деловая этика регулирует отношения
Discovered
О финансах и не только…
Деловая этика
Что такое деловая этика?
Деловая этика (также известная как корпоративная этика) — это форма прикладной этики или профессиональной этики, которая исследует этические принципы и моральные или этические проблемы, которые могут возникнуть в деловой среде. Она применяется ко всем аспектам делового поведения. Истоками этики являются как отдельные лица, так и организации в целом (посредством установления определенных корпоративных норм). Эти нормы, ценности, этические и неэтичные практики являются принципами, которыми руководствуется бизнес. Они помогают этим компаниям поддерживать лучшую связь со своими заинтересованными сторонами.
Деловая этика — это изучение соответствующей деловой политики и практики в отношении потенциально спорных вопросов, включая корпоративное управление, инсайдерскую торговлю, взяточничество, дискриминацию, корпоративную социальную ответственность и фидуциарные обязанности. Деловая этика часто регулируется законодательно, но в ряде случаев она представляет собой базовое руководство, которому компании могут следовать, чтобы получить одобрение общественности.
Термин «деловая этика» получил широкое распространение в США в начале 1970-х годов. Интерес к деловой этике резко возрос в 1980-х и 1990-х годах как в крупных корпорациях, так и в академических кругах. Например, многие крупные корпорации сегодня продвигают свою приверженность этическим нормам ведения бизнеса в таких вариациях как кодексы поведения, отделы этики и соблюдения требований, сотрудники по этике, а также отчеты или уставы социальной ответственности.
Сущность деловой этики
Этика означает набор правил или принципов, которым должна следовать организация. Под деловой этикой понимается кодекс поведения, которому компании должны следовать при ведении бизнеса. С помощью этики организации устанавливают стандарты для регулирования своего поведения. Это помогает им отличать «неправильную» часть бизнеса от «правильной».
Этика, формируемая в организации, основана на создании человеческого разума. Вот почему этика зависит от влияния места, времени и ситуации.
Деловая этика относится к современным организационным стандартам, принципам, наборам ценностей и норм, которые регулируют действия и поведение человека в деловой организации. Деловая этика имеет два измерения: нормативная деловая этика и описательная деловая этика. Как корпоративная практика и профессиональная специализация, эта область в первую очередь нормативная. Ученые, пытающиеся понять деловое поведение, используют описательные методы. Диапазон и количество вопросов деловой этики отражает взаимосвязь поведения, направленного на максимизацию прибыли, с неэкономическими проблемами.
Деловая этика обеспечивает наличие определенного базового уровня доверия между потребителями и различными формами участников рынка с предприятиями. Например, управляющий портфелем должен одинаково учитывать портфели членов семьи и мелких индивидуальных инвесторов. Такая практика обеспечивает справедливое обращение с общественностью.
Концепция деловой этики зародилась в 1960-х годах, когда корпорации оказались в плену общества, основанного на потребителях, проявлявшего озабоченность по поводу окружающей среды, социальных аспектов и корпоративной ответственности. Повышенное внимание к так называемым социальным вопросам стало отличительной чертой того десятилетия.
С того времени концепция деловой этики претерпела изменения. Деловая этика выходит за рамки морального кодекса «правильного» и «неправильного»; она пытается согласовать то, что компании должны делать с юридической точки зрения, с сохранением конкурентного преимущества перед другими предприятиями.
Почему важна деловая этика?
Деловая этика важна по разным причинам. Прежде всего, она позволяет бизнесу работать в рамках закона, гарантируя, что он не совершает правонарушений против своих сотрудников, клиентов, потребителей или других сторон. Если компании осведомлены о деловой этике, то они получают ряд преимуществ, которые помогут им достичь желанного успеха.
Организация также может укреплять доверие между бизнесом и потребителями. Если потребители чувствуют, что бизнесу можно доверять, они с большей вероятностью выберут этот бизнес, а не его конкурентов. Некоторые компании предпочитают использовать определенные аспекты деловой этики в качестве маркетингового инструмента, особенно если они решают выделить популярную социальную проблему. Разумное использование деловой этики может привести к увеличению капитала бренда в целом.
Этичное ведение бизнеса привлекает инвесторов и акционеров. Они с большей вероятностью вложат деньги в компанию, поскольку следование стандартным этическим нормам ведения бизнеса и их правильное использование может стать путем к успеху для многих предприятий.
Следование деловой этике также может быть выгодным для сотрудников и операций компании. Этичным предприятиям значительно проще привлекать лучшие таланты. Сотрудники не только ценят социально осведомленного работодателя, но также будут воспринимать его как бизнес, который будет действовать в интересах их сотрудников. Это способствует увеличению количества преданных своему делу сотрудников и сокращению затрат на подбор персонала.
Примеры деловой этики
Вот несколько примеров деловой этики в действии, когда корпорации пытаются сбалансировать маркетинг и социальную ответственность. Например, компания «Альфа» продает злаки, полностью состоящие из натуральных ингредиентов. Отдел маркетинга хочет использовать полностью натуральные ингредиенты в качестве аргумента, но он должен умерить энтузиазм по поводу продукта, а не законы, регулирующие методы маркировки.
В рекламе некоторых конкурентов рекламируются злаки с высоким содержанием клетчатки, которые могут снизить риск некоторых видов рака. Рассматриваемая крупяная компания хочет получить большую долю рынка, но отдел маркетинга не может делать сомнительные заявления о пользе для здоровья на коробках для хлопьев без риска судебных разбирательств и штрафов. Даже несмотря на то, что конкуренты с более крупной долей рынка в зерновой промышленности используют теневые методы маркировки, это не означает, что каждый производитель должен вести себя неэтично.
В качестве другого примера рассмотрим вопрос контроля качества в компании, производящей электронные компоненты для компьютерных серверов. Эти компоненты должны быть доставлены вовремя, иначе производитель может потерять выгодный контракт. Отдел контроля качества обнаруживает возможный дефект, и каждый компонент в одной партии проверяется.
К сожалению, проверки могут занять слишком много времени, и время для своевременной доставки может пройти, что может задержать отгрузку продукта клиенту. Отдел контроля качества может отправить детали, надеясь, что не все из них неисправны, или задержать отправку и все проверить. Если детали неисправны, компания, покупающая компоненты, может столкнуться с негативной реакцией потребителей, что может привести к поиску более надежного поставщика.
Какие бывают виды деловой этики?
Деловая этика как область изучения невероятно разнообразна, но многие концепции можно разделить на несколько основных принципов. Каждый бизнес должен стремиться следовать этим принципам для достижения успеха.
Надежность
Достижение надежности обычно предполагает прозрачность и честность всех действий и коммуникаций. Доверие может иметь положительное влияние как внутри организации, так и за ее пределами. Потребители ценят открытость, поскольку она дает им представление о том, как работает бизнес, и концептуализирует работу, которую они делают. Сотрудники также ценят это качество в бизнесе, в котором они работают.
Уважение
Проявление уважения к сотрудникам и клиентам предполагает выполнение всех обещаний, искренние извинения и соответствующую компенсацию, если что-то из обещанного не выполняется. Проявление неуважения сдержит клиентов от сотрудничества с подобным бизнесом и снизит репутацию компании. Оно также нанесет значительный ущерб моральному духу сотрудников и увеличит текучесть кадров.
Справедливость
Отношение к клиентам и сотрудникам с чувством справедливости и корректности — ключевой тип этики. Манипулятивное поведение не только неэтично, но и бесполезно — и главным приоритетом любого бизнеса должно быть оказание помощи своим клиентам и сотрудникам. Также важно одинаково относиться ко всем людям.
Забота
В конце концов, бизнес состоит из людей. Есть люди, которые потребляют товары или услуги определенного бизнеса, а есть люди, которые работают, чтобы производить эти товары или услуги. Открытость и готовность бизнеса предложить решения возникающих проблем демонстрирует заботу — ценный инструмент для любого бизнеса. Проявлять заботу и поддерживать связь — это не только этичный поступок, он также помогает улучшить внутреннее и внешнее восприятие бизнеса.
Другие статьи:
Деловая этика : 7 комментариев
Нормы делового, служебного этикета, призваны регламентировать отношения между людьми, занятыми совместной деятельностью. Этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.
В практике деловых отношений всегда есть какие-то стандартные ситуации, которых невозможно избежать. Для этих ситуаций и вырабатываются формы и правила поведения. Этот набор правил составляет этикет делового общения. Деловой этикет — результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствовало успеху в деловых отношениях.
Деловой этикет — важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека, предпринимателя. Знание делового этикета, умение культурно вести себя — основа успеха человека в деловой сфере, необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.
Деловая этика — это система общих этических норм и правил поведения субъектов предпринимательской деятельности, их общения и взаимодействия. Она проявляется как на микроуровне — это моральные отношения в организациях, так и на макроуровне — это моральные отношения между субъектами хозяйственной деятельности. Деловая этика регулирует отношения бизнесмена, предпринимателя, менеджера со своими партнерами, конкурентами, клиентами, сотрудниками и тому подобное.
В международной коммерческой практике этика бизнеса — это совокупность норм и правил, разработанных и принятых на многосторонней основе, которые определяют отношения между хозяйственными субъектами разных стран, которые выступают контрагентами в международных соглашениях. Из международных этико-правовых норм должны выходить многосторонние соглашения, резолюции, декларации, документы, производимые международными экономическими организациями (как межправительственными, так и неправительственными), к которым присоединилась страна — участница международного соглашения. Поскольку международный бизнес подразумевает как деловые операции между фирмами, которые выступают как независимые субъекты рынка, так и внутрифирменные операции, осуществляемые в пределах транснациональных корпораций (ТНК), расположенных в различных странах и которые взаимодействуют между собой, то регулирование этико-правовых отношений охватывает международную коммерческую практику в целом и все виды операций, которые осуществляются фирмами.
Если человек является владельцем компании, которая не производит никакой продукции, не нанимает никаких работников и не производит никаких отходов, то даже в этом случае такой человек не должен забывать об основных моральных стандартах. Любой руководитель часто сталкивается с необходимостью принимать такие решения, которые ставят перед ним сложные этические проблемы, и в таких ситуациях руководитель не властен изменить что-либо: он вынужден принимать решения, в результате выполнения которых неизбежно пострадают люди; ему приходится идти на сделки, в которых приходится выбирать между равно необходимыми материальными ценностями и устоявшимися моральными принципами; он оказывается в таком положении, что интересы его организации и цели работы входят в противоречие с личными нуждами конкретных служащих или потребителей.
Именно поэтому изучение этики бизнеса является исключительно важным для руководителя любой организации. Из интервью, взятых у различных руководителей организаций в США, можно выделить главные этические проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются руководители делового мира Америки:
В целях повышения этичности поведения руководителей и рядовых сотрудников можно использовать следующие мероприятия и методы:
К важнейшим «вечным» моральным дилеммам, перед которыми стоят субъекты деловых отношений, можно отнести следующие:
В современных условиях на макроуровне ключевые этические проблемы деловых отношений возникают в следующих областях:
Деловаяэтика в широком смысле – это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она включает явления различных порядков:
Деловая этика
В пособии рассматриваются теоретические, практические и методологические аспекты деловой этики, в частности сущность этики, этика деятельности организации, особенности этики руководителя и т. д. Авторы данного учебного пособия ставили себе цель ознакомить студентов с широким кругом проблем этики деловых отношений, обеспечить как теоретическими, так и прикладными знаниями в области деловой этики. Пособие подготовлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Предназначено для студентов вузов, магистрантов и аспирантов. Может быть использовано на курсах повышения квалификации специалистов, а также при проведении занятий в школах, лицеях, гимназиях. Представляет интерес для широкого круга читателей.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Деловая этика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Введение. Цели и задачи изучения деловой этики
1.1. Деловая этика как научная дисциплина. Теоретически предпосылки становления деловой этики. Краткая история формирования Деловой этики как области знаний. Цель деловой этики и область ее изучения. Две основные позиции ученых относительно деловой этики.
1.2. Структура деловой этики (макроэтика и микроэтика). Социальные функции деловой этики. Принципы универсальной деловой этики. Взаимосвязь деловой этики и общественного сознания.
1.3. Соотношение этики и этикета. Понятие делового этикета Этика — этикет — деловой этикет. Виды этикета. Краткая история возникновения деловых этических кодексов. Примеры этических кодексов.
1.1. Деловая этика как научная дисциплина
Теоретически предпосылки становления деловой этики. Краткая история формирования Деловой этики как области знаний. Цель деловой этики и область ее изучения. Две основные позиции ученых относительно деловой этики
Деловая этика как научная дисциплина. Деловая этика является одной из разновидностей профессиональной этики. [1]
Одни ученые считают, что деловой этикой определяется поведение и практическая деятельность профессионалов бизнеса.
Для других — это совокупность моральных стандартов, о которых многие говорят, но мало кто их придерживается.
Третья категория ученых просто отрицает само существование деловой этики вообще.
В данном учебнике мы будем понимать деловую этику как применение этических принципов к деловым ситуациям. При таком подходе деловая этика представляет собой синтез теории этики и традиционного обучения ведению дел, таких как организационное поведение, экономика, стратегическое планирование, финансы, учет, маркетинг.
Деловая этика — это научная дисциплина, изучающая применение этических принципов к деловым ситуациям. Наиболее разрабатываемыми вопросами в деловой этике являются следующие: взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой; проблема социальной ответственности бизнеса; вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений; способы повышения этического уровня организации; влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение и некоторые другие. [2]
Возможно, определение, предложенное Лорой Нэш в ее книге «Долой благие намерения», наиболее точно раскрывает содержание понятия «деловая этика». Деловая этика представляет собой изучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям коммерческого предприятия. Она не является простым набором определенных моральных стандартов, а представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком, занимающимся бизнесом. [3]
Теоретически предпосылки становления деловой этики.Теоретически предпосылки становления деловой этики мы видим еще в трудах великих философов. Морально-психические свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона и Аристотеля.
✓ Конфуций говорил: «Чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, выполнение установленных в обществе норм и правил поведения». [4]
✓ Сократ в своих речах подмечал, что «нормы морали и моральное сознание людей как главный фактор их общения между собой». [5]
✓ Платон утверждал, что «общение между людьми должно строиться на основе добродетелей: справедливость, благочестие, соблюдение нравственных норм, мотивы поведения людей». [6]
Многие западные философы Нового времени, тоже обращали свое внимание на мораль, нравственность и этические принципы. Например: Спиноза говорил, что: «роль человеческой индивидуальности, характеризующей прежде всего внутренний мир человека, проявляющийся в тех или иных его психологических состояниях». [7]
Краткая история формирования Деловой этики как области знаний. Деловая этика как область знаний сформировалась в 1970‐х гг. в Соединенных Штатах (однако особое внимание этичному поведению в бизнесе стало уделяться в 1960‐е гг. во время различных социальных потрясений). Между научным сообществом и деловым миром в это время возникало все большее согласие по вопросу необходимости повышения «этического сознания» профессиональных бизнесменов при проведении ими деловых операций. Некоторые специалисты указывали на необходимость повышения «ответственности корпораций перед обществом». Другие обращали особое внимание на участившиеся случаи коррупции как среди правительственной бюрократии, так и среди ответственных лиц различных корпораций. Множество людей связывают этот процесс с упадком значения религиозных ценностей и традиционной морали.
Решением различных ценностно-ориентирующих проблем является, по мнению многих наблюдателей, смещение позиции моральных ценностей и ответственности перед обществом в сфере бизнеса.
По деловой этике было издано множество книг, и большинство школ бизнеса в США включило деловую этику в свою учебную программу. Несмотря на все это, остается пока еще очень затруднительным определить границы данной области знаний. [8]
Хотя скептицизм по поводу самой возможности существования деловой этики был распространен достаточно долго (а в нашей стране широко распространен и до сих пор), профессионалы бизнеса и широкие слои общественности всегда разделяли также глубокое убеждение в том, что существование высоких этических стандартов в деловой сфере приведет к получению всеобщей выгоды.
Так называемый переход к рынку в российской экономике требует эволюции децентрализованных структур, ответственных за принятие решений, поэтому изучение деловой этики особенно необходимо.
В условиях рыночной экономики честность и доверие являются наиболее важными этическими качествами.
Цель деловой этики и область ее изучения. Цель деловой этики — сформировать понятие профессионального долга и чести, привить навыки культуры общения с клиентами, со своими коллегами. Норма в деловой этике как первооснова высокого профессионализма. Соблюдение моральных норм, исторически сложившихся в рамках отдельного вида профессиональной деятельности как условие и требование времени. [10]
Наиболее разрабатываемыми вопросами в деловой этике являются следующие:
✓ взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой;
✓ проблема социальной ответственности бизнеса;
✓ вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений;
✓ способы повышения этического уровня организации; влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение и некоторые другие. В современном обществе существуют две основные позиции относительно деловой этики:
1) позиция делового прагматизма (деловой макиавеллизм) — в деловой жизни этика не нужна, роль деловой жизни исключительно экономическая. Прагматики стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, социальных обязанностях, поскольку в результате появляются «излишние», не относящиеся к делу проблемы. Для предпринимателей, стоящих на позиции делового макиавеллизма, основной целью является максимизация прибыли любыми доступными средствами. Крайним случаем неэтичного поведения бизнесмена является нарушение закона. [11]
2) позиция соблюдения этических норм — это более цивилизованный подход, так как деловая организация является компонентом общества и, утверждая этические нормы у себя, она в тоже время способствует их распространению и в макросреде (социуме). А чем благополучнее этическая атмосфера в обществе, тем благоприятнее обстановка и для деловой жизни. Неэтичное поведение рано или поздно обернется прямыми экономическими убытками или социальными, нравственными издержками как для предприятия, так и для социальной среды. [12]
Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:
1) создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;
2) прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;
3) приоритет при разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межчеловеческих отношений, а не производству продукции. [13]
1.2. Структура деловой этики (макроэтика и микроэтика)
Социальные функции деловой этики. Принципы универсальной деловой этики. Взаимосвязь деловой этики и общественного сознания
Структура деловой этики (макроэтика и микроэтика). Деловая этика — это научная дисциплина, изучающая применение этических принципов к деловым ситуациям.
Традиционно деловую этику принято разделять на макроэтику и микроэтику.
Под макроэтикой понимается та часть деловой этики, которая рассматривает специфику моральных отношений между макросубъектами социальной и экономической структуры общества: корпорациями, государством и обществом, как в целом, так и его организованными частями. [14]
Под микроэтикой — исследование специфики моральных отношений внутри корпорации, между корпорацией как моральным субъектом и ее работниками, а также держателями акций. [15]
На горизонтальном уровне присутствуют моральные отношения среди субъектов, обладающих одинаковыми характеристиками, — между различными корпорациями.
На вертикальном уровне — моральные отношения субъектов, обладающих разными характеристиками и свойствами. К этому уровню можно причислить отношения: корпорации — государство, корпорации — общество в целом (или его локальная часть) и корпорации — окружающая среда. Большинство людей принимают этические решения на микроуровне. [16] Например, когда человек отвечает за свое собственное поведение.
Макроуровневый подход в бизнесе особенно важен для экономики переходного периода. Например, в России происходит трансформация основных экономических институтов. Если эти институты имеют хорошо продуманную структуру и приспособлены к культурным и социальным условиям жизни в России, они будут способствовать ответственному этическому поведению на микроуровн е. [17]
На макроуровне иногда бывает трудно сказать, где кончается деловая этика и начинается экономическая теория.
Социальные функции деловой этики. Поскольку деловая этика формируется на основе характерных обязанностей и задач профессии, на основе тех ситуаций, в которых могут оказаться люди в процессе выполнения этих задач, то первой и главной социальной функцией деловой этики является содействие успешному решению задач профессии.
Во-вторых, деловая этика играет роль посредника, сочетающего интересы общества и профессиональных групп населения. Интересы общества выступают в деловой этике в форме долженствования, требования, обязанности выполнения общественных задач, достижения общественных идеалов.
Деловая этика, таким образом, осуществляет связь и наследование прогрессивных моральных ценностей и нравственных отношений трудовой сферы общества — в этом также одна из важнейших социальных функций профессиональной этики. [19]
Принципы универсальной этики.
Принципы универсальной этики могут быть названы моралью, поскольку они отражают общие ожидания каждого человека в любом обществе. Это такие принципы, которые мы пытаемся привить нашим детям, и ожидаем подобного поведения от других.
Принципы универсальной этики включают:
✓ беспокойство за благополучие других;
✓ уважение права других быть самостоятельными;
✓ надежность и честность;
✓ добровольное подчинение закону (за исключением гражданского неподчинения);
✓ отказ от несправедливого преимущества над другими;
✓ благотворительность, возможность приносить пользу;
✓ предупреждение вредных последствий. [21]
Сосуществование принципов Важно иметь в виду, что принципы универсальной этики являются первой контрольной точкой в любой ситуации, включая уровни деловой ответственности. [22]
Например, когда мы судим о том, была ли корпорация социально ответственной на международном уровне, нам все же необходимо учитывать принципы личной ответственности как необходимое условие.
Принципы деловой этики.
В дополнение к тому, к чему стремятся все люди, человек, действуя в рабочей среде, берет на себя бремя дополнительной этической ответственности. Например, профессиональные ассоциации имеют своды этических правил, которые задают необходимое поведение в пределах контекста профессиональной практики, как, например, медицина, право, учет, лесоводство или проектирование.
1. Честность и порядочность в деловых отношениях. Обман не может служить основой нормального экономического процесса. Репутация стоит дорого не только в денежном, но и в социальном и психологическом измерениях.
2. Свобода. Уважение к свободе следует рассматривать как высшую добродетель. Цивилизация движется к индивидуализму, к подлинному раскрепощению человеческой личности. Деловой человек должен ценить свободу не только своих коммерческих действий, но и своего конкурента, что выражается в недопустимости вмешательства в его дела, ущемления его интересов.
3. Терпимость к слабостям и недостаткам партнеров, клиентов, подчиненных. Терпимость рождает взаимное доверие, понимание и откровенность, а также помогает «гасить» конфликтные ситуации в самом их зародыше. Деловому человеку следует развивать в себе чувство самоконтроля эмоций, вырабатывать привычку сдерживаться и не терять самообладания.
4. Тактичность — это, прежде всего, ориентация на гуманность и благородство, внимательность и предупредительность. Быть тактичным — это значит в любой ситуации осознавать своего подчиненного, партнера или клиента как самоценную человеческую личность с учетом ее бисоциальных характеристик: пола, возраста, национальности, темперамента и т. д.
5. Деликатность — чуткое, тонкое отношение к коллегам, подчиненным, партнерам, к их чувствам. Деликатность — это особая, свойственная культурным деловым людям форма проявления корректности и искренности в общении. Особенно важна деликатность при общении с зарубежными служащими или партнерами, чьи обычаи, представления и манеры поведения могут показаться странными.
6. Справедливость — объективная оценка личностно-деловых качеств партнеров, клиентов, подчиненных, признание их индивидуальности, открытость критике, самокритичность. Несправедливость по отношению к подчиненным и коллегам, имеющим лучшие способности, ведет к потере уважения и превращению власти руководителя из фактической в номинальную. [24]
Взаимосвязь деловой этики и общественного сознания. Большую роль в становлении и усвоении норм деловой этики играет общественное мнение. Нормы деловой морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений.
Взаимосвязь деловой этики и общественного сознания существует и в форме традиций. Различные виды деловой этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.
1.3. Соотношение этики и этикета
Понятие делового этикета Этика — этикет — деловой этикет. Виды этикета. Краткая история возникновения деловых этических кодексов. Примеры этических кодексов
Современный человек постоянно находится в ситуациях общения — дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми.
Еще римский философ-стоик император Марк Аврелий Антоний говорил: «Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза». [25]
Огромное количество деловых контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него соблюдения ряда условий и правил. Эти правила именуются этикетом. [26]
Этика (от лат. ethiсa или греч. ethos — обычай, нравственный характер) учит оценивать ситуацию, чтобы человек мог поступать этически правильно (нравственно).
Со времен Аристотеля этика принадлежит к области практической философии, так как пытается ответить на вопросы: что мы должны и чего не должны делать?
Этика подразумевает наличие некоторых нравственных норм, регулирующих отношения между людьми. Наиболее четко важнейшие для человечества этические нормы выражены в христианстве. [27]
Под этикетом понимается совокупность конкретных правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда), составная часть внешней культуры общества (культуры поведения). [28]
Этикет можно рассматривать как часть нормативной этики.
Слово «этикет» вошло в обиход в XVII в. Во времена правления французского «короля-солнца» Людовика XIV на одном из дворцовых приемов гостям раздали карточки с перечислением некоторых правил поведения. От названия этих карточек — etiquette — произошло слово «этикет», вошедшее во многие языки. Этикетные правила охватывают разрешения и запреты, формирующие в целом морально-нравственные нормы: оберегай младших, уважай старших, будь добрым к окружающим, не оскорбляй зависящих от тебя, будь трудолюбивым и т. д.
Этикет составляет часть внешней культуры общества. В него входят те ее требования, которые приобретают характер строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения.
Этикет представляет собой условный язык, с помощью которого можно оценивать человека, судить об уровне его культуры, нравственности, интеллекта уже по тому, как он входит, как здоровается, каким тоном говорит, какие первые слова произносит. [29] Овладение этикетом способно помочь преуспеть в деле и, наоборот, пренебрежение им вполне может разрушить карьеру. От каждого служащего все чаще требуется, чтобы он достойно представлял лицо своей организации.
Японцы ежегодно тратят 700 миллионов долларов на обучение и консультации по этикету для служащих. Они хорошо знают, что успех любой фирмы во многом зависит от способности ее работников дружно трудиться над достижением общей цели.
Знание этикета, культура поведения — ключевые условия для успешной работы любой организации.
Виды этикета. Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:
✓ придворный этикет — строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;
✓ дипломатический этикет — правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
✓ воинский этикет — свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
✓ общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом;
По мере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что — нет.
Деловой этикет — важнейшая сторона профессионального поведения делового человека. Знание этикета — необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать. [31]
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от древности до наших дней.
Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.
Первым, кто на Руси стал придавать значение этикету, был боярин Андрей Курбский. Он впервые ввел обращение «вы», и оно долго оставалось формой аристократического обращения. Со временем «вы» широко вошло в обиход, ибо требовалось обществу как знак социального достоинства. Постепенно «ты» и «вы» распределили между собой роли как приметы уровня общения между людьми.
Этикет в одежде в нашей стране тоже претерпел немало изменений. В начале XVIII в. стал усиленно внедряться западный тип. На русскую почву переносились не только фасоны одежды, но и манеры, и внешние формы поведения. За соблюдением этих правил боярами и дворянским сословием постоянно и настойчиво, а порой даже жестоко, следил сам Петр I.
За нарушение этикета строго наказывали. В царствование Елизаветы и Екатерины II отбирались правила этикета, отвечающие требованиям и особенностям русской национальной культуры.
Как евразийская страна, Россия соединяла в себе противоположности Европы и Азии. Советская власть, как известно, стремилась во всем уравнять женщину и мужчину. Ведущая советская феминистка и первый комиссар социального обеспечения Александра Коллонтай опубликовала немало книг и статей, провозглашающих полную свободу женщин даже в сексуальных отношениях. [33]
И тем не менее, ни одна советская женщина, даже в 70–80‐е гг. XX в., не могла войти в здание горкома или обкома партии в брючном костюме. Разрешалось входить туда только в платье… Таков был большевистский этикет.
Что же касается мужчин, то руководящие работники всегда были в костюме и при галстуке. И никаких там «бабочек» или водолазок!
Как бы смешно иногда ни выглядели требования этикета, с ними приходится считаться. Он предписывает правила поведения не только на деловых и дипломатических встречах, но и в гостях, общественных местах и даже личностных отношениях. [34]
Деловая этика изучает профессиональную мораль, конкретизацию общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям того или иного вида профессиональной деятельности.
Деловая мораль возникает с общественным разделением труда, положившим начало профессиональному обособлению социальных групп.
Деловая этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения и в форме теоретических выводов, что свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому в сфере профессиональной морали. [35]
Возникновение первых деловых этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI–XII вв.
Именно тогда впервые в цеховых уставах появился ряд нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.
Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возник в глубокой древности, и поэтому такие профессионально-этические кодексы, как «Клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.
Примеры этических кодексов. Этический кодекс или моральный кодекс — система правил или этических принципов, управляющих поведением членов определенного сообщества (социальной, профессиональной, религиозной или этнической группы), выражающих понимание достойного поведения в соответствии с этическими принципами, моралью данного сообщества.
Примеры этических кодексов:
✓ моральный кодекс строителя коммунизма;
✓ серебряное правило и др.
Религиозные кодексы. Этическая доктрина всякой религии как правило оформляется в виде кодекса, предписывающего верующим определенную линию поведения в различных ситуациях, регулирующую их отношения между собой, внешним миром и богом.
Уровень детализации этих требований в разных религиях разный, однако во всех кодексах, представляющих религиозные культы, доказавшие свою жизнеспособность, идеи уважения к жизни, здоровью, собственности и личному достоинству человека представлены вполне отчетливо, причем не только по отношению к адептам своей религии, но и на определенном уровне к иноверцам.
Примерами религиозных моральных кодексов являются:
✓ золотое правило нравственности;
✓ десять заповедей авраамических религий;
✓ семь законов потомков Ноя и 613 заповедей в иудаизме;
✓ пять священных заповедей, Восьмеричный Путь и Десять заповедей буддизма;
✓ яма и нияма в индуизме;
✓ десять правил даосизма;
✓ древнеегипетский кодекс Маат и др. [36]
Примеры монашеских кодексов:
В современной жизни мы не можем обойтись без знания профессиональных и корпоративных кодексов:
Профессиональные кодексы принимаются обычно профессиональными объединениями, либо правительствами, либо неправительственными организациями.
Профессиональный кодекс часто выражает правила профессиональной ответственности, в которых рассматриваются часто встречающиеся сложные случаи, и объясняется, какое поведение в этих ситуациях следует считать этичным, а какое нет, и почему.
Для члена профессионального сообщества отклонение от профессионального кодекса может быть поводом для исключения из организации.
Например, в практическом руководстве за 2017 год Международная федерация бухгалтеров предлагает следующее рабочее определение: «Принципы, ценности, стандарты и правила поведения, которыми руководствуются при принятии решений, для процедур и сетей организации, которые: обеспечивают выгоду ключевых вкладчиков, и уважают права всех доверителей, чьи интересы затрагиваются действиями компании». [37]
Примеры профессиональных кодексов:
✓ Клятва Гиппократа и Кодекс Персиваля в медицине.
✓ Кодекс профессиональной этики Международной ассоциации переводчиков конференций. [38]
Многие компании используют корпоративные кодексы поведения для повышения эффективности управления и поддержания репутации. Кодекс обычно открыто публикуется и доступен всем, кто интересуется деятельностью компании. В нём описываются моральные обязательства компании по отношению к своим сотрудникам, клиентам, обществу в целом, а также ожидания компании в отношении поведения своих сотрудников. [39]
Среди организаций с опубликованными корпоративными кодексами — оAmazon, Apple, Colgate-Palmolive, Ford, Google, Intel, Microsoft и др.
1. Асмолова, М. Л. Деловые комплименты: управление людьми при внедрении инноваций [Электронный ресурс]: учебное пособие / М. Л. Асмолова. — 2‐е изд. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2016. — 161 с.
2. Жернакова, М. Б. Деловые коммуникации: теория и практика [Текст]: учебник для бакалавров: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» квалификация (степень) «бакалавр» / М. Б. Жернакова, И. А. Румянцева; Гос. ун-т упр. — Москва: Юрайт, 2014. — 370 с.
3. Иванова, И. С. Этика делового общения [Электронный ресурс]: учебное пособие: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 (080200.62) «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр») / И. С. Иванова. — 3‐е изд., испр. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2014. — 168 с. http://znanium.com/go.php?id=417747
4. Ивашкевич, В. Б. Профессиональные ценности и этика в бухгалтерском учете и аудите [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. Б. Ивашкевич. — Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2014. — 224 с. http://znanium.com/ go.php?id=463081
5. Кузнецов, И. Н. Деловой этикет [Электронный ресурс]: учебное пособие / И. Н. Кузнецов. — Москва: ИНФРА-М, 2014. — 348 с. http://znanium. com/go.php?id=461190
6. Федцов, В. Г. Культура ресторанного сервиса [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов экономических вузов и практических работников ресторанного бизнеса / В. Г. Федцов; Ин-т рус. предпринимательства, Центр работников сервиса и предпринимателей ристоран. бизнеса. — 3‐е изд. — Москва: Дашков и К°, 2014. — 248 с. http://znanium.com/go.php?id=430602
Упражнения для закрепления материала
Темы для дискуссии:
1. Этические кодексы, моральные требования, определяющие этическое поведение принадлежащих данной профессии: дипломатическая, судебная, медицинская, инженерная, спортивная этика. Определить отличие каждого раздела.
2. Деловая этика, нравственные отношения людей в трудовой сфере (материально-производственной, хозяйственно-экономической, управлен — ческой, духовной, культурной и т. д.). Рассмотреть специфику применения каждого метода на конкретных примерах.
3. Основные социальные функции деловой этики. Раскройте сущность каждой функции.
Практическое занятие: Профессиональные кодексы морали как составные части деловой этики
Цель: закрепить знания об основных требованиях профессиональной этики в соответствующих сферах трудовой деятельности и сформировать представление об их категоричности.
Форма практического занятия — семинар
Вопросы семинара для самоподготовки и обсуждения
1. Понятие профессионального кодекса.
2. Профессиональный кодекс юриста.
3. Профессиональный кодекс предпринимателя.
4. Профессиональный кодекс врача.
5. Профессиональный кодекс полицейского.
6. Профессиональный кодекс инженера.
7. Профессиональный кодекс учителя.
8. Профессиональный кодекс водителя маршрутного такси.
✓ Последовательность обсуждения — в предложенном порядке
✓ Для отчета: заполнить таблицу «Профессиональные кодексы морали»
Тест 1. Введение. Цели и задачи изучения деловой этики
1. Выберите наиболее полное определение Деловой этики:
a) Деловая этика представляет собой синтез теории этики и традиционного обучения ведению дел, таких как организационное поведение, экономика, стратегическое планирование, финансы, учет, маркетинг.
b) Деловая этика — это научная дисциплина, изучающая применение этических принципов к деловым ситуациям. Наиболее разрабатываемыми вопросами в деловой этике являются следующие: взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой; проблема социальной ответственности бизнеса и некоторые другие.
c) Деловая этика представляет собой изучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям коммерческого предприятия. Она не является простым набором определенных моральных стандартов, а представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком, занимающимся бизнесом.
d) Деловая этика — это научная дисциплина, изучающая применение этических принципов к деловым ситуациям.
2. В чем заключается цель изучения дисциплины «Деловая этика»:
a) В формировании понятия профессионального долга и чести, привитии навыков культурного общения с клиентами, со своими коллегами.
b) В соблюдении моральных норм, исторически сложившихся в рамках отдельного вида профессиональной деятельности.
c) В применении этических принципов к деловым ситуациям.
d) В применении на практике совокупности моральных стандартов, о которых многие говорят, но мало кто их придерживается.
3. Какая позиция относительно деловой этики заключена в высказывании «в деловой жизни этика не нужна, роль деловой жизни исключительно экономическая. Прагматики стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, социальных обязанностях, поскольку в результате появляются «излишние», не относящиеся к делу проблемы. Крайним случаем неэтичного поведения бизнесмена является нарушение закона».
a) Позиция соблюдения этических норм.
b) Позиция взаимоотношения между корпоративной и универсальной этикой.
c) Позиция понимания проблем социальной ответственности бизнеса.
d) Позиция делового прагматизма (деловой макиавеллизм).
4. Та часть деловой этики, которая рассматривает специфику моральных отношений между макросубъектами социальной и экономической структуры общества: корпорациями, государством и обществом, как в целом, так и его организованными частями, называется:
5. К этому уровню можно причислить отношения: корпорации — государство, корпорации — общество в целом (или его локальная часть) и корпорации — окружающая среда. Моральные отношения субъектов, обладающих разными характеристиками и свойствами, происходят на:
a) Вертикальном уровне.
b) Возрастающем уровне.
c) Международном уровне.
d) Горизонтальном уровне.
6. Беспокойство за благополучие других; уважение права других быть самостоятельными; надежность и честность; добровольное подчинение закону (за исключением гражданского неподчинения); справедливость и др. называется:
a) Принципами деловой этики.
b) Принципами делового этикета.
c) Принципами универсальной этики.
d) Принципами универсального этикета.
7. Огромное количество деловых контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него соблюдения ряда условий и правил. Эти правила именуются:
b) Корпоративной культурой.
8. Какая позиция относительно деловой этики заключена в высказывании «это более цивилизованный подход, так как деловая организация является компонентом общества и, утверждая этические нормы у себя, она в тоже время способствует их распространению и в макросреде (социуме). А чем благополучнее этическая атмосфера в обществе, тем благоприятнее обстановка и для деловой жизни. Неэтичное поведение рано или поздно обернется прямыми экономическими убытками или социальными, нравственными издержками как для предприятия, так и для социальной среды».
a) Позиция делового прагматизма (деловой макиавеллизм).
b) Позиция повышения этического уровня организации; влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение и некоторые другие.
c) Позиция соблюдения этических норм.
d) Позиция приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений.
9. Этикет можно рассматривать как часть:
a) Универсальной этики.
c) Профессиональной этики.
d) Нормативной этики.
10. Деловая деятельность приводит ко множеству этических по своему характеру вопросов, которые не рассматриваются и не могут быть решены:
a) Cредствами профессиональной этики.
b) Cредствами универсальной этики.
c) Cредствами деловой этики.
d) Cредствами корпоративной этики.
11. Ключевыми условиями для успешной работы любой организации являются:
a) Знание этикета, культура поведения.
b) Знание запретов, формирующие в целом морально-нравственные нормы.
c) Знание внешней культуры общества и регламентированного церемониала.
d) Знание культуры поведения и способности работников дружно трудиться над достижением общей цели.
12. Исследование специфики моральных отношений внутри корпорации, между корпорацией как моральным субъектом и ее работниками, а также держателями акций, называют:
13. Cистема правил или этических принципов, управляющих поведением членов определенного сообщества (социальной, профессиональной, религиозной или этнической группы), выражающих понимание достойного поведения в соответствии с этическими принципами, моралью данного сообщества.
a) Профессиональный кодекс.
b) Моральный кодекс.
c) Поведенческий кодекс.
d) Социальный кодекс.
14. Совокупность конкретных правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда), составная часть внешней культуры общества (культуры поведения), называется:
b) Корпоративной культурой.
d) Универсальной этикой.
15. Конкретизацию общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям того или иного вида профессиональной деятельности, изучает:
a) Универсальная этика.
b) Профессиональная этика.
d) Корпоративная этика.
16. Совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом, называется:
b) Корпоративный этикет.
c) Этикет делового общения.
d) Гражданским этикетом.
17. В системе моральных отношений между макросубъектами специалисты выделяют два уровня:
a) Горизонтальный и вертикальный.
b) Макроэтический и микроэтический.
c) Вербальный и невербальный.
d) Убывающий и возрастающий.
18. Взаимосвязь деловой этики и общественного сознания существует и в форме:
d) Корпоративной культуры.
19. Первая и главная социальная функция деловой этики:
a) Обеспечивает участие в согласовании интересов общества и личности в рамках данной социальной группы.
b) Обеспечивает преемственность основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении десятилетий.
c) Обеспечивает содействие успешному решению задач профессии.
d) Обеспечивает игру роли посредника, сочетающего интересы общества и профессиональных групп населения.
20. Честность и порядочность; свобода; терпимость к слабостям и недостаткам партнеров, клиентов, подчиненных; тактичность; деликатность; справедливостьи др. называются принципами: