по своей сути.
4) Вопросы философии:
– сущность и происхождение бытия;
– материя, сознание и бессознательное;
– душа и человек и др.
5) Методы философии:
6) Функции философии:
7) Основные направления в философии:
8) Философия как особый тип мировоззрения.
План №7: «Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества», «Массовая культура»
1) Понятие «культура».
3) Характерные особенности массовой культуры:
– коммерческая выгода для создателей и производителей;
4) Негативное влияние на духовную жизнь общества:
– формирует ложные стремления и потребности;
– ведёт к стандартизации и унификации культуры;
– прививает людям упрощенные образцы и стереотипы поведения.
5) Позитивное влияние на духовную жизнь общества:
– позволяет расслабиться, организует эмоциональную разрядку;
– обращена ко всем людям без различия нации, класса, уровня бедности или богатства;
– ориентирована на интересы общества.
6) Особенности проявления массовой культуры в современной России.
1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
2. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Часть общей культуры, система ценностей, присущих определённой группе
Культурные течения, отрицающие ценности доминирующей культуры и противопоставляющие
3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
4. Установите соответствие между характерными чертами и разновидностями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) направленность произведений преимущественно на ценителей и знатоков
Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей
В) коммерциализация духовной деятельности
Г) приоритетное развитие развлекательных жанров
Д) сложность содержания и художественных форм
5. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Искусство; наука; образование; мораль; культура.
6. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами
Создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки
7. Выберите верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Получение коммерческой выгоды является целью создания произведений массового искусства.
2) Элитарная культура отражает насущные духовные потребности широких масс.
3) Элитарное искусство рассчитано на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений.
4) Произведения массовой культуры, как правило, анонимны.
5) Произведения народной культуры нередко передаются устно.
8. Установите соответствие между характерными чертами и разновидностями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) обилие спецэффектов, увлекательные сюжеты
Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей
В) коммерциализация духовной деятельности
Г) приоритетное развитие развлекательных жанров
Д) сложность содержания
9. Запишите слово, пропущенное в таблице
Создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки
Создаётся привилегированной частью общества или по заказу профессиональными творцами
10. Запишите слово, пропущенное в таблице
Популярная культура, преобладающая среди широких слоёв населения в конкретном обществе
Культура, рассчитанная на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений
11. 10-классник Иван готовит исследовательскую работу, посвященную современной культуре. Какие из перечисленных ниже положений свидетельствуют о том, что Иван исследует особенности народной культуры? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Иван утверждает, что данная форма культуры зародилась в середине XX в.
2) Иван установил, что памятники данной формы культуры созданы анонимными творцами.
3) Согласно работе Ивана, в основе данной формы культуры лежат традиции и обычаи.
4) Один из тезисов работы — отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности данной формы культуры.
5) Иван установил, что памятники данной формы культуры являются отражением индивидуальной точки зрения творца.
6) Иван утверждает, что формирование этой формы культуры связано с широким распространением СМИ.
12. Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) авторство часто не определено
2) носит преимущественно коммерческий характер
3) не требует специальной подготовки для своего восприятия
4) появилась раньше других форм культуры
5) рассчитана на узкий круг ценителей
13. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Популярное ток-шоу, рекламный плакат, массовая культура, комедийный сериал, музыкальный видеоклип.
14. Известный режиссёр анонсировал активную рекламную кампанию своего нового фильма, который будет демонстрироваться по всем кинотеатрам страны и предназначен для широкого круга зрителей. К какому виду (форме) культуры относится данный фильм? Какие три признака данного вида культуры отражены в описанном примере? Используя обществоведческие знания, назовите любой другой вид (форму) культуры.
15. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) показ многосерийного телевизионного фильма
Б) проведение фестиваля фольклорных коллективов
В) празднование масленицы
Г) завершение экспедиции по записи обрядовых песен
Д) концерт эстрадной музыки
16. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «культура»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об основных формах (типах) культуры;
− одно предложение, раскрывающее отличительную особенность элитарной культуры.
17. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «духовная культура»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения форм духовной культуры;
− одно предложение, раскрывающее особенности народной культуры.
18. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Позволяет накапливать и передавать социальный опыт от поколения к поколению
Позволяет людям вступать в общение друг с другом
Принципиальная закрытость, духовный аристократизм
20. Композитор на сюжет из античной мифологии создал оперу, которая была отнесена искусствоведами к произведениям элитарной (высокой) культуры. Что позволяет им сделать такой вывод? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) установка на следование образцу
2) коммерческая цель создания оперы
3) использование широко известных мифологических персонажей
4) трудность восприятия произведения неподготовленными слушателями
5) ориентация на массового потребителя
6) сложность формы музыкального произведения
21. Запишите слово, пропущенное в схеме.
22. Выберите верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Достижения культуры представляют собой продукт духовной деятельности людей определённой эпохи.
2) Содержание элитарной культуры обусловлено стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения.
3) Результаты материальной деятельности людей воплощены в достижениях культуры
4) Произведения народной культуры, как правило, анонимны.
5) Коммерческая выгода является целью создания произведений элитарного искусства.
23. Выберите верные суждения о формах культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Характерной чертой народной культуры является её ярко выраженный коммерческий характер.
2) Главным средством распространения произведений элитарной культуры является телевидение.
3) Экранная культура является разновидностью массовой культуры.
4) К основным составляющим массовой культуры относят информационную индустрию и индустрию досуга.
5) Как правило, элитарная культура выступает в форме художественного модернизма, новаторства в искусстве.
24. Установите соответствие между формами культуры и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А) каргопольская глиняная игрушка
В) картина «Белое на белом» К. Малевича
Г) песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка»
из оперы Н.А. Римского — Корсакова «Садко»
Д) увертюра М. Глинки «Камаринская»
25. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «духовная культура»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о потребностях, которые удовлетворяет духовная культура;
− одно предложение, раскрывающее содержание духовной культуры.
26. Какое определение даёт автор понятию «массовая культура»? Какие особенности массовой культуры он выделяет? Назовите две любые особенности. Какой ключевой фактор формирования массовой культуры он называет?
27. Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «глобализация». В чём проявляется связь массовой культуры и глобализации, с точки зрения автора? Укажите два любых положительных проявления массовой культуры , на которые указывает автор.
28. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) премьера телесериала
Б) конкурс фольклорных коллективов
B) празднование дня Ивана Купалы
Г) скандал с участием поп-звезды
Д) переиздание детектива-бестселлера
29. Государственный симфонический оркестр впервые исполнил симфонию современного композитора. Критики единодушно оценили музыкальное произведение как образец элитарной (высокой) культуры. Что позволило сделать им такой вывод? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений элитарной культуры.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) использование технических средств для прослушивания
2) развлекательный характер произведения
3) отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности деятельности композитора и исполнителей
4) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений
5) чрезмерная сложность формы музыкального произведения
6) трудность восприятия произведения неподготовленными слушателями
30. Телевизионный канал выкупил права на показ фильма режиссера М. Какие из перечисленных фактов также свидетельствуют о том, что фильм относится к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Фильм был продан для проката в кинотеатрах многих стран мира.
2) Для понимания концепции фильма требуется искусствоведческое образование.
3) В прокате в кинотеатрах страны фильм имел большой коммерческий успех.
4) В основе сюжета фильма лежит распространённый сюжетный ход.
5) Фильм предназначен для зрителей узкой возрастной аудитории.
6) Фильм получил приз на фестивале авторского кино.
31. Критик отозвался о новом художественном фильме как о произведении элитарной культуры. Какие признаки характерны для данного типа культуры? Запишите под которыми они указаны.
1) ориентация на получение коммерческой выгоды
2) учёт запросов самых широких слоёв общества
3) сложность форм художественной выразительности
4) развлекательный характер
5) необходимость специальной подготовки для понимания смысла произведений
6) ярко выраженная авторская позиция
32. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют черты массовой культуры.
1) коммерческий характер
3) использование спецэффектов
4) развлекательный характер
5) сложность формы и содержания
6) узкий круг потребителей
33. Установите соответствие между отличительными чертами и формами культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) анонимность произведений
Б) коммерческий характер
В) коллективность творческих процессов
Г) стандартизация содержания и художественных приёмов
Д) высокая интеллектуальная и художественная сложность произведений
34. Установите соответствие между формами культуры и их отличительными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) ориентированность на коммерческий успех
Б) ориентированность на узкий круг высокообразованной публики
В) ориентированность на развлечение
широких слоёв населения
Г) анонимность создателей произведений
Д) сложность для восприятия потребителями, не имеющими специальной подготовки
35. Установите соответствие между характеристиками и формами культур: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) характеризуется духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью
Б) создаётся анонимными творцами
В) потребляется в среде профессиональной духовной интеллигенции
Г) неразрывно соединена со средствами массовой коммуникации
Д) ориентирована на коммерческий успех
36. Установите соответствие между отличительными признаками и формами культур, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) выполнение, прежде всего, компенсаторной функции
Б) высокая сложность выражения и содержания
В) сохранение исторической преемственности
Г) удовлетворение сиюминутных потребностей людей
Д) ориентация на узкий круг высокообразованной публики
37. Установите соответствие между отличительными признаками и основными формами культуры, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Создается элитой или по ее заказу по заказу профессиональными творцами.
Б) Создается анонимными творцами.
В) Адресована узкой группе знатоков и ценителей.
Г) Преследует основную цель – получение коммерческой выгоды.
Д) Технически тиражируется в виде множества копий.
38. Установите соответствие между характеристиками и видами культур, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) анонимность произведений
Б) ярко выраженный коммерческий характер
1) массовая культура
B) коллективность творческих процессов
Г) стандартизация содержания
2) народная культура
Д) ориентация на запросы потребителя
39. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к элитарной культуре
1) сложность используемых форм
2) стремление авторов к воплощению собственных идей
3) развлекательный характер
4) ярко выраженная коммерческая направленность
5) духовный аристократизм
6) требование специальной подготовки для понимания
40. Автор пишет о ключевых проявлениях массовой культуры . Назовите два любых проявления. Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из них. (Сначала указывайте проявление, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
41. Автор пишет, что «критиками долгое время при оценке массовой культуры говорилось только об отрицательных её сторонах». Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите три любых отрицательных проявления массовой культуры и поясните их влияние на процесс социализации детей, подростков и молодёжи.
42. Выберите верные суждения о духовной культуре и её формах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Произведения массовой культуры, как правило, создаются анонимными творцами.
2) Основной круг потребителей народной культуры — высокообразованная часть общества.
3) Особенностью элитарной культуры является создание нового культурного языка, доступного узкому кругу ценителей, расшифровка которого требует широкого культурного кругозора.
4) К формам культуры относят мораль, религию, искусство, образование и науку.
5) Отличительная черта массовой культуры — её коммерческая направленность.
43. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) высокая содержательная сложность
3) ориентация на узкий круг ценителей
4) широкая рекламная кампания
5) соответствие изысканным вкусам
6) безграничное самовыражение автора
44. Установите соответствие между характерными чертами и типами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ
A) анонимность произведений
Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей
B) коммерциализация духовной деятельности
Г) приоритетное развитие развлекательных жанров
Д) сложность содержания
45. Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) премьера фильма ужасов
2) фестиваль рекламных роликов
3) переиздание детектива-бестселлера
4) выставка художников-авангардистов
5) областной смотр фольклорных коллективов
6) открытие международного конкурса пианистов
46. Художественное произведение автора N стало предметом разбора в литературном журнале. Выберите из приведённого ниже списка характеристики, свидетельствующие о том, что это художественное произведение относится к элитарной культуре, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Произведение сложно по своему содержанию.
2) Произведение создано известным писателем.
3) Произведение требует знакомства с современными философскими концепциями.
4) Художественные приёмы, используемые автором, вызывают непонимание многих читателей.
5) Среди читателей произведения люди разных возрастов и уровней образования.
6) Произведение создавалось с расчётом на коммерческий успех.
47. Художник K. coздал образы мирового хаоса и пустоты, воспроизведя их в выставочном пространстве впервые с помощью различных предметов, мебели, бумаги, газет. Какие признаки свидетельствуют о том, что творчество художника К. относится к элитарной культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) удовлетворяет сиюминутные запросы людей
2) трудна для понимания неподготовленного человека
3) имеет широкую аудиторию
4) не обладает художественной ценностью
5) имеет ограниченный круг почитателей
6) обладает меньшей художественной ценностью
48. Выберите верные суждения о формах культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Коммерчески успешной может быть только массовая культура.
2) Элитарная культура прежде всего проявляется в самореализации художника и не ориентируется на широкую аудиторию.
3) Возникновение массовой культуры происходит в постиндустриальном обществе.
4) Элементы народной культуры не используются в массовой культуре по причине отсутствия к ним интереса у широкой аудитории.
5) Одной из функций массовой культуры является рекреационная функция.
6) В современных произведениях искусства часто синтезируются элементы массовой, народной и элитарных культур.
49. Установите соответствие между признаками и видами (типами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
А) влияние на социализацию индивида
ВИДЫ (ТИПЫ) КУЛЬТУРЫ
Б) разнообразие используемых средств
1) только массовая культура
В) отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности
Г) сложность содержания
2) только элитарная культура
Д) развлекательный характер
3) и массовая, и элитарная культура
50. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к элитарной культуре.
1) анонимность произведений
2) коллективность творческих процессов
3) отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности
4) высокая содержательная сложность
5) доступность для понимания узкому кругу специалистов
6) безграничное самовыражение творца
51. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют черты элитарной культуры.
1) отсутствие выраженной коммерческой направленности
2) доступность для массового зрителя
4) стремление творца к самовыражению
5) сложность художественных приёмов
6) узкий круг потребителей
52. В художественном произведении N присутствует национальный колорит. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что произведение N относится к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) у этого произведения неизвестный автор
2) оно передаётся от поколения к поколению
3) ero создатели получили хорошую прибыль
4) его исполняют по радио профессиональные актёры
5) оно носит развлекательный характер
6) оно имеет сложное содержание
53. Былины о русских богатырях дают множество примеров верности, мужества, патриотизма. Они изучаются в массовой школе. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о том, что былины относятся к народной, а не к массовой культуре? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Их изучали в школе бабушки и дедушки современных учеников.
2) Они передавались из поколения в поколение, обогащаясь новыми сюжетами.
3) Они легли в основу художественных фильмов, получивших народное признание.
4) Они записаны на дисках актёрами, популярными в народе.
5) Они не имеют персонального авторства.
6) Их действующие лица стали героями современных анекдотов.
54. Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовная культура — одна из сфер деятельности человека в обществе.
2) Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.
3) Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество.
4) Духовная культура — это окружающая человека искусственная среда.
5) Духовная культура не связана с другими сферами жизни общества.
55. Выберите верные суждения о формах (областях) культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наука, как и другие формы духовной культуры, отражает действительность в художественных образах.
2) Наука направлена на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления.
3) Религия оказывает эмоциональное воздействие на верующих.
4) Мораль требует от человека определённого поведения.
5) Искусству, как и другим формам духовной культуры, свойственны рациональность и системность.
