дайте несколько определений понятию информационное право
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО
Информационное право — совокупность правовых норм, охраняемых государством, возникающих в сфере производства, преобразования и потребления информации. Право является информационной системой, следовательно, информационное право изучает и информационную сущность права. В … Большой юридический словарь
информационное право — формирующийся межотраслевой комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения в области создания, использования, перемещения и защиты информации (информационных ресурсов). Выделение И.п. из общего массива законодательства обусловлено… … Большой юридический словарь
Информационное право — система правовых норм, возникающих в информационной сфере сфере производства, преобразования и потребления информации … Теория государства и права в схемах и определениях
Право масс-медиа — См. также: Информационное право Медиаведение Понятия Медиаданные • Медиасообщение • Медиатекст Массмедиа • Медиапространство Медиакомпетентность • Прозрачность медиа • Медиазависимость • Теория Холла Новые… … Википедия
Право — Фемида греческая богиня справедливости, а также символ правосудия У … Википедия
Право социального обеспечения — Содержание 1 Предмет права социального обеспечения … Википедия
право — сущ., с., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? права, чему? праву, (вижу) что? право, чем? правом, о чём? о праве; мн. что? права, (нет) чего? прав, чему? правам, (вижу) что? права, чем? правами, о чём? о правах 1. Правом называется свод… … Толковый словарь Дмитриева
Информационное противоборство — Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения … Википедия
Информационное множество — в теории игр множество позиций в игре в развернутой форме, которые неразличимы между собой для игрока, совершающего в них ход, в связи с неполнотой информации о действиях других участников игры. Игры с информационными множествами, содержащими… … Википедия
Предмет, методы информационного права и его место в системе российского права
2.1. Предмет, методы, понятие и принципы информационного права
Предмет информационного права. Потребности общественного развития побуждают государство не только развивать и совершенствовать правовое регулирование сложившихся сфер человеческого бытия и деятельности, но и устанавливать общеобязательные правила поведения в новых областях деятельности членов общества. К одной из таких новых областей человеческой деятельности относится и информационная, которая активно развивается и выступает не только в качестве духовного, но и материального процесса обмена опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами интеллектуального труда, предметно воплощенными в духовной и материальной культуре.
Таким образом, предмет информационного права составляют отношения по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации, а также смежные с ними отношения, которым действующим законодательством придано значение информационных.
В информационном праве существует несколько групп отношений, которые складываются на началах власти и подчинения. Это прежде всего отношения по формированию государственных информационных систем, по управлению информационными процессами, по обеспечению информационной безопасности, по охране информации, находящейся в режиме государственной тайны.
Таким образом, в информационном праве проявляются оба базовых метода правового регулирования. При этом может иметь место их специфическое сочетание, которое дополняется конкретными методами правового воздействия и особым правовым инструментарием.
Взаимосвязь публичных и частных начал в регулировании общественных отношений, возникающих по поводу информации, свидетельствует не только о разносторонности правового регулирования этих отношений, но и о том, что информационное право следует рассматривать как целостное образование, регламентирующее специфический и сравнительно новый вид отношений.
Так, М.М. Рассолов предлагает в качестве принципов информационного права следующие положения и идеи, определяющие сущность и содержание данной отрасли права :
По мнению В.А. Копылова, формируются следующие принципы информационного права :
Отраслевыми принципами, проявляющимися только в информационном праве, являются:
Приведенный перечень, разумеется, не является исчерпывающим, поскольку сфера информационных отношений активно развивается, наполняясь новым содержанием и формируя тем самым новые направления научных исследований. О важности научных исследований информационно-правовой проблематики свидетельствует тот факт, что информационное право инкорпорировано в номенклатуру научных специальностей под шифром 12.00.14 «Административное право. Финансовое право. Информационное право «.
Информационно-правовая проблематика нашла свое отражение в ряде диссертационных сочинений, написанных в рамках научной специальности 12.00.14. Среди них необходимо выделить докторскую диссертацию П.У. Кузнецова «Теоретические основания информационного права «, кандидатские диссертации Д.В. Огородова «Правовые отношения в информационной среде», С.И. Семилетова «Документы и документооборот как объекты правового регулирования», О.В. Танимова «Юридические фикции и проблемы их применения в информационном праве», А.Л. Градова «Правовое регулирование электронного документооборота в таможенной сфере», О.С. Соколовой «Административно-правовые режимы конфиденциальной информации».
Информационное право как учебная дисциплина. Регулирование информационных отношений носит довольно сложный, комплексный характер и осуществляется на основе сочетания нормативно-правовых актов различной отраслевой принадлежности. Комплексность регулирования данной сферы повышает необходимость изучения и освоения основных информационно-правовых категорий, без знания которых невозможно правильное применение действующего законодательства и дальнейшее его совершенствование.
Курс информационного права представляет собой системное изложение предметной области этой комплексной отрасли, основанное на логической группировке правового материала и последовательном характере его освещения.
Предмет, методы информационного права и его место в системе российского права
2.1. Предмет, методы, понятие и принципы информационного права
Предмет информационного права. Потребности общественного развития побуждают государство не только развивать и совершенствовать правовое регулирование сложившихся сфер человеческого бытия и деятельности, но и устанавливать общеобязательные правила поведения в новых областях деятельности членов общества. К одной из таких новых областей человеческой деятельности относится и информационная, которая активно развивается и выступает не только в качестве духовного, но и материального процесса обмена опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами интеллектуального труда, предметно воплощенными в духовной и материальной культуре.
Таким образом, предмет информационного права составляют отношения по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации, а также смежные с ними отношения, которым действующим законодательством придано значение информационных.
В информационном праве существует несколько групп отношений, которые складываются на началах власти и подчинения. Это прежде всего отношения по формированию государственных информационных систем, по управлению информационными процессами, по обеспечению информационной безопасности, по охране информации, находящейся в режиме государственной тайны.
Таким образом, в информационном праве проявляются оба базовых метода правового регулирования. При этом может иметь место их специфическое сочетание, которое дополняется конкретными методами правового воздействия и особым правовым инструментарием.
Взаимосвязь публичных и частных начал в регулировании общественных отношений, возникающих по поводу информации, свидетельствует не только о разносторонности правового регулирования этих отношений, но и о том, что информационное право следует рассматривать как целостное образование, регламентирующее специфический и сравнительно новый вид отношений.
Так, М.М. Рассолов предлагает в качестве принципов информационного права следующие положения и идеи, определяющие сущность и содержание данной отрасли права :
По мнению В.А. Копылова, формируются следующие принципы информационного права :
Отраслевыми принципами, проявляющимися только в информационном праве, являются:
Приведенный перечень, разумеется, не является исчерпывающим, поскольку сфера информационных отношений активно развивается, наполняясь новым содержанием и формируя тем самым новые направления научных исследований. О важности научных исследований информационно-правовой проблематики свидетельствует тот факт, что информационное право инкорпорировано в номенклатуру научных специальностей под шифром 12.00.14 «Административное право. Финансовое право. Информационное право «.
Информационно-правовая проблематика нашла свое отражение в ряде диссертационных сочинений, написанных в рамках научной специальности 12.00.14. Среди них необходимо выделить докторскую диссертацию П.У. Кузнецова «Теоретические основания информационного права «, кандидатские диссертации Д.В. Огородова «Правовые отношения в информационной среде», С.И. Семилетова «Документы и документооборот как объекты правового регулирования», О.В. Танимова «Юридические фикции и проблемы их применения в информационном праве», А.Л. Градова «Правовое регулирование электронного документооборота в таможенной сфере», О.С. Соколовой «Административно-правовые режимы конфиденциальной информации».
Информационное право как учебная дисциплина. Регулирование информационных отношений носит довольно сложный, комплексный характер и осуществляется на основе сочетания нормативно-правовых актов различной отраслевой принадлежности. Комплексность регулирования данной сферы повышает необходимость изучения и освоения основных информационно-правовых категорий, без знания которых невозможно правильное применение действующего законодательства и дальнейшее его совершенствование.
Курс информационного права представляет собой системное изложение предметной области этой комплексной отрасли, основанное на логической группировке правового материала и последовательном характере его освещения.
Информационное право и информационные отношения
Информационное право – система социальных норм, охраняемых силой государства, возникающих в информационной сфере – сфере производства, преобразования и потребления информации.
Основной предмет правового регулирования информационного права – информационные отношения. Дадим два определения понятия «информационные отношения».
1. Информационные отношения – отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов, то есть процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.
2. Информационные отношения – обособленная, однородная группа общественных отношений, возникающая при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов в порядке реализации каждым информационных прав и свобод, а также в порядке исполнения обязанностей органами государственной власти и местного самоуправления по обеспечению гарантий информационных прав и свобод.
Субъектами информационного процесса являются:
1) российские граждане,
2) иностранные граждане,
3) лица без гражданства,
— информационные центры, (правовой центр в Белгородской областной научной библиотеке),
— информационные фонды (Фонд Гостелерадио),
— архивы (Белгородский областной архив),
— библиотеки (научная библиотека Белгородского государственного университета),
— информационные агентства (РИА Новости),
— органы массовой информации (газета «Белгородская правда»),
— органы государственной и муниципальной власти,
— общественные организации (партии),
— зарубежные организации. Субъекты информационного процесса могут быть классифицированы следующим образом:
1 категория – производители информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг, информационных систем, технологий и средств их обеспечения;
2 категория – обладатели (держатели) информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, собственники информационных систем и средств их обеспечения;
3 категория – потребители информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг.
Под методами правового регулирования в праве понимаются способы воздействия этой отрасли права на определенную категорию социальных отношений. Информационное право не является исключением, в нем применяется вся совокупность средств правового регулирования: повеление, запрет, дозволение.
Основные принципы правового регулирования отношений в сфере оборота информации в России сходны с принципами информационного права других стран. Информационная отрасль права основывается на следующих принципах:
2) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
3) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
4) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
5) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
6) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
7) достоверность информации и своевременность ее предоставления;
8) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
9) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.
Информационное право: понятие, предмет, источники
Тема 10. Основы информационного права. Правовое обеспечение защиты информации, государственной и коммерческой тайны.
Информационное право: понятие, предмет, источники
Информационное право — это система правовых норм, регулирующих на комплексной основе дозволений, позитивных обязываний и запретов область общественных отношений по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации и производных от нее продуктов, а также смежных с ними отношений, признанных действующим законодательством информационными.
Ядром предметной области информационного права выступают общественные отношения, возникающие по поводу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации. Данная группа общественных отношений является важнейшим, но не единственным элементом, образующим предмет информационного права. К ней тесно примыкают иные группы отношений, возникающих по поводу информации. Среди них следует выделить отношения, связанные с созданием, преобразованием и потреблением информации; отношения, возникающие при создании и использовании информационных технологий, информационном обмене, а также отношения, складывающиеся по поводу управления информационными процессами, информатизацией и обеспечением информационной безопасности. При определении структуры предметной области информационного права следует исходить из конституционной нормы, провозглашающей право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ).
Информационное право занимает самостоятельное место в системе российского права как комплексная отрасль, объединяющая в предметной области регулирования однородную группу общественных отношений, тесно взаимодействует с профилирующими отраслями права и прежде всего конституционным, гражданским и административным правом.
Источниками информационного права являются различные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, посвященные прямому или опосредованному регулированию отношений, объектом которых является информация, производные от нее продукты и связанная с ними деятельность.
В Конституции Российской Федерации впервые в российской законодательной практике провозглашены информационные права и свободы, к которым можно отнести:
— гарантии на передачу информации;
— гарантии защиты информации;
— систему гарантий на получение информации в государственных органах;
— гарантии свободы творчества;
— гарантии охраны собственности на информацию;
— гарантии свободы перемещения информации и информационных услуг.
Закрепленное в ч. 4 ст. 29 Конституции право на информацию можно условно разделить на три субъективных права, конкретизируемых в других её статьях:
— свободно искать и получать информацию;
— передавать и распространять информацию.
Ряд положений, касающихся отдельных аспектов информационных правоотношений, содержится в кодифицированных актах: Гражданском и Уголовном кодексах и Кодексе об административных правонарушениях. Однако в целом информационное право не является кодифицированным, что представляет достаточно серьезную проблему, связанную с разбросанностью его норм по нескольким десяткам законодательных актов. Среди правовых актов федеральных органов приоритет имеют федеральные законы.
Основным источником информационного права является Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Данным Законом регулируются три группы взаимосвязанных между собой отношений, складывающихся при:
— осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
— применении информационных технологий;
— обеспечении защиты информации.
Видное место среди законов, регулирующих отношения в информационной сфере, занимает Закон РФ «О средствах массовой информации», представляющий собой комплексный нормативный акт, регламентирующий отношения, возникающие в процессе организации и функционирования средств массовой информации.
Особое место среди нормативных актов, регулирующих отношения по поводу информации, принадлежит Закону РФ «О государственной тайне». Данным нормативным правовым актом регламентируются отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Федеральный закон «О связи» устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией Российской Федерации, определяет полномочия органов государственной власти по регулированию этой деятельности, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в деятельности, осуществляемой в области связи.
К законам, регулирующим информационные отношения, относится и Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи». Его целью является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах.
Отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников отношений регулируются Федеральным законом «О коммерческой тайне».
В круг нормативных правовых актов того же уровня может быть включен еще ряд Федеральных законов: «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации», «Об обязательном экземпляре документов», «О персональных данных», «О рекламе», «О библиотечном деле», «Об архивном деле в Российской Федерации», «О почтовой связи», «О естественных монополиях».
Среди федеральных актов информационного законодательства выделяются подзаконные нормативные правовые акты, в числе которых ведущая роль принадлежит указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.