декларация по налогу на имущество организаций кто сдает
Налог на имущество организаций с 2022 года: новые сроки и порядок уплаты
На основании Закона от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ внесены корректировки в правила расчета и уплаты налога на имущество компаний.
Отменят отчетность по налогу на имущество
Законом от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ отменена необходимость некоторых компаний сдавать в ИФНС отчетность по налогу на имущество. К таким субъектам относятся организации, имеющих в собственности недвижимость, облагаемую по кадастровой стоимости.
С 2022 года компании не будут включать в декларацию информацию о недвижимости, налоговая база по которой устанавливается как ее кадастровая стоимость (п. 6 ст. 386 НК).
Если у субъекта в прошедшем налоговом периоде были только эти объекты недвижимого имущества, то декларацию вообще сдавать не нужно будет. Это правило будет применяться к отчетности за 2022 год, а за 2021 год декларацию по недвижимости, облагаемой налогом на основании кадастровой стоимости, сдать придется.
Что касается недвижимости, налогооблагаемая база по которой определяется на основании среднегодовой стоимости, то обязанность компаний предоставлять налоговые декларации сохраняется. Отчетность также нужно будет сдавать не позже 30 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК).
При этом такая декларация, как и в 2021 году, должна включать информацию о среднегодовой стоимость объектов движимого имущества, которые учтены на балансе хозяйствующего субъекта как объекты ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (Закон от 23.11.2020 г. № 374-ФЗ).
Обновят правила уплаты налога на имущество
С 2022 года компании в отношении недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости, будут сами считать и платить налог на имущество без подачи деклараций. ИФНС будут направлять им сообщения об исчисленных суммах налога. Порядок направления этих сообщений и ответа на них такой же, как по транспортному и земельному налогам (абз. 3 п. 6 ст. 386 НК).
Сообщения передаются налоговиками в компании после окончания налогового периода и срока уплаты налога на имущество. Передача документа производится следующим образом:
В сообщении обозначается объект налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период, ставка налога и величина рассчитанного налога. Информацию для исчисления ИФНС самостоятельно получает из ЕГРН и госорганов, регистрирующих права на недвижимость.
При получении этого сообщения из ИФНС компания при несогласии с расчетом налога может подать налоговикам возражения и документы, подтверждающие правильность расчета налога. Это можно сделать в течение 10-ти дней с момента получения данного сообщения.
Заявить о налоговых льготах можно будет в любую ИФНС по выбору самой компании. Но данный момент касается только тех объектов недвижимого имущества, налогооблагаемая база по которым устанавливается как кадастровая стоимость (п. 8 ст. 382 НК).
В заявлении на льготы нужно указать объекты налогообложения и информацию о самих льготах с отсылкой на соответствующие нормы законодательства и сведения о документах, подтверждающих право на льготы.
Срок направления заявлений на льготы не ограничивается. Их можно подавать в любое удобное для компании время. В то же время непредставление заявления не лишает ее права на льготу. Если у ИФНС будет информация о том, что организация вправе получить льготу, то налог на имущество будет рассчитываться с учетом ее применения.
Обновят сроки уплаты налога на имущество
В настоящий момент налог на имущество и авансы по нему уплачиваются в порядке и сроки, установленные законодательством субъектов РФ. Таким образом, сроки перечисления налога могут значительно различаться в зависимости от региона.
С 2022 года в России будут введены единые сроки уплаты налога на имущество компаний и авансов по нему.
По обновленной редакции п. 1 ст. 383 НК налог на имущество нужно будет платить не позже 1 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом. Авансы по нему нужно будет платить не позже последнего числа месяца, идущего за прошедшим отчетным периодом.
Одновременно с этим региональные органы власти утратят право определять эти сроки через законодательство субъектов РФ. Однако они все же смогут влиять на сроки уплаты авансов по налогу на имущество. Так, они также смогут устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков право не рассчитывать и не платить авансы по налогу на имущество в течение налогового периода (п. 6 ст. 382 НК).
Прекратят налогообложение
Отдельными поправками определится порядок прекращения налогообложения в отношении уничтоженного недвижимого имущества. В ст. 382 НК добавят новый п. 4.1, по которому организации не смогут уплачивать налог на имущество, прекратившее свое существование, уже с 1-го числа месяца его гибели или уничтожения.
Чтобы прекратить платить налог по этому имуществу, организация должна будет подать в налоговую инспекцию заявление о его гибели или уничтожении. Правила его заполнения и формат подачи в электронном виде будут позже разработаны на основании приказа ФНС.
Это заявление можно будет подать в любую ИФНС по выбору компании вне зависимости от места ее регистрации и нахождения имущества, подлежащего налогообложению.
Вместе с заявлением субъект сможет подать и документы, которые подтвердят факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. Непредставление этой документации не лишит организацию права освободиться от налогообложения объекта с 1-го числа месяца его утраты.
В таком случае налоговики при получении заявления от компании сами будут направлять в уполномоченные госорганы запрос о представлении информации, подтверждающей факт гибели или уничтожения имущества.
Рассматривать заявление налоговики будут в порядке как и при транспортном налоге в течение 30-ти дней с момента его получения. После этого ИФНС направит в компанию уведомление о прекращении расчета налога на имущество (п. 3.1 ст. 362 НК).
Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь.
Порядок представления деклараций по налогу на имущество за 2019 год, авансового расчета по налогу на имущество за 1-й кв. 2020 года, а также налоговых деклараций по земельному и транспортному налогам
Каковы правила сдачи декларации по налогу на имущество за 2019 год и авансового расчета по налогу на имущество за первый квартал 2020 года? Каков порядок представления налоговых деклараций по земельному и транспортному налогам?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Налоговые декларации по налогу на имущество за 2019 год представляются в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества не позднее 30 марта 2020 года.
С 1 января 2020 года отменяется обязанность по представлению расчетов по авансовым платежам. При этом обязанность организаций по представлению налоговой декларации по итогам налогового периода сохранилась.
2. Отчетность по транспортному и земельному налогам за 2019 год является для организаций последней. Представить соответствующие налоговые декларации необходимо не позднее 3 февраля 2020 года по месту нахождения транспортных средств и по месту нахождения земельного участка. В последующие налоговые периоды, начиная с периода за 2020 год, указанные декларации не представляются.
Обоснование вывода:
Налог на имущество организаций
До 1 января 2019 года налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 386 НК РФ, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу. До 1 января 2020 года отчетными периодами являются I квартал, полугодие и девять месяцев, налоговым периодом признается календарный год (ст. 379 НК РФ)*(1).
С 1 января 2020 года отменяется обязанность по представлению расчетов по авансовым платежам (подпункты «а», «в», «г» п. 20 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ). Изменения внесены в ст. 386 НК РФ (смотрите также п. 2.2 письма ФНС России от 17.04.2019 N БС-4-21/7176@). При этом обязанность организаций по представлению налоговой декларации по итогам налогового периода сохранилась.
Форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций и формат представления в электронной форме, а также порядок её заполнения, которые применяются с 1 января 2020 года при представлении налоговой декларации за 2019 год, утверждены приказом ФНС от 14.08.2019 N СА-7-21/405@.
Налоговые декларации по налогу на имущество согласно п. 3 ст. 386 НК РФ представляются не позднее 30 марта года, следующего за истекшим.
Контрольные соотношения показателей декларации по налогу на имущество доведены письмом ФНС России от 15.11.2019 N БС-4-21/23253@.
С 1 января 2020 года установлено право представлять единую декларацию (п. 1.1 ст. 386 НК РФ): налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ*(2).
Представлять Уведомление нужно ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется данный порядок представления налоговой декларации. Причем изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение налогового периода не допускается.
Форма Уведомления утверждена приказом ФНС России от 19.06.2019 N ММВ-7-21/311@, который вступает в силу с 1 января 2020 года (смотрите письмо ФНС России от 12.07.2019 N БС-4-21/13701@). До этой даты в течение 2019 г. рассмотрение налоговыми органами Уведомлений осуществлялось в соответствии с письмом Минфина России от 19.11.2018 N 03-05-04-01/83286 «О согласовании разъяснений (рекомендаций) ФНС России» и письмом ФНС России от 21.11.2018 N БС-4-21/22551@.
Земельный налог
Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу (п. 1 ст. 398 НК РФ). При отсутствии у налогоплательщика земельных участков, признаваемых объектом обложения земельным налогом, декларацию по этому налогу ему подавать не нужно (письма Минфина России от 03.09.2012 N 03-05-05-02/90, от 17.04.2012 N 03-02-08/41, от 28.04.2011 N 03-02-08/47, от 12.08.2011 N 03-05-04-02/76, от 17.03.2008 N 03-05-04-02/20).
Декларации по земельному налогу представляются не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 398 НК РФ).
Форма декларации по земельному налогу, формат ее представления в электронном виде, порядок заполнения утверждены приказом ФНС России от 10.05.2017 N ММВ-7-21/347@.
Контрольные соотношения для декларации по земельному налогу приводятся в письме ФНС России от 26.10.2018 N БС-4-21/20998@.
Отчетность по земельному налогу за 2019 год является для организаций последней. Начиная с отчетности за 2020 год организации не обязаны подавать декларации по этому налогу.
Начиная с 1 января 2021 года налоговые органы направляют налогоплательщикам по месту нахождения их земельных участков сообщение об исчисленной сумме налогов на основе информации, имеющейся у налогового органа.
Транспортный налог
Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по транспортному налогу (п. 1 ст. 363.1 НК РФ). При отсутствии у организации транспортных средств, являющихся объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, организация налогоплательщиком не признается, соответственно, представлять декларации по транспортному налогу не должна.
Декларации по транспортному налогу организации представляют не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ).
Форма декларации и порядок ее заполнения, а также формат представления декларации по транспортному налогу в электронном виде утверждены приказом ФНС РФ от 05.12.2016 N ММВ-7-21/668@.
Контрольные соотношения показателей формы декларации по транспортному налогу приведены в письме ФНС РФ от 03.03.2017 N БС-4-21/3897@.
С 01.01.2021 утрачивает силу ст. 363.1 НК РФ, обязывающая налогоплательщиков-организации по истечении налогового периода представлять в налоговый орган декларации по транспортному налогу. При этом законом установлено, что налоговые декларации по транспортному налогу в налоговые органы не представляются за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды. То есть отчетность по транспортному налогу за 2019 год является для организации последней.
Начиная с 1 января 2021 года налоговые органы направляют налогоплательщикам по месту нахождения их транспортных средств сообщение об исчисленной сумме налогов на основе информации, имеющейся у налогового органа.
К сведению:
В связи с отменой с 2020 года обязанности организаций подавать в налоговые органы декларации по транспортному и земельному налогам ФНС России приказом от 25.07.2019 N ММВ-7-21/377@ утвердила форму заявления о предоставлении льгот по указанным налогам. Заявления подаются в налоговый орган в целях предоставления льгот за 2020 год и более поздние налоговые периоды. По результатам рассмотрения заявления о льготе налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление о предоставлении льготы либо сообщение об отказе. Разъяснения о применении льготы по транспортному и земельному налогам приведены в письме ФНС России от 03.12.2019 N БС-4-21/24690@.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Декларация по налогу на имущество организаций и расчеты по авансовым платежам;
— Энциклопедия решений. Декларация по земельному налогу;
— Энциклопедия решений. Декларация по транспортному налогу.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шашкова Елена
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Организации, не имеющие имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, на основании п. 1 ст. 373 НК РФ не признаются плательщиками налога на имущество и, соответственно, не должны представлять в налоговый орган декларацию и расчеты по авансовым платежам по этому налогу (письмо ФНС России от 08.02.2010 N 3-3-05/128).
*(2) Такой порядок представления единой отчетности не применяется, если законом субъекта установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.
Минфин обновил форму декларации по налогу на имущество организаций
Автор: Рябинин В. В., эксперт журнала
14.01.2021 был опубликован Приказ ФНС России от 09.12.2020 № КЧ-7-21/889@[1], которым внесены изменения в форму, формат представления в электронном виде и порядок заполнения декларации по налогу на имущество организаций. Мы изучили данные новшества. О них – в статье.
Действующая форма декларации по налогу на имущество организаций утверждена Приказом ФНС РФ от 14.08.2019 № СА-7-21/405@[2], в который внесены изменения Приказом ФНС РФ от 09.12.2020 № КЧ-7-21/889@.
Поправки затронули как саму форму декларации, так и формат ее представления в электронном виде, и порядок ее заполнения. Появился новый раздел – 4. В приложение 6 «Коды налоговых льгот» формы внесены изменения. Рассмотрим их подробнее.
Приказ ФНС РФ от 09.12.2020 № КЧ-7-21/889@ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования, то есть с 14.03.2021.
Сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества.
Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ[3] п. 1 ст. 386 НК РФ был дополнен нормой, согласно которой в налоговую декларацию включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Новшества вступили в силу с 01.01.2021 и применяются начиная с представления деклараций по налогу на имущество организаций за налоговый период – 2020 год.
Сегодня объектом обложения налогом на имущество организаций является недвижимое имущество. Возникает резонный вопрос: зачем в налоговую декларацию включать сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств, если оно не облагается налогом?
Можно предположить, что все-таки будут реализованы планы в отношении налога на имущество организаций, приведенные в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. В разделе «Актуальные вопросы налогообложения на перспективу» документа сказано, что прорабатывается возможность отказа от исключения движимого имущества из объекта налогообложения при одновременном снижении предельной ставки налога на имущество организаций. То есть все вернется на круги своя: движимое имущество вместе с недвижимым будет облагаться налогом на имущество. При этом будет снижена налоговая ставка.
Возможно, такие изменения будут приняты в связи с тем, что заинтересованные министерства и ведомства никак не могут установить единые критерии отнесения имущества к недвижимости. Предполагается, что результатом станут упрощение администрирования налога и снижение количества налоговых споров по отнесению имущества к движимым и недвижимым вещам.
При этом необходимо определить оптимальный размер предельной налоговой ставки, обеспечивающий, с одной стороны, недопущение роста налоговой нагрузки на бизнес, а с другой – соблюдение интересов бюджетов субъектов РФ. Напомним, что налог на имущество организаций относится к региональным налогам (ст. 14 НК РФ).
Новый раздел 4 налоговой декларации.
Теперь в декларацию по налогу на имущество организаций включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств. В нее добавлен соответствующий раздел, который заполняется за истекший налоговый период в разрезе по субъектам РФ. Если организация представляет декларации в несколько налоговых органов, то раздел со сведениями о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества может входить в любую из них.
Раздел 4 «Сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств» заполняется российскими и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, учитывающими на балансе организации в качестве объектов основных средств объекты движимого имущества. Он заполняется организацией один раз в одной из представляемых ею деклараций за соответствующий налоговый период.
Раздел состоит из двух граф:
в графе «Субъект Российской Федерации (код)» указывается код субъекта Российской Федерации в соответствии с приложением 7 «Коды субъектов Российской Федерации» к порядку заполнения декларации;
в графе «Среднегодовая стоимость объектов движимого имущества (в рублях)» – отличная от нуля среднегодовая стоимость объектов движимого имущества, учитываемых на балансе организации либо обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в субъекте РФ, код которого указан в соответствующей графе «Субъект Российской Федерации (код)».
При отсутствии у организации объектов налогообложения по налогу разд. 4 не заполняется.
Расчет среднегодовой стоимости имущества.
В Письме от 21.01.2021 № 03-05-04-01/3279 Минфин дал разъяснения по вопросу включения в декларацию по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ сведений о среднегодовой стоимости движимого имущества.
Согласно абз. 4 п. 1 ст. 386 НК РФ в такой декларации отражаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Порядок расчета среднегодовой стоимости имущества установлен абз. 2 п. 4 ст. 376 НК РФ, согласно которому среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Представители Минфина пришли к выводу, что при определении среднегодовой стоимости движимого имущества в целях включения в декларацию по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ следует применять положения абз. 2 п. 4 ст. 376 НК РФ.
Данные разъяснения доведены до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налога на имущество организаций, включая проведение камеральных налоговых проверок, Письмом ФНС РФ от 22.01.2021 № БС-4-21/659@.
Теперь напомним порядок уплаты налога на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве оперативного управления.
Согласно ст. 374 НК РФ объектом налогообложения признается:
1) недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ;
2) недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ.
Из приведенных норм следует, что установленный ст. 378.2 НК РФ порядок налогообложения объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости не распространяется на объекты недвижимого имущества, принадлежащие учреждению на праве оперативного управления, в связи с чем налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении указанных объектов определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 14.08.2020 № 03-05-05-01/71386).
Коды налоговых льгот по налогу на имущество.
В приложении 6 «Коды налоговых льгот» к порядку заполнения декларации наименования льгот с кодами 2010501 и 2010505 приведены в соответствие ст. 2 Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ[4].
Данные льготы действуют в отношении организаций, включенных в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, которые были освобождены от уплаты налога на имущество за II квартал 2020 года и в части установленной законом субъекта РФ налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
Внесенными поправками были уточнены виды организаций, осуществляющих деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, которые освобождаются от уплаты налогов за II квартал 2020 года.
Кстати, ФНС рекомендовала применять данные коды налоговых льгот в таком варианте еще в Письме от 20.10.2020 № БС-4-21/17206@.
В форме декларации по налогу на имущество организаций появился новый раздел 4, в котором указываются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств. При определении среднегодовой стоимости движимого имущества в целях включения в декларацию по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ нужно руководствоваться положениями абз. 2 п. 4 ст. 376 НК РФ. Также было изменено приложение 6 «Коды налоговых льгот» формы.
[1] «О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 14.08.2019 № СА-7-21/405@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ и от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@».
[2] «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ и от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@».
[3] «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[4] «О внесении изменений в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».