56. Известный писатель сочинил философское эссе, где дал весьма субъективную, индивидуально-творческую, совершенно непривычную интерпретацию событий недавнего прошлого. Найдите в приведённом ниже списке характеристики свойственные данному типу культуры, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) отражение в произведении авторской индивидуальности
2) оригинальность формы и (или) содержания
3) ярко выраженный коммерческий характер
4) необходимость специальной подготовки читателя
5) сложность содержания
6) ориентация на запросы широкого круга потребителей
57. Популярный актёр и телеведущий на собственные средства снял чёрно-белый фильм о судьбе своего поколения. Критики отнесли это произведение к элитарному искусству. Выберите в приведённом ниже списке характеристики произведения элитарной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) коммерческий характер
2) содержательная сложность
3) внимание критиков и знатоков
4) использование спецэффектов
5) привлечение кинозвёзд
6) колоссальный интерес зрителей
58. Установите соответствие между характеристиками и типами культуры, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) основной круг потребителей — высокообразованная часть общества
Б) понятна и доступна всем слоям населения независимо от уровня образования
В) включает в себя авангардные направления искусства
Г) произведения создаются анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки
Д) приоритет развлекательных жанров в духовной деятельности
59. Установите соответствие между признаками и формами культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) логическая стройность
B) обоснованность выводов
Д) выдвижение гипотез
60. За последние годы в крупном региональном центре сложилось несколько вокально-инструментальных молодежных групп. Какие особенности деятельности этих групп свидетельствуют об их принадлежности к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) развивают традиции народного вокального творчества
2) исполняют композиции собственного сочинения
3) деятельность имеет коммерческую направленность
4) репертуар составляет несложная танцевальная музыка
5) выполняют функцию накопления культурного опыта
6) произведения адресованы наиболее эстетически развитой части публики
61. Выберите верные суждения о формах (областях) культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наука, в отличие от других форм духовной культуры, способна оказывать эмоциональное воздействие на человека.
2) Основой морали являются представления человека и добре и зле и готовность поступать в соответствии с этими представлениями.
3) Религия даёт верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций.
4) Система образования реализует определённый общественный и государственный заказ.
5) Искусству свойственны рациональность и системность.
62. К произведениям элитарной (высокой) культуры искусствоведы относят классическую музыку: органные произведения Баха, скрипичную музыку Вивальди, концерты для фортепиано с оркестром Рахманинова. Что позволяет искусствоведам сделать такой вывод?
1) самовыражение и свобода творчества авторов
2) сложность восприятия произведений неподготовленным слушателем
3) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений.
4) высокая степень обобщения коллективного опыта
5) стереотипизация отражения человеком реального мира в музыке
6) ориентация музыки на широкую аудиторию
63. Установите соответствие между формами духовной культуры и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
64. Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) эстетические интерпретации объектов, явлений
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ
В) обоснованность выводов
Д) выдвижение гипотез
65. Телеканал транслировал телесериал о буднях городской больницы. Что позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны выбранные элементы ответа.
1) СМИ представили телесериал как удачный коммерческий проект.
2) Авторы используют народную музыку и эпические сюжеты.
3) Одной из главных целей создателей телесериала было собственное самовыражение.
4) Телесериал рассчитан на усреднённый потребительский вкус.
5) Телесериал интересен кругу знатоков.
6) Понимание телесериала не требует специальной подготовки.
66. Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) логическая стройность
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ
В) обоснованность выводов
Д) выдвижение гипотез
67. Установите соответствие между отличительными признаками и формами (областями) культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) стремление к достоверности и объективности
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ
Б) обоснованность гипотез
B) ярко выраженный субъективный характер
Г) образность и наглядность
Д) комплексное описание объекта
68. Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, произведения которой он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Б) логическая целостность
В) художественный язык
Г) чувственно-эмоциональное отражение мира
69. Установите соответствие между формами и видами (этапами) познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) познание мира с помощью слова, цвета и звука
Б) значимость художественного вымысла
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ
В) получение объективной картины мира
Г) изучение закономерностей развития природы и общества
Д) стремление к истинному знанию
70. Выберите верные суждения о формах (областях) духовной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мораль поддерживается силой государственного принуждения.
2) Наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития.
3) Религия объясняет события, явления окружающего мира с позиций существования сверхъестественного.
4) Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам.
5) Мораль отражает окружающую действительность в художественных образах.
— активная рекламная кампания;
— ориентированность на широкий круг зрителей;
— широкое распространение фильма;
3) другой вид (форма), допустим:
2) одно предложение, содержащее информацию об основных формах (типах) культуры: К основным формам культуры относятся элитарная, массовая и народная;
3) одно предложение, раскрывающее отличительную особенность элитарной культуры: Элитарная культура — это совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по её заказу профессиональными творцами.
17. 1) смысл понятия, например: совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению;
2) одно предложение с информацией о критериях(-и) выделения форм духовной культуры, опирающееся на знание курса, например: Критерием выделения форм духовной культуры является то, кем создаются элементы данной культуры, ИЛИ Критерием выделения форм духовной культуры является целевая аудитория, для которой создаются элементы данной культуры ИЛИ Критерием выделения форм духовной культуры является сложность и доступность восприятия элементов данной культуры;
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности народной культуры, например: Народная культура создаётся для широкой аудитории анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
— Духовная культура — особая сфера жизни общества, которая включает совокупность сотворенного разумом и чувствами людей: идеи, мысли, веру, чувства, язык, правила.
— духовная культура прежде всего удовлетворяет идеальные потребности человека, она направлена на его внутреннее развитие и самосовершенствование;
— содержанием духовной культуры являются музыкальные произведения, картины, вызывающие в человеке переживания, наводящие на размышление.
26. 1. Ответ на первый вопрос, например:
— массовая культура — это сложный социальный феномен XX века, представляющий собой особый тип производства и потребления культурных ценностей, характерный для массового общества.
2. Ответ на второй вопрос, например:
— для неё характерна серийность предметов её потребления;
— трансляция примитивных стандартов жизни и отношений между людьми;
— развлекательность, забавность, сентиментальность; в-четвертых, пропаганда культа сильной личности, которой всегда сопутствует жизненный успех.
3. Ответ на третий вопрос, например:
— ключевой фактор формирования массовой культуры — увеличение времени для отдыха.
27. 1. Объяснение, например:
— глобализация — это исторический процесс превращения мира в единую систему, обладающую единым и характеристиками.
2. Ответ на первый вопрос:
— массовая культура выступает также в качестве некоего фундамента мировой культуры, в результате чего происходит стирание и устранение национальных границ, в этом проявляется её роль в глобализации.
3. Ответ на второй вопрос, например:
— появление массовой культуры способствовало достижению всеобщей грамотности населения;
— массовой культуре принадлежит значительная роль в становлении современного рекреационного механизма снятия стрессов и напряжений.
40. 1. Индустрия развлекательного досуга, например:
— по всему миру большую популярность имеют голливудские такие кинофраншизы, как «Сумерки», «Форсаж» и другие;
— тиражи развлекательных «бульварных» газет и сайтов значительно превышают тиражи политических, экономических или профессиональных изданий.
— рекламное агентство Р. создаёт телевизионные ролики для транснациональной корпорации, производящей фастфуд, которые распространяются по всему миру;
— реклама прохладительных газированных напитков создаётся по единому шаблону на протяжении многих лет.
41. Правильный ответ может содержать следующие отрицательные проявления массовой культуры и показано их влияние на процесс социализации детей, подростков и молодёжи:
1. Ориентация на потребление, а не на творчество (например, под влиянием просмотра блокбастеров, создающих иллюзию возможности достижения успеха в жизни без особых усилий, подростки теряют интерес к учёбе и труду).
2. Формирование массового мировоззрения, которому присущи некритические убеждения и взгляды (например, девушки увлекаются чтением бьюти-блогов, под влиянием которых интересуются только индустрией красоты, а не проблемами современного общества).
3. Стандартизация взглядов на общество и жизнь (например, под влиянием рекламы и сериалов подростки стремятся построить свою жизнь в соответствии с отражёнными в них стандартами).