земская школа что это

Земская школа

Земские школы, появившиеся после учреждения земств в 1864 году, действовали в сельской местности в земских губерниях. Их деятельность регулировалась «Положениями о начальных народных училищах» 1864 и 1874 годов. Школы представляли собой учебные заведения с трёхлетним курсом, где дети всех трёх лет обучения (разделённые на три отделения) одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем. С начала XX века постепенно распространился и тип школы с четырёхлетним учебным курсом, двумя классами (по два отделения в классе) и двумя учителями — так называемая двухкомплектная школа. В школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение. Основной задачей школы признавалось сообщение ученикам устойчивых навыков грамотности. Обучением в школе занимались постоянно занятые народные учителя и приходящие законоучители-священники. В школе обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. Обучались в земских школах обычно дети в возрасте 8—12 лет. Обучение было бесплатным. Школы содержались земствами и находились под контролем чиновников Министерства народного просвещения — директоров и инспекторов начальных училищ. Финансирование школ было совместным, осуществлялось за счёт сельских обществ и волостей, земств и государства; при этом финансовое участие государства постоянно росло, в то время как участие крестьянских обществ сокращалось. С конца 1900-х годов земства перешли к построению школьных сетей, рассчитанных на достижение всеобщего обучения в течение 5—15 лет.

Связанные понятия

Церковно-прихо́дские школы (ЦПШ) — в России начальные школы при церковных приходах, находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего правительствующего синода.

Зе́мства (зе́мские учрежде́ния) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, зе́мские упра́вы) в Российской империи и Российской республике в 1864—1919 годах на уровне губернии, уезда и (с 1917 года) волости. Были введены земской реформой 1864 года. К 1914 году земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены в 1918—1919 годах.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Второй целью в области развития, сформулированной в Декларации тысячелетия ООН, является обеспечение всеобщего начального образования, а именно, «обеспечить, чтобы к 2015 году, у детей во всем мире, как у мальчиков, так у девочек, была возможность получать в полном объеме начальное школьное образование». В настоящий момент, более 100 миллионов детей по всему миру, достигших школьного возраста, не посещают школу. Большинство из них живут в регионе субсахарской Африки и Южной Азии. Девочки при этом.

Источник

Значение словосочетания «земская школа»

земская школа что это. земская школа что это фото. картинка земская школа что это. смотреть фото земская школа что это. смотреть картинку земская школа что это.

Земские школы, появившиеся после учреждения земств в 1864 году, действовали в сельской местности в земских губерниях. Их деятельность регулировалась «Положениями о начальных народных училищах» 1864 и 1874 годов. Школы представляли собой учебные заведения с трёхлетним курсом, где дети всех трёх лет обучения (разделённые на три отделения) одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем. С начала XX века постепенно распространился и тип школы с четырёхлетним учебным курсом, двумя классами (по два отделения в классе) и двумя учителями — так называемая двухкомплектная школа. В школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение. Основной задачей школы признавалось сообщение ученикам устойчивых навыков грамотности. Обучением в школе занимались постоянно занятые народные учителя и приходящие законоучители-священники. В школе обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. Обучались в земских школах обычно дети в возрасте 8—12 лет. Обучение было бесплатным. Школы содержались земствами и находились под контролем чиновников Министерства народного просвещения — директоров и инспекторов начальных училищ. Финансирование школ было совместным, осуществлялось за счёт сельских обществ и волостей, земств и государства; при этом финансовое участие государства постоянно росло, в то время как участие крестьянских обществ сокращалось. С конца 1900-х годов земства перешли к построению школьных сетей, рассчитанных на достижение всеобщего обучения в течение 5—15 лет.

Делаем Карту слов лучше вместе

земская школа что это. земская школа что это фото. картинка земская школа что это. смотреть фото земская школа что это. смотреть картинку земская школа что это.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: вороний — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Земские школы: опыт, достойный изучения

И хотя к существовавшим в дореволюционной России земским школам эта программа не имеет никакого отношения, возможно, её запуск станет поводом обратиться к опыту «народного» образования в нашей стране. Несмотря на то, что прошло больше века, многое в нём заслуживает пристального изучения.

О том, чему, как и зачем учили детей в земских школах, рассказывает портал profiok.com.

Как появились земские школы?

До реформ Александра II образованием в России занимались государство и церковь. Соответственно, образовательные учреждения управлялись либо министерством просвещения (университеты, гимназии и начальные училища), либо духовными институтами (семинарии, церковно-приходские школы и так далее).

земская школа что это. земская школа что это фото. картинка земская школа что это. смотреть фото земская школа что это. смотреть картинку земская школа что это.Однако во второй половине XIX века благодаря государственным реформам появились органы местного самоуправления, именуемые земствами. Учитывая, что поголовная неграмотность крестьянства воспринималась как государственная проблема, можно утверждать, что реформа начальной школы стала эволюционным шагом в развитии отечественной системы образования. В июне 1864 года появился документ под названием «Положение о начальных народных училищах». Согласно этому документу, к созданию этих самых «народных училищ» было решено привлечь органы общественного самоуправления, то есть земства. Забегая вперёд, отметим, что организация и развитие народного образования со временем стала одним из основных направлений деятельности земств.

И хотя сами земства как институт Льву Толстому решительно не нравились, его идеи, упав на благодатную почву, начали жить своей жизнью. По крайней мере, земские просветители именно ими и вдохновлялись. Образованные молодые люди буквально горели идеями народного образования: изучали народную литературу, рассылали книги в сельские библиотеки и читальни.

Развитие земских школ шло стремительными темпами. Если в начале XIX века начальные школы в России были, скорее, экзотикой, то сто лет спустя, в начале века двадцатого, школ стало так много, что в государстве стали задумываться о введении обязательного всеобщего начального образования. Летом 1917 года при участии Вернадского готовилась реформа образования: поскольку земские учебные заведения доказали свою эффективность, предполагалось полностью отдать начальное образование на откуп местному самоуправлению. Однако История решила всё по-другому.

Чему учили в земских школах?

Но стоит отметить две важные особенности земских школ. Во-первых, они находились всё-таки далеко от центра, и земства часто изменяли учебные программы в своих интересах: например, сокращая часы на изучение Закона Божьего и дополняя уроки преподаванием реальных знаний.

Второй момент: если в государственных школах преподавали «государевы люди», то есть чиновники, то в глубинку ехали настоящие энтузиасты, которых интересовала не зарплата (тогда сельским учителям тоже платили мало), а миссия, долг перед народом, желание просвещать и, как сегодня говорят, делать мир лучше. Таким образом, в земских школах преподавали лучшие учителя, которые в ходе работы пытались создавать новые методы обучения, искали подходы, пытались одновременно и расширить кругозор своих учеников, и приблизить обучение к реальной жизни.

земская школа что это. земская школа что это фото. картинка земская школа что это. смотреть фото земская школа что это. смотреть картинку земская школа что это.В большинстве случаев школы были одноклассными: один класс, один учитель. Позже появились двухклассные школы, но они так и остались редкостью. Можно лишь догадываться, чего стоило учителю занятие с парой десятков учеников разного возраста и подготовки. Более того: ни о каких домашних заданиях речь, конечно же, не шла, то есть рассчитывать можно было только на то, что дети усвоили в классе.

Помимо Закона Божьего, дети изучали чтение и письмо, арифметику, историю и географию. Были и так называемые «предметные» уроки по естественным наукам. Они проводились в виде беседы: учитель старался наводящими вопросами подвести своих подопечных к нужным выводам о законах природы.

При изучении арифметики детей старались обучать не столько письменному решению примеров, сколько устному счёту, поскольку этому навыку моментально находилось применение в домашнем быту.

Интересно, что воспитательная работа часто велась как бы «между строк». Многие отмечали, что обучение в школе облагораживает. Достигалось это не чтением нотаций, а за счёт продуманной системы поощрений и наказаний. Например, телесные наказания в земских школах были запрещены. Именно поэтому педагоги никогда не жаловались на учеников их родителям: в крестьянской семье ребёнка могли жестоко побить. В качестве наказания приветствовалось устное порицание, в крайнем случае ученика могли оставить в школе после уроков.

Почему земские школы были эффективными?

