деловая игра трудовое право в вопросах и ответах
Интерактивная игра по праву в 11 классе на тему «Трудовое право»
Интерактивная игра по праву в 11 классе на тему «Трудовое право» предназначена для повторения и обобщения пройденного материала.
Просмотр содержимого документа
«Интерактивная игра по праву в 11 классе на тему «Трудовое право»»
1.Знаешь ли ты закон?
2.Бюро по трудоустройству
4. Договор дороже денег
5.Делу время – потехе час!
6. Кто не работает, тот не ест
Ниже приведен ряд терминов. Укажите термин, «выпадающий» из этого ряда. Укажите, что объединяет логический ряд.
Замечание, выговор, увольнение – дисциплинарные взыскания, предусмотренные ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка.
Работники котельной поселка Н. потребовали от работодателя повысить им зарплату вдвое с 1 октября 2011 года, сославшись на значительный рост цен на продукты питания и товары первой необходимости. Работодатель отказался от повышения зарплаты работникам, т.к. в мае 2011 г. была проведена индексация зарплаты.
Работники решили провести в ноябре 2011 года забастовку с требованием повышения зарплаты. 1 ноября 2011 года они начали забастовку.
Правомерны ли действия работников?
Законодательство РФ признает право работников на забастовку. Но ТК РФ ограничивает право на забастовку в некоторых случаях, в том числе на предприятиях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление, теплоснабжение, водоснабжение и т.д.) Котельная является именно таким предприятием. По ТК РФ забастовки на таких предприятиях считаются незаконными.
Укажите основные способы защиты трудовых прав работников
Основные способы защиты трудовых прав работников
Верно ли высказывание?
1. Забастовка является наиболее активной формой давления на работодателя
2. О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 3 календарных дня.
3. Участие в забастовке является обязательным для всех членов профсоюза того предприятия, где она проводится
4. Работодатель имеет право не выплачивать работникам зарплату за время их участия в забастовке.
5. В РФ не допускаются забастовки работников правоохранительных органов
1. Забастовка является наиболее активной формой давления на работодателя. (верно)
2. О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 3 календарных дня. (неверно, за 10 дней)
3. Участие в забастовке является обязательным для всех членов профсоюза того предприятия, где она проводится. (неверно, добровольное участие)
4. Работодатель имеет право не выплачивать работникам зарплату за время их участия в забастовке. (верно)
5. В РФ не допускаются забастовки работников правоохранительных органов. (верно)
Ниже приведен ряд терминов. Укажите термин, «выпадающий» из этого ряда. Укажите, что объединяет логический ряд .
Диплом об образовании
Свидетельство о заключении брака
Документ воинского учета
Свидетельство о регистрации брака
Диплом об образовании
Документ воинского учета
Назовите критерии признания человека безработным
Критерии признания человека безработным
Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение определенного времени, например, за месяц
Трудоспособный возраст (с 15 лет по найму до 55лет женщины и до 60 лет мужчины)
Доказанное стремление человека найти работу (например, обращение в службу занятости и посещение работодателей
Гражданин К. 17 лет был принят на работу курьером. По взаимной договоренности между гражданином К. и работодателем до заключения трудового договора предусматривалось прохождение гражданином К. испытания в целях проверки его соответствия порученной работе сроком на 6 месяцев.
Найдите и исправьте юридические ошибки
Заполните таблицу «Продолжительность рабочего времени по ТК РФ (в неделю)»
Нормальная продолжительность рабочего времени
Продолжительность рабочего времени для работников в возрасте до 16 лет
Продолжительность рабочего времени для инвалидов 1 и 2 группы
Продолжительность рабочего времени для работников в возрасте от 16 до 18 лет
Продолжительность рабочего времени для работников на работах с опасными и вредными условиями труда
Нормальная продолжительность рабочего времени
Не более 40 часов в неделю
Продолжительность рабочего времени для работников в возрасте до 16 лет
Не более 24 часов в неделю
Продолжительность рабочего времени для инвалидов 1 и 2 группы
Не более 35 часов в неделю
Продолжительность рабочего времени для работников в возрасте от 16 до 18 лет
Не более 36 часов в неделю
Продолжительность рабочего времени для работников на работах с опасными и вредными условиями труда
Не более 36 часов в неделю
Юридический словарь. Укажите термин, соответствующий данному определению
Неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
Юридический словарь. Укажите термин, соответствующий данному определению
Неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей
Юридический словарь. Укажите термин, соответствующий данному определению
Система определения и дифференциации заработной платы работников бюджетной сферы
Юридический словарь. Укажите термин, соответствующий данному определению
Увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или забастовке
Соотнесите вид договора и срок его действия:
2.Срок действия трудового договора
1.Срок действия коллективного договора
Б. Заключается на определен-
В. Заключается на определен-ный срок,
Укажите, что из перечисленного относится к содержанию коллективного договора.
Работник Н. опоздал на работу на 4 часа по причине отмены утреннего рейса автобуса, на котором он добирался до работы. Работодатель издал приказ о расторжении трудового договора и увольнении работника Н.
Правомерны ли действия работодателя? Поясните ответ.
Укажите условия, при которых трудовой договор считается действительным, законным
Трудовой договор считается действительным, законным при соблюдении следующих условий:
Укажите порядок предоставления работнику ежегодного оплачиваемого отпуска
Порядок предоставления работнику ежегодного оплачиваемого отпуска:
Верно ли высказывание?
1. При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.
2. Ежегодный очередной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до 18 лет предоставляется продолжительностью не менее 35 календарных дней.
3. Работодатель вправе сократить продолжительность очередного оплачиваемого отпуска на 7 дней (до 21 дня) работнику, которому был объявлен выговор за совершение дисциплинарного проступка.
2. Неверно. Ежегодный очередной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до 18 лет предоставляется продолжительностью не менее 31 календарного дня.
3. Неверно. Работодатель не праве сократить продолжительность очередного оплачиваемого отпуска, установленную законодательством РФ.
Деловая игра «Трудовое право в вопросах и ответах»
ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям им.А.В.Луначарского»
по правовому просвещению
«Трудовое право в вопросах и ответах»
Цель: познакомить воспитанников с трудовым правом, трудовым кодексом, правами несовершеннолетних на труд.
По общему правилу начать работать молодые люди могут по достижении 16 лет. Если несовершеннолетний получил основное общее образование (либо в случаях, предусмотренных законодательством, оставил школу), он может начать трудовую деятельность с 15 лет.
С 14 лет молодые люди могут с согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства заключить трудовой договор на выполнение в свободное от учебы время легкой работы, если такая работа не причинит вреда их здоровью и не будет мешать учебе в школе.
В своих правах и обязанностях несовершеннолетние работники приравниваются к совершеннолетним. Они также должны добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации, трудовую дисциплину, выполнять установленные нормы труда, соблюдать требования по охране труда, бережно относиться к имуществу работодателя. Однако в области охраны труда, рабочего времени, времени отдыха и т.д. несовершеннолетние работники пользуются преимуществом по сравнению с совершеннолетними.
Условия труда несовершеннолетних.
В частности, для несовершеннолетних работников рабочая неделя сокращена:
• на 16 часов в неделю — для работников в возрасте до 16 лет;
• на 4 часа в неделю — для работников в возрасте от 16 до 18 лет.
Продолжительность ежедневный работы (смены) не может превышать:
для работников в возрасте от 15 до 16 лет — 5 часов, в возрасте от 16 до 18 лет — 7 часов;
для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу и работу, в возрасте от 14 до 16 лет — 2,5 часа, в возрасте от 16 до 18 лет — 3,5 часа.
Трудовой кодекс Российской Федерации
Статья 265. Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет.
Запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночном кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).
Статья 266. Медицинские осмотры лиц в возрасте до восемнадцати лет.
Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.
Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.
Статья 268. Запрещение направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет.
Статья 269. Дополнительные гарантии работникам в возрасте до восемнадцати лет при расторжении трудового договора.
Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам моложе 18 лет предоставляется продолжительностью 41 календарный день. Отпуск за первый год работы в организации может быть предоставлен несовершеннолетнему работнику по истечения шести месяцев непрерывной работы. Использовать свой отпуск молодые работники могут в любое удобное для них время.
Действующее трудовое законодательство предоставляет молодым людям возможность сочетать работу с обучением, обязывает работодателя создавать для этого необходимые условия.
Статья 270. Нормы выработки для работников в возрасте до восемнадцати лет.
Для работников в возрасте до восемнадцати лет нормы выработки устанавливаются исходя из общих норм выработки пропорционально установленной для этих работников сокращенной продолжительности рабочего времени.
При повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до восемнадцати лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.
Перечень документов, представляемый при приеме на работу
Трудовым кодексом РФ установлен перечень документов, с которым может знакомиться компания, принимая человека на работу.
2. Трудовая книжка (кроме случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства).
3. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
4. Свидетельство воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу).
5. Дипломы и другие документы об образовании.
6. Медицинское заключение (только в том случае, если для работы необходим медосмотр).
Другие документы требовать незаконно.
О чем спросить на собеседовании
Собеседование — это равноправный диалог о возможном сотрудничестве двух сторон. Поэтому соискатель не только может, но и должен задавать свои вопросы. «Молчаливый» соискатель, которому все «и так ясно», проигрывает сразу на двух фронтах. С одной стороны, работодатель обычно относит «нелюбопытных» собеседников к разряду равнодушных, не заинтересованных в работе людей. Поэтому вполне вероятно, что должность будет предложена не вам. С другой стороны, человек сам лишает себя возможности выяснить особенности и условия предлагаемой работы: нет ли таких, которые категорически ему не подходят?
О чем же следует спросить?
1. Должностные обязанности
Спросите и внимательно выслушайте перечень будущих должностных функций и обязательно уточняйте, если что-то кажется не совсем ясным. Только не забывайте, что перебивать собеседника нетактично. Поэтому по ходу беседы делайте пометки в блокноте, чтобы потом, когда вам предоставят слово, ничего не упустить.
2. Порядок оформления на работу
Будет ли сделана запись в трудовой книжке, заключен трудовой договор по всем правилам, эти аспекты соискатель не должен «пускать на самотек». Тем более, что сегодня все больше и больше компаний работают в полном соответствии с трудовым законодательством. И если работодатель в чем-то хитрит, лучше поискать другого.
3. Возможности карьерного роста
Если вы понравились работодателю и вас приглашают занять должность, обязательно нужно посмотреть будущее рабочее место. Отнеситесь к осмотру критически. Оцените, в порядке ли помещение, будет ли комфортно за столом, нет ли проблем с техническим оснащением и т.п.
О внутренней дисциплине
6. Обеденное время, перерывы в работе
Обязательно поинтересуйтесь внутренним распорядком фирмы: предусмотрен ли перерыв на обед, допустимы ли чаепития и перекуры, можно ли отпрашиваться с работы при крайней необходимости? Или придется «трубить от звонка до звонка», не имея возможности выпить чашечку кофе и ответить на личный звонок по мобильному, или порядки на фирме вполне гуманны?
8. Соблюдение Трудового кодекса РФ
Уточните, полностью ли соблюдаются в фирме нормы трудового права. Сможете ли вы рассчитывать на получение законного отпуска, оплату больничного листа и т.п.
9. Что входит в соцпакет
Некоторые фирмы подразумевают под ним соблюдение Трудового кодекса и не более того. Поэтому поинтересуйтесь, что конкретно имеет в виду работодатель: бесплатные обеды, оплату мобильной связи, медстраховку или что-то другое?
Сергею 17лет, он хотел устроиться на работу на ликероводочный завод экспедитором. Работодатель не принимает его.
Прав ли работодатель?
После окончания школы Саша и Ваня устроились работать в шахту подсобными рабочими. Могут ли они там работать, если им еще не исполнилось 18 лет.
Согласно действующему Трудовому кодексу РФ лицам до 18 лет запрещается работать под землей. Администрация шахты может быть наказана за противоправные действия.
Паша и Слава учатся в колледже, им по 16 лет. В ночное время они работают сторожами на предприятии. Права ли администрация завода, принявшая подростков на работу.
Администрация поступила неправильно.
Согласно действующему Трудовому кодексу РФ лицам до 18 лет запрещается работать в ночное время.
Во время летних каникул Екатерина хотела устроиться в танцевальную группу одного из ночных клубов нашего города. Администрация клуба ответила отказом, сославшись на то, что ей еще нет 18-ти лет. Правы ли работники администрации ночного клуба?
Администрация ночного клуба права. Согласно ст. 265 Трудового кодекса РФ запрещается применение труда несовершеннолетних на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, перевозки и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, в том числе работа в ночных клубах).
Предлагаю разыграть ситуации, когда человек устраивается на работу.
Какие документы Вы представите работодателю при приеме на работу
Урок-игра «Нарушение трудовых прав подростка: что делать?»
Этапы урока
Урок-игра, посвященный трудовым правам несовершеннолетних, является вторым уроком в блоке «Трудовое право». На предыдущем уроке учащиеся познакомились с трудовыми правами взрослых людей и уже обладают определенными знаниями по этой отрасли права.
1. Вводно-мотивационный
В начале урока учитель обозначает тему урока и вместе с учащимися выясняет, в чем же состоят цели урока, что нужно сделать для их достижения. Ребятам в 9 классе как раз уже исполнилось 14 лет. Они могут устроиться на работу, им важно приобрести практические навыки в этой области, поэтому учащиеся сами приходят к выводу, почему им необходимо изучить трудовые права несовершеннолетних. К тому же игра как форма проведения урока всегда является привлекательной для учащихся, поэтому проблем с учебной мотивацией не возникает.
2. Организационный (объяснение правил игры, деление участников на команды, распределение ролей, распределение заданий)
Учащиеся делятся на три команды. Первые две команды – это адвокатские бюро. Учащиеся выбирают руководителя своего бюро и придумывают ему название. Затем определяется, кто из учащихся будет играть роль подростков, которые будут обращаться в адвокатские бюро по определенным правовым вопросам. Третья команда – эксперты в области права. По ходу игры они составляют обобщающую таблицу «Трудовые права несовершеннолетних» (Приложение 4), а в конце урока выводят ее на экран через проектор и делают итоговый вывод. У всех команд на столе лежит подборка статей ТК РФ (Приложение 2), которые им необходимо использовать в ходе работы над заданиями.
3. Игра
А) В первое адвокатское бюро приходит подросток, который хочет на лето устроиться на работу курьером. Работодатель предложил ему подписать трудовой договор, но ребенок сомневается, правильно ли он составлен. Команда адвокатов получает трудовой договор с ошибками (Приложение 1), которые необходимо исправить, используя статьи ТК РФ.
Б) Во второе бюро обращаются три подростка, которые уже устроились на работу, но столкнулись с определенными трудностями (Приложение 3). Основываясь на статьях ТК РФ, команде необходимо выяснить, в чем состоят нарушения трудового законодательства, как их исправить. Также адвокатам необходимо указать, куда еще может обратиться работник, в том числе и несовершеннолетний, для защиты своих прав.
В) После завершения консультаций в адвокатских бюро, участники каждой команды представляют результаты своей работы остальным учащимся.
Г) После выступления обеих команд наступает черед экспертов, которые должны были заполнить обобщающую таблицу. Таблица выводится на экран, чтобы весь класс мог ее видеть, эксперты делают вывод.
4.Итоговое закрепление изученного материала
Урок завершается с помощью презентации «Знай свои права» (Приложение 5), которая сделана по примеру телепередачи «Своя игра». В ходе игры учащиеся отвечают на вопросы, касающиеся трудовых прав несовершеннолетних.
5. Заключительный этап
Учитель подводит итог урока и просит каждого учащегося самостоятельно оценить свою работу на уроке, затем проставляет оценки. В качестве домашнего задания учащимся можно предложить еще раз заполнить итоговую таблицу, но уже самостоятельно, основываясь на полученных знаниях.
Ожидаемые результаты:
В результате проведения данного урока у учащихся должны сформироваться следующие образовательные компетенции:
1. Учебно-познавательные компетенции. Учащиеся овладевают знаниями в области трудовых прав несовершеннолетних и учатся их применять в конкретных жизненных ситуациях. Также повышается уровень правовой культуры учащихся.
2. Информационные компетенции. Учащиеся формируют навык поиска и отбора необходимой информации, а также ее применения для решения конкретных задач.
3. Коммуникативные компетенции. В ходе урока учащиеся овладевают способами взаимодействия с окружающими людьми, навыками работы в группе, навыками правильного выражения своих мыслей, навыками аргументированно отстаивать свою точку зрения.
4. Социально-трудовые компетенции. Под данными компетенциями в частности понимается владение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, работника). Учащиеся примеряют на себя роль работников, что позволяет им овладеть навыками поведения, характерными для данной социальной роли. Также учащиеся осознают значимость труда в жизни человека.