декларация оон была подписана
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Политическая декларация, утвержденная в ходе первой министерской встречи Группы друзей в защиту Устава ООН, Нью-Йорк, 23 сентября 2021 года
Неофициальный перевод с английского языка
1. Мы, представители Алжира, Анголы, Республики Беларусь, Боливии, Камбоджи, Китая, Кубы, Корейской Народно-Демократической Республики, Экваториальной Гвинеи, Эритреи, Ирана, Лаосской Народно-Демократической Республики, Никарагуа, Государства Палестина, России, Сент-Винсент и Гренадин, Сирии и Венесуэлы, провели в Нью-Йорке, «на полях» недели высокого уровня 76-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций встречу на министерском уровне с целью оценки событий, произошедших на международной арене в последнее время, включая вызовы и угрозы непосредственно Уставу Организации Объединенных Наций, который лежит в основе принципа многосторонности, а также обмена мнениями о существующих, новых и зарождающихся проблемах, вызывающих коллективную обеспокоенность и представляющих общий интерес.
2. Напоминая о декларации, принятой на уровне послов в Нью-Йорке 6 июля 2021 года, вновь подтверждаем, что Устав Организации Объединенных Наций и сформулированные в нем цели и принципы являются непреходящими и универсальными, все они незаменимы не только с точки зрения сохранения и продвижения международного мира и безопасности, верховенства закона, экономического развития, социального прогресса и повсеместного соблюдения прав человека, но и для достижения более мирного, процветающего, справедливого и равноправного мира и порядка, основанного именно на тех правилах, которые изложены в этом универсальном и юридически обязывающем документе, ставшем исключительным достижением человечества и свидетельством веры в его самые лучшие устремления.
3. Обещаем не жалеть усилий для сохранения, продвижения и отстаивания ведущей роли и правомочности Устава Организации Объединенных Наций, ценность и актуальность которого как никогда очевидны и важны в свете текущих международных процессов. В этой связи выражаем решимость расширять деятельность Группы друзей за пределами штаб-квартиры Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, в особенности, в отделениях Организации Объединенных Наций в Женеве, Найроби и Вене, а также в штаб-квартирах специализированных учреждений ООН с целью продвижения наших общих усилий по обеспечению соблюдения и приверженности как букве, так и духу Устава Организации Объединенных Наций.
4. Выражаем серьезную обеспокоенность участившимися случаями использования односторонних подходов не только в ущерб многосторонности, но и международному сотрудничеству и солидарности, которые сейчас как никогда важно углублять, в том числе в контексте пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, для выработки коллективных, всеохватывающих и эффективных решений общих проблем и угроз XXI века, в котором все мы взаимосвязаны. Таким образом, вновь заявляя о нашем решительном стремлении добиться возрождения многосторонности при центральной роли Организации Объединенных Наций, выражаем поддержку странам и народам, которые стали объектами односторонних и произвольных подходов в нарушение как заложенных в Устав Организации Объединенных Наций целей и принципов, так и основополагающих норм международного права, а также снова призываем уважать в полном объеме неотъемлемое право народов на самоопределение, а также территориальную целостность и политическую независимость всех стран.
5. Приглашаем тех членов международного сообщества, которые разделяют заложенные в Уставе Организации Объединенных Наций цели и принципы, а также идею о превосходстве законности над силой, ценности диалога, толерантности и солидарности, а также веру в эффективную и инклюзивную многосторонность с равноправным участием всех регионов и государств, независимо от их размеров, в ближайшее время рассмотреть возможность присоединения к нашей Группе друзей и/или поддержать данную Декларацию в рамках наших общих усилий по продвижению общей повестки, чтобы в конечном счете претворить в жизнь заложенные в Уставе Организации Объединенных Наций идеи и сделать так, чтобы никто не оставался в стороне и не был забыт.
Всеобщая декларация прав человека
Всеобщая декларация прав человека
(принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.)
Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и
принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и
принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и
принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и
принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и
принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и
принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся, или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.
Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.
Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.
Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.
Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
Каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.
1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.
2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.
Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.
1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.
2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
1. Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.
2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.
1. Каждый человек имеет право на гражданство.
2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.
1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.
2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.
3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.
1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.
2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.
Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков.
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.
2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.
1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.
2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.
3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.
Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.
3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.
Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.
1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.
Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.
1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.
История вопроса
Всеобщая декларация прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, стала результатом опыта Второй мировой войны. После Второй мировой войны, когда создавалась Организация Объединенных Наций, члены международного сообщества дали торжественное обещание не допускать впредь совершения зверств, подобных тем, что имели место в ходе этой войны.
Мировые лидеры решили дополнить Устав ООН документом, гарантирующим права каждого человека везде и всегда. Задуманный ими документ, который позднее стал Всеобщей декларацией прав человека, рассматривался на первой сессии Генеральной Ассамблеи в 1946 году. Ассамблея рассмотрела этот проект декларации об основных правах человека и свободах и препроводила его Экономическому и Социальному Совету «для передачи на рассмотрение Комиссии по правам человека. в контексте подготовки ею международного билля о правах».
На своей первой сессии в 1947 году Комиссия уполномочила своих членов разработать то, что она назвала «предварительным проектом международного билля о правах человека». Позднее эту работу взял на себя формальный редакционный комитет, включавший членов Комиссии из восьми государств, отобранных на основе принципа справедливого географического представительства.
Комиссия по правам человека состоит из 18 членов, представляющих различные политические, культурные и религиозные круги. Элеонора Рузвельт, супруга американского президента Франклина Д. Рузвельта, возглавляла редакционный комитет. Вместе с ней над документом работали Рене Кассен (Франция), составивший первый проект Декларации, докладчик Комитета Чарльз Малик (Ливан), заместитель председателя Пэн Чунг Чанг (Китай) и Джон Хамфри (Канада), директор Отдела ООН по правам человека, который подготовил проект Декларации. Однако именно благодаря активной деятельности г-жи Рузвельт Декларация была разработана и принята.
Комиссия провела свое первое заседание в 1947 году. В своих мемуарах Элеонора Рузвельт вспоминает:
«Д-р Чан был плюралистом и восхитительно говорил о том, что существует не одна, а несколько форм конечной реальности. В Декларации, говорил он, должны быть отражены не одни западные идеи и д-ру Хамфри следовало бы применять эклектический подход. Его замечание, хотя оно и было обращено к д-ру Хамфри, на самом деле адресовалось д-ру Малику, который в ответ тут же довольно пространно принялся разъяснять философию Фомы Аквинского. Д-р Хамфри с энтузиазмом включился в дискуссию, и я помню, что в какой-то момент д-р Чан сказал, что Секретариату не мешало бы посвятить несколько месяцев изучению основ конфуцианства!».
Подготовленный Кассэном окончательный проект был передан Комиссии по правам человека, которая заседала в Женеве. Этот проект, разосланный всем государствам — членам ООН с тем, чтобы они представили по нему замечания, стал известен под названием «Женевский проект».
Первый проект Декларации был предложен в сентябре 1948 года, причем в подготовке окончательного проекта участвовало свыше 50 государств-членов. В своей резолюции 217А (III) от 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея, заседавшая в Париже, приняла Всеобщую декларацию прав человека; восемь стран воздержались при голосовании, но ни одна страна не проголосовала против. Эрнан Санта Крус (Чили), член Редакционного подкомитета, писал:
«Я четко осознавал, что являюсь свидетелем подлинно исторического события, когда был достигнут консенсус в отношении высшей ценности человеческой личности, ценности, которая определяется не решением какой-либо мирской власти, а самим фактом существования человека, что порождает неотъемлемое право быть свободным от нужды и угнетения и всесторонне развиваться как личности. В Большом зале. царила атмосфера подлинной солидарности и братства между мужчинами и женщинами, представлявшими самые разные круги, подобного я никогда больше не видел ни на одном международном форуме».
Полный текст Всеобщей декларации прав человека был составлен меньше чем за два года. В то время, когда весь мир был разделен на два блока — восточный и западный, нахождение общей точки зрения в отношении сути этого документа оказалось невероятно трудной задачей.
Годы подготовки — история Устава ООН
Устав Организации Объединенных Наций был подписан представителями 50 стран 26 июня 1945 года в Сан-Франциско, по завершении Конференции Организации Объединенных Наций по международной организации, и вступил в силу 24 октября 1945 года. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством-основателем. Концепция международного мира и безопасности в Уставе ООН начала развиваться на основе идей, выраженных в Атлантической хартии в августе 1941 года. Cпустя два месяца после подписания в Лондоне декларации был сделан новый шаг на пути к созданию международной организации.
1941: Декларация, подписанная в Сент-Джеймском дворце
12 июня представители Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Южной Африки, а также представители правительств в изгнании: греческого, бельгийского, чехословацкого, люксембургского, нидерландского, норвежского, польского, югославского и французского (генерала де Голля) собрались в старинном Сент-Джеймском дворце и подписали декларацию.
Сент-Джеймский дворец в Лондоне. Томас Шепард/фотография акварели
«Единственная верная основа прочного мира — это добровольное сотрудничество свободных народов в мире, в котором, освободившись от угрозы агрессии, все могут пользоваться экономическими и социальными благами; для достижения этой цели мы намерены работать сообща, совместно с другими свободными народами как во время войны, так и во время мира».
1941: Атлантическая хартия
14 августа 1941 года Франклин Д. Рузвельт, президент Соединенных Штатов Америки, и Уинстон Черчилль, премьер-министр Соединенного Королевства после совещания на борту военного корабля ВМС Великобритании (HMS) «Принц Уэльский» опубликовали совместную декларацию, которой суждено было войти в историю под названием«Атлантическая хартия». Этот документ не был договором между двумя державами. Он не был также изложением какой-либо определенной официальной программы устроения мира. Как указывалось в самом документе, он только подтверждал «некоторые общие принципы национальной политики названных стран (США и Великобритании), принципы, на которых они строили свои надежды на лучшее будущее мира».
Из восьми пунктов Атлантической хартии два имели прямое отношение к вопросу о международной организации.
Президент Рузвельт (слева) и премьер-министр Черчилль на палубе корабля (HMS) «Принц Уэльский» после богослужения во время Атлантической конференции. Фото ООН
1942: Декларация Объединенных Наций
Позднее к этой Декларации присоединилось еще 21 государство.
Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Д. Рузвельтом, было впервые использовано 1 января 1942 года в Декларации Объединенных Наций, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран «оси».
Декларация Объединенных Наций заявляет: «употребить все свои ресурсы, военные или экономические» «в борьбе за победу над гитлеризмом». Фото ООН/Архив
Три года спустя началась подготовка к созыву Конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско. К участию в этой Конференции были приглашены только государства, объявившие к марту 1945 года войну Германии и Японии и присоединившиеся к Декларации Объединенных Наций.
Первоначальные участники Декларации ООН
Последующие участники
Впоследствии к Декларации присоединились: Мексика, Уругвай, Эфиопия, Колумбия, Египет, Эквадор, Ирак, Сирия, Перу, Иран, Франция, Венесуэла, Либерия, Филиппины, Турция, Парагвай, Бразилия, Саудовская Аравия, Чили, Боливия и Ливан.
1943: Московская и Тегеранская конференции
«Мы верим, что существующее между нами согласие обеспечит прочный мир. Мы полностью признаем высокую ответственность, лежащую на нас и на всех Объединенных Нациях, за осуществление такого мира, который получит одобрение подавляющей массы народов земного шара и который устранит бедствия и ужасы войны на многие поколения».
В 1943 году все главные союзные державы приняли на себя обязательство добиться полной победы и приложить затем усилия к тому, чтобы создать такой мир, в котором «люди во всех странах могли бы жить без страха и нужды». Оставалось еще наметить общий план международной организации. Это было осуществлено на Конференции министров иностранных дел Великобритании, Советского Союза и Соединенных Штатов, состоявшейся в октябре 1943 года.
Правительства Советского Союза, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Китая призвали к скорейшему созданию международной организации для поддержания мира и безопасности. Эта цель была вновь подтверждена на встрече руководителей Соединенных Штатов, СССР и Соединенного Королевства в Тегеране 1 декабря 1943 года. Фото ООН/Архив
30 октября 1943 года || Москва
Достопочтенный Корделл Хэлл, государственный секретарь США, совершил первый полет в своей жизни, отправившись на конференцию в Москву. 1 ноября печати был передан для опубликования документ (Московская декларация), подписанный накануне Вячеславом Михайловичем Молотовым, Антони Иденом, Корделлом Хэллом и Фу Бин-шяном, китайским послом в Москве.
Московская декларация
Эта была Декларация о совместных действиях во всех вопросах, относящихся к капитуляции врагов, пункт 4 которой гласил:
«что они (министры иностранных дел) признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства, большие и малые».
1 декабря 1943 года || Тегеран
Два месяца спустя после опубликования этой Декларации четырех держав, в Тегеране, столице Ирана, состоялась первая встреча Рузвельта, Сталина и Черчилля. Они опубликовали новую Декларацию, в которой извещали о разработке ими согласованных планов для окончательной победы.
1945: Думбартон-Оукс и Ялта
Конференция в Думбартон-Оукс стала первым важным шагом, предпринятым для осуществления пункта 4 Московской декларации 1943 года, признающего необходимость создания послевоенной международной организации, которая придет на смену Лиге Наций.
Руководящие принципы для будущей международной организации были, таким образом, установлены. Однако, необходимо было выработать план, который был бы приемлем для многих государств.
Встреча представителей Советского Союза, Великобритании и США на открытии Конференции Организации по безопасности за мир в послевоенном мире в поместье Думбартон-Окс в Вашингтоне, округ Колумбия, 21 августа 1944 года. Фото ООН
7 октября 1944 года || Думбартон-Оукс
С этой целью представители Великобритании, Китая, Советского Союза и Соединенных Штатов собрались на деловую конференцию в Думбартон-Оуксе, частном особняке в Вашингтоне. Совещание было закончено 7 октября 1944 г. Четыре державы выработали план создания международной организации, который был представлен на изучение и обсуждение всем правительствам Объединенных Наций и народам всех стран.
Первые контуры ООН
|| Структура
Согласно плану, принятому в Думбартон-Оуксе, Организация Объединенных Наций должна была иметь следующие четыре основных органа:
Генеральную Ассамблею, в которой участвовали бы все члены Организации; Совет Безопасности в составе одиннадцати членов, причем пять из них должны быть постоянными членами и шесть — избирались бы Генеральной Ассамблеей из числа остальных государств — членов Организации на двухгодичный срок; Экономического и Социального Совета и Международного Суда. Кроме того, было предусмотрено создание Секретариата.
|| Роли и обязанности
Планом предусматривалось возложить ответственность за предотвращение будущих войн на Совет Безопасности. В компетенции Генеральной Ассамблеи оставалось право рассматривать и обсуждать вопросы и выносить рекомендации в целях поощрения международного сотрудничества и улаживания конфликтов, способных нарушить всеобщее благополучие. Она имела право обсуждать вопросы сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности, а также вопросы разоружения, поскольку дело касалось общих принципов. Но она не имела права выносить рекомендации ни по каким вопросам, находящимся уже на рассмотрении Совета Безопасности, и все вопросы, требующие принятия каких-либо мер, должны были передаваться Совету Безопасности.
|| Порядок голосования
Чрезвычайной важности вопрос о порядке голосования в Совете Безопасности был оставлен на Конференции в Думбартон-Оуксе открытым.
|| Вооруженные силы для поддержания мира и безопасности
Существенной особенностью плана, принятого в Думбартон-Оуксе, было также и то, что государства — члены Организации обязывались предоставлять в распоряжение Совета Безопасности вооруженные силы для содействия исполнению его задачи поддержания мира и безопасности и подавления актов агрессии. Отсутствие таких сил являлось, по общему мнению, роковой ошибкой Лиги Наций или, вернее, ее аппарата для охраны международного мира.
План был подвергнут тщательному обсуждению во всех странах. Правительство Великобритании опубликовало подробный комментарий, а в Соединенных Штатах Государственный департамент распространил 1 900 000 экземпляров текста проекта, принятого в Думбартон-Оуксе, и организовал ряд лекций, радиопрограмм и кинопрезентаций для объяснения сущности этого проекта. Замечания и конструктивная критика поступили от ряда правительств, в том числе от Австралии, Бельгии, Канады, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Польши, Советского Союза, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов, Чехословакии, Франции и Южно-Африканского Союза.
Подробное обсуждение проекта в прессе и по радио дало народам союзных стран возможность судить о достоинствах нового плана для укрепления и поддержания мира.
Подчеркивались различия между новым планом и Пактом Лиги Наций, причем признавалось, что предоставление вооруженных сил в распоряжение Совета Безопасности является значительным шагом вперед.
11 февраля 1945 года || Ялта — порядок голосования
Оставалось еще восполнить один пробел в предложениях, принятых в Думбартон-Оуксе, а именно установить порядок голосования в Совете Безопасности. Это было сделано в Ялте в Крыму, на конференции между Рузвельтом, Сталиным и Черчиллем, с участием их министров иностранных дел и начальников штабов. 11 февраля 1945 г. от имени этой конференции было объявлено о разрешении вопроса о порядке голосования в Совете Безопасности и о созыве Конференции в Сан-Франциско.
5 марта 1945 года || Сан-Франциско — приглашение
5 марта 1945 г. были разосланы приглашения на эту Конференцию. Одновременно приглашенные были оповещены о соглашении, достигнутом в Ялте по вопросу о порядке голосования в Совете Безопасности.
12 апреля 1945 года || Смена лидера
В начале апреля внезапно скончался президент Рузвельт, сыгравший важнейшую роль при разработке планов по Конференции в Сан-Франциско. В какой-то момент возникло даже опасение, что Конференцию придется отложить. Однако, президент Трумэн решил не прерывать уже начатых приготовлений, и Конференция открылась в назначенный день.
Полезные ссылки
Аудио
Интервью с Джозефом Джонсоном || В 1943 году начальник отдела по международным делам Государственного департамента Соединенных Штатов Америки
На этом посту г-н Джонсон сыграл определенную роль в создании Организации Объединенных Наций, принимая участие как в Конференции в Думбартон-Оуксе (1944 г.), так и в Конференции в Сан-Франциско (1945).
В этом интервью г-н Джонсон делится воспоминаниями о работе в ООН. Он рассказывает о своем участии в Конференции в Думбартон-Оуксе, Конференции в Сан-Франциско, а также о своей роли в качестве специального посланника в Согласительной комиссии ООН для Палестины в 1961 году.