закона димы яковлева что это
«Закон Димы Яковлева»: неожиданный эффект
Принятый в 2012 году закон, который получил народное название «закон Димы Яковлева», помог развеять мифы о международном усыновлении
Только цифры и ничего личного
Десять лет назад, 8 июля 2008 года, в США погиб Дима Яковлев – 2-летний мальчик, которого усыновила семья американцев. Приемный отец на 9 часов оставил малыша в запертом автомобиле при 32-градусной жаре.
Ребенок умер, но человека, по чьей вине это произошло, американский суд полностью оправдал. Позже, в декабре 2012-го, был принят закон, в том числе запретивший отдавать российских сирот усыновителям США и некоторых других стран.
Официальное название этого документа, вступившего в силу 1 января 2013 года: федеральный закон № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». Очень скоро документ получил и два других, неофициальных, имени: «закон Димы Яковлева» и «закон подлецов».
Думаю, многие помнят, какая волна возмущения поднялась в ответ на принятие этого документа. Больше всего людей возмущал тот факт, что детей-сирот, которым и так досталось в их короткой пока жизни, по сути, превратили в «орудие мести». И какие бы причины, послужившие толчком к созданию «закона Димы Яковлева», ни назывались, все отлично понимали, что это ответный шаг на так называемый «закон Магнитского», принятый в США тоже в декабре 2012 года.
На митингах, проходивших во многих городах нашей страны, кроме общих призывов распустить Госдуму были и тематические лозунги, требующие «не лишать детей будущего», «оставить сиротам право на семью», «разрешить американцам усыновлять детей-инвалидов» и т.п. Требования эти, безусловно, справедливы, однако в большинстве своем основаны на заблуждениях людей, далеких от темы сиротства.
Чтобы не быть голословной, возьму сегодня в соавторы «госпожу статистику» и с цифрами в руках попробую показать, каким образом «закон Димы Яковлева» помог развеять существующие в нашей стране мифы о международном усыновлении. А начать хочу с общих цифр, я бы даже сказала – с главных.
Итак, по данным министерства образования и науки РФ, в 2004 году в детских домах и интернатах России находились 188 800 детей-сирот. За последние 14 лет их количество значительно сократилось: на 1 июля 2018 года в федеральном банке данных числится 48 650 детей-сирот.
На начало 2013 года (к моменту вступления в силу «закона Димы Яковлева») таких детей в ФБД было почти в 2,5 раза больше – 119 000. Думаю, комментарии здесь излишни.
Миф 1-й: иностранцы берут только больных детей
Вот, пожалуй, главный аргумент, который приводили участники митингов, выступающие против этого закона. К сожалению, это не совсем так, точнее – совсем не так. Подтверждением тому – статистические данные, взятые из открытых источников. В частности, с сайта «Усыновите.ру», где и расположен федеральный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей.
Так, в 2009 году иностранными гражданами всех стран были усыновлены 3815 российских детей, из них детей-инвалидов – 191. То есть всего 5 процентов. В том числе 81 ребенок-инвалид уехал в США, а всего в 2009 году американцы усыновили 1432 ребенка из России.
Примерно такой же расклад в международном усыновлении и в последующие годы. В 2010-м из 3355 усыновленных детей – 148 инвалидов (4 процента). В США соответственно 1016 и 44. В 2011 году 3400 детей усыновлены, из них 176 – инвалиды (5 процентов). США – 956 и 89. В 2012 году 2604 усыновлены, из них 171 инвалид (7 процентов). США – 646 и 71.
Такой небольшой процент детей-инвалидов, увезенных за рубеж, вполне объясним: международным усыновлением в те годы занимались специальные агентства и цены там были довольно высокие: от 50 тысяч долларов США за одного ребенка. Такие суммы, во всяком случае, называли усыновители из-за рубежа, с которыми мне довелось общаться в те годы. Понятно, что за столь высокую цену люди хотели приобрести и «товар» первого или второго сорта (но никак не инвалидов).
Миф 2-й: российские граждане не берут больных детей
Это тоже распространенное заблуждение, и оно тоже вполне объяснимо. К примеру, если посмотреть на международное усыновление в 2008 году, мы увидим, что инвалидов из усыновленных иностранцами детей – 5,2 процента (213 из 4125), тогда как у россиян этот процент – всего лишь 0,3. Но! Не спешите с выводами.
Здесь следует вспомнить, что нашим гражданам, в отличие от иностранцев, разрешены различные формы устройства ребенка в семью: не только усыновление, но и опека – безвозмездная и возмездная (так называемая приемная семья), а раньше был еще и патронат. Причем детей-инвалидов россияне предпочитают брать именно под опеку, чтобы получать хоть какую-то поддержку от государства.
Так вот, в том же 2008 году из детей, переданных российским гражданам под опеку, инвалидами были 1,6 процента (1196 из 75933), переданных в приемные семьи – 2,8 процента (609 из 21388), а в патронатные семьи – 3,5 процента (113 из 3257). Ну а всего за этот год из детей, устроенных в российские семьи, инвалидами были 1,8 процента (1944 из 109626).
Впрочем, для сравнения с международным усыновлением здесь лучше смотреть не на проценты, а на общее количество детей-инвалидов, нашедших свои семьи: 1944 и 213.
В последующие годы детей-инвалидов на все формы семейного устройства брали чуть меньше, но тоже не мало: в 2010 году – 1512 детей-инвалидов (международное усыновление – 148), в 2011-м – 1420 детей (176), в 2012-м – 1424 ребенка (171). Что называется, «почувствуйте разницу»!
Миф 3-й: иностранцы берут детей, которых не захотели брать россияне
Не секрет, что многие усыновители мечтают пройти со своим приемным ребенком путь «от самого начала». Считается, что только тогда дитя может стать «совсем своим». Вот почему еще в 2010-2012 годах, когда в ФБД насчитывалось больше 100 тысяч детских анкет, в регионах уже существовали очереди из потенциальных усыновителей-граждан России. Как правило, все они стояли за младенцами, детьми до года, а то и до трех лет. При этом дома ребенка, где содержатся малыши именно такого возраста и стандартно рассчитанные на 100 детей, были переполнены.
Как же так? Да очень просто: детей в них держали для иностранных усыновителей (вспомним цены), особенно здоровых и особенно совсем маленьких – тот самый «первый сорт». Российским гражданам этих ребятишек, как правило, вообще не показывали, только их анкеты (часто с надуманными диагнозами).
По долгу службы мне приходилось много ездить по стране, бывать в домах ребенка и детдомах разных регионов. Так вот, по части диагнозов порой встречались настоящие курьезы.
В медкарте одной маленькой девочки, например, черным по белому было написано: «заболевание простаты»… Если же ребенок был рожден ВИЧ-инфицированной матерью и у него до поры до времени установлен «неокончательный тест на ВИЧ» (диагноз, который потом часто снимают), тетушки из опеки делали круглые глаза и с ужасом восклицали: «Да у него же СПИД!»
В одном из домов ребенка в Екатеринбурге пришлось наблюдать, как попали впросак две нянечки. Женщины до того привыкли к посещениям иностранных усыновителей (и отсутствию российских граждан), что, увидев нашу пару, стали громко обсуждать супругов, даже не предполагая, что люди могут понимать русский язык.
Еще один казус произошел лет десять назад во Пскове. Когда туда приехали представители социального проекта «Детский вопрос» на «Радио России», для них провели экскурсию по дому ребенка. В одной из групп журналисты увидели такую картину: на полу сидят 5-6 малышей с глубокой патологией, а на столах – подносы с едой (дело было к обеду). И компотов там в два раза больше, чем детей в группе.
«Где же остальные дети?» – спросили у воспитателей. – «Это все. У нас больше нет». – «А компотов почему так много?» – «Да мы просто ошиблись»…
Между тем один из журналистов, отставший от своих, видел, как воспитательница переводила из группы в группу цепочку малышей, вполне здоровых на вид.
Как-то по заданию редакции мне пришлось звонить в Новосибирск, разговаривать с прокурором о том, почему российские граждане не могут там усыновить детей до трех лет, а иностранцы могут.
Ответ, мягко говоря, удивил: «Так ведь россиян этот возраст не интересует. Вот и приходится отдавать малышей иностранцам».
И говорилось это совершенно искренне, как мне показалось, то есть прокурора явно ввели в заблуждение. Как такое могло произойти?
Чтобы понять, нужно прежде всего знать, что у российских кандидатов в усыновители или опекуны существует приоритет перед иностранцами. И за рубеж якобы отдают таких детей, которых россияне брать в свою семью не захотели. В связи с этим умело создается видимость, что с детьми (особенно с маленькими и особенно здоровыми) российские кандидаты знакомятся, но те им не нравятся, и люди от них отказываются.
Впервые я увидела эту схему в Туле, потом – еще в нескольких регионах. Как она работает? К примеру, человеку выдаются для ознакомления 10 детских анкет. По закону, лично знакомиться кандидат в усыновители или опекуны может только с одним ребенком. Поэтому регоператор банка данных или сотрудник опеки выписывает направление на знакомство с кем-нибудь из этих 10-ти. Ну а на остальных детей сразу просят написать отказ.
Если у ребенка набирается 10 отказов и в ФБД его анкета находится не меньше полугода – все, малыша можно отдавать на международное усыновление. Ведь россиянам он «не нужен»!
«Список Димы Яковлева»
По аналогии со «списком Магнитского», запрещающим въезд в США 60 определенным персонам, существует и «список Димы Яковлева». Это – конкретные дети, усыновление которых гражданами США было намечено, но не состоялось. По официальным данным министерства образования и науки РФ, виделись со своими приемными родителями из США, но не попали в новые семьи из-за принятия закона 259 российских сирот.
Однако и здесь все не так плохо. Спустя пять лет после принятия закона уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Анна Кузнецова заявила, что почти все российские дети, не успевшие уехать к американским родителям до вступления в силу «закона Димы Яковлева», устроены в семьи.
По ее словам, сказанным в декабре прошлого года корреспонденту РИА «Новости», «на сегодняшний день трое из этих детей возвращены биологическим родителям по их заявлению, родители еще двух детей восстановлены в родительских правах, в семью родственников передан один ребенок, 118 детей переданы в семьи граждан РФ, иностранными гражданами усыновлены 123 ребенка (а это фактически половина детей из списка). В детских домах остались 11 детей, семь из них с инвалидностью». И вот их действительно жаль.
Вот, например, один из случаев устройства в семью девочки с инвалидностью, о котором на нашем сайте, в разделе «Срочно нужна помощь», есть публикация: «Приемная дочка делает первые шаги»
Об авторе: Ольга Резюкова с 2009 по 2018 год работала журналистом в социальном проекте «Детский вопрос» Радио России, который занимается устройством детей-сирот в семьи. Благодаря этой передаче ежегодно свои семьи находили около 500 сирот, в том числе подростков и инвалидов. В 1990 году Ольга сама стала мамой-усыновительницей.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
«Закон Димы Яковлева»
21 декабря 2012 года Государственная Дума РФ приняла в третьем окончательном чтении ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» или «Закон Димы Яковлева», который ввел запрет на усыновление российских детей гражданами США.
Закон назван в память о погибшем двухлетнем российском мальчике, которого приемный отец-американец запер на солнцепеке в автомобиле, а также в память обо всех маленьких россиянах, погибших и пострадавших от рук приемных родителей в США.
«Закон Димы Яковлева» стал ответом России на «акт Магнитского», который был подписан президентом США 14 декабря 2012 года и ввел визовые санкции в отношении россиян, причастных, по мнению конгрессменов, к нарушениям прав человека.
Закон распространяется на граждан США, которые нарушили права россиян или были причастны к преступлениям в отношении них. Документ предусматривает составление списка таких американцев: им запрещен въезд в Россию, а деятельность подконтрольных им юридических лиц на территории РФ будет приостановлена. Во втором чтении была одобрена поправка, которая распространяет действие документа на все страны, а не только на США. Согласно поправке, действие закона распространяется «на граждан тех государств, которые приняли решение о запрете въезда граждан РФ и аресте активов граждан РФ по мотиву причастности граждан РФ к нарушениям прав человека».
Кроме запрета на усыновление российских детей в США, «закон Димы Яковлева» ввел норму о закрытии агентств по подбору детей и денонсировал российско-американское соглашение об усыновлении несовершеннолетних.
Закон также ввел прямой запрет на деятельность в России финансируемых из США политических НКО, а также на деятельность некоммерческих организаций, чья деятельность представляет угрозу интересам России. Устанавливалось, что Минюст приостанавливает деятельность НКО, которые «участвуют в политической деятельности РФ и безвозмездно получают денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) США или реализуют на территории РФ проекты, программы либо осуществляют иную деятельность, которая представляет угрозу интересам РФ». Если такая НКО прекратила получение средств от граждан или организаций США, либо прекратила реализацию наносящих ущерб интересам России проектов, ее деятельность возобновляется по решению Минюста.
Также закон определил, что человек, имеющий гражданство России и США, не может быть членом или руководителем НКО, осуществляющей политическую деятельность в России, или ее структурных подразделений. Нарушение этого запрета влечет за собой прекращение деятельности такой НКО и наложение ареста на все деньги и имущество.
Обсуждение закона вызвало широкий общественный резонанс. С критикой закона в тот период выступили министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, вице-премьер Ольга Голодец, глава профильного комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина.
Известные российские журналисты, ставшие приемными родителями, составили обращение к президенту России Владимиру Путину, депутатам Госдумы и членам Федерального собрания. В своем письме они отметили, что российские граждане усыновляют далеко не всех детей, содержащихся в домах ребенка. Составители письма призвали «не делать заложниками российских детей-сирот, не лишать их будущего».
На базе закона в России был сформирован список из 60 невъездных граждан США, куда вошли, в частности, судьи, агенты и представители спецслужб, прокуроры, причастные к судебному процессу над россиянами Виктором Бутом и Константином Ярошенко, конгрессмены — авторы «акта Магнитского», а также американцы, нарушившие права усыновленных из России детей.
Одновременно с принятием «закона Димы Яковлева» был подписан указ президента о мерах по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указ президента РФ о поддержке сирот упростил процедуры усыновления детей для россиян.
Уровень одобрения «закона Димы Яковлева» в России остается высоким: по данным опроса ВЦИОМ в 2017 году — 71% (в 2015 году — 70-76%).
В то же время доля противников документа достигла максимума за все годы измерений и составила в 2017 году 25%.
Полный текст «закона Димы Яковлева»
«О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»
Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года
Статья 1
К мерам воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, относятся:
1) запрет на въезд в Российскую Федерацию граждан Соединенных Штатов Америки:
а) причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека;
б) совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, или причастных к их совершению;
в) наделенных государственными полномочиями и способствовавших своими действиями (бездействием) освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению;
г) в чьи должностные обязанности входило принятие решений, отсутствие или наличие которых привело к освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению;
д) причастных к похищению и незаконному лишению свободы граждан Российской Федерации;
е) вынесших необоснованные и несправедливые приговоры в отношении граждан Российской Федерации;
ж) осуществляющих необоснованное юридическое преследование граждан Российской Федерации;
з) принявших необоснованные решения, нарушившие права и законные интересы граждан и организаций Российской Федерации;
2) арест на территории Российской Федерации финансовых и иных активов граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещен въезд в Российскую Федерацию, и запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями этих граждан.
Статья 2
1. Список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию, и организаций, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
2. В отношении граждан Соединенных Штатов Америки, включенных в список, предусмотренный частью 1 настоящей статьи:
1) устанавливается запрет на распоряжение имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;
2) приостанавливается деятельность на территории Российской Федерации находящихся под их контролем юридических лиц;
3) приостанавливаются полномочия (членство) в советах директоров или иных органах управления организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
3. Предложения о внесении изменений в список, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, могут представляться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, политическими партиями, Общественной палатой Российской Федерации, а также государственными органами.
4. Порядок ведения списка, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
5. Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, не реже одного раза в год информирует палаты Федерального Собрания Российской Федерации о ходе выполнения настоящего Федерального закона.
Статья 3
1. В соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность некоммерческих организаций, которые участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и безвозмездно получают денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки или реализуют на территории Российской Федерации проекты, программы либо осуществляют иную деятельность, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, приостанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет сведения о некоммерческих организациях, деятельность которых приостановлена, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство Соединенных Штатов Америки, не может быть членом или руководителем некоммерческой организации, ее структурного подразделения либо структурного подразделения международной или иностранной некоммерческой организации (отделения, филиала или представительства), участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Нарушение данного запрета влечет за собой приостановление федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, деятельности указанной некоммерческой организации (структурного подразделения).
3. Приостановление деятельности некоммерческой организации (структурного подразделения) в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи влечет наступление последствий, предусмотренных абзацем первым пункта 6 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В отношении имущества некоммерческих организаций (структурных подразделений), деятельность которых приостанавливается в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, решение о наложении на него ареста принимается судом по заявлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.
4. В случае, если некоммерческая организация, деятельность которой была приостановлена в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратит безвозмездное получение денежных средств и иного имущества от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки либо прекратит на территории Российской Федерации реализацию проектов, программ либо осуществление иной деятельности, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, деятельность такой организации возобновляется по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.
Статья 4
1. Запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей.
2. В связи с установленным частью 1 настоящей статьи запретом на передачу детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки прекратить от имени Российской Федерации действие Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в городе Вашингтоне 13 июля 2011 года.
Статья 5
Внести в подпункт 7 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 34, ст. 4029; 2003, № 2, ст. 159; 2006, № 31, ст. 3420; 2007, № 3, ст. 410; 2008, № 19, ст. 2094; № 30, ст. 3616) изменение, изложив его в следующей редакции:
«7) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе если этот гражданин включен в список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию;».
Статья 6
Действие настоящего Федерального закона и подпункта 7 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на граждан государств, которые приняли решение о запрете въезда граждан Российской Федерации на территории этих государств и об аресте активов граждан Российской Федерации по мотиву причастности граждан Российской Федерации к нарушениям прав человека в Российской Федерации.
Статья 7
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года.