зигзаг удачи будет что вспомнить
«Зигзаг удачи»: как снимали культовую комедию и почему зрители долго не принимали фильм Рязанова? (4 фото)
Ровно 52 года назад, 30 декабря 1968 года, на советские экраны вышел фильм Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи». Это сейчас кино стало одним из обязательных к просмотру в новогодние праздники, но в год выхода на экраны фильм не сразу полюбился советскому зрителю. Это забавная история о незадачливом фотографе Володе Орешникове, который выиграл крупную сумму денег в лотерею, купив билет на деньги из общей кассы взаимопомощи фотоателье.
Главные роли в фильме исполнили Евгений Леонов, Валентина Талызина, Евгений Евстигнеев и Ирина Скобцева. В материале рассказываем, как снимали культовую комедию и почему зрители поначалу не одобрили сюжет картины.
Соавторы сценария Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский сработались еще во время создания фильма «Берегись автомобиля». Фильм стал культовым, вот и на этот раз от творческого дуэта ждали очередного шедевра. Удивительным образом фильм одобрили одновременно и зрители, и критики, и даже начальство. Поэтому в этот раз творцам дали полную свободу действий. Будущей киноленте дали рабочее название «Кривая счастья».
В то время, для того, чтобы получить разрешение на экранизацию, нужно было сильно постараться. Как правило, начальство охотнее одобряло уже проверенные сюжеты – те, которые существовали в виде литературных произведений. А вот снимать по неизвестному сценарию могли и не разрешить. У Рязанова и Брагинского такого произведения не было, зато была реальная история из жизни одного профсоюзного служащего, который покупал облигации на деньги из общей кассы. И тогда творцы решили пойти на хитрость. Они написали сценарий на основе услышанной ими истории и опубликовали ее в журнале под видом повести, а потом подали заявку на экранизацию. И ведь получилось же! Начальство дало добро на съемку, и вот уже в январе 1968 года были сняты первые сцены.
Фотоателье в фильме не зря носит название «Современник». Дело в том, что Рязанов просто не мог пройти мимо главного театрального конфликта того времени. Речь идет о разделе московского театра «Современник». Склоки внутри творческого трудового коллектива легли в основу Рязановской сатирической кинокомедии.
Уже на этапе написания сценария Рязанов представлял, кого хочет видеть на месте главных героев фильма. И прописывал образы под определенных актеров. Рязанов не скрывал, что очень хотел посотрудничать с Алисой Фрейндлих – режиссер планировал дать ей новую необычную роль у себя в картине. Но план было достаточно сложно реализовать из-за большой загруженности актрисы. Но Фрейндлих отказалась играть Шурочку в «Гусарской балладе». Казалось бы, вот он шанс привлечь ее к съемкам. Рязанов немедленно приступил к созданию персонажа – Алисе Фрейндлих предполагалось сыграть председателя месткома Алевтину Васильевну. Но оказалось, что Фрейндлих никак не могла принять участие в съемках из-за беременности. Режиссер пошел на отчаянный шаг, заменив ее малоизвестной на тот момент актрисой Валентиной Талызиной. После выхода фильма к Талызиной наконец пришла популярность, но роли ей предлагали однообразные – как правило, ей приходилось играть некрасивых, но умных женщин.
Евгений Леонов тоже оказался в фильме практически случайно. Изначально на месте главного героя Рязанов представлял Иннокентия Смоктуновского. Актер уже играл главного героя в фильме «Берегись автомобиля», вот и на этот раз режиссер не хотел ничего менять. Однако у Иннокентия Михайловича внезапно начались серьезные проблемы со здоровьем, и ему пришлось отказаться от роли, которая уже была написала под него. Тогда пришлось устраивать кинопробы. В них принимали участие Сергей Шакуров, Андрей Миронов, Александр Ширвиндт. Но внезапно Рязанову приглянулся именно Евгений Леонов.
«Пошли раздавим четвертинку». Как Евстигнеев и Талызина подружились на съемках фильма «Зигзаг удачи»
«Зигзаг удачи»: от конфликта режиссера с исполнителями главных ролей до запрета на широкий прокат. Чем и кому не угодила известная кинолента? Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем фильм
Фотограф Владимир Орешников работает в городском фотоателье. Он ответственный за профсоюзную кассу взаимопомощи, которая формируется вскладчину всеми работниками организации. Однажды он берет из нее 20 рублей, чтобы купить облигацию трехпроцентного займа, своеобразную советскую лотерею.
Коллеги Орешникова люди разные. Красавица Лидия Сергеевна находится в постоянном конфликте со своим слабохарактерным супругом. Приемщица Алевтина стремится выйти замуж. Мать пытается ее сосватать за хамоватого директора автобазы Калачева, но до поры он ей не нравится. Петя — художник-ретушер, нереализованная творческая личность, все суммы пытается подсчитывать в эквиваленте емкостей со спиртным.
Неожиданно Орешников выигрывает 10 тысяч рублей, что в корне переворачивает жизнь внутри коллектива. Поскольку облигация куплена на общие, а не на личные деньги, все считают, что выигрыш надо поделить. Максим категорически против, ведь деньги он взял по официальной расписке для личных нужд. Это стало началом противостояния.
Двойной гонорар
После успеха фильма «Берегись автомобиля» (1966) режиссеру Эльдару Рязанову и его соавтору Эмилю Брагинскому никак нельзя было опускать творческую планку. Они решили пойти проторенным путем, создать повесть про в чем-то слабого, забавного, но симпатичного порядочного человека, решившегося на авантюру. Ведь в прошлой ленте сработала именно такая сценарная схема. Знакомые рассказали Брагинскому реальную историю о том, как хранитель кассы взаимопомощи покупал на нее лотерейные билеты. Эльдар и Эмиль принялись за работу. Обычно они приходили друг к другу по очереди. День писали дома у режиссера, где супруга готовила обед. Следующий день проводили у сценариста. Такой подход оговорили заранее. Существовала еще одна традиция: кто первый занял диван, тот просто наговаривает свой вариант текста, второй за столом вносит свои правки и печатает. Когда произведение было готово, его опубликовали в журнале «Наш современник» под названием «Кривая счастья». Эта инициатива тоже не случайность. Во-первых, таким образом за одно произведение можно получить два гонорара: сперва за литературную версию в редакции журнала, потом за сценарий на киностудии. Во-вторых, опубликованное в советской печати произведение вызывало меньше споров на худсовете киностудии. Ведь оно уже де-факто прошло цензуру. И действительно сценарий приняли легко. В протоколах заседаний сохранилась реплика писателя Юрия Нагибина: «Сценарий отличный, если его не зарежут гнездниковские мудрецы». Он имел в виду работников Госкино СССР, работавших в Гнездниковском переулке, 7, в Москве.
Снялись другие
Изначально роль Орешникова писалась для Иннокентия Смоктуновского, а Алевтины — для Алисы Фрейндлих. Но у актера обострилось давнее офтальмологическое заболевание, а Алиса Бруновна в период съемок ждала ребенка. Стали искать других. На роль Орешникова пробы прошли Александр Ширвиндт, Андрей Миронов, Сергей Шакуров. Потом Рязанов понял, что внешность героя не должна быть столь импозантной. Вспомнили про Евгения Леонова. После «Полосатого рейса» (1961) актер прослыл комиком, но режиссер успел посмотреть «Донскую повесть» (1964), где тот сыграл глубокую драматическую роль, и утвердил его.
Валентина Талызина
Валентина Талызина к моменту работы над лентой уже 10 лет играла на сцене театра имени Моссовета. В кино воплощала образы самоотверженных комсомолок. Интуиция подсказала Рязанову, что актриса способна на большее, он предложил ей подумать над образом Алевтины, что стало переломным моментом в ее биографии. После премьеры за ней закрепилось амплуа внешне неярких женщин с богатым внутренним миром, сложной судьбой и сильным характером.
Фильм изменил жизнь и Георгия Буркова, проработавшего 10 лет без актерского образования в провинциальных театрах. Петя-ретушер — первая его крупная работа в большом кино.
Евгений Евстигнеев
Евгения Евстигнеева долго не утверждало начальство. Всё же директор автобазы — советский чиновник. А после «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), где актер иронично сыграл руководителя пионерского лагеря, к Евстигнееву относились с опаской. Рязанов тянул время, а потом сказал: «События происходят зимой, а снег скоро уйдет. Времени нет на новые кинопробы, надо снимать».
В работе над лентой приняли участие два наших соотечественника. Супруга Лидии Сергеевны сыграл Готлиб Ронинсон, чьи семейные корни в Витебской области. Оттуда же Зиновий Гердт, метафорично рассказывающий историю героев ленты за кадром.
На троих
Съемки проходили в январе и феврале 1968-го в Москве. В тот год стояли сильные морозы. Термометр показывал –28 °С. Во время сцен на улице актеры грелись в подъездах подручными средствами. Особенно отличилась троица Бурков — Евстигнеев — Талызина. В какой-то момент Рязанов устроил скандал. Сказал, что после вчерашней съемочной смены не смог отобрать ни одного дубля, где Евстигнеев был бы трезвым. Кричал, что ленту приходится строить на пьяных сценах. Откровенно говоря, этого незаметно. В одном из интервью Талызина призналась, что трепетала перед Евстигнеевым, ведь он уже был признанной театральной звездой в Москве. Заметив ее робость, Евгений Александрович предложил «раздавить» с ним после смены четвертинку. После этого актеры стали друзьями. В этом же интервью артистка рассказала о ситуации, когда у нее не получалось сыграть сложную эмоциональную сцену: Калачев делает ее персонажу предложение, а она должна порадоваться и смутиться одновременно. Но что-то не получалось. Звук в кино на площадке в те годы писали черновой, потом всё переозвучивали. Когда начался очередной дубль, Рязанов в нужный момент вдруг произнес: «Какая у Талызиной аппетитная попка!» Сыграть смущение и радость тут же удалось.
Для рабочих окраин
После того как черновую версию фильма посмотрел худсовет, на Рязанова обрушился шквал критики коллег. Одним из противников картины стал Леонид Гайдай. Он ругал актерскую работу Леонова и альянс Орешникова с невестой, которую сыграла Валентина Теличкина. Правда, вскоре режиссер извинился, но весьма своеобразно. В фильме «Бриллиантовая рука» герой Папанова, сидя в «Волге», произносит текст: «Если человек идиот, это надолго». Машина отъезжает, и в кадре на столбе виден плакат «Зигзага удачи».
Руководству советских профсоюзов не понравился подход авторов к вопросу о кассе взаимопомощи. Они сочли это издевательством над их организацией. В Госкино посыпались явно инспирированные возмущенные письма членов профкомов со всей страны. Ленте присвоили третью категорию. Это означало низкие постановочные гонорары, малое число копий, прокат только в кинотеатрах на окраинах городов. Рязанов писал, что не понимает самого принципа: если фильм признан идеологически не выдержанным, выходит, идеологически стойкие граждане живут только на окраинах? На деле отсутствие показов в центральных кинотеатрах означало отсутствие плакатов с рекламой картины в центре Москвы. Только через два года изменили категорию, и лента побывала в широком прокате. Рязанов же остался недоволен своим творением. Может, сказались не самые лучшие воспоминания о съемках зимой? Даже в собственных мемуарах он почти не упоминает фильм, будто и не было в его судьбе никакого «Зигзага удачи». По мнению же зрителей, он был. И остается в телеэфире.
Зигзаг удачи
Самая важная профессия на земле — фотограф. Потому что люди умирают, а их фотографии остаются. У родственников.
Если бы фотография была изобретена в доисторический период, человечеству было бы легче жить. По крайней мере, человечество бы не терзалось мыслью, откуда оно произошло.
Отсутствие фотодокументов подрывает веру в историю как в науку.
Но если художники далеко ушли от фотографов, то фотографы вплотную приблизились к художникам.
Был конец декабря, когда положено было рапортовать, а рапортовать было не о чем.
Доброе имя нашей фотографии находится под угрозой.
Чем хуже положение, тем сплоченнее коллектив.
Коллектив монолитно молчал.
Алевтина Васильевна была женщина незамужняя и поэтому энергичная.
Снимитесь, Лидия Сергеевна. Будет хоть одна фотография, на которую приятно смотреть.
Коллектив не раздирали противоречия, а наоборот, подпирала дружба.
Поскольку я обречен, люди, гоните деньги! Куда же вы, люди?
…А доцелуетесь вы завтра.
Ты меня бросишь, ты меня бросишь! Я, между прочим, студень сварил.
Я уже немолодой, малопривлекательный. Вот, живот растет, а на голове все наоборот.
Лучше умереть старой девой, чем жить с человеком, который тебя унижает.
Уж кому-кому, а художнику доверять нельзя.
Я знаю, что ты человек бедный, и поэтому всегда возвращаешь долги.
Все большие художники оставляли потомкам портреты своих любимых.
— А что он натворил?
— Такое, что вам и не снилось.
Если б я был вашим мужем, я бы никогда не скандалил.
— Прошу, не играйте с огнем.
— А я не боюсь обжечься.
Конечно, не в деньгах счастье, но без денег плохо.
А зачем нам вообще шуба? Ты мне и так нравишься.
Я не жадный, я просто хозяйственный.
Не такая уж ты и красавица.
Каждому из них было, чем поделиться с незнакомым человеком.
Я настаиваю, я не хахаль, я сослуживец.
Она придумала такое, что может придумать только современная женщина.
Ее месть была в духе времени.
— Володя, вы рыцарь и не посмеете обидеть женщину.
— За 10 тысяч — посмею.
Красивые женщины всегда глупые. Во всяком случае, так думают все некрасивые женщины, и это служит им утешением.
В трагическую минуту ненависть переродилась в любовь. Иногда бывает наоборот.
Все сочувствовали Орешникову, жалели его, но это была бесплатная жалость.
Наступило 31 декабря, тот самый день, когда люди ждут чудес. Иногда чудеса (в порядке исключения) действительно происходят.
Доигрался ты со своей мебелью. Я полюбила другого человека.
Исключив наших товарищей, мы потеряли моральный облик.
Давно известно, что деньги портят человека. Но отсутствие денег портит его еще больше.
Лучшие цитаты из фильма «Зигзаг удачи»
А давайте на эти деньги купим автобус! Будем ездить на природу, ловить рыбу, пить вино!
А зачем вам жениться в таком возрасте? Домработница, что ли, нужна?
А на другое-то ты не годишься.
Володя, вы рыцарь и не посмеете обидеть женщину!
Вы что, с цветком будете сниматься?
Грандиозно! А если ещё сдать посуду…
Давно известно — деньги портят человека. Но отсутствие денег портит его ещё больше.
Двадцать девять тысяч за водяную крысу… это по меньшей степени бестактно.
За 10 тысяч посмею!
Иди домой, обрадуй жинку- Ты получаешь четвертинку!
Изменять я тебе не буду. Ты мне тоже — кто на тебя польстится?
Красивые женщины всегда глупы. Во всяком случае, так думают все некрасивые женщины, и это служит им утешением.
Любить я тебя буду и получку обещаю отдавать всю до копейки.
Может быть удача снова сделает зиг-заг!
На эти деньги ты можешь купить 3484 пол-литры, и у тебя ещё остаётся 92 копейки на закусь. Если ты будешь пить по литру в день, знаешь на сколько хватит? На пять лет!
Ну ладно, не язви! Цветок тебе. А зимой они знаешь какие дорогие!
Ну, ты тоже не подарок!
Опять вы, Петя, со своим вином!
Скажите, у вас есть что-нибудь приличное? Мне для жены шубу надо.
Человек вы несимпатичный…
Я — Алевтинин жених. Я, можно сказать, её люблю.
Я знаю, что ты человек бедный и поэтому всегда возвращаешь долги.
Я не жадный, я просто хозяйственный.
Я уже все подсчитал. Если пить по пять литров в день, знаешь на сколько хватит?
Я хочу выйти замуж. Если хотите знать, я только об этом и думаю…
Зигзаг удачи
Самая важная профессия на земле — фотограф. Потому что люди умирают, а их фотографии остаются. У родственников.
Если бы фотография была изобретена в доисторический период, человечеству было бы легче жить. По крайней мере, человечество бы не терзалось мыслью, откуда оно произошло.
Отсутствие фотодокументов подрывает веру в историю как в науку.
Но если художники далеко ушли от фотографов, то фотографы вплотную приблизились к художникам.
Был конец декабря, когда положено было рапортовать, а рапортовать было не о чем.
Доброе имя нашей фотографии находится под угрозой.
Чем хуже положение, тем сплоченнее коллектив.
Коллектив монолитно молчал.
Алевтина Васильевна была женщина незамужняя и поэтому энергичная.
Снимитесь, Лидия Сергеевна. Будет хоть одна фотография, на которую приятно смотреть.
Коллектив не раздирали противоречия, а наоборот, подпирала дружба.
Поскольку я обречен, люди, гоните деньги! Куда же вы, люди?
…А доцелуетесь вы завтра.
Ты меня бросишь, ты меня бросишь! Я, между прочим, студень сварил.
Я уже немолодой, малопривлекательный. Вот, живот растет, а на голове все наоборот.
Лучше умереть старой девой, чем жить с человеком, который тебя унижает.
Уж кому-кому, а художнику доверять нельзя.
Я знаю, что ты человек бедный, и поэтому всегда возвращаешь долги.
Все большие художники оставляли потомкам портреты своих любимых.
— А что он натворил?
— Такое, что вам и не снилось.
Если б я был вашим мужем, я бы никогда не скандалил.
— Прошу, не играйте с огнем.
— А я не боюсь обжечься.
Конечно, не в деньгах счастье, но без денег плохо.
А зачем нам вообще шуба? Ты мне и так нравишься.
Я не жадный, я просто хозяйственный.
Не такая уж ты и красавица.
Каждому из них было, чем поделиться с незнакомым человеком.
Я настаиваю, я не хахаль, я сослуживец.
Она придумала такое, что может придумать только современная женщина.
Ее месть была в духе времени.
— Володя, вы рыцарь и не посмеете обидеть женщину.
— За 10 тысяч — посмею.
Красивые женщины всегда глупые. Во всяком случае, так думают все некрасивые женщины, и это служит им утешением.
В трагическую минуту ненависть переродилась в любовь. Иногда бывает наоборот.
Все сочувствовали Орешникову, жалели его, но это была бесплатная жалость.
Наступило 31 декабря, тот самый день, когда люди ждут чудес. Иногда чудеса (в порядке исключения) действительно происходят.
Доигрался ты со своей мебелью. Я полюбила другого человека.
Исключив наших товарищей, мы потеряли моральный облик.
Давно известно, что деньги портят человека. Но отсутствие денег портит его еще больше.