деловые коммуникации учебное пособие
«Доброго времени суток, коллеги»: 7 книг о деловом общении и этикете
«Доброго времени суток», «Коллеги, завтра сдаем отчет», «Заранее спасибо», «Хороших выходных» — такие привычные фразы для корпоративного письма сегодня всех откровенно бесят. Почему так происходит и как избавиться от раздражающих канцеляризмов? Авторы нашумевшего хита «Пиши, сокращай» выпустили еще одну книгу. Она учит уважать адресата и заботиться о его интересах без использования дешевых манипуляций и фальшивой вежливости. Вы узнаете, как сделать вашу переписку с коллегами и партнерами простой, понятной, а главное — продуктивной. В пособии есть десятки наглядных примеров письменного общения в формате: так не надо делать / лучше так. Это поможет взглянуть на ваши послания со стороны получателя и перевести беседу в эффективное русло.
Тем, кто уже научился «писать и сокращать» благодаря бестселлеру Максима Ильяхова, рекомендуем познакомиться с еще одной его работой. В книге «Ясно, понятно» автор продолжает делиться секретами создания по-настоящему сильного текста и предлагает для этого более 50 различных инструментов. Как правильно использовать контекст, убеждать словом и делать материал близким и понятным любому читателю? Какие заголовки привлекают внимание? И как даже самые сложные темы превратить в увлекательный рассказ? Вся теория подкреплена примерами из практики самого автора. Так что это пособие — подарок для редакторов, копирайтеров, блогеров, маркетологов и всех, кто работает с текстами.
Эта небольшая, но очень емкая книга способна изменить представление о том, как можно общаться с людьми. Ее автор — мастер тележурналистики, обладательница двух премий ТЭФИ и известный бизнес-тренер Нина Зверева — делится секретами успешной коммуникации. Причем делает это кратко, понятно и с юмором. Многие приемы, перечисленные в пособии, легко применимы не только в деловых разговорах, но и в повседневных ситуациях. Вы поймете, какие ошибки мешают вам завоевать внимание собеседника, и научитесь выстраивать интересные диалоги с людьми самого разного социального и интеллектуального уровня.
В деловом общении не бывает мелочей. Неправильное приветствие, нарушение дресс-кода или некорректное обращение к собеседнику, — любая деталь может повлиять на заключение выгодной сделки и даже разрушить всю карьеру. Бизнес-тренер Ольга Шевелева собрала в своей книге все правила современного корпоративного протокола, а также рассказала о тонкостях международного этикета. Получился исчерпывающий справочник по традициям, манерам, поведению и имиджу в разных странах (европейских и азиатских) и в разных ситуациях. Так что это пособие будет особенно полезно тем, кому часто приходится работать за рубежом или иметь за границей деловые контакты. В числе клиентов автора — депутаты Госдумы, министры, дипломаты и руководители крупнейших предприятий.
Принято считать, что на работе нужно сохранять спокойствие в любых ситуациях и всегда держать эмоции при себе. В то же время игнорировать и подавлять чувства вредно для здоровья и продуктивности. Найти баланс в этом вопросе поможет книга Лиз Фосслиен и Молли Вест Даффи. Она учит слышать себя и направлять свои реакции в нужное русло. Такая способность — и есть тот самый эмоциональный интеллект (EQ), который на самом деле влияет на успех даже больше, чем IQ. Авторы пособия в доступной и ироничной манере рассказывают, как установить нормальные отношения с коллегами и быть эффективным сотрудником. А еще помогают освоить искусство извинений, которое пригодится не только в офисе, но и в отношениях с близкими людьми.
Время пандемии и повсеместной «удаленки» наглядно показало: без электронной почты и мессенджеров нам уже никак не обойтись. В современных реалиях даже самые важные вопросы зачастую приходится решать онлайн. А потому умение эффективно общаться через чаты и соцсети становится жизненно важным для карьеры и бизнеса. Постичь это искусство поможет книга ведущего российского эксперта в области деловой переписки Саши Карепиной. Она объясняет, как писать, чтобы вас не просто прочитали, но и услышали, поняли и даже согласились с вами. А множество иллюстраций с пояснениями, схемами, инфографикой делают это пособие лаконичным, понятным и запоминающимся.
Как деликатно перейти на «ты» в переписке? Почему голосовые сообщения всех раздражают? И что делать, если начальник подписался на ваш Инстаграм? Цифровой этикет, как и бытовой, помогает избежать неловких ситуаций и улучшить взаимоотношения с другими людьми. Книга Ольги Лукиновой предлагает набор готовых инструкций, как вести себя в сети. Автор уверяет, с помощью пособия вы сможете повысить эффективность работы, улучшить деловую репутацию и наладить контакт с коллегами и клиентами. Следовать всем этим правилам всегда и беспрекословно вовсе не обязательно, но познакомиться с ними будет полезно всем, у кого есть гаджет.
А по специальному промокоду LITRBK на сайте сервиса все читатели получат книгу в подарок из специальной подборки, а также скидку 25% практически на весь ассортимент.
Деловые коммуникации учебное пособие
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ОБЩЕСТВО “ЗНАНИЕ” САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
доктор философских наук,
профессор С. А. Сидоров
© Общество «Знание» СПб. и
Ленинградской обл., 2004
ISBN 5-7320-072″-0 © А. П. Панфилова, 2004
Раздел I. Коммуникативная компетентность специалиста 9
Глава 1. Общение как социально-психологический механизм взаимодейст-9
вия в профессиональной деятельности
Глава 2. Виды общения 20
Глава 3. Характеристики делового общения 23
Глава 4. Вербальные средства коммуникации 33
Глава 5. Коммуникативные барьеры * 49
Глава 6. Слушание в деловой коммуникации 75
Глава 7. Вопросы в деловой коммуникации 91
Глава 8. Ответы на вопросы 97
Глава 9. Невербальные средства в деловой коммуникации 114
Глава 10. Какие сигналы выдают неискренность, обман? 166
Глава 11. Репрезентативная система в деловой коммуникации 177
Раздел II. Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров 194
Глава 1. Психогеометрические характеристики личности 195
Глава 2. Типы посетителей коммерческих ярмарок, выставок 208
Глава 3. Ролевые и манипулятивные классификации 213
Раздел III. Формы деловой коммуникации 232
Глава 1. Деловой разговор 233
Глава 2. Деловая беседа по телефону 253
Глава 3. Деловые совещания 263
Глава 4. Пресс-конференция 279
Глава 5. Деловые переговоры 293
Глава 7. Дискуссия, симпозиум, полемика, дебаты, спор и др 343
Глава 8. Публичная речь 381
Глава 9. Презентация 400
Глава 10. Самопрезентация 409
Раздел IV. Методы стимулирования критического и творческою
мышления специалистов в деловой сфере 429
Глава 1. Обучающие игры 430
Глава 2. Методы генерирования идей 438
Глава 3. Критика в деловой коммуникации ‘/. 453
Глава 4. Комплименты в деловой коммуникации 470
Библиографический список 492
Деловому общению обучают сегодня в школах бизнеса и
менеджмента, его вводят в учебные программы престижных вузов, ему
посвящают международные семинары и симпозиумы. Интерес к нему
велик, а выбор столь необходимых учебников по деловому общению
(особенно отечественных авторов) весьма скуден. Все это делает
появление данного учебного пособия, целиком посвященного деловой
коммуникации, весьма актуальным.
В книге широко использованы достижения отечественной и
зарубежной науки, а также более чем двадцатилетний опыт преподавания
автором этой дисциплины руководителям и специалистам различных
отраслей народного хозяйства, студентам вузов, коммерческих школ и
Перед нами одно из первых учебных пособий, где рассматриваются
практически все наиболее часто используемые формы делового общения, как традиционные, так и получившие распространение в последние годы.
Несомненным достоинством книги является насыщенность
практическими материалами, помогающими освоить описанные в
теоретической части коммуникативные приемы и процедуры.
Книга носит ярко выраженный обучающий характер. Она отвечает
на вопросы: как преодолеть коммуникативные барьеры, как
формулировать вопросы, как готовиться к ответам и как отвечать, как
выявить сенсорный канал и как использовать эту информацию, как
критиковать, как говорить комплименты и т. п.
Безусловный читательский интерес вызовут разделы, посвященные
стимулированию критического, конструктивно-творческого мышления, анализу проблемных ситуаций, ролевым и деловым играм, мозговой атаке
и др. Будучи специалистом по деловым играм, автор ввел в книгу ряд
собственных игровых разработок. Таковы, например, игры “Запрос”
(защита проектов), “Ранадо” (навыки делового общения), деловые
беседы “Прием на работу”, “Поручение задания”.
Автор сделал все, чтобы системно и доходчиво, глубоко и
интересно изложить современное научное представление о деловой
коммуникации, ее роли и возможностях в повышении эффективности
целенаправленной человеческой деятельности на практике.
Книга, безусловно, окажется полезной и будет востребована не
только учащимися, но и действующими практиками: юристами и
психологами, бизнесменами и менеджерами, экономистами и
занятий постоянно вступает в деловое общение.
Заслуженный деятель науки России,
доктор технических наук,
профессор В. А. АБЧУК
Взаимоотношения специалистов в профессиональной
деятельности становятся предметом все более пристального внимания ученых.
Исследования психологов и социологов показывают, что до 70%
управленческих решений принимаются руководителями в устной
J)opMe, в процессе делового взаимодействия.) Без преувеличения
можно сказать, что характер деловых контактов оказывает
решающее влияние на эффективность совместной деятельности, на
успешность проведения бесед, деловых совещаний и переговоров, пресс-
конференций и дискуссий, торгов и презентаций?
Вместе с тем авторский опыт проведения инновационных, поис-
ково-апробационных и деловых игр, а также многолетняя практика
преподавания курса “Деловая коммуникация в профессиональной
деятельности” для руководителей и специалистов самых разных
отраслей народного хозяйства (директора и специалисты заводов и
фабрик; курсы повышения квалификации и переподготовки в
авиационной, судостроительной, медицинской, юридической, педагогической и прочих сферах; коммерческие учебные заведения, готовящие кадры: менеджеров, коммерческих директоров, маркетологов и специалистов по рекламе, секретарей-референтов и
бухгалтеров, имиджмейкеров и специалистов по паблик рилейшнз, торговых агентов и специалистов по переговорам и т. п., а также
руководители государственного аппарата, профсоюзных и
партийных организаций, депутаты и работники культуры) свидетельствуют о наличии идентичных проблем у всех категорий
специалистов. Это и недостаточно развитая коммуникативная и
психологическая компетентность, и низкая культура делового общения, и
эклектика в использовании форм и методов делового
Овладение основами деловой коммуникации позволит
специалистам эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, реализуя комфортно-психологическое общение и разнообразные
стратегии и тактики, ориентированные на достижение компромисса и
сотрудничества. А это, в свою очередь, снизит риск неблагоприятных
последствий решений при ведении переговоров и
консультировании, проведении деловых совещаний и собраний. Использование
рациональных программ делового общения, адекватных
коммуникативному намерению специалистов, позволит завоевать доверие в
деловых круга^ Знание различных психотипов деловых партнеров, клиентов, коллег и руководителей, особенностей их
репрезентативных систем, владение приемами влияния на них, а также действия
разовьет тот коммуникативный опыт, который придаст формирующимся
рыночным отношениям цивилизованный характер, приведет к
эффективной реализации намеченных целей и программ.
Деловые коммуникации учебное пособие
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ОБЩЕСТВО “ЗНАНИЕ” САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
доктор философских наук,
профессор С. А. Сидоров
© Общество «Знание» СПб. и
Ленинградской обл., 2004
ISBN 5-7320-072″-0 © А. П. Панфилова, 2004
Раздел I. Коммуникативная компетентность специалиста 9
Глава 1. Общение как социально-психологический механизм взаимодейст-9
вия в профессиональной деятельности
Глава 2. Виды общения 20
Глава 3. Характеристики делового общения 23
Глава 4. Вербальные средства коммуникации 33
Глава 5. Коммуникативные барьеры * 49
Глава 6. Слушание в деловой коммуникации 75
Глава 7. Вопросы в деловой коммуникации 91
Глава 8. Ответы на вопросы 97
Глава 9. Невербальные средства в деловой коммуникации 114
Глава 10. Какие сигналы выдают неискренность, обман? 166
Глава 11. Репрезентативная система в деловой коммуникации 177
Раздел II. Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров 194
Глава 1. Психогеометрические характеристики личности 195
Глава 2. Типы посетителей коммерческих ярмарок, выставок 208
Глава 3. Ролевые и манипулятивные классификации 213
Раздел III. Формы деловой коммуникации 232
Глава 1. Деловой разговор 233
Глава 2. Деловая беседа по телефону 253
Глава 3. Деловые совещания 263
Глава 4. Пресс-конференция 279
Глава 5. Деловые переговоры 293
Глава 7. Дискуссия, симпозиум, полемика, дебаты, спор и др 343
Глава 8. Публичная речь 381
Глава 9. Презентация 400
Глава 10. Самопрезентация 409
Раздел IV. Методы стимулирования критического и творческою
мышления специалистов в деловой сфере 429
Глава 1. Обучающие игры 430
Глава 2. Методы генерирования идей 438
Глава 3. Критика в деловой коммуникации ‘/. 453
Глава 4. Комплименты в деловой коммуникации 470
Библиографический список 492
Деловому общению обучают сегодня в школах бизнеса и
менеджмента, его вводят в учебные программы престижных вузов, ему
посвящают международные семинары и симпозиумы. Интерес к нему
велик, а выбор столь необходимых учебников по деловому общению
(особенно отечественных авторов) весьма скуден. Все это делает
появление данного учебного пособия, целиком посвященного деловой
коммуникации, весьма актуальным.
В книге широко использованы достижения отечественной и
зарубежной науки, а также более чем двадцатилетний опыт преподавания
автором этой дисциплины руководителям и специалистам различных
отраслей народного хозяйства, студентам вузов, коммерческих школ и
Перед нами одно из первых учебных пособий, где рассматриваются
практически все наиболее часто используемые формы делового общения, как традиционные, так и получившие распространение в последние годы.
Несомненным достоинством книги является насыщенность
практическими материалами, помогающими освоить описанные в
теоретической части коммуникативные приемы и процедуры.
Книга носит ярко выраженный обучающий характер. Она отвечает
на вопросы: как преодолеть коммуникативные барьеры, как
формулировать вопросы, как готовиться к ответам и как отвечать, как
выявить сенсорный канал и как использовать эту информацию, как
критиковать, как говорить комплименты и т. п.
Безусловный читательский интерес вызовут разделы, посвященные
стимулированию критического, конструктивно-творческого мышления, анализу проблемных ситуаций, ролевым и деловым играм, мозговой атаке
и др. Будучи специалистом по деловым играм, автор ввел в книгу ряд
собственных игровых разработок. Таковы, например, игры “Запрос”
(защита проектов), “Ранадо” (навыки делового общения), деловые
беседы “Прием на работу”, “Поручение задания”.
Автор сделал все, чтобы системно и доходчиво, глубоко и
интересно изложить современное научное представление о деловой
коммуникации, ее роли и возможностях в повышении эффективности
целенаправленной человеческой деятельности на практике.
Книга, безусловно, окажется полезной и будет востребована не
только учащимися, но и действующими практиками: юристами и
психологами, бизнесменами и менеджерами, экономистами и
занятий постоянно вступает в деловое общение.
Заслуженный деятель науки России,
доктор технических наук,
профессор В. А. АБЧУК
Взаимоотношения специалистов в профессиональной
деятельности становятся предметом все более пристального внимания ученых.
Исследования психологов и социологов показывают, что до 70%
управленческих решений принимаются руководителями в устной
J)opMe, в процессе делового взаимодействия.) Без преувеличения
можно сказать, что характер деловых контактов оказывает
решающее влияние на эффективность совместной деятельности, на
успешность проведения бесед, деловых совещаний и переговоров, пресс-
конференций и дискуссий, торгов и презентаций?
Вместе с тем авторский опыт проведения инновационных, поис-
ково-апробационных и деловых игр, а также многолетняя практика
преподавания курса “Деловая коммуникация в профессиональной
деятельности” для руководителей и специалистов самых разных
отраслей народного хозяйства (директора и специалисты заводов и
фабрик; курсы повышения квалификации и переподготовки в
авиационной, судостроительной, медицинской, юридической, педагогической и прочих сферах; коммерческие учебные заведения, готовящие кадры: менеджеров, коммерческих директоров, маркетологов и специалистов по рекламе, секретарей-референтов и
бухгалтеров, имиджмейкеров и специалистов по паблик рилейшнз, торговых агентов и специалистов по переговорам и т. п., а также
руководители государственного аппарата, профсоюзных и
партийных организаций, депутаты и работники культуры) свидетельствуют о наличии идентичных проблем у всех категорий
специалистов. Это и недостаточно развитая коммуникативная и
психологическая компетентность, и низкая культура делового общения, и
эклектика в использовании форм и методов делового
Овладение основами деловой коммуникации позволит
специалистам эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, реализуя комфортно-психологическое общение и разнообразные
стратегии и тактики, ориентированные на достижение компромисса и
сотрудничества. А это, в свою очередь, снизит риск неблагоприятных
последствий решений при ведении переговоров и
консультировании, проведении деловых совещаний и собраний. Использование
рациональных программ делового общения, адекватных
коммуникативному намерению специалистов, позволит завоевать доверие в
деловых круга^ Знание различных психотипов деловых партнеров, клиентов, коллег и руководителей, особенностей их
репрезентативных систем, владение приемами влияния на них, а также действия
разовьет тот коммуникативный опыт, который придаст формирующимся
рыночным отношениям цивилизованный характер, приведет к
эффективной реализации намеченных целей и программ.
Деловые коммуникации
Рекомендовано Ученым советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» в качестве учебного издания (№347 от 02.02.2015).
Минюрова С.А., д.психол.н., профессор кафедры общей психологии Института психологии Уральского государственного педагогического университета;
Жукова Н.В., д.психол.н., профессор кафедры психологии Уральского Института экономики, управления и права
Содержание учебно-методического пособия охватывает широкий круг вопросов, связанных с рассмотрением различных аспектов процесса коммуникации. Наиболее подробно рассматриваются психологические закономерности и организационные аспекты коммуникации. Отдельный раздел пособия посвящен применению знаний закономерностей коммуникации и коммуникативных навыков для решения конкретных практических задач.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление», а также для преподавателей, реализующих дисциплину «Деловые коммуникации».
ISBN 978-5-7186-0634-8 © ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2015
Содержание
Методические указания для студентов …. 6
Раздел 1. Коммуникация: основные понятия …. 7
1.1. Коммуникация в структуре общения …. 7
1.2. Основные направления исследования коммуникации …. 10
Раздел 2. Знаковые системы вербальной и невербальной коммуникации …………………………………………………………………….14
2.1. Условия успешной коммуникации …. 14
2.2. Семантика невербальной коммуникации …. 19
Раздел 3. Затруднения в коммуникации …. 28
3.1. Виды коммуникативных барьеров …. 28
3.2. Способы преодоления коммуникативных барьеров …. 32
Раздел 4. Коммуникация в конфликте …. 39
4.1. Я-высказывание …. 39
4.2. Искусство критики …. 42
Раздел 5. Деловая коммуникация: организационный аспект …. 49
5.1. Коммуникация в системе управления …. 49
5.2. Деловые совещания …. 62
5.3. Деловая беседа …. 67
5.4. Общение по телефону …. 70
5.5. Переговорная коммуникация …………………………………………..74
Раздел 6. Практические навыки деловой коммуникации …. 84
6.1. Деловой этикет: процедура представления …. 84
6.2. Умение задавать вопросы …. 87
6.3. Техники короткого разговора …. 90
6.4. Публичное выступление: приемы убеждающей коммуникации …. 94
Список литературы …. 104
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.