деликтное право в административном праве

Понятие, предмет, методы административно-деликтного права

Понятие, предмет, методы административно-деликтного права

Процессуальным административно-деликтным правом именовать отрасль права, совокупность правовых норм, установленных высшим органом законодательной власти и регулирующих общественные отношения, возникающие в производстве по делам об административных правонарушениях, и деятельность уполномоченных органов (должностных лиц) по возбуждению, расследованию и разрешению дел об административных правонарушениях.

Исполнительным административно-деликтным правом именовать отрасль права, совокупность правовых норм, установленных высшим органом законодательной власти регулирующих деятельность уполномоченных органов (должностных лиц) и общественные отношения, возникающие при исполнении постановлений о наложении административных взысканий.

Каждая отрасль права регулирует определенные общественные отношения, т.е. имеет свой предмет правового регулирования.

Можно выделить три разновидности общественных отношений, регулируемых административным деликтным правом.

1) охранительные администртаивно-деликтные правовые отношения;

2) общественные отношения, возникающие при предупреждении административных правонарушений;

3) общественные отношения, возникающие при защите от общественно опасных посягательств; причинении вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение; обоснованном риске.

Административное деликтное право регулирует общественные отношения в различных сферах жизнедеятельности общества путем установления запретов на совершение общественно опасных деяний под угрозой применения административного взыскания.

Регулирующая роль административного деликтного права выражается в том, что субъект права действует в соответствии с его предписаниями или требует от других лиц соответствующего поведения, так и в том, что нарушение требований административного деликтного права вызывает применение мер воздействия государства в лице его правоохранительных органов к нарушителю.

В обществе нормы административного деликтного права выполняются, как правило, добровольно и сознательно в силу того, что их требования соответствуют интересам и потребностям людей. Вместе с тем эти нормы обеспечиваются и принудительными мерами, которые применяются в случае их нарушения.

Предметом правового регулирования административного деликтного права являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением административного проступка, предупреждением административных правонарушений и при защите от общественно опасных посягательств; причинении вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение; обоснованном риске.

Метод правового регулирования охранительных администртаивно-деликтных правовых отношений – это административно-правовое принуждение, выражающееся в применении взыскания за нарушение установленного государством административно-правового запрета.

Метод правового регулирования общественных отношений, возникающих при предупреждении административных правонарушений – это угроза применения административного взыскания, путем его законодательного закрепления за нарушение установленного государством административно-правового запрета.

Состав административного правонарушения, его виды

Лицо может быть признано виновным и подлежащим административной ответственности только при наличии в его действиях всех необходимых субъективных и объективных признаков состава административного правонарушения.

Состав административного правонарушения содержит четыре элемента:

б) объективная сторона;

г) субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения является то, на что направлено, на что посягает правонарушение, совершенное конкретным лицом.

Объективная сторона состава административного правонарушения характеризует внешнюю сторону поведения нарушителя правовой нормы и выражается в действии или бездействии, наступивших последствиях и причинной связи между деянием и наступившим результатом.

Субъект– правонарушитель, который обладает признаками деликтоспособности.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется психическим отношением правонарушителя к совершенному деянию и наступившим последствиям. Она включает вину нарушителя, мотивы, которыми руководствовался субъект и цели, которые он преследовал.

Все составы административных правонарушений, можно условно подразделить на:

Для формальных – достаточно совершения деяния (действия или бездействия), указанного в статье Особенной части, независимо от того, какие в результате этого наступили последствия. К таким административным правонарушениям относятся, например: Незаконное использование деловой репутации конкурента; Нецелевое использование валютных средств; Нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и другие.

Для материальных – деяния недостаточно. Необходимо, чтобы наступили последствия и между деянием и последствиями существовала причинная связь. например: Умышленное причинение телесного повреждения; Мелкое хищение; Загрязнение либо засорение вод и другие. Последствиями выступает нанесенный ущерб, вред.

Ряд составов требует наличие целей. Факультативным признаком является мотив (побуждение, которым руководствовалось лицо при совершении деликта).

Субъективные признаки административного правонарушения

Субъект– правонарушитель, который обладает признаками деликтоспособности.

Вина: понятие и формы

Административное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если физическое лицо, его совершившее:

1) сознавало противоправность своего деяния,

2) предвидело его вредные последствия и

3) желало их наступления.

Административное правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом, если физическое лицо, его совершившее:

1) сознавало противоправность своего деяния,

2) предвидело его вредные последствия,

3) не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по легкомыслию, если физическое лицо, его совершившее:

1) предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но

2) без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение.

Административное правонарушение признается совершенным по небрежности, если физическое лицо, его совершившее:

1) не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния,

2) хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

От неосторожной формы вины необходимо отличать так называемый казус (случай), при котором лицо не несет административной ответственности. Для казуса характерно то, что лицо не должно было и не могло предвидеть вредные последствия, наступившие в результате его деяния.

Юридическое лицо признается виновным и подлежит ответственности, если деяние, предусмотренное Особенной частью КоАП, совершено должностным лицом или иным работником юридического лица в пользу или в интересах этого юридического лица и с ведома или разрешения органа этого юридического лица.

В некоторых статьях Особенной части прямо указывается на умышленную форму вины. Это такие составы административных правонарушений как: Умышленное причинение телесного повреждения; Умышленные уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму; Умышленные уничтожение либо повреждение имущества; Умышленное блокирование транспортных коммуникаций; Умышленные повреждение или срыв печати (пломбы) и другие.

Все составы административных правонарушений, можно условно подразделить на:

Для формальных – достаточно совершения деяния (действия или бездействия), указанного в статье Особенной части, независимо от того, какие в результате этого наступили последствия. К таким административным правонарушениям относятся, например: Незаконное использование деловой репутации конкурента; Нецелевое использование валютных средств; Нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и другие.

Для материальных – деяния недостаточно. Необходимо, чтобы наступили последствия и между деянием и последствиями существовала причинная связь. например: Умышленное причинение телесного повреждения; Мелкое хищение; Загрязнение либо засорение вод и другие. Последствиями выступает нанесенный ущерб, вред.

Ряд составов требует наличие целей. Факультативным признаком является мотив (побуждение, которым руководствовалось лицо при совершении деликта).

Клевета (ст. 9.2 KoAП)

Объектклеветы – общественные отношения, складывающиеся по поводу такого личного блага, как честь и достоинство человека.

При совершении данного правонарушения уничижается честь и достоинство граждан (в том числе умерших, малолетних либо душевнобольных).

Объективную сторону клеветы образуют действия конкретного человека, распространяющего заведомо ложные позорящие другое лицо измышления.

Под распространением измышлений понимается сообщение ложных позорящих сведений хотя бы одному лицу, исключая потерпевшего.

Например, опубликование таких сведений в печати, сообщение по радио, телевидению, с использованием других средств массовой информации или технических средств (световых табло, интернета и т. п.); изложение в публичных выступлениях, листовках, обращениях в адрес должностных лиц, демонстрация (вывешивание) в публичных местах плакатов, лозунгов, а также сообщение в иной, в том числе устной форме).

Сообщение сведений лишь лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением.

При этом имеется в виду, что распространяемые сведения и факты являются заведомо ложными и позорящими. Это означает, что распространяющее их лицо знает, что они не соответствуют действительности.

Под позорящими понимаются такие сведения и факты, которые унижают честь и достоинство человека.

Честь – положительная оценка гражданина со стороны других лиц.

Достоинство – самооценка личности.

Вопрос о том, являются ли распространенные измышления позорящими гражданина, решается на основе сложившихся в обществе норм морали и нравственности.

Распространение хотя и позорящих другое лицо сведений и фактов, но имевших место в действительности, не образует состава правонарушения.

Состав правонарушения формальный. Клевета признается оконченной с момента ознакомления с ложными позорящими другое лицо измышлениями третьих лиц (одного или нескольких).

С субъективной стороны клевета характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что сведения, распространенные им, заведомо ложные и позорят потерпевшего, и желает распространить такие сведения.

Кто автор этих сведений, значения в таком случае не имеет.

Субъектом клеветы может быть физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое.

Клевета влечет административную ответственность лишь при наличии выраженного в установленном ПИКоАП порядке требования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к ответственности.

При повторности совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП «Клевета», в течение года после наложения мер административного взыскания за клевету или оскорбление наступает уголовная ответственность по ч. 1 ст. 188 УК.

Оскорбление(ст. 9.3 КоАП)

Объект оскорбления – общественные отношения, складывающиеся по поводу таких личных благ, как честь и достоинство человека.

Объективную сторону оскорбления образуют выраженные в неприличной форме действия конкретного человека, умышленно унижающего честь и достоинство другой личности.

Оскорбление может быть нанесено словесно (письменно, устно) или действием. Конкретно оно проявляется в ругательствах, позорных прозвищах, непристойных жестах, пощечинах, плевках, неприличных телодвижениях и т. п.

Под неприличной формой имеются в виду такие действия, когда отрицательная оценка личности потерпевшего дается нарушителем в циничном виде, резко противоречащем принятому общению между людьми, правилам общежития, нормам морали.

Отрицательная критическая оценка личности, которая дана в приличной, хотя и резкой форме, не является оскорблением.

Состав правонарушения формальный. Оскорбление признается оконченным с момента совершения любого действия, оскорбляющего честь и достоинство.

С субъективной стороны оскорбление характеризуется прямым умыслом. Правонарушитель сознает, что своими действиями он унижает честь и достоинство другого человека в неприличной форме, и желает действовать подобным образом.

Субъектом оскорбления может быть физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое.

Оскорбление влечет административную ответственность лишь при наличии выраженного в установленном ПИКоАП порядке требования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к ответственности.

При повторности совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.3 КоАП «Оскорбление», в течение года после наложения мер административного взыскания за оскорбление или клевету наступает уголовная ответственность по ч. 1 ст. 189 УК.

Понятие, предмет, методы административно-деликтного права

Процессуальным административно-деликтным правом именовать отрасль права, совокупность правовых норм, установленных высшим органом законодательной власти и регулирующих общественные отношения, возникающие в производстве по делам об административных правонарушениях, и деятельность уполномоченных органов (должностных лиц) по возбуждению, расследованию и разрешению дел об административных правонарушениях.

Исполнительным административно-деликтным правом именовать отрасль права, совокупность правовых норм, установленных высшим органом законодательной власти регулирующих деятельность уполномоченных органов (должностных лиц) и общественные отношения, возникающие при исполнении постановлений о наложении административных взысканий.

Каждая отрасль права регулирует определенные общественные отношения, т.е. имеет свой предмет правового регулирования.

Можно выделить три разновидности общественных отношений, регулируемых административным деликтным правом.

1) охранительные администртаивно-деликтные правовые отношения;

2) общественные отношения, возникающие при предупреждении административных правонарушений;

3) общественные отношения, возникающие при защите от общественно опасных посягательств; причинении вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение; обоснованном риске.

Административное деликтное право регулирует общественные отношения в различных сферах жизнедеятельности общества путем установления запретов на совершение общественно опасных деяний под угрозой применения административного взыскания.

Регулирующая роль административного деликтного права выражается в том, что субъект права действует в соответствии с его предписаниями или требует от других лиц соответствующего поведения, так и в том, что нарушение требований административного деликтного права вызывает применение мер воздействия государства в лице его правоохранительных органов к нарушителю.

В обществе нормы административного деликтного права выполняются, как правило, добровольно и сознательно в силу того, что их требования соответствуют интересам и потребностям людей. Вместе с тем эти нормы обеспечиваются и принудительными мерами, которые применяются в случае их нарушения.

Предметом правового регулирования административного деликтного права являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением административного проступка, предупреждением административных правонарушений и при защите от общественно опасных посягательств; причинении вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение; обоснованном риске.

Метод правового регулирования охранительных администртаивно-деликтных правовых отношений – это административно-правовое принуждение, выражающееся в применении взыскания за нарушение установленного государством административно-правового запрета.

Метод правового регулирования общественных отношений, возникающих при предупреждении административных правонарушений – это угроза применения административного взыскания, путем его законодательного закрепления за нарушение установленного государством административно-правового запрета.

Источник

Административно-деликтное право

Система административно-деликтного права включает: КоАП РФ, специальные законы, полностью посвященные административной ответственности, специальные законы, имеющие форму кодекса и действующие автономно (например, Таможенный кодекс РФ), законодательные акты субъектов Федерации (например, Кодекс Свердловской области об административной ответственности) и др.

Административно-деликтное право содержит материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы определяют понятие административного правонарушения, цели и виды административного наказания, состава административных правонарушений в различных сферах государственного управления, полномочия и виды органов, компетентных рассматривать это правонарушение. Процессуальные нормы определяют порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Признаки и состав административного правонарушения

Административное правонарушение является основанием административной ответственности. Его определение дано в ст. 2.1 КоАП РФ. Под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации установлена административная ответственность.

Это определение выражает три формально юридических признака административного правонарушения:

Административное правонарушение является антиобщественным деянием. Однако не всякое антиобщественное деяние охватывается признаками административного правонарушения. Какое антиобщественное деяние является административным правонарушением определяется соответствующим законодательством. Административное правонарушение характеризуется определенным составом. Он включает совокупность признаков, при наличии которых противоправное деяние признается проступком.

В состав административного правонарушения включается:

Признаки административного правонарушения необходимо отличать от его юридического состава. При наличие признаков административного правонарушения могут отсутствовать признаки его состава, что исключает привлечение к административной ответственности.

Понятие и основания административной ответственности

Административная ответственность характеризуется рядом признаков, отличающих ее от других видов юридической ответственности:

в отличие от гражданской и уголовной ответственности ряд взысканий, специфичных для административной ответственности, могут применяться в административном порядке, т.е. без обращения в суд;

в отличие от уголовной, административная ответственность распространяется не только на физических, но и на юридических лиц;

в отличие от гражданской ответственности, административная ответственность имеет публично-правовой характер: это ответственность перед государством в лице уполномоченных органов государственной власти, которым нарушитель не подчинен в служебном порядке;

применение мер административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается административно наказанным в течение определенного срока (один год);

Общие принципы административной ответственности, ее субъекты, виды и порядок применения взысканий устанавливаются КоАП РФ.

Основными принципами административной ответственности являются:

неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности;

индивидуализация мер ответственности;

Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица. К физически лицам относятся граждане, иностранные граждане и специальные субъекты административной ответственности. Административная ответственность граждан наступает с шестнадцатилетнего возраста. В целях гарантий прав несовершеннолетних установлено общее правило: к лицам от 16 до 18 лет за административные правонарушения применяются меры взыскания, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (обязанность принести публичные извинения, предупреждение, штраф, если подросток имеет самостоятельный заработок и др.). Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции РФ, разрешается в соответствии с нормами международного права дипломатическим путем.

К специальным субъектам административной ответственности относятся должностные лица, военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.

Должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом, согласно КоАП РФ, понимается лицо, которое постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляет функции представителя власти, т.е. лицо наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее административно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в вооруженных силах и других войсках РФ. Руководители и работники иных организаций, а также граждане-индивидуальные предприниматели, совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций несут административную ответственность как должностные лица, если иное не установлено законом.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исправительной системы, налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок прохождения службы в этих органах.

Вместе с тем эти лица несут административную ответственность на общих основаниях (как и граждане) за нарушения в области:

законодательства о выборах и референдумах;

обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

правил дорожного движения;

правил пожарной безопасности (вне места службы);

законодательства об охране окружающей среды;

таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через границу РФ;

налогового и финансового законодательства;

в случае невыполнения законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

К этим лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим срочной службы также в виде административного штрафа.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных разделом II КоАП РФ и иными законами. Помимо юридических лиц субъектами административной ответственности могут быть и другие лица, приравненные к ним отраслевыми или специальными законодательными актами. Так, филиалы юридических лиц могут быть привлечены к административной ответственности за некоторые нарушения налогового законодательства. Основной мерой административной ответственности, применяемой к юридическим лицам, является административный штраф.

Виды административных наказаний

Виды административных наказаний определены в ст. 3.2. КоАП РФ. К ним относятся:

минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

стоимости предмета административного правонарушения на момент его окончания или пресечения;

сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

5) Лишение специального права, т.е. лишение правонарушителя предоставленного ему ранее специального права за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных КоАП РФ (права на управление транспортным средством, право охоты). Лишение специального права назначается судьей на срок от одного месяца до двух лет;

6) Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток. За нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции возможно применение административного ареста на срок до 30 суток. Административный арест назначается судьей;

7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства состоит в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через государственную границу за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законом, в их контролируемом самостоятельном выезде из РФ;

8) дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законом. Дисквалификация назначается судьей на срок от шести месяцев до трех лет.

Административные наказания в виде предупреждения, штрафа, лишения специального права, административного ареста и дисквалификации могут применяться только в качестве основных мер административного взыскания. Иные административные наказания могут устанавливаться в качестве как основных, так и дополнительных мер административной ответственности.

Назначение административного наказания осуществляется в соответствии с общими правилами, установленными ст. 4.1 КоАП РФ:

оно налагается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение;

при назначении административного наказания учитываются:

характер совершенного правонарушения;

личность виновного физического лица и его имущественное положение либо имущественное и финансовое положение юридического лица;

обстоятельства, смягчающие ответственность;

обстоятельства, отягчающие ответственность;

никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

При наложении административного наказания учитываются сроки давности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ. Лицо, совершившее административное правонарушение, не может быть привлечено к административной ответственности:

при длящемся административном правонарушении, соответственно, по истечении 2 месяцев или 1 года со дня его обнаружения;

при отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении (но при наличии в действиях лица признаков административного проступка), соответственно, по истечении 2 месяцев или 1 года со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

Вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением при отсутствии спора решается компетентным юрисдикционным органом одновременно с назначением административного наказания. В случае возникновения спора вопрос о возмещении имущественного ущерба решается судом в порядке гражданского судопроизводства. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, также решаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

КоАП РФ предусматривает возможность освобождения лиц от административной ответственности в случаях крайней необходимости и признания в установленном порядке лица невменяемым. Допускается также возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности проступка, если орган административной юрисдикции сочтет возможным ограничиться устным замечанием.

Перечень органов административной юрисдикции правомочных рассматривать дела об административных нарушениях и налагать меры административной ответственности определен в Разделе III КоАП РФ.

судьи районных судов по делам, производство по которым осуществляется в форме административного расследования и по административным правонарушениям, влекущим административное выдворение;

судьи арбитражных судов по определенным в КоАП правонарушениям, совершенным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (незаконное использование товарного знака, незаконное получение кредита, фиктивное или преднамеренное банкротство и др.);

судьи военных судов по указанным в КоАП правонарушениям, совершенным военнослужащими и гражданами, признанными на военные сборы;

комиссии по делам несовершеннолетних;

федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы;

иные государственные органы, уполномоченные на рассмотрение дел об административных правонарушениях, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными актами Президента РФ или Правительства РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются:

комиссиями по делам несовершеннолетних;

уполномоченными органами и должностными лицами органов исполнительной власти субъектов РФ;

административными комиссиями, иными исполнительными органами, создаваемыми в сответствии с законами субъектов РФ.

Полномочия органов должностных лиц, компетентных рассматривать дела об административных правонарушениях могут устанавливаться соответствующими отраслями права, земельными, таможенными, муниципальными и др.

Задачи и участники административно-деликтного процесса

Содержание административно-деликтного процесса составляет производство по делам об административных правонарушениях. Это производство представляет собой установленный действующим законодательством РФ порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях.

Основными задачами этого производства являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое дело подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

отсутствие события административного правонарушения;

отсутствие в деянии состава административного правонарушения;

действие лица в состоянии крайней необходимости;

издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административно наказания;

отмена к моменту рассмотрения дела акта, устанавливающего административную ответственность;

Участниками административно-деликтного процесса являются:

Компетентные органы и доверенные лица, наделенные правом принимать юридически властные акты и составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела. К ним относятся:

государственные органы (должностные лица), которые принимают постановления по существу дела (о применении санкций), изменяют или отменяют их;

компетентные органы (должностные лица), которые создают процессуальные основания для принятия, отмены или изменения постановлений (составляют протоколы об административном правонарушении, направляют дела по подведомственности, опротестовывают постановления и т.д.);

органы (должностные лица), исполняющие постановления (судебные исполнители, бухгалтерии и т.д.).

Субъекты, имеющие личный интерес в деле:

лицо привлекаемое к административной ответственности;

законные представители (родители, опекуны, попечители, руководители);

Стадии административно-деликтного процесса

Производство по делам об административных правонарушениях, составляющее содержание административно-деликтного процесса, включает четыре стадии:

возбуждение административного дела и направление его по подведомственности;

рассмотрение дела компетентным органом;

обжалование и опротестование решения (пересмотр постановления);

исполнение решения, вынесенного по административному делу.

1. Стадия возбуждения административного дела и направление его по подведомственности предполагает выявление всех обстоятельств дела (дату и место совершения правонарушения, данные о личности правонарушителя и т.д.), которые фиксируются в протоколе об административном правонарушении. В протокол заносятся также анкетные данные составившего его должностного лица, фамилии и адреса свидетелей и потерпевших. При составлении протокола лицам, в отношении которых возбуждается дело, а также иным участникам производства разъясняются их права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Физическим лицам или законным представителям юридического лица, в отношении которых возбуждается дело, предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае отказа этих лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Этим лицам, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола.

Протокол является процессуальным документом, оформляющим возбуждение производства по делу об административном правонарушении. Правовым основанием для возбуждения этого производства является наличие в действиях виновного состава правонарушения, предусмотренного нормой материального административно-деликтного права. Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, определен ст. 28.3 КоАП РФ.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

поступившие из государственных органов и негосударственных органов и организаций материалы, которые содержат данные, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения;

сообщения и заявления физических и юридических лиц, средств массовой информации;

по ряду дел, предусмотренных законом, заявления и сообщения собственников имущества унитарных предприятий, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, собрания (комитета) кредиторов.

Протокол об административном правонарушении не оформляется и административное наказание производится без его составления в случаях когда, в соответствии с законодательством штраф налагается и взимается, а предупреждение оформляется на месте совершения правонарушения, и лицо не оспаривает допущенное нарушение и налагаемое на него взыскание.

В необходимых случаях на стадии возбуждения дела применяются процессуальные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. К ним относятся (ст.27.1 КоАП РФ): доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр транспортного средства, вещей, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, задержание транспортного средства, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод и т.д.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении административного дела;

оформления предупреждения или наложения штрафа на месте совершения административного правонарушения, в случаях определенных законом;

вынесения определения о возбуждении административного дела при необходимости проведения административного расследования.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы направляются компетентному органу для рассмотрения в течении суток с момента его составления. Протокол по делам, предусматривающим наказания в виде административного ареста, передается судье немедленно после его составления.

2. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении является основной: именно на ней решается вопрос о виновности или невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности.

Эта стадия включает 4 этапа:

а) подготовка дела к рассмотрению,

б) анализ собранных материалов, обстоятельств дела,

в) вынесения постановления,

г) объявления постановления.

При подготовке дела к рассмотрению судья орган, должностное лицо выясняют:

относится ли дело к их компетенции;

имеются ли обстоятельства исключающие возможность рассмотрения данного дела (ст. 29.2 КоАП РФ);

правильно ли составлен протокол и другие материалы дела;

имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

имеются ли ходатайства и отводы.

При подготовке дела к рассмотрению разрешается ряд вопросов, по которым в случае необходимости выносится определение. К ним относятся вопросы:

1) о назначении места и времени рассмотрения дела;

2) о вызове лиц, участвующих в деле, и об истребовании необходимых дополнительных материалов, о назначении экспертизы;

3) об отложении рассмотрения дел;

4) о возвращении протокола в орган или должностному лицу, которые представили дело для рассмотрения (например, в случае его неправильного составления);

5) о передаче протоколов и других материалов на рассмотрение дела по подведомственности.

Дело об административном правонарушении рассматривается открыто по месту его совершения. По ходатайству нарушителя оно может быть рассмотрено по месту его жительства.

Дела, связанные с проведением расследования, рассматриваются по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. Дело должно быть рассмотрено в пятнадцатидневный срок. В случаях, определенных законом, этот срок может быть продлен не более, чем на один месяц. Дела, за которые предусматривается наказание в виде административного ареста, рассматриваются в день получения протокола и других материалов.

Порядок рассмотрения дела предполагает совершение юрисдикционным органом ряда последовательных процессуальных действий:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины их неявки, решается вопрос о рассмотрении дела в отсутствии указанных лиц либо об отложении его рассмотрения;

5) разъясняются права и обязанности участникам процесса;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) оглашаются протокол и иные материалы дела;

8) заслушиваются объяснения нарушителей, показания других лиц, участвующих в процессе, пояснения специалиста и заключения эксперта, исследуются иные доказательства.

Для достижения этой цели юрисдикционный орган обязан выяснить:

было ли совершено административное правонарушение;

виновно ли данное лицо в его совершении;

подлежит ли оно административной ответственности;

имеются ли смягчающие или отягчающие обстоятельства;

причинен ли ущерб и каков его характер и размер;

иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

По итогам исследования обстоятельств дела юрисдикционный орган выносит постановление. В нем дается окончательная оценка поведения лица, привлекаемого к административной ответственности, устанавливается его виновность или невиновность, определяется мера воздействия, состояние наказанности, исчисление сроков обжалования. По своей форме и содержанию постановление должно соответствовать ст.29.10 КоАП РФ. В зависимости от результатов рассмотрения дела юрисдикционный орган в соответствии с требованиями ст. 29.9 КоАП РФ выносит одно из следующих постановлений: а) о назначении административного наказания, б) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Объявление постановления производится немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, потерпевшему (по его просьбе) либо в течение трех дней высылается указанным лицам.

3. Стадия пересмотра постановления (решения) юрисдикционного органа носит дополнительный (факультативный) характер. Она имеет место, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, его законные представители или иные определенные законом лица заявили жалобу на постановление для его пересмотра.

4. Стадия исполнения постановления начинается с момента его вступления в законную силу.

Постановление вступает в законную силу:

после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение в свою очередь, не было обжаловано или опротестовано;

немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Порядок исполнения постановлений, вступивших в законную силу, регулируется Разделом V КоАП РФ.

1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2001.

2. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.Г. Российское административное право. М., 2000.

3. Бахрах Д.Н. Административное право. М., Норма, 2000.

4. Масленников М.Я. Порядок применения администартивных взысканий. Тверь, 1995.

5. Семененко И.И. Административное принуждение. Ростов-на Дону, 1999.

6. Бахрах Д.Н. Принуждение и ответственность по административному праву. Екатеринбург, 1999.

7. Россинский Б.В. Административное право. Учебно-практическое пособие. М., 2001.

8. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2001.

9. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.Г. Российское административное право. М., 2000.

11. Бахрах Д.Н. Административное право. М., Норма, 2000.

12. Шергин А.П. Проблемы административно-деликтного права // Государство и право, 1994, №8-9.

13. Коваль Л.В. Административно-деликтное отношение. Киев, 1979.

14. Бахрах Д.Н. Административная ответственность. М., 1999.

15. Мосин Е.Ф. Административная ответственность за правонарушение в сфере бизнеса. СПб, 1998.

16. Кузьмина Г.А., Калинина П.А. Административная ответственность. М., 2000.

17. Агапов А.Б. Административная ответственность. М., 2000.

18. Арбитражный процесс // Под ред. М.К. Треушникова и В.М. Шерстюка. М., 2000.

19. Сухарева В.Н. Споры с властью в арбитражных судах. м., 2001.

20. Любимова Р.Н. Некоторые вопросы судебной практики по рассмотреиню споров, возникающих из административных правоотношений // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, 1997, №1 (9).

21. Салищева Н.Г. Механизм защиты прав гражданина в сфере исполнительной власти // Общая теория прав человека. М., 1996.

22. Старилов Ю.Н. Административная юстиция. Проблемы теории. Воронеж, 1998.

23. Бойков О.В. Роль арбитражных судов в разрешении административных споров // Проблемы административной юстиции. Материалы семинара. М., 2002.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *