дата и номер договора это обязательные реквизиты
Энциклопедия решений. Реквизиты сторон в гражданско-правовом договоре
Реквизиты сторон в гражданско-правовом договоре. Документы и сведения, которые предоставляются при заключении договора
На практике при заключении договора в качестве документа, содержащего реквизиты стороны договора, которым обмениваются деловые партнеры, нередко используется учетная карточка организации. Наличие такого документа законодательством не предусмотрено, необходимость его предоставления контрагенту (запроса от контрагента) каждый участник гражданского оборота определяет самостоятельно. Учетная карточка удобна для заполнения реквизитов стороны при составлении текста договора.
Для заключения договора сторонам необходимо достигнуть соглашения по всем его существенным условиям (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Сведения о наименовании и прочие реквизиты стороны договора не являются условиями, относительно которых должно быть достигнуто соглашение, поскольку они имеют исключительно информационный характер и сами по себе не влияют на права и обязанности сторон (см. например, постановление Девятого ААС от 10.02.2014 N 09АП-46620/13). На практике при изменении тех или иных реквизитов, которые содержатся в тексте договора, стороны нередко заключают дополнительное соглашение к договору. Такое оформление возможно, однако оно не является обязательным, поскольку изменение реквизитов сторон по смыслу п. 1 ст. 450 ГК РФ не является изменением договора, которое по общему правилу возможно только по соглашению сторон. При смене тех или иных реквизитов, например, фирменного наименования юридического лица, адреса места нахождения или реквизитов банковского счета, достаточно уведомить об этом контрагента по договору. Если сторона договора не направит такое уведомление, это может повлечь для нее неблагоприятные последствия в связи с исполнением договорных обязательств. Например, должник, не уведомленный об изменении реквизитов банковского счета, будет вносить платежи по договору лицу, не имеющему права на их получение, в связи с чем кредитор не сможет истребовать с него эти платежи и будет вынужден обратиться к их фактическому получателю с требованием о возврате неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК РФ, см. также постановление АС Московского округа от 17.10.2014 N Ф05-11538/14). Порядок уведомления каждой из сторон об изменении реквизитов другой стороны целесообразно предусмотреть в договоре.
Согласно п. 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006, договор об оказании платных медицинских услуг должен содержать перечисленные в данном пункте сведения об исполнителе, потребителе, заказчике.
Сведения о сторонах, подлежащие обязательному включению в договор о реализации туристского продукта, указаны в ст.ст. 10, 10.1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», п. 14.1 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 N 452.
Доход, полученный гражданином от выполнения работ или оказания услуг по гражданско-правовому договору или причитающийся ему по ряду договоров, регулирующих отношения в сфере интеллектуальной собственности, если такой доход выплачивает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, облагается страховыми взносами, в частности, на обязательное пенсионное страхование. В этом случае в расчете по страховым взносам, который плательщики страховых взносов обязаны представлять в налоговый орган, в числе прочих сведений должен указываться страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СНИЛС) (п. 7 ст. 431 НК РФ, п. 22.10 Порядка заполнения расчета по страховым взносам, утвержденного приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@).
Предъявление паспорта может оказаться необходимым и в ряде других случаев. Так, согласно п. 18 Правил оказания услуг телефонной связи (утв. постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342) гражданин при заключении договора на оказание услуг телефонной связи предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
Счета юридическим и физическим лицам открываются на основании заключения договоров банковского вклада (ст. 834 ГК РФ) или банковского счета (ст. 845 ГК РФ) и при условии предоставления в банк полного перечня запрашиваемых банком документов и информации (п. 1.2 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И). Для физических лиц обязательным, в частности, является предоставление документа, удостоверяющего личность (п. 3.1, 5.1 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И).
Билет по договору воздушной перевозки пассажира оформляется на основании данных документа, удостоверяющего личность пассажира (п. 51 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утв. приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82). Аналогичное правило установлено и для оформления проездного документа (билета) на поезд дальнего следования (п. 7 Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом (утв. приказом Министерства транспорта РФ от 19.12.2013 N 473).
В сфере предпринимательской деятельности просьба к потенциальным контрагентам о предоставлении определенной документации (учредительные документы, свидетельство о присвоении ИНН, выписки из ЕГРЮЛ и др.) может быть продиктована необходимостью проявить так называемую «должную осмотрительность» и осторожность при выборе контрагента для избежания осуществления сделок с контрагентом, который нарушает свои налоговые обязательства.
Каждый официальный документ содержит основные реквизиты, имеющие юридическую и экономическую силу. Обязательные реквизиты договора – это основные значимые условия, которые определяют назначение всего документа. Рассмотрим, какие именно реквизиты принято считать обязательными.
Определение
Обязательные реквизиты договора – это некоторые сведения, информация или определенные данные, обеспечивающие, среди других условий, юридическую силу документа и его значимость. К таким реквизитам относят:
Можно было бы и наименование документа отнести к обязательным реквизитам. Но если договору дать одно название, а суть его будет абсолютно другой, то какой смысл обращать внимание на название договора? Следовательно, обязательным реквизитом договора является не название, а его суть.
Называть документ, конечно, желательно хотя бы только потому, чтобы каждый раз не вычитывать основные положения из самого документа.
Структура
Структура каждого договора индивидуальна: от примитивного перечисления пунктов до сложных делений на параграфы и подпункты. Но тем не менее любой договор должен содержать основные структурные единицы. К ним относятся:
Данная структура условна, но ее придерживаются при составлении практически всех видов договоров. В том числе и трудовых. Далее рассмотрим подробнее обязательные реквизиты трудового договора.
Место и дата
Обязательным реквизитом является место работы гражданина. В случае, когда он принимается в филиал организации или структурное подразделение, в договоре указывается полное месторасположение данного филиала. Это необходимо не только для того, чтобы сотрудник знал, где он работает, но и для полной отчетности. К примеру, при отправке в командировку следует указывать, откуда убыл сотрудник и куда прибыл, и обратно.
Дата начала трудовой деятельности также играет важную роль. В ТК РФ есть свои нюансы относительно данного реквизита. Мало того, что это начало трудовой деятельности в конкретной организации, это также может быть началом испытательного срока сотрудника (если таковой предусмотрен). Но если работник начал выполнять свои обязанности с ведома работодателя, не подписав трудовой договор, то последний обязан оформить его на работу с того момента как он начал трудиться (и уже без испытания) и не позднее трех дней оформить все документы.
Если подписывается срочный договор, то помимо начала работы указывается и ее окончание.
Реквизиты организации и работника
Обязательные реквизиты договора – это подробная информация о самом работодателе и сотруднике. Какую информацию должен предоставить работодатель:
Информация, предоставляемая сотрудником:
Обязательны ли реквизиты в договоре? Да, поскольку их указание регламентировано ст. 57 ТК РФ. К тому же, указание всех данных еще раз доказывает серьезность самой организации и сотрудника. А при судебных разбирательствах, если одна из сторон не появляется на заседаниях, по данным легко вычислить местонахождение физлица или юрлица.
Условия труда
Еще одни обязательные реквизиты договора – это условия труда. К ним относят:
Так ли нужна печать?
Является ли печать обязательным реквизитом договора?
Согласно ст. 67 ТК РФ, договор является законно оформленным, если он составлен в письменном виде и в двух экземплярах, с проставленными подписями обеих сторон. В ч. 1 ст. 61 ТК РФ говорится о том, что документ получает правовую силу с момента его подписания. А ст. 57 ТК РФ среди полного перечня обязательных реквизитов не содержит регламента об обязательной постановке печати на трудовом договоре.
Следовательно, ни одно положение трудового кодекса не указывает на необходимость печати, а значит, если работодатель не проставил на документе печать, это не говорит о том, что он не имеет силы.
Договор считается действительным, если соблюдены условия, указанные в ТК РФ.
Сама печать на документе не будет иметь юрсилу, она просто лишний раз подтвердит подпись самого работодателя.
Дополнительные реквизиты
Обязательно ли указывать реквизиты в договоре, если они не являются основными? Дополнительные реквизиты указываются только в том случае, когда они применяются в организации и конкретно к данному сотруднику. К таким реквизитам относят:
Как заполнять договор
Чтобы документ имел юрсилу, нужно внести в него все обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 57 ТК. Также следует рассмотреть все возможные спорные вопросы, которые могут возникнуть при сотрудничестве.
Все, что указано в договоре, в сложной ситуации будет рассматриваться в суде или инспекции.
Составлен документ может быть как в письменной форме, так и в печатной. Законодательство не регламентирует, как именно это нужно делать. Каждая компания предоставляет договор в той форме, в которой ей удобно. Самое важное, чтобы он был в двух экземплярах и оба были подписаны.
Иногда возникает вопрос: если печать на договоре не обязательна, то возможно нужно заверить документ у нотариуса? Этого делать не нужно. Только в некоторых ситуациях, которые прописаны в трудовом праве, трудовой договор нужно согласовывать с государственными или исполнительными органами.
Трудовой договор считается основным документом в трудовых правоотношениях. И его отсутствие (при обязательном составлении) нарушает права работника.
Обучающие материалы
Поравила оформления догворов
В повседневной жизни мы то и дело подписываем различные договоры. Лица, занимающиеся торговлей, делают это в разы чаще. Коммерсант, даже начинающий, хорошо представляет себе, какие последствия для бизнеса может повлечь неправильно оформленный документ.
Неверно оформленный договор – это все равно, что его полное отсутствие. Такая бумага не имеет юридической силы. Документ легко оспорить, по нему не получится взыскать долг. Чем бы вы ни торговали, какую бы должность ни занимали – вам не помешает знание правил оформления договоров. В бизнесе и так приходится много рисковать. Однако потеря денег и товаров из-за ошибки в бумагах – это опасность, которую можно избежать.
Проверка надежности контрагента
В бизнесе не все действуют честно. Поэтому, прежде чем заключать договор с кем-либо, нужно проверить, насколько благонадежен ваш контрагент. Возможно, вы будете иметь дело с человеком, не обладающим правом подписывать договоры. Или он будет представлять организацию, которой на самом деле не существует. При взаимодействии с физическими лицами тоже стоит проявить осторожность: люди нередко пытаются продать то, что им не принадлежит.
Увы, в нашей стране до сих пор не существует общей базы коммерсантов. Еще сложнее разузнать что-то о физических лицах. Однако нужно постараться навести справки.
Если вы собираетесь заключать соглашение с индивидуальным предпринимателем или какой-то фирмой, удостоверьтесь, что они являются хозяйствующими субъектами. Доказательствами регистрации в этом качестве могут послужить свидетельства ОГРН и ИНН (оригиналы!), а также устав компании. Если вам известны номера ИНН и ОГРН, можете подстраховаться и обратиться в налоговую службу за выпиской. Выписка обойдется вам всего в несколько сотен рублей.
Наведите справки о деловой репутации вашего партнера (клиента), узнайте, каково его финансовое состояние. Вам придется использовать неофициальные источники информации (от «сарафанного радио» до Интернета).
Не забудьте проверить полномочия представителя контрагента! Он должен обладать правом подписания договора.
Заключение сделки с какой-либо компанией всегда доставляет куда больше хлопот. Чаще всего недобросовестный контрагент поручает подписание договора человеку (своему представителю), который не уполномочен заниматься такими вещами. Если вы попадетесь на эту удочку, то потеряете имущество либо деньги. Поэтому всегда требуйте доверенность представителя и уточняйте, какими полномочиями он в действительности обладает. Посмотрите, когда была выдана доверенность, есть ли на ней подпись руководителя и совпадают ли указанные в ней паспортные данные с паспортными данными представителя компании.
В некоторых случаях в роли представителя выступает директор фирмы. О том, какие полномочия он имеет, вы можете узнать из приказа о его назначении или протокола общего собрания участников, на котором его избрали директором.
Имейте в виду, что не всегда директор имеет право подписывать договоры. Ограничения полномочий директора отражены в уставе компании. Непременно знакомьтесь с этой бумагой.
Как составить проект договора
Контрагент обычно надеется на то, что вы без лишних разговоров подпишете составленную им бумагу. Но помните, что его версия далеко не всегда учитывает ваши интересы.
Что тут можно сделать? Можно подготовить свою редакцию договора. Если контрагенту она не понравится, вы вместе будете искать компромисс. Есть и другой выход: досконально изучить версию контрагента, после чего предложить ему отредактировать некоторые положения.
Если вы планируете серьезную сделку, обратитесь к специалисту по юриспруденции. Юрист изучит документ и выявит все его скрытые и явные угрозы. Он также может составить новую версию договора, что выйдет несколько дороже. Зато вы будете уверены в том, что все ваши интересы учтены и находятся под защитой.
Если же пользоваться услугами юриста вы не намерены, то примите к сведению следующие факты:
Правильная структура договора
Предмет и особенности договора определяют его структуру. Тем не менее, любой договор включает несколько общих частей, первой из которых является:
Преамбула. Она состоит из следующих элементов:
За преамбулой следует текст, содержащий суть договора, или:
Основная часть. Она состоит из пунктов, посвященных:
Дополнительные условия. Отдельные положения договора посвящены условиям, которые не оказывают значительного влияния на его суть. Без них в принципе можно обойтись, поскольку все вопросы, связанные с дополнительными условиями, решает гражданское законодательство. Но при желании, можно дополнить договор следующими пунктами:
Подписи и реквизиты. К реквизитам организации относят:
Само собой, документ обязательно должен содержать подписи обеих сторон.
Правильно оформленный договор – это гарантия честной сделки. Он не только регламентирует отношения сторон, но и упрощает их дальнейшее взаимодействие друг с другом.
Как работать с документами: договоры, счета, акты, накладные
Первичный документ подтверждает разные события в в бизнесе: продажу или покупку товаров, оказание услуг клиентам, выдачу зарплаты сотрудникам и другие.
В зависимости от события перечень документов для оформления различается. Рассмотрим распространённую ситуацию — сделка при продаже товаров и оказании услуг. Так принято, что документы готовит поставщик или исполнитель.
В видеоформате мы рассказываем про оформление сделок в курсе молодого ИП. В курсе 11 бесплатных уроков, тесты и практика, кроме документов он поможет разобраться с налогами, применением онлайн-касс, выбором банка и проверками.
Документы для сделки с клиентом:
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Договор
Описывает права и обязанности сторон сделки. Обычно в договоре бывают такие разделы:
Договор обычно оформляется в 2-х экземплярах и содержит подписи каждой стороны.
Для некоторых сделок письменная форма договора вообще не нужна. Например, договор купли-продажи считается заключённым уже с момента выдачи покупателю кассового, товарного чека или другого документа, который подтверждает факт оплаты. Это не значит, что при розничной купле-продаже нельзя заключить договор в письменной форме — законодательство этого не запрещает.
Шаблоны распространённых договоров:
Необязательный документ, в котором продавец указывает цену, количество товара и реквизиты для перечисления оплаты.
Вы можете сами придумать форму счёта на оплату или найти в интернете готовую. Счёт может заменить договор, если включить в него все существенные условия сделки.
В есть готовый шаблон счёта. Выберите контрагента, укажите товары или услуги, их количество, и документ готов.
Платёжные документы
Подтверждает оплату товаров или услуг. Это может быть платёжное поручение, платёжное требование или кассовый чек.
Кассовый чек выдают при помощи онлайн-кассы. Её обязаны применять все, кто принимает оплату наличными и банковскими картами. Исключения перечислены в пункте 2 статьи 2 закона 54-ФЗ. Все чеки передают в налоговую через оператора фискальных данных (ОФД). Контур.ОФД моментально отправляет данные в ФНС, а вся информация о чеках и кассах доступна в личном кабинете сервиса.
Отсрочек по применению онлайн-касс больше нет, но есть исключения для некоторых видов деятельности, а на патенте кассой должны пользоваться только некоторые предприниматели — полный список исключений смотрите в статье.
Платёжное поручение остаётся у предпринимателя, когда он переводит деньги через интернет-банк. Этот документ подтверждает перечисление денежных средств по определённым реквизитам.
Товарный чек — необязательный документ, который выдают по просьбе покупателя. Покупателю документ нужен, чтобы подтвердить, что он не только потратил определённую сумму денег, но и купил определённые товары — например, по поручению руководителя. Форма товарного чека не установлена, поэтому можно разработать свою с обязательными реквизитами: наименование документа, номер, дата, название ООО или ФИО ИП, ИНН, товары и услуги, сумма оплаты и подпись с расшифровкой и должностью.
Товарная накладная (N ТОРГ-12)
Оформляет продажу товаров другому ИП или ООО. Для работы с физлицами обычно не используется.
Накладная оформляется в двух экземплярах: первый остаётся у поставщика и фиксирует отгрузку товаров, а второй передаётся покупателю и нужен ему для приёмки товаров.
Обычно накладную оформляют по стандартной форме ТОРГ-12. Но вы можете использовать свой шаблон.
В можно создать накладную на основе выставленного счёта.
Акт об оказании услуг
Подписывают исполнитель и заказчик. Акт подтверждает, что услуги оказаны или работы выполнены, а у заказчика нет претензий по их качеству.
Составьте акт в : достаточно выбрать контрагента и указать услугу, а потом отправить готовый документ контрагенту с подписью и печатью.
Счёт-фактура
Этот документ обязаны выставлять только организации и предприниматели, которые являются плательщиками НДС — в основном те, кто работает на общей системе налогообложения.
Организации и ИП на УСН, ЕНВД и патенте обычно не платят НДС и поэтому выставлять счета-фактуры не обязаны. Есть несколько исключений, о которых мы рассказали в отдельной статье.
Счёт-фактура оформляется в двух экземплярах и подписывается поставщиком товара или услуги. Один экземпляр передаётся покупателю, другой остаётся у продавца. Счёт-фактуру нужно выставить не позднее чем через 5 дней после отгрузки товара или оказания услуг.
Счёт-фактура — это основание для того, чтобы принять НДС к вычету, поэтому все организации относятся к нему с особым трепетом.
Универсальный передаточный документ (УПД)
Объединяет в себе два документа: акт (накладную) и счёт-фактуру.
Документ можно выставить как со счётом-фактурой, так и без. Во втором случае — это всё равно что обычный акт или накладная, только в формате УПД. А ещё есть вариант выставить УПД со счёт-фактурой, но без НДС.
На основании УПД покупатель сможет признать расходы, а также принять к вычету входящий НДС (если применяет общую систему налогообложения).
Статья актуальна на 02.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Как работать с документами: договоры, счета, акты, накладные
— Договор. Заключается с клиентом при сделке. Если клиент постоянный, можно составить один договор на несколько сделок, обговорив детали сотрудничества: порядок расчётов, отпуск товаров, выполнение работ и условия оказания услуг.
— Счёт. Необязательный документ. Его часто выставляют, чтобы сообщить партнёру, по каким реквизитам заплатить, и напомнить о себе. Кроме реквизитов содержит список товаров и услуг.
— Кассовый, товарный чек или бланк строгой отчётности. Выдаются только при оплате наличными. Если клиент рассчитывается за товар банковским переводом, остаётся платёжный документ, заверенный банком и подтверждающий оплату.
— Накладная и счёт-фактура, если есть. Поставщик выдаёт их клиенту, когда отгружает товар.
— Акт оказания услуг или выполненных работ и счёт-фактура, если есть. Исполнитель выдаёт их клиенту, когда оказывает услугу.
Полезно сопроводить каждую сделку письменным договором. Законодательство разрешает устную форму договора, но письменное оформление условий защищает от неприятных ситуаций. На основании договора намного проще доказать свою правоту перед контрагентом и судом.
Договор оформляют в двух экземплярах. Обе стороны подписывают документ и ставят печати, если они есть.
Для некоторых сделок письменная форма договора вообще не нужна. Например, договор купли-продажи считается заключённым с момента выдачи покупателю кассового, товарного чека или другого документа, который подтверждает факт оплаты.
Это не значит, что при розничной купле-продаже нельзя заключить договор в письменной форме — законодательство этого не запрещает. Особенности продажи товаров можно обговорить в письменной форме договора.
Не является обязательным документом. Это соглашение, в котором поставщик фиксирует цену своего товара или услуги и указывает реквизиты для оплаты. Покупатель принимает эти условия, оплачивает сумму в счёте.
Вы можете разработать собственную форму счёта или включить дополнительную информацию об условиях сделки: сроки и порядок оплаты и поставки, самовывоза товара, уведомления о предоплате. Тогда счёт ещё и заменит договор с контрагентом, у вас получится счёт-договор.
Платёжным документом могут быть платёжное поручение, платёжное требование, кассовый и товарный чеки, бланк строгой отчётности. Основное предназначение — подтвердить факт оплаты товаров или услуг.
Когда оплата проходит безналичным платежом, клиент получает в банке платёжное поручение. Этим документом он подтверждает, что перечислил деньги по вашим реквизитам.
При оплате наличными или картой через терминал, вы должны выдать покупателю кассовый чек, товарный чек или бланк строгой отчётности.
Кассовый чек выдаётся покупателям при использовании кассовой техники.
Кассовый аппарат обязаны применять все, кто принимает оплату наличными, кроме нескольких исключений:
Бланк строгой отчётности выдаётся вместо кассового чека при оказании услуг населению из справочника ОКУН. Можно разработать любую форму, главное, чтобы присутствовали обязательные реквизиты: наименование документа, номер, дата, название ООО или ФИО ИП, ИНН, товары и услуги, сумма оплаты и подпись с расшифровкой и должностью.
Бланки нужно заказать в типографии или распечатать с помощью специального сервиса для БСО.