земская школа что это. земская школа что это фото. картинка земская школа что это. смотреть фото земская школа что это. смотреть картинку земская школа что это.Один из факторов успеха земских школ состоял в том, что когда земство принимало решение о создании школы, оно точно знала, какая это должна быть школа, чему должны научиться дети, чтобы быть полезными общине.

Чему нас учат земские школы?

земская школа что это. земская школа что это фото. картинка земская школа что это. смотреть фото земская школа что это. смотреть картинку земская школа что это.Сейчас говорить о необходимости ликвидации тотальной безграмотности уже не приходится, хотя, впрочем, есть задача образования социально незащищённых слоёв, правового образования или, например, обучения граждан информационным технологиям. Здесь, думается, кое-что можно было бы позаимствовать в плане формирования особого типа школ для конкретных целей.

Иллюстрации: картины Н.П. Богданова-Бельского «Сельская школа», «У больного учителя», «У дверей школы», «В классе», «Ученицы», «Устный счёт», «Вдохновение» и В.Е. Маковского «В сельской школе».

Источник

Земская школа

земская школа что это. земская школа что это фото. картинка земская школа что это. смотреть фото земская школа что это. смотреть картинку земская школа что это.

земская школа что это. земская школа что это фото. картинка земская школа что это. смотреть фото земская школа что это. смотреть картинку земская школа что это.

Зе́мская шко́ла (полное официальное название — одноклассное народное училище ведомства Министерства народного просвещения) — самый распространённый тип начального учебного заведения Российской империи с конца 1870-х годов по 1917 год.

Земские школы, появившиеся после учреждения земств в 1864 году, действовали в сельской местности в земских губерниях. Их деятельность регулировалась «Положениями о начальных народных училищах» 1864 и 1874 годов. Школы представляли собой учебные заведения с трёхлетним курсом, где дети всех трёх лет обучения (разделённые на три отделения) одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем. С начала XX века постепенно распространился и тип школы с четырёхлетним учебным курсом, двумя классами (по два отделения в классе) и двумя учителями — так называемая двухкомплектная школа. В школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение. Основной задачей школы признавалось сообщение ученикам устойчивых навыков грамотности. Обучением в школе занимались постоянно занятые народные учителя и приходящие законоучители-священники. В школе обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. Обучались в земских школах обычно дети в возрасте 8—12 лет. Обучение было бесплатным. Школы содержались земствами и находились под контролем чиновников Министерства народного просвещения — директоров и инспекторов начальных училищ. Финансирование школ было совместным, осуществлялось за счёт сельских обществ и волостей, земств и государства; при этом финансовое участие государства постоянно росло, в то время как участие крестьянских обществ сокращалось. С конца 1900-х годов земства перешли к построению школьных сетей, рассчитанных на достижение всеобщего обучения в течение 5—15 лет.

Содержание

Обзор начального образования в Российской империи

Общее описание системы начального народного образования (послереформенный период)

земская школа что это. земская школа что это фото. картинка земская школа что это. смотреть фото земская школа что это. смотреть картинку земская школа что это.

земская школа что это. земская школа что это фото. картинка земская школа что это. смотреть фото земская школа что это. смотреть картинку земская школа что это.

земская школа что это. земская школа что это фото. картинка земская школа что это. смотреть фото земская школа что это. смотреть картинку земская школа что это.

земская школа что это. земская школа что это фото. картинка земская школа что это. смотреть фото земская школа что это. смотреть картинку земская школа что это.

По состоянию на 1917 год, в Российской империи существовали следующие основные типы начальных училищ:

Часть указанных типов училищ всегда содержалась либо Министерством народного просвещения («министерские» училища), либо Ведомством православного исповедания (церковно-приходские школы), но подавляющее большинство училищ при следовании государственным требованиям к данному типу учебного заведения могли иметь самых различных «содержателей» (в современной терминологии — учредителей); таковыми чаще всего оказывались уездные земства, городские самоуправления, волости и сельские общества; но в некоторых случаях это были частные предприятия и даже частные лица.

Одноклассные народные училища по Положению 1874 года с начала 1880-х годов составляли в земских губерниях преобладающее большинство в этой массе разнородных (в организационном, но не в учебном смысле) учебных заведений. Хотя далеко не всегда эти училища управлялись земствами, и почти всегда они совместно финансировались из нескольких источников, роль земств в создании этих училищ воспринималась как основная; так что эти училища чаще всего неформально назывались земской школой.

Развитие начального образования в период до учреждения земств

Первые попытки создать единую многоступенчатую систему начальных школ были предприняты в царствование Екатерины II. В 1782 году была создана Комиссия об устройстве народных училищ, а в 1786 году издан Устав народным училищам. В губернских городах предполагалось устроить главные народные училища с пятилетним курсом, в уездных — малые народные училища с двухлетним курсом. Планы осуществлялись чрезвычайно медленно, школьная сеть финансировалась плохо и практически не развивалась. В 1790-х годах в школах обеих ступеней обучалось 17—18 тысяч учеников.

Развитие начального образования в период после учреждения земств

земская школа что это. земская школа что это фото. картинка земская школа что это. смотреть фото земская школа что это. смотреть картинку земская школа что это.

земская школа что это. земская школа что это фото. картинка земская школа что это. смотреть фото земская школа что это. смотреть картинку земская школа что это.

земская школа что это. земская школа что это фото. картинка земская школа что это. смотреть фото земская школа что это. смотреть картинку земская школа что это.

земская школа что это. земская школа что это фото. картинка земская школа что это. смотреть фото земская школа что это. смотреть картинку земская школа что это.

В развитии начального образования после учреждения земств прослеживаются три отдельных этапа. На первом этапе (до начала 1880-х годов) основная инициатива учреждения школ (и основное бремя финансирования) лежала на самих крестьянах (объединённых в сельские общества и волости). На втором этапе основная инициатива учреждения школ и забота об их содержании перешли в руки уездных земств. На третьем этапе (с 1908 года) при сохранении за земствами их организационных функций существенное значение получили государственные субсидии школам.

К концу 1870-х годов земства начали втягиваться в школьное дело; степень их участия в начальном образовании неуклонно увеличивалась. К середине 1880-х годов сложилась стандартная практика разделения обязанностей различных общественных самоуправлений — волости и сельские общества предоставляли школьное помещение, квартиру учителю, отопление; уездные земства оплачивали труд учителей и учебники (иногда совместно с сельскими обществами); губернские земства занимались подготовкой учителей. В 1888 году постоянно растущие расходы земств на начальное образование сравнялись с совместными расходами волостей и сельских обществ. После этого вплоть до 1907 года рост образовательной сети финансировался почти полностью за счёт увеличения расходов земств, с 1890 года расходы сельских обществ начали уменьшаться и в абсолютном значении. Если в конце 1870-х годов крестьяне несли около 45% денежных расходов на школы, то к 1900 году их вклад составлял менее 10% денежных расходов.

С момента созыва в 1907 году III Государственной Думы — первой Думы, начавшей конструктивное сотрудничество с правительством, — ситуация резко изменилась. Государственная поддержка земской начальной школы оказалась идеей, объединившей и правительство, и земства, и все основные фракции парламента. С 1908 года государство начало выделять субсидии на содержание школ тем земствам, которые составили проект школьной сети; размер субсидий ежегодно увеличивался.

С 1908 года начала складываться новая система распределения обязанностей: государство приняло на себя оплату труда учителей и обеспечило льготный кредит для строительства школ, уездные земства приняли на себя строительство новых школ, подбор персонала, снабжение учебниками, губернские земства занялись подготовкой учителей, а за сельскими обществами и волостями осталась только эксплуатация зданий школ (отопление, содержание сторожей и т. п.); в 1910-х МНП начало требовать от земств полностью освобождать крестьян от обязанностей по содержанию школ. В девяти новых земских губерниях земствам передали существовавшие казённые школы. Финансирование альтернативной сети церковно-приходских школ было заморожено, и их количество начало постепенно уменьшаться. Государство признало земства основными организациями, занимавшимися развитием школы; трения между земствами и правительственными органами надзора над школой сгладились.

