высокий удельный вес среднего класса многообразие форм собственности в структуре населения развития
Высокий удельный вес среднего класса многообразие форм собственности в структуре населения развития
В стране Z развиты сельское хозяйство, промышленность и финансовая сфера. Значительная часть населения живёт в городах-мегаполисах. Какие признаки свидетельствуют o принадлежности Z к постиндустриальным обществам? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) многообразие форм собственности
2) широкое распространение информационных технологий
3) наличие сети научных организаций
4) деятельность независимых СМИ
5) высокий удельный вес среднего класса в структуре населения
6) преобладание сферы услуг в структуре хозяйства
Постиндустриальное — состязание между людьми. Для него характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное совершенствование самой техники на основе развития фундаментальных наук. Без применения достижений фундаментальных наук невозможно было бы создать ни атомный реактор, ни лазер, ни компьютер. Человек заменяется автоматизированными системами. Один человек с помощью вооруженной компьютером современной техники может произвести конечный продукт, причем не в стандартном (массовом), а в индивидуальном исполнении в соответствии с заказом потребителя.
Новые информационные технологии, по мнению современных ученых, могут привести к кардинальным изменениям во всем нашем образе жизни, а их повсеместное применение ознаменует создание нового типа общества — информационного.
1) многообразие форм собственности — нет, неверно.
2) широкое распространение информационных технологий — да, верно.
3) наличие сети научных организаций — нет, неверно.
4) деятельность независимых СМИ — нет, неверно.
5) высокий удельный вес среднего класса в структуре населения — да, верно.
6) преобладание сферы услуг в структуре хозяйства — да, верно.
Высокий удельный вес среднего класса многообразие форм собственности в структуре населения развития
Задание 6. В стране Z развиты сельское хозяйство, промышленность и финансовая сфера. Значительная часть населения живёт в городах-мегаполисах. Какие признаки свидетельствуют о принадлежности Z к постиндустриальным обществам? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) высокий удельный вес среднего класса в структуре населения
2) многообразие форм собственности
3) развитие инновационной экономики
4) наличие сети научных организаций
5) деятельность независимых СМИ
6) преобладание наукоёмких технологий
Вспомним признаки постиндустриального общества.
— доминирование абстрактных, теоретических знаний над практичными;
— увеличение общего числа «интеллектуалов» (представителей науки, исследователей);
— бурное развитие новейших технологий и инноваций;
— усиление значимости информации во всех сферах жизни и деятельности;
— доминирование сферы услуг в структуре экономики;
— разработка и внедрение ресурсосберегающих, экологичных производств;
— постепенное стирание классовых границ и различий;
— формирование экономически устойчивой прослойки общества, так называемого среднего класса;
— возрастание роли науки и образования в жизни общества;
— изменение роли женщины в жизни общества (феминизация);
— плюрализм мнений и точек зрения в политике и культуре;
— преобладание сферы услуг над сферой производства.
Разберем каждый предложенный признак.
1) высокий удельный вес среднего класса в структуре населения — подходит.
2) многообразие форм собственности — не подходит, характерно и для индустриального общества.
3) развитие инновационной экономики — подходит.
4) наличие сети научных организаций — не подходит, характерно и для индустриального общества.
5) деятельность независимых СМИ — не подходит, характерно и для индустриального общества.
6) преобладание наукоёмких технологий — подходит.
Ответ: 136 или любая последовательность цифр
Высокий удельный вес среднего класса многообразие форм собственности в структуре населения развития
В стране Z развиты сельское хозяйство, промышленность и финансовая сфера. Значительная часть населения живёт в городах-мегаполисах. Какие признаки свидетельствуют o принадлежности Z к постиндустриальным обществам? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) многообразие форм собственности
2) широкое распространение информационных технологий
3) наличие сети научных организаций
4) деятельность независимых СМИ
5) высокий удельный вес среднего класса в структуре населения
6) преобладание сферы услуг в структуре хозяйства
Постиндустриальное — состязание между людьми. Для него характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное совершенствование самой техники на основе развития фундаментальных наук. Без применения достижений фундаментальных наук невозможно было бы создать ни атомный реактор, ни лазер, ни компьютер. Человек заменяется автоматизированными системами. Один человек с помощью вооруженной компьютером современной техники может произвести конечный продукт, причем не в стандартном (массовом), а в индивидуальном исполнении в соответствии с заказом потребителя.
Новые информационные технологии, по мнению современных ученых, могут привести к кардинальным изменениям во всем нашем образе жизни, а их повсеместное применение ознаменует создание нового типа общества — информационного.
1) многообразие форм собственности — нет, неверно.
2) широкое распространение информационных технологий — да, верно.
3) наличие сети научных организаций — нет, неверно.
4) деятельность независимых СМИ — нет, неверно.
5) высокий удельный вес среднего класса в структуре населения — да, верно.
6) преобладание сферы услуг в структуре хозяйства — да, верно.
Высокий удельный вес среднего класса многообразие форм собственности в структуре населения развития
В стране Z развиты сельское хозяйство, промышленность и финансовая сфера. Значительная часть населения живёт в городах-мегаполисах. Какие признаки свидетельствуют o принадлежности Z к постиндустриальным обществам? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) многообразие форм собственности
2) широкое распространение информационных технологий
3) наличие сети научных организаций
4) деятельность независимых СМИ
5) высокий удельный вес среднего класса в структуре населения
6) преобладание сферы услуг в структуре хозяйства
Постиндустриальное — состязание между людьми. Для него характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное совершенствование самой техники на основе развития фундаментальных наук. Без применения достижений фундаментальных наук невозможно было бы создать ни атомный реактор, ни лазер, ни компьютер. Человек заменяется автоматизированными системами. Один человек с помощью вооруженной компьютером современной техники может произвести конечный продукт, причем не в стандартном (массовом), а в индивидуальном исполнении в соответствии с заказом потребителя.
Новые информационные технологии, по мнению современных ученых, могут привести к кардинальным изменениям во всем нашем образе жизни, а их повсеместное применение ознаменует создание нового типа общества — информационного.
1) многообразие форм собственности — нет, неверно.
2) широкое распространение информационных технологий — да, верно.
3) наличие сети научных организаций — нет, неверно.
4) деятельность независимых СМИ — нет, неверно.
5) высокий удельный вес среднего класса в структуре населения — да, верно.
6) преобладание сферы услуг в структуре хозяйства — да, верно.
Высокий удельный вес среднего класса многообразие форм собственности в структуре населения развития
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
ПОДСИСТЕМА | ЭЛЕМЕНТЫ ПОДСИСТЕМЫ |
---|---|
Нормативно-правовая | Совокупность законов, кодексов, подзаконных актов, регулирующих жизнедеятельность субъектов, институтов политической системы и общества в целом |
. | Совокупность взаимоотношений и взаимосвязей между субъектами и институтами политической системы общества |
Подсистемы политической системы: институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная, культурно-идеологическая. Совокупность связей и взаимодействий охватывает коммуникативная политическая система.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Прибыль, имущество, собственность, объект налогообложения, ценные бумаги, земельный участок.
Все представленные понятия являются объектами налогообложения.
Ответ: объект налогообложения.
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «гражданское общество»
1) отправление правосудия; 2) общественная организация; 3) частный интерес; 4) социальная активность; 5) социальное взаимодействие; 6) законодательная власть
Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.
Отправление правосудия и законодательная власть возможны в любом обществе, не обязательно «гражданском». Эти два термина «выпадают» из общего списка терминов.
Выберите верные суждения о формационном подходе к изучению общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Формационный подход к изучению общества был наиболее полно сформулирован К. Марксом и Ф. Энгельсом.
2) В рамках формационного подхода ведущая роль в развитии общества отводится идеологическим и культурным фактором.
3) Формационный подход описывает развитие общества как движение от более низкой к более высокой ступени.
4) Формационный подход предполагает всеобщий характер законов общественного развития.
5) Формационный подход делает акцент на уникальности и многообразии различных географических и исторических форм общества.
Формационный подход — история рассматривается в качестве единого поступательного развития, в котором выделяются общие для всех народов стадии. Сформулирован Марксом и Энгельсом.
1) Формационный подход к изучению общества был наиболее полно сформулирован К. Марксом и Ф. Энгельсом — да, верно.
2) В рамках формационного подхода ведущая роль в развитии общества отводится идеологическим и культурным фактором — нет, неверно.
3) Формационный подход описывает развитие общества как движение от более низкой к более высокой ступени — да, верно.
4) Формационный подход предполагает всеобщий характер законов общественного развития — да, верно.
5) Формационный подход делает акцент на уникальности и многообразии различных географических и исторических форм общества — нет, неверно.
Установите соответствие между характеристиками и типами мировоззрений, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРИЗНАКИ | ТИПЫ РЫНКОВ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФУНКЦИЯ | СУБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А) выдвижение обвинения против главы государства для отрешения его от должности — Государственная Дума.
Б) управление федеральной собственностью — Правительство РФ.
В) одобрение или отклонение федеральных законов — Совет Федерации.
Г) принятие решения о роспуске нижней палаты парламента в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией — Президент РФ.
Д) назначение выборов в нижнюю палату парламента — Президент РФ.
Конституция страны Z провозглашает её правовым государством. Какие перечисленные ниже черты политической системы страны Z позволяют говорить о реализации этого положения конституции? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) В стране действует республиканская форма правления.
2) В политической системе обеспечена самостоятельность трёх ветвей власти.
3) В государстве действуют оппозиционные партии.
4) Важные вопросы государственного значения выносятся на всенародные референдумы.
5) В стране функционирует независимая и эффективная судебная система.
6) В стране не применяется смертная казнь.
1) В стране действует республиканская форма правления. Нет, неверно, это может быть при любом типе государства.
2) В политической системе обеспечена самостоятельность трёх ветвей власти. Да, верно, это признак правового государства.
3) В государстве действуют оппозиционные партии. Нет, неверно, это может быть при авторитарном типе государства, которое не может являться правовым.
4) Важные вопросы государственного значения выносятся на всенародные референдумы. Нет, неверно, это возможно и при неправовом государстве. Они должны соответствовать признакам демократических референдумов и выборов. А они не отражены в суждении.
5) В стране функционирует независимая и эффективная судебная система. Да, верно, это признак правового государства.
6) В стране не применяется смертная казнь. Нет, неверно, это может быть при любом типе государства.
В Статье 13 Конституции РФ закреплен принцип политического идеологического плюрализма. Это означает, что
1) признаны различные формы собственности
2) устанавливается запрет на признание какой-либо идеологии в качестве официальной
3) отсутствует государственная религия
4) провозглашена свобода политических мнений и действий
5) утверждена основа для существования в стране многопартийности
6) признаны права и свободы человека и гражданина
Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.
Конституция РФ, Статья 13: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.».
1) признаны различные формы собственности — нет, неверно.
2) устанавливается запрет на признание какой-либо идеологии в качестве официальной — да, верно.
3) отсутствует государственная религия — нет, неверно.
4) провозглашена свобода политических мнений и действий — да, верно.
5) утверждена основа для существования в стране многопартийности — да, верно.
6) признаны права и свободы человека и гражданина — нет, неверно.
Выберите верные суждения о праве в системе социальных норм и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Сфера действия права шире, чем норм морали.
2) Только нормы права исходят от государства и являются официальным выражением его воли.
3) Нормы права не являются формально определёнными.
4) Одним из признаков права как социальной нормы является его общеобязательный характер.
5) Нормы права являются единственным государственным регулятором общественных отношений.
Социальные нормы — предписания как правильно вести себя в обществе. Норма права — общеобязательное правило поведения, которое устанавливается государством и закреплено в официальных правовых актах. Право — единственный государственный регулятор общественных отношений.
1) Сфера действия права шире, чем норм морали — нет, неверно.
2) Только нормы права исходят от государства и являются официальным выражением его воли — да, верно.
3) Нормы права не являются формально определёнными — нет, неверно.
4) Одним из признаков права как социальной нормы является его общеобязательный характер — да, верно.
5) Нормы права являются единственным государственным регулятором общественных отношений — да, верно.
Установите соответствие между проступками и видами юридической ответственности. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОСТУПОК | ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая определяет обязательства субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение. Гражданско-правовая ответственность — вид юридической ответственности; установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица. Дисциплинарная ответственность — вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры (дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи с совершением им дисциплинарного проступка.
А) невыполнение условий договора займа — гражданско-правовая.
Б) опоздание на работу — дисциплинарная.
В) прогул — дисциплинарная.
Г) публичное оскорбление — административная.
Д) безбилетный проезд — административная.
В соответствии с законом Иван работает санитаром в районной больнице города Н. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что он работает там, проходя альтернативную гражданскую службу? Выберите верные утверждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Иван не имеет права на очередной отпуск.
2) Иван не может расторгнуть срочный трудовой договор по своей инициативе.
3) Иван не имеет право сочетать данную работу с работой в иных организациях.
4) Ивану не выплачивается заработная плата.
5) Несение военной службы противоречит убеждениям Ивана.
6) Иван не может вступить в брак.
Призывники, убеждениям или вероисповеданию которых противоречит несение военной службы, имеют, в силу ч. 3 ст. 59 Конституции РФ, право на замену военной службы альтернативной гражданской службой (АГС). Перечень оснований замены — убеждения и вероисповедание – Конституция РФ оставила открытым, указав на возможность существования иных оснований, предусмотренных законом. Порядок направления на АГС и прохождения АГС определяется ФЗ от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» и принятыми в его развитие подзаконными актами. Закон указывает на дополнительное основание замены военной службы альтернативной гражданской – принадлежность призывника к коренному малочисленному народу, ведение традиционного образа жизни, осуществление традиционного хозяйствования и занятие традиционными промыслами. Таким образом, три категории граждан имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской: призывники, убеждениям которых противоречит несение военной службы; призывники, вероисповеданию которых противоречит несение военной службы; призывники, принадлежащие к коренному малочисленному народу, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами.
1) Иван не имеет права на очередной отпуск — нет, неверно.
2) Иван не может расторгнуть срочный трудовой договор по своей инициативе — да, верно.
3) Иван не имеет право сочетать данную работу с работой в иных организациях — да, верно.
4) Ивану не выплачивается заработная плата — нет, неверно.
5) Несение военной службы противоречит убеждениям Ивана — да, верно.
6) Иван не может вступить в брак — нет, неверно.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Самый мощный фактор глобализации – экономический, проявляющийся в наличии ________ (А) корпораций, действующих одновременно во многих странах и использующих новые исторические ________ (Б) в своих интересах. Но не нужно полагать, что глобализация – это своего рода гигантизация или смесь разнородных процессов. Глобализация – это ________ (В) процесс, который определяет качественные изменения в глобальном пространстве, возрастание ________ (Г) и уникальности отдельных людей или цивилизаций в целом.
Центральная идея, лежащая в основе глобализации, заключается в том, что многие проблемы невозможно адекватно оценить и изучить на уровне ________ (Д) государства, т. е. на уровне отдельной страны и её международных отношений с другими странами. Вместо этого их необходимо формулировать с точки зрения глобальных процессов.
Некоторые исследователи зашли в этом настолько далеко, что они предсказывают, что глобальные силы (под которыми имеются в виду транснациональные компании, другие глобальные экономические образования, глобальная культура или различные глобализирующие ________ (Е) становятся настолько сильными, что ставится под вопрос дальнейшее существование отдельных национальных государств».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) объективный | 2) условие | 3) взаимосвязанность |
4) влияние | 5) телекоммуникационный | 6) национальный |
7) партия | 8) транснациональный | 9) идеология |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Исходя из контекста, последовательность 821369 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Назовите любые четыре фактора органического развития человека, выделенные автором.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни формирующегося человека, способы деятельности — игровой, спортивной, учебной, — трудовое и общественное поведение, гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования, тесно связанные со статусом личности, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются конфликтные ситуации и т. д. Все эти факторы имеют значение не только сами по себе как моменты становления личности субъекта, но и как силы, воздействующие на органическое развитие человека в определенные моменты его онтогенеза. В качестве детерминантов этого развития они играют роль стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания) или, наоборот, стрессоров и депрессоров (задерживающих, даже извращающих эти процессы), а в ряде случаев — катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и физико-химических, на эти процессы)
Весьма важным направлением влияния жизненного пути (биографии) человека на его онтогенетическую эволюцию является все возрастающая индивидуализация этой эволюции. Дело в том, что возрастная изменчивость все более опосредуется индивидуальной изменчивостью. Значение индивидуально-типических особенностей человека увеличивается в средние и поздние фазы человеческой жизни. Характерологические особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека и на его свойства (жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность). Постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество — факторы, противостоящие инволюционным процессам, регулирующие ход органического развития.
Б. Г. Ананьев. Человек как предмет познания
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
К факторам органического развития автор относит:
1) образ жизни формирующегося человека;
2) способы его деятельности — игровой, спортивной, учебной;
3) трудовое и общественное поведение;
4) гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования;
5) наличие или отсутствие стрессоров;
6) умственную деятельность;
7) социальную активность;
8) труд и творчество.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Названы четыре фактора | 2 |
Названы два-три фактора | 1 |
Назван один фактор ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Как выделенные факторы развития, по мнению автора, могут влиять на человека? Укажите три возможные их роли. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «личность».
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни формирующегося человека, способы деятельности — игровой, спортивной, учебной, — трудовое и общественное поведение, гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования, тесно связанные со статусом личности, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются конфликтные ситуации и т. д. Все эти факторы имеют значение не только сами по себе как моменты становления личности субъекта, но и как силы, воздействующие на органическое развитие человека в определенные моменты его онтогенеза. В качестве детерминантов этого развития они играют роль стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания) или, наоборот, стрессоров и депрессоров (задерживающих, даже извращающих эти процессы), а в ряде случаев — катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и физико-химических, на эти процессы)
Весьма важным направлением влияния жизненного пути (биографии) человека на его онтогенетическую эволюцию является все возрастающая индивидуализация этой эволюции. Дело в том, что возрастная изменчивость все более опосредуется индивидуальной изменчивостью. Значение индивидуально-типических особенностей человека увеличивается в средние и поздние фазы человеческой жизни. Характерологические особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека и на его свойства (жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность). Постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество — факторы, противостоящие инволюционным процессам, регулирующие ход органического развития.
Б. Г. Ананьев. Человек как предмет познания
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
1. Ответ должен содержать указание на то, что выделенные факторы могут играть роль
1) стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания),
2) стрессоров и депрессоров (задерживающих; даже извращающих эти процессы),
3) катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и физико-химических).
2. Раскрыт смысл понятие личность, например: личность — индивид как активный участник социальных отношений, обладающий совокупностью социально значимых качеств и ролевым набором.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Названы три фактора и роли, раскрыт смысл понятия | 2 |
Названы две только факторы и роли ИЛИ только раскрыт смысл понятия | 1 |
Названа одна роль ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Автор утверждает, что: «Характерологические особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека и на его свойства (жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность)». Проиллюстрируйте конкретными примерами, как каждый из данных факторов влияет на развитие человека и его свойства. Всего укажите три фактора и три развернутых примера.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни формирующегося человека, способы деятельности — игровой, спортивной, учебной, — трудовое и общественное поведение, гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования, тесно связанные со статусом личности, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются конфликтные ситуации и т. д. Все эти факторы имеют значение не только сами по себе как моменты становления личности субъекта, но и как силы, воздействующие на органическое развитие человека в определенные моменты его онтогенеза. В качестве детерминантов этого развития они играют роль стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания) или, наоборот, стрессоров и депрессоров (задерживающих, даже извращающих эти процессы), а в ряде случаев — катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и физико-химических, на эти процессы)
Весьма важным направлением влияния жизненного пути (биографии) человека на его онтогенетическую эволюцию является все возрастающая индивидуализация этой эволюции. Дело в том, что возрастная изменчивость все более опосредуется индивидуальной изменчивостью. Значение индивидуально-типических особенностей человека увеличивается в средние и поздние фазы человеческой жизни. Характерологические особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека и на его свойства (жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность). Постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество — факторы, противостоящие инволюционным процессам, регулирующие ход органического развития.
Б. Г. Ананьев. Человек как предмет познания
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
Указаны факторы и конкретные примеры:
1) характерологические особенности. Например, Иван с детства обладал флегматичным темпераментом, спокойным характером, это во многом определило его интерес к шахматам, которые стали его увлечением на протяжении всей жизни.
2) специальные способности. Например, Семен от рождения обладал хорошим голосом, он стал заниматься вокалом, что помогло сделать ему карьеру певца.
3) индивидуальный уровень общей одаренности. Галина с детства была интеллектуально одаренным ребенком, она много времени посвящала дополнительным занятиям, в результате у нее выработалось высокая работоспособность, она стала очень ценным и уважаемым сотрудником крупной фирмы.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Указаны три фактора и примера | 3 |
Указаны два-три фактора и два примера | 2 |
Указан один-три фактора и один пример | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Автор утверждает, что конфликты являются главнейшим из факторов становления личности человека. Приведите три аргумента, которые обосновывают данное утверждение.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни формирующегося человека, способы деятельности — игровой, спортивной, учебной, — трудовое и общественное поведение, гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования, тесно связанные со статусом личности, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются конфликтные ситуации и т. д. Все эти факторы имеют значение не только сами по себе как моменты становления личности субъекта, но и как силы, воздействующие на органическое развитие человека в определенные моменты его онтогенеза. В качестве детерминантов этого развития они играют роль стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания) или, наоборот, стрессоров и депрессоров (задерживающих, даже извращающих эти процессы), а в ряде случаев — катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и физико-химических, на эти процессы)
Весьма важным направлением влияния жизненного пути (биографии) человека на его онтогенетическую эволюцию является все возрастающая индивидуализация этой эволюции. Дело в том, что возрастная изменчивость все более опосредуется индивидуальной изменчивостью. Значение индивидуально-типических особенностей человека увеличивается в средние и поздние фазы человеческой жизни. Характерологические особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека и на его свойства (жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность). Постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество — факторы, противостоящие инволюционным процессам, регулирующие ход органического развития.
Б. Г. Ананьев. Человек как предмет познания
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В обоснования могут быть приведены следующие аргументы:
1) Частые конфликты (семейные, в школе) могут привести к формированию агрессивного поведения у подростка;
2) Конфликт, участником или свидетелем которого стал человек в раннем детстве, может сформировать у него фобии или комплексы, которые останутся у него на всю оставшуюся жизнь;
3) Благодаря участию в конфликтах человек учится отстаивать свою позицию, искать выходы из сложной ситуации, принимать ответственные решения.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Приведено три аргумента. | 3 |
Приведено два аргумента | 2 |
Приведен только один аргумент. | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «правовая культура личности»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о роли правовой культуры для личности;
− одно предложение, раскрывающее влияние правовой культуры личности на общество.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1) Смысл понятия, например:
— Личность, обладающая развитой правовой культурой способна отстаивать свои права, остановить правонарушение, действовать не пассивно, а активно.
— На основе правовой культуры личности складывается правовая культура общества в целом.
Могут быть приведены другие предложения, содержащие информацию о правовой культуре личности.
№ | Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|---|
25.1 | Раскрытие смысла понятия | 2 |
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) | 2 | |
Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий, в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу | 1 | |
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу. Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | |
25.2 | Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия | 2 |
Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия | 2 | |
Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания | 1 | |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | |
Указание по оцениванию: При оценивании не засчитываются: – предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов; – предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний; – словосочетания, нераспространённые предложения | ||
Максимальный балл | 4 |
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Приведены три категории дел и иллюстрирующие их примеры | 3 |
Приведены две категории дел и иллюстрирующие их примеры | 2 |
Приведена одна категория дел и иллюстрирующий ее пример ИЛИ одна категория дел и два-три примера, ее иллюстрирующая | 1 |
Приведена категория дел без приведения примера ИЛИ пример без указания категории ИЛИ Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 3 |
В телевизионных дебатах обсуждалась проблема социальной ответственности бизнеса. Среди участников возник спор о том, правильно ли предоставлять фирмам, занимающимся благотворительностью, налоговые льготы. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента сторонников и два аргумента противников подобных льгот.
Могут быть приведены такие аргументы:
— фирма тратит деньги, а значит, происходит перераспределение доходов, являющееся одной из функций налогов;
— благотворительная деятельность фирм в некоторой степени уменьшает расходы государственного бюджета, поэтому её надо поощрять;
— благотворительность должна быть добровольной и бескорыстной;
-объёмы благотворительных пожертвований фирм зачастую могут оказаться существенно меньше суммы потерянных государством налоговых поступлений.
Могут быть приведены другие аргументы.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Приведены два аргумента сторонников и два аргумента противников льгот | 3 |
Приведены любые три аргумента | 2 |
Приведены любые два аргумента | 1 |
Приведён один любой аргумент. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Кредит и кредитная политика». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно- формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
а) перераспределение средств между фирмами, районами и отраслями;
б) стимулирование потребительского спроса;
в) эффективное использование временно свободных финансовых средств в качестве инвестиций;
3) Принципы кредитования;
г) гарантированность (обеспеченность);
4) Основные формы кредита;
а) по способу кредитования (натуральный кредит (товарами, ресурсами), денежный кредит);
б) по сроку кредитования (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный);
в) по характеру кредитования (ипотечный, потребительский, коммерческий (товарный), банковский государственный);
5) Роль кредита в современной рыночной экономике.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2—4. пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
№ | Критерии оценивания ответа на задание 24 | Баллы |
---|---|---|
24.1 | Раскрытие темы по существу | 3 |
3 | ||
2 | ||
1 | ||
0 | ||
Указания по оцениванию: 1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. 2. 1 балл по критерию 24.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 24.1 выставлено 3 балла | ||
24.2 | Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана | 1 |
1 | ||
0 | ||
Максимальный балл | 4 |
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия: «Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить» (И. Бергман)
29.2 Экономика: «Экономическая свобода — это Свобода любой деятельности, включающей право выбора и сопряженные с этим риск и ответственность» (Ф. Хайек).
29.3 Социология, социальная психология: «Человек — это существо, которое устремляется навстречу будущему и сознает, что оно себя проектирует в будущее» (Ж. П. Сартр).
29.4 Политология: «Демократический строй далеко не всегда и не везде у места. Он имеет свои необходимые основы или «предпосылки»: если нет их налицо, то ничего кроме длительного разложения и гибели, демократия не дает» (И. Ильин).
29.5 Правоведение: «Народ с развитым правосознанием должен интересоваться и дорожить своим судом как хранителем и органом своего правопорядка» (Б. Кистяковский).
1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер, прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:
1.1. Раздел обществознания, в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т. д.
1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается.
2. Структура мини-сочинения:
2.1. Необходимо объяснить смысл высказывания. В данной части необходимо выделить ключевую идею или идеи высказывания. (К1, макс. 1 балл) Не допускается: подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания; прямой пересказ, перефразирование приведённого высказывания или последовательное объяснение каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.
2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы:
2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий, их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно, чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).
2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).
2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер, которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы:
2.3.1. Использовать примеры из разных источников. В качестве источников могут использоваться:
— из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;
— из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;
— из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.
2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.
3. При написании мини-сочинения, важно помнить:
3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.
3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).
3.3. Необходимо избегать обыденного языка.
3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.
3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.
№ | Критерии оценивания ответа на задание 29 | Баллы |
---|---|---|
29.1 | Раскрытие смысла высказывания | 1 | 1 | 0 |
Указание по оцениванию: Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов | ||
29.2 | Теоретическое содержание мини-сочинения (Объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие наличие и корректность теоретических положений) | 2 | 2 | 1 | 0 |
Указание по оцениванию: Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов | ||
29.3 | Теоретическое содержание мини-сочинения: связность и логичность рассуждений, выводов | 1 | 1 |
0 | ||
29.4 | Качество приводимых фактов и примеров | 2 |
2 | 1 | |
0 | ||
Указание по оцениванию: 1. Могут быть приведены как реальные факты общественной жизни настоящего и/или прошлого, личного социального опыта участника ЕГЭ, так и модели социальных ситуаций. 2. Указания источника фактов современной общественной жизни (конкретного СМИ, социологической службы и т. п.) не требуется. 3. Информация о прочитанных книгах / просмотренных спектаклях / посещённых выставках, экскурсиях и т. п. относится к личному социальному опыту участников ЕГЭ независимо от того, осуществлялась эта деятельность в рамках образовательного процесса в образовательной организации, в семье или в процессе самообразования.
|