дата получения акта налоговой проверки по ткс
Дата получения акта налоговой проверки по ткс
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обоснование позиции:
Камеральная проверка Расчета 6-НДФЛ. Требование о представлении пояснений.
Статьей 123 НК РФ установлена ответственность за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
В силу положений п.п. 1, 2 ст. 88 НК РФ данные, указанные в Расчете 6-НДФЛ, подлежат камеральной проверке.
На основании положений ст. 100.1 НК РФ вынесение решения о привлечении к ответственности по ст. 123 НК РФ возможно только по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (письмо ФНС России от 20.01.2017 N БС-4-11/864).
Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Вывод о том, что при выявлении в ходе камеральной проверки ошибок в Расчете 6-НДФЛ или противоречивых сведений налоговый орган должен отправить налоговому агенту требования о представлении пояснений (или об обязанности налогового агента внести соответствующие исправления), следует и из письма ФНС России от 10.03.2016 N БС-4-11/3852@, в котором приведены контрольные соотношения показателей формы 6-НДФЛ. Смотрите также материал: «Специалисты областной налоговой службы разъяснили, как правильно заполнять форму 6-НДФЛ (информация УФНС России по Амурской области от 22 апреля 2016 г.)».
Требование о предоставлении пояснений налоговому агенту или его представителю направляется налоговым органом любым из способов, определенных в п. 4 ст. 31 НК РФ:
— непосредственно под расписку;
— по почте заказным письмом;
— в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС);
— через личный кабинет налогоплательщика.
Из вопроса следует, что организация в силу положений абзаца 7 п. 2 ст. 230 НК РФ представляет Расчет 6-НДФЛ в электронной форме. Поэтому согласно п. 4 ст. 31 НК РФ требование о предоставлении пояснений налоговый орган должен был направить организации в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
Как следует из письма ФНС России от 06.04.2017 N ЕД-4-2/6514@, налоговые органы зачастую отправляют требования на бумажном носителе, в том числе и в адрес налогоплательщиков (налоговых агентов), на которых возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме.
С мнением судов о способах направления налоговым органом налогоплательщикам требования о предоставлении пояснений во время проведения налоговой проверки Вы можете ознакомиться в материале: «Вопрос: Налоговая инспекция выставила требование об уплате штрафа по НДФЛ. Было выяснено, что акт налоговой проверки и решение о привлечении к налоговой ответственности были направлены налоговым органом по почте заказным письмом на адрес, указанный в ЕГРЮЛ. Фактический адрес нахождения организации был другим. На момент проведения проверки и отправления акта и решения адрес организации в ЕГРЮЛ еще не был изменен. Имела ли право налоговая инспекция отправить решение по почте заказным письмом по имеющемуся юридическому адресу в то время, когда уже много лет с ИФНС осуществляется электронный документооборот и вся отчетность и переписка ведутся через каналы связи? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2017 г.) (раздел «Требование о предоставлении пояснений»)».
Сообщить налогоплательщику (налоговому агенту) о выявленных ошибках или несоответствиях и затребовать от него представления соответствующих пояснений налоговый орган не только вправе, но и обязан. Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе составлять акт проверки только после совершения указанных действий. Например, в материале: «Вопрос: В ходе камеральной проверки получили требование инспекции о даче пояснений и внесении исправлений в декларацию. Обязаны ли инспектора прописывать в требовании найденные конкретные ошибки? (Ответ УФНС России по Саратовской области)» региональные налоговые органы сообщили, что обязанность должностного лица, проводящего камеральную налоговую проверку, сообщать налогоплательщику о выявленных ошибках установлена п. 3 ст. 88 НК РФ.
В определении от 12.07.2006 N 267-О КС РФ указал, что налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов. Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов.
Если налоговый орган при выявлении ошибок или несоответствий в представленной отчетности не потребует у налогоплательщика (налогового агента) пояснения, а сразу составит акт, это может служить основанием для признания недействительным решения, принятого по результатам налоговой проверки (смотрите, например, постановления АС Северо-Западного округа от 24.03.2016 N Ф07-1085/16, Девятого ААС от 10.06.2015 N 09АП-19181/15, Семнадцатого ААС от 04.12.2014 N 17АП-14292/14 (оставлено без изменения постановлением АС Уральского округа от 12.03.2015 N Ф09-937/15 по делу N А60-25595/2014)).
Таким образом, если в рассматриваемой ситуации требование о предоставлении пояснений не направлялось в адрес организации никаким из способов, то есть шанс в судебном порядке признать решение налогового органа о привлечении к ответственности недействительным.
Акт налоговой проверки
Рассмотрение материалов налоговой проверки и вынесение итогового решения по ней
Обжалование решения налогового органа
Если с учетом вышеизложенного организация считает, что ее права как налогового агента на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и по обеспечению возможности представить объяснения были нарушены (п.п. 14, 16 ст. 101 НК РФ), то она может обжаловать решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности. Акты налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействие) их должностных лиц обжалуются в порядке, установленном главой 19 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе в порядке, предусмотренном НК РФ.
Порядок и сроки подачи жалобы и апелляционной жалобы установлены в ст.ст. 139 и 139.1 НК РФ. В частности, согласно п. 2 ст. 139 НК РФ жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено НК РФ, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Форма и содержание жалобы (апелляционной жалобы) установлены ст. 139.2 НК РФ.
В рассматриваемой ситуации на этапе досудебного обжалования организации необходимо представить апелляционную жалобу через вынесший соответствующее решение налоговый орган в порядке, установленном ст. 139.1 НК РФ.
Более подробно с порядком обжалования Вы можете ознакомиться, используя следующие материалы:
— Энциклопедия решений. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц;
— Энциклопедия решений. Досудебное обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц;
— Энциклопедия решений. Сроки подачи жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган;
— Энциклопедия решений. Порядок подачи жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган;
— Энциклопедия решений. Требования к форме и содержанию жалобы (апелляционной жалобы), подаваемой в вышестоящий налоговый орган;
— Энциклопедия решений. Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом и виды принимаемых решений;
— Энциклопедия решений. Схема рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение по налоговой проверке;
— Энциклопедия решений. Сроки принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе). Когда можно обращаться в суд;
— «Досудебное обжалование решений и действий налоговиков» (интервью с С. Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса) (Д. Ефименко, журнал «Актуальная бухгалтерия», N 7, июль 2016 г.).
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Камеральная налоговая проверка справок 2-НДФЛ и расчета 6-НДФЛ;
— Энциклопедия решений. Камеральная налоговая проверка;
— Энциклопедия решений. Порядок проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом пояснений в ходе камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Документальное оформление результатов камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Акт налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Порядок и сроки вручения акта налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Извещение о рассмотрении материалов налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Рассмотрение материалов налоговой проверки и вынесение итогового решения по ней;
— Энциклопедия решений. Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Если налогоплательщик не явился на рассмотрение материалов проверки;
— Энциклопедия решений. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Вступление в силу решения по налоговой проверке.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванкова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Налоговики считают срок на ответ по ТКС по-своему. Дать им почитать свой же приказ?
Налоговики не хотят при отправлении требования через ТКС ждать 6 дней на отправку квитанции, и начинают считать срок на ответ с момента отправления. Это повсеместно так, или местное творчество?
«Оператор ТКС нам любезно начинает считать срок ответа на требования ИФНС с момента подтверждения получения, на который даёт 6 дней без санкций с их стороны в виде блокировки счета. А теперь собственно вопрос: Никто из Вас не находил правового обоснования этой щедрости? Одна из наших ИФНС кидает требования по ВНП и не готова ещё 6 дней эти ждать дополнительно к стандартному сроку ответа, считает со дня отправки.
UPD. Интересует мнение коллег по этому вопросу в свете вступления в силу Приказа ФНС России от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448@, регламентирующего ЭДО с налоговой».
Вот что пишут в комментариях:
«При отправке требования через ТКС день получения требования — это день направления налогоплательщиком налоговой инспекции квитанции о приеме требования в электронном виде (п.п.12, 13 Порядка, утв. Приказом ФНС от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@, п. 11 Порядка, утв. Приказом ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@)».
Однако, эти приказы уже не действуют. Об этом и пишут далее:
«Все эти приказы утратили силу с 30.08.20. Теперь электронный документооборот с налоговой регламентируется Приказом от 16.07.20 # ЕД-7-2/448».
К беседе подключился налоговый юрист:
«По правилам НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 НК РФ). Датой направления участником электронного взаимодействия Документа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки электронного документа (п. 9 Приказа). А Квитанцию о приеме электронного документа получатель направляет отправителю по телекоммуникационным каналам связи в течение 6 рабочих дней со дня отправки Документа в электронной форме отправителем (абз. 2 п. 16 Приказа ФНС). Вчитайтесь в нормы НК РФ и Приказа».
«Я тоже так его трактую. Но к своему удивлению вчера ИФНС пыталась разубедить нас в этом, вот и уточняю мнение коллег. Пока, к счастью наша дискуссия с ними устно и мирно состоялась, но каждый остался при своём мнении. ».
Главное, чтобы такое мнение ИФНС не стало повсеместным. А то ведь ЦА жалобами забросают.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Дата получения акта налоговой проверки по ткс
НК РФ Статья 100. Оформление результатов налоговой проверки
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
По результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков в течение трех месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
(абзац введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)
2. Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и ответственным участником этой группы (его представителем).
Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя (ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В акте налоговой проверки указываются:
1) дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;
2) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица (участников консолидированной группы налогоплательщиков). В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;
(в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
4) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);
5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) и иных документов (для камеральной налоговой проверки);
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
7) период, за который проведена проверка;
8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
9) даты начала и окончания налоговой проверки;
10) адрес места нахождения организации (участников консолидированной группы налогоплательщиков) или места жительства физического лица;
(в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
12) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
13) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, в случае если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.
3.1. К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
4. Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
5. Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
(в ред. Федеральных законов от 26.11.2008 N 224-ФЗ, от 24.11.2014 N 376-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки в течение 10 дней с даты этого акта вручается ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков в порядке, установленном настоящим пунктом.
(абзац введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)
Акт налоговой проверки направляется иностранной организации (за исключением международной организации, дипломатического представительства, иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса), не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через обособленное подразделение, по почте заказным письмом по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков. Датой вручения этого акта считается двадцатый день, считая с даты отправки заказного письма.
(абзац введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 244-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 248-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Письменные возражения по акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы в течение 30 дней со дня получения указанного акта. При этом ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
(абзац введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)
Дата получения акта налоговой проверки по ткс
Как определить срок ответа на требование налоговой инспекции в рамках встречной проверки, полученное по ТКС?
Пятидневный (десятидневный) срок для представления документов по требованию инспекции в рамках встречной проверки начинает течь со дня, следующего за днем отправки в налоговый орган квитанции о приеме требования о представлении документов. Квитанция должна быть передана в течение шести рабочих дней со дня отправки требования налоговым органом.
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию) (п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ).
Кроме того, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, они могут быть истребованы у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Требование о представлении документов налоговый орган может передать не только лично под расписку представителю организации или по почте заказным письмом, но и в электронном виде (п. 4 ст. 31, п. 4 ст. 93.1, п. 1 ст. 93 НК РФ).
День получения налогоплательщиком требования о приеме электронного документа определяется по дате принятия, указанной в квитанции о приеме (п. 10 Порядка направления и получения документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом ФНС России от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@ (далее — Порядок)).
Налогоплательщик, принявший электронное требование, при отсутствии оснований для отказа в приеме формирует и направляет в инспекцию по ТКС через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме, которую налогоплательщик подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью. Квитанцию о приеме электронного документа получатель направляет отправителю по ТКС в течение шести рабочих дней со дня отправки документа в электронной форме отправителем. Оператор электронного документооборота не позднее следующего рабочего дня после передачи ему квитанции о приеме электронного документа направляет квитанцию о приеме электронного документа отправителю (п. п. 16, 18 Порядка).
Налогоплательщик, обязанный в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должен отправить квитанцию налоговому органу в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота в течение шести рабочих дней со дня отправки требования налоговым органом (п. 5.1 ст. 23, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Обратите внимание! В случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов (пояснений) в течение десяти дней со дня истечения шестидневного срока для передачи квитанции может быть принято решение о приостановлении операций по счетам в банке (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
Требование о представлении документов следует исполнить (п. 6 ст. 6.1, п. 5 ст. 93.1 НК РФ):
в течение пяти рабочих дней со дня получения — если требование получено в рамках встречной проверки, которая проводится в связи с налоговой проверкой другого налогоплательщика (п. п. 1 и 1.1 ст. 93.1 НК РФ);
в течение десяти рабочих дней со дня получения — если требование получено в связи с истребованием документов, касающихся конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Если налогоплательщик не располагает истребуемыми документами (информацией), об этом необходимо уведомить в тот же срок.
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).
Соответственно, со дня, следующего за днем отправки такой квитанции (которая должна быть передана в течение шести рабочих дней со дня отправки требования налоговым органом), начинает течь срок для представления самих документов — пять или десять рабочих дней.