декларация о многополярном мире 1997
Декларация справедливости: 20 лет назад Россия и Китай начали создавать многополярный мир
23 апреля 1997 года президент РФ Борис Ельцин и лидер КНР Цзян Цзэминь подписали совместную декларацию о многополярном мире. Москва и Пекин выступили за создание нового миропорядка, где не будет военных блоков и угрозы вооружённого вмешательства. Спустя 20 лет две страны заметно укрепили позиции на международной арене, но многополярный мир по-прежнему не создан. Что мешает России и Китаю реализовать поставленную задачу — в материале RT.
Российско-китайская декларация о многополярном мире — это небольшой текст, состоящий из семи пунктов. Однако документ имеет огромное значение для Москвы и Пекина. Декларация определила стратегическое направление внешней политики двух государств. Россия и Китай договорились разрешить взаимные противоречия и не возвращаться к конфронтации, которая существовала в советский период.
Кроме того, декларация провозгласила в качестве конечной цели российско-китайских усилий создание многополярного мира, системы международных отношений, где ни одна страна не будет навязывать другой свою волю. Роль медиатора и миротворца должен играть исключительно Совет Безопасности ООН. Только у этой структуры есть монополия на вмешательство во внутренние дела суверенных государств.
Ельцин и Цзэминь договорились осуществлять «стратегическое взаимодействие в ХХI веке», и слова не разошлись с делом. В 2000-е годы Москва и Пекин урегулировали все территориальные противоречия и в несколько раз увеличили объём товарооборота.
Кроме того, две ядерные державы провели реформы вооружённых сил, подтянув их боеспособность. Около 10 лет назад зарубежные аналитики заговорили о скором закате американской гегемонии. Последние годы степень конфронтации России и Китая в отношениях с США значительно возросла, но не привела к коллапсу однополярного мира.
Под многополярным миром учёные и политики подразумевают международный порядок, где есть несколько (минимум три) полюсов силы, которые примерно равны по своим экономическим и военным возможностям. Россия считает себя одним из центров формирующегося многополярного мира. В частности, это зафиксировано в Стратегии национальной безопасности, утверждённой 12 мая 2009 года.
Предполагается, что возникновение новых полюсов силы будет сдерживать экспансионистские устремления США, которые за минувшую четверть века развязали десятки вооружённых конфликтов.
В начале 2000-х годов о своих амбициях на мировой арене заявили пять стран: Россия, Китай, Индия, Иран и Бразилия. Наиболее тесные контакты из этой пятёрки сложились между Россией и Китаем.
Нынешний уровень отношений Москвы и Пекина официально характеризуется как «стратегическое партнёрство». Стороны последовательно реализуют пункты декларации 1997 года. Общий подход к решению международных конфликтов ярко проявляется в Совбезе ООН. Государства не поддерживают или блокируют инициативы в интересах западных стран.
В зарубежной прессе можно встретить множество рассуждений относительно формирующегося российско-китайского блока или утверждения о том, что Пекин однажды захватит богатые ресурсами сибирские территории. Данные публикации отражают страх Запада перед возможным союзом двух держав.
Однако декларация 1997 года, несмотря на обилие пространных формулировок, достаточно чётко поясняет, что РФ и КНР «выступают против блоковой политики» и «попыток расширения и усиления военных блоков».
Эта формулировка касается не только Североатлантического альянса. Москва и Пекин проводят водораздел в собственных отношениях. Державы не собираются дружить против какого-либо государства, рассматривая такой шаг как нарушение основы будущего более справедливого миропорядка.
Главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» востоковед Аждар Куртов усомнился в создании полноценного военно-политического союза между Москвой и Пекином.
«Китай вынес определённые уроки из своего прошлого: не нужно делать ставку на кого-бы то ни было и закреплять отношения какими-либо жёсткими обязательствами вроде военных союзов или альянсов», — сказал Куртов.
По его мнению, Пекин не согласится связывать себе руки даже выгодными на первый взгляд договорами.
«Суть политики КНР сводится к созданию пояса безопасности вблизи собственных рубежей, и нынешний формат отношений с Россией этой задаче полностью соответствует. Думаю, что и Москва вполне удовлетворена текущим качеством политических отношений, то есть стратегическим партнёрством», — отметил эксперт.
Заведующий кафедрой востоковедения МГИМО Дмитрий Стрельцов в беседе с RT также констатировал, что Россия и Китай осуществляют«взаимное партнёрство на уважительной основе».
«Наши страны наращивают сотрудничество в рамках Шанхайской организации, БРИКС, G20, АТЭС и АСЕАН. Стабильно развиваются контакты в военно-технической сфере», — пояснил Стрельцов.
О дивный новый мир
Экс-советник по национальной безопасности президента США, известный политолог Збигнев Бжезинский в своей книге «Стратегическое прозрение» (2012 год) предположил, что эпоха однополярного мира вскоре закончится, а вся 500-летняя эпоха доминирования атлантических морских держав уйдёт в прошлое.
«В будущем Америка должна будет проводить более ответственную и утончённую политику, чем раньше. Мировое доминирование одной-единственной державы в мире больше невозможно — вне зависимости от того, насколько она сильна или слаба. Особенно это касается ситуации, когда на мировую арену вышли новые региональные державы», — пишет Бжезинский.
По мнению политолога, Западу нужно срочно заключить долгосрочный стратегический союз с Россией и Турцией, иначе ему может грозить глобальная изоляция. Важность такого стратегического шага определяется сближением Китая и России.
Вопреки ожиданиям, с приходом в Белый дом Дональда Трампа отношения Вашингтона с Россией и Китаем не так однозначны. Президент США придерживается традиционного американского курса на противостояние альтернативным центрам силы.
Однако, как считает директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта (МГУ) Юрий Рогулев, накал страстей не стоит преувеличивать. Вашингтон будет постепенно сбавлять тон и вряд ли рискнёт пойти на обострение конфронтации. Наибольшую осторожность Америка будет проявлять в отношениях с Китаем.
«Может сложиться впечатление, что США и Китай превратились во врагов. Это не так. Между ними хватает противоречий и точек соприкосновения. Хотя проблемы, которые есть, волевыми решениями не урегулировать, они требуют и длительных переговоров, и уступок», — заявил RT Рогулев.
Не стоит забывать, США и Китай связывают тесные торгово-экономические отношения. Однако в этой сфере не всё гладко.
Опрошенные RT эксперты уверены, что в настоящее время из комплекса противоречий различных полюсов силы и попыток наладить диалог рождается многополярный мир. Однако его оформление может затянуться на несколько десятилетий. Источник
Декларация справедливости: 20 лет назад Россия и Китай начали создавать многополярный мир
От слов к делу
Российско-китайская декларация о многополярном мире — это небольшой текст, состоящий из семи пунктов. Однако документ имеет огромное значение для Москвы и Пекина. Декларация определила стратегическое направление внешней политики двух государств. Россия и Китай договорились разрешить взаимные противоречия и не возвращаться к конфронтации, которая существовала в советский период.
Кроме того, декларация провозгласила в качестве конечной цели российско-китайских усилий — создание многополярного мира, системы международных отношений, где ни одна страна не будет навязывать другой свою волю. Роль медиатора и миротворца должен играть исключительно Совет Безопасности ООН. Только у этой структуры есть монополия на вмешательство во внутренние дела суверенных государств.
Ельцин и Цзэминь договорились осуществлять «стратегическое взаимодействие в ХХI веке», и слова не разошлись с делом. В 2000-е годы Москва и Пекин урегулировали все территориальные противоречия и в несколько раз увеличили объём товарооборота.
Кроме того, две ядерные державы провели реформы вооружённых сил, подтянув их боеспособность. Около 10 лет назад зарубежные аналитики заговорили о скором закате американской гегемонии. Последние годы степень конфронтации России и Китая в отношениях с США значительно возросла, но не привела к коллапсу однополярного мира.
Стратегическое партнёрство
Под многополярном миром учёные и политики подразумевают международный порядок, где есть несколько (минимум три) полюса силы, которые примерно равны по своим экономическим и военным возможностям. Россия считает себя одним из центров формирующегося многополярного мира. В частности, это зафиксировано в Стратегии национальной безопасности, утверждённой 12 мая 2009 года.
Предполагается, что возникновение новых полюсов силы будет сдерживать экспансионистские устремления США, которые за минувшую четверть века развязали десятки вооружённых конфликтов.
В начале 2000-х годов о своих амбициях на мировой арене заявили пять стран: Россия, Китай, Индия, Иран и Бразилия. Наиболее тесные контакты из этой пятёрки сложились между Россией и Китаем.
Нынешний уровень отношений Москвы и Пекина официально характеризуется как «стратегическое партнёрство». Стороны последовательно реализуют пункты декларации 1997 года. Общий подход к решению международных конфликтов ярко проявляется в Совбезе ООН. Государства не поддерживают или блокируют инициативы в интересах западных стран.
В зарубежной прессе можно встретить множество рассуждений относительно формирующегося российско-китайского блока или утверждения о том, что Пекин однажды захватит богатые ресурсами сибирские территории. Данные публикации отражают страх Запада перед возможным союзом двух держав.
Однако декларация 1997 года, несмотря на обилие пространных формулировок, достаточно чётко поясняет, что РФ и КНР «выступают против блоковой политики» и «попыток расширения и усиления военных блоков».
Эта формулировка касается не только Североатлантического альянса. Москва и Пекин проводят водораздел в собственных отношениях. Державы не собираются дружить против какого-либо государства, рассматривая такой шаг как нарушение основы будущего более справедливого миропорядка.
Без союза
Главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» востоковед Аждар Куртов усомнился в создании полноценного военно-политического союза между Москвой и Пекином.
«Китай вынес определённые уроки из своего прошлого: не нужно делать ставку на кого-бы то ни было и закреплять отношения какими-либо жёсткими обязательствами вроде военных союзов или альянсов», — сказал Куртов.
По его мнению, Пекин не согласится связывать себе руки даже выгодными на первый взгляд договорами.
Заведующий кафедрой востоковедения МГИМО Дмитрий Стрельцов в беседе с RT также констатировал, что Россия и Китай проводят «взаимное партнёрство на уважительной основе».
«Наши страны наращивают сотрудничество в рамках Шанхайской организации, БРИКС, G20, АТЭС и АСЕАН. Стабильно развиваются контакты в военно-технической сфере», — пояснил Стрельцов.
«Всё, что сейчас делают Россия и Китай, в итоге сдерживает амбиции Запада. США уже не могут диктовать свою волю всей мировой экономике и значительной части государств. Многополярный мир это уже не цель, а констатация факта», — заявил Стрельцов.
О дивный новый мир
Экс-советник по национальной безопасности президента США, известный политолог Збигнев Бжезинский в своей книге «Стратегическое прозрение» (2012 год) предположил, что эпоха однополярного мира вскоре закончится, и вся 500-летняя эпоха доминирования атлантических морских держав уйдёт в прошлое.
«В будущем Америка должна будет проводить более ответственную и утонченную политику, чем раньше. Мировое доминирование одной единственной державы в мире больше невозможно, вне зависимости от того, насколько она сильна или слаба. Особенно это касается ситуации, когда на мировую арену вышли новые региональные державы», — пишет Бжезинский.
По мнению политолога, Западу нужно срочно заключить долгосрочный стратегический союз с Россией и Турцией, иначе ему может грозить глобальная изоляция. Важность такого стратегического шага определяется сближением Китая и России.
«Время всесильного игрока для Америки прошло, теперь уже США не могут, как раньше, самоуверенно представать в надменной позе перед Россией, Китаем, Индией, Бразилией, Ираном или Пакистаном», — полагает Бжезинский.
Вопреки ожиданиям, с приходом в Белый дом Дональда Трампа отношения Вашингтона с Россией и Китаем не так однозначны. Президент США придерживается традиционного американского курса на противостояние с альтернативными центрами силами.
Однако, как считает директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта (МГУ) Юрий Рогулев, накал страстей не стоит преувеличивать. Вашингтон будет постепенно сбавлять тон и вряд ли рискнёт пойти на обострение конфронтации. Наибольшую осторожность Америка будет проявлять в отношениях с Китаем.
«Может сложиться впечатление, что США и Китай превратились во врагов. Это не так. Между ними хватает противоречий и точек соприкосновения. Хотя проблемы, которые есть волевыми решениями не урегулировать, они требуют и длительных переговоров, и уступок», — заявил RT Рогулев.
Не стоит забывать, США и Китай связывают тесные торгово-экономические отношения. Однако в этой сфере не всё гладко.
Опрошенные RT эксперты уверены, что в настоящее время из комплекса противоречий различных полюсов силы и попыток наладить диалог рождается многополярный мир. Однако его оформление может затянуться на несколько десятилетий.
РОССИЙСКО-КИТАЙСКАЯ СОВМЕСТНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ о многополярном мире и формировании нового международного порядка
Стороны в духе партнерских отношений будут прилагать усилия для содействия развитию многополярного мира и установлению нового международного порядка.
Стороны считают, что в конце XX века в международных отношениях произошли глубокие перемены.
Стороны выступают за то, чтобы взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, взаимное невмешательство во внутренние дела, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование и другие общепризнанные принципы международного права стали фундаментальной нормой ведения межгосударственных отношений и основой для создания нового международного порядка.
Каждое государство имеет право, исходя из своих конкретных условий, независимо и самостоятельно выбирать путь развития без вмешательства со стороны других государств.
Все страны, будь то большие или малые, сильные или слабые, богатые или бедные, являются равноправными членами международного сообщества. Ни одна страна не должна стремиться к гегемонии, проводить политику с позиции силы и монополизировать международные дела.
Стороны полагают, что отказ от дискриминационной политики и практики в экономических отношениях, укрепление и расширение на равноправной и взаимовыгодной основе торгово-экономических, научно-технических и гуманитарных обменов и сотрудничества будут способствовать совместному развитию и процветанию.
Стороны выступают за утверждение новой, имеющей всеобъемлющее значение концепции безопасности. Они считают, что необходимо покончить с менталитетом «холодной войны», выступают против блоковой политики. Необходимо мирными способами урегулировать разногласия и споры между странами, не применять силу и не угрожать ее применением, путем диалога и консультаций содействовать установлению взаимопонимания и доверия, через двусторонние и многосторонние координацию и сотрудничество стремиться к миру и безопасности.
Стороны рассматривают Содружество Независимых Государств как важный фактор стабильности и развития в Евразии. Они подчеркивают, что Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Рес-публикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области в районе границы, а также Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы имеют важное значение и могут служить моделью достижения регионального мира, безопасности и стабильности после окончания «холодной войны».
Стороны единодушны в том, что необходимо усилить роль ООН и ее Совета Безопасности, позитивно оценивают усилия ООН по поддержанию мира и безопасности во всем мире. Они считают, что место и роль ООН в мире как наиболее универсальной и авторитетной организации, состоящей из суверенных государств, не могут быть подменены никакой другой международной организацией.
В миротворческих усилиях ООН акцент должен быть сделан на предот-вращении возникновения конфликтов и их разрастания. Миротворческие операции могут проводиться только по решению СБ ООН и только с согласия заинтересованных стран, в строгом соответствии с выданным мандатом Совета Безопасности и под его контролем.
В тех случаях, когда Совет Безопасности ООН в соответствии с Уставом выносит решение о применении санкций, ущерб от их введения, как и ущерб для третьих стран и соседних регионов, должен быть сведен к минимуму. Сами же санкции необходимо своевременно смягчать и отменять по мере выполнения ре-золюций Совета Безопасности ООН.
Стороны выражают готовность тесно сотрудничать с ООН и ее специализированными учреждениями, прилагать усилия для повышения эффективности работы ООН. Стороны намерены вести регулярные консультации по соответствующим вопросам работы ООН и с учетом обстоятельств координировать свои действия в этой области.
Стороны подчеркивают, что широкие круги развивающихся стран и Движение неприсоединения являются важной силой, способствующей формированию многополярного мира и становлению нового международного порядка. Усиливается взаимодействие развивающихся стран. Повышается их роль в меж-
дународной политике, увеличивается их доля в мировой экономике. Подъем развивающихся стран придаст мощный импульс историческому процессу становления нового международного порядка. В будущем новом международном порядке эти страны должны по праву занять подобающее им место, равноправно и без какой-либо дискриминации участвовать в международных делах.
Стороны с удовлетворением отмечают, что установление и развитие российско-китайских отношений равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке, идет в ногу с развитием международной ситуации и международных отношений после «холодной войны», полностью отвечает коренным интересам народов двух стран и способствует миру и безопасности в АТР и во всем мире.
Россия и Китай, являющиеся постоянными членами Совета Безопасности ООН, придерживаясь принципов партнерства, добрососедства и дружбы, равноправия и доверия, взаимовыгодного сотрудничества и совместного развития, строго соблюдая принципы международного права, утверждают долговременные межгосударственные отношения нового типа, не направленные против третьих стран.
Стороны намерены активно использовать и укреплять сформировавшуюся систему контактов на высшем и высоком уровнях. Главы государств, главы правительств и министры иностранных дел двух стран проводят регулярный обмен мнениями по вопросам двусторонних отношений и важным международным проблемам.
Стороны, руководствуясь чувством исторической ответственности за мир и развитие во всем мире и будущее человечества, укрепляют координацию и сотрудничество в международных делах. Обе страны прилагают усилия для дружественного сосуществования и равноправного сотрудничества со всеми другими государствами, вносят свой достойный вклад в дело укрепления мира во всем мире и совместного прогресса человечества.
ЗА КИТАЙСКУЮ НАРОДНУЮ РЕСПУБЛИКУ ЦЗЯН ЦЗЭМИНЬ
ЗА РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ Б. ЕЛЬЦИН
Москва, 23 апреля 1997 г.
Дипломатический вестник. 1997. № 5. С. 19-21.
Человечество вступает в новую эру. Вопрос о том, в каком международном порядке будут жить люди в следующем столетии, все острее встает перед народами всех стран. Стороны призывают все страны развернуть активный диалог по вопросу о строительстве мирного, стабильного, справедливого и рационального нового международного порядка и готовы к совместному обсуждению любых выдвигаемых в этой связи конструктивных предложений.
Декларация справедливости: 20 лет назад Россия и Китай начали создавать многополярный мир
От слов к делу
Российско-китайская декларация о многополярном мире — это небольшой текст, состоящий из семи пунктов. Однако документ имеет огромное значение для Москвы и Пекина. Декларация определила стратегическое направление внешней политики двух государств. Россия и Китай договорились разрешить взаимные противоречия и не возвращаться к конфронтации, которая существовала в советский период.
Кроме того, декларация провозгласила в качестве конечной цели российско-китайских усилий создание многополярного мира, системы международных отношений, где ни одна страна не будет навязывать другой свою волю. Роль медиатора и миротворца должен играть исключительно Совет Безопасности ООН. Только у этой структуры есть монополия на вмешательство во внутренние дела суверенных государств.
Ельцин и Цзэминь договорились осуществлять «стратегическое взаимодействие в ХХI веке», и слова не разошлись с делом. В 2000-е годы Москва и Пекин урегулировали все территориальные противоречия и в несколько раз увеличили объём товарооборота.
Кроме того, две ядерные державы провели реформы вооружённых сил, подтянув их боеспособность. Около 10 лет назад зарубежные аналитики заговорили о скором закате американской гегемонии. Последние годы степень конфронтации России и Китая в отношениях с США значительно возросла, но не привела к коллапсу однополярного мира.
Стратегическое партнёрство
Под многополярным миром учёные и политики подразумевают международный порядок, где есть несколько (минимум три) полюсов силы, которые примерно равны по своим экономическим и военным возможностям. Россия считает себя одним из центров формирующегося многополярного мира. В частности, это зафиксировано в Стратегии национальной безопасности, утверждённой 12 мая 2009 года.
Предполагается, что возникновение новых полюсов силы будет сдерживать экспансионистские устремления США, которые за минувшую четверть века развязали десятки вооружённых конфликтов.
В начале 2000-х годов о своих амбициях на мировой арене заявили пять стран: Россия, Китай, Индия, Иран и Бразилия. Наиболее тесные контакты из этой пятёрки сложились между Россией и Китаем.
Нынешний уровень отношений Москвы и Пекина официально характеризуется как «стратегическое партнёрство». Стороны последовательно реализуют пункты декларации 1997 года. Общий подход к решению международных конфликтов ярко проявляется в Совбезе ООН. Государства не поддерживают или блокируют инициативы в интересах западных стран.
В зарубежной прессе можно встретить множество рассуждений относительно формирующегося российско-китайского блока или утверждения о том, что Пекин однажды захватит богатые ресурсами сибирские территории. Данные публикации отражают страх Запада перед возможным союзом двух держав.
Однако декларация 1997 года, несмотря на обилие пространных формулировок, достаточно чётко поясняет, что РФ и КНР «выступают против блоковой политики» и «попыток расширения и усиления военных блоков».
Эта формулировка касается не только Североатлантического альянса. Москва и Пекин проводят водораздел в собственных отношениях. Державы не собираются дружить против какого-либо государства, рассматривая такой шаг как нарушение основы будущего более справедливого миропорядка.
Без союза
Главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» востоковед Аждар Куртов усомнился в создании полноценного военно-политического союза между Москвой и Пекином.
«Китай вынес определённые уроки из своего прошлого: не нужно делать ставку на кого-бы то ни было и закреплять отношения какими-либо жёсткими обязательствами вроде военных союзов или альянсов», — сказал Куртов.
По его мнению, Пекин не согласится связывать себе руки даже выгодными на первый взгляд договорами.
«Суть политики КНР сводится к созданию пояса безопасности вблизи собственных рубежей, и нынешний формат отношений с Россией этой задаче полностью соответствует. Думаю, что и Москва вполне удовлетворена текущим качеством политических отношений, то есть стратегическим партнёрством», — отметил эксперт.
Заведующий кафедрой востоковедения МГИМО Дмитрий Стрельцов в беседе с RT также констатировал, что Россия и Китай осуществляют«взаимное партнёрство на уважительной основе».
«Наши страны наращивают сотрудничество в рамках Шанхайской организации, БРИКС, G20, АТЭС и АСЕАН. Стабильно развиваются контакты в военно-технической сфере», — пояснил Стрельцов.
«Всё, что сейчас делают Россия и Китай, в итоге сдерживает амбиции Запада. США уже не могут диктовать свою волю всей мировой экономике и значительной части государств. Многополярный мир — это уже не цель, а констатация факта», — заявил Стрельцов.
О дивный новый мир
Экс-советник по национальной безопасности президента США, известный политолог Збигнев Бжезинский в своей книге «Стратегическое прозрение» (2012 год) предположил, что эпоха однополярного мира вскоре закончится, а вся 500-летняя эпоха доминирования атлантических морских держав уйдёт в прошлое.
«В будущем Америка должна будет проводить более ответственную и утончённую политику, чем раньше. Мировое доминирование одной-единственной державы в мире больше невозможно — вне зависимости от того, насколько она сильна или слаба. Особенно это касается ситуации, когда на мировую арену вышли новые региональные державы», — пишет Бжезинский.
По мнению политолога, Западу нужно срочно заключить долгосрочный стратегический союз с Россией и Турцией, иначе ему может грозить глобальная изоляция. Важность такого стратегического шага определяется сближением Китая и России.
«Время всесильного игрока для Америки прошло, теперь уже США не могут, как раньше, самоуверенно представать в надменной позе перед Россией, Китаем, Индией, Бразилией, Ираном или Пакистаном», — полагает Бжезинский.
Вопреки ожиданиям, с приходом в Белый дом Дональда Трампа отношения Вашингтона с Россией и Китаем не так однозначны. Президент США придерживается традиционного американского курса на противостояние альтернативным центрам силы.
Однако, как считает директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта (МГУ) Юрий Рогулев, накал страстей не стоит преувеличивать. Вашингтон будет постепенно сбавлять тон и вряд ли рискнёт пойти на обострение конфронтации. Наибольшую осторожность Америка будет проявлять в отношениях с Китаем.
«Может сложиться впечатление, что США и Китай превратились во врагов. Это не так. Между ними хватает противоречий и точек соприкосновения. Хотя проблемы, которые есть, волевыми решениями не урегулировать, они требуют и длительных переговоров, и уступок», — заявил RT Рогулев.
Не стоит забывать, США и Китай связывают тесные торгово-экономические отношения. Однако в этой сфере не всё гладко.
Опрошенные RT эксперты уверены, что в настоящее время из комплекса противоречий различных полюсов силы и попыток наладить диалог рождается многополярный мир. Однако его оформление может затянуться на несколько десятилетий.