выражение доброжелательного и шутливого отношения к событиям
А что такое юмор и как он формируется?
НУ вот например.
ЕЖИК-КЛУБОК- УКОЛОЛСЯ. это юмор через абсурд.
УДАРИЛ В ГРУШУ, ЕЛЕ ВЫТЯНУЛ РУКУ. это юмор через смешную ситуацию и недотеп которые делали грушу.
А есть юмор в придачу с пародированием.. где смешно еще через пародию
Юмор – весёлый, добрый смех, помогает человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков. Юмор, в отличие от иронии, сатиры и прочих злых насмешек, конструктивен и идёт в пользу человеку однозначно. Хотя, в настоящее время под словом «юмор» подразумевается не только юмор в прямом смысле слова, но и всё, что вызывает смех. Юмор – это то, что смешно и не наводит на расстройство.
«Помогите, люди добрые, кто чем не шутит!»
«Не волнуйся, а то станешь волнистым!»
«Ой, не могу! Пошёл памперс менять…»
«Все мы над червями ходим.»
«Если счастье не в деньгах, отдай их соседу.»
Формируется из зачатков детства, от близких, ребенок подражает родителям.
ЮМОР — выражение доброжелательного и шутливого отношения к событиям, ситуациям, поведению других людей и к себе. Юмор — предпосылка положительных эмоций, даже в острых и сложных ситуациях. Основывается на способности воспринимать, выделять и понимать смешное, возвышаться над обстоятельствами жизни, не останавливаться в оценках ни перед значимыми явлениями и фактами, ни перед их несущественными, второстепенными моментами. Юмор по отношению к себе — признак развитого самосознания и зрелости личности, он неразрывно связан с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающей действительности. Например, для педагога юмор является одним из важнейших профессиональных качеств. Уместное и умелое применение на занятиях каламбуров, забавных коротких историй освежает внимание, дает возможность передохнуть учащимся на занятиях. В определенном плане использование юмористических историй на занятиях является и элементом научной организации педагогического труда. Определение
Воспитательная ценность юмора
Важенина Ольга Викторовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска
Воспитательная ценность юмора
Личность и общество – два неразрывно связанных между собой понятия. Общество состоит из отдельных личностей, но полноценное существование личности, индивида вне общества немыслимо. Ведь именно ценность человека является основой развития всего на земле. Целостная уникальная личность, стремящаяся к полной реализации себя и своих возможностей, всегда находится в центре гуманистической педагогики. Именно становясь такой личностью, индивид способен усвоить социальный опыт, систему социальных отношений, на основе которых в дальнейшем сможет делать самостоятельный осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Так постепенно в процессе усвоения социальных норм и ценностей индивид становится социально активным.
Но социальная активность не развивается самостоятельно, а нужна целенаправленная работа, способствующая ее формированию, которая должна вестись, начиная с раннего возраста. «Именно здесь закладывается фундамент будущей личности, развиваются многообразные отношения к людям, различным видам деятельности, самому себе. Вступая в жизнь, усваивая социальные нормы и правила, ребенок развивается, совершенствуется его поведение, поступки приобретают выраженную нравственную окраску. Разумеется, процесс социализации происходит не пассивно, а осуществляется в результате активного взаимодействия ребенка с окружающей действительностью. Вне активности субъекта ни его познание, ни деятельность не могут осуществляться. Поэтому важно, чтобы с самого начала жизни такая активность приобретала у детей выраженный социальный характер» [10, с.4].
Социализация ребенка – сложный и многоплановый процесс, который определяет его дальнейшее развитие, реализацию его возможностей. И здесь важно максимально упростить этот процесс, пойти по пути более простом и доступном для ребенка. В этом нам может оказать большую помощь – юмор. Именно юмор очень близок детям и неотделим от их жизни. К тому же юмор является многосторонним и сильным средством воспитания, способствует усвоению социальных норм и ценностей, несет в себе глубокую смысловую нагрузку. В основе юмора лежит любовь к человеку, стремление сформировать мировоззрение гуманиста. Постепенно юмористическое становится объемнее и глубже, приобретает новые качества. Юмор служит объективным идеалам, отражает действительность и обогащает представления о жизни.
Юмор объединяет различные стороны жизни и развивает активное мировосприятие ребенка. Юмор дает особую освещенность событий, новое видение, отражающее процесс формирования ребенка.
«У ребенка вообще есть великая потребность смеяться. Дать им добротный материал для удовлетворения этой потребности – одна не из последних задач воспитания. А это, – говорит К.И. Чуковский, – задача немалая: воспитать в ребенке юмор – драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастает, увеличивает его сопротивление всякой неблагоприятной среде, и поставит его высоко над мелочами и дрязгами» [2, с.4].
Для ребенка юмор имеет особое важное значение. «Улыбка и смех, – говорит советский психолог С.Л. Рубинштейн, – будучи первоначальным выражением удовольствия, органического благополучия, вбирают в себя, в конце концов, все высоты и глубины, доступные философии человеческого духа; оставаясь внешне почти тем же, чем они были. Улыбка и смех в ходе исторического развития приобретают все более глубокое и тонкое психологическое содержание» [9, с.9].
Раскрытие этого понятия мы видим в духовном развитии ребенка. В усвоении им социальных норм и ценностей, необходимых для полноценной жизнедеятельности в обществе. Ребенок постепенно посредством постижения истинного юмора будет способен строить свои взаимоотношения с окружающими его людьми. Так как социальная сторона воздействия юмора очень велика.
Смех, по выражению А.В. Луначарского, всегда будет важной частью общественного процесса, а значит, явлением сложным. Важно понять, как юмор связан с мировоззрением, понять какое существенное значение имеют в юморе социальные контрасты. Они естественно вытекают из обстановки, где смешное, как постоянно в жизни, соседствует с несмешным, порою и прямо с трагическим. Поэтом важно именно такое понимание сложности и многогранности юмора.
Чувство юмора. Предполагающее развитие чувств и вкуса, вбирающее в себя ощущение единства с окружающими и радость труда во имя общего дела, поможет вырастить человека способного не только по достоинству оценить юмор, но и верно его интерпретировать. Развивая чувство юмора детей, мы одновременно развиваем их личность, их мировоззренческий взгляд на жизнь, их целостное восприятие окружающей действительности, модель поведения в различных жизненных ситуациях и умение выстраивать общественные отношения.
Проблема юмора как социального явления ставилась уже издавна, в античном мире выявились две концепции комического: положительные и отрицательные взгляды на сущность общественного назначения юмора в зависимости от позиции теоретиков, в зависимости от восприятия мира.
Юмор как эстетическая категория многогранен. Он вбирает целую гамму переживаний и оттенков чувств, способствует утверждению положительного эстетического идеала, знаменуя победу гуманного в человеке.
В широком смысле юмор означает просто смех – смех вообще. А в более узком смысле юмор – одна из разновидностей смеха. Один из его ликов. Как писал А.В. Луначарский: «Под юмором разумеется такой подход к жизни, при котором читатель смеется, но смеется ласково, добродушно» [9, с.7]. Но чтобы все стало совершенно ясно, необходимо выяснить, что такое смех. «У нас пойдет речь о том смехе, который с древних времен волнует человеческое сердце и являет собой, по словам замечательного режиссера и художника Николая Акимова, «первый признак человечности» [9, с.7].
Смех как явление общественной жизни – понятие сложное и как бы пульсирующее. Смех тесно связан с познавательной способностью человека с одной стороны, и он также тесно связан со способностью человека критически оценивать окружающее, с другой.
Можно сделать вывод о том, что «Смех – это форма критики, с помощью которой мы вскрываем существующие жизненные противоречия. И он же сигнал того, что эти противоречия обнаружены и вскрыты. Смех – это крик радости, вырывающийся из груди всякий раз, когда мы осознаем, что ситуация, с которой мы столкнулись или в которой сами участвуем смешная, достойная осмеяния» [9, с.8].
Чем зорче улавливает человек в окружающей жизни разные контрасты и неувязки. Порождающие комические ситуации. Тем лучше в нем развито чувство юмора. «Комическое – общественно значимое жизненное противоречие, которое в искусстве является объектом особой эмоционально насыщенной этической критики-осмеяния» [11, с.145].
Несомненно, юмор помогает понять и раскрыть многие взаимосвязи и явления общественной жизни, раскрыть ребенку особенности общественных взаимоотношений. Поэтому, говоря о юморе в данной работе, мы придерживаемся следующего определения: «Юмор – выражение доброжелательного и шутливого отношения к событиям, ситуациям. Поведению других людей и к себе. Юмор – предпосылка положительных эмоций, даже в острых и сложных ситуациях. Основывается на способности воспринимать, выделять и понимать смешное, не останавливаться в оценках ни перед значимыми явлениями и фактами, ни перед их несущественными, второстепенными моментами. Юмор по отношению к себе – признак развитого самосознания и зрелости личности, он неразрывно связан с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающей действительности» [4, с.343-344].
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что усвоение социальных отношении и социальных ценностей происходит наиболее легко и доступно, через усвоение детьми юмористического. Так как именно юмор является наиболее полным отображением социальной действительности, а подлинная природа комического заключается в его социальной функции. Общество осуждает те или иные недостатки, эмоциональная форма такого осуждения и проявляется в смехе.
С раннего детства ребенок видит, что над ним смеются из-за того, что он поступил не так как надо, что его поступок не соответствует социальным нормам данного общества. И он старается избавиться от осмеиваемых обществом недостатков. Именно от этого и зависит воспитывающая сила смеха, позволяющая усвоить ребенку с раннего возраста нормы, ценности общества, в котором он живет, разнообразные взаимоотношения людей.
Так, постепенно постигая юмор и понимая его истинное значение, принимая и уясняя социальные нормы и социальный опыт, у ребенка формируется верное отношение к действительности. Он более свободно и полноценно начинает ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Библиография
1. Басов А.Н. Педагогические условия социального закаливания старшеклассников: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Кострома, 1999. – 22 с.
2. Бегак Б. Дети смеются. – М.: Дет. лит., 1971. – 192 с.
3. Бильгильдеева Т.Ю. Воспитание личности младшего школьника как создание условий для ее самореализации: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Кострома, 1999. – 22 с.: табл.
4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. – Минск: Народная асвета, 1996. – С. 216, 343-344.
5. Карасев Л.В. Философия смеха. – М., 1996. – 223 с.
6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних учебных заведений. – М.: Академия, 200. – С. 137, 142.
8. Петровский А.В. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. – 1981. – № 2. – С. 40-47.
9. Сивоконь С.И. Веселые ваши друзья. – М., 1980. С. 101-135.
10. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте. – М., 1990. – 219 с.
11. Словарь литературоведческих терминов / Под ред. Тимофеева Л.Н., Тураева С.В. – М.: Просвещение, 1974. – С. 145-148.
12. Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. – М.: Политиздат, 1989. – 319 с.
Выражение доброжелательного и шутливого отношения к событиям
СУБЪЕКТ — активно действующий, познающий, обладающий сознанием человек или коллектив. Субъект может проявить инициативу и самостоятельность, принять и реализовать решение, оценить последствия своего поведения, самоизменяться и самосовершенствоваться, определять перспективу своей многомерной жизнедеятельности. Субъект в состоянии дать отчет себе в своих действиях, способен к самопознанию, самосознанию и самоответственности. Он может соотносить свое прошлое, настоящее и будущее. Субъект изменяется в процессе жизнедеятельности в присущем именно ему направлении. Между субъектами существуют значительные индивидуальные различия.
Катарсис
Катарсис (от греч. catharsis – очищение) — сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. Термин был привнесен в психологию и психоанализ из античной трагедии.
Юмор
ЮМОР — выражение доброжелательного и шутливого отношения к событиям, ситуациям, поведению других людей и к себе. Юмор — предпосылка положительных эмоций, даже в острых и сложных ситуациях. Основывается на способности воспринимать, выделять и понимать смешное, возвышаться над обстоятельствами жизни, не останавливаться в оценках ни перед значимыми явлениями и фактами, ни перед их несущественными, второстепенными моментами. Юмор по отношению к себе — признак развитого самосознания и зрелости личности, он неразрывно связан с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающей действительности. Например, для педагога юмор является одним из важнейших профессиональных качеств. Уместное и умелое применение на занятиях каламбуров, забавных коротких историй освежает внимание, дает возможность передохнуть учащимся на занятиях. В определенном плане использование юмористических историй на занятиях является и элементом научной организации педагогического труда.
Личность
ЛИЧНОСТЬ — это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями. В психологии понятие *личность* используется в двух основных значениях: 1. Любой человек, обладающий сознанием. 2. Личность — это человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием. Индивидом рождаются, а личностью становятся (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Сущность личности характеризуется, во-первых, тем, что она является объектом и субъектом общественно-исторического процесса, во-вторых — субъектом познания, общения и деятельности. Анализ разных подходов к оценке личности показывает, что субъективность — важнейшее свойство психики. Оно характеризует активность, самостоятельность субъекта, преобразующую) функцию психики по отношению к внешнему миру и самому себе. Разные формы активности могут быть использованы для построения теоретической модели личности как системы. Личность можно представить как систему в виде пяти форм активности: переживание, деятельность, поведение, общение, самоуправление
Представление — наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении.
Желание
Желание — субъективная характеристика мотивационного процесса, в которой ключевым переживанием субъекта выступает его целеориентированность.
Выражение доброжелательного и шутливого отношения к событиям
НУ вот например.
ЕЖИК-КЛУБОК- УКОЛОЛСЯ. это юмор через абсурд.
УДАРИЛ В ГРУШУ, ЕЛЕ ВЫТЯНУЛ РУКУ. это юмор через смешную ситуацию и недотеп которые делали грушу.
А есть юмор в придачу с пародированием.. где смешно еще через пародию
UrielУченик (229) 5 лет назад них, примеры, не капли не смешно, а наоборот в депрессию меня вогнал, пропагандист «эмо»
Юмор – весёлый, добрый смех, помогает человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков. Юмор, в отличие от иронии, сатиры и прочих злых насмешек, конструктивен и идёт в пользу человеку однозначно. Хотя, в настоящее время под словом «юмор» подразумевается не только юмор в прямом смысле слова, но и всё, что вызывает смех. Юмор – это то, что смешно и не наводит на расстройство.
«Помогите, люди добрые, кто чем не шутит!»
«Не волнуйся, а то станешь волнистым!»
«Ой, не могу! Пошёл памперс менять…»
«Все мы над червями ходим.»
«Если счастье не в деньгах, отдай их соседу.»
Формируется из зачатков детства, от близких, ребенок подражает родителям.
ЮМОР — выражение доброжелательного и шутливого отношения к событиям, ситуациям, поведению других людей и к себе. Юмор — предпосылка положительных эмоций, даже в острых и сложных ситуациях. Основывается на способности воспринимать, выделять и понимать смешное, возвышаться над обстоятельствами жизни, не останавливаться в оценках ни перед значимыми явлениями и фактами, ни перед их несущественными, второстепенными моментами. Юмор по отношению к себе — признак развитого самосознания и зрелости личности, он неразрывно связан с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающей действительности. Например, для педагога юмор является одним из важнейших профессиональных качеств. Уместное и умелое применение на занятиях каламбуров, забавных коротких историй освежает внимание, дает возможность передохнуть учащимся на занятиях. В определенном плане использование юмористических историй на занятиях является и элементом научной организации педагогического труда. Определение
Воспитательная ценность юмора
Важенина Ольга Викторовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска
Воспитательная ценность юмора
Личность и общество – два неразрывно связанных между собой понятия. Общество состоит из отдельных личностей, но полноценное существование личности, индивида вне общества немыслимо. Ведь именно ценность человека является основой развития всего на земле. Целостная уникальная личность, стремящаяся к полной реализации себя и своих возможностей, всегда находится в центре гуманистической педагогики. Именно становясь такой личностью, индивид способен усвоить социальный опыт, систему социальных отношений, на основе которых в дальнейшем сможет делать самостоятельный осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Так постепенно в процессе усвоения социальных норм и ценностей индивид становится социально активным.
Но социальная активность не развивается самостоятельно, а нужна целенаправленная работа, способствующая ее формированию, которая должна вестись, начиная с раннего возраста. «Именно здесь закладывается фундамент будущей личности, развиваются многообразные отношения к людям, различным видам деятельности, самому себе. Вступая в жизнь, усваивая социальные нормы и правила, ребенок развивается, совершенствуется его поведение, поступки приобретают выраженную нравственную окраску. Разумеется, процесс социализации происходит не пассивно, а осуществляется в результате активного взаимодействия ребенка с окружающей действительностью. Вне активности субъекта ни его познание, ни деятельность не могут осуществляться. Поэтому важно, чтобы с самого начала жизни такая активность приобретала у детей выраженный социальный характер» [10, с.4].
Социализация ребенка – сложный и многоплановый процесс, который определяет его дальнейшее развитие, реализацию его возможностей. И здесь важно максимально упростить этот процесс, пойти по пути более простом и доступном для ребенка. В этом нам может оказать большую помощь – юмор. Именно юмор очень близок детям и неотделим от их жизни. К тому же юмор является многосторонним и сильным средством воспитания, способствует усвоению социальных норм и ценностей, несет в себе глубокую смысловую нагрузку. В основе юмора лежит любовь к человеку, стремление сформировать мировоззрение гуманиста. Постепенно юмористическое становится объемнее и глубже, приобретает новые качества. Юмор служит объективным идеалам, отражает действительность и обогащает представления о жизни.
Юмор объединяет различные стороны жизни и развивает активное мировосприятие ребенка. Юмор дает особую освещенность событий, новое видение, отражающее процесс формирования ребенка.
«У ребенка вообще есть великая потребность смеяться. Дать им добротный материал для удовлетворения этой потребности – одна не из последних задач воспитания. А это, – говорит К.И. Чуковский, – задача немалая: воспитать в ребенке юмор – драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастает, увеличивает его сопротивление всякой неблагоприятной среде, и поставит его высоко над мелочами и дрязгами» [2, с.4].
Для ребенка юмор имеет особое важное значение. «Улыбка и смех, – говорит советский психолог С.Л. Рубинштейн, – будучи первоначальным выражением удовольствия, органического благополучия, вбирают в себя, в конце концов, все высоты и глубины, доступные философии человеческого духа; оставаясь внешне почти тем же, чем они были. Улыбка и смех в ходе исторического развития приобретают все более глубокое и тонкое психологическое содержание» [9, с.9].
Раскрытие этого понятия мы видим в духовном развитии ребенка. В усвоении им социальных норм и ценностей, необходимых для полноценной жизнедеятельности в обществе. Ребенок постепенно посредством постижения истинного юмора будет способен строить свои взаимоотношения с окружающими его людьми. Так как социальная сторона воздействия юмора очень велика.
Смех, по выражению А.В. Луначарского, всегда будет важной частью общественного процесса, а значит, явлением сложным. Важно понять, как юмор связан с мировоззрением, понять какое существенное значение имеют в юморе социальные контрасты. Они естественно вытекают из обстановки, где смешное, как постоянно в жизни, соседствует с несмешным, порою и прямо с трагическим. Поэтом важно именно такое понимание сложности и многогранности юмора.
Чувство юмора. Предполагающее развитие чувств и вкуса, вбирающее в себя ощущение единства с окружающими и радость труда во имя общего дела, поможет вырастить человека способного не только по достоинству оценить юмор, но и верно его интерпретировать. Развивая чувство юмора детей, мы одновременно развиваем их личность, их мировоззренческий взгляд на жизнь, их целостное восприятие окружающей действительности, модель поведения в различных жизненных ситуациях и умение выстраивать общественные отношения.
Проблема юмора как социального явления ставилась уже издавна, в античном мире выявились две концепции комического: положительные и отрицательные взгляды на сущность общественного назначения юмора в зависимости от позиции теоретиков, в зависимости от восприятия мира.
Юмор как эстетическая категория многогранен. Он вбирает целую гамму переживаний и оттенков чувств, способствует утверждению положительного эстетического идеала, знаменуя победу гуманного в человеке.
В широком смысле юмор означает просто смех – смех вообще. А в более узком смысле юмор – одна из разновидностей смеха. Один из его ликов. Как писал А.В. Луначарский: «Под юмором разумеется такой подход к жизни, при котором читатель смеется, но смеется ласково, добродушно» [9, с.7]. Но чтобы все стало совершенно ясно, необходимо выяснить, что такое смех. «У нас пойдет речь о том смехе, который с древних времен волнует человеческое сердце и являет собой, по словам замечательного режиссера и художника Николая Акимова, «первый признак человечности» [9, с.7].
Смех как явление общественной жизни – понятие сложное и как бы пульсирующее. Смех тесно связан с познавательной способностью человека с одной стороны, и он также тесно связан со способностью человека критически оценивать окружающее, с другой.
Можно сделать вывод о том, что «Смех – это форма критики, с помощью которой мы вскрываем существующие жизненные противоречия. И он же сигнал того, что эти противоречия обнаружены и вскрыты. Смех – это крик радости, вырывающийся из груди всякий раз, когда мы осознаем, что ситуация, с которой мы столкнулись или в которой сами участвуем смешная, достойная осмеяния» [9, с.8].
Чем зорче улавливает человек в окружающей жизни разные контрасты и неувязки. Порождающие комические ситуации. Тем лучше в нем развито чувство юмора. «Комическое – общественно значимое жизненное противоречие, которое в искусстве является объектом особой эмоционально насыщенной этической критики-осмеяния» [11, с.145].
Несомненно, юмор помогает понять и раскрыть многие взаимосвязи и явления общественной жизни, раскрыть ребенку особенности общественных взаимоотношений. Поэтому, говоря о юморе в данной работе, мы придерживаемся следующего определения: «Юмор – выражение доброжелательного и шутливого отношения к событиям, ситуациям. Поведению других людей и к себе. Юмор – предпосылка положительных эмоций, даже в острых и сложных ситуациях. Основывается на способности воспринимать, выделять и понимать смешное, не останавливаться в оценках ни перед значимыми явлениями и фактами, ни перед их несущественными, второстепенными моментами. Юмор по отношению к себе – признак развитого самосознания и зрелости личности, он неразрывно связан с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающей действительности» [4, с.343-344].
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что усвоение социальных отношении и социальных ценностей происходит наиболее легко и доступно, через усвоение детьми юмористического. Так как именно юмор является наиболее полным отображением социальной действительности, а подлинная природа комического заключается в его социальной функции. Общество осуждает те или иные недостатки, эмоциональная форма такого осуждения и проявляется в смехе.
С раннего детства ребенок видит, что над ним смеются из-за того, что он поступил не так как надо, что его поступок не соответствует социальным нормам данного общества. И он старается избавиться от осмеиваемых обществом недостатков. Именно от этого и зависит воспитывающая сила смеха, позволяющая усвоить ребенку с раннего возраста нормы, ценности общества, в котором он живет, разнообразные взаимоотношения людей.
Так, постепенно постигая юмор и понимая его истинное значение, принимая и уясняя социальные нормы и социальный опыт, у ребенка формируется верное отношение к действительности. Он более свободно и полноценно начинает ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Библиография
1. Басов А.Н. Педагогические условия социального закаливания старшеклассников: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Кострома, 1999. – 22 с.
2. Бегак Б. Дети смеются. – М.: Дет. лит., 1971. – 192 с.
3. Бильгильдеева Т.Ю. Воспитание личности младшего школьника как создание условий для ее самореализации: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Кострома, 1999. – 22 с.: табл.
4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. – Минск: Народная асвета, 1996. – С. 216, 343-344.
5. Карасев Л.В. Философия смеха. – М., 1996. – 223 с.
6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних учебных заведений. – М.: Академия, 200. – С. 137, 142.
8. Петровский А.В. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. – 1981. – № 2. – С. 40-47.
9. Сивоконь С.И. Веселые ваши друзья. – М., 1980. С. 101-135.
10. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте. – М., 1990. – 219 с.
11. Словарь литературоведческих терминов / Под ред. Тимофеева Л.Н., Тураева С.В. – М.: Просвещение, 1974. – С. 145-148.
12. Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. – М.: Политиздат, 1989. – 319 с.