даракчи узбекистан справки о пенсии
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ГРАМОТНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ПЕНСИИ ПО ВОЗРАСТУ
На пенсии жизнь только начинается: появляется уйма свободного времени, которое можно посвятить себе, родным и близким. Кто-то решает проводить его с внуками, кто-то целиком уходит в свое хобби.
Конечно, есть люди, не представляющие существования без работы, коллектива, и выход пенсию не является для них долгожданным событием. Но прежде чем уйти на заслуженный отдых, необходимо собрать целый пакет документов, чтобы вовремя и в правильном исчислении получать пенсию. По многочисленным просьбам читателей мы затронем в нашей статье основные вопросы грамотного оформления пенсии по возрасту. А разобраться в этом нам поможет начальник отдела совершенствования методологии назначения пенсии исполнительного аппарата внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов РУз Зафар ХУЖАЕВ.
С ЧЕГО НАЧАТЬ?
— Зафар Хайдарович, с какого времени работающему человеку нужно начинать готовить документы для выхода на пенсию?
— Согласно п. 5 и 6 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Кабинета Министров РУз от 08.09.2011 г. за № 252, администрация организации в декабре каждого года на основании личных карточек и трудовых книжек составляет список работников, приобретающих право на пенсию в следующем году, как на общих, так и на льготных условиях. В списке должны быть указаны:
В отношении работников, включенных в указанный список, администрация организации осуществляет предварительную подготовку документов (со стороны своего учреждения), необходимых для назначения пенсий.
В случае если лицо, имеющее право на пенсию, не является работающим, то заявление о назначении пенсии представляется им непосредственно в отдел Пенсионного фонда по месту его жительства.
— Когда необходимо подать заявление?
С этого момента у заявителя есть три месяца, чтобы собрать все необходимые документы. Только при таком условии пенсия будет начисляться с момента подачи заявления. Если же документы представят позже, то начисление будет вестись с момента окончательного их приема.
НЕМНОГО О ДЕКРЕТЕ
— Сколько лет декретного отпуска учитывается при выходе женщины на пенсию и принимается ли во внимание общее количество детей?
ВОЙДЕТ ЛИ В СТАЖ ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ?
Учитывая, что профтехучилище, техникум, колледж и лицей не являются высшими учебными заведениями, периоды обучения в них не будут засчитаны в стаж работы при исчислении размера пенсии
ЕСЛИ В ТРУДОВОЙ НЕТ ЗАПИСЕЙ
— Как произведут начисление, если в трудовой книжке имеются исправления, которые нет возможности подтвердить?
— При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в ней нет необходимых записей или содержатся неправильные и неточные записи о периодах трудовой деятельности, в подтверждение стажа работы (кроме стажа работы занятого лица) принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, трудовые договоры (контракты), архивные справки и другие документы, содержащие сведения о периодах трудовой деятельности.
При этом в справке должны указываться сведения о приеме на работу, перемещениях по работе (должности) и прекращении трудового договора с указанием оснований. Справка подписывается руководителем организации или архива, а также работником, ее подготовившим, и заверяется печатью организации или архива, выдавших справку.
— А если и этих документов нет?
— Согласно п. 74 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий при отсутствии документов об имеющемся стаже работы и невозможности получения их в связи с авариями и другими чрезвычайными ситуациями локального масштаба (пожар, затопление), полной ликвидацией организации либо отсутствием архивных данных по иным причинам, чем те, которые предусмотрены в п. 58 настоящего Положения, стаж работы устанавливается в судебном порядке.
При этом в соответствии с п. 57 данного Положения в целях установления обоснованности и достоверности представленных документов о стаже работы отдел Пенсионного фонда:
КАКИЕ СПРАВКИ ПРИМУТ?
— Правда ли, что Пенсионный фонд принимает только свежие архивные справки?
— Согласно ч. 7 ст. 43 Закона РУз «О государственном пенсионном обеспечении граждан» отделы внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов РУз имеют право требовать соответствующие документы от предприятий, организаций и отдельных лиц, а в необходимых случаях проверять обоснованность их выдачи.
Исходя из изложенного, следует, что независимо от давности архивных справок о заработной плате или стаже работы они должны:
ПО КАКОЙ СХЕМЕ БУДЕТ РАССЧИТАНА ПЕНСИЯ?
(Примечание: в этом пункте мы решили указать расчеты для всех видов пенсий, установленных в Узбекистане. А именно: пенсии по возрасту, по инвалидности и потере кормильца).
— Согласно ст. 25 Закона РУз «О государственном пенсионном обеспечении граждан» размер пенсии зависит от продолжительности стажа работы и складывается из базового размера пенсии, повышения пенсии за стаж работы и надбавок к пенсии.
Ст. 26 настоящего закона установлены следующие базовые размеры пенсий:
Согласно ст. 27 данного закона за каждый полный год стажа работы сверх требуемого для назначения пенсии базовые размеры пенсий повышаются:
Повышение пенсий по случаю потери кормильца, назначаемых на детей, потерявших обоих родителей (круглых сирот), производится из общей суммы заработка обоих родителей в пределах восьмикратного размера МЗП.
Среднемесячный заработок для исчисления пенсии определяется путем деления общей суммы пересчитанного заработка за 60 календарных месяцев работы подряд на 60.
Для расчета пенсии принимается среднемесячный заработок в сумме не свыше восьмикратного размера МЗП. В тех случаях, когда среднемесячный заработок для исчисления пенсий ниже размера МЗП или сведения о заработке полностью отсутствуют, пенсия исчисляется исходя из МЗП.
Важно!
Нужно знать, что в заработок для исчисления пенсии включаются не все виды доходов в виде оплаты труда, а только те, на которые в соответствии с законодательством начисляются страховые взносы.
Заработок для исчисления пенсии берется за любые пять лет подряд (по выбору обратившегося) в течение последних 10 лет трудовой деятельности независимо от имеющихся перерывов в работе.
ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ПЕНСИИ
К заявлению лица, обратившегося за назначением пенсии по возрасту, должны быть приложены:
* основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. Вместе с ней заявитель должен представить все документы, выданные с места работы, службы, учебы или осуществления иной деятельности (отмеченной в трудовой) для установления стажа работы. Документы также могут быть получены из архивных учреждений.
Кроме того, в необходимых случаях представляются**:
а) справка, подтверждающая военную службу, пребывание в партизанских отрядах и соединениях, службу в органах государственной безопасности и органах внутренних дел, выданная соответствующим учреждением;
б) справка, подтверждающая службу в военизированной охране, органах специальной связи и горноспасательных частях независимо от ведомственной подчиненности, выданная соответствующим органом;
в) справка, подтверждающая уплату страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов РУз, выданная занятому лицу отделом Пенсионного фонда, на основании сведений, предоставленных государственными налоговыми органами РУз;
д) справка, подтверждающая время ухода за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постореннем уходе, выданная органом самоуправления граждан на основании заключения лечебно-профилактического учреждения;
е) диплом или справка, подтверждающая очное обучение в высших образовательных учреждениях (в том числе в военно-образовательных учреждениях, обучение в которых приравнивается к военной службе, а также в партийных школах), аспирантуре (институте стажеров-исследователей-соискателей), докторантуре (институте старших научных сотрудников- соискателей) и клинической ординатуре, в том числе за границей;
ж) справка, подтверждающая время ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет, выданная организацией (организациями), с которой женщина находилась в трудовых отношениях в период с рождения ребенка и до достижения им возраста трех лет, с приложением копии приказов о предоставлении отпуска по уходу за ребенком и возвращении из него;
з) справка, подтверждающая период проживания жен лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;
з-1) справка, подтверждающая период проживания супругов работников дипломатических представительств и консульских учреждений РУз, а также лиц, прикомандированных Министерством иностранных дел РУз на квотные должности в международные межправительственные организации за границей, выданная Министерством иностранных дел РУз;
и) документ, удостоверяющий, что заявитель является участником войны или приравненным к нему лицом;
к) справка лечебно-профилактического учреждения о том, что заявитель является больным гипофизарным нанизмом (лилипутом) либо диспропорциональным карликом;
л) документ о перемене фамилии, имени, отчества;
н) справка, подтверждающая время ухода за ребенком-инвалидом до достижения им 8-летнего возраста, выданная органом самоуправления граждан, а также медицинское заключение, выданное ВКК, подтверждающее, что ребенок признавался ребенком-инвалидом в возрасте до 8 лет, или справка о нахождении на учете в лечебно-профилактическом учреждении по заболеванию, являющемуся основанием для установления инвалидности, выданная ВКК;
о) оправдательный приговор или определение (постановление) суда о прекращении дела или постановление прокурора (следователя) о прекращении дела, а также справка следственных органов или органов внутренних дел о периоде заключения лица под стражей в качестве меры пресечения в следственном изоляторе (тюрьме), отбывания наказания в виде ареста или лишения свободы, а также документы о реабилитации (справки судебных органов, органов прокуратуры, дознания и следствия о вынесении оправдательного приговора или постановления (определения) о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям);
п) представление районного (городского) Центра занятости и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения РУз о признании лица безработным.
** это полный список, из которого специалисты Пенсионного фонда отметят только пункты, применительные к ситуации заявителя.
Подготовила Сурия МАГДЕЕВА
(«Даракчи плюс», №4, 2016г)
Получение сведений, подтверждающих трудовую деятельность в Узбекистане
С мая 2017 года внебюджетный Пенсионный фонд Узбекистана (аналог российского Пенсионного фонда) не реагирует на письменные обращения, направляемые моим российским отделением Пенсионного фонда из Белгорода. Сотрудниками Пенсионного фонда Белгорода уже было направлено три запроса в течение этого года, но ответ не был получен ни на один из них. Запросы там просто игнорируют, что не позволяет узнать, сколько реально у меня накоплено баллов за время работы с 1996-го по 1 января 2002 г., какой общий трудовой стаж. Из-за международной бюрократии этого добиться невозможно обычным путем. Что делать?
В соответствии со ст. 11 Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенного в г. Москве 13 марта 1992 г., участником которого является Узбекистан, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств – участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств – участников Содружества без легализации.
Таким образом, Пенсионный фонд РФ должен принять имеющиеся на руках гражданина документы, подтверждающие запрашиваемую информацию. Соберите самостоятельно все подтверждающие трудовой стаж и доход документы и обратитесь в Пенсионный фонд РФ для назначения пенсии. В случае отказа обжалуйте действия фонда в судебном порядке.
Пенсионные вопросы
ВНИМАНИЕ!
Информация Пенсионного фонда Российской Федерации о реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2020 г. № 530 «Об особенностях выплаты пенсий и иных социальных выплат лицам, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации»
Согласно Постановлению № 530 будет осуществлено продление выплаты:
иных социальных выплат без документального подтверждения факта нахождения гражданина в живых, принадлежности к гражданству Российской Федерации, а также выполнения (невыполнения) гражданами оплачиваемой работы.
Постановление № 530 носит временный характер и предусматривает продление выплаты установленных пенсий и иных социальных выплат гражданам, проживающим за рубежом, у которых срок действия документов, необходимых для продолжения выплаты пенсионного обеспечения, истекает в интервале с 1 марта по 31 мая 2020 года включительно.
Выплата пенсий и иных социальных выплат указанным лицам будет произведена без представления необходимых для продления выплаты документов за период с апреля по июнь 2020 года включительно.
В отношении лиц, у которых срок действия ранее представленного документа, подтверждающего факт нахождения в живых (принадлежности к гражданству Российской Федерации, о неосуществлении трудовой деятельности), истек до марта текущего года, выплата пенсии и иных социальных выплат будет осуществляться в общем порядке в соответствии с Постановлением № 1386 (при условии подтверждения названных фактов).
Для назначения пенсионных выплат проживающим за границей необходимо обращаться непосредственно в Пенсионный Фонд Российской Федерации или его территориальные органы в регионах России.
Внимание! С 1 января 2019 года вступает в силу Федеральный закон от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», который предусматривает повышение возраста выхода на страховую пенсию по старости, а также изменение условий и порядка установления страховых пенсий, в том числе в отношении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за границей, которые будут приобретать право на страховые пенсии после вступления в силу данного федерального закона. С подробной информацией об изменении с 1 января 2019 года условий назначения пенсий, затрагивающих права лиц, проживающих за границей, можно ознакомиться здесь.
Это означает, что в случае выезда гражданина Российской Федерации на постоянное место жительства в Узбекистан, пенсионное обеспечение данного гражданина будет осуществляться пенсионными органами Узбекистана.
В случае, если гражданин Российской Федерации, приехавший в Узбекистан, имеет регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации, то поскольку он является проживающим на территории Российской Федерации, пенсионное обеспечение осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации.
Пенсия такого гражданина за рубеж не переводится, а выплачивается на территории Российской Федерации территориальным органом Пенсионного фонда (к примеру, на банковскую карту).
Обращаем Ваше внимание, что с 1 января 2015 г. действует постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 г. № 1386 «О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации», в соответствии с которым изменился порядок перевода пенсий и оформления ряда документов, представляемых в целях выплаты (перевода) пенсий.
В настоящее время в консульском отделе Посольства России в Узбекистане можно оформить следующие документы (выдаются без взимания платы):
— акт о личной явке гражданина, подтверждающий его нахождение в живых;
— справку, подтверждающая постоянное место жительства заявителя за пределами Российской Федерации;
— справку о выполнении (невыполнении) гражданином оплачиваемой работы за пределами Российской Федерации. Факт выполнения (невыполнения) гражданином оплачиваемой работы может также подтверждаться справкой с его места работы, документом, выданным налоговым органом или другим компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства.
ВНИМАНИЕ! На сайте Консульского департамента МИД России можно предварительно заполнить документы (акты о личной явке, справки о постоянном проживании за границей, справки о выполнении оплачиваемой работы), необходимые для оформления/выплаты пенсий гражданам, проживающим за пределами Российской Федерации: https://pension.kdmid.ru. Обратите внимание: заполнение форм через указанный сайт не освобождает от необходимости личной явки в консульские учреждения для оформления вышеуказанных документов. Предварительная отправка заявки через интернет НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ВАШИ ДОКУМЕНТЫ РАССМОТРЕНЫ И НАПРАВЛЕНЫ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД, и предназначена для сокращения времени ожидания при личном обращении в консульское учреждение.
Напоминаем, что граждане, проживающие на территории Республики Узбекистан, вправе представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации подтверждающие нахождение в живых документы, выданные и заверенные в установленном порядке нотариусами Республики Узбекистан. В соответствии с Минской конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 г. подобные документы принимаются на территории России без какого-либо дополнительного заверения (при условии их исполнения на русском языке). При этом такой документ должен в обязательном порядке содержать сведения об установлении личности заявителя, включая реквизиты документа, удостоверяющего его личность (паспорта гражданина Российской Федерации).
Как получать пенсию, если находишься за пределами Узбекистана?
Наталья К., по Телеграм.
Отвечает начальник отдела совершенствования методологии назначения пенсий и рассмотрения обращения граждан Исполнительного аппарата внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан Шухрат УТАГАНОВ:
— В соответствии со статьей 52 Закона Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» неработающим пенсионерам пенсии выплачиваются отделами внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан по месту их жительства.
При этом доверитель должен подтверждать свои права на назначенную пенсию путем явки не менее одного раза в год в отдел Пенсионного фонда, выплачивающий пенсию. Поверенный обязан сообщать в отдел Пенсионного фонда обо всех фактах, ставших ему известными, которые могут влиять на выплату пенсии.В случаях, когда пенсионер находится в иностранном государстве и не имеет возможности приехать в Республику Узбекистан по состоянию здоровья, пенсионер может обратиться в дипломатическое представительство или консульское учреждение Республики Узбекистан за рубежом и подтвердить отсутствие факта постоянного проживания, а также получения пенсии или социального пособия на территории иностранного государства.
ТОП-12 АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ АРХИВУ
Каждый гражданин в процессе оформления той или иной личной документации сталкивается с необходимостью сбора справок, в том числе и из архива. Процедуру эту не всегда можно назвать беспроблемной.
Как раз наоборот: очень часто обращение в архив не приносит удовлетворительных результатов, о чем и сообщают нам в своих письмах многочисленные читатели. В связи с этим мы решили подготовить материал о том, как происходит работа с обращениями в архиве, какова структура данного ведомства, почему теряются документы и многом другом. И помогла нам в этом начальник отдела Государственного архива г.Ташкента Р.В. МИРГИЯСТИНОВА.
— Какие категории граждан чаще всего обращаются в архивы?
— Все ли эти запросы может удовлетворить государственный архив?
— А как быть, к примеру, сотрудникам частных клиник? Их документы хранятся в госархивах или ведомственных?
— Документы частных клиник могут быть сданы как в государственный, так и в ведомственный архив Министерства здравоохранения РУз.
— В чем же она проявляется?
— Прежде чем ответить на этот вопрос, важно понять саму систему ведения архивного дела в Узбекистане. Начнем с того, что архивы можно условно поделить на государственные и хозрасчетные. Возьмем, к примеру, Ташкент. Здесь расположены три крупных центральных государственных архива, имеющих свои фонды и хранилища: это Центральный государственный архив РУз, госархив г. Ташкента и госархив Ташобласти, а также функционирует негосударственный (частный) архив при Торгово-промышленной палате Республике Узбекистан. Кроме того, существуют еще и хозрасчетные архивы.
В итоге, получилось, что документы личного состава стали принимать и госархивы, причем игнорируя территориальную (районную) принадлежность. Люди ищут свои документы в Мирзо-Улугбекском районе по месту нахождения предприятия, а работодатель сдал их в Ташобластной архив. Это тоже одна из причин, по которой пенсионеры не могут собрать всех справок.
— Если человек не нашел документального подтверждения в архиве своего стажа за определенный период, он «теряет» эти годы?
— Согласитесь, что жалобы на отсутствие документов в архивах в основном касаются мелких частных фирм. Вот, например, часто приходят в редакцию подобные письма: «Раньше работала в частной фирме, при уходе из которой не получила никаких документов, кроме записи в трудовой книжке. Сейчас собираюсь оформлять пенсию, обратилась в архив, а там нет документов этой фирмы… Что делать в таком случае?».
— Если частная фирма нарушила правила сдачи документов в архив при ликвидации, то есть один верный способ найти документы, подтверждающие ее существование. Как известно, при открытии юридического лица необходимо зарегистрировать его в районном хокимияте для получения лицензии на услуги. Точно так же при закрытии, то есть ликвидации юридического лица, руководство фирмы должно сдать в хокимият все учредительные документы вместе с печатью, чтобы фирму сняли с государственного реестра, после чего хокимият выдает справку о сдаче документов в архив. Таким образом, если вы не знаете, в какой архив сдали документы ваши бывшие работодатели, обратитесь в хокимият по месту нахождения фирмы в отдел регистрации и поднимите ликвидационные документы.
— В какие сроки должны выдаваться архивные справки?
— Может ли бывший гражданин Узбекистана, находясь уже за его пределами, обратиться в архив письменно или по электронной почте для получения каких-либо документов?
— Конечно, может. Мы часто получаем аналогичные запросы из-за рубежа, в большинстве своем из стран СНГ. Налажена система, по которой через Единый портал государственных услуг (my.gov.uz) граждане могут обратиться в государственные архивы, мы получаем сотни таких запросов.
— Какие документы нужно предъявить для запроса о представлении справок для Пенсионного фонда?
— Каковы тарифы за выдачу архивных справок?
— Есть ли платные услуги в архивах?
— Да, к примеру, платной является услуга о запросе на восстановление имущественных прав (к примеру, если утеряны кадастровые документы на дом), которые в архивной терминологии называются запросы тематического характера.