выставленный с валютного счета аккредитив отражается проводкой
Валютные расчеты в «1С»
Автор: Марина Ерейская, бухгалтер-консультант компании «ГЭНДАЛЬФ»
Сложно представить современную экономику без валютных операций. Многие предприятия сотрудничают с иностранными контрагентами или же в рамках договора устанавливают цены в условных единицах. В связи с этим у бухгалтеров зачастую возникают вопросы, как же должны происходить расчеты, в какой момент образуются курсовые разницы и каким образом все это отразить в программах «1С».
Когда можно использовать валюту
Операции в валюте между российскими организациями запрещены и осуществляются только в российских рублях (ст. 9 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).
Но есть особые случаи, когда расчеты в иностранной валюте между резидентами допускаются. И таких ситуаций довольно много:
При перечислении средств в рублях со счета, открытого одним резидентом за пределами России, на счет другого резидента в одном из отечественных банков.
При проведении резидентами-юрлицами целого ряда операций в валюте, зачисленной на их зарубежные счета. Сюда входят заработные выплаты сотрудникам расположенных за рубежом представительств, оплата и возмещение командировочных расходов работникам таких филиалов.
При уплате различных бюджетных сборов и налогов в иностранной валюте в федеральный или муниципальный бюджет соответствующего государства.
При переводе иностранной валюты с иностранных счетов физического лица-резидента РФ в Россию на счета других физических лиц-резидентов, открытых в российских банках.
Если валютный перевод производится с российских счетов на зарубежные между физическими лицами-резидентами, которые имеют тесные родственные связи, например, являются супругами.
При расчетах, связанных с получением банковских/коммерческих кредитов в уполномоченном банке.
При переводах в дипломатические представительства валютной заработной платы на счета физических лиц-резидентов, которые там работают.
Мы же рассмотри другую ситуацию, когда в договорах с контрагентами, организации можно указать, что оплата производится в рублевых суммах, а цены определяются в иностранной валюте (y.e.) (п. 2 ст. 317 ГК РФ). Обычно оплата по договорам осуществляется по согласованному курсу, чаще всего он равен курсу Центрального Банка РФ, но бывают ситуации, когда в договорах прописывается отклонения и устанавливается иной курс. Это отклонение может быть на какой-либо процент от курса ЦБ РФ или же на произвольно заданную часть. Но стоит помнить, что все активы, выраженные в условных единицах, в таком случае подлежат обязательному пересчету в рубли.
Использование условных единиц при совершении сделок – это способ установления цены, которая определяется в момент оплаты.
Как настроить валютный учет в «1С:Бухгалтерия 8»
Изначально следует заполнить список валют. Для этого стоит зайти в раздел «Справочники» – «Валюты», где можно создать произвольную валюту или же выбрать из классификатора. Курс валюты определяется несколькими способами: вводится вручную, загружается из интернета, рассчитывается по формуле, или зависит от курса другой валюты, т. е. уменьшается или увеличивается на какой-либо процент от опорной валюты (рис. 1).
После этого программа готова к валютным операциям.
При выборе договора, при расчетах в у.е. во все документы автоматически будут проставляться счета учета:
60.31 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в у.е.)»;
60.32 «Расчеты по авансам выданным (в у.е.)».
62.31 «Расчеты с покупателями и заказчиками (в у.е.)».
62.32«Расчеты по авансам полученным (в у.е.)».
Следует обратить внимание, что при принятии к учету товара в документе «Поступление (акты, накладные)» в табличной части стоимость товаров указывается в у.е., то же самое касается и документов «Реализации».
Пересчет курса
Теперь рассмотрим на примерах, от чего зависит пересчет курса и каким образом он производится.
Главное для пересчета – это то, когда и как была произведена оплата за товар.
Если у нас приходит 100 % предоплата, то в бухгалтерском учете, товар признается в рублевой оценке по курсу, который действовал на дату оплаты. В дальнейшем пересчет полученной оплаты не производится, и, следовательно, курсовые разницы не возникают.
Пример.
1 июня 2020 г. ИП Мельников оплатил организации «Баланс» 100% стоимости поставки (рис. 3).
При реализации товара 09.06.2020 никаких курсовых разниц не образовалось, курс был взят на дату оплаты.
Второй вариант – если оплата пришла после принятия на учет. В таком случае товары признаются по курсу, который был установлен на дату перехода прав собственности. В момент реализации, в бухгалтерском учете продавца отражается сумма дебиторской задолженности покупателя в у.е., а также рублях, исчисленная по курсу на дату реализации. Сумма выручки не будет переоцениваться, а вот дебиторская задолженность, выраженная в у.е., будет переоцениваться на каждую отчетную дату или на момент полной (частичной оплаты покупателя). Соответственно, будут отражаться курсовые разницы, как прочие доходы (расходы) в бухгалтерском учете и как внереализационные доходы (расходы) в налоговом.
Предоплата и постоплата в валюте
Еще одна ситуация это – частичная предоплата и постоплата.
При данной форме товары признаются по курсу суммированной стоимости. То есть оплаченная часть оценивается на дату предоплаты, неоплаченная часть на дату перехода прав собственности. Вторая часть сформирует дебиторскую задолженность покупателя в у.е. и в соответствующей ей сумме в рублях. Как и в предыдущем варианте, у нас возникнут курсовые разницы, которые учитываются как прочие доходы (расходы) в бухгалтерском учете и внереализационные доходы (расходы) в налоговом учете.
Теперь рассмотрим, как будет определяться налоговая база по НДС. Следуя НК РФ, она определяется на наиболее раннюю дату: отгрузки или день оплаты.
Если налоговая база по договору определяется на дату отгрузки, то в таком случае рассчитывается исходя из курса ЦБ РФ на день отгрузки. При всех последующих оплатах вычеты по НДС не корректируются. Следовательно, все разницы постоплаты у покупателя учитываются в составе внереализационных доходов или расходов.
Также следует обратить внимание, что НДС при покупке товаров принимается к вычету если:
товары используются в деятельности, которая облагается НДС;
в наличии есть правильно оформленный счет-фактура или же УПД;
и, конечно же, товары приняты на учет.
Принять к вычету покупатель имеет право сумму, которая указана в счет-фактуре. Важно, что счета-фактуры и УПД по всем договорам в условных единицах выставляются всегда только в рублях. Сумма будет зависеть от порядка уплаты.
Разберем на примерах работы с поставщиками.
Если у нас 100% предоплата, то поставщик обязан выставить отгрузочный счет-фактуру по курсу на дату предоплаты. Если был выставлен авансовый счет-фактура от поставщика, то так же можно принять к вычету НДС, но при получении товара НДС необходимо восстановить по такому счету-фактуре.
Следующий вариант, когда у нас постоплата. В таком случае счет-фактура выставляется по курсу на дату отгрузки.
Что касается частичной предоплаты и постоплаты, то поставщик обязан выставить отгрузочный счет-фактуру в рублевой стоимости, которая состоит из оплаченной части на дату предоплаты и неоплаченной по курсу на дату отгрузки.
С авансовыми счетами-фактурами такая же ситуация, что и в первом примере.
Как отразить курсовую разницу в «1С»
Теперь рассмотрим варианты, когда у нас возникает курсовая разница и как она отражается в программах «1С» при работе с иностранными контрагентами.
Согласно п. 4 ПБУ 3/2006, стоимость активов и обязательств в иностранной валюте или у.е. для отображения в бухучете и отчетности пересчитывается в рубли. При пересчете возникает разница, она называется курсовой. Пересчет осуществляется по официальному курсу ЦБ РФ, ну или с каким-либо отклонение, если это обговорено сторонами договора.
Пересчету подлежат все денежные средства, находящиеся в банке или кассе, а также дебиторская и кредиторская задолженность в валюте.
Пересчет происходит либо по дате поступления или списания денежных средств в валюте, погашения обязательств, либо в последний день месяца.
При работе в программе «1С:Бухгалтерия 8» настройки осуществляются таким же образом, как мы рассмотрели в начале статьи. В справочниках создаются условные единицы и подгружаются их курсы, за исключением того, что контрагент в данном примере иностранец, и в договоре следует проставить и оплату, и расчеты в у.е.
Договор с нерезидентом подразумевает возможность взаиморасчетов в иностранной валюте, т.к. в соответствии с Законом от 10.12.2003 №173-ФЗ безналичные валютные операции между резидентом и нерезидентом могут осуществляться без ограничений.
Помимо этого, не забудьте проверить актуальные курсы валют в справочнике. Если все настройки произведены правильно, то расчеты будут проходить автоматически.
Курсовые разницы будут отображаться как прочие доходы (расходы) в бухгалтерском учете и как внереализационные доходы (расходы) в налоговом.
И, соответственно, курсовая разница будет отражаться в двух вариантах: по дате операций, то есть непосредственно по документам «Поступление» – «Списание с расчетного счета» или «Реализация» – «Поступление товара». Второй вариант на конец месяца, с помощью регламентной операции «Переоценка валютных средств», которая выполняется автоматически при запуске процедуры по закрытию месяца.
Расчеты аккредитивом
Вопрос задал Екатерина У. (Краснодар, Краснодарский край)
Ответственный за ответ: Оксана Бачурина (★9.66/10)
Добрый день. На сайте не нашла информацию по отражению операций по аккредитиву. С РС переведены ДС на формирование покрытие аккредитива Д 55.01 К 51. Аккредитив открыт для оплаты Поставщику. В ПП какие следует выбрать: вид операции, статью движения ДС и статью расходов? Отражение оплаты поставщику, согласно извещению банка об исполнении аккредитива Д 60.01 К 55.01 — отражать операцией в ручную или есть штатный документ в 1С? Спасибо.
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Все комментарии (3)
Добрый день! Перечисление денежных средств с аккредитива в счет погашения задолженности перед поставщиком оформите документом Списание с расчетного счета (Дт 60.01 Кт 55.01).
— Вид операции — Оплата поставщику;
— Статья расходов — Оплата поставщикам (подрядчикам).
Аккредитив является одной из форм безналичных расчетов (п. 1 ст. 862 ГК РФ), в связи с этим оплата поставщику аккредитивом относится к текущим операциям (оплата товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов).
СЧЕТ 55.01 — АККРЕДИТИВЫ
ДС переводятся не сразу Поставщику, а в отделение Банка. Получателем ДС выступает Банк. После выполнения условий договора Поставщиком/Продавцом, аккредитив раскрывается. Т.е. мы не можем сделать проводку 60-51
Добрый день! Да, верно, вы не формируете проводку 60-51 (см. предыдущий мой комментарий). Давайте рассмотрим оформление операций пошагово.
1.При открытии покрытого аккредитива открывается специальный счет, на который переводятся средства с расчетного счета организации:
Дт 55.01 Кт 51 — документ Списание с расчетного счета вида операции Перевод на другой счет организации; статья расходов (статья ДДС) — Внутреннее перемещение денежных средств; счет учета – 51, счет дебета 55.01.
2. Перечисление денежных средств со специального счета (аккредитив) в счет погашения задолженности (или в счет аванса) перед поставщиком по договору в руб.:
Дт 60.01 (60.02) Кт 55.01 — документ Списание с расчетного счета вида операции Оплата поставщику; статья расходов (статья ДДС) — Оплата поставщикам (подрядчикам); счет учета – 55.01.
3. Поступление на расчетный счет неиспользованных средств в аккредитиве:
Дт 51 Кт 55.01 — документ Поступление на расчетный счет вида операции Прочее поступление; статья расходов (статья ДДС) — Внутреннее перемещение денежных средств; счет учета – 51, счет расчетов 55.01.
Что такое аккредитив
Зачем он нужен и как оформить
Предположим, одна компания хочет купить что-то у другой, но стороны сделки не особо друг другу доверяют. Тогда они могут заключить сделку через банк — он будет выступать посредником. Покупатель переведет деньги в банк, банк их заморозит, а продавец получит их, только если исполнит свои обязанности по договору. Для покупателя это гарантия, что продавец не сбежит с деньгами, для продавца — что покупатель не обманет его с оплатой.
Аккредитив — это как раз такая банковская операция. В ней участвуют три стороны:
Важное условие: платеж — раскрытие аккредитива — проходит только после того, как получатель денег представит заранее оговоренные документы. Например, подтвердит поставку товара или переход права собственности. Это удобно, когда партнеры заключают сделку в первый раз и не уверены друг в друге.
Как работает аккредитив
Например, одна компания продает другой здание. Стороны заключают договор, в котором указывают, что производят расчеты по аккредитиву. Схема будет такой:
Таким образом, банк в этом случае выступает гарантом надежности сделки: плательщик уверен, что получит товар, а продавец — деньги.
Законодательное регулирование. На территории России расчеты по аккредитиву регулируются параграфом 3 главы 46 Гражданского кодекса РФ и нормативами Центробанка. Международные аккредитивы выпускают в соответствии с общими правилами, которые приняла Международная торговая палата.
Отличия от банковской ячейки и счета эскроу. Банковская ячейка используется для расчетов наличными, а аккредитив — это безналичный платеж. Как и в случае с аккредитивом, в условиях договора аренды ячейки плательщик может прописать, что бенефициар получает доступ к сейфу, только если предъявит определенный документ. Например, выписку из ЕГРН, если речь идет о купле-продаже недвижимости.
В отличие от аккредитива, банк не несет ответственности за сами деньги в ячейке — только за ограничение доступа к ней. Поэтому если продавец вскроет ячейку, а внутри ничего не окажется, кражу доказать не получится.
На счете эскроу, как и на аккредитиве, деньги блокируются, пока продавец не представит покупателю подтверждающие сделку документы. Например, если речь идет о недвижимости, это может быть та же выписка из ЕГРН. Но у аккредитива, в отличие от счета эскроу, возможности шире. Например, в сделках с аккредитивами можно применять векселя. Вексель — ценная бумага, которая подтверждает обязанность должника выплатить ее владельцу указанную в документе сумму через определенный срок.
Получить деньги от банка по аккредитиву может не только сам продавец, но и указанное им третье лицо. В случае со счетом эскроу деньги переведут только бенефициару, указанному в договоре.
Аккредитив бывает отзывным: плательщик может в любой момент отменить его, не уведомляя об этом бенефициара. С эскроу так не получится.
В случае с аккредитивом банк лишь посредник — третье лицо, которое переводит деньги, если продавец представил все нужные документы. При расчетах по эскроу банк принимает непосредственное участие в сделке: он обязан проверить, действительно ли выполнены все условия.
Плюсы и минусы аккредитива
Главное преимущество аккредитива — гарантия надежности сделки для обеих сторон договора. Плательщик не рискует деньгами, как если бы работал по предоплате, а бенефициар уверен, что точно получит платеж после того, как представит необходимые документы.
Минус этой формы расчетов — сложный документооборот. Бенефициар должен юридически точно соблюсти все условия аккредитива. Если банк обнаружит расхождения в полученных документах, он не переведет деньги.
Еще один недостаток — комиссия, которая в разных банках составляет в среднем 0,1—0,6% от суммы платежа.
Если аккредитив используется при расчетах в ипотечных сделках, банк может предложить свои условия, например фиксированную стоимость за использование аккредитива.
Сфера применения аккредитивов
Торговые операции внутри страны. Аккредитивы, как правило, применяются в России при крупных сделках. Такой вид гарантии используется в сделках, связанных с акциями и долями в ООО. В этом случае условием платежа бенефициару будет документ, подтверждающий изменение записи в реестре владельцев ценных бумаг или ЕГРЮЛ.
Экспортно-импортные операции. В международных сделках с использованием аккредитива, в отличие от внутрироссийских, принимают участие сразу два банка: один на стороне импортера, другой — экспортера. Вот как проходит сделка после того, как стороны заключили контракт:
Кроме гарантии надежности сделок международный аккредитив используют как выгодный инструмент финансирования импортных контрактов. Импортер может получить в банке-эмитенте кредит на выплату по аккредитиву. Причем сам банк возьмет эти деньги взаймы за рубежом по ставкам международного рынка, которые ниже российских. Таким образом, импортер фактически получит еще и выгодный кредит на финансирование своего контракта.
Виды банковских аккредитивов
Отзывный и безотзывный. Отзывный аккредитив может быть аннулирован или изменен банком по поручению плательщика в любой момент, и тогда деньги перечислены не будут. Уведомлять об этом бенефициара ни банк, ни плательщик не обязаны. При экспортно-импортных операциях такие аккредитивы по правилам Международной торговой палаты не применяются.
Безотзывный аккредитив тоже можно отозвать, но для этого банк должен направить получателю денег уведомление.
Аккредитив считается отмененным или измененным с того момента, как бенефициар даст на это согласие банку.
Аккредитив по умолчанию считается безотзывным, если в его тексте отдельно не указано, что он отзывной.
На практике чаще всего используются именно безотзывные аккредитивы, так как сам факт того, что аккредитив может быть отозван, сводит к нулю все преимущества такой формы расчета: стопроцентной гарантии, что поставку оплатят, уже нет.
Подтвержденный и неподтвержденный. По просьбе банка, который выпустил безотзывный аккредитив, его может подтвердить другой банк. После этого платить бенефициару обязан подтверждающий банк. Причем независимо от того, перечислил ли ему деньги банк-эмитент.
Компания из России хочет продать товар партнерам из Венесуэлы. В схеме используют аккредитив, но продавец знает, что в этой южноамериканской стране экономический кризис, и не уверен, что покупатель оплатит товар. Чтобы партнер был спокоен, венесуэльская фирма обращается в крупный международный банк, который готов подтвердить аккредитив — выступить гарантом сделки. Если покупатель получит товар, но не найдет денег, продавец все равно получит платеж от подтверждающего банка.
Покрытый и непокрытый. Открывая покрытый — депонированный — аккредитив, банк-эмитент сразу перечисляет деньги плательщика исполняющему банку. Именно этот исполняющий банк и будет платить бенефициару. Депонированные аккредитивы используют при расчетах на территории России.
Одна фирма покупает у другой товар и рассчитывается по аккредитиву. Чтобы убедить продавца, что он гарантированно получит деньги, покупатель сразу перечисляет всю сумму на счет в банке-эмитенте, а тот тут же переводит ее в банк, где обслуживается продавец. Правда, получить их он сможет только после поставки, но при этом он знает, что обещанные деньги существуют в природе, больше того, они уже зачислены в его банк.
При экспортно-импортных расчетах финансовые организации чаще всего работают по непокрытым аккредитивам. Их еще называют гарантированными. Исполняющий банк открывает в банке-эмитенте корреспондентский счет на сумму контракта, а потом списывает с него деньги по мере того, как платит бенефициару.
Кумулятивный и некумулятивный. Если банк разрешает плательщику зачислить не потраченную по текущему аккредитиву сумму на счет нового, такой аккредитив называется кумулятивным. Если неистраченные деньги возвращаются плательщику обратно, это некумулятивный аккредитив.
Когда компания часто работает с аккредитивами в одном и том же банке, есть смысл использовать кумулятивный аккредитив: не выводить деньги, если они вдруг остались, обратно, а перебросить их на оплату новой сделки.
Переводной (трансферабельный). Переводной аккредитив позволяет произвести выплату другому бенефициару, не являющемуся контрагентом плательщика по конкретной сделке. В этом случае плательщик должен подать в банк заявление и указать, кто имеет право получить деньги по аккредитиву.
Переводной аккредитив дает плательщику возможность рассчитаться с другими своими контрагентами, не переводя деньги со счета на счет.
Фирма закупает в долг металл, делает из него гвозди и продает. При этом с поставщиками металла она рассчитывается только после того, как реализует гвозди. В этом случае есть смысл сократить цепочку движения денег: поставщик металла будет получать деньги от покупателя гвоздей напрямую через переводной аккредитив.
Револьверный. Револьверный аккредитив открывают, когда сделка растянута по времени. Например, продавец поставляет товар партиями, а покупатель платит частями. Плательщик в этом случае может вносить деньги на аккредитив по мере того, как происходят расчеты.
Две компании сотрудничают постоянно, и нет смысла открывать для каждой сделки новый аккредитив, если можно сделать один «длинный» — револьверный.
Циркулярный аккредитив позволяет плательщику оплачивать свои счета в пределах определенной суммы через банки — агенты эмитента, например за границей.
С красной оговоркой. Аккредитив с красной оговоркой дает бенефициару возможность получить аванс до представления всех необходимых документов. Такое название появилось из-за того, что банки, выпускавшие в прошлом аккредитивы на бумажных бланках, выделяли оговорку об авансе в тексте красным цветом.
Резервный ( Stand-By ). Резервные аккредитивы используются для торговли со странами, где запрещены банковские гарантии, например США. Но по сути, резервный аккредитив является именно гарантией: банк-эмитент обязуется рассчитаться с бенефициаром от имени плательщика, даже если у того не будет денег.
4 риска потерять деньги при заключении сделки с недвижимостью
Передача денег — самый главный этап покупки недвижимости. И самый ответственный, поскольку речь идет о крупных денежных суммах. Сегодня мало кто приходит на сделку с чемоданом наличных и просто передает их под расписку. Есть другие, гораздо менее рискованные способы, но и их нельзя назвать на 100% безопасными.
Рассказываем об основных способах взаиморасчетов между продавцом и покупателем, уязвимых местах и о том, на что нужно обратить внимание.
Аккредитив — это, по сути, безналичная форма расчета покупателя с продавцом. Покупатель открывает специальный банковский счет, вносит туда необходимую для покупки квартиры сумму, после регистрации сделки продавец предъявляет банку договор купли-продажи с печатью регистрационной палаты, затем деньги с аккредитива переводятся на его счет.
Каковы риски
Это самый безопасный вид передачи денег, заверяют эксперты рынка недвижимости. Банк выступает в некоторой степени гарантом правильных взаиморасчетов по сделке.
«Во-первых, можно не использовать наличные и, следовательно, легче избежать связанных с ними рисков — краж, фальшивых купюр и т. п., — поясняет управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая. — Во-вторых, поступление денег на аккредитив, их полную сумму и подлинность удостоверяет банк, а не физическое лицо. В-третьих, при оформлении аккредитивного договора защищена вся сумма, тогда как количество наличных в ячейке никому не известно».
В то же время безналичные расчеты на вторичном рынке жилья не распространены, отмечают эксперты: многие люди вообще не знают, что это такое, и боятся прибегать к такому способу передачи или получения денег. Они зачастую скептически относятся к банковской системе, ведь банки по-прежнему «лопаются», и даже лидеры отрасли подвергаются санации. Поэтому, как отметил брокер агентства недвижимости Century 21 Panorama Realty Константин Ламин, в настоящее время сделки с использованием аккредитива в основном проводятся в крупных банках с государственным участием (Сбербанк, ВТБ).
«При банкротстве финансовой организации люди теряют средства, лежащие на счету в этом банке, а вот содержимое банковских ячеек принадлежит их арендаторам, — добавил директор департамента вторичного рынка компании «Инком-Недвижимость» Михаил Куликов. — К тому же многие клиенты хранят свои накопления в валюте, и они не собираются использовать безналичный расчет, так как опасаются, что колебания валютных курсов могут привести к изменению стоимости недвижимости».
Чаще всего (в 90% случаев) на вторичном рынке Москвы при сделках купли-продажи квартир используют банковские ячейки. Передача денег происходит следующим образом. Стороны заключают договор купли-продажи, после этого покупатель закладывает деньги в банковскую ячейку. Как только право собственности зарегистрировано, продавец берет экземпляр договора, едет в банк, открывает ячейку и забирает деньги. Стоимость аренды банковской ячейки составляет порядка 4–5 тыс. руб. в месяц, которые оплачивает покупатель.
«Договор аренды ячейки может быть и двух-, и трехсторонним, соответственно, в договоре участвуют банк и покупатель или банк, покупатель и продавец, — рассказала управляющий партнер компании «Миэль-Сеть офисов недвижимости» Татьяна Саксонцева. — В договоре аренды ячейки прописываются условия, при которых может быть открыта ячейка и кто может ее открыть. Чаще всего ячейка арендуется на один-два месяца. В этот срок договор купли-продажи недвижимости проходит процедуру государственной регистрации».
Каковы риски
При проведении таких расчетов банк не контролирует закладываемую в ячейку сумму, не проверяет, какие там купюры и сколько их. Существует дополнительная услуга по описи вложения в банковскую ячейку, она платная и ее оказывают не все банки.
«Теоретически здесь возможны мошеннические действия при передаче средств: подмена пакета с деньгами, закладка фальшивых купюр, — пояснил Константин Ламин. — Даже не исключен сговор с сотрудником банка, когда мошенники незаконным путем получают доступ к ячейке. За последние несколько лет подобные случаи были в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому во избежание подобных неприятностей следует выбирать надежные банки, зарекомендовавшие себя, и обязательно заказывать там услугу по проверке подлинности денежных знаков перед их закладкой в ячейку».
Стоимость такой услуги составляет от 0,1% от объема проверяемой суммы. Кроме того, есть компании, предлагающие в аренду счетные машины с возможностью проверки купюры на подлинность. Цена услуги — от 6 тыс. руб. за два часа.
«При сумме сделки более 10 млн руб. уже есть смысл взять в аренду счетную машину, а не пользоваться услугами банка», — советует Мария Литинецкая.
Это еще одна из форм безналичных расчетов, где, в отличие от аккредитива, счетом, с которого происходит перечисление денежных средств по сделке, является специальный счет нотариуса, открытый в банке.
Этот вид расчетов не распространен, он применяется в основном в сделках, требующих обязательного нотариального удостоверения. Для сделок, совершаемых в простой письменной форме, этот способ передачи денег влечет за собой немалые расходы — около 0,5% от суммы сделки.
Каковы риски
Здесь есть два важных момента: доверие к нотариусу, проводящему сделку, а также надежность банка, где у этого нотариуса открыт счет.
«По законодательству, счета нотариусов не входят в конкурсную массу при банкротстве банка. Тем не менее перспектива затягивания процедуры возврата денежных средств со счета нотариуса при банкротстве банка вполне реальна», — считает Константин Ламин.
Передача денег из рук в руки
Это самый старый, простой и при этом самый небезопасный способ передачи крупной суммы денег. В этом случае по договоренности сторон наличные передаются продавцу сразу после подписания договора купли-продажи или после оформления всех документов. На заре рынка недвижимости именно таким образом осуществлялось большинство взаиморасчетов между продавцами и покупателями. Сейчас сделки, в которых деньги передаются из рук в руки, крайне редки. Но все-таки изредка это происходит.
Каковы риски
Рисков, напоминает Михаил Куликов, очень много. Продавцы (особенно если они сильно нервничают во время расчетов) могут банально недоглядеть за покупателями, неправильно подсчитать деньги и получить в результате меньшую сумму. Еще один случай, когда они могут пострадать из-за своей невнимательности, — получение «куклы», то есть сумки с деньгами, где сверху лежат настоящие купюры, а под ними — нарезанная бумага. Наконец, есть риск того, что после передачи денег продавца ограбят. Это может случиться и с покупателем, приехавшим на сделку с большой суммой наличных. Поэтому такой способ передачи денег эксперты настоятельно советуют не использовать совсем.