деепричастие как особая форма глагола упражнения
Упражнения для повторения темы «Деепричастие»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Деепричастие как часть речи
1. Вставьте в предложения подходящие по смыслу идиомы. Расставьте знаки препинания.
2. Под номером 1 дан ряд фразеологизмов (идиом), под номером 2 – их объяснения, но в другом порядке. Подберите к каждому фразеологизму соответствующее объяснение и запишите их парами.
1. Не покладая рук, не переводя дыхания, не находя себе места, несолоно хлебавши, положа руку на сердце, не щадя живота, не мудрствуя лукаво.
2. Делать что-то, не прерываясь, в один присест; работать усердно, не останавливаясь; говорить откровенно, чистосердечно; тревожиться, беспокоиться; судить объективно, беспристрастно; говорить без затей и излишних рассуждений; не щадя жизни; уйти, не получив желаемого.
3. С двумя-тремя фразеологизмами составьте предложения.
4. Ниже дано несколько вариантов каждого предложения. Найдите, в каком из этих вариантов знаки препинания расставлены правильно.
а) Мы замечтались, покачиваясь в лодке на волнах и задумчиво поглядывая на далекий берег.
б) Мы замечтались, покачиваясь в лодке на волнах, и задумчиво поглядывая на далекий берег.
в) Мы замечтались, покачиваясь в лодке на волнах, и, задумчиво поглядывая на далекий берег.
а) Собака испугалась не на шутку, но не желая выдать своего страха, громко залаяла и бросилась к коту.
б) Собака испугалась не на шутку, но, не желая выдать своего страха, громко залаяла и бросилась к коту.
5. Придумайте два-три предложения, в которых деепричастный оборот находился бы после союза и.
6. Найдите ошибки, запишите исправленные варианты предложений. Изменять эти предложения можно по-разному.
1. Подойдя к калитке, на меня обрушился яростный лай собаки.
2. Подбегая к дому, послышались первые раскаты грома.
3. Спрятавшись под навес, дождик нам был уже не страшен.
4. Подняв хобот, раздался громкий рев слона.
5. Многие слоны стали жертвой охотников, стараясь добыть драгоценную слоновую кость.
7. Соедините деепричастный оборот с тем из двух отрезков предложений, к которому он подходит.
1. Приехав в деревню, (весь сад был в цвету; я застал сад в цвету).
2. Прочитав письмо, (я обрадовался; меня охватила радость).
3. Собираясь в поход, (на рассвете был назначен сбор; туристы продумали все детали).
4. Увидев ядовитую змею, (ребят объял ужас; ребята бросились врассыпную).
8. Перепишите текст, расставляя знаки препинания и подчеркивая деепричастные обороты как члены предложения.
В 1959 году небольшое судно выйдя из колумбийского порта потерпело аварию в открытом море. Оказавшись в воде люди подверглись нападению акул. Помощь пришла неожиданно. Дельфины вступили в бой с хищниками и спасли людей. Отогнав акул далеко в море они вместе с людьми встретили спасательное судно.
9. Сделайте морфологический разбор выделенных форм глагола.
10. Найдите в тексте деепричастие по следующим признакам: совершенного вида, возвратное.
Где может заблудиться человек? В лесу, конечно. Или в большом городе, если его занесло в незнакомый район. А вот Миша Орлов заблудился на стадионе. Стоял, чуть не плача, у футбольных ворот и не знал, в какую сторону бежать дальше. Здесь, на этом месте, должна была быть записка с подсказкой. Но никакой записки не было, и, растерявшись, Миша застыл на месте.
Весь ужас заключался в том, что это был последний, решающий этап соревнований. Очень сложных соревнований по ориентации на местности. На стадионе они заканчивались, а начинались в парке у озера, затем маршрут, петляя, захватывал улицы и переулки. Миша на всех этапах был лидером и вот на последнем застрял.
Где же записка? Может, ее второпях забыли положить? Что же делать?
И вдруг нежданно-негаданно – спасение. Его одноклассник Толя Андреев, неизвестно откуда взявшийся, пробегая мимо, прошептал довольно внятно: «Не записку ищи, а стрелку». Миша огляделся и увидел в правом верхнем углу футбольных ворот еле заметную синюю стрелочку. Она-то и указывала направление.
Он еще успевал прийти первым. Надо было только собрать все силы и, поднажав, успеть. Рывком бросился вперед и… опять остановился. Соперники уже настигали его, бежали сломя голову, потом обгоняли, а он даже не смотрел им вслед. Нет, он не сошел с дистанции. Прибежал одним из последних.
Одноклассники окружили его: «Что случилось? Ты заболел? Почему упустил победу?». А Толя Андреев, который «выручил» его, сказал самое обидное: «Растяпа».
Так никто и не понял, почему он проиграл. Ведь они так за него болели, даже Толю послали на выручку. И никому не пришло в голову, что он не проиграл, а выиграл, верней, победил. Победил самого себя. Потому что победа всегда достается тому, кто добыл ее в честной борьбе.
12. Выпишите из текста по очереди предложения: 1) с одиночными деепричастиями, 2) деепричастными оборотами, 3) идиомами.
13. Сделайте морфологический разбор двух деепричастий и двух глаголов.
Комплекс тренировочных упражнений по теме «Деепричастие»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Н.В.Кашина, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МКОУ «Троицкая СОШ № 5»
Комплекс тренировочных упражнений по теме «Деепричастие»
Предлагаемая система заданий дополняет материалы учебников по русскому языку, рекомендованных МО РФ для общеобразовательных учреждений. Актуальность подобного рода разработки очевидна: учителям и ученикам неизбежно придётся столкнуться с проблемой подготовки к Единому государственному экзамену. В настоящее время появилось множество пособий для подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ, однако в них в основном тиражируются типовые тестовые задания (многочисленные «клоны» тех, что включаются в состав ЕГЭ), не всегда направленные на осмысленное и действительно системное формирование определённых навыков. Опыт работы убедительно диктует необходимость изменения структуры уроков русского языка, а также методов и форм подачи учебного материала и проверки знаний учащихся. Материал школьных учебников, к сожалению, очень ограничен как в плане типологии предлагаемых заданий, так и в плане возможностей выбора не только групповых, но и индивидуальных траекторий формирования базовых компетенций.
Предлагаемые упражнения позволяют проверить языковую подготовку учащихся на уровне учебных умений или способов действия, на основе понятий и правил, применяемых не только в стандартных условиях, но и в работе со специально отобранным языковым материалом.
Комплекс упражнений содержит задания на дифференциацию языковых явлений, разграничение омонимичных форм и частей речи, задания на развитие гибкости мышления, что позволит осознанно подходить к анализу языковых явлений, избегая «натаскивания» при подготовке к ЕГЭ.
Предлагаемые материалы помогут осуществить систематический индивидуальный и групповой контроль знаний при проверке домашних заданий и закреплении полученных знаний на уроках, итоговых проверках, а также при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ в качестве повторения пройденного.
1. Вставьте слово или словосочетание в истинное утверждение, чтобы сделать его полным и завершённым.
Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает_________, объединяет признаки_________ и _________ и показывает ________, _________, _________ совершается действие, названное глаголом.
Деепричастие отвечает на вопросы: ________, ________, ________, ________, ________.
Деепричастие в предложении является ____________.
Признаки глагола у деепричастий: ________, ________, ________.
Признаки наречия у деепричастий: _______, ________.
Деепричастие с зависимыми словами называется _________________.
Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола ________ времени с помощью суффиксов ________.
Деепричастия совершенного вида образуются от основы __________ с помощью суффиксов _________.
Глаголы, от которых деепричастия не образуются: _________________.
НЕ с деепричастиями пишется _________.
2. Укажите словосочетания с деепричастием:
Б) очарованный картиной;
В) размышляя об экзамене;
Г) прикоснувшись к губам;
Д) блестящий на солнце;
3. Отметьте предложения с нарушением норм употребления деепричастий.
Определивши направление и силу ветра, можно прогнозировать изменения в погоде.
Сломив сопротивление противника, батальон занял село.
Заговорив о делах, мы забыли о времени.
Что имеем – не храним, потерявши – плачем.
Потерявши книгу, принесите в библиотеку другую.
4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
всегда указывается обратный адрес;
обязательно укажите обратный адрес;
без обратного адреса не примут;
мне не хватило денег.
5. Подчеркните в предложениях глаголы – сказуемые и относящиеся к ним деепричастия с зависимыми словами.
1. Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, боясь отца своего.
2. Кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям.
3. Он (Андрий) глядел на неё, совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою ещё больше замазывался.
4. Он хотел было узнать от дворни, которая кучею стояла за воротами, окруживши игравшего молодого бандуриста.
5. Но дворня подняла смех, увидевши его запачканную рожу, и не удостоила его ответом.
6. Укажите номера предложений с деепричастным оборотом.
Ночь подобралась незаметно, окутавши землю тёмной вуалью.
Сумрак, окутавший землю, скрыл разрушения.
Врач, склонившись над солдатом, осматривал рану.
Врачи, склонившиеся над операционным столом, были сосредоточенны.
Птенец, запутавшийся в высокой траве, не мог оттуда выбраться.
Запутавшись в высокой траве, я потерял тропинку.
Путники, отдохнув в лесу, отправились дальше.
7. Отметьте предложения, в которых допущены ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов.
Рассматривая старые фотографии, мне вспомнилось детство.
Я покатился по льду, не думая об опасности.
Поезд, лениво постукивая на стыках, проходил по мосту.
Пройдя через такой кошмар, мужество не покинуло её.
Благодаря радушную хозяйку за гостеприимство, туристы стали собираться в обратный путь.
Включив радио, раздались звуки музыки.
Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести.
Поднимаясь по лестнице, мне навстречу попался взволнованный сосед.
Осенью берёзки сбросили листву, покрыв золотым ковром всю землю.
Птицы, обрадовавшись солнцу, запели на все голоса.
8. Создайте в парах текст (тип – повествование, стиль – художественный), используя деепричастные обороты. Запишите, устно обсудите постановку знаков препинания.
9. Укажите номера предложений, в которых деепричастия не выделяются запятыми.
И день и ночь спешу к вам голову сломя.
Малыш испугавшись громко расплакался.
Это упражнение делают стоя на вытянутых ногах.
Татьяна любит не шутя.
Волнуясь он говорил торопливо и непонятно.
Читать лёжа вредно.
Я проснулся и умывшись сел завтракать.
Туманы клубясь и извиваясь сползали по морщинам соседних скал.
Утром вставая я только и думал о визите.
Отец работал засучив рукава.
10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
По ясному небу плавно неслись (1) не закрывая (2) солнца (3) низкие дымчатые облака.
11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Лес неожиданно побледнел (1) растворяясь (2) в косых потоках ливня.
12. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Вечернее солнце (1) вдоволь накупавшись (2) в облаках (3) бросило на небосклон несколько лиловых мазков.
1 – выделяется причастный оборот
2 – выделяется деепричастный оборот
1, 3 – выделяется деепричастный оборот
1, 3 – выделяется причастный оборот.
13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь (3) в произносимые ею (4) слова.
14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Траву (1) скошенную (2) но ещё не высохшую (3) переворачивая (4) сгребали в копны.
15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Снежок (1) выпавший ночью (2) тая у нас на глазах (3) делает склон ещё более скользким.
16. НЕ с деепричастием пишется слитно:
17. Определите, как надо писать НЕ со словами в предложениях:
(Не) давши слова, крепись, а давши, держись.
Он ушёл, (не) истовствуя от досады.
А) В 1-м случае слитно, во 2-м раздельно.
Б) В 1-м случае раздельно, во 2-м слитно.
В) В обоих случаях слитно.
Г) В обоих случаях раздельно.
28. Укажите слитное написание НЕ со словами.
(Не) терпя возражений.
Сильно (не) доумевая.
Нисколько (не) думая.
19. Раскройте скобки, расставьте запятые. Объясните случаи слитного написания НЕ с деепричастиями.
1) Бессонов (не) дослушав взмахом руки остановил его. 2) Она сидела (не) шевелясь. 3) Но уезжать обидно. Всё равно как из кино уйти (не) досмотрев фильма. 4) Благодарю тебя, что ты продолжаешь быть со мною (не) смотря ни на что. 5) Надо (не) мешкая ехать домой. 6) Они шли (не) торопясь и как бы наслаждаясь прогулкой.
20. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Книги Пушкин любил с детства. (2) По словам его младшего брата Льва, ещё будучи мальчиком, проводил бессонные ночи, тайком забираясь в кабинет отца, и без разбора «пожирал» все книги, попадавшиеся ему под руки. (3)Сергей Львович, отец поэта, рассказывал, что Александр уже в самом младенчестве своём показал большое уважение к писателям.
(4)Обладая памятью необыкновенной, Пушкин уже на одиннадцатом году был хорошо знаком с французской литературой. (5)Пушкин всегда жил в окружении книг.
1). Определите тему и главную мысль текста.
2). Какими способностями обладал А.С.Пушкин? Какие книги он читал?
3). Озаглавьте текст.
4). Выпишите из текста все деепричастия.
5). Укажите номера предложений с деепричастными оборотами.
6). В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при деепричастном обороте.
По словам его младшего брата Льва,(1) ещё будучи мальчиком,(2) проводил бессонные ночи,(3) тайком забираясь в кабинет отца,(4) и без разбора «пожирал» все книги,(5) попадавшиеся ему под руки.
Открытый урок по русскому языку на тему «Деепричастие как особая форма глагола»(7 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Талгарский район, село Бесагаш
Открытый урок по теме
«Деепричастие как особая форма глагола»
Учитель русского языка и литературы :
2015-2016 учебный год
Цель нашего урока: получить представление о деепричастии как особой форме глагола.
Задачи: 1.Познакомиться с основными грамматическими признаками, которые свойственны деепричастию. 2.Уметь отличать деепричастие от глагола.
I. Организационный момент.
Запись числа и слов “классная работа”.
Прочитайте тексты и сравните их.
С неба донесся трубный клик лебедей. Всё ниже, ниже большие белые птицы. Вот они опустились на воду и поплыли.
С неба донесся трубный клик лебедей. Всё ниже, ниже большие белые птицы.
Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.
Что общего у этих текстов? (тема – лебеди)
Чем отличаются, какими предложениями?
Какие предложения выразительнее и почему?
Найдите в последнем предложении второго текста слова, обозначающие основное действие. (опустились и поплыли)
Какая это часть речи? (глагол)
Что обозначает глагол? (глагол – действие)
А какие ещё слова позволяют увидеть картину движения? (распрямив, не шевеля, поглядывая)
Это глаголы? (нет)
Но чем эти слова похожи на глагол? (заключают в себе действие)
Итак, запишем тему урока:
Мы будем изучать деепричастие по нашему привычному плану. Какому?
План изучения деепричастия.
Как вы понимаете слово “деепричастие”? Обратимся к его строению.
Деепричастие = Дее + причастие > составное слово
Что нам уже знакомо? (причастие)
Что такое причастие?
Что может обозначать частица “дее”? К чему же будет причастно? (к действию)
2. Обратимся к справочному материалу.
Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср. причастность)
Когда же появился этот термин?
Что было прообразом?
3. Запишите последнее предложение из второго текста.
Выполните частичный синтаксический разбор (по членам предложения):
Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.
Какие вопросы вы задавали к деепричастию? (как?, каким образом?)
Что есть у деепричастий? (зависимые слова)
Что такое деепричастие с зависимыми словами? (деепричастный оборот)
От каких же слов зависит деепричастие? (от глаголов-сказуемых)
Ещё раз: что обозначает глагол? (действие)
Глагол обозначает основное действие, которое выполняет предмет.
Какое же действие обозначает деепричастие? (второстепенное, добавочное, дополнительное действие)
Что обозначает глагол и деепричастие?
Глагол – основное действие.
Деепричастие – добавочное действие.
4. Выпишите из предложения “глагол + деепричастие” и выполните морфемный разбор слов.
опустились, распрямив;
опустились, не шевеля;
поплыли, поглядывая.
(Спор об окончании: надо поставить глагол в настоящее время и будущее, при этом деепричастие не изменится.)
Чтение учебника на странице 163.
Какой же признак есть у деепричастия? (неизменяемость)
Может быть, деепричастие (как и причастие) заимствует признаки от какой-то другой части речи? Какие?
Деепричастие, как и причастие, морфологический гибрид.
Давайте обратимся к тексту:
Итак, вы прочитали монолог деепричастия. Выполните самостоятельно следующее задание.
Чтение учебника на странице 163.
Что же мы с вами отработали из нашего плана?
Что же такое деепричастие?
6. Выполните следующее задание:
Выпишите в тетрадь только деепричастия:
(Если учащиеся выпишут причастия, то вспомнить особые приметы причастия – суффиксы)
У деепричастия, как и у причастия, есть особые приметы – это опознавательные морфемы.
Давайте рассмотрим схему и запомним эти опознавательные морфемы.
Образуется от глагола
Чтение учебника на странице 163.
Выделите эти морфемы в записанных вами деепричастиях.
1. Выполним упражнение № 368.
(Выполняем все вместе – один ученик у доски, комментирует все записи.)
2. Обратимся к тексту, по которому вам необходимо выполнить задание.
Выпишите из текста словосочетания “глагол +деепричастие”. Укажите признаки деепричастия и выделите опознавательные морфемы.
Чтобы доехать до Парижа.
Франсуа Рабле, известный французский писатель, оказался в денежном затруднении. Ему нечем было заплатить за проезд из Лиона в Париж. Тогда, насыпав в три пакетика сахарный песок. Он на одном написал: “Яд для короля”, на другом – “Яд для королевы”, на третьем – “Яд для первого министра”. Оставив пакетик на видном месте, он стал ждать. Служанка, убирая комнату, прочла надписи и побежала к хозяину. Тот, всполошившись, вызвал стражу. Писателя схватили и под конвоем доставили в Париж. Представ перед прокурором Парижа, Рабле признался в “злом умысле” и в подтверждение проглотил всё содержимое пакетиков.
Написал, насыпав – сов. вид, невозвр.
Стал ждать, оставив – сов. вид, невозвр.
Прочла, убирая – несов. вид, невозвр.
Вызвал, всполошившись – сов. вид, возвр.
Признался, представ – сов. вид, невозвр.
Что мы сегодня изучали?
Что узнали нового?
Какие есть признаки?
От каких частей речи?
От какой части речи зависит?
Чем является в предложении?
От какой части речи образуется?
При помощи чего
Упражнения по теме «Деепричастие»
Упражнение 1.
Прочитайте текст и выполните задания.
И точно — кругом огибая сосенку, словно взявшись за руки и водя хоровод вокруг нее, кружились маслята. Тот гриб наклонился на одну сторону, тот на другую, как в бесшабашной пляске, те низко присели, те, напротив, привскочили на цыпочки.
Маслята были вполовину чайного блюдца, желтые и светло-желтые, а не то чтобы темно-коричневые и с белой пленочкой с нижней стороны. Но, к нашему удивлению, все маслята оказались свежие, здоровые, совсем нетронутые червяком.
1) Какова тема и главная мысль текста?
Упражнение 2.
Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Графически объясните знаки препинания. По вопросам определите вид деепричастия.
1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.
Упражнение 3.
От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:
Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться.
С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения.
Упражнение 4.
От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы глаголов и деепричастий.
Построить, услышать, завить, растаять.
Упражнение 5.
Выпишите в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.
Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок.
Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.
Тест по теме «Деепричастие»
1. Найти предложения, в которых есть глагольная форма, обозначающая добавочное к основному действие.
А) Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.
Б) Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.
В) Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.
Г)Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.
2. Найти предложения, в которых есть деепричастие.
А) Мама сидела, откинувшись в кресле.
Б) Я открыл окно и залюбовался видом.
В) Разложив игры, дети сели в кружок.
Г) Уставшая, она не хотела идти домой.
3. В каком ряду все слова являются деепричастиями?
А ) расправь, выпав, пройдя, разговаривая;
Б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя;
В) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв;
Г) навзничь, объевшись, белая, двигая.
4. Сколько деепричастий в предложении?
Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.
5. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?
А ) увидев — деепричастие совершенного вида, невозвратное;
Б) наткнувшись — деепричастие совершенного вида, возвратное;
В) вспоминая — деепричастие несовершенного вида, невозвратное;
Г) расставаясь — деепричастие несовершенного вида, невозвратное.
6. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов?
Не держась за руль, откинувшись и скрестив на груди руки, он катил по шоссе и городу и поглядывал на столбы и провода, проверяя состояние сети.
А) не держась — деепричастие несовершенного вида, возвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;
Б) откинувшись — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;
В) скрестив — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;
Г) проверяя — деепричастие несовершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства.