дело и право справочно правовая система

О системе

Любая сфера деятельности человека регулируется нормативными документами и законодательными актами. Справочно-правовая система «Право.ru» интересна прежде всего тем, что предоставляет любому человеку полный доступ к нормативным актам и правовым документам любых субъектов Российской Федерации, а также к большому объему судебной практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции всех уровней.

Вы можете свободно работать со всеми документами, изучать практику судов, а также помогать нам улучшить систему, отправляя отзывы о ее работе.

Нормативные акты и правовые документы представлены в СПС «Право.ru» в следующих разделах:

Содержит следующие документы: Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, Акты палат Федерального собрания, Указы и другие акты Президента РФ, Постановления и другие акты Правительства РФ, приказы федеральных министерств и ведомств.

Содержит Уставы, Уставные законы и Конституции субъектов РФ, Законы субъектов РФ, Акты законодательных собраний субъектов РФ, Постановления и другие акты Правительств субъектов РФ, акты других региональных ведомств.

Содержит судебные акты судов — решения, определения и постановления, принятые судами РФ всех уровней. Акты высших судов, окружных и апелляционных арбитражных судов, арбитражных судов всех субъектов РФ. Акты судов общей юрисдикции субъектов РФ и районных (городских судов). В разделе представлен максимально доступный банк судебных актов в РФ.

Конвенции, декларации, международные пакты, соглашения, многосторонние и двусторонние договоры России с другими странами дальнего зарубежья, а также со странами Содружества Независимых Государств.

Содержит строительные нормы и правила (СНиП), единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиРы), Сборники сметных норм и расценок на ремонтно‑строительные работы (СНиР-91 Р), Государственные элементные сметные нормы на строительные работы (ГЭСН-2001): ФЕР – Федеральные единые расценки, ФСН – федеральные строительные нормы. Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр-2001), наиболее важные СП, СанПины, ГОСТы, РДС и другие технические документы.

Содержит письма и другие ведомственные документы федеральных министерств и ведомств РФ.

Содержит проекты кодексов и федеральных законов.

Содержатся ответы юристов редакции портала и компании Право.ру на вопросы, поступающие на сайт одноименного портала.

Основные преимущества СПС «Право.ru»

Доступ к системе осуществляется из любого места: с работы, из дома, в автомобиле — единственное условие наличие интернет‑соединения. При этом оптимизация системы позволила не только обеспечить высокую скорость работы при медленном соединении, но и значительно сократить входящий трафик.

Для любой справочной системы важна периодичность обновления базы. Только в этом случае можно гарантировать, что пользователь получит актуальную информацию. Все документы в нашей базе появляются и становятся доступны в режиме онлайн после их официальной публикации в открытых официальных источниках.

Единая база документов

Нашим пользователям доступны сразу все документы — от федерального законодательства до нормативных актов отдельных субъектов Российской Федерации. Для удобства пользователь может ограничить область поиска своим регионом.

Качество и результаты поиска

Точность поисковой выдачи обеспечивает уникальный алгоритм, который учитывает не только степень соответствия запросу, но и юридическую силу, а также популярность документа и прочие факторы. Результат поиска учитывает интересы пользователей и отображает именно те документы, которые наиболее востребованы ими в данный момент.

Интерфейс и функциональные возможности

Даже самым неподготовленным посетителям будет легко освоиться в нашей системе. Основной подход, использованный при создании интерфейса, был взят у популярных поисковиков — Google, Yandex, Bing. Любой элемент системы имеет интерактивные подсказки и описание в подробной инструкции. При этом внешний вид и возможности постоянно совершенствуются в соответствии с пожеланиями реальных пользователей.

Мы всегда рады сотрудничеству с компаниями и людьми, которые разделяют нашу точку зрения на развитие наших продуктов. Если вам кажется, что вы можете быть нам полезны — мы с удовольствием выслушаем ваше предложение и свяжемся с вами, если оно действительно нас заинтересует.

Экспертам

Если у вас есть интересные идеи и предложения по работе системы, мы будем рады обсудить их с вами. И возможно именно ваши мысли получат достойное воплощение в нашей системе.

Специалистам

Если вы хотите у нас работать, то вам необходимо рассказать о себе и своих достижениях, а также чем по-вашему мнению вы можете быть нам полезны.

Контактная информация

Банковские реквизиты
ООО «СПС «Право.ру»
Место нахождения: 119034, г. Москва, Пожарский пер., д.11
ОГРН 1097746241790
ИНН 7704725630
КПП 770401001
р/с 40702810200000002307
в АКБ «Северо-Восточный Альянс» (ОАО), г. Москва,
к/с 30101810100000000907,
БИК 044525907

Источник

Как работать в СПС «Право.Ru» на планшетах

дело и право справочно правовая система. дело и право справочно правовая система фото. картинка дело и право справочно правовая система. смотреть фото дело и право справочно правовая система. смотреть картинку дело и право справочно правовая система.

В начале мая 2012 года мы подготовили видео-гид, иллюстрирующий возможности браузерной версии справочно-правовой системы «Право.Ru» — самой полной на данный момент базы правовых документов в Российской Федерации. А сегодня вашему вниманию представлен новый видео-гид по приложению СПС «Право.Ru» для планшетов iOS и Android. Именно мобильные устройства являются самыми удобными инструментами для практикующего юриста, ведь они дают возможность немедленно получить доступ ко всем документам, например, по в дороге в суд или на самом судебном заседании. Понимая это, разработчики СПС «Право.Ru» уделяют при создании приложения максимальное внимание обеспечению удобной работы с нормативными и судебными актами.

Из ролика вы узнаете о том, как просматривать документы по судебной практике, как открывать связанные документы и историю просмотров, а так же о том, как оставлять заметки и добавлять документы в «Избранное».

Справочно-правовая система «Право.Ru» является самой полной базой правовых документов в России. На 15 мая 2012 года система дает возможность доступа к 12 679 630 документам, включая все законодательство Российской Федерации, судебную практику арбитражных судов и большой массив актов судов общей юрисдикции.

Справочно-правовая система «Право.Ru» доступна для iPad и планшетов на Android. Все приложения и работа в них бесплатны.

Источник

Инновационная справочно-правовая система «Право.Ru»

дело и право справочно правовая система. дело и право справочно правовая система фото. картинка дело и право справочно правовая система. смотреть фото дело и право справочно правовая система. смотреть картинку дело и право справочно правовая система.

Справочно-правовая система «Право.Ru» (http://docs.pravo.ru/) теперь работает в открытом доступе. Мы приглашаем всех желающих присоединяться к ее пользователям и оценить все преимущества системы.

На сегодняшний день пользователи СПС «Право.Ru» могут использовать множество удобных сервисов и возможностей.

Онлайн-доступ

Доступ к СПС «Право.Ru» осуществляется из любого места, оснащенного выходом в интернет. При этом оптимизация системы позволила не только обеспечить высокую скорость работы при медленном соединении, но и значительно сократить входящий трафик.

Обновление документов

Для любой СПС важна периодичность обновления базы. Только в этом случае можно гарантировать получение самой актуальной информации. Все документы в нашей базе появляются после их публикации в открытых официальных источниках. Пользователю не нужно что-то обновлять или переустанавливать: документы появляются онлайн сразу. Мы наполняем базу новыми документами в ежедневном режиме.

Единая база документов

Пользователям СПС «Право.Ru» доступен весь спектр документов: от федерального законодательства до нормативных актов отдельных субъектов Российской Федерации. Для удобства можно ограничить область поиска своим регионом.

Мобильность

Кроме стандартного доступа через браузер вы всегда можете воспользоваться мобильной версией системы. Уже сейчас доступны версии СПС для iPhone, в ближайшее время появятся версии и для других платформ.

Качество и результаты поиска

Точность поисковой выдачи обеспечивает уникальный алгоритм, который учитывает не только степень соответствия запросу, но и юридическую силу и популярность документа. Результат поиска учитывает интересы пользователей и отображает именно те документы, которые наиболее востребованы ими в данный момент.

Интерфейс и функциональные возможности

Даже самому неподготовленному пользователю будет легко разобраться в СПС «Право.Ru». Подход, использованный при создании интерфейса системы, заимствован у популярных поисковиков Google, Yandex и Bing. Любой элемент системы имеет интерактивные подсказки и подробную инструкцию. При этом внешний вид и возможности СПС «Право.Ru» постоянно совершенствуются в соответствии с пожеланиями реальных пользователей.

Уже сейчас доступны сохранение документа, функция «оставить заметку», интерактивная навигация по документу, механизм сравнения редакций, поиск по конкретному тексту. В ближайшее время появится возможность отправить текст документа другому пользователю, различные варианты сортировки поисковой выдачи, а также интерактивные сервисы и калькуляторы госпошлин.

Социальная сеть

Обмен знаниями между пользователями — одна из самых значимых возможностей СПС «Право.Ru». Уже сейчас посетители системы могут оставлять комментарии и обсуждать нормативные документы. В ближайшее время они смогут объединяться в группы по интересам для обмена опытом в конкретных юридических областях.

Присоединяйтесь к тем, кто уже пользуется всеми преимуществами СПС «Право.Ru»! Начать работу в новой системе можно пройдя по этой ссылке.

Источник

Правовые базы: в чем различия и за какими сервисами будущее

дело и право справочно правовая система. дело и право справочно правовая система фото. картинка дело и право справочно правовая система. смотреть фото дело и право справочно правовая система. смотреть картинку дело и право справочно правовая система.

История справочных правовых систем в России ведет отсчет с 1975 года. Именно тогда вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства». В нем признавалось необходимым ввести учет нормативных актов СССР и союзных республик, а также организовать централизованную информацию о таких актах. Постановление было принято 25 июня, то есть совсем недавно история справочных правовых систем перевалила за тридцатипятилетний рубеж.

Какая программа была первой? Как на рынке СПС появлялись новые участники? В чем их различие и за какими продуктами будущее?

Мало кто знает о самой первой советской СПС. И она давно не напоминает о себе

Через некоторое время после выхода Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР при Минюсте был создан Научный центр правовой информации, который существует и сейчас. Центр занялся разработкой первой советской СПС, «Эталон», которая была предназначена для использования в органах государственной власти. А вот первая коммерческая СПС в наши дни мало кому известна. Называлась она «ЮСИС», позже название поменялось на «АРМ „Юрист»». Изучение сайта компании «Интралекс», производителя «Юриста», показывает, что в последний раз обновлялся он давным-давно, и в каком состоянии находится разработка сейчас — непонятно…

То, что история СПС на «АРМ «Юрист» не закончилась, объясняется двумя факторами. Первый: распад СССР, после котрого стало появляться множество новых нормативных актов, и необходимость их систематизации, что называется, назрела. Второй фактор: развитие компьютерной техники. Появление коммерческих СПС было вызвано распространением доступных персональных компьютеров. Большинство более-менее заметных программ этой категории появилось в начале девяностых годов.

В дальнейшем свое влияние на развитие справочных правовых систем оказало распространение Интернета: появились услуги, оказываемые через Сеть.

Основные игроки: давние знакомые и новички

Первой программой, благополучно дожившей до наших дней, стала СПС «Гарант», которая разрабатывалась научно-производственным объединением «Вычислительная математика и информатика». Разработка началась в 1990 году, а еще через два года НПО «ВМИ» стало выпускать СПС «Консультант плюс», разработчики же «Гаранта» отделились и образовали компанию «Гарант-Сервис». Таким образом, две наиболее крупные программы ведут свое происхождение из одного источника.

При этом «Консультант» перегнал предшественника, и стал наиболее популярной СПС в России: по данным регулярно проводимых исследований, на ней остановили свой выбор около семидесяти процентов пользователей. Сейчас в его базе — более пяти миллионов документов, в то время как у «Гаранта» счетчик перевалил только за четыре миллиона.

В 1992 году появилась еще одна СПС, «Кодекс». Основным ее отличием от других подобных программ является большое количество в базе нормативно-технических документов, различных ГОСТов, «санитарных норм», конструкторской документации, и других подобных документов. Сейчас в ее базе — более 4 800 000 актов.

В 1996 году началось распространение СПС «Референт». Уже тогда в ней были реализованы возможности одновременной работы с локальной базой документов и интернет-серверами, да и сейчас одним из основных способов оказания услуг у «Референта» является предоставление интернет-доступа к базе данных. Самый дешевый вариант стоит тысячу рублей за тридцать суток доступа, возможно приобретение «премиум» и «дополнительной» лицензий, предоставляющих соответственно, расширенные возможности и право работы в системе нескольким сотрудникам. Создатели «Референта» сделали попытку написать нечто вроде «базы знаний», упор в которой делается на комментарии экспертов.

И, наконец, появившаяся в этом году СПС «Право.ру» ориентирована на работу преимущественно в интернете, у нее даже нет обычного клиентского приложения, разработчики ограничились созданием программ для iPhone и iPad. Сейчас система бурно развивается, постоянно появляются новые возможности и улучшения. На момент написания статьи в системе уже около трех с половиной миллионов документов. Разработчики обещают, что доступ к базе останется бесплатным, а дополнительные возможности можно будет использовать за умеренную плату, порядка пятисот рублей в месяц.

Появление СПС — жизненная необходимость, ведь знать наизусть нормативные акты не в состоянии ни один юрист

Законы и иные нормативные акты — та категория информации, которая может понадобиться буквально каждому. Подтверждение тому — появившаяся задолго до компьютеров народная мудрость, призывающая «не зарекаться от тюрьмы». Большинство правовых вопросов, встающих перед пользователями-непрофессионалами, не столь драматичны, но все равно — необходимость доступа к законодательству сомнений не вызывает. Еще одна «докомпьютерная» народная мудрость гласит, что настоящий юрист — это не тот, кто все знает, а тот, кто «знает, где найти». Проще говоря, юрист должен представлять себе систему нормативных актов, и примерно знать, как и какими документами регулируется тот или иной вопрос, а сами эти документы помнить наизусть совершенно необязательно.

Справочные правовые системы, упорядочивающие и систематизирующие законодательство, наделяют любого пользователя этим качеством «настоящего юриста». Разумеется, квалифицированную юридическую помощь простой поиск по базе не заменит, однако для уточнения простейших юридических вопросов СПС использовать вполне можно. Кроме «нормативки» в них содержатся также статьи и комментарии законодательства, так что СПС вполне можно использовать для самообразования.

Доступ к СПС: все системы — через интернет, но разница в ограничениях

Действительно, доступ к своим базам через интернет предоставляют все СПС. «Консультант» с «Гарантом» при этом денег не берут вообще, но ограничивают время просмотра. Полный доступ ко всем документам интернет-версии «Гарант» предоставляет только в нерабочее время. В остальное время можно пользоваться усеченной версией, содержащей основные нормативные акты. Ее должно хватить для наиболее часто встречающихся ситуаций. У «Консультанта» полный доступ ко всем возможностям интернет-версии вы сможете получить только в выходные и по праздникам, вдобавок, вам придется пользоваться браузером Internet Explorer.

Вообще, для современных веб-сервисов такое ограничение нетипично: оно мешает пользователям альтернативных браузеров и почти исключает из числа пользователей поклонников альтернативных ОС. Которых, правда, мало, но число их постоянно растет.

Способы калькулирования цены: по количеству документов или по количеству просмотров. Знайте нюансы!

У большинства СПС документы делятся на отдельные блоки, которые можно комбинировать при установке. Понятие это достаточно условно и каждый производитель понимает под «блоком» или «банком документов» что-то свое. Количество документов в «банке» тоже индивидуально: кто-то дробит базу на много маленьких частей, кто-то — на несколько больших.

По названию блока часто нельзя определить, какие документы в нем присутствуют. Нет, если он называется, к примеру, «Законодательство Брянской области», то все ясно, но вот по названию «Помощник кадровика: Эксперт» (один из тарифов «Кодекса») непосвященный может определить только тематику документов.

Например, чтобы пользоваться нужной версией Консультанта», «Гаранта», а также некоторых других производителей СПС без ограничений, необходимо установить на компьютеры покупателя ПО. Оно распространяется через региональных представителей СПС.

Конкретная стоимость программы в каждом случае зависит от установленных информационных блоков. Кроме того, продавец часто предоставляет скидки, величина которых, как правило, обратно пропорциональна количеству конкурентов в регионе. Кроме того, распространена практика «пробных установок», когда пользователю дается возможность бесплатной работы с полной версией, а не с обычной демонстрационной.

Столь же условна и такая характеристика СПС, как «количество документов»: некоторые производители считают «отдельными документами» разные редакции одного и того же текста…

Политика интернет-услуг у «Кодекса» напоминает подход «Референта»: пользоваться системой можно за фиксированную плату. Тарифных планов, правда, побольше, самый дешевый из них обойдется в сумму чуть меньше двух тысяч рублей, причем оплата не повременная, а «за трафик»: каждый документ оценен в определенную сумму, которая снимается со счета при его просмотре — и так до тех пор, пока счет не уходит «в ноль»…

Откуда в базах документы?

Основной способ пополнения СПС новыми документами — это договоры о предоставлении информации с государственными органами. Еще один источник — это различные издания, признанные официальными публикаторами соответствующих актов. Большинство органов власти имеют свои ведомственные издания, в которых публикуются принятые акты. В то же время, получение их текстов из соответствующего органа напрямую позволяет включать в базу тексты, которые не подлежат опубликованию (как правило, это различные информационные письма и прочие ненормативные документы). В последнее время все большее количество документов публикуется на официальных сайтах органов власти.

Как правило, такие публикации не имеют статуса официальных, однако, использовать их для справок вполне можно. Например, у «Право.ру» такой способ пополнения является основным. Кроме того, у этой правовой системы — наиболее полная подборка документов из арбитражной практики: ее разработчики создают базы данных решений судов, так что всю эту информацию «Право.ру» получает из первых рук. На обновления данных о конкретном судебном процессе можно подписаться. Кроме того, «Право.ру» создала сайт с расписанием заседаний арбитражных судов.

Способы обновления СПС: современные и не очень

Обновления баз данных СПС как правило распространяются через Интернет, хотя практикуется и старый, «дедовский» способ, предполагающий поход регионального представителя к клиенту с флешкой. Периодичность обновлений устанавливается гибко: например, у «Консультанта» можно ставить их даже ежедневно, если не лень. У интернет-версий такого вопроса вообще не стоит: добавленный документ появляется там сразу же.

Удобнее те СПС, где проще и быстрее поиск

Удобство поиска — основная характеристика справочной системы после ее полноты. У каждой СПС в этой области — свои особенности, но заметна общая тенденция к упрощению поисковых форм. Хотя у «Консультанта» основным способом поиска до сих пор является «расширенный», когда пользователю предлагается форма с множеством полей для ввода самых разных реквизитов документа. Фактически, такой же поиск — основной и в «Гаранте».

Между тем, увеличение мощности компьютеров и их способность обрабатывать большие массивы информации за приемлемые промежутки времени способствуют упрощению поиска, а также повышает его качество. Интерфейс поиска «мутирует» от громоздких «карточек» с полями для ввода множества реквизитов документа, до простой поисковой строки, запросы в которую вводятся на естественном языке.

В некоторых СПС пользователю не нужно задумываться, куда и что вводить: поисковые формы в них предельно упрощены и состоят из одной строки. Особенно гордятся этим разработчики «Кодекса», именующие свой поиск «интеллектуальным»: по их словам, вводить запросы можно в свободной форме, близкой к естественным выражениям. Полезная возможность присутствует в «Право.ру» — это кнопка «развернуть», позволяющая просмотреть те отрывки найденных документов, в которых есть слова из запроса. Нечто похожее есть и в «Кодексе».

Хороший сервис — фильтрация или сортировка документов

В «Консультанте», к примеру, можно выбирать документы из каждого информационного банка. В «Право.ру» фильтрация осуществляется по видам документов, от «федерального законодательства» до «комментариев и консультаций». Одной из стандартных возможностей СПС является так называемый «поиск по ситуации», когда документы группируются в зависимости от ситуации, в которой они могут понадобиться. Это очень похоже на группировку документов по так называемым «тегам», с той лишь разницей, что теги проставляются менее упорядоченно.

Кроме того, документы сортируются еще и по тематике. В «Консультанте» инструмент такой сортировки называется «правовым навигатором», а в «Гаранте» тематика определяется непосредственно в карточке поиска. К возможностям почти любой СПС относятся отбор документов с занесением в «избранное», простановка комментариев и закладок, навигация по содержанию документа, просмотр различных его версий.

СПС, функционирующие исключительно через интернет, предлагают действительно новые возможности для пользователей

В «Право.ру» есть некоторые особенности, специфичные именно для Интернета, например, получение ссылки на определенную часть документа или отправка его по электронной почте. Кроме этого, в этой системе сделана попытка создания социальной сети: пользователи могут обмениваться сообщениями, комментировать документы, добавлять друг друга в «друзья», вести блоги. Интерфейс «Права.ру» сделан именно в расчете на использование в Интернете: в нем применяются современные веб-технологии, он работает в большинстве современных браузеров и операционных систем.

Выиграют те СПС, которые позволяют быть пользователям мобильными и современными

В последнее время веб-приложения становятся равноправными «партнерами» обычных десктопных программ, а нетбуки и планшетные компьютеры позволяют пользоваться ими если не «на ходу», то «на коленке» уж точно. Быть привязанным к стационарному компьютеру с установленным на него ПО не нужно. В таких условиях преимущество получают системы, которые созданы более поздно, такие, как «Право.ру». Над ними не довлеет «наследие прошлого» в виде устаревших интерфейсов и технологий. Другими словами, будущее в сфере работы с документами за новыми СПС, идущими в ногу со временем и отвечающими требованиям последних тенденций.

Источник

Мария Глазкова → Знать, где найти

дело и право справочно правовая система. дело и право справочно правовая система фото. картинка дело и право справочно правовая система. смотреть фото дело и право справочно правовая система. смотреть картинку дело и право справочно правовая система.

Справочные правовые системы – это специальная категория программ, предназначенных для работы с базами данных нормативных документов и поиска по их текстам. Профессионально с ними работают такие категории пользователей как юристы, бухгалтеры, руководители предприятий, экономисты, финансовые специалисты. Однако, СПС полезны и для обычных пользователей-непрофессионалов, поскольку позволяют быстро находить нужные документы. Что немаловажно, документы эти собраны в одном источнике – при отсутствии единой базы данных пришлось бы прочесывать Интернет, выполняя поиск на сайтах различных органов, принявших тот или иной акт.

Создатели СПС выполняют работу по сбору документов, их систематизации, а также предоставляют пользователю возможность поиска по их тексту и другим реквизитам. Законы и иные нормативные акты – та категория информации, которая может понадобиться буквально каждому. Подтверждение тому – появившаяся задолго до компьютеров народная мудрость, призывающая «не зарекаться от тюрьмы». Большинство правовых вопросов, встающих перед пользователями-непрофессионалами, не столь драматичны, но все равно – необходимость доступа к законодательству сомнений не вызывает. Еще одна «докомпьютерная» народная мудрость гласит, что настоящий юрист – это не тот, кто все знает, а тот, кто «знает, где найти». Проще говоря, юрист должен представлять себе систему нормативных актов, и примерно знать, как и какими документами регулируется тот или иной вопрос, а сами эти документы помнить наизусть совершенно необязательно.

Справочные правовые системы, которые содержат законодательство в упорядоченном и отсортированном виде, наделяют любого пользователя этим качеством «настоящего юриста». Разумеется, квалифицированной юридической помощи простой поиск по базе не заменит, однако, для уточнения простейших юридических вопросов СПС использовать вполне можно. Кроме «нормативки» в них содержатся также статьи и комментарии законодательства, так что СПС вполне можно использовать для самообразования.

История справочных правовых систем в России ведет отсчет с 1975 года. Именно тогда вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства». В нем признавалось необходимым ввести учет нормативных актов СССР и союзных республик, а также организовать централизованную информацию о таких актах. Постановление было принято 25 июня, то есть, совсем недавно история справочных правовых систем перевалила за тридцатипятилетний рубеж.

Позже при Минюсте был создан Научный центр правовой информации, который существует и сейчас. Центр занялся разработкой первой советской СПС, «Эталон», которая была предназначена для использования в органах государственной власти. А вот первая коммерческая СПС в наши дни мало кому известна. Называлась она «ЮСИС», позже название поменялось на «АРМ „Юрист“». Изучение сайта компании «Интралекс», производителя «Юриста» показывает, что в последний раз обновлялся он давным-давно, и в каком состоянии находится разработка сейчас – непонятно…

Первой программой, благополучно дожившей до наших дней, стала СПС «Гарант», которая разрабатывалась научно-производственным объединением «Вычислительная математика и информатика». Разработка началась в 1990 году, а еще через два года НПО «ВМИ» стало выпускать СПС «Консультант плюс», разработчики же «Гаранта» отделились и образовали компанию «Гарант-Сервис». Таким образом, две наиболее крупные программы ведут свое происхождение из одного источника. При этом «Консультант» перегнал предшественника, и стал наиболее популярной СПС в России: по данным регулярно проводимых исследований, ею пользуется около семидесяти процентов пользователей. Сейчас в его базе – более пяти миллионов документов, в то время как у «Гаранта» счетчик перевалил только за четыре миллиона.

В 1992 году появилась еще одна СПС, «Кодекс». Основным ее отличием от других подобных программ является большое количество в базе нормативно-технических документов, различных ГОСТов, «санитарных норм», конструкторской документации, и других подобных документов. Сейчас в ее базе – более 4 800 000 актов. В 1996 году началось распространение СПС «Референт». Уже тогда в ней были реализованы возможности одновременной работы с локальной базой документов и интернет-серверами, да и сейчас один из основных способов оказания услуг у «Референта» является предоставление интернет-доступа к базе данных. Самый дешевый вариант стоит тысячу рублей за тридцать суток доступа, возможно приобретение «премиум» и «дополнительной» лицензий, предоставляющих соответственно, расширенные возможности и право работы в системе нескольким сотрудникам. Создатели «Референта» сделали попытку написать нечто вроде «базы знаний», упор в которой делается на комментарии экспертов.

И, наконец, появившаяся в этом году СПС «Право.ру» ориентирована на работу преимущественно в интернете, у нее даже нет обычного клиентского приложения, разработчики ограничились созданием программ для iPhone и iPad. Сейчас система бурно развивается, постоянно появляются новые возможности и улучшения. На момент написания статьи в системе уже около трех с половиной миллионов документов. Разработчики обещают, что доступ к базе останется бесплатным, а дополнительные возможности будет можно использовать за умеренную плату, порядка пятисот рублей в месяц.

«Консультант», «Гарант», а также другие производители СПС распространяют свое ПО через региональных представителей. Стоимость программы в каждом конкретном случае зависит от установленных информационных блоков, кроме того, часто продавец предоставляет скидки, величина которых, как правило, обратно пропорциональна количеству конкурентов в регионе. Кроме того, распространена практика «пробных установок», когда пользователю дается возможность бесплатной работы с полной версией, а не с обычной демонстрационной.

У большинства СПС документы делятся на отдельные блоки, которые можно комбинировать при установке. Понятие это достаточно условно и каждый производитель понимает под «блоком» или «банком документов» что-то свое. Количество документов в «банке» тоже индивидуально: кто-то дробит базу на много маленьких частей, кто-то – на несколько больших. По названию блока часто нельзя определить, какие документы в нем присутствуют. Нет, если он называется «Законодательство Брянской области», то все ясно, но вот по названию «Помощник кадровика: Эксперт» (один из тарифов «Кодекса») непосвященный может определить только тематику документов.

Столь же условна и такая характеристика СПС, как «количество документов»: некоторые производители считают «отдельными документами» разные редакции одного и того же текста… Доступ к своим базам через интернет предоставляют все СПС. «Консультант» с «Гарантом» при этом денег не берут вообще, но ограничивают время просмотра. У «Консультанта» полный доступ ко всем возможностям интернет-версии вы сможете получить только в выходные и по праздникам, вдобавок, вам придется пользоваться браузером Internet Explorer.

Вообще, для современных веб-сервисов такое ограничение нетипично: оно мешает пользователям альтернативных браузеров и почти исключает из числа пользователей поклонников альтернативных ОС. Которых, правда, мало, но число их постоянно растет. Что же касается «Гаранта», то у него полный доступ ко всем документам интернет-версии предоставляется только в нерабочее время. В остальное время можно пользоваться усеченной версией, содержащей основные нормативные акты. Ее должно хватить для наиболее часто встречающихся ситуаций.

Политика интернет-услуг у «Кодекса» напоминает подход «Референта»: пользоваться системой можно за фиксированноую плату. Тарифных планов, правда, побольше, самый дешевый из них обойдется в сумму чуть меньше двух тысяч рублей, причем оплата не повременная, а «за трафик»: каждый документ оценен в определенную сумму, которая снимается со счета при его просмотре – и так до тех пор, пока счет не уходит «в ноль»…

Основной способ пополнения СПС новыми документами – это договоры о предоставлении информации с государственными органами. Еще один источник – это различные издания, признанные официальными публикаторами соответствующих актов. Большинство органов власти имеют свои ведомственные издания, в которых публикуются принятые акты. В то же время, получение их текстов из соответствующего органа напрямую позволяет включать в базу тексты, которые не подлежат опубликованию (как правило, это различные информационные письма и прочие ненормативные документы). В последнее время все большее количество документов публикуется на официальных сайтах органов власти.

Как правило, такие публикации не имеют статуса официальных, однако, использовать их для справок вполне можно. Например, у «Право.ру» такой способ пополнения является основным. Кроме того, у этой правовой системы – наиболее полная подборка документов из арбитражной практики: ее разработчики занимаются выполнением работ по созданию базы данных решений судов, так что всю эту информацию «Право.ру» получает из первых рук. На обновления данных о конкретном судебном процессе можно подписаться. Кроме того, «Право.ру» создала сайт с расписанием заседаний арбитражных судов.

Обновления баз данных СПС как правило распространяются через Интернет, хотя практикуется и старый, «дедовский» способ, предполагающий поход регионального представителя к клиенту с флешкой. Периодичность обновлений устанавливается гибко: например, у «Консультанта» можно ставить их даже ежедневно, если не лень. У интернет-версий такого вопроса вообще не стоит: добавленный документ появляется там сразу же.

Основной характеристикой справочной системы после полноты ее базы, является удобство поиска. У каждой системы в этой области – свои особенности, но заметна общая тенденция к упрощению поисковых форм. Хотя у «Консультанта» основным способом поиска до сих пор является «расширенный», когда пользователю предлагается форма с множеством полей для ввода самых разных реквизитов документа. Фактически, такой же поиск – основной и в «Гаранте».

В то же время, в остальных СПС пользователю не нужно задумываться, куда и что вводить: поисковые формы в них предельно упрощены и состоят из одной строки. Особенно гордятся этим разработчики «Кодекса», именующие свой поиск «интеллектуальным»: по их словам, вводить запросы можно в свободной форме, близкой к естественным выражениям. Полезная возможность присутствует в «Право.ру» – это кнопка «развернуть», позволяющая просмотреть те отрывки найденных документов, в которых есть слова из запроса. Нечто похожее есть и в «Кодексе».

Результаты поиска в некоторых СПС могут быть отфильтрованы. К примеру, в «Консультанте» можно выбирать документы из каждого информационного банка. В «Право.ру» фильтрация осуществляется по видам документов, от «федерального законодательства» до «комментариев и консультаций». Одной из стандартных возможностей СПС является так называемый «поиск по ситуации», когда документы группируются в зависимости от ситуации, в которой они могут понадобиться. Это очень похоже на группировку документов по так называемым «тегам», с той лишь разницей, что теги проставляются менее упорядоченно.

Кроме того, документы сортируются еще и по тематике, в «Консультанте» инструмент такой сортировки называется «правовым навигатором», а в «Гаранте» тематика определяется непосредственно в карточке поиска. К возможностям почти любой СПС относятся отбор документов с занесением в «избранное», простановка комментариев и закладок, навигация по содержанию документа, просмотр различных его версий.

В «Право.ру» есть некоторые особенности, специфичные именно для Интернета, например, получение ссылки на определенную часть документа или отправка его по электронной почте. Кроме этого, в этой системе сделана попытка создания социальной сети: пользователи могут обмениваться сообщениями, комментировать документы, добавлять друг друга в «друзья», вести блоги. Интерфейс «Права.ру» сделан именно в расчете на использование в Интернете: в нем используются современные веб-технологии, он работает в большинстве современных браузеров и операционных систем.

На развитие справочных правовых систем влияние оказывает само развитие компьютерной техники и законодательства. Появление коммерческих СПС было вызвано распространением доступных персональных компьютеров, большинство более-менее заметных программ этой категории появилось в начале девяностых годов. Кроме того, именно после распада СССР начало появляться множество новых нормативных актов, и необходимость их систематизации, что называется, назрела.

В дальнейшем свое влияние на развитие справочных правовых систем оказало распространение Интернета: появляются услуги, оказываемые через Сеть, а интерфейс поиска начинает «мутировать» от громоздких «карточек» с полями для ввода множества реквизитов документа, до простой поисковой строки, запросы в которую вводятся на естественном языке. Свою роль в упрощении поиска сыграло увеличение мощности компьютеров и их способность обрабатывать большие массивы информации за приемлемые промежутки времени, что позволило повысить качество поиска.

В последнее время веб-приложения становятся равноправными «партнерами» обычных десктопных программ, а нетбуки и планшетные компьютеры позволяют пользоваться ими если не «на ходу», то «на коленке» уж точно. В таких условиях преимущество получают системы, которые созданы более поздно, такие, как «Право.ру». Над ними не довлеет «наследие прошлого» в виде устаревших интерфейсов и технологий. Другими словами, будущее в сфере работы с документами за новыми СПС, идущими в ногу со временем и отвечающими требованиям последних тенденций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *