дефект правосознания который заключается в отрицательном отношении к праву законам и правовым формам
Вопрос № 79 Деформация правового сознания: правовой идеализм, правовой нигилизм
Правосознание отдельно взятой личности не всегда удовлетворяет общепризнанным требованиям, оно (правосознание) может иметь различные отклонения, которые в юридической науке подразделяются на дефекты и деформации.
Дефекты правосознания— это недостатки правового сознания, которые свидетельствуют о его несформированности и тенденциозности.
Наиболее распространенными дефектами правового сознания являются правовой фетишизм, идеализм, релятивизм, субъективизм, инфантилизм и правовой нигилизм.
Правовой субъективизм— это одностороннее отношение индивида к правовым предписаниям: признание своих прав и отрицание своих обязанностей. Носители такого правосознания легко превышают свои полномочия и нарушают чужие права.
Правовой инфантилизм— это слабое знание права и незрелое отношение к нему как явлению якобы постороннему, далекому и неповседневному. Носители инфантильного правосознания редко замечают ущемление собственных прав и не знают средств и способов их защиты.
Правовой нигилизм— это дефект правосознания, который заключается в отрицательном отношении к праву, законам и правовым формам организации общественных отношений.
Правовой нигилизм как социальное явление имеет различные формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему.
Основные причины распространенности правового нигилизма:
1) исторические корни репрессивного законодательства, несовершенства правосудия, являющиеся естественным следствием самодержавия, многовекового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод;
2) теория и практика понимания диктатуры пролетариата как власти, несвязанной и не ограниченной законами;
3) правовая система, в которой господствовали административно-командные методы, секретные и полусекретные подзаконные нормативно-правовые акты, а конституции и немногочисленные демократические законные значительной степени только декларировали права и свободы личности;
4) количественная и качественная корректировка правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов, длительность процесса осуществления всех реформ, в том числе и судебной.
Уровни правового нигилизма:
1) общесоциальный, для которого характерно отрицание идеи господства права на уровне всей социальной системы и ее управленческих структур;
3) отдельной личности.
Распространение правового нигилизма на общесоциальном уровне означает, что государство как управляющая система в обществе пренебрегает правом либо использует его исключительно как средство подавления индивидуальной воли. Отношения здесь строятся на основе директив, властных распоряжений «сверху». «Верхи», как правило, концентрируют на своем полюсе права, возлагая на «низы» обязанность выполнять исходящие от него команды, не связывая себя при этом какими-либо обязательствами перед населением. Право и правовая система в целом носят консервативный характер. Принимаемые законы не имеют прямого действия и механизмов обеспечения, это позволяет ведомствам и муниципальным органам корректировать их по своему усмотрению, ущемляя при этом права и интересы граждан и их законных объединений. Отсутствуют эффективные юридические механизмы защиты прав личности, в силу чего произвол чиновников не встречает законного «отпора» граждан. Предоставляемые гражданам права и свободы юридически и фактически не обеспечены, вследствие чего их использование затруднено.
Правовая индифферентность и отчужденность становятся неотъемлемыми чертами образа жизни личности. При такой ситуации население вслед за управляющими отвергает (отрицает) право как социально ценностный институт. Падает престиж права, теряется интерес к нему. Имеет место то, что можно назвать отчуждением общества от права.
Такой уровень присущ административно-командной системе управления. Это не только порождение, но и необходимый атрибут данной системы, ее неизменный спутник. Провозглашенная на государственном уровне задача ликвидации (демонтажа) административно-командной системы одновременно означает отрицание правового нигилизма на общесоциальном уровне и становление общества на путь демократического правового развития.
Будучи взаимосвязанными, уровни вместе с тем имеют относительно автономное значение. Из этого вытекают как минимум два вывода: во-первых, нет фатальной неизбежности быть подвергнутым разрушительному воздействию правового нигилизма даже в случае нахождения в зоне его активного воздействия, во-вторых, при изменяющейся на одном из уровней ситуации может не произойти заметных преобразований на иных уровнях.
Деформации правосознания
Деформация правосознания— это его искажения или разрушение позитивных идей, убеждений, чувств, установок в сознании человека.
Правосознание индивида может иметь различные дефекты и деформации.
Профессиональные деформации представляют собой искаженные под воздействием неблагоприятных факторов профессиональной деятельности представления и взгляды юристов на право и правовую действительность.
В зависимости от х а р а к т е р а и с к а ж е н и й можно выделить два типа деформаций: репрессивный и криминальный. В случае репрессивной деформациисотрудниками правоохранительных органов овладевает отрицательное отношение к гражданам — цивильное население воспринимается как контингент правонарушителей, для изобличения которых приемлемо применение любых мер, вплоть до несанкционированного насилия. В случае криминальной деформации сотрудники правоохранительных органов приходят к убеждению, что правонарушения являются вполне приемлемыми способами удовлетворения жизненных потребностей.
Дефекты правосознания — это недостатки правового сознания, которые свидетельствуют о его несформированности и тенденциозности.
Наиболее распространенными дефектами правового сознания являются правовой нигилизм, правовой фетишизм, правовой идеализм, правовой релятивизм, правовой субъективизм и правовой инфантилизм.
Правовой нигилизм — это дефект правосознания, который заключается в отрицательном отношении к праву, непризнании его силы и социальной ценности. Носители этого дефекта склонны подчиняться только насилию и сами действуют с позиций силы. Формами выражения правового нигилизма в России являются: прямые умышленные нарушения закона, массовые несоблюдения юридических предписаний, издание противоречивых или даже взаимоисключающих актов, подмена законности политической, идеологической или практической целесообразностью, несогласованность действия государственных органов, нарушения прав человека властями и другое.
Правовой фетишизм — это вера во всесилие закона, в его принудительную силу. Фетишисты ошибочно считают, что хорошие законы способны решить все проблемы общества без участия граждан в их реализации.
Правовой идеализм — это слепая вера в торжество закона при полном отказе борьбы за право. Идеалисты ошибочно считают, что право защищает законные интересы автоматически, без вмешательства заинтересованных лиц.
Правовой релятивизм проявляется в убеждении, что право есть нечто относительное. В «опытных руках» толкование закона зачастую превращается в профессиональный кривотолк. Ловкий юрист нередко фальсифицирует право и выдает за него суррогаты своего толкования. При этом поведение такого субъекта выглядит внешне правомерным, но по сути своей является замаскированным беззаконием.
Правовой субъективизм— это одностороннее отношение индивида к правовым предписаниям: признание своих прав и отрицание своих обязанностей. Носители такого правосознания легко превышают свои полномочия и нарушают чужие права.
Правовой инфантилизм— это слабое знание права и незрелое отношение к нему как явлению якобы постороннему, далекому и неповседневному. Носители «темного» инфантильного правосознания редко замечают ущемление собственных прав и не знают средств и способов их защиты.
Русский мыслитель И. А. Ильин, в совершенстве владевший философией права, с прискорбием отметил, что жизнью человечества руководит слепое, корыстное, беспринципное и бессильное правосознание. «Образованные и необразованные круги народа одинаково не верят в объективную ценность права и не уважают его предписаний; они видят в нем или неприятное стеснение, или в лучшем случае, — удобное средство для защиты и нападения». Однако духовная жизнь общества и индивида требует глубокого пересмотра и обновления правосознания.
Дефекты правового сознания
Дефекты правосознания – это недостатки правового сознания, которые свидетельствуют о его несформированности и тенденциозности (Г.В.Назаренко).
Виды дефектов правосознания. Различают следующие дефекты правосознания:
1. правовой нигилизм – заключается в отрицательном отношении к праву, его силы и социальной ценности;
2. правовой фетишизм – вера во всесилие закона, в его принудительную силу;
3. правовой идеализм – слепая вера в торжество закона при полном отказе от борьбы за право;
4. правовой релятивизм – убеждение, что право есть нечто относительное. В «опытных руках» толкование закона зачастую превращается в профессиональный кривотолк;
5. правовой субъективизм –одностороннее отношение индивида в правовым предписаниям: признание своих прав и отрицание своих обязанностей;
6. правовой инфантилизм – слабое знание права и незрелое отношение к нему.
Правовой нигилизм. Правовой нигилизм – это направление общественно-правовой мысли отрицающей социальную и личную ценность права и считающей его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений (Н.Л.Гранат).
Особенности правового нигилизма. Как социальное явление правовой нигилизм характеризуется:
1. резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;
2. максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;
3. он не сопряжен с позитивной программой;
4. несет в себе деструктивное, разрушительное начало (В.Н.Протасов).
Особенности современного нигилизма. К ним относят:
1. подчеркнуто демонстративный, воинствующий и неконтролируемый характер, что квалифицируется как беспредел;
2. массовость, распространенность не только среди граждан, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти;
3. многообразие форм проявления – от криминальных до легальных, от парламентско-конструкционных до митингово-охлократических, от «элитных» до бытовых;
4. особая степень разрушительности, оппозиционная и популистеческая направленность;
5. слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом, образующими вместе единый деструктивный процесс;
6. связь с негативизмом – более широким течением (Н.И.Матузов).
Формы правового нигилизма, Учебная литература предлагает несколько вариантов выделения форм правового нигилизма.
Одни авторы выделяют две формы правового нигилизма:
— практическую (Р.К.Русинов, А.П.Семитко).
Некоторые авторы к правовому нигилизму относят:
— равнодушное отношение к роли и значению права; скептическое отношение к потенциальным возможностям права; полное неверие в право и негативное отношение к нему (Н.Л.Гранат);
— умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний; издание противоречивых правовых актов; подмена законности целесообразностью; конфронтация представительных и исполнительных структур; нарушение прав человека; теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.) ( Н.И.Мазутов).
Проф. В.А.Туманов говорит о пассивной и активной формах правового нигилизма.
Для пассивной формы характерно безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно особенно враждебное отношение к праву Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.
Правовой нигилизм и формы его проявления. Пути преодоления правового нигилизма.
Правосознание отдельно взятой личности не всегда удовлетворяет общепризнанным требованиям, оно (правосознание) может иметь различные отклонения, которые в юридической науке подразделяются на дефекты и деформации.
Деформации правосознания— это различного рода искривления сформированного профессионального правового сознания, которые свидетельствуют о его перерождении.
В зависимости от характера искривлений можно выделить два типа деформаций:репрессивный и криминальный.
«В случае репрессивной деформации правосознания сотрудники правоохранительных органов воспринимают население как контингент правонарушителей, для изобличения которых приемлемо применение любых мер, в том числе и незаконного насилия.
В случае криминальной деформации сотрудники правоохранительных органов вступают во взаимосвязь с преступными элементами, что свидетельствует о криминальном перерождении». 1
Дефекты правосознания— это недостатки правового сознания, которые свидетельствуют о его несформированности и тенденциозности.
Наиболее распространенными дефектами правового сознания являются правовой фетишизм, идеализм, релятивизм, субъективизм, инфантилизм и правовой нигилизм.
Правовой идеализм — это безоговорочная вера в торжество закона при полном отказе от борьбы за право.
Идеалисты считают, что право защищает интересы граждан автоматически, без вмешательства заинтересованных лиц.
Правовой релятивизм — дефект правосознания, выражающийся в убеждении относительности права, проявляется в убеждении, что право есть нечто относительное. В «опытных руках» толкование закона зачастую превращается в профессиональные кривотолки. Ловкий юрист нередко фальсифицирует право и выдает за него суррогаты своего толкования. При этом поведение такого субъекта выглядит внешне правомерным, но по сути своей является замаскированным беззаконием.
Правовой субъективизм — это одностороннее отношение индивида к правовым предписаниям: признание своих прав и отрицание своих
‘ Назаренко Г.В. Теория государства и права. М., 1998. С. 97-98.
(обязанностей. Носители такого правосознания легко превышают свои [полномочия и нарушают чужие права.
Правовой инфантилизм — это слабое знание права и незрелое отношение к нему как явлению якобы постороннему, далекому и неповседневному. Носители инфантильного правосознания редко замечают ущемление собственных прав и не знают средств и способов их защиты.
Правовой нигилизм— это дефект правосознания, который заключается в отрицательном отношении к праву, законам и правовым формам организации общественных отношений.
Правовой нигилизм как социальное явление имеет различные формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему.
Основные причины распространенности правового нигилизма:
1) исторические корни репрессивного законодательства, несовершенства правосудия, являющиеся естественным следствием самодержавия, многовекового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод;
2) теория и практика понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами;
3) правовая система, в которой господствовали административно-командные методы, секретные и полусекретные подзаконные нормативно-правовые акты, а конституции и немногочисленные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности;
4) количественная и качественная корректировка правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов, длительность процесса осуществления всех реформ, в том числе и судебной.
Распространение правового нигилизма на общесоциальном уровне означает, что государство как управляющая система в обществе пренебрегает правом либо использует его исключительно как средство подавления индивидуальной воли. Отношения здесь строятся на основе директив, властных распоряжений «сверху». «Верхи», как правило, концентрируют на своем полюсе права, возлагая на «низы» обязанность выполнять исходящие от него команды, не связывая себя при этом какими-либо обязательствами перед населением. Право и правовая система в целом носят консервативный характер. Принимаемые законы не имеют прямого действия и механизмов обеспечения, это позволяет ведомствам и муниципальным органам корректировать их по своему усмотрению, ущемляя при этом права и интересы граждан и их законных объединений. Отсутствуют эффективные юридические механизмы защиты прав личности, в силу чего произвол чиновников не встречает законного «отпора» граждан. Предоставляемые гражданам права и свободы юридически и фактически не обеспечены, вследствие чего их использование затруднено.
Правовая индифферентность и отчужденность становятся неотъемлемыми чертами образа жизни личности. При такой ситуации население вслед за управляющими отвергает (отрицает) право как социально ценностный институт. Падает престиж права, теряется интерес к нему. Имеет место то, что можно назвать отчуждением общества от права.
Такой уровень присущ административно-командной системе управления. Это не только порождение, но и необходимый атрибут данной системы, ее неизменный спутник. Провозглашенная на государственном уровне задача ликвидации (демонтажа) административно-командной системы одновременно означает отрицание правового нигилизма на общесоциальном уровне и становление общества на путь демократического правового развития.
Будучи взаимосвязанными, уровни вместе с тем имеют относительно автономное значение. Из этого вытекают как минимум два вывода: во-первых, нет фатальной неизбежности быть подвергнутым разрушительному воздействию правового нигилизма даже в случае нахождения в зоне его активного воздействия, во-вторых, при изменяющейся на одном из уровней ситуации может не произойти заметных преобразований на иных уровнях.
Пути преодоления правового нигилизма.В системе мер преодоления правового нигилизма, по мнению В.И. Гоймана-Червонюка, приоритетное значение в современных условиях приобретает научно обоснованная юридическая политика государства, которая в значительной степени предопределяет правовой настрой граждан и должностных лиц, формирование у них генеральной установки по отношению к праву.
Принципиальное значение в этой связи имеет утверждение в обществе идеи господства правакак одной из важнейших общечеловеческих ценностей, воплощающейся в концепции правового государства. Однако от осознания идеи до воплощения ее в практике лежит длительный путь. Поэтому поспешные или недостаточно обоснованные решения правотворческих органов, создание искусственных помех действию закона, нерешительное или неумелое использование правоохранительными учреждениями юридических средств в борьбе с опасными проявлениями способны подтолкнуть отдельные силы в обществе к решению неотложных социальных проблем неправовыми средствами.
Периодически проводимые на территории Российской Федерации опросы свидетельствуют о том, что число сторонников установления порядка «любой ценой» не уменьшается. Однако причины этого нельзя усматривать только в особенностях политического и правового сознания граждан. В значительной мере они связаны с анемией государственных структур, непоследовательностью власти в утверждении цивилизованных, официально установленных способов защиты прав и интересов граждан. К тому же кризисные явления в экономике, социально-политической области сами по себе резко понизили авторитет власти, подорвали ее стабильность и легитимность.
В этой связи чрезвычайно важно формировать у населения доверие к институтам и учреждениям государственной власти,без чего невозможно цивилизованными средствами обеспечить организованность и порядок в общественных отношениях. Существенным здесь является то, чтобы власть на любых ее уровнях соответствовала общественным ожиданиям с точки зрения компетентности, норм этического поведения. Этому, в частности, способствовало бы принятие Кодекса поведения парламентариев и высших должностных лиц государства, специального законодательного акта о финансовых декларациях применительно к определенной категории государственных служащих (прежде всего к высшим должностным лицам).
Справедливо замечено, что власть должна быть гарантом законности и честной конкуренции, обеспечения баланса интересов между предпринимателями и населением.
В плане рассматриваемой проблемы особо значимым представляется обеспечение личностной направленности юридической политики,при которой стратегия правового развития была бы сориентирована на человека,’ его приоритеты и интересы. Юридическая политика должна быть подчинена задаче утверждения в общественной жизни качественного правового закона, который отражал бы приоритеты и ценности личности, баланс интересов различных социальных групп; отвечал международно-правовым стандартам, передовым моральным воззрениям, прогрессивным национальным и историческим традициям: действовал эффективно и стабильно, а при его отмене или изменении не ухудшал фактического положения добросовестных участников правоотношений. Внедрение в общественную систему качественного правового закона укрепит у людей веру в то, что не они существуют для закона, а закон для них.
Освобождение граждан от жесткой юридической опеки и связанной с ней зависимости от государственных структур в осуществлении правовых возможностей, ориентация государственно-правовой системы на обеспечение интересов личности снимут препятствия на пути к использованию прав и свобод и на этой основе устранят противостояние между аппаратом и населением, повысят доверие к юридическим учреждениям.
Таким образом, юридическая политика должна быть последовательной и радикальной и, что очень важно, социально ориентированной. Только в этом случае она вызовет доверие и поддержку масс. Вследствие этого у населения объективно возрастет интерес к праву, произойдет переоценка роли и осознание его ценности в обществе. Тем самым будут созданы реальные предпосылки к замене отрицательного отношения к праву уважением к нему.
Преодоление правового нигилизма в значительной мере связано с созданием качественной системы правового обслуживания,в том числе правового информирования населения, с действенностью юридического всеобуча, призванного повысить правовую компетентность граждан и должностных лиц, сформировать новый тип правового мышления личности как необходимое условие ее жизнедеятельности в правовом государстве.
Применительно к нынешним условиям чрезвычайно важно формирование у населения и должностных лиц, в особенности, развитого чувства законности. Сейчас немалая часть граждан, должностных лиц и даже работников правоохранительных органов не исходят из понимания единой законности. Допускается «разная» законность, субъективный выбор акта и норм для исполнения, что противоречит идее верховенства закона. Специальной задачей всеобуча должно стать привитие гражданам и должностным лицам иммунитета, некоего синдрома неуязвимости против подверженности правовому нигилизму. В связи с этим правовая педагогика призвана обеспечить отбор таких постулатов, внедрение которых в сознание способно сформировать у личности ценностное видение права, готовность использовать его во благо себе и обществу. К числу таких постулатов можно отнести следующие: нет такой ценности в обществе, достижение которой потребовало бы нарушения закона, ущемления прав других лиц; использование юридических средств облегчает, а иногда является единственно возможным способом удовлетворения законного интереса; отстаивая свои права, гражданин одновременно защищает правовые устои общества; правовые запреты и предписания, ограничивая поведение одних лиц, обеспечивают защиту прав и интересов других; несоблюдение (неисполнение) правовых предписаний всегда сопровождается наступлением негативных последствий как для правонарушителя, так и для общества.