дайте определение коллективной форме методической работе
Формы работы могут быть коллективные и индивидуальные.
Формы методической работы.
2. Работа методического совета.
3. Работа педагогического совета.
Методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их научно-теоретического общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.
Возможна следующая структура звеньев методической работы: педагогический совет, работающий на базе методического кабинета, методическое объединения учителей, теоретические семинары и семинары-практикумы, педагогические чтения или научно-практические конференции, школы передового опыта.
Формы работы могут быть коллективные и индивидуальные.
Коллективные формы: семинары и практикумы, научно-практические конференции, методические объединения, школы передового опыта, творческие группы, методические кабинеты и т. д.
Индивидуальные формы:стажировка, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальные консультации, индивидуальное самообразование и т. д.
Одна из самых важных форм методической работы – это работа над единой методической темой (проблемой)образовательного учреждения (например: «Личностно ориентированное обучение и воспитание учащихся, направленное на возрождение национальной культуры, нравственности и духовности» определяет единую методическую тему: «Новая структура методической службы как средство повышения профессионального мастерства педколлектива в эффективной реализации личностно ориентированного обучения и воспитания учащихся»). Единая методическая тема организует, делает целостным весь комплекс форм, является своего рода системообразующим фактором. Целесообразно определять единую тему на перспективу (чаще на 5 лет) с разбивкой по годам. Она способствует сплоченности коллектива, что повышает качество работы, результативность.
Одна из самых распространенных форм коллективной методической работы – методические объединения учителей. Заседание МО, как правило, проводится два раза в полугодии. Однако деятельность МО не должна сводиться только к заседаниям, она должна носить повседневный характер работы. Заседание МО должно включать в себя как теоретическую часть (доклады, сообщения, обзор методической литературы), так и практическую (посещение уроков, воспитательных часов, их обсуждение, открытые внеклассные мероприятия и т. п.). Как итог работы методического объединения может быть методическая продукция для учителей предметников. В конце учебного года завершить работу МО может выставка, конференция, методический фестиваль.
В работе МО может использоваться выпуск методических журналов, бюллетеней, подготовка выступлений учителей с обменом опыта на заседаниях педагогического совета, оформление стенда «Из опыта работы ».
Формы занятий:
1) теоретические семинары (доклады, сообщения);
2) семинары-практикумы (доклады, сообщения с практическим показом на уроках, воспитательных часах, внеклассных, внешкольных мероприятиях);
3) диспуты, дискуссии;
4) «деловые игры», ролевые игры; уроки (мероприятия)-панорамы;
5) лектории ученых, психологов, социологов, врачей;
6) обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений педагогической науки;
7) обсуждение открытых мероприятий;
8) обсуждение и оценка авторских программ;
9) обсуждение результатов тестирования, анкетирования;
10) разнообразные выставки, отчеты по самообразованию;
11) обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации по его распространению и внедрению;
12) конкурсы ( «Учитель года», «Лучший классный руководитель »);
13) педчтения, научно-практические конференции;
14) педагогические советы и др.
Управление методической деятельностью в образовательном учреждении осуществляется Методическим советомшколы, в состав которого входят директор, заместитель руководителя образовательного учреждения, методист, руководители методических объединений, образовательных модулей, творческих, проблемных, рефлексивных групп.
На Методическом совете происходит рефлексия деятельности руководителей данных структур, выясняются проблемы и трудности в деятельности групп и за счет этого перепроектируется их деятельность, оформляются информационные материалы, при необходимости вносятся изменения в реализуемую модель методической деятельности школы. Кроме того, Методический совет осуществляет анализ состояния методической работы в образовательном учреждении, выявление соответствия содержания методической деятельности проблемам учебно-воспитательного процесса, программирование методической деятельности в образовательном учреждении, экспертную оценку нововведений, информационное и методическое обеспечение результатов работы
Содержание деятельности Методического совета:
Ключевой фигурой в организации методической деятельности в образовательном учреждении является заместитель руководителя образовательного учреждения (методист).
В его обязанности входит:
Педагогические советы являются высшим органом коллективного руководства школы, где вполне правомерно решаются вопросы повышения педагогического мастерства педагогов. В рамках педагогического совета возможно заслушивание теоретических сообщений, выступлений из опыта работы, творческих отчетов. Здесь не только идет обсуждение анализа причин тех или иных недостатков, но и оказание практической методической помощи. Действенность педагогического совета – это его нацеленность на повышение мастерства педагогического коллектива школы.
Педагогические советы по своим функциям делятся на управленческие, методические, воспитательные и социально-педагогические.
Методические функции включают в себя информационное, обобщающе-аналитическое, развивающее, обобщающее, активизирующее направления.
Информационное – сообщения о состоянии учебно-воспитательного процесса и путях его совершенствования, о достижениях педагогической науки, пропаганда передового опыта.
Обобщающе-аналитическое – анализ состояния учебно-воспитательного процесса, уровня воспитательной работы, уровня воспитанности учащихся, обобщение и анализ передового опыта.
Развивающее – развитие педагогического мастерства, овладение формами, методами и приемами воспитания, дающими наибольший эффект, использование опыта педагогов-новаторов, передовых технологий.
Обучающее – повышение квалификации педагогических работников путем различных форм передачи знаний, умений и навыков педагогического мастерства.
Активизирующее – активизация усилий педагогического коллектива во всех звеньях методической службы.
Требования к планированию педагогических советов:
Тест на тему: Методическая работа
Раздел | Другое |
Класс | — |
Тип | Тесты |
Автор | Туймухаметова И.И. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тест на тему «Методическая работа»
Что такое методическая работа?
Целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов.
Анализ уровня проведений учебных занятий.
Умение анализировать результаты своих уроков по критериям оптимальности.
К какой функции относится «осмысление социального заказа»?
По отношению к педагогическому коллективу школы.
Связь с внешней средой.
По отношению к конкретному учителю.
Дайте определение коллективной форме методической работе.
Метод объединения, работа творческих и проблемных групп.
Самообразование, индивидуальные консультации.
Педагогический совет, методический совет, работа над единой методической темой.
На сколько направлений делится индивидуальная методическая работа учителя?
О какой основной форме методической работы говориться: «Обобщение молодых учителей под руководством опытных педагогов способствует развитию профессиональной устойчивости, творческой самореализации личности начинающего педагога».
Школа молодых учителей.
Педагогическое самообразование учителя.
Проблемные семинары и практикумы.
Какой из вариантов ответов относится к основным элементам исследовательской деятельности?
Умение реализовать намеченный план.
Постановка цели и рабочих задачи.
Реализация изучаемой идеи в своей практике.
Какое из ниже перечисленных ответов относится к задаче методической работы в школе?
Организация диагностика реальных учебных возможностей учащихся.
Контроль и анализ качества знаний, умений и навыков, воспитанности и развития школьников.
Обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания.
Развитие мировоззрения, ценностных ориентаций, убеждений.
Контроль и анализ качества знаний, умений и навыков, воспитанности и развитии школьников.
Творчество осмысления социального заказа, новых нормативных актов и документов, доведение их смысла до сознания каждого педагога.
Составляла: Туймухаметова Индира, студентка группы ПНК-2.
Коллективные формы методической работы
Методическая работа педагога проф.обучения
Методическая работа проводится в целях развития образовательной системы «образовательное учреждение начального профессионального образования» и включает в себя комплекс мероприятий по созданию условий инженерно-педагогическим работникам для работы в соответствии с задачами, стоящими перед профессиональным учреждением, по повышению качества профессионального образования
Основными задачами методической работы являются; • выявление потребностей педагогических работников в услугах методической службы; разработка конкретных мероприятий по обеспечению необходимых условий педагогическим коллективам для работы в новых социально-педагогических условиях;
• разработка нового содержания и форм методической работы в условиях инновационной деятельности учебного заведения с учетом интересов практических работников;
• разработка программ развития образовательного учреждения в целях создания учебного заведения нового типа;
• отказ от жесткого централизованного планирования внедрения передового педагогического опыта; использование этого опыта на диагностической основе с учетом интересов и возможностей каждого учебного
заведения и профессиональной подготовки каждого педагога. Оперативное тиражирование материалов педагогического опыта;
• создание сети экспериментальных площадок, авторских школ, широкой сети региональных и всероссийских школ передового опыта.
Организационно-содержательные условия практической деятельности методической работы:
— наличие банка информации, доступного для педагогов;
— создание системы экспертных услуг, дающих возможность получить квалифицированную оценку деятельности или ее отдельных этапов-
— наличие консультативной помощи;
— существование координационного центра, обеспечивающего как взаимодействие педагогов, занимающихся близкими проблемами, так и взаимосвязь научного исследования с педагогической практикой учебного заведения
Требования к методической работе:
— целенаправленность и систематичность
Различают две взаимодополняющие формы методической работы в учебных заведениях системы НПО: коллективную и индивидуальную. Каждая из них имеет свое четко определенное функциональное назначение и ясно выраженные цели.
Коллективные формы методической работы
К коллективным формам методической деятельности относятся методические комиссии, инструкционно-методические совещания, педагогические чтения, научно-практические конференции педагогических работников, семинары-практикумы [8].
Педагогический совет— высший коллегиальный орган образовательного учреждения, определяющий перспективы его развития и координирующий вопросы учебно-воспитательной, производственной и методической деятельности.
Основной задачей педагогического совета является организация работы педагогического коллектива образовательного учреждения по повышению качества профессионального образования в соответствии с задачами профессионального учреждения.
Педагогический совет определяет основные направления учебно-производственной деятельности образовательного учреждения, содержание, формы, методы и средства профессионального обучения и воспитания.
Педагогический совет рассматривает:
. результаты учебно-воспитательной, учебно-производственной и методической деятельности педагогического коллектива по вопросам организации учебно-воспитательного процесса и производственной деятельности;
• программы развития образовательного учреждения в соответствии
с требованиями государственного стандарта;
• перспективное и текущее планирование деятельности профессионального образовательного учреждения с учетом конкретных условий
и индивидуальных особенностей членов педагогического коллектива;
• мероприятия по подготовке к началу и завершению учебного года,
результаты анализа изучения спроса на образовательные услуги;
результаты мониторинга образовательных стандартов в практику работы учебного заведения;
результаты анализа качества знаний, умений и навыков учащихся;
предложения по улучшению и совершенствованию учебной и производственной деятельности;
результаты внутриучилищного контроля, инспекторских проверок, аттестации учебного заведения;
основные направления деятельности методической службы учебного заведения в новых социально-педагогических условиях
Перед проведением педагогических чтений разрабатывается примерная тематика докладов, которая направляется в образовательные учреждения с целью сосредоточения внимания участников на освещении актуальных и инновационных проблем развития профессиональной школы.
Педагогические чтения являются важным способом привлечения педагогов к изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта и разработке на этой основе актуальных вопросов педагогики профессионального образования; они являются одним из лучших средств привлечения педагогов к научно-исследовательской работе.
Методический совет— организационно-управленческий компонент методической службы образовательного учреждения. В его состав входят руководители образовательного учреждения, методические работники, руководители других структурных элементов методической службы.
Проблемные группы — творческие лаборатории, создаваемые для решения конкретных проблем, актуальных для отдельных педагогов или для педагогического коллектива в целом.
Инструктивно-методические совещания— проводятся руководителями учебного заведения по мере необходимости с целью обсуждения отдельных методических вопросов, оперативного инструктирования инженерно-педагогических работников.
Открытый урокпроводится опытным преподавателем (или мастером производственного обучения) в присутствии других его коллег с целью показа своих методов работы; важное средство обмена педагогическим опытом и повышения педагогической квалификации.
Для открытых уроков выбирают обычно наиболее сложные темы учебных программ, представляющие определенный интерес в методическом отношении, при этом выделяют те приемы обучения, на которые обращается внимание присутствующих, т. е. открытому уроку придается актуальный, творческий, инновационный и тематический характер.
Анализ открытого урока дает возможность преподавателям и мастерам изучать и применять в собственной практике лучшее из опыта работы коллег, а также выявлять свои недостатки на основе обнаружения недочетов проведенного урока. При подведении итогов открытого урока отмечается правильность определения его цели и дается заключение о ее достижении; определяется, что следует перенять из опыта преподавателя или мастера для использования в своей работе; намечаются практические мероприятия по улучшению учебно-воспитательного процесса, вытекающие из анализа урока.
Методические комиссии(объединения) объединяют педагогических работников (преподавателей, мастеров производственного обучения, методических работников и т. д.) по принципу родственности их профессиональной деятельности для решения конкретных задач по повышению качества профессионального образования и его научно-методического обеспечения.
Методические комиссии создаются при наличии трех и более преподавателей и мастеров производственного обучения определенного предмета (профессии) или родственных предметов (групп, профессий). При наличии в образовательном учреждении не менее трех преподавателей или мастеров производственного обучения соответственно одного предмета (профессии) цикла или нескольких родственных дисциплин создаются предметные цикловые и межпредметные комиссии. В случае недостаточного количества инженерно-педагогических работников для создания в профессиональном учебном заведении методической комиссии создаются методические объединения, в состав которых входят преподаватели и мастера производственного обучения соответствующих предметов (профессий) из нескольких учебных заведений района, города
Методический кабинет входит в систему методической службы учреждения профессионального образования.
Методический кабинет является:
— центром методической работы в образовательном учреждении;
— центром методической помощи преподавателям и мастерам производственного обучения;
— местом, где обеспечены условия для подготовки инженерно-педагогических работников к занятиям;
— центром научно-технической и педагогической информации.
Основные задачи методического кабинета:
— помощь руководителям, преподавателям, мастерам производственно
го обучения и другим работникам образовательного учреждения по всем вопросам совершенствования и организации учебно-воспитательного процесса,
выбора и применения форм, методов обучения и воспитания учащихся;
— изучение, оформление, пропаганда и распространение педагогического опыта;
— накопление и систематизация учебной документации и методической литературы, материалов передового опыта, нормативных и других материалов.
В соответствии с основными задачами методический кабинет выполняет следующие функции:
1. организует мероприятия по повышению педагогической и методической квалификации инженерно-педагогических работников;
2. подготавливает и организует мероприятия по обмену педагогическим опытом;
3. проводит лекции для инженерно-технических работников на педагогические и научно-технические темы;
4) дает индивидуальные и групповые консультации по вопросам организации и методики обучения и воспитания учащихся, самостоятельной методической работы и педагогического самообразования;
5) организует педагогические чтения, читательские конференции по материалам педагогической периодики и новинкам педагогической литературы;
6) обеспечивает преподавателей, мастеров производственного обучения и других работников учебного заведения педагогической и методической литературой, другими материалами для индивидуальной подготовки к занятиям;
7) оказывает помощь педагогическим работникам в подготовке док
ладов и выступлений на научно-практических конференциях и педагогических чтениях [26].
Статья на тему «Формы и методы методической работы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Плахотя Валерия Владимировна,
Учитель английского языка
школа №115 г.Донецка»
Определение основных форм и методов научно-методической работы
«Учитель – это тончайший инструмент,
вмещающий в себя палитру человеческой деятельности: он и философ, и дирижер, и организатор, и ученый, и психолог, и артист – нужно в работе с ним уважать его представления о деятельности, помогать ему раскрыть все достоинства и красоту звучания этого инструмента».
(«Правила работы с учителем» Учительская газета)
«Век живи – век учись». В этой пословице заключена народная мудрость о необходимости постоянного, непрерывного образования. В полной мере эти слова относятся к педагогической деятельности.
Практика показывает, что основной путь, способный существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства преподавателей, их компентенции и эрудиции – это четкая организация на подлинно научной основе методической и исследовательской работы в школе.
Повышение квалификации преподавателей – процесс непрерывный, и его важнейшей составной частью является методическая работа.
Под методической работой в школе понимается целостная система, основанная на достижениях передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса.
Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи всем членам педагогического коллектива.
По широте одновременного охвата методической работой ее формы можно разделить на коллективные и индивидуальные.
К коллективным формам работы можно отнести:
· школьные методические объединения (ШМО);
· школы передового опыта;
· временные творческие учителей;
· школьные методические кабинеты.
К индивидуальным формам работы относятся:
· работа над личной методической (творческой) темой;
Безусловно, это лишь приблизительные перечни форм методической работы, и в реальной практике они активно пересекаются и дополняют друг друга.
В настоящее время в связи с развитием в образовании деятельностных методов все больше появляется активных форм методической работы. Вот некоторые из них:
· методические дискуссии и диспуты;
· педагогические игры (дидактические, воспитательные, деловые, ролевые, игры-имитации);
· моделирование педагогических ситуаций;
· олимпиады методических инновационных разработок уроков, воспитательных мероприятий;
· методические «мосты» (дистанционное общение в интернете),
· литературные ярмарки педагогических учебников, методических рекомендаций;
· аукцион методических разработок;
· виртуальный методический кабинет;
· конкурсные выставки методических разработок (уроков, воспитательных мероприятий) и др.
Процесс дискуссии заключается в коллективном обсуждении теоретических вопросов для вовлечения учителей в активное обсуждение проблем современного образования, выявления противоречий между житейскими представлениями и наукой, овладения навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.
Основная роль в дискуссии отводится ведущему. Он должен хорошо знать предмет, тему дискуссии; изучить позицию и аргументы оппонентов; не допускать ухода разговора от предмета дискуссии, подмены понятий. Но, прежде всего, ведущий должен обладать отличными коммуникативными способностями, ведь в дискуссии часто важно не столько найти правильное решение (его может и не быть), сколько максимально со всех сторон осветить заявленную проблему.
В заключительном слове ведущий отмечает активность или пассивность аудитории, оценивает ход дискуссии, при необходимости аргументированно опровергает неправильные суждения, дополняет неполные ответы, делает общие выводы по результатам дискуссии и благодарит учителей за участие в обсуждении.
Данный вид методической работы отличается от дискуссии моментом соревновательности. С одной стороны, это хорошо, так как дух здорового соперничества добавляет азарта и заинтересованности. С другой стороны, чрезмерное увлечение соревнованием превращает содержательную полемику в игру, где главная задача — выиграть, а не прояснить проблему.
Для организации методического ринга часто формируют группы: оппонентов (они противостоят друг другу), поддержки (поддерживают оппонентов) и анализа (оценивают аргументированность высказываний оппонентов).
Один из вариантов методического ринга — это соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы. Например, на методический ринг по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках» могут выйти группы применения игровых заданий, использования активных форм обучения, организации группового взаимодействия учащихся, повышения роли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения и др., вследствие чего выявляются наиболее эффективные методические приемы в рамках изучения темы.
Чаще всего данный вид работы проводится в форме круглого стола для обсуждения насущных педагогических и организационных проблем, выстраивания плана деятельности. Участники заранее знакомятся с темой обсуждения и даже получают теоретическое домашнее задание (например, продумать свой вариант плана определенного мероприятия). Диалог здесь ведется между ведущим и участниками или между различными группами участников. Активность участников методического диалога прямо зависит от актуальности предложенной темы. Большое значение при этом имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме и принимается решение о дальнейших совместных действиях.
Сегодня деловая игра стала чуть ли не самой распространенной формой профессионального общения. В процессе деловой игры отрабатываются определенные профессиональные навыки, апробируются педагогические технологии, решаются сложные проблемы и организационные вопросы. Коренное отличие данного вида игры состоит в том, что ее участники здесь выступают от себя самих, не привлекая никаких «ролей».
Ролевая игра — это игра-драматизация. Существенно отличается от деловой игры существованием ролей, в которых предстают участники. В такой игре часто участвуют учителя проблемных творческих групп, методических объединений, распределяющие между собой роли учителя, учащихся, заместителя директора, директора, методиста и т. д.
Руководитель игры сообщает тему, проводит инструктаж о ходе игры, фиксирует эмоциональную реакцию каждого из играющих, вводит в ситуацию и меняет ее по ходу игры. Подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых участниками суждений.
Такая игра активизирует внимание, эмоциональную сферу, мышление участников. И, самое важное, учителя должны увидеть, какими возможностями обладает дидактическая игра в сочетании с эмоциональной рефлексией.
Тренинг (англ., специальный тренировочный режим, тренировка) может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара. При проведении тренинга создаются педагогические ситуации, в ходе «проживания» которых участники получают новые представления, знакомятся с новыми понятиями. Главное в тренинге — дать учителям в действии новый опыт, которому они потом сами могут найти обоснование и применение. Здесь часто используют раздаточный материал, технические средства обучения.
Целесообразно проводить тренинг в группах численностью от 6 до 12 человек. Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в действиях и при обсуждении результатов тренинга.
Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в коллективе. Отличительной особенностью данной формы является ее подчеркнуто юмористический характер. Здесь ищется не самое верное решение педагогических проблем, но самое необычное, смешное. Это часто позволяет взглянуть на проблемы образовательного учреждения с иной, необычной точки зрения.
Формируются две команды, жюри, остальные участники являются болельщиками. Команды предварительно знакомятся с темой КВН, получают домашние задания. Помимо того, они готовят взаимные шутливые приветствия по теме данного КВН. Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных решений задания (в том числе «Конкурс капитанов»).
Педагогический КВН проводится по типичной для этого вида конкурсов схеме:
· приветствие команд (до 10 минут);
· разминка, к которой команды готовят по три шутливых вопроса на знание психологии личности ученика и межличностных отношений (время на обдумывание ответа — 1 минута);
· домашнее задание (небольшое театрализованное представление на заданную тему);
· конкурс мудрецов (по два участника от команды), которым, например, предлагается выбрать оптимальный метод разрешения конкретной педагогической ситуации;
· конкурс болельщиков (например, решение педагогических задач из практики работы образовательного учреждения).
Данная форма методической работы родилась на волне распространения сетевых компьютерных технологий. Методический мост часто является разновидностью дискуссии. Но к проведению этой формы методической работы привлекаются учителя разных образовательных учреждений города, а также родители. Важным является факт дистанционного общения участников, удаленных друг от друга.
Главная цель методического моста — обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.
Мозговой штурм – это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творческого мышления, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики изучения какой-либо темы, для принятия решений по определенной проблеме. Иногда его применяют внутри деловой игры.
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — это оперативный метод решения проблем на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно больше вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Решение педагогических задач
Мастерство учителя проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности. Поэтому выполнение таких заданий поможет научить выделять из многообразия явлений существенное, главное. Ситуативные педагогические задачи стимулируют творческое отношение к педагогической деятельности. Ведь, как правило, лучшим, наиболее приемлемым решением оказывается внешне парадоксальное, нестандартное действие.
Анализ школьной практики показывает, что наиболее оперативно и, к сожалению, часто учителями предлагаются решения авторитарные и либеральные, но отнюдь не лучшие, не самые эффективные. Выбор подобных решений отражает как сложившуюся в школе систему отношений, так и уровень профессиональной подготовки, личностные качества педагога.
Педагогические задачи целесообразно брать из повседневной педагогической практики.
Вот два примера таких задач, предложенных И. В. Лещинским.
«Урок литературы в восьмом классе. Учительница «в ударе». Момент вдохновения.
Интересно рассказывает, блестяще читает стихи. Сама она такое состояние называет «звенящая струна». Истинное вдохновение посещает нечасто, сегодня посетило. Класс внимает с восторгом. На «Камчатке», у стеночки, сидит «местный хулиган» Сережа, духовная конституция которого недотягивает до уровня высокой поэзии, а вдохновение ему не передалось. Сережа пытается поговорить с соседями. Молодым баском вторит «звенящей струне»: бу-бу-бу, бу-бу-бу. Отвлекает и класс, и учительницу. Учительница, продолжая объяснение, ловит взгляд Сережи. Сережа на минуту замолкает. Потом – снова: бу-бу-бу. Учительница мягко кладет ему на плечо руку. Снова минута тишины. И опять невыносимое «бубнение». «Сережа, – наконец обращается к нему учитель, – помолчи, пожалуйста». Не помогает. Секунды затишья и снова попытка поговорить, прокомментировать. Что делать? Что бы вы сделали на месте учительницы? Нет-нет, еще минуту внимания.
«Семиклассники решили сорвать урок математики нового учителя. Прежний позволял учиться спустя рукава, ставил «ни за что» хорошие отметки. Новый – назовем его А.Ф. – требовал учиться и в своих требованиях был тверд, казалось, слишком строг. Его невзлюбили, решили с ним бороться. Смысл борьбы: он нам «делает плохо» – мы ему «сделаем плохо». Инициатором бойкота стал Витя Лобов, – крепкий, сильный, но, скажем так, не очень умный и трудолюбивый лидер. «Братва, – предложил он, – А.Ф. заходит в класс, а мы его не видим, поняли? Орем, разговариваем, пишем, читаем. Делаем маленький бедламчик. Пусть хоть оборётся – не реагируем. Проверка на вшивость».
А.Ф. входит в класс. В классе шум, на учителя никакого внимания ученики не обращают. По глазам ребят, по фальшивой их оживленности, по ряду других деталей учитель догадывается о бойкоте.
Что делать? Что бы сделали вы?».
Анализ конкретных педагогических ситуаций
Анализ конкретных педагогических ситуаций может выступать как самостоятельная форма работы и как прием, используемый в любой другой форме. Такой анализ помогает формированию умений вычленять проблемы, содержащиеся в педагогической ситуации, намечать возможные пути и способы их решения.
Для полноценного анализа необходимо тщательно отобрать ситуаций, отвечающих целям и задачам методической работы. Источниками здесь могут быть педагогическая практика, материалы по состоянию преподавания, периодическая печать.
Можно разнообразить данную форму методической работы игровыми моментами. Тогда участников знакомят с ситуацией, распределяют между ними роли. Участники (не обязательно все) получают описание ситуации, в котором содержится объяснение занимаемой каждым из них (по роли) позиции. После проигрывания педагогической ситуации все приступают к ее обсуждению.
Это просмотр видеозаписей фрагментов уроков по заданной тематике с применением различных технологий и форм работы. После просмотра следует анализ увиденного и готовятся рекомендации по применению данных форм в повседневной практике. Данная методика часто применяется на семинарских занятиях. Она позволяет сократить затраты времени на достижение конечного результата, стимулирует познавательную деятельность учителей, позволяет включить в работу большее количество участников.
Данная методика помогает выстраивать обсуждение вокруг открытого урока. При подготовке к проведению открытого урока учитель обсуждает с членами методического объединения всю технологию проведения урока, а после урока обсуждается эффективность полученных результатов.
Данная методика нередко применяется при работе с молодыми специалистами и учителями второй категории, поскольку они получают помощь при подготовке к уроку, его проведению и последующему анализу. Однако она полезна и опытным учителям, поскольку позволяет взглянуть на свой урок со стороны.
Виртуальный методический кабинет
Виртуальный методический кабинет — это целостная многофункциональная информационно-образовательная среда, ориентированная на активную и немедленную методическую поддержку образовательного процесса. Виртуальный методический кабинет позволяет организовать методическое пространство для всех его участников, создает оптимальный доступ к необходимой информации, обеспечивает оперативную методическую помощь, дает возможность поделиться опытом работы.
Виртуальный методический кабинет – это:
· форма интерактивного общения, где можно обменяться информацией, высказать свою точку зрения, получить консультацию по интересующему вопросу;
· возможность организовать методическое пространство, которое создает оптимальный доступ к необходимой информации в любое время суток;
· оперативная методическая помощь;
· возможность принять активное участие в виртуальных педагогических и методических мероприятиях.
Виртуальный методический кабинет позволяет создавать педагогические сообщества для:
· организации совместной работы преподавателей по разработке образовательных ресурсов,
· организации обсуждения важных вопросов,
· коллективного поиска решения актуальных проблем,
· написания коллективных методических материалов,
· проведения сетевых мероприятий (конференций, конкурсов и пр.).
В настоящее время виртуальные методические кабинеты создаются как отдельными педагогами, так и педагогическими коллективами. Как правило, виртуальный методический кабинет включает:
· нормативные документы системы образования всех уровней;
· тексты локальных актов, созданных в данном образовательном учреждении и регламентирующих образовательный процесс;
· официальные программные материалы (образовательные стандарты, программы учебных курсов, тематические планирования и пр.);
· авторские программные материалы (рабочие программы по учебным предметам, авторские тематические планирования, поурочные разработки и сценарии и пр.);
· программы и планы текущих мероприятий;
· отчеты (текстовые и фотоотчеты) по прошедшим мероприятиям;
· блоки методической помощи: o учащимся и воспитанникам; o родителям; o молодым специалистам;
· пространство для обмена мнениями, впечатлениями, опытом;
· развивающий блок, насыщенный материалами «за страницами учебников»;
· страницу ссылок на иные ресурсы сети Интернет и др.
Необходимо напомнить, что виртуальное общение, как бы насыщено оно ни было, никогда не заменит живого общения. Любое виртуальное общение лишь активизирует реальное общение, готовит его, снабжает собеседников информацией, позволяет предварительно обменяться.
Таким образом, научно-методическая деятельность является неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагогов и направлена на совершенствование методики преподавания читаемой дисциплины.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.