зарница в лагере что это
Военно-патриотическая игра «Зарница»
Что такое военно-патриотическая игра «Зарница»
Одним из безусловно положительных элементов советского наследия является военно-патриотическая игра «Зарница». Эта игра зародилась в конце 60-х годов. Одной из целей «Зарницы» было патриотическое воспитание молодежи и допризывная подготовка.
Традиционно игра «Зарница» состоит из конкурсной части и военной части. В конкурсную часть могут входить:
Как провести игру «Зарница»
Поэтому идеальным вариантом будет организация военно-патриотической игры «Зарница» с помощью лазертаг.
Сколько времени займет проведение игры
Наработки позволяют достаточно гибко изменять сценарий «Зарницы». Игра может проходить:
Информация для игроков
Что же дальше? Что нужно для того, чтобы получить от игры максимум удовольствия?
Желательно, чтобы у каждого игрока был головной убор (бандана, кепка, шапка или просто капюшон). В лазертаге повязка с датчиками поражения надевается на голову. Поскольку до вас повязку могли надевать сотни других игроков, в гигиенических целях лучше надевать ее на какой-либо головной убор, а не на голову непосредственно.
Если игра в лазертаг длительностью более часа, лучше позаботиться о наличии еды и питья. Даже непродолжительный бой вызывает тот самый синдром ЧБС (чего-бы-съесть). Так что желательно взять с собой что-нибудь перекусить. А поскольку в процессе игры в лазертаг вы много двигаетесь, потеете, и теряете много жидкости, после игры очень хочется пить. Поэтому лучше взять с собой на игру бутылку с водой (соком, квасом и т.п.) или термос с чаем (кофе, горячим шоколадом. ), в зависимости от погоды и личных предпочтений. Особо продвинутые «милитаристы» носят с собой фляжку с водой и пьют прямо во время игры.
«ИЗЮМИНКИ» ВОЕННОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ
Военно-спортивная игра «Зарница»: правила, эмблема, сценарии
Военно-спортивная игра «Зарница» не только дает детям море эмоций, но и позволяет привить школьникам навыки гражданской обороны, быструю реакцию в нестандартных ситуациях, умение оказывать первую медицинскую помощь. Также игра призвана укрепить традицию патриотического воспитания детей. В рамках данной публикации расскажем о правилах игры «Зарница», требованиях, а также предложим интересный сценарий проведения мероприятия.
Что это такое?
Подготовка к игре
Для проведения мероприятия необходимо подготовиться заранее. Нужно создать две команды, которые будут противниками. В каждой из команд принципом голосования необходимо выбрать командира.
Одежда должна быть закрытой для того, чтобы уберечь кожу детей от травм, возможных при продвижении через кусты, овраги и так далее. Также одежда защищает от укусов насекомых.
Если игра проводится в зимнее время, то дети должны быть одеты тепло, но легко и удобно: никаких тулупов, ватников и валенок! Только легкий болоньевый костюм (зимний), зимние кроссовки или удобные ботинки (с хорошей, устойчивой подошвой). Дети не должны пропотеть, ведь после игры они могут простыть!
Непосредственно перед игрой организаторы должны детально объяснить правила игры «Зарница».
Правила игры
У игроков не должно быть никаких колющих и режущих предметов! Не допускается применение палок при захвате «вражеского» лагеря и взятии в плен игрока другой команды.
В игре «Зарница» не бывает «убитых», допускаются только «раненые» и «пленные». Раненый может вернуться в игру после оказания ему медицинской помощи и только через 30 минут после «получения ранения».
«Пленные» в свою команду вернуться не могут, если в течение часа не смогли совершить побег. Если через час «пленный» так и сидит на территории «врага», то автоматически становится участником их команды.
Выбор сценария игры
И летом, и зимой сценарий игры «Зарница» должен быть таким, чтобы дети получили от мероприятия максимальное количество навыков и знаний. Игра призвана научить ориентироваться на любой местности, командной работе, наблюдательности, маскировке. В сценариях должны присутствовать такие моменты:
Проводить игру «Зарница» в лагере (детском оздоровительном) перспективнее всего. Территория таких лагерей обширная, имеется лесная местность, поляны. Детям местность незнакома, поэтому на ней лучше всего обучаться навыкам ориентирования и поиска.
Игра «Зарница» в школе тоже довольно неплохая идея. Детей можно научить выбираться из закрытого пространства, искать безопасные пути отступления в многоэтажном большом здании.
Далее предлагаем рассмотреть интересный сценарий проведения игры, который поможет привить максимальное количество навыков.
Командиры команд должны построить участников, вывести на главную площадь строевым шагом и опять построить.
Организаторы произносят слова приветствия и приглашают команды к участию.
Каждая команда представляет свой девиз, эмблему.
Балл начисляется той команде, которая быстрее разгадала шифр.
Начисление балла той команде, которая не только быстрее справилась, но и у которой меньше «раненых» и нарушений правил.
Балл начисляется за каждое попадание.
Деревянный ящик нужно наполнить предметами (например, камнями), вес груза должен составить 8 кг.
Группа из 2 человек должна донести «патроны» гуськом до следующей группы, вторая группа до следующей, и так до финиша.
Победит команда, которая быстрее справится с задачей. За нарушение правил снимаются баллы.
«Раненого» с поля боя уносят на носилках, перевязывают бинтами «место ранения». В каждой из команд должно быть два санитара.
Балл начисляется команде, которая быстрее установила флаг. Отдельные баллы начисляются за «пленного», снимается бал за «раненого».
На протяжении последующей игры пленный должен попытаться совершить побег.
Нужно установить цель, в которую участники будут метать учебные гранаты. Балл начисляется за каждое попадание.
Далее проводится метание гранаты на дальность. Балл команде, игрок которой закинул гранату дальше всех.
Всем участникам выдаются противогазы. Игроки выстраиваются в шеренгу, через 15 метров нужно установить по флагу.
По команде «Газы!» участники игры «Зарница» надевают противогазы. Далее первый участник бежит до флага, обегает его, возвращается в строй, бежит следующий участник, и так вся команда. Побеждает команда, участники которой быстрее закончили.
На данном этапе игры «Зарница» отрабатываются такие навыки: перевязка руки, головы, ноги, наложение жгута для остановки кровотечения и так далее. Побеждает команда, которая допустила минимум ошибок.
Каждая команда должна исполнить подготовленную песню на военную тему. Оценивается качество исполнения, постановка.
Военно-спортивная игра «Зарница» в летнем лагере
Военно-спортивная игра «Зарница»
Дата проведения: 19.06.2017г.
Место проведения: пришкольный участок.
Ведущий: учитель физической культуры Сас Е.Н.
Атрибуты и оборудование: Кочки, ящики, коробки, различные пластиковые бутылки, теннисные мячи для метания в цель, нарисованный танк, флажки, противогазы, мед. носилки, мелкие предметы: (ластик, точилка, карандаш, ручка, свисток, магнитик, пластиковая крышка от бутылки, секундомер, кольцо, игрушка из киндера), бревно или скамейка, покрывало или коврик, флажки, палатка, секундомер.
Цель: гражданско-патриотическое воспитание школьников.
возрождение и повышение престижа военной службы;
воспитание у детей чувства взаимовыручки и товарищеской поддержки;
создание атмосферы военных действий;
пропаганда здорового образа жизни;
знакомство с воинскими специальностями;
воспитание школьников в духе готовности к защите Родины;
формирование высоких нравственных качеств: инициативы и самостоятельности, сознательной дисциплины, товарищества и дружбы, коллективизма, воли, смелости, находчивости, выносливости.
Ведущий: Итак, начинаем спортивный праздник «Зарница», посвящённый тем, кто служит, и будет служить в рядах Вооружённых сил Российской Федерации.
На страже мира, счастья и свободы
Солдат Российской армии стоит!
Кто умеет состязаться,
Кто без дела не сидит,
Кто хочет силой потягаться,-
Для тех наш праздник открыт!
У нас будет 2 команды: «Танкисты» и «Лётчики»
Команда «Танкисты» ваш девиз.
Мы танкисты смелые,
Будем в Армии служить,
Будем Родину хранить!
Команда «Летчики» ваш девиз.
Лётчик знает своё дело,
В небе водит самолёт.
Над землёй летит он смело,
Прежде чем приступить к выполнению заданий, пройдём боевую разминку .
Вам нужно ответить на вопросы.
Кто защищает нашу Родину? (армия, солдаты)
Скажите, какие военные профессии вы знаете? (моряки, артиллеристы, летчики, связисты, танкисты, пограничники, пехотинцы, саперы, десантники (воздушный, морской). снайперы, разведчики/ контрразведчики, минометчики, водители, техники, шифровальщики, радисты, телефонисты, зенитчики, ракетчики, миномётчики…)
По 1 вопросу каждой команде.
11. Что может защитить солдата от отравляющих газов? (Противогаз.)
12. Приспособление для размещения патронов в огнестрельном оружии. (Магазин.)
Что солдат берет с собой в поход? Если эта вещь нужна, хлопайте в ладоши, если нет, топайте ногами.
Игра на внимание «Солдатский мешок»
Инвентарь: пластиковые бутылки, ящики, коробки.
Ведущий: – Слушайте боевую задачу. Это поле заминировано, нужно проявить смелость, внимательность и быстроту что бы это поле разминировать, у вас 2 минуты.
По сигналу дети бегут в поле, приносят оттуда мины (пластиковые бутылки) и разминируют их (откручивают крышку, бутылку кладут в ящик, а крышку в коробку. Та команда, которая больше соберёт мин выиграла.
Инвентарь: ящики, флажки.
На поле отмечается флажками стартовая линия и в 15м. от неё флажки. От каждой команды участвует 6 человек. По 2 человека должны тащить патронный ящик 15 м., затем их сменяют следующие 2 человека. Выигрывает команда, первая доставившая ящик с боеприпасами на линию финиша.
Инвентарь: противогазы, флажки.
Участвует 1 человек от команды. По сигналу участники бегут до указанного места с противогазом в сумке через плечо. Добежав, нужно быстро вытащить противогаз и правильно его надеть, по окончанию поднять руку вверх. Кто быстрее и правильно справится с заданием, тот приносит 1 балл своей команде.
Инвентарь: бревно или скамейка, кочки, туннель (сшитая прочная ткань длинной 2-2.5м.).
Это задание выполняется командами раздельно на время.
1-ый этап пробежать по бревну (скамейке).
2-ой этап пройти по кочкам.
3-ий этап пролезть в туннель.
5-ый этап вернуться назад бегом.
Побеждает та команда, которая пройдёт полосу без ошибок и за меньшее время.
Инвентарь: мед. носилки, покрывала или коврики, шапочки мед персонала ( из белой бумаги с красным крестом), палатка.
Нужно перенести пострадавшего на носилках в мед. сан. часть от линии старты до палатки оказания первой помощи. На носилки укладывается 1 пострадавший (самый маленький из команды), по одному человеку у каждой ручки носилок. По сигналу 4 человека начинают бежать с пострадавшим до отмеченного места. Там ждут их остальные члены команды- мед. персонал. Все вместе должны аккуратно переложить раненого на покрывало и вернуться с носилками обратно.
Инвентарь: шифровка, ключ к шифровке, карандаш с листом бумаги, секундомер.
Команде раздается карточка с шифровкой и ключом (алфавитом). Необходимо расшифровать текст максимально быстро.
Оценка: Результат определяется по правильности выполненного задания и затраченному времени.
25 6 13 16 3 6 12 33 3 13 33 6 20 19 33, 17 18 6 8 5 6 3 19 6 4 16, 19 28 15 16 14 19 3 16 6 11 19 20 18 1 15 28.
ключ (алфавит)
Ответ: Человек является, прежде всего, сыном своей страны.
Метание гранат по цели.
Инвентарь: теннисные или тряпичные мячи, нарисованный на картоне танк.
Целью будет нарисованный танк. Каждый участник выполняет по одному броску по цели. Засчитывается кол-во попаданий. У какой команды будет больше попаданий, та и выигрывает в этом задании.
Инвентарь: «мешок с картошкой» ( картофельный мешок набитый газетой и пластиковыми бутылками, на мешке можно написать «КАРТОФЕЛЬ»), большие кастрюли, вёдра с водой, тазики, фартуки.
Первые 2 человека бегут с кастрюлей, ставят её в указанное место, возвращаются бегом держась за руки, следующий бежит с водой в ведре, выливает воду в кастрюлю и возвращается бегом с ведром, следующий участник бежит с тазиком и ставит его рядом с кастрюлей (тазик для очисток), следующие 2 человека несут мешок с картошкой, ставят мешок рядом с кастрюлей и возвращаются бегом держась за руки. Последний игрок в фартуке бежит на кухню и остаётся там. Выигрывает та команда, которая с правится с заданием быстрее всех.
Инвентарь: мелкие предметы: (ластик, точилка, карандаш, ручка, свисток, магнитик, пластиковая крышка от бутылки, кольцо, игрушка из киндера, конфета), платок, что бы прикрыть предметы, секундомер.
Участвуют по одному участнику от команды. Выкладываются различные предметы и накрываются платком. Перед участниками платок снимается и засекается 30с. для запоминания. Необходимо запомнить как можно больше мелких предметов, записать их на бумаге. У кого окажется больше запомненных предметов, тот и выиграл.
На этом наша игра закончилась, но пока жюри подводит итоги, мы с вами выполним ещё одно задание, которое называется «Закончи пословицу».
Генеральский жезл в школьном ранце
Но придумана была «Зарница» отнюдь не для развлечения.
Приказ маршала Казакова
«Тщательно проверить варежки!»
Интересно, что такие игры «Пионерская правда» позже проводила и в условиях настоящей войны: «Рейд в тыл врага» (1942), «На разгром!» (1943), «На штурм!» (1944).
Военно-спортивная игра требовала определенных знаний и навыков, и дети к ней готовились по-взрослому: познавали азы военной тактики, мастерили «вооружение», тренировались в беге на лыжах, учились составлять и «читать» карту, ориентироваться по компасу, перевязывать и выносить раненых «с поля боя», то есть в развлекательной, ненавязчивой форме проходили ту самую допризывную подготовку.
Эту практику в 1960-е решено было вновь вывести на всесоюзный уровень.
Только без драк!
О том, какую роль отводили этой игре руководители страны, красноречиво говорит состав ее организаторов и кураторов: ЦК ВЛКСМ, министерство обороны и штаб гражданской обороны, министерство просвещения, ДОСААФ, Комитет по физкультуре и спорту, общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Игру в разные годы возглавляли Герои Советского Союза: маршалы В.И. Казаков и И.Х. Баграмян, генералы армии А.Л. Гетман и И.И. Гусаковский, не менее «звездным» был Главный штаб «Зарницы».
Детский полк идет в атаку
Для многих из этих атакующих цепей с «Зарницы» началась военная карьера. Миллионы остальных и сегодня с ностальгией вспоминают захватывающее военное приключение.
В наступлении войска.
Как лягушку, из болота
Даже девочкам не спится,
Им, медсестрам, не до сна.
Дядя Степа на пригорке
Наблюдает взглядом зорким
За сраженьем вдалеке.
Видит бывший старшина:
Хоть играют, а война.
М. Пришвин. Из дневника. 1941 г.
1. Приказ N 4 Главнокомандующего игрой «На штурм»//Пионерская правда. 12 декабря 1940.
2. Поляков В. Зарница//Начальная школа. 1967. Вып. 1. С. 65.
3. Народное образование. 1978. С. 47-49.
Зарница
Цель: пристроить весь лагерь на сутки, а то и более и перессорить вожатых противоборствующих сторон.
1. Для средних и маленьких проведение всеми забытого смотра строя и песни с выносом знамени отряда, которое делается наобум, типа Team Seal или Special Commando (можно и для старших, бывало, что это им по приколу).
3. Подготовка плохой одежды к кульминации праздника, т.е. к выходу в лес за скальпами красных, синих, голубых… и их флага (украсть), обруча с символикой (порвать), культового дерева (спилить)…
4. Изготовление ромбиков и символики, обговор правил (все равно они в пылу зарницы выполняться не будут).
5. Неплохо научить детей ориентироваться по солнцу, а то они потом в лесу могут заблудиться.
Место проведения: лес, лагерь, территория лагеря и леса, если есть речка, можно приплести и ее.
Все открывает линейка, на которой обьясняется об угрозе со стороны врагов и всем детям предлагается их ликвидировать. Варианты развития событий:
Всех выводят в установленные места, лучше на 2-3 часа (как показывает практика, больше не надо), сразу после тихого часа. Возьмите детям воды и оденьте на них головные уборы от клешей и всякой другой нечисти. Пусть под маскировку пользуются углем, но ни в коем случае не гуашью, а то возможны раздражения.
Да прибудет с нами здоровье и доброта к братьям нашим меньшим.
Адаптация правил «Зарницы»
1. Играющие делятся на две команды (в нашем случае это «красные» и «синие»). Команды будут поставлены в равные информационные и территориальные условия, не допускается дисбаланс в соотношении сил. В случае невозможности выполнения этого принципа, применяются компенсационные меры, которые согласуются со всеми играющими сторонами.
2. Роли арбитра и наблюдателей возьмут на себя мастера. Арбитр определяет местоположение лагерей противников (меткой базы является флаг) следит за выполнением правил, ведет подсчет очков, объявляет начало и конец игры, определяет победителя. Наблюдатели исполняют роли «региональщиков».
4. Если ни один из флагов не будет захвачен, то игра считается оконченной через 100 минут с момента ее начала.
6. Для того, чтобы вывести участника из игры, надо сорвать с него погоны.
8. Очки начисляет «региональщик». Ему нужно приносить сорванные погоны противника, флаг и отчитываться о выполненных заданиях.
9. Любые предательства (убийство своих, выдача врагу информации без поражения в поединке, кража флага и пр.) запрещены.
10. Обрыв собственных пагонов запрещен.
11. Для допроса противника необходимо победить в поединке, и взять противника в плен. Освободиться из плена самостоятельно невозможно.
12. Плененный противник обязан рассказать все в рамках своей компетенции.
Рядовой: о своем задании и своих ТТХ.
Капитан: все задания отряда, все ТТХ отряда, местоположение своего флага.
14. После смерти (срыва погон) игрок может вернуться в штаб и отсидев 15-минутный штраф выйти в игру снова.
Очевидно, что нельзя убивать противников сразу, иначе они вернутся в игру через 15 минут. Их нужно держать в плену до последнего, тем самым увеличивая время их отсутствия в игре в 2 раза. Так-то.
ВСИ «Зарница» одно из важнейших мероприятий не сезоне, проводится в середине сезона или в его второй половине. К этому моменту все отряды застроены. Как правило, уже прошёл родительский день, и все дети вернулись в лагерь. Созданы все условия для столь массового и длительного мероприятия.
Для того чтобы полноценно подготовить детей к мероприятию перед зарницей проводится день подготовки. В этот день дети придумывают название отряда, рисуют отрядное знамя, отрабатывают строевой шаг, разрабатывают манёвры.
Как вы поняли, «Зарница» – игра военно-спортивная. Поэтому насущным является вопрос деления дружины на армии. В зависимости от первоначального сценария, Дружина делится, как правило, на 2, реже на 3 армии. Делить дружину на армии следует исходя из равенства сил.
Для удобства управления армией, а также при наличии нескольких боевых задач, можно делить армии на полки. Здесь нужно руководствоваться несколько другим принципом. Полк должен состоять из детей разного возраста. Как правило, этот вопрос решается жеребьевкой, проще всего по цветам. Тогда идентифицировать полки проще, каждый имеет свой цвет. Назначается командир полка с присвоением звания полковник. Также назначаются лейтенанты для управления более мелкими группами бойцов – взводами.
Важен вопрос взаимодействия внутри каждого отдельно взятого полка. Каждый боец должен чувствовать себя полноценным членом коллектива. С другой стороны действия полка должны быть слаженными. С этой точки зрения важно провести мероприятия для полкового и внутриполкового взаимодействия, например полковые учения.
«Зарница», как правило, проводится в два дня. В первый день проводится парад – открытие «Зарницы». Все отряды двигаются строем, начиная с младших отрядов и заканчивая старшими. Во время движения отряд должен маршировать, производить маневры (желательно, но необязательно), осуществлять равнение направо, петь строевую песню. Во время парада все вожатые строятся за спиной физрука и смотрят за прохождением парада. После того, как отряды отмаршировали, сдаются рапорта физруку (он же главнокомандующий). Когда рапорта сданы, физрук извещает о начале «Зарницы» и объявляет военное положение на территории лагеря.
В военное положение входят следующие пункты:
После полдника проводится полоса препятствий или станции. Число препятствий/станций назначается в зависимости от отведённого на них времени. Передвижение по станциям осуществляется по маршрутному листу или в сопровождении проводника из числа вожатых
Разведка. Дети должны на корточках и по-пластунски пробраться в обозначенную точку, тех, кто не дошел до точки и поднялся, отправляют на старт.
Переправа. Дети должны переправиться через препятствие, не задев его (препятствие может быть в виде лавки или другого препятствия с высотой до груди среднего ребёнка из отряда).
Прыжки с препятствиями. На этой станции дети должны преодолеть заданное расстояние, перепрыгивая друг через друга (как в чехарде). Если ребёнок не смог через кого–то перепрыгнуть, он возвращается обратно и повторяет путь заново. Станция считается пройденной только после того, как последний человек пересёк линию финиша.
Прорыв. На данной станции детям даётся задание пройти через ворота, которые охраняет вожатый с завязанными глазами. Дети, проходя через ворота, должны постоянно издавать какие–нибудь звуки. Тот, кого задел вожатый, считается пойманным, и за каждого пойманного отряду начисляется штраф.
Взятие высоты. Эту станцию рекомендуется проводить на каком-нибудь холме, где есть различные канавы, кусты, насыпи, высокая трава, деревья и т.д. Если нет такого склона, то станцию можно проводить в лесочке и назвать её «Маскировка». Дети стоят у подножья холма, а проводящий – на вершине холма. У проводящего свисток. По свистку проводящий отворачивается, а дети начинают подъем по склону. Через каждые 10 секунд свистит 2 раза и поворачивается. Дети, услышав двойной свист, должны попрятаться так, чтобы проводящий их не заметил. Проводящий тем временем считает тот народ, который он смог увидеть. После подсчета он опять встаёт спиной к склону и издает 1 свист, после чего дети продолжают подъем. Станция заканчивается после того, как первый поднявшийся ребёнок коснется проводящего (каждый замеченный ребёнок – штрафной балл).
Паутина. Дети должны преодолеть участок с натянутыми в хаотичном порядке верёвками, не задев их даже одеждой. Перед детьми ставится условие, что если во время прохождения ребёнком паутины хоть одна верёвка колыхнется (даже не по его вине), то этот ребёнок считается убитым. Паутину должен пройти каждый из играющих. Причем на этой станции ребёнок может быть убитым столько раз, сколько он задел паутину, и каждое касание приравнивается к определённой величине штрафа.
Болото. На этой станции дети должны, прыгая по кочкам, преодолеть болото. Кочки либо нарисованы мелом, либо сделаны из досок. Кочки могут быть разных размеров и форм, лежать друг от друга на разном расстоянии. Те дети, которые хотя бы одной ногой наступили мимо кочки, считаются утонувшими в болоте и должны вернуться к началу станции. За каждого утонувшего начисляется штраф.
Переноска раненого. Среди детей выбирается 1 человек на роль раненого, остальные должны дотащить его очень осторожно до намеченной точки. Если раненого уронили или небрежно несут, то он умирает, и отряд возвращается на начало станции, и выбирается другой раненый. За 1 погибшего на это станции назначается штраф.
Ключевая. На этой станции дети должны достать ключ от замаскированного командного пункта. Ключ подвешен на нитке, на высоте 3 или 3,5 метров над землёй. Детям говорится, что ключ спрятан где-то на этой территории. Их задача найти и сорвать его. После чего отряд бегом возвращается на линию старта всей полосы и отдает ключ вожатому, после чего (если весь отряд в сборе) вожатый останавливает время и плюсует к нему штрафы.
Сигнальный крест. Отрядам предлагается из любых материалов выложить на земле сигнальный крест так, чтобы его было видно с воздуха (проводящий станцию находится на балконе).
Шифровка. Расшифровать секретную телеграмму. Учитывается время, затраченное на расшифровку. (С учетом возрастных категорий)
Переправа. С помощью двух стульев (дощечек/ обручей) один человек от отряда должен переправить остальных на «другой берег».
Минное поле. У отряда есть три попытки для того, чтобы пересечь минное поле (листы формата А-4 чистые и с обозначенными крестом минами).
Костровая. За установленное время сложить костер под натянутой ниткой, зажечь так, чтобы нитка как можно быстрее перегорела. Отряду выдается 2 спички. Каждая новая спичка – штрафной балл.
Построение к бою. Отряду сообщается ситуация: противник очень близко и не знает о вашем приближении. Ваша задача – построиться в определенном порядке БЕЗЗВУЧНО для нападения. Варианты построения: треугольник (1-3-5-7-9 человек в ряду), стрела, квадрат (5х5).
Пройти часового. На открытой местности по отрезку, примерно 20 метров длинной, или по коридору корпуса туда и обратно ходит вожатый. Необходимо пройти незамеченным, т.е. за его спиной. В случае, когда данная станция проводится в корпусе, дети могут прятаться в комнатах, чтобы пройти из одного конца коридора в другой. Если вожатый, обернувшись, кого-то увидел, этот человек считается убитым.
Станции проводятся на время или на прохождение. После прохождения станций всеми отрядами, подводятся итоги. Оценивается правильность выполнения заданий или время прохождения, в зависимости от условий конкретного задания. За неправильное выполнение заданий или нарушение их условий начисляется штрафное время или баллы. Из-за сложности или невозможности оценивания некоторых станций, они не оцениваются, а проводятся для наполнения (главное, что дети этого не знают).
После станций для того, чтобы дети отдохнули, проводится военная викторина.
Ближе к вечеру обязательно выделяется блок времени (примерно 1 час) для объяснения отрядам правил ночного боя.
Ровно в 24 часа на территории лагеря выключается свет, и из штаба выходят прятальщики, в задачу которых входит спрятать пакеты на оговоренной заранее территории. С учетом правил прятанья пакетов, которые запрещают прятать пакеты на высоте более 1 метра над землёй, сгибать и мять их, прятать в урнах, закапывать пакеты, прятать их в корпусах и подсовывать под двери. Пакет должен быть спрятан так, чтобы от него было видно не менее 1 четвёртой части, чтобы его можно свободно достать рукой даже ребёнка младшего отряда.
Через 2 минуты после выхода прятальщиков из корпусов выходит разведка, в функции которой входит отслеживать, кто и куда спрятал пакет. Они эти сведения сообщают поисковикам своего отряда, но ни в коем случае не имеют права прикасаться к пакетам. Разведка может вернуться в корпус только, когда включат свет в лагере.
Спустя 3 минуты после выхода разведки из столовой выходит комендатура, которая должна ловить разведку, но, не трогая при этом прятальщиков (у прятальщиков есть специальные пропуска). Пойманных разведчиков ведут в штаб, где за каждого пойманного разведчика отряду приписывают по 20 баллов.
Как только включают свет, комендатура возвращается в штаб. В это время из корпусов выходят поисковики и начинают поиски пакетов. Поиски продолжаются в течение 20 минут, все найденные пакеты приносятся в штаб, где проверят его подлинность (пакет не принимается, если он вскрыт до прихода в штаб), после чего по лагерю вновь гасится свет. Все поисковики должны срочно разойтись по своим корпусам потому, что выходит из штаба комендатура и отлавливает тех, кто не успел и ведет их в штаб. Где все приведённые остаются в плену до конца ночного боя. После того как все разошлись по корпусам, физрук с прятальщиками проверяют, правильно ли спрятаны ненайденные пакеты. После всех проверок начинается вторая фаза ночного боя, где повторяется всё вышеизложенное. Когда заканчивается вторая фаза, все дети расходятся по корпусам и готовятся к отбою. В 1.50 отбой и спустя 10 минут выходит комендатура из числа вожатых проверять, как дети засыпают.
В зависимости от условий лагеря, комплектации инвентарем, финансирования условные сигналы могут подаваться сигнальной ракетой, звуком (свисток/сирена/петарда).
День второй, естественно, начинается с подъёма и настоящей армейской зарядки.
Армейский аукцион. Проводится для того, чтобы распределить звания на дневной бой Зарницы (аукцион рассчитан на сезон с денежной системой). Продаются звания: генералов, полковников и лейтенантов. Дети, исходя, из своих личных сбережений повышают стоимость 1 звания. Если же на сезоне не работает денежная система, то звания распределяются на усмотрение вожатых, учитывая пожелания детей.
Дневной бой. Лагерь делится на две группировки, желтую и черную. В свою очередь каждая группировка разбивается на дивизии (полки). Из каждой группировки выделяется охранный полк во главе с генералом. Они охраняют штаб своей группировки. В каждом полку должен быть свой полковник и два лейтенанта. У всех носителей званий есть ряд преимуществ, у полковника погоны сорвать может только полковник, а полковник может оборвать погоны у всех, кроме генерала, то же самое лейтенант – у всех, кроме генерала и полковника. У каждого полковника находится пакет с фрагментом карты (на карте показано расположение штаба) и подсказка к паролю. Допускается наличие в каждой из группировок одного полка с фальшивым пакетом. Штабы обеих группировок находятся за территорией лагеря. Полков должно быть четное количество и по количеству меньше, чем вожатых на сезоне. К каждому полку прикрепляется один вожатый, который следит за правильным ходом игры. К началу боя группировки разбивают на полки (полки должны состоять из детей разных отрядов, это делается для того, чтобы уровнять полки по силе) и проверяют правильность пришитых погонов (погоны размером 5х10 должны быть пришиты на два стежка по краям). Непосредственно бой начинается, когда группировки сформированы и разведены по своим штабам. Если встретились 3 полка, один полк должен стоять и ждать пока два других выясняют отношения. Бой может проходить только один на один. Если полки догадались, где находится штаб противника и какое кодовое слово, то они спешат в штаб врага и там говорят вожатому кодовое слово и если они не ошиблись, то вожатый допускает их к охранному полку. Цель всего дневного боя – захватить вражеского генерала, привести его на большой плац, где второй генерал прилюдно оторвет ему погоны. Всех офицеров должно быть видно, поэтому у лейтенантов на погонах рисуется одна поперечная полоска, у полковника – две полоски, а у генерала одна большая звезда. Погоны можно закрывать одной рукой. Все кому в процессе боя оборвали погоны, те считаются убитыми и должны прибыть в морг, который находится в столовой. Если при стычке двух полков один отступил, но при этом потерял своего полковника, он должен присоединиться к ближайшему своему полку, у которого полковник ещё жив.
Парад – закрытие. Знаменует собой окончание игры «Зарница». Так же как и на параде открытия, отряды проходят строем, сдают рапорта и после этого физруки подводят итоги прошедшей игры. Вручают грамоты и ценные подарки победителям, поощрительные призы проигравшим. После всех награждений физрук объявляет о снятии с режима военного положения и о закрытии «Зарницы».
Примечания. Пожелания. Приложения.
Уважаемые коллеги вожатые, вам был предоставлен один из классических сценариев ВСИ «Зарница» проводимые некоторыми отрядами. Зарницы, проводимые этими отрядами традиционны, и изменения в сценарии, как правило, касаются внутренней структуры конкретного боя или общей легенды мероприятия. Могут меняться названия армий, их цвета, количество, отличительные знаки, правила определённых операций. Общие же правила Игры изменениям, как правило, не подлежат.
Чтобы разработать «Зарницу», необходимо приложить фантазию, тогда даже основываясь на базовом сценарии, можно сделать абсолютно специфичное и ни на что не похожее мероприятие. Были случаи, когда вожатые – любители компьютерных игр из жанра стратегий довольно лихо заворачивали сюжет «Зарницы», и вот здесь-то уже нельзя было обойтись без хитрости, выработки различных тактик и осуществления стратегий.
Практика показала, что вожатым участвовать в «Зарнице» нельзя, в силу того, что любой вожатый как раз и является генератором различных стратегий и хитростей, детская инициатива при этом теряется. В зависимости от легенды, вожатые могут быть объявлены военными наблюдателями ООН или журналистами-международниками (военкорами).
С этой точки зрения цель вожатых должна быть направлена на осуществление тотального контроля за выполнением правил игры, чтобы азартное обрывание погон в какой-нибудь из фаз не переросло в рукопашную схватку двух враждующих группировок. Во избежание конфликтных ситуаций вожатые всё же могут вмешиваться в ход игры, однако, в этом случае при грубом нарушении правил оборвать погоны нарушителя может только отрядный вожатый или главнокомандующий.
Предлагаем вашему вниманию некоторые варианты сценариев дневного боя. Операция «Прорыв» заключается в следующем. Лагерь делится на две армии. Одна, по жребию, выходит за территорию лагеря, другая остаётся. Цели первой армии – пересечь территорию лагеря, цель другой – не допустить перехода вражеской армии. Операция осуществляется с пришиванием погон для подсчёта убитых и раненых с каждой из сторон. Могут быть назначены контрольные точки для перехода, прохождение которых строго обязательно.
Операция «Двойной прорыв» Лагерь делится пополам осевой линией, на которой находится генштаб. Каждая армия делится на 2 части, одна из которых будет прорываться к генштабу, а другая осуществлять заслон для прорывающихся из другой армии. Армии разводятся в противоположные стороны лагеря, желательно за его границы. Выставляются заградительные линии (засады) примерно посередине пути каждой из прорывающихся армий и в местах наиболее возможного прохода вражеских сил к генштабу. Из числа прорывающихся назначаются курьеры или т.н. «несуны» по количеству кусочков карты, которую нужно доставить в генштаб. Курьер помечается повязкой определённого цвета (повязку разрешается прятать). Задача остальных прорывающихся состоит в защите курьеров или в осуществлении обманных манёвров – отвлечении засадных «на себя» (ведь курьерской повязки не видно и никто не знает, кто именно курьер). По условному сигналу или при наступлении времени «Ч» армии начинают движение. Итоги подводятся по числу доставленных кусков карты или по числу убитых и раненых.
Во избежание батальных сцен на территории генштаба, на его территорию (круг, радиусом 10 метров) могут зайти только курьеры, предъявив свою повязку. Передавать повязку и карту нельзя. Очки начисляются за доставленные кусочки карты, а также за захваченных курьеров другой армии и доставку их карт.
Операция «Ставка» (захват флага)
Армиям необходимо за определенное время разбить лагерь в лесной зоне радиусом не менее 10 метров. Основная цель – захватить флаг вражеской армии.