Сочетание широкого общественного интереса к школьному делу, возросшей активности земств и государственного субсидирования привело к бурному развитию начальной школы в период 1908—1914 годов. Перспективные планы земств к 1914 году преимущественно состояли в построении школьных сетей, обеспечивающих начальное образование для всего сельского населения, и в полном переходе на четырёхлетние одноклассные училища с двумя учителями, размещённые в собственных специально построенных зданиях. Расчётный срок реализации этих планов был разным в различных губерниях и уездах — от 1915—1916 годов в наиболее прогрессивных земствах до 1925—1930 годов в наиболее отстающих.

Источник

Появление Земских школ

земская школа что это. земская школа что это фото. картинка земская школа что это. смотреть фото земская школа что это. смотреть картинку земская школа что это. земская школа что это. земская школа что это фото. картинка земская школа что это. смотреть фото земская школа что это. смотреть картинку земская школа что это. земская школа что это. земская школа что это фото. картинка земская школа что это. смотреть фото земская школа что это. смотреть картинку земская школа что это. земская школа что это. земская школа что это фото. картинка земская школа что это. смотреть фото земская школа что это. смотреть картинку земская школа что это.

Подготовила студентка 2 курса ЧА-218

Появление земств в России

Когда почти полтора века назад император Александр II решился на отмену крепостного права в России, он понимал, что этот шаг должен быть поддержан реформированием всей общественной жизни страны, прежде всего поощрением подданных к более активному участию в решении дел на местном уровне. Именно поэтому неотъемлемым элементом эпохи великих реформ в России стало введение обновленного земства – российского варианта государственного управления и местного самоуправления, традиции которого уходят вглубь истории страны.

Зе́мства (зе́мские учреждения) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, зе́мские упра́вы) в России в 1864—1919 гг. на уровне губернии, уезда и (с 1917 г.) волости. Они были введены земской реформой 1864 года. К 1914 году земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены в 1918 год.

земская школа что это. земская школа что это фото. картинка земская школа что это. смотреть фото земская школа что это. смотреть картинку земская школа что это. земская школа что это. земская школа что это фото. картинка земская школа что это. смотреть фото земская школа что это. смотреть картинку земская школа что это.Земство – российский вариант государственного управленияи местного самоуправления.

Появление Земских школ

До реформ Александра II образованием в России занимались государство и церковь. Соответственно, образовательные учреждения управлялись либо министерством просвещения (университеты, гимназии и начальные училища), либо духовными институтами (семинарии, церковно-приходские школы и так далее).

Однако во второй половине XIX века благодаря государственным реформам появились органы местного самоуправления, именуемые земствами. Учитывая, что поголовная неграмотность крестьянства воспринималась как государственная проблема, можно утверждать, что реформа начальной школы стала эволюционным шагом в развитии отечественной системы образования. В июне 1864 года появился документ под названием «Положение о начальных народных училищах». Согласно этому документу, к созданию этих самых «народных училищ» было решено привлечь органы общественного самоуправления, земства. и развитие народного образования со временем стала одним из основных направлений деятельности земств.

И хотя сами земства как институт Льву Толстому решительно не нравились, его идеи, упав на благодатную почву, начали жить своей жизнью. По крайней мере, земские просветители именно ими и вдохновлялись. Образованные молодые люди буквально горели идеями народного образования: изучали народную литературу, рассылали книги в сельские библиотеки и читальни.

Развитие земских школ шло стремительными темпами. Если в начале XIX века начальные школы в России были, скорее, экзотикой, то сто лет спустя, в начале века двадцатого, школ стало так много, что в государстве стали задумываться о введении обязательного всеобщего начального образования. Летом 1917 года при участии Вернадского готовилась реформа образования: поскольку земские учебные заведения доказали свою эффективность, предполагалось полностью отдать начальное образование на откуп местному самоуправлению. земская школа что это. земская школа что это фото. картинка земская школа что это. смотреть фото земская школа что это. смотреть картинку земская школа что это.

