декларация участников образовательных отношений
Декларация участников образовательных отношений
Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:
1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;
3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.
2. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.
3. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
4. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.
5. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
6. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).
Декларация участников образовательных отношений
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.
3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;
9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;
10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;
11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:
1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования;
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 389-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных в зависимости от сферы ведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
9. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению указанной государственной итоговой аттестации. Размер и порядок выплаты такой компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
(часть 9 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 188-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.
Декларация прав и обязанностей участников образовательного процесса
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Мы, участники образовательного процесса МКОУ ГО Заречный «ЦППРиК» (далее – Центр), желая создать гражданское сообщество в нашем Центре, провозглашаем настоящую Декларацию прав и обязанностей.
2. Данные права и обязанности основываются на принципах уважения прав и свобод человека и гражданина. Они соответствуют следующим законодательным актам:
• Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной ООН 10.12.1948;
• Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989;
• Трудовому кодексу РФ;
• Семейному кодексу РФ;
• Закону РФ «Об образовании»;
• Закону РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
• Федеральному закону от 01.01.2001 «Об ограничении курения табака»;
• Федеральному закону от 01.01.2001 «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»;
• Типовому положению об общеобразовательном учреждении, утвержденному Постановлением Правительства РФ ;
• Постановлению Правительства Москвы от 01.01.2001 «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы в различных формах получения образования»;
• Постановлению Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
• Письму Комитета образования г. Москвы от 01.01.2001 № М/15 «О соблюдении гигиенических требований к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях города Москвы» и являются обязательными для соблюдения и выполнения всеми участниками образовательного процесса гимназии.
3. Настоящие права и обязанности могут быть пересмотрены и дополнены в связи с изменениями законодательства и другими обстоятельствами.
Раздел I. Права и обязанности обучающихся
1. Обучающийся имеет право на:
1.1. свободу мысли, совести и религии, свободное выражение собственных мнений и убеждений, свободу получения информации, уважение человеческого достоинства и защиту от вмешательства в личную жизнь;
1.2. защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может послужить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью;
1.3. развитие личности, талантов, умственных и физических способностей;
1.4. защиту от применения методов физического и психического насилия;
1.5. получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
1.6. условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление его здоровья;
1.7. дополнительную бесплатную помощь педагога в получении знаний на специальных занятиях, предусмотренных графиком работы Центра и педагога;
1.8. получение дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг, оказываемых в соответствии с учебным планом дополнительного образования Центра. При этом платные образовательные услуги могут быть оказаны только по желанию учащегося и только за рамками основной образовательной деятельности, предусмотренной государственными образовательными стандартами;
1.9. добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой;
1.10. объективную оценку своих знаний, разъяснение критериев, на основании которых поставлена данная оценка;
1.11. заблаговременное уведомление о сроках и объеме письменных контрольных работ, проводимых в соответствии с графиком (с учетом того, что в течение недели не может быть проведено более двух аттестационных работ);
1.12. апелляцию по поводу объективности выставления оценки за письменную контрольную работу, если он не согласен с ней. Апелляция подается заместителю директора по учебно-воспитательной работе в течение двух дней после объявления оценки;
1.13. отсутствие домашнего задания на каникулы (кроме чтения художественной литературы) для учащихся всех классов;
1.14. объем времени на выполнение обязательной части домашнего задания, не превышающий 50% объема аудиторной нагрузки по соответствующему предмету;
1.15. обучение по индивидуальному учебному плану (в выпускных классах) или на предоставление одного из дней недели для свободного посещения занятий на основании заявления родителей (законных представителей) и решения педагогического совета. Данное право реализуется в случае успешного освоения учащимся учебного материала;
1.16. ходатайство о перенесении сроков контрольных работ в случае болезни, подтвержденной медицинскими документами;
1.17. участие в управлении Центром в соответствии с уставом образовательного учреждения;
1.18. открытое высказывание на заседании совета Центра своего мнения о качестве образовательного процесса и предложений об изменениях в образовательной деятельности;
1.19. участие в культурной жизни Центра, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих его возрасту;
1.20. представление Центра на конкурсах, смотрах, соревнованиях и иных мероприятиях в соответствии со своими возможностями и умениями;
1.21. бесплатное пользование Центровским имуществом;
1.23. бесплатное пользование библиотечными и другими информационными ресурсами гимназии;
1.24. переход в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня;
1.25. ходатайство перед администрацией школы о проведении с участием выборных представителей учащихся дисциплинарного расследования деятельности работников гимназии, нарушающих и ущемляющих права ребенка.
2.1. добросовестно учиться;
2.2. выполнять требования устава Центра;
2.3. достойно, культурно вести себя в Центре и за ее пределами, заботиться о чести и поддержании традиций Центра, его авторитета;
2.4. уважать честь и достоинство других учащихся и работников образовательного учреждения;
2.5. беречь имущество Центра, соблюдать чистоту и порядок на его территории;
2.6. принимать участие в мероприятиях по благоустройству территории Центра, уборке кабинетов и в дежурствах;
2.7. уважать право собственности и понимать, что принадлежности, одежда и прочие вещи участников образовательного процесса, находящиеся в Центре, принадлежат их владельцам. Найденную чужую вещь следует сдать охраннику, дежурному администратору или педагогу;
2.8. приходить в Центр не менее чем за 15 минут до начала занятий, снимать верхнюю одежду, надевать сменную обувь, сдавать одежду и обувь в гардероб и готовить все необходимые учебные принадлежности к предстоящему занятию;
2.9. не отвлекаться сам и не отвлекать других учащихся от занятий, так как этим нарушается право последних на получение необходимых знаний;
2.10. выполнять домашние задания в установленные сроки;
2.11. соблюдать положение о ведении дневника учащегося, ежедневно вести в нем записи домашних заданий, подавать дневник по первому требованию учителя. Дневник учащегося является основным документом, в котором фиксируются все факты, связанные с процессом обучения;
2.12. приходить на урок физкультуры в спортивной форме. Ученик, не имеющий формы, а также освобожденный от занятий, должен находиться во время урока в спортивном зале;
2.13. в случае пропуска занятий представить справку из медицинского учреждения, в случае пропуска одного дня занятий представить записку от родителей (законных представителей);
2.14. во время приема пищи придерживаться хороших манер, принимать пищу сидя, убирать за собой посуду, ставить на место стулья, не заходить в столовую в верхней одежде, не выносить пищу;
2.15. приходить в Центр в опрятной одежде, предназначенной для занятий. Одежда должна соответствовать возрасту, выражать уважение учащегося к себе и к обществу. Не рекомендуется ношение вызывающей одежды: очень ярких цветов, излишне открытой, подчеркивающей принадлежность к какому-либо молодежному или общественному движению. Не рекомендуется использовать яркий макияж и экстремальный цвет волос;
2.17. ходить в Центре в сменной обуви. Не разрешается находиться в помещении гимназии в верхней одежде без особых на то причин.
3. Обучающимся запрещается:
3.2. курить на территории Центра;
3.3. опаздывать на занятия;
3.4. выходить из Центра во время уроков без разрешения педагога или дежурного администратора;
3.5. пользоваться во время занятий средствами мобильной связи, плеерами;
3.6. употреблять во время занятий жевательную резинку;
3.7. использовать непристойные выражения и демонстрировать неприличные жесты;
3.8. запугивать, унижать, дискриминировать по национальному или расовому признаку любого участника образовательного процесса.
Раздел II. Права и обязанности педагогических работников гимназии
1. Педагогический работник Центра имеет право на:
1.1.обеспечение условий для осуществления эффективного образовательного процесса, неполучение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми средствами обучения;
1.2. участие в управлении Центром в соответствии с уставом Центра;
1.3. выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в педагогическом коллективе;
1.4. свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников;
1.5. свободу выбора методов оценки знаний учащихся;
1.6. творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ;
1.7. отказ от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей или конкретных обязательств;
1.8. заблаговременное предупреждение о замене занятий;
1.9. отгулы или оплату в двойном размере за работу в выходные и праздничные дни в соответствии с законодательством РФ;
1.10. высказывание в корректной форме (устно или письменно) претензии к ребенку, критических замечаний о деятельности любого работника Центра или системы образования в целом;
1.11. защиту профессиональных чести и достоинства, если они нарушены администрацией, обучающимся или его родителями (законными представителями);
1.12. конфиденциальность дисциплинарного расследования (за исключением случаев, ведущих к запрещению занятия педагогической деятельностью или при необходимости защиты интересов обучающихся); знакомство с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы. Педагогический работник вправе давать по ним объяснения;
1.13. защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей учителя;
1.14. требование от родителей (законных представителей) посещать родительские собрания, создавать нормальные условия для учебы ребенка (рабочее место, режим дня).
2. Педагогический работник Центра обязан:
2.1. работать честно и добросовестно, выполнять обязанности, определенные должностными инструкциями, трудовым договором, коллективным договором, уставом гимназии, правилами внутреннего трудового распорядка;
2.2. соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и гигиены, правил противопожарной безопасности;
2.3. соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива Центра, быть нравственным примером для обучающихся и воспитанников;
2.4. уважать права обучающихся и воспитанников на выражение мнений и убеждений;
2.5. поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства учащихся методами, исключающими физическое и психическое насилие;
2.6. систематически повышать свой профессиональный уровень, использовать современные методики обучения;
2.7. вести в установленном порядке учетно-педагогическую документацию, своевременно представлять администрации Центра отчетные данные;
2.8. оценивать ответ учащегося, а не его личные качества и черты характера;
2.9. принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися;
2.10. нести ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время урока;
2.11. отпускать ребенка из Центра во время занятий только при наличии записки от родителей (законных представителей) или справки медицинской сестры (врача); в непредвиденных случаях необходимо согласовать данный шаг с родителями (законными представителями) обучающегося;
2.12. содержать в порядке свое рабочее место, бережно относиться к имуществу Центра, своевременно сообщать о поломках заместителю директора по АХЧ;
2.13. регулярно проходить бесплатное медицинское обследование.
3. Педагогическому работнику гимназии запрещается:
3.1. применять к обучающемуся и воспитаннику меры физического и психического насилия;
3.2. выгонять с занятия;
3.3. выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося;
3.4. задавать домашнее задание на каникулярное время (кроме чтения художественной литературы).
Раздел III. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся
1. Родители (законные представители) имеют право на:
1.1. ознакомление с уставом Центра и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
1.2. участие в управлении Центром в соответствии с ее уставом;
1.3. ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками своих детей;
1.4. обсуждение спорных вопросов с учителями или администрацией Центра и обращение к уполномоченному по правам участников образовательного процесса;
1.5. своевременную информацию о родительских собраниях и встречах родительской общественности с представителями администрации, включая директора Центра;
1.6. дополнительные встречи с педагогами, если родитель (законный представитель) считает, что на то есть основания (в сроки, согласованные с педагогом);
1.7. корректное высказывание обоснованной критики в адрес образовательного учреждения на родительских собраниях, заседаниях совета родительской общественности, а также при встрече с директором и другими представителями администрации Центра
1.8. перевод ребенка в другой класс с согласия администрации в случае конфликта между родителем (законным представителем) и учителем, между учителем и учащимся, а также в случае конфликта между учащимися.
1.9. требование от органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ после обращения в указанный орган родителей (законных представителей) учащихся гимназии или одного из ее классов (на основании решения общего собрания).
2. Родители (законные представители) обязаны:
2.1. обеспечивать и защищать права и интересы своих детей;
2.2. не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию;
2.3. обеспечивать детям получение основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования;
2.4. воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей;
2.5. следить за здоровьем и внешним видом ребенка, а также обеспечивать по мере своих возможностей условия жизни, необходимые для его нормального развития, обеспечивать ребенка всем необходимым для посещения школы (канцелярские принадлежности, спортивная форма, дополнительные учебные пособия);
2.6. выполнять устав Центра и настоящую Декларацию;
2.7. посещать родительские собрания;
2.8. поддерживать контакт с классным руководителем своего ребенка;
2.9. отпускать ребенка на внеклассные мероприятия, если он здоров и сам того желает;
2.10. возмещать в полном объеме ущерб, причиненный учащимся имуществу Центра.
Раздел IV. Порядок принятия и изменения Декларации
1. Настоящая Декларация может быть пересмотрена и дополнена в связи с изменениями законодательства и другими обстоятельствами.
2. Решение о принятии и изменении Декларации принимается на заседании совета Центра простым большинством голосов от числа присутствующих и доводится до сведения всех участников образовательного процесса путем ознакомления с ней на классных ученических и родительских собраниях.