зерокодинг что это такое
Принципы зерокодинга: разработчики без опыта и приложения за несколько часов
Зерокодинг стал трендом в последние несколько лет: из-за пандемии и повсеместной цифровизации в 60% компаний выросли темпы разработки, но нанимать новых специалистов каждому третьему предпринимателю становится все труднее. На фоне этого ожидается активное развитие направлений no-code и low-code. Уже в 70% организаций цифровые продукты создают люди без навыков программирования. А стартапы, предлагающие инструменты для зерокодинга, становятся «единорогами». Что нужно знать о no-code в 2021 году, рассказывает Вадим Михалев, основатель первого в СНГ онлайн-университета зерокодинга Zerocoder.ru.
Читайте «Хайтек» в
Зерокодинг, он же no-code, он же 0-code
Зерокодинг, или no-code — это способ создавать работающие ИТ-продукты без использования кода, за счет визуального интерфейса программирования и готовых платформенных решений. Большинство задач программистов не отличаются уникальностью. Визуальные шаблоны no-code позволяют не писать код для таких задач с нуля, а пользоваться готовым блоком, отталкиваясь от задачи — например, отправить запрос в базу данных.
Самый простой пример зерокодинга — создание сайта-визитки на конструкторах Tilda или Readymag. Если раньше для этого требовались хостинг, домен, дизайнер, верстальщик, фронтенд и бэкенд, то сегодня каждый может потратить немного времени на изучение платформы и собрать лендинг в одиночку. Или поручить эту задачу одному специалисту, если самому разбираться не хочется.
Аналогичные платформы есть и для других задач бизнеса: например, для разработки мобильных и веб-приложений или для автоматизации бизнес-процессов. Как показывает опрос No-Code Census, зерокодинг позволяет создавать ИТ-продукты в пять раз быстрее по сравнению с традиционным программированием. И каждый второй респондент отмечает, что процесс значительно упрощается.
Часто наряду с no-code упоминают и low-code: сочетание готовых инструментов и минимально необходимого написания кода для создания продуктов под более сложные и уникальные задачи. Получается континуум: на одной части спектра максимально простые для освоения инструменты для типовых задач, на другой — чистый код с нуля, посередине — лоу-код решения. И они все сильнее будут вытеснять код: согласно свежему прогнозу Gartner, к 2024 году 80% продуктов будут создаваться за пределами ИТ-команд — с помощью low-code решений и ИИ.
Какие отрасли в первую очередь меняет no-code
Первыми тренд на зерокодинг подхватили ИТ-стартапы, следующие философии Lean Startup. Она подразумевает быстрый запуск продуктов с частым тестированием гипотез. В топе причин неудачи стартапов лидируют невостребованность на рынке и закончившиеся деньги, а значит, тратить миллионы и месяцы на разработку потенциально ненужного продукта нерационально.
И если раньше другого выбора не было, сейчас с созданием прототипа справится и одиночный фаундер. В некоторых случаях — за один день. Готовых платформенных решений хватит для того, чтобы превратить идею в базовую версию продукта и представить его инвесторам, партнерам, потенциальным новым членам команды и целевой аудитории, чтобы протестировать спрос.
Еще одно направление, где зерокодинг сразу полюбили, — управление продуктом. Для продакт-менеджера важно получать обратную связь от клиента с минимально возможными усилиями на первую версию продукта или функциональности. No-code позволяет проверять гипотезы без привлечения ИТ-отдела, а компания в итоге сэкономит ресурсы на уже протестированные нововведения, которые действительно приведут к росту бизнеса.
Но зерокодинг применяют не только в компаниях с ограниченным бюджетом. Наоборот, его все чаще внедряют в корпорациях. Например, Microsoft рассказал, как сотрудники отдела запусков использовали инструмент Microsoft Power Apps, чтобы самостоятельно создать необходимую программу. Всего за 40 дней они провели 250 итераций, испытывая продукт. В итоге получился умный ассистент, который теперь можно масштабировать и продавать вовне. В Microsoft подчеркнули: по такому принципу, «своими для своих», будет создаваться все больше инструментов в компании, лучшие из которых передадут для развития в отдел разработки.
Еще один пример корпоративного сервиса — Google c его Tables. Это конкурент популярной зерокодинговой базы данных Airtable: она позволяет работать над данными с «гражданскими» разработчиками (дизайнерами, менеджерами, продактами) в одной команде в одном файле с мгновенной скоростью обновления информации.
Рынок уже предлагает корпоративные платформы no-code и low-code для крупного бизнеса, которые обеспечивают высокую масштабируемость, производительность и интеграцию с другим корпоративным софтом. Кроме уже упомянутого Microsoft, это решения Salesforce, OutSystems и других компаний. В России корпорации все чаще внедряют у себя решения на базе Directual — лоу-код платформы, созданной выходцами из «Тинькофф». В частности ее используют в МТС и в UFG Wealth Management. За рубежом Directual тоже любят: например, крупнейшая нефтесервисная компания Schlumberger построила на нем свой каталог товаров и услуг, которым легко управлять петрофизикам. Свою no code систему создает СБЕР.
Еще один тренд — enterprization of consumer — когда каждый из нас может стать предпринимателем. Многие в свободное время работают над хобби-проектом. Чтобы свести усилия к минимуму, даже разработчики выбирают для этого no-code: например, чемпион мира по разработке Павел Шишкин, покинув работу директора по продукту в Avito, создал сервис для найма и обучения продакт-менеджеров с нуля с помощью конструктора Bubble.
Люди без опыта в разработке тоже легко создают приложения с no-code. Например, WOM — аналог Airbnb — создал digital-стратег, которому потребовалось быстро проверить, насколько популярным станет приложение для аренды жилья в Вене без посредников. Эта гипотеза не подтвердилась, зато автор сэкономил миллионы рублей, нервы и время.
С чем поможет зерокодинг
Существует уже более 150 различных платформ, с помощью которых можно собрать интернет-магазин, мобильное или веб-приложение, базу данных и многое другое, вплоть до игр.
В качестве CMS (content management system — управления информационным содержимым сайта) в мире в первую очередь выбирают WordPress, который выбирают 57% респондентов опроса No-Code Census. Он был одним из первых зерокодинговых решений в начале 2000-х годов для создания сайтов и до сих пор популярен благодаря понятному интерфейсу. Дальше появились Wix, Squarespace, Webflow.
Как малый, так и крупный бизнес охотно использует сервисы для автоматизации. Один из популярных зерокодинговых инструментов, Integromat, еще называют «клеем для интернета». Он и другие сервисы позволяют постепенно сокращать количество сотрудников и затрат рабочего времени, соединяя сервисы между собой. Например, с помощью российского инструмента Albato, заточенного под работу с локальными сервисами, можно автоматически вызывать «Яндекс.Такси» на нужный адрес, как только покупатель оформит заказ на доставку букета цветов.
Для мобильных приложений популярны Glide и Adalo. В Adalo даже далекий от разработки человек легко соберет кросс-платформенное приложение со сложной логикой, которое можно прямо из сервиса опубликовать в магазины приложений App Store и Google Play. Платформа подходит для тестирования идей будущих сложных приложений и для приложений под МСБ, у которых не ожидается миллионов активных пользователей в день. А Glide за минуты создает PWA (Progressive Web App) — приложения для мобильных устройств из «Google Таблиц» или встроенной базы данных. Это, пожалуй, самый простой способ назерокодить первое мобильное приложение.
Для более сложных задач существует Bubble — один из символов no-code-движения. Это мощный конструктор с полным набором инструментов: здесь есть и бэкенд, и фронтенд, и база данных для полноценных веб-приложений, а если пользоваться специальными контейнерами — то мобильные приложения можно публиковать и в сторы.
Для самых продвинутых задач есть Directual, которым пользуются и крупные компании. Эта платформа относится к сегменту low-code, поэтому совсем без ИТ-знаний в ней разобраться будет сложновато. Зато каркас из шаблонов легко наполнять собственным кодом, что повышает гибкость продукта в разы и в то же время позволяет избежать программирования с нуля.
Хайп или тренд: о будущем зерокодинга
Аналитики Gartner уверены, что зерокодинг станет только актуальнее. Согласно их отчету, решающую роль в компаниях будут играть именно гражданские разработчики — сотрудники без опыта и образования в ИТ. К 2023 году их число превысит количество высококвалифицированных разработчиков в штате. Это позволит бизнесу быстрее реализовывать и масштабировать продуктовые идеи и эффективнее распределять нагрузку в команде.
Да, no-code-инструменты появлялись и раньше. Но только сейчас сложились все условия, чтобы тренд взлетел. На фоне пандемии цифровизация стала залогом выживания в новой реальности, а кадровый голод в ИТ привел к непомерно раздутым зарплатам программистов.
Удаленная работа диктует свои требования: важно, чтобы взаимодействие между членами команд происходило быстро и в режиме реального времени — отсюда популярность облачных сервисов типа Google Docs, Miro и Notion. Благодаря наглядному интерфейсу зерокодинговые инструменты позволяют сотрудникам самостоятельно вносить мелкие правки в продукт, не дожидаясь, пока освободится и отреагирует на запрос команда ИТ-разработки.
Постоянно растущая потребность в цифровых инструментах уже привела к возникновению теневого ИТ: когда, не дождавшись ответа от разработчиков, сотрудники самостоятельно создают и внедряют решения на местах. При этом они используют не одобренные компанией решения и могут по незнанию упускать из вида требования безопасности. Зерокодинговые платформы для бизнеса позволят легализовать этот процесс, выведя его из серой зоны.
Конечно, классические разработчики никуда не денутся. Просто их труд будет использоваться для решения сложных, нетипичных задач. Для создания зерокодинговых инструментов тоже нужны программисты. Некоторые разработчики уже сейчас подрабатывают, выпуская плагины для no-code. В ближайшем будущем зерокодинг станет стандартной первой ступенью в ИТ: уже сейчас обучать детей программированию начинают с него.
Как собрать продукт за полчаса, не прибегая к программированию?
Некоторое время назад мы провели вебинар с Вадимом Михалёвым, CEO Rocketslides, Codesign и Habit Hero, на тему “Что можно собрать без кода: Zero coding с практическими примерами”. Здесь мы расскажем о том, что обсуждалось на вебинаре, а посмотреть его самостоятельно вы можете, перейдя по ссылке.
Что такое зерокодинг и чем он полезен?
Уже долгое время люди, принявшие решение взяться за какой-либо IT-проект, оказываются перед следующей проблемой: у нас есть оформленная идея или гипотеза, при этом мы четко представляем себе нужный результат, но между идеей и результатом существует ощутимый разрыв. Для того, чтобы заставить проект сдвинуться с мертвой точки — то есть получить инвестиции, привлечь аудиторию, продемонстрировать первый результат и так далее, иными словами, чтобы этот разрыв преодолеть — требуется написать какой-то код.
Из-за этого складывается такое положение дел, при котором для достижения какого-то результата нужно собирать команду программистов, привлекая их своей идеей, или нанимая за деньги. Разумеется, это довольно сложно и рискованно, но для первой реализации это было необходимо. Более того, после первой реализации может оказаться, что идея была обречена изначально, а время, силы и деньги были потрачены впустую.
Эту проблему решает зерокодинг — способ, который быстро и без особых затрат помогает пройти путь от идеи до первого результата за счет готовых решений.
Приведем в пример лендинг. Для того, чтобы его сделать, приходилось нанимать большую команду: кто-то должен заниматься созданием картинок, кто-то версткой, кто-то анимацией и так далее. Сейчас же существует онлайн-конструктор сайтов и их элементов Tilda, позволяющий почти каждому быстро, буквально за вечер или два, создать лендинг, правильно отображающийся и на ПК, и на мобильных устройствах. Это устраняет необходимость нанимать большую команду создания лендинга.
Впрочем, это касается не только лендингов. Зерокодинг позволяет упрощать создание и более сложных вещей, например, мобильных приложений. Конструктор мобильных приложений Glide решает и эту проблему. Разумеется, он создает не настоящие мобильные приложения, а лишь веб-страницы, воссоздающие опыт взаимодействия с мобильным приложением, но этого будет вполне достаточно для демонстрации вашей идеи на практике, чтобы вы смогли понять, в правильном направлении ли вы движетесь, и является ли ваша очередная идея удачной.
Под зерокодингом как таковым понимают способ создания новых решений и продуктов, проверки бизнес-гипотез и автоматизации работы с помощью готовых инструментов, заточенных под определенные элементы продукта. Эти инструменты вы можете попробовать применить хоть прямо сейчас. Быстро, без проблем и практически бесплатно, не нуждаясь в целой команде разработчиков. Таким образом, зерокодинг уменьшает необходимую сумму денег и требуемое количество времени для входа на рынок в 10-20 раз, делая первые этапы создания проектов гораздо более доступными.
Кроме того, люди, умеющие работать с инструментами зерокодинга, становятся всё более востребованными на рынке из-за того, что компании с их помощью способны сэкономить большие объемы денег и времени, поэтому, эти навыки могут повысить вашу финансовую стабильность — это обеспечит вам и более высокую зарплату, и меньший шанс быть сокращенными при финансовых потрясениях.
Области использования зерокодинга
Возможности применения зерокодинга гораздо шире, чем могут показаться на первый взгляд. Готовое решение можно найти для почти любой идеи, например, маркетплейс, клуб по подписке с контентом внутри и др. Такое решение всегда будет быстрее и дешевле найма любой разработки.
Для начала работы с этими инструментами достаточно понять одну концепцию — архитектуру любого продукта можно расписать в три “слоя”:
Бизнес-логика (процессы работы с данными, принятие решений);
Клиентский слой (различные способы взаимодействия с пользователем).
Для каждого из этих “слоев” появляются свои инструменты для зерокодинга, решающие поставленные перед ними конкретные задачи. При этом нужно понимать, что когда мы говорим о создании продукта с помощью зерокодинга — мы говорим об MVP, то есть о сделанной “на коленке” и минимально жизнеспособной версии продукта. Чаще всего это просто видимость продукта, но внутри, в самом коде, может происходить что-то совершенно непонятное, это позволяет проверять концепции и идеи, а также определиться, нужны они продукту или нет.
Задача зерокодинга — воссоздать реалистичность продукта, чтобы получить как можно больше информации как о работе того или иного нововведения, так и о работе продукта в целом. Таким образом, у вас появляется возможность вырастить ценность продукта эволюционным методом, как можно скорее проходя этап проверки, внедрения и отбраковки нововведений.
Как наиболее эффективно использовать инструменты для зерокодинга?
Во-первых, очень важно выпускать версии продукта как можно быстрее, при этом эта версия, в идеале, должна быть очень плохой — это, конечно, совершенно контринтуитивно, но это так. Если вы выпустите версию, которая вас хоть немного устраивает, значит вы выпустили ее слишком поздно и получите гораздо меньше полезной информации о продукте, чем могли бы.
Во-вторых, нужно получать обратную связь от клиентов. К слову, 95% компаний не доходят до этого этапа, потому что застревают на первом этапе, пытаясь совершенствовать свои тестовые версии.
В-третьих, нужно безжалостно выкидывать то, что не работает, и продолжать пытаться создавать новые версии, пока задача не будет решена, что позволит вам представить эту версию заинтересованным лицам и начать генерировать денежные потоки.
Также есть один момент, который часто не раскрывается — когда версия продукта разрабатывается командой, когда в неё вкладывается много времени, сил и денег, возникает эмоциональная привязанность к итоговому продукту, даже если он крайне неудачен и не решает проблем, которые он призван решить. Если же об этом заявит клиент, то есть шанс и вовсе воспринять критику продукта на личный счет. Зерокодинг решает и эту проблему: так как вы вкладываете в версию продукта минимум усилий, то ее ценность лично для вас минимальна. Вас не будет волновать, что в этой версии кому-то что-то не понравилось, и вы без проблем сможете отбросить неработающее решение, больше к нему не возвращаясь, а также адекватно и непредвзято воспринимать критику в адрес продукта.
Приведем здесь аналогию, высказанную Байрамом Аннаковым, CEO одного из самых популярных travel-приложений App in the Air. Он называет MVP “голубой будкой”.
Представьте такую ситуацию: вы едете в метро и вам очень хочется в туалет. Вы дожидаетесь остановки, выбегаете и видите, что McDonald’s рядом нет, а есть только голубые будки. Вы понимаете, что если вы туда зайдете, то вы получите не очень качественный и травмирующий пользовательский опыт. Но вам очень нужно решить вашу проблему, и вы идёте и решаете ее.
Примерно так же дело обстоит и с MVP — это тоже своеобразные “голубые будки”. Компании-миллионеры начинали с тестовых версий, имевших крайне урезанный функционал (не говоря уже о дизайне), будь то Twitch, Facebook или Amazon, но эти версии работали и решали поставленные перед ними задачи.
10 инструментов для зерокодинга
Говорят, что Google Таблицы — это своеобразный “скотч”, из которого можно “склеить” всё, что угодно, и если вы не придумали, как реализовать прототип вашего решения в Таблицах, то вы, скорее всего, не очень хорошо понимаете, как реализовать его с помощью команды разработки. Google Таблицы являются обязательным инструментом для зерокодинга на уровне базы данных.
Этот инструмент упоминался нами выше. Tilda включает в себя огромное количество инструментов для сборки сайтов, позволяя создавать различные их элементы. Начиная лендингами и заканчивая личным кабинетом. Помимо этого, данный сервис выгодно отличается ценой и является самым удобным из существующих на данный момент инструментов для сборки сайтов.
Notion — инструмент для создания красивых и удобных документов, обладающий огромным количеством возможностей, вплоть до того, что сделанный с помощью Notion документ будет визуально подходить для создания лендинга без дополнительных вставок. TypeForm же — инструмент для создания красивых и удобных форм, имеющий в своем арсенале огромное количество шаблонов, подходящих для решения практически любых задач, связанных с формами.
ChatFuel и прочие конструкторы ботов для мессенджеров
Для работы в мессенджерах конструкторы ботов практически необходимы. Бот может последовательно вести пользователя по какому-то пути, заниматься продажей и так далее — это сильно упрощает работу в мессенджерах и расширяет возможности продукта по взаимодействию с пользователем.
WebFlow — это конструктор вёрстки, способный помочь, например, дизайнеру обойтись без фронтенд-разработчика. Этот инструмент автоматически верстает нарисованные элементы дизайна, а результат можно перенести в некоторые другие зерокодинг-инструменты для дальнейшей работы.
Airtable — это база данных, с которой очень просто и удобно работать, при этом она настолько же доступна, как и Google Таблицы, к которым вы наверняка уже привыкли. При определённых манипуляциях с таблицами внутри этого инструмента можно создавать различные интерактивные формы. Это может быть портфолио, галерея (да, туда можно загружать и картинки), интернет-магазин, календарь и так далее, при этом весь необходимый инструментарий находится внутри и имеется возможность очень гибкой настройки базы данных.
Существуют очень удобные возможности передачи данных внутри Airtable от одних пользователей к другим, начиная автоматической отправкой данных указанным пользователям по выбору и заканчивая отправкой выбранных данных всем, кто пройдёт по указанной ссылке. Существует даже возможность выстраивать на основе таблиц собственные интерфейсы! Результаты работы в Airtable также можно передавать в другие инструменты для зерокодинга, например, в указанный выше Tilda, и это можно сделать буквально за несколько минут.
Также в Airtable существует большой набор шаблонов, их можно использовать как для собственных проектов, так и для вдохновения, чтобы почерпнуть какие-то идеи для уже собственных шаблонов. Разумеется, у этого инструмента имеется ряд ограничений, но и их можно обойти с помощью уже других инструментов. Об этом ниже.
Stacker — удобный инструмент для взаимодействия с Airtable. Он позволяет с помощью создания личных кабинетов передавать некоторые данные из Airtable тем или иным пользователям, при этом доступ к данным можно очень гибко настраивать. Это очень сильно упрощает операции с данными, если у вас в проекте есть пользователи, которым необходимо предоставить доступ к тем или иным внутренним данным проекта (как пример, данные об участниках марафонов, необходимые организаторам этих марафонов).
Являясь зачастую недооцененным инструментом, Integromat, названный своими создателями “клеем Интернета”, позволяет связать работу огромного количества Интернет-сервисов в единую систему. Это дает возможность строить на основе взаимодействия нескольких сервисов, будь то электронная почта, базы данных, мессенджеры или что-то ещё. Также существует возможность подключения к этим сценариям собственных сервисов.
Glide — упомянутый раньше сервис для создания веб-страниц, имитирующих работу мобильного приложения. Внутри этого сервиса существует множество различных инструментов для создания и настройки интерфейса, а создать приложение можно путем простой загрузки данных из Google Таблиц. Существует возможность сохранить результат на рабочий стол и в дальнейшем обращаться к нему, как к мобильному приложению (как пример, Dribbble, будучи готовым приложением c более чем полумиллионом скачиваний, продолжает работать по тому же принципу).
Помимо того, внутри существует огромное количество готовых шаблонов.Таким образом, как можно видеть, для каждого из трех “слоев” продукта можно найти свой инструмент для зерокодинга и с помощью их комбинации очень быстро преодолеть путь от идеи до первой реализации, но если вам нужен какой-то особый функционал или если вы уперлись в одно из ограничений вышеупомянутых инструментов, то не спешите начинать искать команду разработки! Существует еще один инструмент, который может вам помочь.
Bubble — это очень масштабный инструмент, позволяющий работать со всеми тремя “слоями” продукта. Разумеется, что если рассматривать работу со слоями по отдельности, то Bubble будет справляться хуже, чем иные инструменты, заточенные под тот или иной слой, но в итоге Bubble дает возможность добиться гораздо более широкого функционала.
Разумеется, это не все инструменты для зерокодинга, доступные пользователям. Их огромное количество и новые появляются практически ежедневно. Будет полезно периодически следить за появляющимися инструментами и за изменениями в уже существующих: какое-то обновление в популярном инструменте может полностью изменить сам процесс зерокодинга.
Этой информации будет вполне достаточно, чтобы начать заниматься зерокодингом. Этот способ сборки проектов на данный момент продолжает становиться всё актуальнее и позволит вам сэкономить огромное количество времени, денег и сил, а также сделает вас более востребованным и сейчас, и в будущем. Удачи!
Хочешь научиться зерокодингу? Специально для тебя мы собрали мини-курс «Навыки: ZeroCoding!»
Честно про Zero-code: кому подойдёт, сколько стоит, когда лучше уйти в разработку
В конце апреля мы организовали в Clubhouse дискуссию про Zero-code. Собрали несколько профессионалов в технологиях и разработке, чтобы наконец выяснить, когда выгодно использовать Zero-code, какие у него возможности и ограничения и когда логичнее сразу заниматься разработкой.
У нас получился небольшой баттл, и самые важные выводы мы собрали в статью.
Фёдор Борщёв выступает на стороне традиционной разработки. Фёдор — СТО и сооснователь компании «Федя и Самат», в которой они с Саматом Галимовым помогают бизнесменам наводить порядок в разработке и запускать новую. У Фёдора есть канал про разработку в Телеграме, который читает 18,5 тысяч человек.
Вадим Михалев — оппонент, который продвигает Zero-code. Вадим — «отец зерокодинга» в России: он основал самое крупное сообщество зерокодеров и первый в СНГ онлайн-университет зерокодинга Zerocoder.ru. А ещё Вадим — серийный предприниматель в ИТ: привлек инвестиции ФРИИ на проект Codesign.io, запустил онлайн-студию презентаций Rocketslides, и платформу Habit Hero.
Павел Ершов поддерживает дискуссию и подсказывает примеры использования Zero-code. Павел — CEO Directual, Zero-code платформы для создания приложений. Directual уже используют в МТС и ПИК для внутренних IT-продуктов. Раньше Павел руководил программой лояльности Тинькофф.
Алексей Один модерирует и задаёт вопросы. Алексей — CEO и основатель платформы по поиску и подбору ИТ-команд Skipp.pro. Он дополнил дискуссию примерами из проектов Skipp и из собственного опыта: в прошлом Алексей — CPO Lingualeo, под его руководством сервис вырос до 20 миллионов пользователей.
Zero-code, No-code и Low-code — подходы, в которых задачи по автоматизации и запуску ИТ-продуктов решают без программирования или с минимальным количеством кода.
Разработчиков, как правило, при этом не привлекают: предприниматели, дизайнеры или продакты справляются сами. Это не значит, что разработчики больше не нужны: благодаря их работе и возникают Zero-code инструменты, которыми теперь пользуются разработчики «гражданские».
Zero-code инструменты — это, например, Tilda. С ней можно опубликовать в интернете лендинг, не написав ни строчки кода.
Через Ecwid можно строить интернет-магазины, в Adalo и Glide — мобильные приложения, в Airtable — создать базу данных, через Zapier — соединять сервисы друг с другом, а с Integromat — даже собирать сложных чат-ботов с большим количеством интеграций. Сейчас на рынке есть десятки Zero-code инструментов, которые позволяют создать почти любой ИТ-продукт: от мобильного приложения до маркетплейса.
Чтобы было удобнее, дальше в тексте мы объединяем английские Zero-code и No-code в русское «зерокодинг».
«Зерокодинг — кратчайший путь от идеи к реализации. Это максимально быстро, дёшево, это делается руками человека, который придумал идею. Раньше нельзя было придумать что-то и тут же, сидя за кофе, собрать это и показать миру. Зерокодинг наделяет автора способностью превращать идеи и гипотезы в готовые продукты, которые можно быстро столкнуть с реальностью и проверить, нужно ли это кому-то или нет».
Вадим Михалев, основатель самого крупного сообщества зерокодеров и первого онлайн-университета зерокодинга Zerocoder.ru
«Я бы описал зерокодинг как множество продуктов, которые разложились на спектре от отсутствия кода до полноценной разработки. Допустим, код — это React, Ruby и так далее. А отсутствие кода — это Tilda, например. И вот на этом промежутке есть огромное количество решений, которые различаются по сложности. Чем сложнее задача, тем более гибкий и мощный нужен продукт. Инструменты, для использования которых важно хотя бы немного понимать в разработке, — это так называемые «лоу-код» решения».
Павел Ершов, CEO Directual
Программисты часто недолюбливают зерокодинг. В некоторых случаях это продиктовано недоверием ко всему новому, нежеланием меняться. Но другая важная причина в том, что любая зерокодинг-платформа для программиста — слабоуправляемая и непонятная вещь, чёрный ящик. Её сложно тестировать и невозможно менять под себя.
«Некоторый снобизм действительно есть. Но во многом это просто непринятие перемен. Я до сих пор встречаю людей, которые уверены в том, что почту нужно слать через свои собственные SMTP-сервера вместо условного Mailchimp, потому что так надёжнее. Мне кажется, у снобизма перед зерокодингом корни те же. Раньше все поднимали свои сервера, сейчас — спокойно работают с крупными провайдерами. Зерокодинг — такой же следующий уровень: какие-то блоки программы станут выносить наружу, если будут уверены, что они работают и снабжены понятным интерфейсом».
Фёдор Борщёв, СТО и сооснователь компании «Федя и Самат»
Зерокодинг позволяет вам создать версию продукта, которая решает задачи пользователя и приводит к первым деньгам. Если чат-бот, лендинг или простое мобильное приложение у вас в бизнесе — полноценный продукт, его можно создать и поддерживать с помощью зерокодинга.
Если в вашем бизнесе продукт — экосистема или платформенное решение, которое вы хотите долго развивать и дорабатывать, то зерокодинг, скорее всего, не закроет все потребности. Чтобы создать такой продукт, придётся заниматься разработкой.
«Что считать продуктом — вопрос терминологии. Под продуктом я имею в виду штуку, которая выполняет какую-то работу для пользователя или предпринимателя — будь то мобильное или веб-приложение. Для меня чат-бот — тоже продукт, живущий не в браузере, а в мессенджере. Как и посадочная страничка: она помогает объяснить человеку, что мы от него хотим, и получить его контакт. Это как раз и можно назерокодить: быстро и самостоятельно».
Вадим Михалев, основатель самого крупного сообщества зерокодеров и первого онлайн-университета зерокодинга Zerocoder.ru
«Продукт глазами программиста — это что-то завершённое, что можно долго поддерживать, развивать и так далее. Я сам хорошо понимаю зерокодинг: у меня есть маленький образовательный бизнес, и у нас там лендинг на Tilda, рассылка на Mailchimp, вебинары на Zoom. Мне очень нравится эта механика. Но для многих программистов зерокодинг — странная магия, для которой нет документации, и которую непонятно, как развивать».
Фёдор Борщёв, СТО и сооснователь компании «Федя и Самат»
Если вам нужно постоянно масштабироваться, то зерокодинг для вас — это, скорее, временное решение. Но сразу переезжать на полноценную разработку не нужно: зерокодинговые инструменты бывают разного уровня гибкости и мощности. Часто, чтобы развиваться, достаточно перейти на следующий инструмент зерокодинга — тогда всё ещё получится обойтись без большой команды разработчиков.
«Если вы упёрлись в ограничения какого-то инструмента зерокодинга, всегда можно перейти на другой. К любому инструменту стоит относиться как к временному. Сначала мы проверяем, что для продукта есть рынок. Затем, если нам нужно его переводить на следующий уровень, переезжаем на следующую платформу. В какой-то момент им может стать код, но это не обязательно. У меня есть такой стикер в зерокодерском стикерпаке: «вырастем — накодим», вот как-то так я это вижу».
Вадим Михалев, основатель самого крупного сообщества зерокодеров и первого онлайн-университета зерокодинга Zerocoder.ru
«Наш продукт Directual как раз про следующий уровень зерокодинга. Мы пришли к нему со стороны разработки — упрощали какие-то части процесса и потихонечку выяснили, что, оказывается, делаем зерокодинг-инструмент. Что касается масштабируемости и поддерживаемости: на нашей платформе уже три года работает часть внутреннего ИТ компании ПИК — документооборот и внутренняя база знаний. Всё прекрасно поддерживается. Один раз клиенты оценивали для интереса, во сколько обойдётся переезд на какой-то традиционный язык программирования, и пришли к выводу, что это заняло бы годы».
Павел Ершов, CEO Directual
В какой момент логично отказаться от зерокодинга в пользу разработчиков? Спикеры сошлись на следующем: если для развития продукта вам приходится писать больше кода, чем это удобно делать в зерокодинговой платформе, то пора задуматься над полноценной разработкой.
Но надо иметь в виду: чтобы запустить разработку, придётся научиться нанимать разработчиков. Это долго и, как правило, дорого, поэтому важно быть готовым к тому, что переезд на код — это длительный процесс.
«Я решаю так: если начинается много кодинга, надо переходить на разработку. Допустим, на Webflow можно писать Javascript код на фронте: получится отправить запрос к API, взаимодействовать с бэком. Но этот код пишется на нативном Javascript и абсолютно не позволяет использовать мощности современных фреймворков. Если у вас появилось большее 200 строчек кода, значит, пора уходить с этого инструмента».
Алексей Один, CEO и основатель Skipp
Спикеры сошлись на том, что зерокодинг, как правило, дешевле на малых масштабах или в начале проекта — для теста, проверки гипотезы, прототипа или MVP. Если проект разрастается, зерокод может обходиться дорого. Тарифы, например, у Low-code инструментов зависят от количества активных пользователей (или операций): когда счёт идёт на тысячи, возможно, выгоднее задуматься о разработке.
Специалисты, которые умеют грамотно выстраивать продукты из зерокодинговых инструментов, тоже стоят дорого. Пока не так дорого, как опытные разработчики, но в будущем цифры будут расти. Зато работают они в десятки раз быстрее, а поддерживать готовый продукт можно своими силами.
«Пока зерокодеров на рынке не так много: в крупнейшем российском канале с вакансиями «Запили мне, зерокодер» сейчас 1,3 тысячи человек. Хорошая новость в том, что зерокодерами могут быть люди и без технического бэкграунда, но с аналитическим складом ума, продуктовым мышлением, а значит, скоро специалистов станет больше. А вот разработчики редко интересуются зерокодингом и не хотят переучиваться».
Вадим Михалев, основатель самого крупного сообщества зерокодеров и первого онлайн-университета зерокодинга Zerocoder.ru
«Мне кажется, тестировать гипотезы через зерокодинг действительно клёво, быстро и дёшево. Точно дешевле, чем командой программистов: пока они соберутся, пока спринт напланируют. Но в долгосрочной поддержке зерокод, кажется, гораздо дороже. Зерокодинг сложно задокументировать: новый программист на проекте с трудом поймёт, что сделали его коллеги. Нельзя понять, что там внутри, так же быстро, как в хорошо написанном программном коде».
Фёдор Борщёв, СТО и сооснователь компании «Федя и Самат»
«Я с этим абсолютно соглашусь. Ещё у нас много клиентов, которые приходят с запросом: «мы платим за лоукод или зерокод несколько миллионов рублей в месяц, нам очень нравится функционал, но экономически выгоднее этот функционал написать на своей платформе». Если у вас небольшое количество пользователей, небольшие нагрузки — это одна история. Когда проект разрастается, зерокодинг будет дорожать, сэкономить уже не получится».
Алексей Один, CEO и основатель Skipp
Спикеры обратили внимание на парадокс: чтобы пользоваться некоторыми зерокодинговыми инструментами, нужно неплохо разбираться в ИТ. Где-то придётся немного писать код, где-то — продумать архитектуру и взаимосвязи между частями системы.
Получается, что предпринимателю выгодно пользоваться зерокодинговыми инструментами, но без технических навыков ему доступны только самые простые. В таких он быстро столкнётся с ограничениями. Чтобы освоить более сложные инструменты, придётся или инвестировать время и бюджет в собственное образование или найти специалистов (это пока еще так же тяжело, как искать разработчиков.
«У нас инструмент сложный. Человек, который без опыта решил стать ИТ-предпринимателем, с ним не справится. У нас две основных группы клиентов. Первая — те, кто умеет разрабатывать, но хочет сэкономить время на рутинных операциях. Вторая — это те, кто когда-то что-то изучал, например, на Pascal программировал в школе или институте, может собрать какую-то базу данных у себя в голове, и понимает, что такое связи между таблицами. Такой человек знает азы программирования, базовую логику, и уже может её использовать. Чистым гуманитариям приходится прилагать значительные усилия, чтобы для начала выстроить этот фреймворк у себя в голове».
Павел Ершов, CEO Directual
«Думаю, что фаундеру без ИТ-опыта будет сложно разобраться с Webflow. Многим технически неподкованным людям даже на Tilda будет будет сложно спроектировать качественный сайт с уникальным дизайном. Более реально, чем на Weblfow, но всё-таки не так уж просто».
Алексей Один, CEO и основатель Skipp
Зерокод — спасение для непрограммистов и предпринимателей, которым нужен быстрый запуск. С каждым годом возможности таких инструментов растут.
Но жить с зерокодом вечно, особенно если у вас много пользователей, может быть сложно и дорого. Это возможно, но в какой-то момент станет невыгодным. Рано или поздно растущему бизнесу придётся либо перейти на более мощный и гибкий зерокод-продукт, либо уйти в разработку.
«Программисты — клёвые ребята, они могут сделать штуковину, которая будет работать на десятки тысяч миллионов пользователей. Мне кажется, их ресурс не стоит использовать на то, чтобы проверять свою галлюцинацию. Типа «слушай, у меня есть такая идея, она, возможно, не полетит…». Нужно давать им уже то, что протестировано. Если 90% задач, которые сейчас приходят в разработку, не будут идти туда, потому что не соотносятся с реальностью, выиграет вся ИТ-отрасль.
Для самого первого, турбулентного и неизведанного участка пути теперь есть зерокод. Дальше, когда столкнётесь с ограничениями или проблемами масштабирования, можно задуматься о разработке».
Вадим Михалев, основатель самого крупного сообщества зерокодеров и первого онлайн-университета зерокодинга Zerocoder.ru
«На простых проектах всегда имеет смысл использовать зерокод/лоукод. А чем дальше, тем меньше задач мы сможем закрыть такими инструментами. Нам придётся комбинировать их с разработкой. Я считаю, что ближайшие лет 5–10 зерокод не сможет закрывать 100% задач, поэтому более-менее сложный проект всегда будет сочетанием инструментов. Просто доля того, что делается на зерокоде, будет постепенно расти».
Павел Ершов, CEO Directual
«Зерокодинг — это направление, к которому движется будущее. Все технологии идут к тому, чтобы упрощаться. Зерокодинг — одно из таких упрощений, не нужно его бояться».
Фёдор Борщёв, СТО и сооснователь компании «Федя и Самат»
«Думаю, всегда нужно исходить от задачи. Например, когда мы начинали Skipp, сразу выбрали в качестве инструмента вёрстки Webflow — зерокодинг, но там качественная и гибкая вёрстка. Сейчас вся внешняя составляющая нашего сайта на Webflow. Мы экономим: нам не нужен разработчик, чтобы заводить новые странички, лендинги. И не собираемся уходить от этого решения, тем более что оно постоянно развивается. С другой стороны, найти опытного человека, который здорово работает на Webflow — тоже проблема.
Поэтому для предпринимателя зерокодинг — всегда компромисс. Возможно, получится быстро и экономно что-то запустить, но нужно быть готовым на определённые риски. Во-первых, рано или поздно вы наверняка столкнётесь с ограничениями — и функциональными, и бюджетными. Во-вторых — не всякий программист возьмётся развивать решение на зерокодинге».
Алексей Один, CEO и основатель Skipp
Обычно универсальные средства дают очень похожий-шаблонный результат и не очень эффективный код. А если нужно сделать что-то уникальное и оптимизированное, тут шаблоны не помогут.
Если вы хотите реально получить зеро код, но код обратите на свежий инструмент creatium. Io сам перешёл пол года назад, досих пор в восторге, гибкости и возможности создавать
Можно пару слов про его плюсы
Расскажите по подробнее
Хорошо. Перешлю вам сообщение что оставлял на отзовнике, тут подробно:
ДОСТОИНСТВА:
Неплохая вводная информация, для совсем новичков подойдёт чтобы втянутся.
НЕДОСТАТКИ:
Отсутствие персонального подхода Игнор и безразличие со стороны кураторов Сырость методологии и самой платформы на которой проходит обучение Отсутствие помощи с клиентами