да сделать договоры страхования
Правила заключения договора страхования имущества
Договор страхования имущества — это соглашение, по которому одна сторона за плату принимает на себя обязательства возместить ущерб другой стороне или выгодоприобретателю при наступлении определенного в документе случая.
Если нужна страховка вещей, недвижимости, обстановки квартиры, заключается договор страхования имущества в письменном виде. Чтобы закон признал его действительным, необходимо включить указанные в законе условия. А чтобы страхование было выгодным, правильно оцените условия договора.
Виды договоров страхования
Классификация обычно производится по следующим основаниям:
Из этого перечня видно, что понимается под договором имущественного страхования, — это страховка имущества на случай его утраты или повреждения.
В каких случаях составляется договор страхования имущества
Гражданский кодекс РФ предусматривает добровольность страховки как общее правило, то есть заключение договора имущественного страхования осуществляется по решению сторон. В некоторых правоотношениях заключение такого соглашения является условием подписания основного контракта, например, при получении кредита, ипотеки.
Существенные условия
В соответствии со ст. 942 ГК РФ, стороны должны при оформлении страховки согласовать следующие условия, в противном случае соглашение не будет считаться заключенным по ст. 432 ГК РФ:
Таким образом, при заключении договора страхования имущества страховая сумма —это лимит полагающегося страхователю возмещения.
Иные важные условия
Остальные важные условия: права и обязанности сторон, ответственность при нарушении обязательств, порядок уплаты премии и выплаты возмещения, расторжения соглашения. Чаще всего страховые компании (СК) эти условия объединяют в унифицированных правилах, а подтверждением заключения контракта является полис или свидетельство, где указывается, что страховщику выданы правила (это отдельная книжка или брошюра) и он с ними согласен.
Таким образом, формировать перечисленные выше условия у страхователя возможности нет, он либо соглашается на условия, изложенные в правилах, принятых решением руководства страховой компании, либо нет. Ознакомиться с этим документом необходимо, чтобы оценить принятые на себя обязательства, права и обязанности страховой компании, и особенно порядок подтверждения наступления страхового события и обращения за выплатой к страховщику (сроки, документы, необходимость фиксации события в правоохранительных или иных уполномоченных государственных органах).
Порядок заключения, выдача полиса
Страхователь подает заявление, документы о праве собственности на имущество (или иные, принятые в СК) и подписывает контракт. В ст. 940 ГК РФ предусмотрена возможность оформления одного документа — полиса (свидетельства).
В офисе компании-страховщика при заключении договора страхования имущества страховщик может просто выдать полис и унифицированные, принятые в СК, правила. Устно заключить такое соглашение нельзя, это отдельно указано в ч. 1 ст. 940 ГК РФ. В полисе необходимо указать существенные условия, обратить внимание на правильность оформления следующих граф:
Срок действия
Необходимо обратить внимание, что в соответствии со ст. 957 ГК РФ, контракт начинает действовать в момент уплаты премии (ее части). В соглашении стороны вправе договориться об ином.
Причины для расторжения или признания недействительным
В соответствии со ст. 958 ГК РФ, досрочно прекращается контракт в случае гибели вещи. Также страхователь вправе отказаться от него в любое время, но без права на возврат уплаченной премии, если не указано иное в соглашении.
Онлайн-договоры в страховании. Что об этом надо знать
В России медленно, но последовательно распространяется практика заключения онлайн-договоров. В этом процессе своими масштабами выделяется отрасль страхования. Происходит это не случайно – в отраслевом страховом законодательстве четко обозначена возможность заключения договоров страхования онлайн с физическими лицами, и описан порядок их заключения.
Правовые основы онлайн-страхования
Основные положения обмена информацией в электронной форме между страхователем и страховщиком отмечены в статье 6.1 Закона РФ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Выделим следующие моменты:
При этом для заключения договора страхования может использоваться оферта страховщика (подписанная квалифицированной электронной подписью), чем многие страховщики пользуются.
Оферта страховщика считается акцептованной страхователем при наступлении двух событий: выполнение страхователем действий на сайте страховщика, необходимых для оформления страхового полиса и уплата страховой премии страхователем.
Необходимо также учитывать, что заключение договора страхования с физическим лицом подразумевает предоставление персональных данных. Соответственно данные, передаваемые страхователем должны быть защищены с учетом требований 152-ФЗ «О персональных данных». К сожалению, это является слабым местом большинства онлайн-сервисов, но это тема отдельной статьи.
Практика онлайн-страхования
На данный момент наиболее распространены 2 сценария онлайн-покупки и использования страхового продукта:
Большинство крупных страховщиков используют сервисы онлайн-страхования для продажи некоторых своих продуктов. Так наиболее распространены онлайн-продажи страховок для выезда за рубеж.
Для того чтобы приобрести полис, необходимо последовательно выполнить следующие действия:
При этом необязательно распечатывать копию полиса – в ряде стран, при наступлении страхового случая, достаточно назвать номер своего полиса и личные данные, при обращении в ассистанс (компания, обслуживающая страховку).
Часть страховых продуктов должна сопровождаться получением страхователем бумажных страховых полисов (полис установленного образца.) и/или осмотром объекта страхования (каким было ОСАГО до 01.07.2015). В этом случае, неизбежна встреча страхователя и представителя страховщика. Даже такой вариант (с очной встречей со страховщиком) может быть выгоден страхователю с точки зрения экономии времени на подачу заявки (сервисы доступны круглые сутки, без выходных и очередей), выгода страховщика заключается в сокращении расходов на прием заявки, ввод данных в свою информационную систему.
До того как началось затягивание гаек в ОСАГО, страховщики активно предлагали возможность оформить заказ онлайн на соответствующий полис. Теперь же, когда можно не просто подать заявку, а оформить полис ОСАГО онлайн, этот вид страхования практически исчез с просторов сети Интернет, потому что данный страховой продукт перестал быть интересным страховщикам. Сегодня продлить ОСАГО онлайн можно всего в трех крупных страховых компаниях. Да и автовладельцам пока все-равно необходимо будет иметь при себе распечатку электронного полиса.
Зарубежный опыт онлайн-страхования
На западе широко распространены сервисы онлайн-страхования, в которых представлены продукты сразу нескольких страхователей. Помимо того, что такие сервисы являются площадкой для продажи страховых продуктов, в них же реализован весь цикл технологии онлайн-страхования, с обменом информацией и подписанием электронных документов.
Российское законодательство такую схему взаимодействия страхователя, страховщика и посредника в онлайн страховании запрещает (п.5 Статьи 6.1. Закона РФ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»: «Деятельность страховых агентов и страховых брокеров по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования в виде электронных документов в соответствии с настоящей статьей, не допускается»). Возможно, одной из причин такого запрета является отсутствие нормативных требований к страховым брокерам и сложность контроля со стороны регулятора. Не имея собственных активов, посредникам нечем отвечать по рискам перед страхователями. А на ваш взгляд, почему в России запрещено посредничество в онлайн-страховании?
Заключение
Онлайн-страхование – типичный пример инициативы снизу, когда соответствующие изменения законодательства опираются на уже применяющиеся приемы и технические решения участников рынка. Первые шаги в направлении онлайн страхования страховщики начали делать более десяти лет назад. Сначала это были онлайн-калькуляторы, затем сохранение интернет-страницы с результатами расчета страховой премии, личные кабинеты страхователя, и наконец страхование выезжающих за рубеж.
Законодательство подстроилось под рынок. Теперь некоторые страховщики продают свои технические решения, по организации онлайн страхования, своим менее расторопным коллегам. Поэтому осваивайте новые технологии, а не ждите, когда примут новые законы, которые разрешат то, что не запрещено.
Ковид, да не тот вид: как правильно страховать риски заражения COVID-19
Застраховались от риска заражения коронавирусной инфекцией уже почти 500 тыс. россиян. Однако наличие полиса не гарантия получения выплаты по нему. Как застраховаться правильно?
По информации Банка России, сейчас на рынке полисы страхования от риска получить заболевание, вызванное коронавирусной инфекцией, предлагают 17 страховых компаний. У них в портфеле — свыше 300 тыс. договоров, страхующих более 496 тыс. человек. С марта нынешнего года, когда появились первые такие полисы, страховщики заработали на их продаже суммарно 1,6 млрд рублей, а выплатили своим клиентам немногим более 109 млн рублей. «Было подано 2 690 заявлений на выплату страховой премии, — сообщил заместитель руководителя службы по защите прав потребителей и повышению доступности финансовых услуг Банка России Иван Козлов на конференции «Эксперт РА» «Страхование жизни: трансформация рынка». — В ряде случаев коронавирусная инфекция не подтвердилась или не хватало документов для подтверждения страхового случая, и людям отказывали в страховой выплате».
Вирус нон-стоп
Пользователь портала Банки.ру Сергей Анисимов полис «Стоп.Вирус» у компании «Зетта Страхование» приобрел в числе первых, еще в конце апреля, причем сразу на свою семью. «В октябре супруга перенесла заболевание с подтверждением ПЦР наличия вируса и 6 ноября предоставила материалы в страховую компанию, — написал он в «Народном рейтинге». — В выписке указан диагноз U07.1 Новая коронавирусная инфекция (подтвержденная). Сегодня получили положительный результат ПЦР сына, при обращении в страховую компанию о наступлении страхового случая, узнал, что в выплате супруге отказали. Причину можно будет узнать из письма, направленного обычной (!) почтой. Так понимаю, что и на сына страховую выплату получить тоже не удастся». (Здесь и далее сохранена пунктуация и орфография авторов отзывов.)
Конечно, ответ Сергея не устроил, и он намерен обратиться в Банк России, прокуратуру и суд. «При покупке полиса на сайте СК говорилось (и по телефону мне подтвердили), что это страховка от заболевания коронавирусной инфекцией COVID-19. Но по факту, мне продали полис страхования от атипичной пневмонии? То есть, умышленно ввели в заблуждение, что диагноз «Заболевание коронавирусной инфекцией» является страховым случаем», — негодует он.
Какой ты, страховой случай?
Коронавирусы — это, действительно, не диагноз, а обобщенное название семейства вирусов, в которое входят несколько штаммов (разновидностей), включая COVID-19. Все эти вирусы являются возбудителями различных болезней, например ОРДС (острый респираторный дистресс-синдром) или пневмонии (ОДН — острая дыхательная недостаточность). Страховым событием признается заболевание, подтвержденное справкой / выпиской из медучреждения или медицинской карты. Диагноз должен относиться к группе X «Болезни органов дыхания» по Международной классификации болезней МКБ-10, а коронавирус — причина заболевания, подтвержденная результатами лабораторных исследований. То есть, если бы у супруги Сергея диагностировали атипичную пневмонию, вызванную коронавирусом, причем ставшую причиной госпитализации, это было бы признано страховым случаем.
«Но практика показывает, что часто полисы страхования от коронавируса являются невыплатными, — говорит вице-президент СК «МетЛайф» Дмитрий Малых. — Правила страхования дают возможность отказать заболевшему страхователю в выплате возмещения или задержать эту выплату при наличии форс-мажорных обстоятельств, к которым в том числе относятся эпидемия или пандемия». Отчасти подтверждает это мнение и статистика ЦБ: в среднем доля отказов в выплате страховой премии по полисам от COVID-19 составляет 13%, но по отдельным компаниям она достигает 30%.
И все-таки они платят
Спор, нужны ли полисы от COVID-19, зародился вместе с ними. Часть страховщиков, как и «МетЛайф», отказалась от идеи введения специального продукта, поскольку действующие стандартные программы страхования жизни и здоровья (и для индивидуальных, и для корпоративных клиентов) и так включают в себя покрытие на случай нетрудоспособности, госпитализации и смерти от COVID-19. Страховщики, которые еще весной запустили полисы от риска заразиться коронавирусом, уверяют, что они оказались полезны и востребованы, а выплаты по ним проще произвести, чем марать свою репутацию: средняя стоимость полиса на рынке, по данным ЦБ, составляет 3,2 тыс. рублей, а выплата — 48,6 тыс. рублей. Просто страхователям нужно внимательно читать договор перед его подписанием, чтобы четко знать, что является страховым случаем.
В компании «Росгосстрах Жизнь», например, с апреля по октябрь выплатили клиентам 3,7 млн рублей по страховым случаям, связанным с коронавирусом. Две самые крупные выплаты — в размере 20 тыс. долларов и 1,7 млн рублей — по договорам ИСЖ и коллективного страхования. Всего обращений за это время было десять, из них шесть — по причине смерти, еще три — по поводу временной утраты трудоспособности. По одному из договоров детского НСЖ «Росгосстрах Жизнь» будет ежегодно платить взносы в 81 тыс. рублей до совершеннолетия ребенка, поскольку его бабушка, которая заключила договор НСЖ в пользу внука, не сможет больше их платить.
«Ингосстрах-Жизнь», по информации на октябрь, выплатила клиентам в связи с коронавирусом 16 млн рублей, «АльфаСтрахование» на конец сентября — 44 млн рублей, «Капитал Лайф Страхование Жизни» с начала пандемии выплатила клиентам по различным программам страхования жизни по рискам, связанным с коронавирусом, более 15 млн рублей.
«К сожалению, COVID-19 не прошел мимо моей семьи — заболел мой муж, сначала лечили дома, но после КТ обнаружили поражение легких 35—45% и на скорой его доставили в больницу, где пробыл 2 недели, — написала в «Народном рейтинге» жительница Нижнего Новгорода Елена. — Сейчас хочу сказать огромное спасибо компании «МетЛайф» за такую немыслимую скорость при выплате: выписали мужа 5 ноября, документы в страховую компанию подали в полдень 10 ноября, а уже 13 числа деньги были на счету. Если честно я такой скорости не ожидала. Но сейчас это очень было важно и необходимо, много денег было потрачено на лекарства, тесты и КТ, которые были сделаны до госпитализации в больницу».
Застраховаться от последствий вакцинации
«Спрос на полисы от COVID-19 волнообразный, — рассказывает директор по андеррайтингу личных видов страхования страховой компании «Согласие» Олеся Сабанова. — Самым активным периодом продаж был апрель — тогда мы заключили около трети действующих договоров. В мае и июне наблюдалось снижение спроса, а затем, в июле, последовал небольшой рост. С сентября продажи снова начали расти: по сравнению с августом число заключенных договоров увеличилось на 21%, в октябре в сравнении с сентябрем — на 7%». Директор департамента страхования имущества физлиц СК «АльфаСтрахование» Денис Титов считает, что спрос коррелирует с публикуемыми данными по заболеваемости. Поскольку жить с коронавирусом человечеству придется какое-то время, страховщики совершенствуют свои продукты. Возможно, новые виды полисов окажутся более понятными потребителям.
Например, «Ингосстрах-Жизнь», которая выпустила на рынок продукт «СтопКоронавирус» в середине апреля, осенью значительно расширила перечень страховых рисков. «Наблюдая за тенденциями распространения эпидемии и анализируя клиентский спрос, мы приняли решение расширить страховое покрытие, — говорит генеральный директор компании Владимир Черников. — Текущая модификация продукта позволяет обеспечить клиентов или близких финансовой защитой в случае впервые выявленной коронавирусной инфекции (U07.1, «вирус идентифицирован»), вызванной инфицированием штаммом коронавируса SARS-CoV-2 (2019-nCoV), диагностированным на основании лабораторных тестов на наличие SARS-CoV-2 методом ПЦР и/или другим методом лабораторной диагностики».
«Росгосстрах Жизнь» запустила продукт для реабилитации после COVID-19 «Восстанови здоровье». «На рынке уже на слуху полисы, гарантирующие денежную выплату при диагностировании коронавируса. Однако продукта, направленного именно на реабилитацию, ни у кого из конкурентов нет, — отмечает член правления компании «Росгосстрах» Елена Белоусенко. — Идея его появилась неслучайно — опции по реабилитации уже включены в существующие продукты компании как бонус к страхованию имущества и онкострахованию, они интересны клиентам и пользуются спросом». Новый коробочный продукт позволяет пройти реабилитацию после перенесенного COVID-19, инсульта или травмы головы в лучших российских медцентрах. Сначала человеку назначается консультация врача, который оценит состояние здоровья и определит, какие восстановительные медицинские процедуры нужны пациенту и в каких условиях они могут быть оказаны — в стационаре или амбулаторно. Если данных для оценки будет недостаточно, клиенту проведут обследование — тоже в рамках программы покрытия полиса. В особо сложных случаях может быть даже собран врачебный консилиум с привлечением специалистов из федеральных медицинских центров.
«Капитал Лайф Страхование Жизни», помимо полисов «Стоп.Коронавирус» и включения риска заболевания в комплексные накопительные программы страхования жизни, предлагает страховую защиту от осложнений после любой вакцинации, в том числе и от коронавируса, — полис «Здоровая прививка».
Виды договоров страхования
Главным юридическим документом, который подтверждает возникновение взаимных прав и обязанностей участвующих сторон, является договор. Он заключается в письменной форме в двух и более экземплярах. Должен быть подписан обеими сторонами. На основании контракта клиентам выписывается страховой полис.
Существуют следующие виды страховых договоров:
Предмет договора
Согласно заключенному договору страхователь (клиент) обязуется вносить установленную плату (взносы) за услуги, а страховая организация принимает на себя обязательство произвести выплату (компенсацию) указанному лицу в случае наступления оговоренных в документе событий.
Все указанные договоры относятся к видам рисковых. При этом риск совершенно не зависит от воли застрахованного лица. Он влечет за собой высокую вероятность получения ущерба и называется таким термином, как страховой случай. По законодательству страховщик должен компенсировать пострадавшей стороне расходы в рамках оговоренной суммы возмещения.
Оказывать услуги страхования могут организации различной правовой формы: государственные и частные, а также компании, созданные с участием иностранного капитала. В качестве клиентов могут выступать как частные, так и юрлица.
Имущественное страхование
Оно является особой системой добровольных договорных взаимоотношений между двумя сторонами, такими как страхователь и страховщик, согласно которым последний оказывает услуги по защите интересов владельца. Страхование по признаку имущественного интереса имеет цель компенсировать ущерб и/или убытки, которые наступили в результате описанного в договоре страхового случая.
Может быть предусмотрена защита от таких видов рисков, как:
В договоре подробно описываются все конкретные виды рисков.
Страхование по признаку имущественного интереса может предусматривать такие виды компенсаций как:
При этом денежные выплаты клиентам не могут превышать суммы размера нанесенного ущерба. Исключение составляют случаи, когда в договоре указана выплата компенсаций в строго фиксированной сумме.
Личное страхование
Это род защиты имущественных интересов физлиц вследствие полной или частичной потери здоровья, а также при возникновении угрозы жизни человека.
Виды личного страхования:
1) страхование жизни и/или здоровья;
2) добровольное медицинское страхование;
3) страхование от несчастных случаев и/или болезней.
Личное страхование может быть обязательным или добровольным. Первое гарантируется государством, второе – заключается гражданами самостоятельно в целях получения более качественных услуг и для получения денежной компенсации в непредвиденных жизненных обстоятельствах.
Потребность в том или ином виде защиты обусловлена различными ситуациями и вероятностью наступления негативных закономерностей. Страхование – это возможность сделать жизнь более комфортной и безопасной.
Ключевые условия договора страхования
Договор страхования — это соглашение, по которому одна сторона обязана в случае наступления установленного события выплатить второй стороне денежные средства в пределах страховой суммы за страховую премию. То есть это гарантия возмещения убытков на случай форс-мажора.
Услуги страхования очень широко рекламируются и иногда даже навязываются потребителям, и такая агрессивная стратегия нередко заставляет их отказываться от предложений, даже не разобравшись, что такое договор страхования, и какую пользу из него удастся извлечь. При заключении такого контракта следует обратить внимание на условия, без согласования которых сделка не признается заключенной.
Соглашения отличаются по объекту страхования:
Также соглашения различаются по правовому статусу: договор обязательного страхования заключается по норме закона, добровольного — строго по инициативе страховщика.
Что он включает в себя
Такой контракт заключается только в письменной форме. Достаточно часто на практике используется следующая схема: условия договора страхования определяются в единых правилах, утвержденных страховщиком, их объединением или государством, а в подтверждение подписания контракта выдается полис. Дело в том, что условия этой сделки обычно достаточно пространные, в полисе есть на них ссылка, а сами они изложены отдельно — в правилах. Такая форма заключения договора страхования соответствует нормам ГК РФ — ст. 943.
Требования к оформлению
По ст. 940 ГК РФ, соглашение заключается только письменно, несоблюдение этого правила влечет его недействительность. Допускается использование унифицированных правил и составление одного документа, в том числе электронного. Это удобно еще и потому, что соглашение очень распространено на практике, не всегда руководитель сможет подписать контракт с каждым страхователем собственноручно. Используются полисы, уже завизированные, и правила. Возникает вопрос, как происходит заключение договора страхования в таком случае? При участии страховых агентов.
Обязательные условия
Существенные условия перечислены в ст. 942 ГК РФ:
Обязательные
Все вышеперечисленные условия являются обязательными, без них сделку не признают заключенной. Дополнительные условия определяются сторонами на основании своих интересов. Например, страховщики достаточно детально определяют действия при наступлении события и варианты отказа. Впрочем, некоторые из этих правил признаются судом при разрешении спора в судебном порядке незаконными. В любом случае необходимо изучать все правила.
Дополнительные
Их отсутствие на законность сделки уже не повлияет, но может иметь большое значение на практике. Часто включают права и обязанности сторон, особенно по информированию (например, о состоянии здоровья), о порядке действий при подаче заявления и осуществлении выплаты (сроки, порядок расчета возмещения, условия взаимодействия и т. д.). Также страхователь при заключении договора страхования уплачивает страховщику определенную сумму, это страховая премия. Хотя она не относится, в соответствии с ГК РФ, к существенным условиям, но ее неуплата приводит к отказу в выплате, так как это обязательное встречное обязательство, делающее контракт возмездным и выгодным для страховщика.
Срок действия
Законом не установлены требования, по которым регулируется срок договора страхования, его определяют стороны. Традиционно срок исчисляется в месяцах или годах. Последний вариант используется наиболее часто. Но не запрещено подписание контракта и на меньший или больший период.
По нормам ГК РФ, полис действует только определенное время, он не может быть бессрочным.
Срок в этой отрасли права характеризуется периодом, в течение которого действует защита по полису. По истечении установленного периода времени, даже если наступил страховой случай, выгодоприобретатель не вправе рассчитывать на получение материального возмещения вреда. Обязательства страховщика прекращаются, если полис просрочен, то есть страховая компания может и не уплатить по нему никакую сумму, это не является нарушением контракта.
Срок начала действия соглашения бывает реальным или консенсуальным. Реальный — это когда контракт и полис начинают действовать с момента уплаты страхователем премии страховой компании (либо установлен иной факт, определяющий начало сделки).
Консенсуальный подразумевает, что соглашение начинает действовать сразу после подписания соглашения, без фактической оплаты страховой премии. Другие название такого вида срока — доверительный. Срок относится к существенным условиям и оговаривается в обязательном порядке, в таком виде, чтобы это было очевидно сторонам.