Ученики Архангельской земской школы Ноли. 1890-е годы

Земские школы, появившиеся после учрежденияземств в 1864 году, действовали в сельской местности в земских губерниях. Их деятельность регулировалась «Положениями о начальных народных училищах» 1864 и 1874 годов. Школы представляли собой учебные заведения с трёхлетним курсом, где дети всех трёх лет обучения (разделённые на три отделения) одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем. С начала XX века постепенно распространился и тип школы с четырёхлетним учебным курсом, двумя классами (по два отделения в классе) и двумя учителями — так называемая двухкомплектная школа. В школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение. Основной задачей школы признавалось сообщение ученикам устойчивых навыков грамотности. Обучением в школе занимались постоянно занятые народные учителя и приходящие законоучители-священники. В школе обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. Обучались в земских школах обычно дети в возрасте 8—12 лет. Обучение было бесплатным. Школы содержались земствами и находились под контролем чиновников Министерства народного просвещения — директоров и инспекторов начальных училищ. Финансирование школ было совместным, осуществлялось за счёт сельских обществ и волостей, земств и государства; при этом финансовое участие государства постоянно росло, в то время как участие крестьянских обществ сокращалось. С конца 1900-х годов земства перешли к построению школьных сетей, рассчитанных на достижение всеобщего обучения в течение 5—15лет земская школа что это. земская школа что это фото. картинка земская школа что это. смотреть фото земская школа что это. смотреть картинку земская школа что это.

земская школа что это. земская школа что это фото. картинка земская школа что это. смотреть фото земская школа что это. смотреть картинку земская школа что это.

Урок в земской школе 3.

земская школа что это. земская школа что это фото. картинка земская школа что это. смотреть фото земская школа что это. смотреть картинку земская школа что это. земская школа что это. земская школа что это фото. картинка земская школа что это. смотреть фото земская школа что это. смотреть картинку земская школа что это.Министерство народного просвещения предписывало принимать в школу детей в возрасте от восьми до двенадцати лет. В то же время дети старше тринадцати лет в крестьянском хозяйстве считались уже настолько полезными работниками, что родители не были готовы отпускать их в школу даже зимой. Таким образом, в сельской школе с трёхлетним обучением оказались смешаны дети шести годовых возрастов — 8—13 лет. Учителя предпочитали более старших школьников, считая, что дети семи лет вообще не годятся для обучения, а дети 8—9 лет плохо усваивают программу; крестьяне же считали, что чем ранее ребёнок окончит школу, тем более пользы он принесёт в хозяйстве. Постепенно побеждала крестьянская точка зрения, и средний возраст школьников с годами стал понижаться. В начале XX века восьмилетний возраст поступления в школу настолько вошёл в обычай, что законопроект нового «Положения о начальных училищах» 1909 года предлагал принять его как обязательный.

В 1911 году 73 % учеников начальных школ были в возрасте 8−11 лет, 2 % — младше 8 лет, 25 % — старше 11 лет, причём из последних только 1,2 % находились на пятом — шестом годах обучения, а 23,6 % поступили в школу в возрасте старше 8 лет

Закон предписывал по возможности обучать мальчиков и девочек раздельно, а в случае совместного обучения ограничивал предельный возраст детей. Так как финансовых и организационных возможностей для раздельного обучения полов не имелось, подавляющее большинство мальчиков и девочек обучались совместно. В 1911 году в 94 % земских школ оба пола обучались совместно. В начальных народных училищах всегда училось больше мальчиков, чем девочек. Отчасти это было вызвано запретом обучать девочек старше двенадцати лет совместно с мальчиками; но главную причину неизменно усматривали в нежелании крестьян отдавать в школу дочерей в силу бытовавшего в их среде представления о бесполезности образования для женщин. Земские учителя пытались, как правило, убеждать крестьян в необходимости учёбы и для девочек. С годами количество девочек в школе увеличивалось, но этот процесс был крайне медленным. В 1880 году девочки составляли 20,6 % учащихся (а в земских школах — только 12,7 % [] ), к 1906 году — 29,9 %, к 1911 году — 32,1 %

К компетенции земских учреждений было отнесено в числе прочих дел «участие в попечении» («преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах законом определенных. «) о нар. образовании. Такая формулировка закона вела к ограничению земской деятельности и в этой области. Царское пр-во опасалось доверить руководство нар. просвещением даже помещичьему земству. Земства могли содержать школу на свой счёт, но по закону не имели права составить программу обучения, контролировать и направлять уч.-воспитательный процесс. При разработке проекта Положения о земских учреждениях вопрос о предоставлении земствам права участия в нар. образовании даже не затрагивался. Только при окончательном рассмотрении проекта в Гос. совете, по предложению министра нар. просвещения Е. П. Ковалевского, пр-во согласилось предоставить земствам ограниченные права в деле нар. образования, что было вызвано гос. потребностями и давлением либеральной оппозиции.

земская школа что это. земская школа что это фото. картинка земская школа что это. смотреть фото земская школа что это. смотреть картинку земская школа что это. земская школа что это. земская школа что это фото. картинка земская школа что это. смотреть фото земская школа что это. смотреть картинку земская школа что это.Хотя по Положению расходы земств на нар. образование были отнесены к числу «необязательных», именно в этой области (наряду с медициной) земская деятельность, вопреки желанию пр-ва, оказалась наиболее успешной. До учреждения земства нач. сельские школы влачили жалкое существование. Нередко не только в волости, но даже в уезде не было ни одной школы. Сельские школы не имели стационарных помещений, парт, учебников, наглядных пособий. Уч. заведений для подготовки преподавателей школ на всей территории, где потом действовали земские учреждения, не было вовсе.

В первые годы земства ограничивались поощрением инициативы сельских обществ, открывавших на свои средства сельские школы, и выдавали этим обществам небольшие «поощрительные» денежные субсидии на нужды школ. Губ. земства в 60-х гг., за редким исключением, не принимали участия в нач. сельском образовании, считая это дело обязанностью уездных земств и оставив за собой лишь содействие в подготовке учителей. Постепенно поощрительная система нар. образования, преобладавшая в земствах в начале их существования, отмирает. С начала 70-х гг. 19 в. уездные земства всё чаще берут на себя инициативу устройства новых сельских школ, оплату жалования учителей, снабжение школ уч. принадлежностями, хоз. расходы по содержанию училищ и пр. В организации сельских школ и учительских семинарий начинают принимать участие и отдельные губ. земства (Московское, Симбирское, Курское). Уже в течение первого десятилетия земства открыли более 10 000 школ (см. Земские школы).

Земские педагоги отрицательно относились к любого рода механическому запоминанию, не сопровождающемуся пониманием. Любимым приёмом обучения чтению в земской школе было «пояснительное чтение» — ученик, читая текст, должен был затем пересказывать его своими словами, а педагог при этом вёл с учеником свободную беседу на тему прочитанного текста, добавляя сведения из самых разных областей жизни. Таким образом, ученики одновременно учились и читать, и рассуждать, и связно изъясняться, а также получали от учителя сведения по таким предметам, которых не было в программе (естествознание, география, история)

Чтобы представить, как проходило обучение в таких школах, приведем рассказ крестьянина: «. Вначале нас учил грамоте лакей местного помещика. учил строго, но, несмотря на это, мы ничему не научились, потому что сам лакей плохо умел читать. Потом стал учить нас батюшка. Азбуку учили год, а некоторые два и три года. Когда батюшку перевели, то учить нас стала жена дьячка. Учение пошло еще хуже: азбуку учили года по четыре, а больше помогали дьячку по хозяйственным делам, например, ходили за водой, смотрели за скотиной и т.п.» земская школа что это. земская школа что это фото. картинка земская школа что это. смотреть фото земская школа что это. смотреть картинку земская школа что это.

Александр II с супругой посещает земскую школу

Атмосфера заинтересованности в своей работе и творческого отношения к ней, характерная для земской педагогики, привела к появлению оживлённой общественной жизни и обширной педагогической литературы. Губернские земства устраивали для повышения квалификации учителей летние учительские съезды, лекции и семинары, для проведения которых приглашали известных деятелей образования. С земской школой связана деятельность таких выдающихся педагогов второй половины XIX − начала XX века, как барон, В. И. Водовозов, С. А. Рачинский, Н. Ф. Бунаков, П. Ф. Каптерев

В. В. Гармиза. Москва.

2. Классификация по официальному изданию Министерства народного просвещения: Начальное народное образование в России, 1900−1905.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *