декларация о независимости казахстана

О Декларации о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики

Постановление Веpховного Совета Казахской ССР от 25 октябpя 1990 г. № 307-XII.

Верховный Совет Казахской Советской Социалистической Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Принять Декларацию о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики.

Председатель
Верховного Совета
Казахской ССР
Е.Асанбаев

Верховный Совет Казахской Советской Социалистической Республики,

выражая волю народа Казахстана, стремясь к созданию достойных и равных условий жизни для всех граждан Республики,

считая первостепенной задачу консолидации и укрепления дружбы народов, проживающих в Республике,

признавая Всеобщую декларацию прав человека и право наций на свободное самоопределение,

осознавая ответственность за судьбу казахской нации, исходя из решимости создания гуманного демократического правового государства,

провозглашает государственный суверенитет Казахской Советской Социалистической Республики и принимает настоящую Декларацию.

1. Казахская Советская Социалистическая Республика есть суверенное государство, которое добровольно объединяется с другими республиками в Союз Суверенных Республик и строит взаимоотношения с ними на договорной основе.

Казахская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из Союза.

2. Казахская ССР принимает меры по охране, защите и укреплению национальной государственности.

Возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших задач государственности Казахской ССР.

3. Территория Казахской ССР в существующих границах является неделимой и неприкосновенной и не может быть использована без ее согласия.

Любые насильственные действия против конституционного строя Казахской ССР, публичные призывы к нарушению целостности ее территории, а также разжигающие национальную рознь со стороны политических партий, общественных организаций, массовых объединений, иных группировок или отдельных лиц преследуются по закону.

4. Граждане Республики всех национальностей составляют народ Казахстана, и он является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Казахской ССР, осуществляет государственную власть как непосредственно так и через представительные органы на основе Конституции Казахской ССР.

Право выступать от имени всего народа Республики принадлежит Верховному Совету Казахской ССР.

5. Казахская ССР имеет свое гражданство и гарантирует каждому гражданину право на сохранение гражданства СССР.

Гражданам, проживающим на территории Республики, гарантируются все права и свободы, предусмотренные Конституцией СССР и Конституцией Казахской ССР, безотносительно к их национальной и партийной принадлежности, происхождению, социальному и имущественному положению, полу и вероисповеданию, роду занятий, месту жительства. Посягательство на гражданское и национальное равноправие карается по закону.

Казахская ССР гарантирует общественным, политическим и религиозным организациям, массовым движениям, действующим в рамках Конституции Казахской ССР, равные правовые возможности участвовать в государственной и общественной жизни.

Казахская ССР регулирует миграционные процессы внутри Республики, между Республикой и другими республиками.

6. Государственная власть Казахской ССР обладает верховенством, самостоятельностью, полнотой внутри Республики, а также во внешних сношениях в рамках, определенных Союзным договором.

Казахская ССР самостоятельно решает все вопросы, связанные с политическим, экономическим, социальным и национально-культурным строительством в Республике, ее административно-территориальным устройством, определяет структуру и компетенцию органов государственной власти и управления, а также символы Республики.

7. Государственная власть в Республике осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная власть осуществляется Верховным Советом Казахской ССР.

Президент является главой Республики и обладает высшей распорядительно-исполнительной властью.

Высшая судебная власть принадлежит Верховному Суду Казахской ССР.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов Казахской ССР на ее территории осуществляется ее Генеральным прокурором. Кандидатура Генерального прокурора Казахской ССР вносится Президентом Республики по согласованию с Генеральным прокурором СССР и утверждается Верховным Советом Казахской ССР.

8. На территории Казахской ССР за исключением вопросов, добровольно делегированных ею Союзу, устанавливается верховенство Конституции и законов Казахской ССР, которые подлежат соблюдению и исполнению всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, гражданами и лицами без гражданства.

Казахская ССР вправе приостанавливать на своей территории действия законов и других актов высших органов Союза, нарушающих суверенные права и Конституцию Республики.

В Казахской ССР обеспечивается многообразие и равенство форм собственности и гарантируется их защита.

Казахская ССР гарантирует охрану имущественных прав Союза, других союзных республик, иностранных государств, их граждан и организаций.

10. Казахская ССР вправе образовать государственный национальный банк, подчиненный Верховному Совету Республики, свою финансово-кредитную систему, самостоятельно формирует государственный бюджет, организует налоговую и союзно-республиканскую таможенную системы.

Казахская ССР имеет право на свою долю в общесоюзном имуществе соответственно вкладу Республики, в том числе в алмазном, валютном фондах и золотом запасе.

11. Казахская ССР самостоятельно устанавливает порядок, организации охраны экологической среды Республики, использования природных ресурсов, обеспечивает народу экологическую безопасность и имеет право запретить строительство и прекратить функционирование на своей территории любых предприятий, учреждений, организаций, других объектов, являющихся источником экологической опасности.

Казахская ССР имеет право на возмещение ущерба, причиненного здоровью населения, природной среде и экономике Республики действиями союзных органов, союзных республик и иных государств, а также деятельностью на ее территории ядерных и других полигонов, объектов военнопромышленного комплекса.

12. Представителям наций и народностей, проживающим в Казахской ССР за пределами своих национально-государственных и автономных образований или не имеющим их на территории Союза, гарантируются правовое равенство и равные возможности во всех сферах общественной жизни.

Казахская ССР проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей казахов, проживающих за пределами Республики.

13. Казахская ССР обладает правом на собственные внутренние войска, органы государственной безопасности и внутренних дел, подчиненные и подконтрольные Верховному Совету Казахской ССР и Президенту Казахской ССР.

Республика имеет право по соглашению с Правительством Союза определять порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, решать вопросы размещения войск и вооружений на своей территории.

14. Казахская ССР обладает правом выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять внешнюю политику в своих интересах, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, участвовать в деятельности международных организаций, в том числе ООН и ее специализированных учреждений.

Республика строит экономические и торговые связи с зарубежными государствами на основе взаимовыгодных договоров с соблюдением принципов добровольности и равноправия, самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности.

15. Охрана суверенных прав Республики осуществляется Казахской ССР и Союзом. Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право Республики, расценивается как нарушение ее суверенитета.

17. Декларация является основой для заключения Союзного договора, разработки новой Конституции Казахской ССР, законодательных актов, реализующих статус Республики как суверенного государства.

Источник

Конституционный закон Республики Казахстан от 16 декабря 1991 года № 1007-XII «О государственной независимости Республики Казахстан»

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

О государственной независимости Республики Казахстан

О введении в действие настоящего Закона см. Постановление ВС РК от 16 декабря 1991 года № 1008-XII

Статья 2. Республика Казахстан строит свои взаимоотношения со всеми государствами на принципах международного права.

Статья 3. Республика Казахстан открыта для признания ее государственной независимости другими государствами.

Статья 4. На всей территории Республики Казахстан действуют Конституция и законы Республики Казахстан, а также признанные ею нормы международного права.

Статья 5. Территория Республики Казахстан в существующих границах является целостной, неделимой и неприкосновенной.

НАРОД И ГРАЖДАНИН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 6. Граждане Республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Республике Казахстан, осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через избираемые им государственные органы на основе Конституции и законов Республики Казахстан.

Граждане Республики независимо от их национальности, вероисповедания, принадлежности к общественным объединениям, происхождения, социального и имущественного положения, рода занятий, места жительства обладают равными правами и обязанностями. Лица, находящиеся на территории Республики Казахстан и не являющиеся ее гражданами, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные Конституцией, законами и межгосударственными договорами Республики Казахстан, за исключением изъятий, установленных законами и межгосударственными договорами Республики.

Посягательство на гражданское равноправие преследуется по закону.

Статья 7. Республика Казахстан имеет свое гражданство. За всеми казахами, вынужденно покинувшими территорию республики и проживающими в других государствах, признается право иметь гражданство Республики Казахстан наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются.

Республика Казахстан регулирует миграционные процессы. Республика Казахстан создает условия для возвращения на ее территорию лиц, вынужденно покинувших территорию республики в периоды массовых репрессий, насильственной коллективизации, в результате иных антигуманных политических акций, и их потомков, а также для казахов, проживающих на территории бывших союзных республик.

Статья 8. Возрождение и развитие культуры, традиций и языка, укрепление национального достоинства казахской нации и представителей других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших обязанностей государства.

Республика Казахстан проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей казахов, проживающих за ее пределами, защищает их интересы на основе договоров, заключаемых с теми государствами, гражданами которых они являются.

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 9. Государственная власть в Республике Казахстан строится и осуществляется исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Право выступать от имени народа республики принадлежит Верховному Совету и Президенту Республики Казахстан.

Статья 10. Законодательная власть осуществляется Верховным Советом Республики Казахстан.

Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти является Президент.

Судебная власть принадлежит Верховному суду и высшему Арбитражному суду Республики Казахстан.

Высшим органом судебной защиты Конституции является Конституционный суд Республики Казахстан.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 11. В исключительной собственности Республики Казахстан, составляя основу ее государственной независимости, находятся земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, экономический и научно-технический потенциал.

Республика Казахстан обладает самостоятельной экономической системой, соответствующей статусу независимого государства и основывающейся на многообразии и равенстве всех форм собственности.

Республика Казахстан обеспечивает охрану имущественных прав других государств, их граждан и организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством республики.

Статья 12. Республика Казахстан имеет Государственный национальный банк, вправе создать свою финансово-кредитную, денежную системы, организует республиканские налоговую и таможенную системы.

Республика Казахстан формирует свои золотой запас, алмазный и валютный фонды.

Статья 13. Республика Казахстан является субъектом международного права, обменивается дипломатическими и консульскими представительствами, может входить в международные организации, системы коллективной безопасности и участвовать в их деятельности.

Статья 14. Республика Казахстан самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности.

ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 15. Республика Казахстан принимает меры по охране своей независимости и укреплению национальной государственности.

Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право республики, расценивается как посягательство на ее государственную независимость.

Статья 16. Республика Казахстан в целях охраны своей независимости и территориальной целостности имеет право на создание собственных вооруженных сил. Республика самостоятельно определяет порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, решает вопросы размещения войск, вооружений и техники на своей территории.

Статья 18. Настоящий Закон наряду с Декларацией о государственном суверенитете Казахской ССР служит основой для разработки новой Конституции Республики.

Нормы Конституции и иных законодательных актов Республики Казахстан действуют, поскольку они не противоречат настоящему Закону.

Источник

Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики (Алма-Ата, 25 октября 1990 года)

ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ
КАЗАХСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Верховный Совет Казахской Советской Социалистической Республики,

выражая волю народа Казахстана,

стремясь к созданию достойных и равных условий жизни для всех граждан Республики,

считая первостепенной задачу консолидации и укрепления дружбы народов, проживающих в Республике,

признавая Всеобщую декларацию прав человека и право наций на свободное самоопределение,

осознавая ответственность за судьбу казахской нации,

исходя из решимости создания гуманного демократического правового государства,

провозглашает государственный суверенитет Казахской Советской Социалистической Республики и принимает настоящую Декларацию.

1. Казахская Советская Социалистическая Республика есть суверенное государство, которое добровольно объединяется с другими республиками в Союз Суверенных республик и строит взаимоотношения с ними на договорной основе.

Казахская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из Союза.

2. Казахская ССР принимает меры по охране, защите и укреплению национальной государственности.

Возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших задач государственности Казахской ССР.

3. Территория Казахской ССР в существующих границах является неделимой и неприкосновенной и не может быть использована без ее согласия.

Любые насильственные действия против конституционного строя Казахской ССР, публичные призывы к нарушению целостности ее территории, а также разжигающие национальную рознь со стороны политических партий, общественных организаций, массовых объединений, иных группировок или отдельных лиц преследуются по закону.

4. Граждане Республики всех национальностей составляют народ Казахстана, и он является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Казахской ССР, осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через представительные органы на основе Конституции Казахской ССР.

Право выступать от имени всего народа Республики принадлежит Верховному Совету Казахской ССР.

5. Казахская ССР имеет свое гражданство и гарантирует каждому гражданину право на сохранение гражданства СССР.

Гражданам, проживающим на территории Республики, гарантируются все права и свободы, предусмотренные Конституцией СССР и Конституцией Казахской ССР, безотносительно к их национальной и партийной принадлежности, происхождению, социальному и имущественному положению, полу и вероисповеданию, роду занятий, месту жительства. Посягательство на гражданское и национальное равноправие карается по закону.

Казахская ССР гарантирует общественным, политическим и религиозным организациям, массовым движениям, действующим в рамках Конституции Казахской ССР, равные правовые возможности участвовать в государственной и общественной жизни.

Источник

Почему Казахстан принял Декларацию о суверенитете позже других 13 республик?

декларация о независимости казахстана. декларация о независимости казахстана фото. картинка декларация о независимости казахстана. смотреть фото декларация о независимости казахстана. смотреть картинку декларация о независимости казахстана.

25 октября 1990 года Казахская ССР объявила о своем суверенитете, приняв соответствующую декларацию предпоследней из союзных республик. После Казахстана такую декларацию принял Кыргызстан. Политический процесс начала 1990-х годов, названный «парадом суверенитетов», завершился через год развалом СССР.

«НАШ ФЛАГ КРАСНЫЙ, ЦЕЛЬ — СОЦИАЛИЗМ». КАЗАХСКАЯ ССР В ПРЕДДВЕРИИ ОБЪЯВЛЕНИЯ О СУВЕРЕНИТЕТЕ

В 1988-1989 годах, когда три балтийские республики в составе СССР — Литва, Латвия и Эстония — первыми провозгласили суверенитет, центр в Москве и руководство республик на местах были настроены скептически.

В апреле 1990 года президент СССР Горбачев призвал Литовскую ССР не выходить из Союза. Вскоре был принят закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР». Статья 2 закона гласила, что «решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума». Однако в статье 7 закона также говорилось, что «если будет установлено, что референдум проведен в соответствии с законом, Верховный Совет СССР вносит вопрос на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР». Однако в марте Литва приняла декларацию о суверенитете и вышла из СССР.

Первый секретарь Коммунистической партии Казахстана Нурсултан Назарбаев, избранный президентом Казахской ССР Верховным Советом республики 25 апреля 1990 года (он занимал пост президента почти три десятилетия и в 2019 году ушел в отставку, сохранив широкие полномочия), сказал, что этот закон не означает, что завтра встанет вопрос об использовании права на выход из союза. «Мы со всей ответственностью заявляем, что наш флаг красный и наша цель — хороший социализм в ленинском смысле», — сказал он.

декларация о независимости казахстана. декларация о независимости казахстана фото. картинка декларация о независимости казахстана. смотреть фото декларация о независимости казахстана. смотреть картинку декларация о независимости казахстана.

Вслед за Назарбаевым Верховный Совет Казахской ССР обратился к Верховному Совету СССР и Советам союзных республик с призывом «к защите перестройки, сохранению единства и территориальной целостности социалистического государства».

В это время союзные республики выдвигали различные инициативы по созданию новой федерации, нового союзного договора. Эти инициативы активно поддерживались руководством Казахской ССР, а в состав рабочей группы по разработке соглашения была включена специальная делегация из Казахстана.

декларация о независимости казахстана. декларация о независимости казахстана фото. картинка декларация о независимости казахстана. смотреть фото декларация о независимости казахстана. смотреть картинку декларация о независимости казахстана.

Назарбаев, который был активным сторонником нового союзного договора, призвал к созданию суверенного государства в рамках нового союза.

— Некоторые меня подталкивают, укоряют: другие республики уже заявили о своем суверенитете и приняли декларацию. А что мы. Куда торопиться? Мы одними из первых сказали, что республике нужен суверенитет, — говорил он в интервью газете «Правда» в сентябре 1990 года.

К осени 1990 года в республиканской прессе стали появляться статьи о провозглашении суверенитета («Суверенитет — цель страны», «Действительно нужен суверенитет», газета «Социалистік Қазақстан», сентябрь, август 1990 года).

4 октября 1990 года в газете «Правда» опубликовали статью «Хлеб, табак и суверенитет», в которой говорилось, что «чем сильнее суверенная изоляция регионов, тем больше дефицит».

КАК ВМЕСТО ДОКЛАДА НАЗАРБАЕВА ДЕПУТАТЫ ОБСУЖДАЛИ ДЕКЛАРАЦИЮ

24 октября 1990 года президент Казахской ССР Нурсултан Назарбаев начал свое выступление в Верховном Совете на тему устройства власти в республике. Однако депутаты отложили рассмотрение доклада и приступили к обсуждению Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР (газета «Социалистік Қазақстан», 26 октября 1990 года.).

По словам депутатов, принимавших участие в обсуждении проекта документа, около 90 процентов из 360 депутатов Верховного совета поддержали документ, около 10 процентов выступили против.

Депутат Верховного Совета Куаныш Айтаханов, участвовавший в обсуждении, говорит Азаттыку, что принятие Казахстаном Декларации о суверенитете позже большинства других республик было вызвано обсуждением нового союзного договора.

— Мы хотели быть в одном союзе, но в суверенном государстве, если условия союза позволят расширить наши права и предприятия без союзного подчинения будут переданы республике. Многие не хотели отделяться, хотели жить одним союзом. Когда декларацию приняли, мы встали и обнялись, — вспоминает он.

Айтаханов, говоря о сроках принятия документа, упоминает и такой фактор, как этнический состав республики. «В Узбекистане, объявившем независимость, было 90 процентов узбеков, в Таджикистане — 90 процентов таджиков», а в Казахстане только 37 процентов казахов, и существовала угроза сепаратистской активности на севере, западе и востоке», комментирует он.

Выступая в 1990 году в Верховном Совете, юрист Салык Зиманов сказал, что существует две версии декларации о суверенитете, и обе они были приняты во внимание. По словам Айтаханова, группа депутатов во главе с Маратом Оспановым в Верховном Совете сформировала группу «Демократический Казахстан» и предложила другую версию Декларации о суверенитете.

— Хотя члены группы всё говорили правильно, их предложения не соответствовали общественно-политической ситуации того времени. Они потребовали очень много изменений, — рассказывает Айтаханов.

В начале 1990 года неформальные движения, которые выдвигали альтернативные взгляды, высказывались за скорейшее объявление суверенитета Казахстана. В начале июля 1990 года в Алматы прошел съезд республиканского гражданского движения «Азат». Движение добивалось провозглашения государственного суверенитета в составе Союза на основе нового договора. Политик Жасарал Куанышалин, который позже возглавил движение, называет главной причиной запоздалого принятия Декларации о суверенитете то, что президент Казахской ССР Нурсултан Назарбаев и президент СССР Михаил Горбачев активно выступали за сохранение союза.

— Ходили разговоры, что Нурсултан Назарбаев может стать премьер-министром СССР, если союз сохранится. Назарбаев открыто сказал, что балтийские республики после отделения от Советского Союза не выживут. Между тем крупные предприятия напрямую подчинялись союзу не только в Казахстане, но и в других республиках. Но, несмотря на это, эти республики заявили о своем суверенитете, — говорит Жасарал Куанышалин.

декларация о независимости казахстана. декларация о независимости казахстана фото. картинка декларация о независимости казахстана. смотреть фото декларация о независимости казахстана. смотреть картинку декларация о независимости казахстана.

По словам Доса Кошима, одного из лидеров Социал-демократической партии, существовавшей в 1990-е годы, некоторые общественно-политические силы в то время поддерживали суверенитет, другие выступали за объявление независимости.

СОБЫТИЕ И ЕГО ОСВЕЩЕНИЕ В СМИ

В Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР говорилось, что «Казахская ССР имеет собственное гражданство, и каждому гражданину гарантируется сохранение гражданства СССР». Заявление о том, что все ветви власти будут переданы республике, а некоторые вопросы будут согласовываться с руководством союза, формально повысило самостоятельность Казахстана.

Принятие декларации в официальной прессе не освещалось как большое событие. Газеты «Социалистік Қазақстан» и «Лениншіл жас» ограничились публикацией репортажей с парламентской сессии «Суверенитет — надежда страны», «С суверенитетом!» Газеты, которые обычно публиковали различные мнения во время крупных политических событий, активности не проявили.

декларация о независимости казахстана. декларация о независимости казахстана фото. картинка декларация о независимости казахстана. смотреть фото декларация о независимости казахстана. смотреть картинку декларация о независимости казахстана.

По словам Галымжана Мелдешева, который на тот момент был корреспондентом газеты «Лениншіл жас» в Верховном Совете и автором репортажа «С суверенитетом!», это было связано с «цензурой Коммунистической партии».

— Сложно сказать, что реакция общества на Декларацию о суверенитете была особенной. Не думаю, что новости об этом быстро распространились. Потому что был только один телеканал и всего пять-шесть газет, — говорит Дос Кошим.

По его словам, лишь активисты, занимающиеся общественно-политическими делами, считали Декларацию о суверенитете значимым событием для будущего Казахстана.

ПРАЗДНИК, КОТОРОГО БОЛЬШЕ НЕТ

День Республики, который в Казахстане отмечался 25 октября, был включен в перечень государственных праздников лишь в 2001 году, хотя отмечался в Казахстане с 1992 года, с момента публикации Декларации о суверенитете. В 2009 году День Республики был исключен из списка праздничных дат. В этой связи представители казахстанских властей высказывали доводы, что в соответствии с Декларацией о суверенитете Казахстан не был признан независимым субъектом, а стал независимым государством только после Декларации о независимости 1991 года.

Ныне покойный Серикболсын Абдильдин, возглавлявший Верховный Совет в 1990-х годах, в интервью Азаттыку ранее говорил, что после провозглашения независимости Казахстана «Нурсултан Назарбаев выступил с инициативой сделать 25 октября национальным праздником».

— При принятии окончательного решения не обошлось и без субъективных факторов. Дело в том, что Днем Республики 25 октября хотел сделать Нурсултан Назарбаев, объясняя свое желание тем, что 25 октября 1990 года дает ему возможность быть избранным президентом Республики Казахстан. На самом деле он избрался президентом Казахской ССР 1 декабря 1991 года. 10 декабря 1991 году мы ввели этот закон в действие, а утром поменяли название республики из «Советской Социалистической» в Республику Казахстан. Все это было абсолютно юридической подделкой, — говорил Серикболсын Абдильдин.

После решения о проведении референдума о сохранении СССР зимой 1991 года официальные СМИ Казахстана призвали оставить в бюллетенях для голосования графу «да» и вычеркнуть «нет». Республиканские газеты «Казахстанская правда», «Социалистік Қазақстан» поддержали этот призыв. 16 марта газета «Социалистік Қазақстан» опубликовала статью под заголовком «Судьбу страны решает каждый» и призвала пойти на референдум. Таким образом, менее чем через пять месяцев после принятия Декларации о суверенитете Казахской ССР Казахстан поддержал сохранение СССР на референдуме в марте 1991 года.

Однако «августовский путч» 1991 года не позволил сохранить СССР. После того как президент России Борис Ельцин сыграл решающую роль в подавлении путча и одержал победу над теми, кто пытался свергнуть президента СССР Михаила Горбачева, шансы на спасение союза были разрушены.

декларация о независимости казахстана. декларация о независимости казахстана фото. картинка декларация о независимости казахстана. смотреть фото декларация о независимости казахстана. смотреть картинку декларация о независимости казахстана.

Асылхан МАМАШУЛЫ

Асылхан Мамашулы является репортёром Азаттыка в Алматинском бюро, пишет, в основном, на политические темы. Родился в апреле 1973 года. В 1994 году окончил Кызылординский педагогический институт имени Коркыта-ата. В 1997-2000 годах учился в аспирантуре Казахского национального университета имени Аль-Фараби.

Работал в издательстве «Казахская энциклопедия», в газете «Ана тілі» и в центре ABDI-Press. С 2011 года работает в Азаттыке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *