декрет президента 7 приложение 3 о пожарной безопасности
Декрет N 7: торговля и общепит
В целях развития предпринимательской инициативы, стимулирования деловой активности был принят Декрет от 23.11.2017 N 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет).
Начало деятельности: уведомительный порядок
— предоставления услуг общественного питания;
— розничной и оптовой торговли (за исключением торговли товарами, оборот которых ограничен или на торговлю которыми необходимо получение специального разрешения (лицензии)).
Изменения в представлении сведений в Торговый реестр Республики Беларусь
Справочно
В настоящее время режим работы устанавливается по согласованию с городским, районным исполнительным комитетом, местной администрацией района в городе Минске по месту нахождения объекта . Согласование осуществляется при внесении сведений в Торговый реестр Республики Беларусь .
Новации общепита
Субъектам хозяйствования будут предоставлены определенные полномочия в области общепита. Так, можно будет :
— создавать объекты общепита без подразделения их на типы и классы и разрабатывать для них ассортиментные перечни без учета требований обязательного ассортиментного перечня, утвержденного МАРТ;
— самостоятельно определять порядок оформления и учета счетов при расчетах официантами (барменами) покупателей;
— изготавливать и реализовывать продукцию общепита с объемной долей этилового спирта более 7% путем смешения и (или) настаивания готовых алкогольных напитков с иными пищевыми продуктами. Для изготовления такой продукции не потребуется лицензия и подтверждение соответствия;
Справочно
В настоящее время производство и реализация алкогольной продукции осуществляются при наличии соответствующих специальных разрешений (лицензий). При этом к такой продукции относятся коньячный, плодовый и этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья, алкогольные напитки и пищевые спиртовые полуфабрикаты (виноматериалы, дистилляты, сброженно-спиртованные и спиртованные соки, настои, морсы и водно-спиртовые экстракты, концентрированные пищевые основы, ароматизаторы пищевые, коньяк наливом, виски наливом и иное) с объемной долей этилового спирта 7% и более .
— определять наценку на производимые и реализуемые на территории Республики Беларусь в объектах общепита в розлив алкогольные напитки крепостью свыше 28%.
Справочно
В настоящий момент предельные минимальные цены на алкогольную продукцию крепостью свыше 28% установлены на государственном уровне .
Прочие нововведения в области торговли и общепита
Субъекты торговли и общепита будут вправе использовать для размещения своих объектов недвижимость:
— которая не соответствует предусмотренным ТНПА требованиям к строительству (если на дату ввода в эксплуатацию недвижимость уже соответствует этим требованиям);
Справочно
В настоящее время указанная выше сфера регулируется двумя отдельными СанПиН — Санитарные нормы и правила «Санитарно-эпидемиологические требования для объектов общественного питания» и Санитарные нормы и правила «Требования к осуществлению торговли на рынках продовольственным сырьем и пищевыми продуктами» .
Указанные положения вступают в силу с 26 февраля 2018 г.
Декрет N 7: противопожарные и иные требования к содержанию объектов
Требования пожарной безопасности. Что учесть руководителю
В соответствии с Требованиями пожарной безопасности руководитель субъекта хозяйствования обязан :
1) обеспечить:
— соблюдение и контроль выполнения требований пожарной безопасности на объекте;
— работоспособность и исправность средств противопожарной защиты и пожаротушения, противопожарного водоснабжения, связи, защиты от статического электричества, наружных пожарных лестниц, ограждений крыш зданий, а также постоянную готовность к применению этих средств;
2) организовать, в частности:
Справочно
Сейчас помимо общеобъектовой инструкции о мерах пожарной безопасности субъекту хозяйствования нужно разрабатывать еще ряд инструкций, например, инструкции о мерах пожарной безопасности в структурных подразделениях. Вместе с тем допускается включать их положения отдельными разделами в общеобъектовую ;
— подготовку работников по программам пожарно-технического минимума, проведение противопожарных инструктажей, обучение работников мерам пожарной безопасности.
Справочно
Пожарно-технический минимум — система знаний, умений и навыков, позволяющая работнику обеспечивать пожарную безопасность в рамках занимаемой должности (профессии), в том числе при проведении работ повышенной опасности без специального образования в данной области .
— порядок проведения противопожарного инструктажа и подготовки по программе пожарно-технического минимума;
— перечень работников, подлежащих обязательной подготовке по этой программе.
В свою очередь, руководитель своим приказом должен определить :
1) порядок организации подготовки по программе пожарно-технического минимума;
2) порядок проверки полученных знаний, умений и навыков;
3) категории работников организации, подлежащих обязательной подготовке;
4) место, периодичность проведения подготовки;
5) лиц, ответственных за ее организацию (проведение);
— информирование работников о состоянии пожарной безопасности субъекта хозяйствования, например, размещая информационные стенды.
Руководители субъектов хозяйствования смогут самостоятельно определять дополнительные противопожарные мероприятия, исходя из специфики своей деятельности.
Иные требования к содержанию и эксплуатации объектов
Помимо Требований пожарной безопасности Декрет N 7 утвердил общие требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (далее — объекты), в области :
— санитарии и эпидемиологии;
— охраны окружающей среды;
Обратите внимание!
Иные требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды, требования в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации объектов, не предусмотренные Декретом N 7 (за исключением технических регламентов Республики Беларусь), разрешено применять по усмотрению субъектов хозяйствования.
Такие требования допускается не соблюдать при условии, что субъект хозяйствования обеспечивает :
— безопасность, исключающую причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если иное не предусмотрено Декретом N 7 и иными решениями Президента Республики Беларусь;
— нормальные условия для выполнения работниками норм труда.
На заметку
Нормальными условиями являются :
— исправное состояние машин, станков и приспособлений;
— надлежащее качество материалов и инструментов, необходимых для выполнения работы, и их своевременная подача;
— безопасные и здоровые условия труда (соблюдение требований по охране труда, необходимое освещение, отопление, вентиляция, устранение факторов, отрицательно влияющих на здоровье работников, и т.д.) и др.
Декрет N 7: уведомительный принцип и не только
23.11.2017 подписан Декрет N 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет N 7). Он станет краеугольным камнем в либерализации государственного регулирования бизнеса. В частности, реформе подвергается процесс начала осуществления некоторых видов деятельности, подход к субсидиарной ответственности в банкротстве. Помимо того, вносятся изменения в основной документ, регулирующий порядок госрегистрации и ликвидации субъектов хозяйствования .
Начало деятельности по уведомительному принципу
Юридическим лицам и ИП для начала осуществления указанных видов экономической деятельности достаточно будет подать в местный исполнительный и распорядительный орган уведомление одним из следующих способов:
— через службу «одно окно»;
— заказным письмом с уведомлением о вручении;
— через единый портал электронных услуг.
Субъекту хозяйствования не нужно будет дожидаться обратной связи от государства. В день, следующий за отправкой уведомления, он вправе начинать деятельность. Для этого от него не требуется соблюдения различных административных процедур. Не важно, включена ли информация о нем, его деятельности в существующие реестры, регистры, информационные банки и пр.
Субсидиарная ответственность в банкротстве
Правоприменительная практика пошла путем удовлетворения подавляющего большинства исков по данному основанию. К субсидиарной ответственности лица привлекаются как за действия, так и за бездействие. При наличии как умысла, так и неосторожности.
Такой подход, с одной стороны, служит сдерживающим фактором для недобросовестного ведения бизнеса. С другой стороны, осознание почти неизбежной субсидиарной ответственности в случае неудачи может напугать потенциальных бизнесменов, в том числе и иностранных инвесторов.
На заметку
По аналогии с административным правом отметим, что действия являются умышленными в двух случаях:
1. Лицо, их совершившее, сознавало, предвидело и желало наступления их последствий (прямой умысел).
2. Совершившее их лицо сознавало, предвидело, но не желало наступления их последствий. Однако оно сознательно допускало их наступление или относилось к ним безразлично (косвенный умысел).
Изменения в Декрете N 1
Помимо указанных, в Декрет N 1 внесены и иные изменения.
Декрет N 7: что ждет строителей
Декрет N 7, который является одним из ключевых документов в пакете нормативных правовых актов по улучшению бизнес-климата в республике, подписан 23.11.2017. Данный Декрет, среди прочего, предусматривает ряд изменений в сфере строительной деятельности.
Упрощение процедуры выполнения строительных работ при капитальном ремонте, технической модернизации
При этом, имея положительное заключение государственной экспертизы по проектной документации, приступить к работе можно со дня, следующего за днем направления уведомления (по электронной почте или заказным письмом с уведомлением) о проведении таких работ в органы государственного строительного надзора (исключая объекты, на которых не осуществляется государственный строительный надзор).
Таким образом, если раньше капитальный ремонт и модернизацию могли осуществлять, как правило, только арендодатели (собственники), то с принятием Декрета N 7 арендаторы вправе делать капитальный ремонт в арендуемых помещениях и модернизировать их с письменного согласия арендодателя (собственника). Возможно также проведение капитального ремонта арендатором на условиях гражданско-правового договора.
Для целей Декрета N 7 определено понятие «Техническая модернизация».
Справочно
Под технической модернизацией понимается замена (установка нового) технологического оборудования с выполнением сопутствующих работ по устройству несущих оснований под оборудование, прокладке или замене отдельных внутренних инженерных сетей, связанных с функционированием технологического оборудования, устройству перегородок, отделочных и других работ, производимых внутри здания и не затрагивающих несущую способность конструкций.
Следует обратить внимание, что с момента вступления в силу Декрета N 7 не потребуются аттестаты соответствия:
субъектам хозяйствования для разработки предпроектной (предынвестиционной) документации ;
Справочно
В настоящее время до разработки проектной документации на возведение, реконструкцию и реставрацию объектов, относимых к первому — четвертому классам сложности, разрабатывается предпроектная (предынвестиционная) документация. Предпроектная (предынвестиционная) документация разрабатывается заказчиком, застройщиком, проектной организацией, ИП, имеющими аттестат соответствия, выдаваемый РУП «Белстройцентр» .
Отмена необходимости проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы проектной документации
Справочно
В настоящее время перечень объектов, подлежащих государственной санитарно-гигиенической экспертизе, определен в ч. 2 ст. 16 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии.
Уточнен перечень объектов, освобожденных от прохождения государственной экологической экспертизы
Так, от государственной экологической экспертизы освобождается строительство объектов:
входящих в застройку, по проекту которой уже есть положительное заключение такой экспертизы;
общественного питания и туристической инфраструктуры в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий;
санаторно-курортных организаций в границах курортов (кроме размещения в границах особо охраняемых природных территорий);
сельскохозяйственного назначения (кроме объектов, на которых планируется осуществлять экологически опасную деятельность).
если требования безопасности и охраны окружающей среды установлены в соответствующем разделе государственного стандарта, то экологической экспертизе не подлежат проекты технических условий и вносимых в них изменений или дополнений;
если в заключении экологической экспертизы по предпроектной (предынвестиционной) документации или архитектурным проектам предусмотрено представление на экспертизу проектной документации по следующим стадиям проектирования, то экологической экспертизе не подлежат объекты, размещение которых предусматривается в границах природных территорий, подлежащих специальной охране;
если работы не предусматривают воздействия на окружающую среду, то от экологической экспертизы освобождается проектная документация по объектам модернизации и реконструкции с заменой узлов и агрегатов, а также устройством дополнительных строительных конструкций, обеспечивающих модернизацию технологических процессов и изменение назначения помещений;
не нужна государственная экологическая экспертиза проектной документации по изменению назначения капитальных строений, расположенных в зонах охраны историко-культурных ценностей.
Справочно
В настоящее время объекты, подлежащие государственной экологической экспертизе, определены в п. 1 ст. 5 Закона о государственной экологической экспертизе.
В число объектов государственной экологической экспертизы входят:
предпроектная (предынвестиционная) документация на возведение и реконструкцию объектов, а также объектов, размещение которых предусматривается в границах природных территорий, подлежащих специальной охране;
архитектурные и при одностадийном проектировании строительные проекты на возведение и реконструкцию объектов, а также объектов, размещение которых предусматривается в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, в случае когда в соответствии с законодательными актами разработка предпроектной (предынвестиционной) документации не требуется или в заключении экологической экспертизы по предпроектной (предынвестиционной) документации и (или) архитектурным проектам особыми условиями реализации проектных решений предусмотрено представление проектной документации по следующим стадиям проектирования;
архитектурные и при одностадийном проектировании строительные проекты на возведение и реконструкцию объектов, а также объектов, размещение которых предусматривается в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, в случае если проектные решения в них не обеспечивают нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и объемы использования природных ресурсов, указанные в заключениях экологической экспертизы по предпроектной (предынвестиционной) документации.
Строительство объекта под ключ
принятие решения о строительстве объекта;
утверждение проектной документации;
обеспечение финансирования объекта строительства и контроля за расходованием средств, направляемых на его финансирование;
принятие решения о продлении сроков строительства или консервации объекта;
утверждение состава приемочной комиссии и акта приемки объекта строительства в эксплуатацию.
Декретом N 7 конкретизировано понятие «строительство под ключ».
Справочно
Строительство объекта под ключ — осуществление генеральным подрядчиком по договору, заключенному на основании утвержденной предпроектной (предынвестиционной) документации, по договорной цене работ по получению исходной и разрешительной документации, проектированию, строительству, выполнению части функций заказчика по управлению строительством, пусконаладочных работ, работ по приемке объекта в эксплуатацию и передаче его заказчику.
Гарантийный срок на принятые в эксплуатацию объекты и (или) строительные работы
Не претерпели изменения гарантийные сроки, действующие в настоящее время, на принятые в эксплуатацию объекты и (или) строительные работы.
Гарантийный срок составляет не менее пяти лет, за исключением:
технологического, инженерного, сантехнического, электротехнического и другого оборудования, материалов и изделий, использованных для строительства объектов (выполнения строительных работ), гарантийный срок на которые устанавливается законодательством или изготовителем;
При заключении договоров стороны вправе предусматривать более длительный гарантийный срок. Устанавливаемый Декретом N 7 гарантийный срок является минимально допустимым.
Указанные сроки гарантийного срока определены также ч. 1 п. 66 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда.
Обеспечение исполнения обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества
Отмена процедуры закупки при строительстве за счет собственных средств
Несколько либерализировано законодательство в области порядка организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов.
Основной критерий, дающий право субъектам хозяйствования не проводить процедуру закупок, — источник финансирования. Процедуру закупок нужно будет проводить только в одном случае — при строительстве за бюджетные или приравненные к бюджетным средства.
Приемка объекта в эксплуатацию
Упрощение нормативной базы
ТКП становятся обязательными к применению только в том случае, если ссылка на них делается в действующих законодательных актах, технических регламентах или других нормативных правовых актах Совмина, а также в тех случаях, когда сам субъект хозяйствования добровольно принимает решение об их применении.
Изменения, касающиеся деятельности в области строительства, вступят в силу через три месяца после официального опубликования Декрета N 7, а именно с 26.02.2018. При этом Декрет N 7 устанавливает, что его требования являются временными.
Во исполнение Декрета N 7 Совмину в трехмесячный срок поручено обеспечить внесение изменений в действующие нормативные акты в части сокращения видов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (их составляющих), которые осуществляются субъектами хозяйствования при наличии аттестатов соответствия.
Кроме того, в ближайшее время планируется внести на рассмотрение Главы государства следующие предложения:
о закреплении возможности получения заказчиком (застройщиком) в составе разрешительной документации на строительство объекта документа, включающего исчерпывающий перечень технических требований органов, осуществляющих надзорную деятельность при строительстве объектов, приемке объектов строительства в эксплуатацию и при эксплуатации объектов;
об оптимизации объектов и правил проведения государственной экспертизы проектной документации и государственных санитарно-гигиенической и экологической экспертиз проектной документации на строительство объектов вплоть до внедрения единой комплексной государственной строительной экспертизы проектной документации;
о внедрении единой административной процедуры, позволяющей заказчикам при приемке объектов строительства в эксплуатацию получить одно заключение по объекту строительства, заменяющее многочисленные заключения органов государственного надзора.
К 2020 г. планируется разработать и внести в Палату представителей Нацсобрания проект Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в котором должны быть предусмотрены основные мероприятия по дальнейшему совершенствованию и упрощению требований к архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, минимизации административных процедур и вмешательства государственных органов в строительную деятельность. Указанный документ позволит обобщить и актуализировать нормативные правовые акты в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, сократить и упорядочить требования существующих нормативных актов к строительству объектов, а также повысить ответственность разработчиков проектной документации, организаций, осуществляющих технический надзор, и иных субъектов хозяйствования за выполнение своих функций.
Декрет N 7: строительство
Декрет от 23.11.2017 N 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет N 7) упростил работу и в строительной отрасли. Изменения коснулись капитального ремонта, гарантийного срока, получения разрешений и не только.
Какие разрешения не нужно получать
1. Разрешение на производство строительно-монтажных работ, если :
— получено положительное заключение госэкспертизы по проектной документации (когда такое заключение обязательно).
Обратите внимание!
Если строительно-монтажные работы не начаты в течение двух лет после получения заключения госэкспертизы, оно утратит силу;
— утверждена проектная документация на строительство объекта (в случае, когда госэкспертиза проектной документации не обязательна).
На заметку
Техмодернизация — замена (установка нового) технологического оборудования с выполнением сопутствующих работ :
— по устройству несущих оснований под оборудование;
— прокладке или замене отдельных внутренних инженерных сетей для функционирования оборудования;
— устройству перегородок, отделочных и других работ внутри здания, которые не затрагивают несущую способность конструкций.
Кто вправе проводить капитальный ремонт и техмодернизацию
Кому больше не нужны аттестаты соответствия
Какие экспертизы не нужно проходить
Когда не проводится процедура закупки
2. При проведении аварийно-восстановительных работ капитальных строений (зданий, сооружений).
На какой срок резервировать денежные средства
Какой может быть продолжительность гарантийного срока
Как изменился перечень инженерных услуг
При строительстве объекта «под ключ» инженерная организация (инженер) сможет оказывать заказчику не только инженерные услуги, но и услуги по осуществлению следующих функций заказчика :
— принятие решения о строительстве объекта;
— утверждение проектной документации;
— обеспечение финансирования объекта строительства и контроля за расходованием средств, направляемых на его финансирование;
— принятие решения о консервации незавершенного объекта строительства, о продлении срока строительства объекта;
— утверждение состава приемочной комиссии и акта приемки объекта строительства в эксплуатацию.
На заметку
Строительство под ключ означает, что генподрядчик выполняет работы по получению исходной и разрешительной документации, проектированию, строительству, выполнению части функций заказчика по управлению строительством, пусконаладочных работ, работ по приемке объекта в эксплуатацию и передаче его заказчику. Договор на такие работы заключают на основании утвержденной предпроектной (предынвестиционной) документации .
Указанные положения вступают в силу с 26.02.2018 .