дайте определение понятию государство выделите его признаки формы функции

Право. 10 класс

Конспект урока

Урок №10. Понятие государства и его признаки. Теории происхождения государства. Сущность и функции государства

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Что такое государство, каковы основные признаки?

2. В чем заключается сущность государства?

Государство это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

Естественное состояние человека – жизнь человека до образования государства в соответствии с законами природы.

Производственные отношения особый вид общественных отношений, возникающих между людьми в процессе создания материальных благ.

Государственный суверенитет это свойство государственной власти, которая может принимать политические решения без давления каких-либо социальных групп.

Сущность государства то, что является главным, к чему оно стремится.

Функции государства основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Ключевые слова: государство; род; деспотия; общественно-экономическая формация; публичная власть; суверенитет.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – 3-12 с. – (Инновационная школа).

На уроке мы узнаем, что такое государство, основные признаки государства.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов государства, функций и признаков.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

Государство – это основной центральный институт общества, представляющий собой политико-территориальную организацию публичной власти, располагающую специальным аппаратом, способным делать свои веления общеобязательными и осуществлять свое управление. Термин «государство» (от латинского status) стал употребляться в Западной Европе в Новое время.

1. Публичная власть – власть, распространенная на все население страны, для осуществления которой существует особый чиновничий аппарат, органы принуждения.

2. Территория – это участок суши и вод, а также воздушное пространство над ними, имеющие четко обозначенные границы, в пределах которых распространяется действие государственной власти или суверенитет государства.

3. Население – это совокупность людей, проживающих на определённой территории и связанных между собой и с государством правовой и территориальной принадлежностью.

4. Суверенитет – верховенство, единство и независимость власти как внутри государства, так и за её пределами.

Верховенство проявляется в том, что только органы данного государства принимают окончательные решения по всем вопросам, имеющим общий характер.

Единство власти проявляется в том, что все органы государства в своей совокупности образуют государственный аппарат, базирующийся на единых принципах, осуществляющий единые функции и действующий в едином направлении.

Независимость означает, что никто, никакой иной орган не может оказывать влияние на принимаемые органами власти данного государства решения.

В юридической литературе выделяются такие виды суверенитета, как народный, национальный и государственный.

Народный суверенитет – это неотчуждаемое право народа самостоятельно определять свою историческую судьбу, быть единственным носителем и выразителем верховной власти.

Национальный суверенитет – верховное право нации на самоопределение, т.е. право определять форму национально-государственной организации либо в рамках всего государства, либо в пределах субъекта федерации, либо в пределах автономных образований.

Государственный суверенитет – это неотчуждаемое право государства самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики, соблюдая общепризнанные принципы и нормы международного права.

5. Налоги, сборы, займы.

Налоги – общеобязательные платежи, взимаемые государством в целях аккумулирования средств для последующего финансового обеспечения выполнения государством своих основных функций.

Государственные займы – это собираемые на добровольной основе финансовые средства, получаемые путем продажи государственных облигаций и других ценных бумаг

6. Наряду с перечисленными признаками отдельные ученые выделяют еще нормотворчество. Это признак состоит в том, что государство устанавливает общеобязательные правила поведения.

7. Выделяется также такой признак, как государственная символика – герб, гимн, флаг.

Рассматривая различные исторические факты о зарождении государства, ученые различных эпох пытались формулировать свои теории.

1. Теологическая теория. Основные положения этой теории содержаться в религиозных источниках – Библии, Коране, Ведах. Данная теория обосновывала подчиненное положение светской власти духовной, государство должно было отстаивать интересы Церкви.

2. Патриархальная теория. Согласно этой теории люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. Впоследствие развитие и разрастание семьи в результате объединения людей, а также увеличение числа семей приводят к образованию государства. Власть государя есть естественное продолжение власти отца, «патриарха» в семье. Яркими представителями этой теории были Аристотель и Роберт Филмер.

3. Ирригационная теория. Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.

6. Классовая теория. Разработку этой теории связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Сущность государства конкретизируется в его функциях.

Функции государства – основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач, без которых государство не может обойтись.

Каждая функция представляет устойчивую деятельность государства в той или иной сфере — экономической, политической, социальной или духовной.

Виды функций государства

Функции государства можно классифицировать по различным основаниям.

Внутренние функции нацелены на решение задач общества.

В зависимости от сферы реализации внутренние функции делятся на:

экономическую (выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме),

Социальную (призвана обеспечить свободное развитие личности и социальную защищенность всех членов общества),

Политическую (состоит в поддержании государством политической стабильности и безопасности; обеспечении участия населения в политической жизни общества посредством организации выборов, референдумов, плебисцитов; регулировании деятельности партий, общественных объединений; охране правопорядка, прав, свобод и законных интересов граждан),

культурно-воспитательную (государство гарантирует свободу творческой, научной, деятельности членов общества, поощряет развитие искусства, сохраняет культурные ценности и обеспечивает к ним доступ),

экологическую (как предупредительные меры по ограждению окружающей среды от отрицательного влияния деятельности людей, так и меры юридической ответственности за нарушение требований охраны природы).

Внешние функции связаны с деятельностью государства на международной арене. К ним относятся: сотрудничество, оборона, поддержание мирового порядка, решение глобальных проблем.

Если в качестве критерия разграничения функций использовать характер действий государства, то можно выделить регулятивную и охранительную функцию. Регулятивная функция состоит в наделении соответствующих участников общественных отношений правами, свободами, обязанностями, предоставлении им льгот за социально желательные действия. Охранительная функция связана с защитой прав и свобод личности, общества и государства.

Разбор типового тренировочного задания

Попарно соединяя овалы, решите ребус-соответствие:

дайте определение понятию государство выделите его признаки формы функции. дайте определение понятию государство выделите его признаки формы функции фото. картинка дайте определение понятию государство выделите его признаки формы функции. смотреть фото дайте определение понятию государство выделите его признаки формы функции. смотреть картинку дайте определение понятию государство выделите его признаки формы функции.

Решите автоматически заполняемый кроссворд

Источник

Тема 1 ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ

· Государство: понятие, признаки, функции

· Теории происхождения государства.

· Государство: понятие, признаки, функции

Государство, прежде всего, рассматривается как организация политической власти, существующая в определенной стране.

Попытка сформулировать определение «государство», предпринималась многими выдающимися философами, политиками, юристами, как в древности, так и в наши дни.

Например, Аристотель утверждал, что государство — это средоточие всех умственных и нравственных интересов граждан. Цицерон рассматривал государство как союз людей, объединенных началами общей пользы и справедливости. Позднее представители классовой теории основывались на том, что государство — это всегда диктатура господствующего класса.

Государствоэто политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающая правовой порядок на определенной территории[1].

Приведенное понятие позволяет выделить следующие его признаки:

1. Наличие публичной власти.Публичная власть представляет собой совокупность аппарата управления (органов законодательной и исполнительной власти) и принуждения (отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции и т.д.), которые выступают носителями государственной власти.

Государственную власть в обществе осуществляет особый слой людей, которые наделены государственно-властными полномочиями. Они имеют возможность издавать законы, использовать в необходимых случаях государственное принуждение, чтобы подчинить поведение людей воле, отраженной в правовых актах государства.

2. Административно-территориальная организация населения страны.Государство осуществляет свою власть на определенной территории. Территория, это пространство в пределах которой осуществляется государственная власть, включающая в себя: сушу, недра, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, и особые объекты, имеющие специальный статус (например, территории консульств, посольств, морских и воздушных судов, находящиеся за пределами границ государства). Распространение государственной власти на население, проживающее в рамках определенной страны, в большинстве случаев влечет его деление на административно-территориальные единицы (края, области, округа, штаты, провинции, контоны и т.д.). Территориальное деление населения и пределы осуществления полномочий аппаратом управления создают оптимальный вариант организации государственной власти на занимаемой территории.

3. Государственный суверенитет.Государственный суверенитет означает независимость государственной власти от всякой иной власти (политической и идеологической), как внутри страны, так и за ее пределами, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать вопросы жизни общества.

Государственный суверенитет имеет две стороны:

— внутреннюю сторону — исключительное, монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;

внешнюю сторону — самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом, в строго правовом порядке (например, по решению международного юрисдикционного органа при защите прав человека, введение миротворческих вооруженных сил по решению ООН в соответствие с ее Уставом).

Государственный суверенитет как особенность (свойство) государственной власти следует отличать от народного суверенитета и национального суверенитета.

Народный суверенитет — основа народовластия, право народа самому, своей волей определять свою судьбу. Аналогичное значение имеет понятие национального суверенитета: это право наций и народностей на то, чтобы самостоятельно решать вопросы своей жизни, право на свое национальное самоопределение.

дайте определение понятию государство выделите его признаки формы функции. дайте определение понятию государство выделите его признаки формы функции фото. картинка дайте определение понятию государство выделите его признаки формы функции. смотреть фото дайте определение понятию государство выделите его признаки формы функции. смотреть картинку дайте определение понятию государство выделите его признаки формы функции.

Государственный суверенитет может совмещаться с народным и национальным суверенитетом.

4. Монополия правотворчества,которая заключается в исключительном правомочии государства принимать, применять, отменять общеправовые нормы, которые распространяют свое действие на население всей страны, устанавливающие правовой порядок в обществе, в том числе и методом принуждения.

5. Государственная казна, включающая налоги, обязательные платежи и сборы, государственные кредиты, внешние и внутренние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности и т.д. Все источники пополнения государственной казны идут на содержание государственного аппарата, социальную политику государства, развитие экономики и культуры и т.п.

Неотъемлемым признаком государства является его атрибуты (герб, флаг, гимн).

Основные направления деятельности государства, выражающие его сущность и социальное назначение в управлении обществом, называются функциями государства.

В функциях государства выражается, главная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития. В зависимости от специфики общественных отношений государственные функции подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции представляют собой основные направления деятельности государства, которые характеризуют его внутреннюю политику. В свою очередь, внутренние функции делятся на охранительные и регулятивные.

Сущностьохранительных функций заключается в защите прав и свобод граждан, соблюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых правом общественных отношений.

Регулятивные функции государства направлены на организацию общественного производства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную, функцию финансового контроля.

Экономическая функция может быть сведена к выработке экономической политики, установлению правовых основ предпринимательской деятельности и ценовой политики, управлению государственными органами и предприятиями, финансового контроля и антимонопольной политики и т.д.

Социальная функция государства выражается в оказании социальной поддержке нуждающихся слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, обеспечение пособиями) в выделении необходимых средств на здравоохранение, образования, науку, культуру, спорт и т.д.

Внешние функции государства заключаются в его деятельности на международной арене, в его взаимоотношениях с другими странами и выступают в виде международного сотрудничества.

В свою очередь, международное сотрудничество осуществляется по двум основным направлениям: во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.

Внешнеполитическая деятельность современных цивилизованных государств основана на признании и уважении суверенного равенства всех стран: невмешательства в их внутренние дела; уважения территориальной целостности и нерушимости установленных границ; отказа от применения силы; уважения прав и свобод человека и т.д.

Приоритетной внешней функцией государства являетсяфункция обороны страны от внешнего нападения, котораяосуществляется экономическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время оборона страны заключается в подготовке страны к отражению возможного нападения извне, а в военное время — это прямая вооруженная борьба с противником.)

Таким образом, функции государства представляют собой цельную, взаимосвязанную деятельность системы государственных органов, которая должна быть направлена на создание условий для гармоничного развития отдельной личности и всего общества в целом.

· Теории происхождения государства

Научная мысль прошлого и настоящего выработала множество теорий, по-разному объясняющих причины возникновения государства, сущность государственной власти, ее цели, задачи, предназначение. Пристальное внимание к данной проблеме объясняется сложностью и многогранностью самого государства как общественного и политического явления.

Следует иметь в виду, что любая отдельно взятая теория представляет собой субъективный взгляд ее приверженцев на объективные процессы развития общества и государства. Но всех их объединяет стремление обнаружить для сильной государственной власти не менее сильные факторы влияния, которые привели к образованию государства.

Во времена Древней Греции и рабовладельческого Рима общественное устройство основывалось на семейном укладе с сильной отцовской властью и безусловным подчинением младших членов семьи воле отца семейства. Поэтому неудивительно, что такое могущественное образование, как государство, было объяснено патриархальной теорией Аристотеля.

Динамичная система средневековых государств была объединена единой христианской религией. Бесстрашные короли средневековья коленопреклоненно принимали корону из рук римского папы. Вот почему средневековый философ Фома Аквинский отстаивал божественную природу государства.

В эпоху буржуазных революций наибольшую популярность получили идеи «свободы», «равенства», «братства», а связанные с ними события свержения господствующих монархов заставили мыслителей того времени считать главным действующим лицом в образовании государств народ. Поэтому его воля и желание создать государственное правление легли в основу договорной теории Ж.-Ж. Руссо.

Уже в последующие годы вольнодумная интеллигенция, не связанная жесткими рамками единой идеологии осмыслила и обосновала целый ряд теорий образования государства. По-разному сложилась их судьба. Теории Петражицкого, Каутского, Гумпловича в свое время были предметом острых научных дискуссий. Классовую теорию Маркса взял на вооружение «сознательный пролетариат».

Вершины научных теорий сегодняшнего дня позволяют по-иному взглянуть на мысль авторов прошлых столетий, отказавшись от однозначной трактовки достоинств и недостатков той или иной теории.

Глубокое и всестороннее изучение научных усилий различных школ и направлений в этом вопросе можетдать ключ к пониманию закономерностей происхождения и эволюции государства, поможет определить основные социальные функции и роль государства в жизни общества, осветит иные его грани.

Характеристику основных теорий происхождения государства смотрите в Приложении 1(Таблица 1.1.).

Форма государства как совокупность его внешних признаков представляет собой организацию государственной власти в стране, которая выражается в форме правления, государственного устройства и политическом режиме.

Таким образом, форма государства имеет три грани своего выражения:

— это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления;

— способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной, местной властей;

— это методы и приемы осуществления государственной (политической власти).

Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.

Монархияформа государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит одному лицу — монарху, который получает власть в порядке наследования.

Монарх олицетворяет собой государство, выступая во внешней, внутренней политике как глава государства, осуществляет единоличное правление, независим в своей деятельности. В большинстве государств установлено бессрочное пожизненное правление монарха и создан особый порядок утверждения и принятия им власти.

Эти признаки являются базовыми в определении сущности монархии, что, безусловно, не исключает их видоизменения в связи с определенными историческими, культурными традициями, темпами и уровнем экономического и социально-политического развития того или иного государства.

В теории государства традиционно выделяются абсолютная и ограниченная монархии.

Абсолютная монархия — это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было. Например, Российская Империя времен Петра I, французская монархия времен Людовика XIV.

Ограниченная монархия выступает в виде дуалистической и парламентарной.

Дуалистическая (двойственная) монархия возникает в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту политической власти в свои руки.

Припарламентарной монархии король «царствует, но не правит». Его наличие обуславливается стечением исторических обстоятельств, силой традиций, особенностями политического противоборства и т.д. Монарх лишь формально утверждает состав правительства, сформированного ставленником партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности.

Республикаформа государственного правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам — парламенту, президенту. Наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление.

Для республики характерно:наличие высших выборных органов власти; возможность участия граждан в управлении делами государства; разделение властей; определенная процедура принятия высшими органами власти своих решений. Республики, как правило, бывают парламентскими или президентскими.

В парламентской республике главой государства является выборное должностное лицо — президент. Его роль в формировании правительства, как и в управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется и работает в том случае, если оно располагает поддержкой парламента, перед которым несет политическую ответственность.

Признаки парламентской республики.

1. Верховенство власти парламента.

2. Правительство формируется ставленником партии, победившей на парламентских выборах.

3. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность.

4. Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев.

5. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, после чего правительство обязано уйти в отставку.

В настоящее время парламентские республики существуют, например, в Италии, Индии, Германии.

Президентская республика характеризуется тем, что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства.

Признаки президентской республики.

1. Президент формирует правительство, которое несет перед ним политическую ответственность, назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства.

2. Президент избирается всеобщим народным голосованием посредством референдума или коллегиями выборщиков.

3. Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом.

4. Президент является главнокомандующим вооруженными силами страны. Примером президентской республики являются Соединенные Штаты Америки, Сирия, Зимбабве.

В некоторых государствах существует республиканская форма правления, носящая смешанныйхарактер, то есть сочетающая черты парламентской и президентской республики. К таким государствам, в частности, относится Франция.

Форма государственного устройстваэто способ территориального устройства государства, которое вносит определенный порядок во взаимоотношения центральной, региональной, местной властей.

Виды форм государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство и конфедерация.

Унитарное государство это единое централизованное государство, состоящее из различных территориальных единиц (округов, областей, краев и др.) и не имеющих в своем составе других государственных образований.

Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами,представительством в органах государства.

Признаки унитарного государства:

1. Единый Основной Закон государства.

2.Единые в масштабе всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы.

3. Единая система законодательства.

4. Единое гражданство.

5. Единая денежная единица.

6.Общая для всех административно-территориальных единиц налоговая и кредитная политика.

7.Составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом (не являются государственными образованиями).

Унитарное государство может быть многонациональным и однонациональным. Многонациональными унитарными государствами являются Франция, Китай, Пакистан, Афганистан и т.д. Однонациональными Япония, Египет и т.д.

Следующейформой государственного устройства являетсяфедерацияэто сложное государство, представляющее собой союз ряда государственных образований.

При этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и управления, однако при этом сохраняются высшие органы власти и управления у каждого из государственных образований — членов федерации (республик, штатов и т.д.).

1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов (республики, штаты, провинции, области), которые в свою очередь могут делиться на административные территориальные единицы.

2. Высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается основным законом государства (Конституцией).

4. Субъекты федерации имеют свои Конституции или Уставы, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

5. Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру (имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны).

6. Общая федеральная налоговая и кредитная политика в сочетании с двухуровневой системой сбора налогов.

7. Составные части федеративного государства могут обладать национальным суверенитетом.

8. Национальные государственные образования в составе Федерации в праве устанавливать национальное гражданство.

1. Государственные образования, составляющие данный вид федерации, не являются суверенными образованиями.

2. Субъекты в большинстве случаев лишены конституцией права прямого представительства в международных отношениях.

3. Установлен запрет одностороннего выхода из союза.

4. Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами (территориальная Федерация существует, например, в таких странах, как США, Мексика,ФРГ).

1. Субъекты — национально-государственные образования.

2. Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности.

3. Гарантированность суверенитета больших и малых наций.

4. Утверждение права наций на самоопределение. (Индия, Российская Федерация).

Конфедерацияэто «государственный союз государств», каждое из которых обладает государственным суверенитетом.

Этот союз не международно-правовой, а именно государственный, где объединяется и совместно осуществляется ряд направлений суверенной государственной деятельности (оборона, внешняя торговля, таможенное дело и т. д.).

При конфедерации «центр тяжести» государственного суверенитета находится в самих государствах, объединяющихся в конфедерацию.

1. Конфедерация является союзом суверенных государств, объединившихся для достижения определенных целей.

2. Конфедерация — как правило, временное образование.

3. Отсутствие единой территории (конфедерация состоит из территорий государств, то есть ее членов).

4. Отсутствие единого гражданства.

5. Право свободного выхода субъектов из конфедерации.

6. Бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов ее членов.

7. В предмет ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов (войны и мира, международной политики).

8. Армия состоит из воинских контингентов государств-членов конфедерации.

Исторические факты подтверждают, что конфедеративные образования имеют нестойкий, переходный характер; они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию: Северная Америка — конец XVIII века, Германия серединыXIX века, конфедерация Египта и Сирии и т. д.

Сущность государственной власти во многом выражается в средствах и способах властвования, в демократическом или антидемократическом режиме.

Демократический режим основан на признании народа в качестве источника власти, выборности и подотчетности высших органов государства и разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную. Он предполагает достаточно широкий круг реально обеспеченных прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония, осуществление деятельности государства только на основе и в рамках закона, существование многопартийной системы, невмешательство государства в частную жизнь граждан.

Антидемократический режим отвергает демократические принципы и основывается на подавлении личности, установлении диктатуры одного класса, группы, партии; огосударствлении общественных организаций; милитаризации общества и т.д. В зависимости от степени ограничения демократии подразделяются на авторитарные, тоталитарные (военные, фашистские) и т.д.

Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он выступает важной составной частью политического режима, который охватывает не только государство, но и другие элементы политической системы общества.

Механизм государстваэто система государственных органов, учреждений, организаций, осуществляющих практическую работу по реализации охранительной и регулятивной функции государства.

Аппарат государства представляет собой единый организм, в то же время для него характерна расчленённость на органы, блоки, подсистемы и даже на самостоятельные ветви власти (законодательную, исполнительную, судебную).

Государственный органэто составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни, и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма.

Наиболее существенное значение имеет деление государственных органов по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач. В зависимости от этого основания государственные органы подразделяются на представительные, исполнительные и судебные.

Государственный аппарат является основным субъектом воплощения государственной власти: посредством его органов государство осуществляет возложенные на него задачи, организует и охраняет общественные отношения.

. Вопросы для самоконтроля

1. Назовите и охарактеризуйте основные причины возникновения теории происхождения государства.

2. Каковы признаки государства как основной политической организации общества?

3. На основании признаков сформулируйте понятие.

4. Дайте понятие формы государства?

5. Назовите и охарактеризуйте формы государственного правления.

6. В чем отличие монархии от республики?

7. Национально-территориальное устройство государства: его признаки и особенности.

8. Что представляет собой государственный режим?

9. Чем отличается унитарное государство от федерации?

10. Что представляет собой конфедерация и в чем ее отличие от федерации?

11. Что понимается под механизмом государства?

12. Охарактеризуйте демократический режим государства?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *