декларация соответствия причала или причального сооружения
Внимание!
Портал работает в тестовом режиме!
Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.
Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.
Обратная связь
Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.
Обратная связь
Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.
Ошибка!
Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.
Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
Клавиатура:
Обновлено 5 дней назад
Разъяснение положений действующего законодательства Российской Федерации о декларировании соответствия причалов и портовых причальных сооружений
В данных правовых актах в развитие положений главы 4 ФЗ «О техническом регулировании» даны разъяснения по вопросам подтверждения соответствия причальных сооружений требованиям действующих регламентов.
Согласно указанным выше документам собственник или эксплуатирующая организация для безаварийной эксплуатации причальных сооружений должна иметь утвержденную в установленном порядке декларацию соответствия требованиям технического регламента.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 27 октября 2012 г. № 1108 «Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений», в соответствии с которым государственный надзор за безопасностью судоходных и портовых гидротехнических сооружений возложен на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
Ниже приведены разъяснения по ряду правовых вопросов, возникающих в области оценки соответствия и декларирования соответствия причальных сооружений.
Согласно требованиям п. 453 «Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» «…Технический надзор за объектом регулирования осуществляется в виде …очередных и внеочередных обследований причалов и причальных сооружений, производимых аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией (центром)».
Кроме того, согласно п. 518 причалы и причальные сооружения «…подлежат подтверждению соответствия требованиям технического регламента в форме декларирования соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра)».
«Составлению декларации соответствия… предшествует подготовка собственных доказательных материалов …и проведение обследования объекта регулирования (причального сооружения) аккредитованной испытательной лабораторией (центром)».
Согласно требованиям п. 4.4 ГОСТ Р 54523–2011 «Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенного в действие с 25 ноября 2011 г.: «…Для выполнения обследований должны привлекаться специализированные организации, имеющие опыт проведения работ по комплексному обследованию сооружений, квалифицированных специалистов в области технического контроля сооружений, необходимую нормативно-методическую и материально-техническую базу. Специализированные организации, выполняющие обследования эксплуатируемых сооружений для подтверждения и оценки их соответствия требованиям безопасности эксплуатации, должны быть аккредитованы в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Федеральным законом от 01.05.2007 № 65-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О техническом регулировании».
Декларирование соответствия причалов и портовых причальных сооружений согласно статьи 24 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» должно проводиться с соблюдением следующих требований:
«1. Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:
— принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом».
Согласно п. 518 «Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» причалы и причальные сооружения «…подлежат подтверждению соответствия требованиям настоящего технического регламента в форме декларирования соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
При этом заявителем является собственник или эксплуатант объекта».
В п. 2, 3 статьи 24 «Декларация соответствия» Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» указано:
«2. При декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента…
Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом, состав указанной технической документации может уточняться соответствующим техническим регламентом (в данном случае одним из двух «Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» или «Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта»).
включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре)…».
Согласно п. 518 «Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» «…Составлению декларации о соответствии указанных объектов регулирования (причалов и причальных сооружений) требованиям настоящего технического регламента предшествует подготовка собственных доказательных материалов (технической документации, результатов собственных испытаний и измерений, других документов, служащих мотивированным основанием для подтверждения соответствия требованиям настоящего технического регламента) и проведение обследования объекта регулирования аккредитованной испытательной лабораторией (центром)».
Согласно п. 519 «Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» «По результатам обследования аккредитованная испытательная лаборатория (центр) выдает документы, в которых указываются режимы безопасной эксплуатации и срок действия документов (период безопасной эксплуатации), определяется перечень необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации ремонтных работ и сроки их выполнения. Указанные документы являются доказательными материалами для принятия декларации о соответствии, полученными с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра)».
Согласно действующим правовым актам, приведенным выше, доказательной базой для составления декларации о соответствии причала или причального сооружения является проектная и исполнительная документация на причальные сооружения, результаты собственных испытаний и измерений, проводимых собственником или эксплуатантом, это могут быть указанные в п.п.477-485 «Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, а также результаты обследования объекта, проведенного аккредитованной испытательной лабораторией (центром), которые позволят оценить соответствие причала требованиям Технического регламента и, в случае его соответствия этим требованиям приступить к разработке декларации о соответствии, а в случае несоответствия заполнить только бланк заключения о годности причала с указанием в нем мероприятий по проведению ремонтных работ и ограничениях в использовании причала или его выводу из эксплуатации. Последнее требование в данном случае утверждено Постановлениями Правительства РФ на уровне технических регламентов и является обязательным для всех заявителей.
В случае несоответствия причала требованиям технического регламента декларация о соответствии может быть разработана лишь после проведения всего комплекса ремонтно-восстановительных работ и получения по результатам очередного технического обследования аккредитованной лабораторией заключения о соответствии причала этим требованиям.
Исключением из общего правила может быть лишь заявитель, который сам имеет статус аккредитованной испытательной лаборатории.
Таким образом, обследование объекта регулирования (причала и причального сооружения) аккредитованной испытательной лабораторией (центром) перед составлением декларации о соответствии носит обязательный характер.
Помощник Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора А.С. Шайтанов
Декларация соответствия причала или причального сооружения
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Внутренний водный транспорт
ПОРТОВЫЕ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ
Inland water transport. Dock and harbor hydraulic structures. Safety requirements
Дата введения 2014-07-01
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Гипроречтранс» (ОАО «Гипроречтранс»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 «Внутренний водный транспорт»
Введение
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования к проектированию (включая инженерные изыскания), строительству, приемке в эксплуатацию, эксплуатации, ремонту, реконструкции, выводу из эксплуатации и ликвидации портовых гидротехнических сооружений (ПГС) в составе портов, портовых районов и участков, а также отдельных причалов на внутренних водных путях Российской Федерации.
1.2 Детальные требования к проектированию (включая инженерные изыскания), строительству, приемке в эксплуатацию, эксплуатации, ремонту, реконструкции, выводу из эксплуатации и ликвидации ПГС устанавливаются соответствующими национальными и отраслевыми стандартами, а также сводами правил.
1.3 Настоящий стандарт распространяется на следующие ПГС:
— причалы и причальные сооружения любых типов и конструкций (кроме временных, рассчитанных на один сезон работы);
— берегоукрепительные сооружения любых типов и конструкций;
— оградительные сооружения (молы, волноломы, ледорезы).
1.4 Настоящий стандарт не распространяется на ПГС судостроительных и судоремонтных предприятий, а также сооружений, относящихся исключительно к ведению силовых ведомств и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
1.5 Настоящий стандарт применяется расположенными на территории Российской Федерации юридическими и физическими лицами, в том числе предприятиями, учреждениями, организациями или объединениями предприятий, независимо от форм собственности и подчиненности, кроме указанных в 1.4, в том числе:
— юридическими и физическими лицами, осуществляющими проектирование (включая инженерные изыскания), строительство, приемку в эксплуатацию, эксплуатацию, ремонт, реконструкцию, вывод из эксплуатации и ликвидации ПГС в составе портов, портовых районов и участков, а также отдельных причалов и причальных сооружений на внутренних водных путях Российской Федерации;
— федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) за безопасностью ПГС.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 12.4.011-89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация
ГОСТ 12248-2010 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости
ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 19185-73 Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 25866-83 Эксплуатация техники. Термины и определения
СП 14.13330.2011 Свод правил. Строительство в сейсмических районах. Актуализированная редакция СНиП II-7-81*
СП 15.13330.2012 Свод правил. Каменные и армокаменные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-22-81
СП 16.13330.2011 Свод правил. Стальные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-23-81
СП 20.13330.2011 Свод правил. Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85*
СП 22.13330.2011 Свод правил. Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*
СП 23.13330.2011 Свод правил. Основания гидротехнических сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.02-85
СП 35.13330.2011 Свод правил. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*
СП 38.13330.2012 Свод правил. Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов). Актуализированная редакция СНиП 2.06.04-82
СП 41.13330.2011* Свод правил. Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.06.08-87
СП 43.13330.2012 Свод правил. Сооружения промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП 2.09.03-85
СП 47.13330.2010* Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96
СП 48.13330.2011 Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004
СП 58.13330.2012 Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003
СП 63.13330.2010 Свод правил. Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003
СП 64.13330.2011 Свод правил. Деревянные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-25-80
СП 116.13330.2012 Свод правил. Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 22-02-2003
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 15467, ГОСТ 19185, ГОСТ 25866, [1], [2], [3], а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аварийное расписание: Документ, регламентирующий действия при объявлении состояния тревоги или аварийного состояния по предприятию.
3.2 безопасность гидротехнических сооружений: Свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов [1].
3.3 вторая группа предельных состояний: Группа расчетных предельных состояний, которые ведут к частичной непригодности сооружения к эксплуатации.
3.4 гидротехническое сооружение: Сооружение для использования водных ресурсов, а также для борьбы с вредным воздействием вод: По ГОСТ 19185.
3.5 декларация соответствия причала или причального сооружения: Документ, в котором подтверждается, что причал или причальное сооружение соответствует требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.
3.6 использование по назначению: По ГОСТ 25866.
3.7 качество сооружения: Совокупность свойств сооружения, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением: По ГОСТ 15467.
3.8 качественная характеристика: Характеристика, не позволяющая использовать количественную шкалу для ее измерения. Для измерения качественной характеристики используются шкала наименований и порядковая (балльная) шкала.
3.9 колесоотбой: Конструкция, предохраняющая наземные транспортные средства от выезда за пределы допускаемой территории.
3.10 количественная характеристика: Характеристика, позволяющая использовать количественные шкалы для ее измерения.
3.11 линия кордона: Условная граница на плане между акваторией и территорией ПГС.
3.12 контроль технического состояния сооружения: Проверка соответствия значений качественных признаков и количественных параметров сооружения требованиям технической документации и определение на этой основе вида (категории) технического состояния сооружения.
3.13 критерий безопасности сооружения качественный: Совокупность качественного признака сооружения, характеризующего его наиболее значимое свойство, и метода его (признака) оценки.
3.14 критерий безопасности сооружения количественный: Совокупность количественного параметра сооружения, характеризующего его наиболее значимое свойство, и метода его (параметра) оценки.
3.15 моральный износ сооружения: Утрата сооружением возможности удовлетворения новым эксплуатационным требованиям при сохранении своих параметров, установленных проектом.
3.16 навигационная глубина акватории: Глубина воды, отсчитываемая от низкого судоходного уровня воды (НСУ) и равная сумме: максимальной эксплуатационной осадки расчетного судна в грузу, навигационного запаса под его днищем, запаса глубины на дифферент судна, запаса глубины на засорение акватории, запаса глубины на волнение, запаса глубины на ветровой сгон.
3.17 низкий судоходный уровень (НСУ): Минимальный уровень воды для периода навигации, установленный проектом.
3.18 обследование технического состояния сооружения: Комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых количественных параметров и качественных признаков грунтов основания, строительных конструкций и оборудования, характеризующих техническое состояние сооружения.
3.19 оценка безопасности сооружения: Совокупность действий по определению уровня безопасности сооружения.
3.20 параметр сооружения: Признак, количественно характеризующий любые свойства или состояния сооружения: По ГОСТ 15467.
3.21 паспорт (технический паспорт) причала или причального сооружения: Документ, в котором содержатся основные характеристики сооружения и расположенных на нем крановых путей (при их наличии), план, фасад, разрез (разрезы), данные о естественных условиях, категориях эксплуатационных нагрузок, а также пополняемая часть, в которую заносятся результаты технического контроля [2].
3.22 первая группа предельных состояний: Группа расчетных предельных состояний, которые ведут к полной непригодности сооружения к эксплуатации.
3.23 предельно допустимые значения: Значения критериев безопасности сооружения, превышение которых соответствует переходу сооружения из одного технического состояния в другое, а также из одного уровня безопасности в другой.
Различают следующие предельно допустимые значения:
РАЗЪЯСНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ О ДЕКЛАРИРОВАНИИ СООТВЕТСТВИЯ ПРИЧАЛОВ И ПОРТОВЫХ ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ
РАЗЪЯСНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ О ДЕКЛАРИРОВАНИИ СООТВЕТСТВИЯ ПРИЧАЛОВ И ПОРТОВЫХ ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года №623 и №620 утверждены «Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» и «Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта», соответственно. Указанные регламенты вступили в законную силу с 12.02.2012 г. и являются подзаконными актами к федеральному закону от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» (действующая редакция с учетом Федеральных законов № 65-ФЗ от 1.05.2007 г. и № 189-ФЗ от 18.07.2009 г. о внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании»).
В данных правовых актах в развитие положений главы 4 ФЗ «О техническом регулировании» даны разъяснения по вопросам подтверждения соответствия причальных сооружений требованиям действующих регламентов.
Согласно указанным выше документам собственник или эксплуатирующая организация для безаварийной эксплуатации причальных сооружений должна иметь утвержденную в установленном порядке декларацию соответствия требованиям технического регламента.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 27 октября 2012 г. № 1108 «Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений», в соответствии с которым государственный надзор за безопасностью судоходных и портовых гидротехнических сооружений возложен на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
Транспортная прокуратура в соответствии с Приказом Генерального прокурора № 211 от 15.07.2011 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» и заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2013 году проводила проверки исполнения законодательства о безопасности плавания и транспортной безопасности на внутреннем водном транспорте, в частности и исполнения указанных выше законодательных актов в части надзора за причальными сооружениями. Усилиями Нижегородской транспортной прокуратуры в районные суды Нижегородской области было направлено более 10 исковых заявлений, по которым судьями вынесено 7 положительных решений, в соответствие с которыми владельцы причалов обязаны в 7-ми месячный срок организовать проведение технического обследования и разработать декларацию о соответствии причала требованиям «Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта».
Практически все организации, по которым были вынесены судебные решения, в нарушение п. 453 Технического регламента привлекли для проведения обследований причальных сооружений организации, не имеющие на данную деятельность никаких юридических полномочий. Так как по результатам такого обследования необходимо проведение оценки соответствия причала требованиям Технического регламента, то выполняться оно должно лишь специализированной организацией, зарегистрированной в Росаккредитации, как испытательная лаборатория (центр) по оценке соответствия причальных сооружений. И лишь материалы отчета с оценкой соответствия, выполненные аккредитованной испытательной лабораторией, могут служить техническим обоснованием возможности разработки декларации соответствия причала. Тем не менее, результаты обследований, проведенных с нарушением законодательства, и декларации соответствия, не подтвержденные в установленном Техническим регламентом порядке, направляются руководством указанных выше предприятий в транспортную прокуратуру, управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, судебные органы как доказательные материалы по наличию документации и соответствию причальных сооружений требованиям законодательства о безопасности плавания и транспортной безопасности на внутреннем водном транспорте.
Предоставление таких документов, выполненных организациями, не имеющими на это юридических полномочий, должно быть пресечено на самой ранней стадии, так как в соответствие с действующим законодательством является противозаконным актом и подлежит наказанию.
Ниже приведены разъяснения по ряду правовых вопросов, возникающих в области оценки соответствия и декларирования соответствия причальных сооружений.
1. По вопросу проведения обследований причальных сооружений
«Составлению декларации соответствия … предшествует подготовка собственных доказательных материалов … и проведение обследования объекта регулирования (причального сооружения) аккредитованной испытательной лабораторией (центром)».
Согласно требованиям п.4.4 ГОСТ Р 54523–2011 «Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенного в действие с 25 ноября 2011 г.: «…Для выполнения обследований должны привлекаться специализированные организации, имеющие опыт проведения работ по комплексному обследованию сооружений, квалифицированных специалистов в области технического контроля сооружений, необходимую нормативно-методическую и материально-техническую базу. Специализированные организации, выполняющие обследования эксплуатируемых сооружений для подтверждения и оценки их соответствия требованиям безопасности эксплуатации, должны быть аккредитованы в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Федеральным законом от 01.05.2007 № 65-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О техническом регулировании».
2. По вопросу оформления и составу декларации соответствия
Декларирование соответствия причалов и портовых причальных сооружений согласно статьи 24 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» должно проводиться с соблюдением следующих требований:
«1. Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:
— принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом».
Согласно п. 518 «Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» причалы и причальные сооружения «… подлежат подтверждению соответствия требованиям настоящего технического регламента в форме декларирования соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
3. По вопросу доказательных материалов
В п.2, 3 статьи 24 «Декларация соответствия» Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» указано:
Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом, состав указанной технической документации может уточняться соответствующим техническим регламентом (в данном случае одним из двух « Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» или «Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта»).
3. «При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи:
включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре)…».
Согласно п. 518 «Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» «… Составлению декларации о соответствии указанных объектов регулирования (причалов и причальных сооружений) требованиям настоящего технического регламента предшествует подготовка собственных доказательных материалов (технической документации, результатов собственных испытаний и измерений, других документов, служащих мотивированным основанием для подтверждения соответствия требованиям настоящего технического регламента) и проведение обследования объекта регулирования аккредитованной испытательной лабораторией (центром)» (ЧТО ОДНОЗНАЧНО УКАЗЫВАЕТ НА ТО, ЧТО ОДНИХ МАТЕРИАЛОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ЗАЯВИТЕЛЕМ, НЕ ДОСТАТОЧНО ДЛЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СООТВЕТСТВИЯ, ЕСЛИ САМ ЗАЯВИТЕЛЬ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ АККРЕДИТОВАННОЙ ИСПЫТАТЕЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИЕЙ).
Исключением из общего правила может быть лишь ЗАЯВИТЕЛЬ, который сам имеет статус аккредитованной испытательной лаборатории.
Таким образом, обследование объекта регулирования (причала и причального сооружения) аккредитованной испытательной лабораторией (центром) перед составлением декларации о соответствии носит ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
4. По вопросу регистрации декларации о соответствии
Согласно п.6 статьи 24 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» указано: « Оформленная заявителем в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной форме в едином реестре деклараций о соответствии в уведомительном порядке в течение трех дней со дня ее принятия».
Ведение единого реестра деклараций о соответствии осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
Порядок формирования и ведения единого реестра деклараций о соответствии и порядок регистрации деклараций о соответствии устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно п.7 статьи 24 «Декларация о соответствии и доказательственные материалы хранятся у заявителя в течение десяти лет со дня окончания срока действия такой декларации в случае, если иной срок их хранения не установлен техническим регламентом. Заявитель обязан представить декларацию о соответствии и доказательственные материалы по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов» (таким органом является Управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта).
В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 21 февраля 2012 г. № 76, «Об утверждении Порядка регистрации деклараций о соответствии и Порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений», зарегистрированным в Минюсте РФ 28 апреля 2012 г., регистрационный № 23970, утвержден порядок регистрации деклараций о соответствии, порядок формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений, а также установлено, что регистрация деклараций о соответствии в электронной форме осуществляется Федеральной службой по аккредитации, начиная с 1 января 2013 года.
Согласно Приложению 1 данного приказа «…регистрацию деклараций о соответствии осуществляют:
органы по сертификации;
Федеральная служба по аккредитации».
Собственник или эксплуатант направляет декларацию о соответствии, оформленную по установленной форме, на регистрацию по выбору заявителя либо в орган по сертификации (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии), либо в Федеральную службу по аккредитации.
В орган по сертификации заявитель представляет декларацию о соответствии непосредственно или направляет ее заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.
В Федеральную службу по аккредитации декларация о соответствии представляется в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В случае представления декларации о соответствии в орган по сертификации непосредственно днем ее представления считается день регистрации органом по сертификации обращения о регистрации декларации о соответствии. При направлении декларации о соответствии в орган по сертификации заказным почтовым отправлением днем ее представления считается день получения почтового отправления в органе по сертификации.
При представлении декларации о соответствии в Федеральную службу по аккредитации в электронной форме днем ее представления считается день ее регистрации в системе электронного документооборота Федеральной службы по аккредитации.
Орган по сертификации в течение трех дней со дня представления декларации о соответствии регистрирует декларацию о соответствии, присваивает ей регистрационный номер и передает в Федеральную службу по аккредитации в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения о декларации о соответствии и ее регистрации для внесения в единый реестр.
Так как Росаккредитация внимательно рассматривает все доказательные материалы к декларациям соответствия и сама проводит аккредитацию организаций в качестве испытательных лабораторий, то зарегистрировать декларацию соответствия с отчетом об обследовании причала, выполненным любой другой организацией, не являющейся аккредитованной лабораторией в данном органе ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО.
Попытки представить незарегистрированный «формальный документ» под названием «ДЕКЛАРАЦИЯ О СООТВЕТСТВИИ ПРИЧАЛА» в качестве зарегистрированной в установленном порядке декларации ЗАЯВИТЕЛЯМИ будут предприниматься еще достаточно долго и будут возможны до тех пор, пока не будут пресечены соответствующими решениями органов надзора, решениями судов и прокуратуры.
5. По вопросу прав и обязанностей Заявителя
Согласно статье 28 «Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия» Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» указано:
1. Заявитель вправе:
выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующим техническим регламентом ;
обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Заявитель обязан:
обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;
выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;
указывать в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии ;
приостанавливать производство продукции, которая не прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.»
При отсутствии записи о регистрации в данном реестре декларация о соответствии причала любого Заявителя должна считаться на момент проверки органом надзора, прокуратуры или суда отсутствующей.