дайте краткую характеристику форм занятий физическими упражнениями
Характеристика форм занятий физическими упражнениями
Классификация форм занятий в физическом воспитании
Под формами занятий физическими упражнениямипонимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.
По особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы — урочные и неурочные.
Урочные формы — это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним относятся:
1) Уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.);
2) Спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.
Неурочные формы — это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся:
1) Малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используемые для оперативного (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило не решают задач развивающего, тренирующего характера;
2) Крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительные, одно и многопредметные (комплексные) по содержанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой (см. главу 24), атлетической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера;
3) Соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая подготовленность и т.п. (например, система официальных соревнований, отборочные соревнования, первенств, чемпионаты, контрольные прикидки или соревнования и др.).
Характеристика форм занятий физическими упражнениями
Урочные формы занятий
Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимающихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для опорно-двигательного аппарата к предстоящей основной работе.
Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств.
Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного окончания занятия.
По признаку основной направленностиразличают уроки общей физической подготовки (ОФП), уроки профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), спортивно-тренировочные уроки, методико-практические занятия.
Уроки ОФП используются практически для всех возрастных групп. Их основная направленность — это всесторонняя физическая подготовка занимающихся. Для уроков характерны разнообразие средств и методов, комплексность, средние и умеренные нагрузки на организм.
Уроки профессионально-прикладной физической подготовки проводятся в основном в средних и высших учебных заведениях. Их основная направленность — формирование ведущих для конкретных профессий двигательных умений и навыков, а также развитие физических качеств.
Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям.
Методико-практические занятия проводятся в основном в средних специальных и высших учебных заведениях. Их основная направленность — операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных, жизненных целей личности.
По признаку решаемых задачразличают следующие типы уроков:
1) Уроки освоения нового материала. Для них характерны широкое использование словесных и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность;
2) Уроки закрепления и совершенствования учебного материала;
3) Контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими знаний, умений и навыков и т.п.;
4) Смешанные (комплексные) уроки направлены на совместное решение задач обучения технике движений, воспитания, физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др.
По признаку вида спортаразличают уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания и т.д. Они имеют свое специфическое содержание, структурное построение и т.д.
Формы и методы построения занятий в физическом воспитании.
Формы и методы построения занятий в физическом воспитании.
Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса.
По особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы: урочные и неурочные.
Урочные формы занятий
Для урочных форм занятий характерно, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени, в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимающихся (класс, секция, команда). При этом строго соблюдается частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. При проведении таких занятий используются три части: подготовительная, основная, заключительная. Выделение частей в уроке обусловлено необходимостью управлять динамикой работоспособности занимающихся.
Подготовительная часть необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки организма к предстоящей основной работе. Сюда входят: построение, строевые упражнения, ОРУ на все группы мышц (разминка).
Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств. Изучение нового материала проводится в начале основной части, затем даются упражнения на повторение и совершенствование. Упражнения должны сменяться в такой последовательности, чтобы мышечные напряжения чередовались с расслаблением, статические усилия с динамическими и т. д.
Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного окончания занятия. Здесь используют малоинтенсивные упражнения (ходьбу, перестроения, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление).
По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:
2) уроки закрепления и совершенствования учебного материала;
3) контрольные уроки, предназначенные для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими знаний, умений и навыков и т.п.;
4) смешанные (комплексные) уроки, направленные на совместное решение задач обучения технике движений, воспитания физических качеств, контроля за уровнем
физической подготовленности занимающихся и др.
Методы организации учебной деятельности.
Методы организации учебной деятельности определяют условия и характер изучения учебного материала. Их использование подчинено задачам и содержанию урока, уровню подготовленности учащихся, а также наличию спортивного инвентаря и оборудования на местах занятий. Учебная деятельность организуется с помощью фронтального метода, группового метода или индивидуального метода.
Фронтальный метод организации учебной деятельности включает несколько разновидностей, имеющих общий признак — выполнение одного и того же задания всеми учениками под руководством преподавателя. Среди этих разновидностей выделяют одновременное и поточное (поочередное) выполнение заданий.
Групповой метод организации деятельности предусматривает одновременное выполнение несколькими группами разных заданий. К групповому относится метод круговой тренировки. Он характеризуется серийным (слитным или с интервалами для отдыха) выполнением упражнений, объединенных в комплекс в соответствии с решаемыми педагогическими задачами. Его специфической особенностью является то, что ученики выполняют разные двигательные задания посменно. Организация этого метода сводится к следующему: в спортивном зале или на площадке оборудуют станции, т. е. места для выполнения соответствующих двигательных действий; на каждой станции учащимся определяют задание: упражнение, дозировку и методические указания по его выполнению; выполнение заданий осуществляют поточно и попеременно. В первом случае ученик, выполнив задание на одной станции, переходит на другую, а во втором — класс разделяют на группы в соответствии с количеством станций. После того, как каждый ученик на каждой станции выполнит задания, проводят смену мест занятий.
Индивидуальный метод – двигательные задания определяются для каждого ученика отдельно
Формы занятий физическими упражнениями и их характеристика.
Содержанием занятийв физическом воспитании является деятель-
ность, включающая освоение теоретических знаний и выполнение физиче-
ских упражнений с целью решения образовательных, воспитательных и оздо-
ровительных задач физического воспитания.
Форма занятия– это совокупность условий проведения и управления
Содержание и форма занятий взаимосвязаны. Занятие невозможно осу-
ществить вне определенной формы, тем более без конкретного содержания.
Все многообразие форм можно условно разделить на две группы: уроч-
ныеи неурочные, которые объединяют более конкретные формы (Рис. 2.5).
Урочные формызанятий характеризуются следующими признаками:
• ведущая роль педагога-специалиста, который отвечает за его органи-
зацию и проведение;
• стабильное расписание занятий (обеспечивает их систематичность и
правильное чередование работы и отдыха);
• постоянный состав занимающихся, относительно однородный по воз-
расту, полу, уровню физической подготовленности, состоянию здоровья, спе-
• соответствие учебного материала программе и особенностям контин-
К урочным формам относятся:
• Занятия по обязательному курсу физического воспитания в образова-
тельных и воспитательных учреждениях и подразделениях вооруженных сил.
К ним относятся уроки, проводимые преподавателями по государственным
программам в тех звеньях, где физическая культура является обязательным
предметом: общеобразовательная школа, различные училища, техникумы, а
также вузы. Главной чертой уроков является их образовательно-оздорови-
тельная и воспитательная направленность;
• Занятия, организуемые под руководством специалиста в секциях и
группах ОФП, спортивных клубах, командах и т.п. По своей направленности
данные занятия носят тренировочный характер, ориентированный на совер-
шенствование в избранном виде спорта. Их содержание непосредственно свя-
зано с реализацией всех видов подготовки спортсмена.
Неурочные формызанятий характеризуются:
относительно ограниченным содержанием и упрощенной структурой,
но при этом требуют проявления личной инициативы и самостоятельности;
большинство неурочных занятий проводятся самостоятельно и с це-
лью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения
или повышения работоспособности, развитие двигательных способностей и
задачи, содержание, а также выбор конкретной формы занятия в зна-
чительной степени определяется интересами и склонностями занимающихся.
К неурочным относятся:
Занятия, проводимые в режиме дня (≪малые≫ формы), характеризую-
щиеся непродолжительным выполнением физических упражнений: утренняя
зарядка, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза;
Занятия спортивно-тренировочного характера (≪крупные≫ формы)
включают в себя занятия, связанные с решением задач тренировочного, оздо-
ровительно-реабилитационного или рекреационного характера;
Соревновательные формы образуются системой официальных и нео-
фициальных соревнований типа прикидок, отборочных соревнований, пер-
венств (чемпионатов), контрольных соревнований или зачетных занятий.
Общие черты форм занятий.Структура (построение) занятий физиче-
скими упражнениями в значительной степени определяется адаптационными
реакциями организма человека на выполняемую нагрузку. По данным физио-
логических исследований, при выполнении физической нагрузки работо-
способность человека проходит 4 фазы:
1-я фаза – предрабочие сдвиги (предстартовое состояние). В этой фазе
происходит общая мобилизация сил, связанная с осознанными намерениями
выполнить работу, с психологическими переживаниями и с предметной ори-
ентацией на предстоящую деятельность.
Функциональные сдвиги в организме в этой фазе могут быть весьма
значительными. Так, ЧСС может возрасти на 10 ударов, а легочная венти-
ляция увеличиться на 1 л и более, хотя человек еще не приступил к выпол-
нению работы, а только настроился на ее выполнение.
2-я фаза — врабатываемость. Начало воздействия нагрузки. В это время
происходит перестройка физиологических функций, организм постепенно
приспосабливается к особенностям выполнения работы, уровень его функци-
ональной активности возрастает, налаживается взаимодействие всех органов
и систем, обеспечивающих работу, при ведущей роли центральной нервной
системы. Врабатываемость выражается в постепенном нахождении правиль-
ного ритма работы, согласованности движений и деятельности внутренних
органов и систем организма.
3-я фаза — относительно устойчивое состояние. Работоспособность,
достигнув необходимого уровня, некоторое время удерживается на этом
уровне с относительными колебаниями, которые зависят от интенсивности
выполняемой работы, индивидуальных особенностей занимающихся, внеш-
них условий, регламентации работы и отдыха в процессе выполнения физиче-
ской нагрузки 4-я фаза — снижение работоспособности. Если работа доста-
точно интенсивная и длительная, состояние повышенной работоспособности
сменяется постепенно развивающимся утомлением. Это выражается в сниже-
нии количественных и качественных показателей работоспособности. Субъ-
ективно утомление проявляется чувством усталости, нежеланием продолжать
работу. Степень общего утомления к концу занятия зависит от его конкрет-
ной направленности, особенности содержания, объема и интенсивности на-
грузки. Для абсолютного большинства занятий определенная степень утомле-
ния является основным условием сверхвосстановления, необходимого для
развития двигательных способностей.
Однако некоторые формы занятий, такие как утренняя гигиеническая
гимнастика, физкультпаузы и физкультминутки и т.д., не сопровождаются об-
щим утомлением, иначе они не будут выполнять своего главного назначения
– содействовать основной деятельности человека.
Приведенные выше фазы работоспособности при выполнении физиче-
ской нагрузки обуславливают соответствующую структуру занятия. Для всех
форм занятий физическими упражнениями характерна структура, в которой
более или менее явно выражены три части. Обычно их называют: первую
часть – «подготовительной» (≪вводной≫ или ≪разминкой≫), вторую – «основ-
ной» и третью – «заключительной».
Подготовительная часть обеспечивает оптимальное врабатывание си-
стем организма и постепенную подготовку его к предстоящим нагрузкам. Со-
здание положительного эмоционального настроя.
Содержание и характеры подготовительной части зависит, с одной сто-
роны, от особенностей исходного функционального состояния занимающих-
ся, а с другой – от характера и направленности предстоящей основной дея-
тельности. Несмотря на вытекающую отсюда вариативность этой части заня-
тия, можно выделить относительно постоянную последовательность таких
ключевых компонентов подготовки, как вводно-организующие и установоч-
ные действия, общая и специальная разминка.
Основная часть занятия заключает в себе главную содержательную и
функциональную нагрузку и занимает преобладающую долю в общем,
объеме времени, затрагиваемого на занятии. В зависимости от особенно-
стей содержания занятия его структура в основной части может быть одно-
родной либо комбинированной. В первом случае реализуется одна главная за-
дача (напр. углубленное разучивание сложного двигательного действия). Во
втором – в качестве основных решаются несколько задач (напр., разучивание
нового двигательного действия и повышение уровня силовых способностей).
Продолжительность основной части лимитировано с одной стороны,
функциональными возможностями занимающихся, с другой – временем, от-
веденным на занятие.
Заключительная часть рационально построенного занятия по продол-
жительности невелика – обычно не более нескольких минут. Тем не менее от
содержания этой части существенно зависит конечный эффект занятия, дина-
мика восстановительных процессов и его влияние на последующую деятель-
Поэтому в конце занятия включающего повышенные физические на-
грузки, необходимо обеспечить переключение организма на восстановитель-
ный режим функционирования. Это достижение служит более или менее по-
степенным снижением интенсивности выполненных действий, переключени-
ем на действие дающее эффект активного отдыха, использованием дыхатель-
ных, релаксационных и других упражнений, способствующих активизации
В завершении занятия рекомендуется предусматривать оценку его ре-
Формы занятий физическими упражнениями
1.Уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.).
2.Спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.
1.Малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используемые для оперативного (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера.
2.Крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительные, одно и многопредметные (занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, атлетической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера.
3.Соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая подготовленность и т.п.
УРОЧНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени, в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания в относительно постоянной по составу учебной группе занимающихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также опорно-двигательного аппарата к предстоящей основной работе.
Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитание физических и личностных качеств.
Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного конца занятия.
По признаку основной направленности различают уроки общей физической подготовки, уроки профессионально-прикладной физической подготовки, спортивно-тренировочные уроки, методико-практические занятия.
Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям.
По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:
1. Уроки освоения нового материала. Для них характерно широкое использование словесных методов, невысокая «моторная» плотность.
2. Уроки закрепления и совершенствования учебного материала..
3. Контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими знаний, умений и навыков.
4. Смешанные (комплексные) уроки направлены на совместное решение задач обучения технике движений, воспитания физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др. По признаку вида спорта различают уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания и т.д. Они имеют свое специфическое содержание, структурное построение и т.д.
НЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
Как уже говорилось выше, в массовой физкультурно-спортивной практике применяются малые, крупные и соревновательные формы занятий неурочного типа. Для малых форм занятий характерны:
1.Относительно узкая направленность деятельности занимающихся по сравнению с урочными и крупными формами занятий. Поэтому здесь решаются лишь отдельные частные задачи:
а)умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гимнастика, гимнастика, вводная производная гимнастика);
б)текущая оптимизация динамики оперативной работоспособности во время работы и профилактика действия неблагоприятных условий на организм (формы: физкультпауза, физкультминутка, микропаузы активного отдыха);
в) поддержание отдельных сторон приобретенной тренированности и создание предпосылок для повышения эффективности основных занятий (домашние задания по курсу физического воспитания, спортивного совершенствования).
2.Незначительная продолжительность занятий (от 2-3 до 15-20 мин.).
3.Отсутствие или невыраженность структуры построения занятия, т.е. подготовительной части, например, оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки и т.д.
4.Невысокий уровень физкультурных нагрузок.
Следует отметить, что малые формы занятий играют дополнительную роль в общей системе занятий физического воспитания.
К крупным формам занятий неурочного типа относятся:
а)самостоятельные (самодеятельные) тренировочные занятия. Они требуют от занимающихся определенной «физкультурной грамотности», особенно методического характера, для правильного построения занятия, корректного регулирования нагрузки, осуществления самоконтроля;
б)занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера. К ним можно отнести занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, ушу, турпоходы, ходьбу на лыжах, массовые игры
и т.п. Основные характерные черты этих занятий: умеренность нагрузки без утомления; отсутствие жесткой регламентации; свободное варьирование поведения.
К соревновательным формам организации занятий относятся:
а)собственно спортивные соревнования, предполагающие максимальную реализацию возможностей занимающихся. Для них присущи: четкая регламентация предмета, способов и условий состязаний, наличие судейства и др.;
б)соревновательные формы занятий (например, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов и др.). Здесь признаки, присущие спорту, частично отсутствуют либо менее выражены.
В зависимости от численного состава занимающихся физическими упражнениями различают индивидуальные и групповые формы занятий. Занятия неурочного типа, в отличие от урочного, осуществляются на основе полной добровольности. Выбор конкретной неурочной формы занятий в значительной степени определяется интересами и склонностями занимающихся.
Формы организации физического воспитания студентов
Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего обучения студентов в режиме учебной деятельности и во внеучебное время.
Физическое воспитание студентов в режиме учебной работы осуществляется в следующих формах:
1.Учебные занятия, предусмотренные учебным планом и расписанием вуза (по 4 ч. в неделю). Это основная форма занятий по физическому воспитанию.
2.Факультативные занятия, являющиеся продолжением и добавлением к учеб-
ным занятиям. Они включаются в учебное расписание учебным управлением (частью) вуза по согласованию с кафедрой физического воспитания, чтобы обеспечить студентам возможность их посещения. На факультативных занятиях (по 2-4 ч. в неделю) совершенствуется физическая подготовка студентов в объеме требований программных форм, углубляется профессиональная подготовка, расширяются знания по теории и методике физического воспитания, продолжается подготовка студентов к общественной физкультурно-спортивной деятельности.
Физическое воспитание студентов во внеурочное время (т.е. вне обязательных занятий) проводится в следующих формах:
1. Физические упражнения в режиме учебного дня: утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультурные паузы, дополнительные занятия и др. Физкультпаузы проводятся после первых 4 ч. аудиторных или практических занятий. Их продолжительность 8-10 мин. Дополнительные занятия (индивидуальные или групповые) проводятся преподавателем с целью подготовки слабо подготовленных студентов к сдаче зачетных норм и требований учебной программы по физическому воспитанию. Физические упражнения в режиме учебного дня выполняют функцию активного отдыха.
2.Организованные занятия студентов во внеучебное время в спортивных секциях, в группах ОФП, аэробики, шейпинга и др. под руководством педагога по физической культуре и спорту.
3.Самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в свободное от учебы время:
а)на основе полной добровольности и инициативы;
б)по заданию преподавателя (домашние задания).
4.Массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в выходные дни в течение учебного года и в каникулярное время. В их содержание входят спортивные вечера, спартакиады с участием сборных команд факультетов, массовые кроссы и эстафеты, праздники физической культуры, соревнования различного уровня, туристические походы и др.
5.Занятия в оздоровительно-спортивных лагерях в период летних и зимних студенческих каникул, обеспечивающие восстановительно-оздоровительный, закаливающий и развивающий эффекты. В условиях лагеря реализуются многие формы физической активности студентов: утренняя гимнастика, обучение плаванию, тренировочные занятия по различным видам спорта, занятия со студентами с ослабленным здоровьем (по лечебным программам), туристические походы, физкультурно-спортивные развлечения и игры, внутри- и межлагерные спортивные соревнования и др.
Таким образом, помимо решения воспитательных и образовательных задач физическое воспитание во внеучебное время призвано повысить двигательную активность студентов; улучшить профессионально-прикладную готовность и оптимизировать учебную работоспособность путем снятия нервно-эмоционального напряжения; продолжить формирование знаний, умений и навыков, связанных с проведением самостоятельных физкультурно-спортивных занятий.
Лекция 6
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
ПЛАН
1.Планирование и управление самостоятельными занятиями.
2.Формы и содержание самостоятельных занятий.
3.Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста.
4.Особенности самостоятельных занятий для женщин.
5.Границы интенсивности нагрузок в условиях занятий у лиц разного возраста. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности.
6.Гигиена самостоятельных занятий.
7.Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.
ЛИТЕРАТУРА
1.Алексеев А. В. Сам себетренер.-М.:ФиС, 1969.
3.Белов Р. А. и др. Самостоятельные занятия студентов физической культурой.-Киев: Высшая школа, 1988.
4.Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А. В. Физическая культура студентов вузов.-Воронеж: Изд. ВГУ, 1991.
5.Массовая физическая культура в вузе /Под ред. В.А.Маслякова, В.С.Мотятова.-М.:ФиС, 1994.
Самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом должны быть обязательной составляющей частью здорового образа жизни студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников высших учебных заведений. Они являются неотъемлемой частью научной организации труда, восполняют дефицит двигательной активности, способствуют более эффектному восстановлению организма после утомления, повышению физической и умственной работоспособности.
Самостоятельные занятия могут проводиться в любых условиях, в разноевремя и включать задания преподавателя или по самостоятельно составленной программе. Эта форма занятий с каждым годом получает большее распространение. Она необходима для повышения спортивных результатов спортсменов, а. также способствует привлечению все более широкого круга членов коллектива вуза к занятиям, внедрению здорового образа жизни.
1. Планирование и управление самостоятельными занятиями
Планирование самостоятельных занятий осуществляется студентами под руководством преподавателей.
Перспективные планы самостоятельных занятий целесообразно разрабатывать на весь период обучения, т.е. на 4-6 лет. В зависимости от состояния здоровья, медицинской группы, исходного уровня физической и спортивно-технической подготовленности студенты могут планировать достижение различных результатов по годам обучения в вузе и выполнение требований и норм учебного плана по физической культуре. Эти планы отражают различные задачи, которые стоят перед студентами, зачисленными в разные медицинские группы.
Студентам, которые отнесены к подготовительной медицинской группе, рекомендуются самостоятельные тренировочные занятия с задачей овладения всеми требованиями, нормами учебной программы. Одновременно с этим для данной категории студентов доступны занятия отдельными видами спорта.
Студенты основной медицинской группы подразделяются на две категории: занимавшиеся и не занимавшиеся ранее спортом. Все студенты этой группы должны начинать с многоборной подготовки. Студентам, ранее не занимавшимся спортом и не имеющим к нему интереса, рекомендуется заниматься по программе разносторонней подготовки. Студенты, поступившие на 1 курс с определенной спортивно-технической подготовкой, должны стремиться постоянно совершенствовать свое спортивное мастерство.
Самостоятельные тренировочные занятия проводятся на всех годах обучения студентов. Там, где на старших курсах предусмотрены учебные занятия по физическому воспитанию с преподавателями по учебному расписанию, самостоятельные занятия проводятся дополнительно к этим учебным занятиям с учетом личных стремлений и интересов студентов.
Для осуществления управления процессом самостоятельной тренировки необходимо проведение ряда мероприятий.
Разработка и корректировка планов: перспективного и годичного, а также на период, этап и микроциклы тренировочных занятий производится с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и динамики показателей состояния здоровья, физической и спортивной подготовленности, полученных в процессе занятий.
Определение и изменение содержания, организации, методики и условий занятий, применяемых средств тренировки необходимо для достижения наибольшей эффективности занятий. В зависимости от результатов самоконтроля и учета тренировочных занятий, анализа хода тренировочного процесса, вносится коррективы в планы тренировок. Рекомендуется проводить предварительный, текущий и итоговый учет с записью данных в личный дневник самоконтроля.
Текущий учет позволяет анализировать показатели тренировочных занятий. В ходе занятий анализируются: количество проведенных тренировок в неделю, месяц, год; выполненный объем и интенсивность выполненной тренировочной работы, результаты участия в соревнованиях и выполнения норм разрядной классификации. Анализ показателей текущего учета позволяет поверять правильность хода тренировочного процесса и вносить поправки в планы.
Объективную оценку состояния занимающихся дает применение разнообразных тестов.
Итоговый учет осуществляется в конце периода занятий или в конце годичного цикла тренировочных занятий. Этот учет предполагает сопоставление данных состояния здоровья и тренированности, а также данных об объеме работы, выраженной во времени, затраченном на выполнение упражнений, и в количестве километров легкоатлетического бега, бега на лыжах и плавании различной интенсивности, с результатами, показанными на соревнованиях. На основании этого сопоставления и анализа корректируются планы тренировочных занятий на следующий годичный цикл.
Результаты многих видов самоконтроля и учета при проведении самостоятельных тренировочных занятий могут быть представлены в виде количественных показателей: ЧСС, вес тела, тренировочные нагрузки, результаты выполнения тестов, спортивные результаты и другие.
Количественные данные самоконтроля и учета полезно представлять в виде графика, тогда анализ показателей дневника самоконтроля, предварительного, текущего и итогового учета будет более наглядно отображен на графике, показывающем динамику состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, что облегчит повседневное управление процессом самостоятельной тренировки.
2. Содержание и формы самостоятельных занятий
Содержание и формы самостоятельных занятий физическими занятиями и спортом определяются их целью и задачами.
Существуют три формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировочные занятия.