декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки

Декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки

(введена Федеральным законом от 07.04.2020 N 113-ФЗ)

2. Размещение стационарного ящика для сбора благотворительных пожертвований осуществляется на основании договора, заключаемого между собственником помещения или уполномоченным им лицом (если законом не предусмотрен запрет на заключение такого договора) и организацией, указанной в пункте 1 настоящей статьи, которой принадлежит ящик, за исключением случаев, если помещение, в котором размещается стационарный ящик для сбора благотворительных пожертвований, находится во владении или в пользовании такой организации.

3. Установка и использование стационарных ящиков для сбора благотворительных пожертвований без заключения договора, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, запрещаются, за исключением установки и использования таких ящиков в месте и во время проведения публичного или иного мероприятия, организованного некоммерческой организацией, учредительными документами которой предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности, или несколькими такими организациями (их объединениями).

4. Использование переносных ящиков для сбора благотворительных пожертвований допускается исключительно в месте и во время проведения публичного или иного мероприятия, организованного некоммерческой организацией, учредительными документами которой предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности, или несколькими такими организациями (их объединениями).

5. Некоммерческая организация, использующая ящик для сбора благотворительных пожертвований, должна иметь положение о программе или иной акт, в соответствии с которым будет проводиться сбор благотворительных пожертвований, и публиковать отчет об использовании собранных благотворительных пожертвований (в том числе на сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»). Требования к форме и срокам опубликования отчета, указанного в настоящем пункте, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.

6. При использовании ящика для сбора благотворительных пожертвований некоммерческая организация обязана:

1) объявить о цели сбора благотворительных пожертвований, разместив данную информацию на ящике для сбора благотворительных пожертвований;

2) указать наименование и адрес организации;

3) указать доменное имя и (или) сетевой адрес сайта организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии сайта);

4) указать на сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о месте размещения ящика для сбора благотворительных пожертвований (при наличии сайта).

7. Некоммерческая организация вправе обеспечить возможность ознакомления с указанной в пункте 6 настоящей статьи информацией с использованием мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства.

8. Требования к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, порядок их установки и использования определяются Правительством Российской Федерации.

9. Имущество, собранное с помощью ящика для сбора благотворительных пожертвований, подлежит извлечению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

10. Наличные денежные средства, собранные с помощью ящика для сбора благотворительных пожертвований, подлежат зачислению на банковский счет организации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, в течение трех рабочих дней со дня извлечения таких денежных средств из ящика для сбора благотворительных пожертвований.

11. Ящик для сбора благотворительных пожертвований не может быть оборудован автоматическими устройствами для приема денежных средств, осуществления расчетов, на которые распространяется действие Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и Федерального закона от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

12. Положения настоящей статьи не применяются в отношении ящиков для сбора благотворительных пожертвований, размещаемых религиозными организациями в целях осуществления видов деятельности, предусмотренных их уставами.

Источник

Декларация об основных принципах прозрачности НКО

декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки фото. картинка декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть фото декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть картинку декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки.Некоммерческий сектор России, особенно его благотворительная часть, стремительно развивается в последние годы, демонстрируя количественный и качественный рост. Всё больше организаций успешно привлекают массовые пожертвования частных лиц. Мы считаем важным внедрять на добровольной основе принципы открытости, необходимые для честной работы НКО. Требования законодательства к отчетности некоммерческих организаций несовершенны, что оставляет простор для манипуляций со стороны недобросовестных участников сектора. В этих условиях особенно необходимы инструменты саморегулирования. Мы уверены, что доверие к некоммерческим организациям возможно только при условии их профессиональной работы и соблюдения стандартов открытости.

Декларация об основных принципах прозрачности НКО (Декларация о прозрачности) предлагается для подписания и соблюдения всем социально-ориентированным некоммерческим организациям. Мы уверены, что добровольное соблюдение изложенных в ней принципов послужит росту профессионализма в секторе и укреплению доверия жертвователей к благотворительным организациям.

НКО, подписавшие Декларацию, обязуются:

Мы призываем СМИ и всех небезразличных людей присоединиться к инициируемой нами информационной кампании и донести до максимально широкой аудитории эти важные принципы работы некоммерческих организаций.

Источник

«Я помогаю деньгам». Как отличить благотворителей от мошенников

декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки фото. картинка декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть фото декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть картинку декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки.

Благотворительный фонд «Подари жизнь» пытается бороться с мошенниками из Ялты. Они украли название фонда и собирают деньги будто бы на помощь больным детям. Почему назвать свой фонд чужим именем ничего не стоит и как отличить лжеволонтеров от благотворителей, разобрался портал iz.ru.

Благотворительный фонд против клонов

декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки фото. картинка декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть фото декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть картинку декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки.

Волонтеры крымского республиканского благотворительного фонда «Подари жизнь» используют в работе техники агрессивных продаж. «Поощряете ли вы жадность? А детей любите?» — цепляют они прохожих на набережной Ялты, после чего показывают фото детей, которым нужна помощь, и просят пожертвовать деньги.

Такие сборщики пожертвований встречаются по всей России, обычно около метро и вокзалов. Если попросить их показать документы, раскрывающие, какая организация на что планирует потратить деньги, как правило, они или не могут ничего толком показать и объяснить, или исчезают в толпе. Не всегда делают это из злого умысла — иногда их самих обманывают мошенники.

Однако представители ялтинского клона «Подари жизнь» демонстрировать копию свидетельства государственной регистрации некоммерческой организации не стесняются. Как выяснили в фонде «Подари жизнь», основанном в 2006 году Диной Корзун и Чулпан Хаматовой, с документами у этой организации не всё хорошо.

декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки фото. картинка декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть фото декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть картинку декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки.

Учредители фонда «Подари жизнь» Дина Корзун и Чулпан Хаматова (слева направо)

«Мы нашли этот фонд на сайте Министерства юстиции РФ, в реестре зарегистрированных некоммерческих организаций. Но с 2014 года, с момента регистрации, и до настоящего времени этот фонд никакой благотворительной деятельности не ведет, так как нет ни одного отчета, это подтверждающего», — отметили в фонде.

При этом сделать с ними практически ничего нельзя. За призыв к добровольным пожертвованиям уголовное дело не заведешь. Если только призывают к этому совершеннолетние. Тогда никаких проблем у организаторов их деятельности не будет.

Это не первая и, увы, не последняя история, когда название нашего фонда используется для регистрации НКО в регионах. Мы насчитали 20 таких организаций, в которых в том или ином виде фигурирует словосочетание «подари жизнь».

Пока что его сотрудникам удалось лишь однажды добиться смены названия другого фонда — красноярского «Подари жизнь 24». На это ушло почти два года работы юристов, которые прошли все судебные инстанции вплоть до Верховного суда РФ. И только после того, как дело было направлено Верховным судом на пересмотр, Красноярский краевой суд принял доводы истцов. До этого ограничивался формальным отказом и даже данные «Левада-центра», подтверждающие, что название «Подари жизнь» устойчиво ассоциируется с фондом Хаматовой и Корзун и его использование вводит в заблуждение россиян, во внимание не принял.

После вмешательства Верховного суда в сентябре 2017 года красноярский суд постановил, что фонд-клон, созданный предпринимателями Еленой и Олегом Чипизубовыми, должен выплатить компенсацию судебных расходов в размере 50 тыс. рублей и сменить название в течение 10 дней.

декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки фото. картинка декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть фото декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть картинку декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки.

Волонтеры на зарплате

За регистрацию НКО отвечают Минюст и Федеральная налоговая служба. И по закону в регистрации должно быть отказано НКО c уже зарегистрированным другой организацией названием. Однако, когда во время судебного разбирательства между «Подари жизнь» и «Подари жизнь 24» журналисты Ъ просили в Минюсте прокомментировать причины и последствия регистрации еще двух десятков одноименных фондов, в том числе ялтинского, в министерстве от комментариев отказались.

Красноярский суд до вмешательства Верховного апеллировал к Гражданскому кодексу РФ, который охраняет только названия коммерческих организаций. Забывая, что в законе об НКО закреплено исключительное право НКО на наименование.

Но уникальность выигранного у красноярского фонда-клона процесса не только в том, что его удалось обязать сменить название. Прецедент еще и в том, что двойник вышел в публичное поле, чем, по сути, признал факт нарушения. Как правило, те, кто использует известные названия НКО для сбора денег, поступают иначе.

декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки фото. картинка декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть фото декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть картинку декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки.

На любом сайте бесплатных объявлений в разделе вакансий можно найти массу предложений поработать волонтером/промоутером — собирать деньги в помощь детям. Среди нанимателей как известные фонды, отправляющие средства на помощь больным детям, так и организации с похожими названиями. Например, «Подари жизнь детям». Дублируется это и в пабликах во «ВКонтакте». Кто-то обещает зарплату в пределах определенной суммы, кто-то — процент от собранного. И все они не имеют никакого отношения к благотворительности, уверен президент благотворительного фонда «Предание» Владимир Берхин.

декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки фото. картинка декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть фото декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть картинку декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки.

«Во-первых, они [работающие на улице с ящиками для пожертвований] не волонтеры. Эти люди получают зарплату — процент от собранных средств. Как при этом их руководство защищается от воровства — непонятно. Деньги гуляют бесконтрольно из рук в руки, ящики закрываются для вида. Второе — они слабо подготовлены и почти не представляют, что должны рассказывать людям. Например, они могут сказать название детского дома, но не знают, что там за дети, какие у них проблемы, что будет куплено на эти деньги. Причина достаточно простая — текучка в этих группах довольно большая. Работа малоприятная и выматывающая. Нет задачи вести длинные разговоры, задача — быстро подойти и получить хоть какие-то деньги», — рассказал Берхин в лектории АСИ.

С мая 2017 года почти 300 НКО подписали декларацию «Все вместе против мошенников» о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики-копилки. Все они договорились, что не собирают наличные деньги от имени организации вне мест проведения благотворительных мероприятий и вне стационарных ящиков для сбора наличных денег, опечатанных и вскрываемых в присутствии независимых контролеров.

Стационарные ящики устанавливаются во время благотворительных забегов, концертов и т.п. То есть если к вам на улице подошел человек в майке с надписью вроде «Я помогаю детям» и попросил пожертвовать на лечение детей, это как минимум значит, что он не представляет фонд, подписавший декларацию.

Катя Бермант, директор благотворительного фонда «Детские сердца»

Ни один честный благотворительный фонд не собирает наличные на улице. Если вы видите на улице вот такого лжеволонтера, вызывайте полицию.

Правило трех «если»

Если за помощь детям вам предлагают какой-то сувенир: шарик, ручку, фонарик и т.п. — перед вами абсолютно очевидный представитель лжефонда. Так не поступает ни одна благотворительная организация, в том числе не связанная с помощью людям.

Если купить ничего не предлагают, чтобы удостовериться, мошенники ли перед вами или сборщики пожертвований, как правило, достаточно задать им вопрос о регистрации или контактах фонда, о детских домах или больницах, которым они помогают. После этого лжеволонтеры, как правило, исчезают.

декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки фото. картинка декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть фото декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть картинку декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки.

Посетители на инклюзивном благотворительном фестивале House of Hearts на территории Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева в Москве

Если после вопроса волонтер не отошел со словами «Ах, не хотите помогать, тогда хотя бы не мешайте!», можно позвонить директору фонда. Телефон должен быть указан в документах, которые должны иметь при себе сборщики денег. Если номер не отвечает, скорее всего, фонд ненастоящий. Но иногда сборщики пожертвований называют себя представителями реальных фондов (к которым не имеют отношения). Тогда по телефону смогут рассказать, для кого и как собирают деньги. Скорее всего, коробочками, которые закрываются только для вида, они не пользуются. И не прибегают к услугам платных волонтеров.

декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки фото. картинка декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть фото декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть картинку декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки.

Практика малых дел

Но есть и такие организации, которые все-таки отправляют какое-то количество собранных средств на благотворительность. Это позволяет держать документы в порядке и отбиваться от любопытных жертвователей.

«Проблема в том, что путь наличных от коробочки до детского дома неизвестен. На часть денег действительно покупается что-то для детского дома. Мы разговаривали с одним из директоров детского дома, который подтвердил, что дважды им привозили бытовую химию на 15 тыс. рублей за четыре месяца сотрудничества. А куда деваются остальные деньги — неизвестно. Мы пытались подсчитать: одна такая группа энергичных и активных волонтеров на людном перекрестке может собрать за один час 50 тыс. рублей запросто», — отметил Владимир Берхин, который руководит фондом «Предание».

декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки фото. картинка декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть фото декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть картинку декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки.

Он рекомендует при встрече с потенциальными лжеволонтерами вызывать полицию, хотя признает, что реальных рычагов влияния на людей, которые, по сути, просят милостыню, в законе не предусмотрено. Чтобы предъявить им обвинения, нужно чтобы кто-то, пострадавший от их деятельности, написал заявление. А этого практически не бывает, в том числе в силу мизерных единичных сумм пожертвований, из которых складывается весьма серьезный доход.

декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки фото. картинка декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть фото декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть картинку декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки.

декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки фото. картинка декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть фото декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть картинку декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки.

декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки фото. картинка декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть фото декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть картинку декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки.

декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки фото. картинка декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть фото декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть картинку декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки.

Изредка таких сборщиков задерживают, но зачастую вскоре отпускают. Как, например, подростков, которых прошлым летом после жалоб граждан задержали в Твери. Выяснилось, что несовершеннолетние и сами не знали, в какую схему втянуты. Или граждан ближайшего зарубежья, которые просили денег в помощь детям, в Курской области. Полиция установила, что они к фондам отношения не имеют и забирают процент от собранного. Если бы они имели миграционный патент, им пришлось бы заплатить штраф в 500 рублей. А так 2,5 тыс. «Примерно посчитали, что в Перми, которая даже не город-миллионник, они [лжеволонтеры] в день получают до миллиона рублей», — отметила директор благотворительного фонда «Детские сердца» Катя Бермант.

Поддельные репосты

Чтобы быть уверенным в том, что помощь пойдет нуждающимся, а не мошенникам, представители НКО призывают переводить деньги онлайн по указанным на сайтах реквизитам. Но здесь желающих пожертвовать деньги, тоже подстерегают опасности.

Лжефонды комбинируют сразу несколько уловок, чтобы заставить невнимательных пользователей перевести деньги им, а не НКО. Создают сайты несуществующих фондов, при этом копируют логотипы, а также фотографии и истории нуждающихся у реальных организаций. Или целиком копируют странички известных фондов, указывая поддельные реквизиты, — это особенно распространено в соцсетях.

«Новый способ — мошенник позиционирует себя в соцсетях как сотрудника какого-то реального фонда. Пишет душещипательные истории про детей, с пояснениями, что нужна помощь. Истории могут быть и реальные, и вымышленные — и реквизиты вроде бы совпадают с реквизитами, указанными на сайте упоминаемого фонда. Но есть нюанс: номер «Яндекс-кошелька» другой. Автор поста просит присылать средства именно на «Яндекс-кошелек». Вроде визуально с первого взгляда кажется, что обмана нет. И люди ведутся», — рассказал исполнительный директор фонда «Подари жизнь» Григорий Мазманянц.

Источник

Декларацию о добросовестности в сфере благотворительности подписали уже 57 НКО

Документ призван оградить общественность от лжеблаготворителей. Авторы декларации призывают СМИ и небезразличных людей присоединиться к информационной кампании.

декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки фото. картинка декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть фото декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть картинку декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки.

Декларацию о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики-копилки составили члены ассоциации «Все вместе».

Некоммерческие организации уже не первый год обеспокоены случаями лжеволонтерства на улицах, в метро, электричках и даже на дорогах во время пробок. Часто в местах массового скопления народа появляются люди, собирающие от лица какого-либо фонда пожертвования или продающие якобы благотворительные сувениры.

Люди, собирающие такие «пожертвования», бывают одеты в футболки с логотипом фонда, имеют фотографии подопечных и прозрачный ящик для сбора денег, но все это лишь имитация. Такие лжеволонтеры на самом деле получают процент от собранных средств, то есть являются коммерческими агентами, которые обманывают общественность и порочат деятельность честных благотворительных организаций.

«На наших глазах ширится и крепнет мошенническое движение, ставящее под угрозу благотворительный сектор. Всякого мошенника рано или поздно разоблачают, но любые скандалы серьезно ударят и по всем нам, а значит — по нашим подопечным. Ушли годы, прежде чем нам начали доверять – и если мы не будем сами бороться с обманом в благотворительной среде, то мы ничем не будем отличаться в глазах общественности от тех, кто обманывает», — подчеркивается в декларации, составленной ассоциацией «Все вместе».

Члены ассоциации предлагают всем некоммерческим организациям подписаться под декларацией и положениями о том, что они осуждают практику сбора наличных денег от имени организации вне мест проведения благотворительных мероприятий и вне официальных кеш-боксов, и призывают не делать пожертвования лжеволонтерам.

«Инициатива собрания – это, безусловно, прецедент для сектора. Мы давно говорим о профессиональной этике и необходимости саморегулирования, но реальных инициатив в этой сфере, объединяющих значительное число организаций, по пальцам пересчитать. И в этом смысле мне кажется крайне важными подобные декларации. Они продвигают нас в профессиональном плане. Если подойти грамотно к информационной кампании вокруг этого события, я уверена, это может стать действенным инструментом для предотвращения мошенничества и потери доверия», — считает директор по коммуникациям и стратегическому развитию центра «Благосфера» Елена Темичева.

Авторы декларации призывают СМИ и просто небезразличных людей присоединиться к информационной кампании и распространить информацию о ней.

«Основными действующими лицами здесь должны стать, конечно, сами организации. Думаю, что авторы наверняка создадут еще информационные продукты для массового распространения среди граждан, но в большей мере такая инициатива должна, как мне кажется, сыграть на сектор: благотворительные организации в разных регионах, услышавшие своих коллег и подписавшие декларацию, смогут распространять эту позицию и подход, воспитывая таким образом как неопытные НКО, так и круг своих жертвователей, и огораживая свои благотворительные сообщества от мошеннических и непрозрачных практик и потери доверия со стороны граждан. Весь вопрос именно в готовности к консолидированным действиям со стороны НКО. Но в данном случае, я думаю, шансы высоки, так как объединение перед лицом опасности — это пока наиболее удачный опыт консолидации некоммерческого сектора», — подчеркивает Темичева.

Ознакомиться с полным текстом декларации и заявить о согласии на ее подписание можно здесь.

Источник

«Дайте денег!» или десять вопросов про пожертвования и фандрайзинг

декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки фото. картинка декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть фото декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки. смотреть картинку декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики копилки.

Что это вообще такое — фандрайзинг? Нельзя по-русски назвать?

Фандрайзинг (или фандрейзинг) — это поиск и привлечение денег и других ресурсов на социальные, образовательные, культурные проекты и в благотворительные фонды. По-русски говорят «сбор пожертвований», но такая формулировка ассоциируется с просьбами, мольбой, «протянутой рукой». Фандрайзинг же — это целая система отношений, полноценное партнерство, где обе стороны — тот, кто жертвует и тот, кому жертвуют — движутся к общей цели. Даже в формулировке «привлечение ресурсов» есть что-то потребительское, а не ценностное.

Фандрайзер — это «поисковик», он ищет новые возможности. Причем не только вне, но и внутри проекта. Может быть, если никто не хочет поддержать деньгами ваш социальный проект, то нужно проект доработать? Фандрайзер может предложить внести корректировки (звучит идеалистически, но люди иногда действительно работают как команда). А еще фандрайзер включен в оценку результатов работы проекта, потому что именно ему потом отчитываться перед партнерами, жертвователями или спонсорами.

Чем это отличается от попрошайничества? С шапкой у церкви тоже фандрайзеры стоят?

Фандрайзинг всегда направлен на решение либо чужих, либо наших общих проблем. На паперти же стоят те, кто ищет деньги для решения своих собственных задач.

Почувствуйте разницу: где-то наводнение и затопило деревню. Благотворительный фонд помогает этим людям восстановить дома, вам предлагают сделать пожертвование в фонд. Вы делаете пожертвование, когда на ваши деньги восстанавливают дом — вы получаете отчет. Это — фандрайзинг.

Та же деревня, тоже наводнение. К вам лично обращается хозяин дома: «помогите» — это просьба о помощи. Если вы дадите деньги, вы не можете быть уверены, что их потратят на дом, вы вообще скорее всего не узнаете их судьбу.

Это не значит, что вовсе не стоит откликаться на просьбы о помощи. Просто нужно отдавать себе отчет, что «профессиональный фандрайзинг» равно «профессиональная помощь». Значит и ваше пожертвование можно назвать профессиональным. А милостыня — это эмоциональный акт.

Как отличить на улице фандрайзера от мошенника?

Фандрайзеры никогда (!) не ходят с ящиком для пожертвований по улице или в общественном транспорте. Существует даже «Декларация о добросовестности при сборе средств через ящики-копилки», которую подписали почти все серьезные благотворительные организации России.

Но есть такая разновидность фандрайзинга — face2face или «прямой диалог» — когда фандрайзер подходит к человеку на улице. Он рассказывает о проекте и может предложить оформить онлайн регулярное пожертвование в фонд.

Что до ящиков-копилок — сами по себе они легальное средство для сбора пожертвований, но тут тоже есть несколько правил:

А в интернете кто есть кто? Какой сбор профессиональный, а кого лучше обходить стороной?

Профессиональные благотворители никогда не собирают деньги на личные карточки. У организаций всегда есть сайт, на сайте — страница безопасных платежей онлайн, реквизиты и договор пожертвования.

Конечно, не все, кто просит перевести немного денег на банковскую карточку — мошенники. Это могут быть просто частные инициативы помощи близким. «Близким» — ключевое слово. Так помогать лучше людям, с которыми вы знакомы лично и уверены в их добросовестности, потому что проследить судьбу таких пожертвований невозможно.

Слезные истории про срочный сбор на уникальную операцию ребенку далеко за границей — скорее всего, обман в той или иной степени. Например, операция может быть нужна, но стоит меньше, чем сказано. Или ребенок болеет, но диагноз не такой страшный. Такие ситуации описывает термин «токсичная благотворительность» — эмоциональные сообщения, особенно в большом количестве «разъедают» эмпатию читателя. Тот, кто раньше готов был жертвовать, игнорирует, перестает доверять, испытывает раздражение.

Френдрайзинг, или волонтерский фандрайзинг — это такая технология сбора пожертвований, когда сторонники организации предлагают своим друзьям ее поддержать. Например, у вас день рождения, вы устраиваете вечеринку, но вместо подарков просите гостей сделать пожертвование в благотворительный фонд. В России с каждым годом появляется все больше платформ для такого фандрайзинга. Самые известные — «Добрый день» от Mail.Ru Group, «Пользуясь случаем» фонда «Нужна помощь», «Хороший повод» фонда «Измени одну жизнь», Ура! Событие от фонда «Милосердие», раздел волонтерского фандрайзинга на сайте фонда «Благо».

У меня свой бизнес, я могу нанять фандрайзера или это только в благотворительности?

Фандрайзинг как термин в основном используется в отношении тех организаций и проектов у которых есть социальная миссия — благотворительность, образование, культура. Сейчас фандрайзеры стали появляться в стартапах, они занимаются привлечением инвестиций.

В бизнесе есть люди выполняющие функцию фандрайзинга, но обычно их должности называются иначе: менеджер по работе с партнерами, со спонсорами, менеджер по развитию, по работе с ключевыми клиентами или инвесторами — все зависит от конкретных задач.

Фандрайзеры получают зарплату или процент от привлеченных средств?

Фандрайзеров часто сравнивают с менеджерами по продажам, отсюда и предположение, что и те и другие работают «за процент». Но привлечение ресурсов в социальный проект — это командная работа, цель которой не заработать, а решить общественно-значимую проблему. Поэтому фандрайзеры получаются фиксированную заработную плату. Этот пункт прописан в Этическом кодексе фандрайзера.

Мы хотим получить грант, но больше нам ничего не нужно. Кто нам в этом поможет?

Привлечением грантов занимается грант-менеджер или грантрайтер. Это одна из разновидностей фандрайзинга. Для того, чтобы получить грантовое финансирование, недостаточно просто составить заявку, нужно смотреть на проект в целом, иногда адаптировать его под условия грантового конкурса. Нужно составить бюджет, заранее продумать критерии оценки эффективности проекта, анализировать работу, готовить отчет. Получение и обслуживание грантовых денег — трудоемкая задача.

Какие еще бывают виды фандрайзинга, кроме грантрайтинга?

Можно выделить два основных направления: привлечение пожертвований частных лиц и работа с бизнесом. Внутри каждого из них есть свои подвиды, требующие специфических навыков и компетенций.

Частные пожертвования могут быть массовыми — нужно привлечь как можно большее внимание к проблеме как можно большего количества людей. Для этого проводятся акции, концерты, забеги и так далее (это событийный фандрайзинг), публикуются материалы в прессе, снимаются видеоролики, сюжеты для телевидения (это медиа-фандрайзинг).
Работа с крупными частными донорами — это отдельное направление.

Для взаимодействия с компаниями нужно понимать корпоративную культуру, встроиться в задачи бизнеса.

Я хочу стать фандрайзером. Где этому учат?

Среднего и высшего образования по фандрайзингу пока нет, но иногда в вузах есть программы повышения квалификации. Например, модуль по фандрайзингу есть в рамках Московской школы профессиональной филантропии фонда «Друзья» и НИУ ВШЭ.

Много образовательных курсов и материалов по фандрайзингу есть онлайн. На платформе Coursera доступна целая специализация от Калифорнийского университета в Дейвисе, технологии волонтерского фандрайзинга учит фонд «Нужна помощь», несколько обучающих программ в проекте «Академия», бесплатный курс Анастасии Ложкиной на YouTube и так далее. Воспользуйтесь Google или Яндекс — найдется много информации.

Эксперты сообщества фандрайзеров активно делятся информацией, проводят встречи, ведут телеграм-каналы («Лайфхаки фандрайзинга», «Фандрайзинг и печеньки»), записывают подкасты, вебинары — многое можно найти на сайте «Клуба фандрайзеров».

Фандрайзинг в России сейчас во многом скорее ремесло, которому обучают «из рук в руки».

Нам нужен фандрайзер. Как его искать и выбирать?

Спрос на фандрайзеров растет, но профессионалов пока на рынке мало. Первый совет — ищите среди своих сотрудников тех, кого можно воспитать и учите, «выращивайте сами». Второй вариант — на эту роль могут подойти люди из бизнеса, которые занимались продажами, работали со спонсорами и партнерами. Третий — разместите вакансию на платформе «Валера», попробуйте пригласить опытного фандрайзера на проект или частичную занятость.

Эксперты:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *