дайте краткую характеристику форм занятий физическими упражнениями

Характеристика форм занятий физическими упражнениями

дайте краткую характеристику форм занятий физическими упражнениями. дайте краткую характеристику форм занятий физическими упражнениями фото. картинка дайте краткую характеристику форм занятий физическими упражнениями. смотреть фото дайте краткую характеристику форм занятий физическими упражнениями. смотреть картинку дайте краткую характеристику форм занятий физическими упражнениями. дайте краткую характеристику форм занятий физическими упражнениями. дайте краткую характеристику форм занятий физическими упражнениями фото. картинка дайте краткую характеристику форм занятий физическими упражнениями. смотреть фото дайте краткую характеристику форм занятий физическими упражнениями. смотреть картинку дайте краткую характеристику форм занятий физическими упражнениями. дайте краткую характеристику форм занятий физическими упражнениями. дайте краткую характеристику форм занятий физическими упражнениями фото. картинка дайте краткую характеристику форм занятий физическими упражнениями. смотреть фото дайте краткую характеристику форм занятий физическими упражнениями. смотреть картинку дайте краткую характеристику форм занятий физическими упражнениями. дайте краткую характеристику форм занятий физическими упражнениями. дайте краткую характеристику форм занятий физическими упражнениями фото. картинка дайте краткую характеристику форм занятий физическими упражнениями. смотреть фото дайте краткую характеристику форм занятий физическими упражнениями. смотреть картинку дайте краткую характеристику форм занятий физическими упражнениями.

Классификация форм занятий в физическом воспитании

Под формами занятий физическими упражнениямипонимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.

По особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы — урочные и неурочные.

Урочные формы — это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним отно­сятся:

1) Уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждени­ях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.);

2) Спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.

Неурочные формы — это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановле­ния здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся:

1) Малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используемые для оперативного (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило не решают задач развивающего, тренирующего характера;

2) Крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продол­жительные, одно и многопредметные (комплексные) по содер­жанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой (см. главу 24), атлетической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоро­вительно-реабилитационного или рекреационного характера;

3) Соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая под­готовленность и т.п. (например, система официальных соревнований, отборочные соревнования, первенств, чемпионаты, контрольные прикидки или соревнования и др.).

Характеристика форм занятий физическими упражнениями

Урочные формы занятий

Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимаю­щихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для опорно-двигательного аппарата к предстоящей основной работе.

Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств.

Заключительная часть предназначена для постепенного сниже­ния нагрузки на организм и организованного окончания занятия.

По признаку основной направленностиразличают уроки общей физической подготовки (ОФП), уроки профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), спортивно-тренировочные уроки, методико-практические занятия.

Уроки ОФП используются практически для всех возрастных групп. Их основная направленность — это всесторонняя физичес­кая подготовка занимающихся. Для уроков характерны разнообразие средств и методов, комплексность, средние и умеренные на­грузки на организм.

Уроки профессионально-прикладной физической подготовки проводятся в основном в средних и высших учебных заведениях. Их основная направленность — формирование ведущих для конкрет­ных профессий двигательных умений и навыков, а также разви­тие физических качеств.

дайте краткую характеристику форм занятий физическими упражнениями. дайте краткую характеристику форм занятий физическими упражнениями фото. картинка дайте краткую характеристику форм занятий физическими упражнениями. смотреть фото дайте краткую характеристику форм занятий физическими упражнениями. смотреть картинку дайте краткую характеристику форм занятий физическими упражнениями.

Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям.

Методико-практические занятия проводятся в основном в средних специальных и высших учебных заведениях. Их основная направленность — операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных, жизненных целей личности.

По признаку решаемых задачразличают следующие типы уро­ков:

1) Уроки освоения нового материала. Для них характерны ши­рокое использование словесных и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность;

2) Уроки закрепления и совершенствования учебного материала;

3) Контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими зна­ний, умений и навыков и т.п.;

4) Смешанные (комплексные) уроки направлены на совмест­ное решение задач обучения технике движений, воспитания, фи­зических качеств, контроля за уровнем физической подготовлен­ности занимающихся и др.

По признаку вида спортаразличают уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания и т.д. Они имеют свое специфическое содер­жание, структурное построение и т.д.

Источник

Формы и методы построения занятий в физическом воспитании.

Формы и методы построения занятий в физическом воспитании.

Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательно­го процесса.

По особенностям организации занимающихся и спо­собам руководства ими занятия по физическому воспи­танию подразделяются на две группы: урочные и неуроч­ные.

Урочные формы занятий

Для урочных форм занятий характерно, что деятель­ностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установлен­ного времени, в специально отведенном месте руково­дит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимающихся (класс, секция, команда). При этом строго соблюдается частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. При проведении таких занятий используются три час­ти: подготовительная, основная, заключительная. Выделение частей в уроке обусловлено необходимостью управлять динамикой работоспособности занимающихся.

Подготовительная часть необходима для начальной организации занимающихся, психической и функцио­нальной подготовки организма к предстоящей основ­ной работе. Сюда входят: построение, строевые упражнения, ОРУ на все группы мышц (разминка).

Основная часть обеспечивает решение задач обуче­ния технике двигательных действий, воспитания физи­ческих и личностных качеств. Изучение нового материала проводится в начале основной части, затем даются упражнения на повторение и совершенствование. Упражнения должны сменяться в такой последовательности, чтобы мышечные напряжения чередовались с расслаблением, статические усилия с динамическими и т. д.

Заключительная часть предназначена для постепен­ного снижения нагрузки на организм и организованно­го окончания занятия. Здесь используют малоинтенсивные упражнения (ходьбу, перестроения, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление).

По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:

2) уроки закрепления и совершенствования учебного материала;

3) контрольные уроки, предназначенные для опреде­ления уровня подготовленности занимающихся, провер­ки усвоения ими знаний, умений и навыков и т.п.;

4) смешанные (комплексные) уроки, направленные на совместное решение задач обучения технике движений, воспитания физических качеств, контроля за уровнем
физической подготовленности занимающихся и др.

Методы организации учебной деятельности.

Методы организации учебной деятельности определяют условия и характер изучения учебного материала. Их использование подчинено задачам и содержанию урока, уровню подготовленности учащихся, а также наличию спортивного инвентаря и оборудования на местах занятий. Учебная деятельность организуется с помощью фронтального метода, группового метода или индивидуального метода.

Фронтальный метод организации учебной деятельности включает несколько разновидностей, имеющих общий признак — выполнение одного и того же задания всеми учениками под руководством преподавателя. Среди этих разновидностей выделяют одновременное и поточное (поочередное) выполнение заданий.

Групповой метод организации деятельности предусматривает одновременное выполнение несколькими группами разных заданий. К групповому относится метод круговой тренировки. Он характеризуется серийным (слитным или с интервалами для отдыха) выполнением упражнений, объединенных в комплекс в соответствии с решаемыми педагогическими задачами. Его специфической особенностью является то, что ученики выполняют разные двигательные задания посменно. Организация этого метода сводится к следующему: в спортивном зале или на площадке оборудуют станции, т. е. места для выполнения соответствующих двигательных действий; на каждой станции учащимся определяют задание: упражнение, дозировку и методические указания по его выполнению; выполнение заданий осуществляют поточно и попеременно. В первом случае ученик, выполнив задание на одной станции, пе­реходит на другую, а во втором — класс разделяют на группы в соответствии с количеством станций. После того, как каждый уче­ник на каждой станции выполнит задания, проводят смену мест занятий.

Индивидуальный метод – двигательные задания определяются для каждого ученика отдельно

Источник

Формы занятий физическими упражнениями и их характеристика.

Содержанием занятийв физическом воспитании является деятель-

ность, включающая освоение теоретических знаний и выполнение физиче-

ских упражнений с целью решения образовательных, воспитательных и оздо-

ровительных задач физического воспитания.

Форма занятия– это совокупность условий проведения и управления

Содержание и форма занятий взаимосвязаны. Занятие невозможно осу-

ществить вне определенной формы, тем более без конкретного содержания.

Все многообразие форм можно условно разделить на две группы: уроч-

ныеи неурочные, которые объединяют более конкретные формы (Рис. 2.5).

Урочные формызанятий характеризуются следующими признаками:

• ведущая роль педагога-специалиста, который отвечает за его органи-

зацию и проведение;

• стабильное расписание занятий (обеспечивает их систематичность и

правильное чередование работы и отдыха);

• постоянный состав занимающихся, относительно однородный по воз-

расту, полу, уровню физической подготовленности, состоянию здоровья, спе-

• соответствие учебного материала программе и особенностям контин-

К урочным формам относятся:

Занятия по обязательному курсу физического воспитания в образова-

тельных и воспитательных учреждениях и подразделениях вооруженных сил.

К ним относятся уроки, проводимые преподавателями по государственным

программам в тех звеньях, где физическая культура является обязательным

предметом: общеобразовательная школа, различные училища, техникумы, а

также вузы. Главной чертой уроков является их образовательно-оздорови-

тельная и воспитательная направленность;

Занятия, организуемые под руководством специалиста в секциях и

группах ОФП, спортивных клубах, командах и т.п. По своей направленности

данные занятия носят тренировочный характер, ориентированный на совер-

шенствование в избранном виде спорта. Их содержание непосредственно свя-

зано с реализацией всех видов подготовки спортсмена.

Неурочные формызанятий характеризуются:

относительно ограниченным содержанием и упрощенной структурой,

но при этом требуют проявления личной инициативы и самостоятельности;

большинство неурочных занятий проводятся самостоятельно и с це-

лью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения

или повышения работоспособности, развитие двигательных способностей и

задачи, содержание, а также выбор конкретной формы занятия в зна-

чительной степени определяется интересами и склонностями занимающихся.

К неурочным относятся:

Занятия, проводимые в режиме дня (≪малые≫ формы), характеризую-

щиеся непродолжительным выполнением физических упражнений: утренняя

зарядка, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза;

Занятия спортивно-тренировочного характера (≪крупные≫ формы)

включают в себя занятия, связанные с решением задач тренировочного, оздо-

ровительно-реабилитационного или рекреационного характера;

Соревновательные формы образуются системой официальных и нео-

фициальных соревнований типа прикидок, отборочных соревнований, пер-

венств (чемпионатов), контрольных соревнований или зачетных занятий.

Общие черты форм занятий.Структура (построение) занятий физиче-

скими упражнениями в значительной степени определяется адаптационными

реакциями организма человека на выполняемую нагрузку. По данным физио-

логических исследований, при выполнении физической нагрузки работо-

способность человека проходит 4 фазы:

1-я фаза – предрабочие сдвиги (предстартовое состояние). В этой фазе

происходит общая мобилизация сил, связанная с осознанными намерениями

выполнить работу, с психологическими переживаниями и с предметной ори-

ентацией на предстоящую деятельность.

Функциональные сдвиги в организме в этой фазе могут быть весьма

значительными. Так, ЧСС может возрасти на 10 ударов, а легочная венти-

ляция увеличиться на 1 л и более, хотя человек еще не приступил к выпол-

нению работы, а только настроился на ее выполнение.

2-я фаза — врабатываемость. Начало воздействия нагрузки. В это время

происходит перестройка физиологических функций, организм постепенно

приспосабливается к особенностям выполнения работы, уровень его функци-

ональной активности возрастает, налаживается взаимодействие всех органов

и систем, обеспечивающих работу, при ведущей роли центральной нервной

системы. Врабатываемость выражается в постепенном нахождении правиль-

ного ритма работы, согласованности движений и деятельности внутренних

органов и систем организма.

3-я фаза — относительно устойчивое состояние. Работоспособность,

достигнув необходимого уровня, некоторое время удерживается на этом

уровне с относительными колебаниями, которые зависят от интенсивности

выполняемой работы, индивидуальных особенностей занимающихся, внеш-

них условий, регламентации работы и отдыха в процессе выполнения физиче-

ской нагрузки 4-я фаза — снижение работоспособности. Если работа доста-

точно интенсивная и длительная, состояние повышенной работоспособности

сменяется постепенно развивающимся утомлением. Это выражается в сниже-

нии количественных и качественных показателей работоспособности. Субъ-

ективно утомление проявляется чувством усталости, нежеланием продолжать

работу. Степень общего утомления к концу занятия зависит от его конкрет-

ной направленности, особенности содержания, объема и интенсивности на-

грузки. Для абсолютного большинства занятий определенная степень утомле-

ния является основным условием сверхвосстановления, необходимого для

развития двигательных способностей.

Однако некоторые формы занятий, такие как утренняя гигиеническая

гимнастика, физкультпаузы и физкультминутки и т.д., не сопровождаются об-

щим утомлением, иначе они не будут выполнять своего главного назначения

– содействовать основной деятельности человека.

Приведенные выше фазы работоспособности при выполнении физиче-

ской нагрузки обуславливают соответствующую структуру занятия. Для всех

форм занятий физическими упражнениями характерна структура, в которой

более или менее явно выражены три части. Обычно их называют: первую

часть – «подготовительной» (≪вводной≫ или ≪разминкой≫), вторую – «основ-

ной» и третью – «заключительной».

Подготовительная часть обеспечивает оптимальное врабатывание си-

стем организма и постепенную подготовку его к предстоящим нагрузкам. Со-

здание положительного эмоционального настроя.

Содержание и характеры подготовительной части зависит, с одной сто-

роны, от особенностей исходного функционального состояния занимающих-

ся, а с другой – от характера и направленности предстоящей основной дея-

тельности. Несмотря на вытекающую отсюда вариативность этой части заня-

тия, можно выделить относительно постоянную последовательность таких

ключевых компонентов подготовки, как вводно-организующие и установоч-

ные действия, общая и специальная разминка.

Основная часть занятия заключает в себе главную содержательную и

функциональную нагрузку и занимает преобладающую долю в общем,

объеме времени, затрагиваемого на занятии. В зависимости от особенно-

стей содержания занятия его структура в основной части может быть одно-

родной либо комбинированной. В первом случае реализуется одна главная за-

дача (напр. углубленное разучивание сложного двигательного действия). Во

втором – в качестве основных решаются несколько задач (напр., разучивание

нового двигательного действия и повышение уровня силовых способностей).

Продолжительность основной части лимитировано с одной стороны,

функциональными возможностями занимающихся, с другой – временем, от-

веденным на занятие.

Заключительная часть рационально построенного занятия по продол-

жительности невелика – обычно не более нескольких минут. Тем не менее от

содержания этой части существенно зависит конечный эффект занятия, дина-

мика восстановительных процессов и его влияние на последующую деятель-

Поэтому в конце занятия включающего повышенные физические на-

грузки, необходимо обеспечить переключение организма на восстановитель-

ный режим функционирования. Это достижение служит более или менее по-

степенным снижением интенсивности выполненных действий, переключени-

ем на действие дающее эффект активного отдыха, использованием дыхатель-

ных, релаксационных и других упражнений, способствующих активизации

В завершении занятия рекомендуется предусматривать оценку его ре-

Источник

Формы занятий физическими упражнениями

1.Уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государ­ственным программам в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессио­нального образования, вуз и т.п.).

2.Спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами с направлен­ностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.

1.Малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используемые для оперативно­го (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратков­ременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера.

2.Крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительные, одно и многопредметные (занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, атле­тической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера.

3.Соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая подготовленность и т.п.

УРОЧНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени, в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания в относительно постоянной по составу учебной группе занимающихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педаго­гических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдают­ся частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Кроме того, для учеб­ных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготови­тельную, основную и заключительную.

Подготовительная часть необходима для начальной организации занимаю­щихся, психической и функциональной подготовки организма, а также опорно-двигательного аппарата к предстоящей основной работе.

Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигатель­ных действий, воспитание физических и личностных качеств.

Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного конца занятия.

По признаку основной направленности различают уроки общей физической подготовки, уроки профессионально-прикладной физической подготовки, спортив­но-тренировочные уроки, методико-практические занятия.

Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям.

По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:

1. Уроки освоения нового материала. Для них характерно широкое использо­вание словесных методов, невысокая «моторная» плотность.

2. Уроки закрепления и совершенствования учебного материала..

3. Контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовлен­ности занимающихся, проверки усвоения ими знаний, умений и навыков.

4. Смешанные (комплексные) уроки направлены на совместное решение за­дач обучения технике движений, воспитания физических качеств, контро­ля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др. По признаку вида спорта различают уроки гимнастики, легкой атлетики, плава­ния и т.д. Они имеют свое специфическое содержание, структурное построение и т.д.

НЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

Как уже говорилось выше, в массовой физкультурно-спортивной практике при­меняются малые, крупные и соревновательные формы занятий неурочного типа. Для малых форм занятий характерны:

1.Относительно узкая направленность деятельности занимающихся по срав­нению с урочными и крупными формами занятий. Поэтому здесь решают­ся лишь отдельные частные задачи:

а)умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем орга­низма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гимнастика, гимнастика, вводная производная гим­настика);

б)текущая оптимизация динамики оперативной работоспособности во вре­мя работы и профилактика действия неблагоприятных условий на орга­низм (формы: физкультпауза, физкультминутка, микропаузы активного отдыха);

в) поддержание отдельных сторон приобретенной тренированности и со­здание предпосылок для повышения эффективности основных занятий (домашние задания по курсу физического воспитания, спортивного со­вершенствования).

2.Незначительная продолжительность занятий (от 2-3 до 15-20 мин.).

3.Отсутствие или невыраженность структуры построения занятия, т.е. под­готовительной части, например, оздоровительный бег, гигиеническая гим­настика, физкультурные минутки и т.д.

4.Невысокий уровень физкультурных нагрузок.

Следует отметить, что малые формы занятий играют дополнительную роль в общей системе занятий физического воспитания.

К крупным формам занятий неурочного типа относятся:

а)самостоятельные (самодеятельные) тренировочные занятия. Они требуют от занимающихся определенной «физкультурной грамотности», особенно методического характера, для правильного построения занятия, коррект­ного регулирования нагрузки, осуществления самоконтроля;

б)занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера. К ним можно отнести занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, ушу, турпоходы, ходьбу на лыжах, массовые игры

и т.п. Основные характерные черты этих занятий: умеренность нагрузки без утомления; отсутствие жесткой регламентации; свободное варьирова­ние поведения.

К соревновательным формам организации занятий относятся:

а)собственно спортивные соревнования, предполагающие максимальную реа­лизацию возможностей занимающихся. Для них присущи: четкая регламен­тация предмета, способов и условий состязаний, наличие судейства и др.;

б)соревновательные формы занятий (например, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов и др.). Здесь признаки, присущие спорту, частично от­сутствуют либо менее выражены.

В зависимости от численного состава занимающихся физическими упражне­ниями различают индивидуальные и групповые формы занятий. Занятия неуроч­ного типа, в отличие от урочного, осуществляются на основе полной доброволь­ности. Выбор конкретной неурочной формы занятий в значительной степени оп­ределяется интересами и склонностями занимающихся.

Формы организации физического воспитания студентов

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего обучения сту­дентов в режиме учебной деятельности и во внеучебное время.

Физическое воспитание студентов в режиме учебной работы осуществляется в следующих формах:

1.Учебные занятия, предусмотренные учебным планом и расписанием вуза (по 4 ч. в неделю). Это основная форма занятий по физическому воспитанию.

2.Факультативные занятия, являющиеся продолжением и добавлением к учеб-

ным занятиям. Они включаются в учебное расписание учебным управле­нием (частью) вуза по согласованию с кафедрой физического воспитания, чтобы обеспечить студентам возможность их посещения. На факультатив­ных занятиях (по 2-4 ч. в неделю) совершенствуется физическая подготов­ка студентов в объеме требований программных форм, углубляется про­фессиональная подготовка, расширяются знания по теории и методике физического воспитания, продолжается подготовка студентов к обществен­ной физкультурно-спортивной деятельности.

Физическое воспитание студентов во внеурочное время (т.е. вне обязатель­ных занятий) проводится в следующих формах:

1. Физические упражнения в режиме учебного дня: утренняя гимнастика, ввод­ная гимнастика, физкультурные паузы, дополнительные занятия и др. Физкультпаузы проводятся после первых 4 ч. аудиторных или практических занятий. Их продолжительность 8-10 мин. Дополнительные занятия (ин­дивидуальные или групповые) проводятся преподавателем с целью подго­товки слабо подготовленных студентов к сдаче зачетных норм и требований учебной программы по физическому воспитанию. Физические упраж­нения в режиме учебного дня выполняют функцию активного отдыха.

2.Организованные занятия студентов во внеучебное время в спортивных секциях, в группах ОФП, аэробики, шейпинга и др. под руководством педаго­га по физической культуре и спорту.

3.Самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в свобод­ное от учебы время:

а)на основе полной добровольности и инициативы;

б)по заданию преподавателя (домашние задания).

4.Массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в выход­ные дни в течение учебного года и в каникулярное время. В их содержание входят спортивные вечера, спартакиады с участием сборных команд фа­культетов, массовые кроссы и эстафеты, праздники физической культуры, соревнования различного уровня, туристические походы и др.

5.Занятия в оздоровительно-спортивных лагерях в период летних и зимних студенческих каникул, обеспечивающие восстановительно-оздоровитель­ный, закаливающий и развивающий эффекты. В условиях лагеря реализу­ются многие формы физической активности студентов: утренняя гимнас­тика, обучение плаванию, тренировочные занятия по различным видам спорта, занятия со студентами с ослабленным здоровьем (по лечебным программам), туристические походы, физкультурно-спортивные развлече­ния и игры, внутри- и межлагерные спортивные соревнования и др.

Таким образом, помимо решения воспитательных и образовательных задач физическое воспитание во внеучебное время призвано повысить двигательную активность студентов; улучшить профессионально-прикладную готовность и оп­тимизировать учебную работоспособность путем снятия нервно-эмоционально­го напряжения; продолжить формирование знаний, умений и навыков, связанных с проведением самостоятельных физкультурно-спортивных занятий.

Лекция 6

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

ПЛАН

1.Планирование и управление самостоятельными занятиями.

2.Формы и содержание самостоятельных занятий.

3.Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями раз­личной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста.

4.Особенности самостоятельных занятий для женщин.

5.Границы интенсивности нагрузок в условиях занятий у лиц разного возра­ста. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности.

6.Гигиена самостоятельных занятий.

7.Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1.Алексеев А. В. Сам себетренер.-М.:ФиС, 1969.

3.Белов Р. А. и др. Самостоятельные занятия студентов физической культурой.-Киев: Высшая школа, 1988.

4.Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А. В. Физическая культура студентов вузов.-Воронеж: Изд. ВГУ, 1991.

5.Массовая физическая культура в вузе /Под ред. В.А.Маслякова, В.С.Мотятова.-М.:ФиС, 1994.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом должны быть обязательной составляющей частью здорового образа жизни студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников высших учебных заведений. Они являются неотъемлемой частью научной организации труда, восполняют дефицит двигательной активности, способствуют более эффектному восстановлению организма после утомления, повышению физической и умственной работоспособности.

Самостоятельные занятия могут проводиться в любых условиях, в разноевремя и включать задания преподавателя или по самостоятельно составленной программе. Эта форма занятий с каждым годом получает большее распростране­ние. Она необходима для повышения спортивных результатов спортсменов, а. также способствует привлечению все более широкого круга членов коллектива вуза к занятиям, внедрению здорового образа жизни.

1. Планирование и управление самостоятельными занятиями

Планирование самостоятельных занятий осуществляется студентами под ру­ководством преподавателей.

Перспективные планы самостоятельных занятий целесообразно разрабаты­вать на весь период обучения, т.е. на 4-6 лет. В зависимости от состояния здоро­вья, медицинской группы, исходного уровня физической и спортивно-техничес­кой подготовленности студенты могут планировать достижение различных ре­зультатов по годам обучения в вузе и выполнение требований и норм учебного плана по физической культуре. Эти планы отражают различные задачи, которые стоят перед студентами, зачисленными в разные медицинские группы.

Студентам, которые отнесены к подготовительной медицинской группе, ре­комендуются самостоятельные тренировочные занятия с задачей овладения все­ми требованиями, нормами учебной программы. Одновременно с этим для дан­ной категории студентов доступны занятия отдельными видами спорта.

Студенты основной медицинской группы подразделяются на две категории: занимавшиеся и не занимавшиеся ранее спортом. Все студенты этой группы должны начинать с многоборной подготовки. Студентам, ранее не занимавшимся спортом и не имеющим к нему интереса, рекомендуется заниматься по програм­ме разносторонней подготовки. Студенты, поступившие на 1 курс с определен­ной спортивно-технической подготовкой, должны стремиться постоянно совершенствовать свое спортивное мастерство.

Самостоятельные тренировочные занятия проводятся на всех годах обучения студентов. Там, где на старших курсах предусмотрены учебные занятия по физи­ческому воспитанию с преподавателями по учебному расписанию, самостоятель­ные занятия проводятся дополнительно к этим учебным занятиям с учетом лич­ных стремлений и интересов студентов.

Для осуществления управления процессом самостоятельной тренировки не­обходимо проведение ряда мероприятий.

Разработка и корректировка планов: перспективного и годичного, а также на период, этап и микроциклы тренировочных занятий производится с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и динамики показателей состоя­ния здоровья, физической и спортивной подготовленности, полученных в про­цессе занятий.

Определение и изменение содержания, организации, методики и условий за­нятий, применяемых средств тренировки необходимо для достижения наиболь­шей эффективности занятий. В зависимости от результатов самоконтроля и учета тренировочных занятий, анализа хода тренировочного процесса, вносится кор­рективы в планы тренировок. Рекомендуется проводить предварительный, теку­щий и итоговый учет с записью данных в личный дневник самоконтроля.

Текущий учет позволяет анализировать показатели тренировочных занятий. В ходе занятий анализируются: количество проведенных тренировок в неделю, месяц, год; выполненный объем и интенсивность выполненной тренировочной работы, результаты участия в соревнованиях и выполнения норм разрядной классификации. Анализ показателей текущего учета позволяет поверять правильность хода тренировочного процесса и вносить поправки в планы.

Объективную оценку состояния занимающихся дает применение разнообраз­ных тестов.

Итоговый учет осуществляется в конце периода занятий или в конце годич­ного цикла тренировочных занятий. Этот учет предполагает сопоставление дан­ных состояния здоровья и тренированности, а также данных об объеме работы, выраженной во времени, затраченном на выполнение упражнений, и в количест­ве километров легкоатлетического бега, бега на лыжах и плавании различной ин­тенсивности, с результатами, показанными на соревнованиях. На основании это­го сопоставления и анализа корректируются планы тренировочных занятий на следующий годичный цикл.

Результаты многих видов самоконтроля и учета при проведении самостоя­тельных тренировочных занятий могут быть представлены в виде количествен­ных показателей: ЧСС, вес тела, тренировочные нагрузки, результаты выполне­ния тестов, спортивные результаты и другие.

Количественные данные самоконтроля и учета полезно представлять в виде графика, тогда анализ показателей дневника самоконтроля, предварительного, текущего и итогового учета будет более наглядно отображен на графике, показы­вающем динамику состояния здоровья, уровня физической и спортивной подго­товленности занимающихся, что облегчит повседневное управление процессом самостоятельной тренировки.

2. Содержание и формы самостоятельных занятий

Содержание и формы самостоятельных занятий физическими занятиями и спортом определяются их целью и задачами.

Существуют три формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировоч­ные занятия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *