демичев экологическое право учебник
Экологическое право
В учебнике, подготовленном в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» и «Правовое обеспечение национальной безопасности», на основе анализа действующего законодательства рассматриваются основные проблемы общей и особенной частей курса экологического права.
Для студентов юридических вузов и юридических факультетов, а также всех, кто интересуется проблемами экологического права.
Учебная дисциплина «Экологическое право» является неотъемлемым компонентом получения высшего профессионального образования, входит в блок общепрофессиональных дисциплин, представляет собой дисциплину базовой (обязательной) части профессионального цикла, предусматривается Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям) «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» и «Правовое обеспечение экологической безопасности».
Экологическое право скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно
Петя – обыкновенный мальчик. Также как и остальные дети, он иногда болеет. Однажды Петя попал в больницу и там подружился с доктором Толей, который рассказал о захватывающем мире внутри тела и показал этот мир на рисунках. И Петя захотел поделиться своими знаниями со всеми ребятами. На страницах книги мальчик рассказывает, как они – дети – устроены, описывает все системы организма на примере своего тела и показывает процесс развития болезни: с момента заражения инфекцией до выздоровления.
Первый детский политический памфлет.
Цитата из письма учеников Современной школы Барселоны, приведённого в книге товарища Франциско Феррера «Современная школа»:
fb2: иллюстрации в русском переводе выбраны из французского оригинала. Использован полный оригинальный ряд.
Какой ожидается погода? Что готовит природа на завтра и в ближайшие дни? Обычно об этом вы узнаете из сводок бюро погоды. Но в них нет сведений о погоде именно для нужных вам местности, села или района, времени суток.
Уточнить сводку помогут местные признаки. Наблюдая и сопоставляя их, можно относительно точно предсказать погоду для своей местности на ближайшее время.
О том, как наблюдать природу, по каким признакам можно судить об изменении погоды, рассказывается в этой книге. Она адресована юношеству, любителям природы, широкому кругу читателей.
Рецензенты: профессор Одесского гидрометеорологического института, доктор географических наук А. Н. Раевский, старший научный сотрудник Украинского научно-исследовательского гидрометеорологического института, кандидат географических наук В. А. Волеваха; учитель Шпитьковской средней школы (Киевская, область) И. П. Герасименко.
Издание второе, дополненное.
В книге создан живой и яркий образ замечательного натуралиста, который совершил подлинный переворот в биологии. Автор подробно знакомит с биографией, путешествием на корабле «Бигль» и содержанием наиболее важных трудов Ч. Дарвина. Вполне доступно и в то же время достаточно глубоко излагаются в этой книге основы учения о происхождении видов, развитии органического мира, происхождении человека. Перед читателем раскрывается значение и роль теории и открытий Ч. Дарвина для науки, практики и мировоззрения.
Эльдорадо, Магеллания, Земля Санникова — эти таинственные и загадочные страны манили романтиков в течение многих веков. О странах-легендах, с которыми связаны подлинные географические открытия, рассказывается в этой книге. Путешественники отправлялись за призрачной мечтой на край Земли, совершали новые географические открытия. И хотя уже нет на карте «белых пятен», тайн и загадок осталось еще немало…
Учебное пособие представляет собой комплексное исследование в области сравнительного и международного семейного права. Первая глава раскрывает общие вопросы правового регулирования брачно-семейных отношений, осложненных иностранным элементом, главы со второй по шестую охватывают основные институты в данной сфере. В конце каждой главы размещены вопросы для самоконтроля степени усвоения материала.
Законодательство и международные правовые акты использованы по состоянию на 1 января 2015 г.
Предназначено для студентов второй ступени высшего образования (магистратуры), обучающихся по специальности 1-24 80 01 «Юриспруденция».
«Путешествие в страну летописей» — рассказ об удивительной судьбе древнерусских книг, о счастливых и неудачных приключениях их искателей, о расшифровке летописных тайн.
Несколько поколений русских и советских ученых восстанавливали забытые имена летописцев, этих замечательных историков и писателей, живших почти тысячу лет назад.
Об одной из увлекательнейших наук — исследовании древних текстов — рассказывает эта книга.
Маленькая повесть для старшего дошкольного возраста, о том, как геологи ищут в тайге медь.
В монографии академика Российской Академии образования, доктора педагогических наук, профессора МПГУ рассмотрено состояние высшего образования в России и других ведущих странах. Дан анализ теоретических и методических основ деятельности высшей школы. Сопоставительно рассмотрены тренды высшего образования. Предложены педагогические ответы на стоящие пред высшей школой вызовы интернационализации и этнокультурной диверсификации. Представлен анализ модернизации национальных систем высшей школы, педагогического образования, интернационализации вузов, качества и эффективности высшего образования.
Монография адресована исследователям, преподавателям, студентам, всем работникам образования.
В предлагаемой монографии представлены теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков, раскрыты сущность, генезис, идеи, подходы, аспекты понятия «полиэтническая культура», представлена модель формирования полиэтнической культуры младших подростков в процессе усвоения традиций народов Поволжья; теоретическое обоснование педагогических условий формирования полиэтнической культуры школьников.
Монография предназначена для учителей, преподавателей и студентов педагогических вузов, слушателей курсов повышения квалификации, аспирантов педагогических специальностей.
«Современная Россия, являясь правопреемницей Советского Союза, сталкивается со многими проблемами, основанием для возникновения которых послужила крупнейшая геополитическая катастрофа XX века – распад СССР. Постепенно нарастают конфликты и противоречия в бывших советских республиках. Однако вместе с тем на постсоветском пространстве появляются и реализуются тенденции к экономической и военно-политической интеграции. Сложившаяся ситуация способствует тому, чтобы более серьезно обратиться к истории тех территорий, которые ранее входили в состав СССР, а до этого в состав Российской империи. Так, например, конфликт, который в настоящее время возник на Украине, имеет глубокие исторические корни. Регионы Украины имели в своей истории различные взаимоотношения с Россией. В этой связи актуальным моментом является изучение истории Запорожской Сечи, в свое время контролировавшей земли современных Запорожской, Днепропетровской и Херсонской областей современной Украины. Тем более, что Запорожская Сечь обладала внутренней самостоятельностью и своей особой системой самоуправления. Кроме того, Запорожская Сечь оказывала огромное воздействие и на другие территории Украины. Отголоски такого воздействия проявляются и в настоящее время. Об этом свидетельствует особенности политической борьбы, способы воздействия на действующую власть, а также силовой захват власти с опорой на часть населения, который недавно произошел на Украине. Даже пресловутый «майдан» – и тот в какой-то мере перекликается с традицией народовластия существовавшей у запорожских казаков…»
Демичев экологическое право учебник
Алексей Андреевич Демичев, Оксана Сергеевна Грачева
© А. А. Демичев, О. С Грачева, 2017
© Издательство «Прометей», 2017
Учебная дисциплина «Экологическое право» является неотъемлемым компонентом получения высшего профессионального образования, входит в блок общепрофессиональных дисциплин, представляет собой дисциплину базовой (обязательной) части профессионального цикла, предусматривается Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям) «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» и «Правовое обеспечение экологической безопасности».
Целями изучения курса являются выработка у студентов системного представления об отрасли экологического права в целом, а также получение знаний об основных институтах общей и особенной части экологического права.
Входные знания, умения и компетенции обучающегося, необходимые для изучения дисциплины «Экологическое право», основываются на следующих, ранее изученных дисциплинах профессионального цикла:
– «Теория государства и права», в рамках которой изучались основополагающие категории и принципы правового регулирования общественных отношений, в том числе применимые к сфере природопользования и охраны окружающей среды;
– «Конституционное право», в рамках которой рассматривались структура и содержание Конституции РФ, права и обязанности граждан (в том числе экологические), разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами;
– «Земельное право», в рамках которой рассматривались вопросы, связанные с охраной, и использование такого компонента окружающей среды, как земля;
– «Международное право», в рамках которой изучались вопросы источников международного права, структура и функции международных организаций, международно-правовая ответственность;
– «Административное право», в рамках которой рассматривались вопросы административной ответственности, в том числе и за нарушения в экологической сфере;
– «Уголовное право», в рамках которой изучались вопросы уголовной ответственности, в том числе и за экологические преступления;
– «Гражданское право», в рамках которой изучались вопросы гражданско-правовой ответственности, в том числе и в сфере причинения вреда окружающей среде.
Дисциплина «Экологическое право» является одной из дисциплин, завершающих профессиональную подготовку студентов. К моменту начала изучения дисциплины студент должен
– основные понятия теории государства и права, конституционного, международного, земельного, административного, уголовного и гражданского права;
– особенности уголовной, административной, гражданско-правовой и международно-правовой ответственности;
– использовать принципы, законы и методы гуманитарных, социальных и отраслевых юридических наук для решения социальных и профессиональных задач;
– ориентироваться в мировом историческом процессе и географическом пространстве, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
– оценивать факты и явления профессиональной деятельности с нравственной точки зрения;
– осуществлять с позиции этики и морали выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях.
После изучения курса экологического права студент должен обладать совокупностью следующих знаний, умений и навыков:
– знания: предмет, система, источники экологического права; право природопользования; управление природопользованием и охраной окружающей среды; экологическая функция правоохранительных органов, организационно-правовой и экономико-правовой механизмы природопользования и охраны окружающей среды; сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов экологических правоотношений; особенности правового режима использования и охраны различных видов природных ресурсов; юридическая ответственность за правонарушения в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
– умения: оперировать юридическими понятиями и категориями в области экологического права; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними экологические правоотношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; применять теоретические знания при решении практических задач;
– навыки: владения юридической терминологией; работы с законодательными и другими нормативными правовыми актами; анализа различных правовых явлений в сфере природопользования и охраны окружающей среды; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм права в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Экологическое право
В учебнике, подготовленном в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» и «Правовое обеспечение национальной безопасности», на основе анализа действующего законодательства рассматриваются основные проблемы общей и особенной частей курса экологического права.
Для студентов юридических вузов и юридических факультетов, а также всех, кто интересуется проблемами экологического права.
Алексей Андреевич Демичев, Оксана Сергеевна Грачева
Экологическое право
© А. А. Демичев, О. С Грачева, 2017
© Издательство «Прометей», 2017
Предисловие
Учебная дисциплина «Экологическое право» является неотъемлемым компонентом получения высшего профессионального образования, входит в блок общепрофессиональных дисциплин, представляет собой дисциплину базовой (обязательной) части профессионального цикла, предусматривается Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям) «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» и «Правовое обеспечение экологической безопасности».
Целями изучения курса являются выработка у студентов системного представления об отрасли экологического права в целом, а также получение знаний об основных институтах общей и особенной части экологического права.
Входные знания, умения и компетенции обучающегося, необходимые для изучения дисциплины «Экологическое право», основываются на следующих, ранее изученных дисциплинах профессионального цикла:
– «Теория государства и права», в рамках которой изучались основополагающие категории и принципы правового регулирования общественных отношений, в том числе применимые к сфере природопользования и охраны окружающей среды;
– «Конституционное право», в рамках которой рассматривались структура и содержание Конституции РФ, права и обязанности граждан (в том числе экологические), разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами;
– «Земельное право», в рамках которой рассматривались вопросы, связанные с охраной, и использование такого компонента окружающей среды, как земля;
– «Международное право», в рамках которой изучались вопросы источников международного права, структура и функции международных организаций, международно-правовая ответственность;
– «Административное право», в рамках которой рассматривались вопросы административной ответственности, в том числе и за нарушения в экологической сфере;
– «Уголовное право», в рамках которой изучались вопросы уголовной ответственности, в том числе и за экологические преступления;
– «Гражданское право», в рамках которой изучались вопросы гражданско-правовой ответственности, в том числе и в сфере причинения вреда окружающей среде.
Дисциплина «Экологическое право» является одной из дисциплин, завершающих профессиональную подготовку студентов. К моменту начала изучения дисциплины студент должен
– основные понятия теории государства и права, конституционного, международного, земельного, административного, уголовного и гражданского права;
– особенности уголовной, административной, гражданско-правовой и международно-правовой ответственности;
– использовать принципы, законы и методы гуманитарных, социальных и отраслевых юридических наук для решения социальных и профессиональных задач;
– ориентироваться в мировом историческом процессе и географическом пространстве, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
– оценивать факты и явления профессиональной деятельности с нравственной точки зрения;
– осуществлять с позиции этики и морали выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях.
После изучения курса экологического права студент должен обладать совокупностью следующих знаний, умений и навыков:
– знания : предмет, система, источники экологического права; право природопользования; управление природопользованием и охраной окружающей среды; экологическая функция правоохранительных органов, организационно-правовой и экономико-правовой механизмы природопользования и охраны окружающей среды; сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов экологических правоотношений; особенности правового режима использования и охраны различных видов природных ресурсов; юридическая ответственность за правонарушения в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
– умения : оперировать юридическими понятиями и категориями в области экологического права; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними экологические правоотношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; применять теоретические знания при решении практических задач;
– навыки : владения юридической терминологией; работы с законодательными и другими нормативными правовыми актами; анализа различных правовых явлений в сфере природопользования и охраны окружающей среды; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм права в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Содержание учебника соответствует требованиям действующих Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям) «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» и «Правовое обеспечение экологической безопасности» и ориентировано на бакалавров, специалистов и магистров.
В настоящем учебнике на основе анализа действующего законодательства, материалов правоприменительной практики и научной литературы в доступной форме излагаются основные вопросы экологического права. К каждой главе приводятся списки вопросов для самоконтроля, рекомендуемых нормативных правовых актов и литературы.
Глава 1
Предмет, метод, система экологического права. Источники экологического права
1.1. Предмет, специфика и система экологического права
Изначально человек являлся органичной частью природы, поэтому его взаимодействие с окружающей средой мало чем отличалось от взаимодействия с ней животных. Однако по мере формирования человеческого общества и отделения его от природы характер отношений человека с окружающей средой кардинально изменился.
В отличие от животных человек не просто использует природные ресурсы, но в процессе жизнедеятельности целенаправленно преобразует материальный мир в своих интересах. Животные тоже могут оказывать серьезное влияние на природу. Например, в определенных случаях саранча уничтожает всю растительность на пути своей миграции; бобры, устраивая запруды, могут вызвать заболачивание участков реки и т. д. Таких примеров можно привести огромное количество. Однако во всех случаях животными движут инстинкты, в их действиях отсутствуют планирование и волевые моменты.
В конечном итоге отношения людей с природой свелись к двум направлениям:
1) использованию природных ресурсов для обеспечения существования человечества;
2) охране окружающей среды в целях самосохранения человечества.
Демичев экологическое право учебник
© А. А. Демичев, О. С Грачева, 2017
© Издательство «Прометей», 2017
Учебная дисциплина «Экологическое право» является неотъемлемым компонентом получения высшего профессионального образования, входит в блок общепрофессиональных дисциплин, представляет собой дисциплину базовой (обязательной) части профессионального цикла, предусматривается Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям) «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» и «Правовое обеспечение экологической безопасности».
Целями изучения курса являются выработка у студентов системного представления об отрасли экологического права в целом, а также получение знаний об основных институтах общей и особенной части экологического права.
Входные знания, умения и компетенции обучающегося, необходимые для изучения дисциплины «Экологическое право», основываются на следующих, ранее изученных дисциплинах профессионального цикла:
– «Теория государства и права», в рамках которой изучались основополагающие категории и принципы правового регулирования общественных отношений, в том числе применимые к сфере природопользования и охраны окружающей среды;
– «Конституционное право», в рамках которой рассматривались структура и содержание Конституции РФ, права и обязанности граждан (в том числе экологические), разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами;
– «Земельное право», в рамках которой рассматривались вопросы, связанные с охраной, и использование такого компонента окружающей среды, как земля;
– «Международное право», в рамках которой изучались вопросы источников международного права, структура и функции международных организаций, международно-правовая ответственность;
– «Административное право», в рамках которой рассматривались вопросы административной ответственности, в том числе и за нарушения в экологической сфере;
– «Уголовное право», в рамках которой изучались вопросы уголовной ответственности, в том числе и за экологические преступления;
– «Гражданское право», в рамках которой изучались вопросы гражданско-правовой ответственности, в том числе и в сфере причинения вреда окружающей среде.
Дисциплина «Экологическое право» является одной из дисциплин, завершающих профессиональную подготовку студентов. К моменту начала изучения дисциплины студент должен
– основные понятия теории государства и права, конституционного, международного, земельного, административного, уголовного и гражданского права;
– особенности уголовной, административной, гражданско-правовой и международно-правовой ответственности;
– использовать принципы, законы и методы гуманитарных, социальных и отраслевых юридических наук для решения социальных и профессиональных задач;
– ориентироваться в мировом историческом процессе и географическом пространстве, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
– оценивать факты и явления профессиональной деятельности с нравственной точки зрения;
– осуществлять с позиции этики и морали выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях.
После изучения курса экологического права студент должен обладать совокупностью следующих знаний, умений и навыков:
– знания: предмет, система, источники экологического права; право природопользования; управление природопользованием и охраной окружающей среды; экологическая функция правоохранительных органов, организационно-правовой и экономико-правовой механизмы природопользования и охраны окружающей среды; сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов экологических правоотношений; особенности правового режима использования и охраны различных видов природных ресурсов; юридическая ответственность за правонарушения в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
– умения: оперировать юридическими понятиями и категориями в области экологического права; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними экологические правоотношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; применять теоретические знания при решении практических задач;
– навыки: владения юридической терминологией; работы с законодательными и другими нормативными правовыми актами; анализа различных правовых явлений в сфере природопользования и охраны окружающей среды; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм права в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Содержание учебника соответствует требованиям действующих Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям) «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» и «Правовое обеспечение экологической безопасности» и ориентировано на бакалавров, специалистов и магистров.
В настоящем учебнике на основе анализа действующего законодательства, материалов правоприменительной практики и научной литературы в доступной форме излагаются основные вопросы экологического права. К каждой главе приводятся списки вопросов для самоконтроля, рекомендуемых нормативных правовых актов и литературы.
Предмет, метод, система экологического права. Источники экологического права
1.1. Предмет, специфика и система экологического права
Изначально человек являлся органичной частью природы, поэтому его взаимодействие с окружающей средой мало чем отличалось от взаимодействия с ней животных. Однако по мере формирования человеческого общества и отделения его от природы характер отношений человека с окружающей средой кардинально изменился.
В отличие от животных человек не просто использует природные ресурсы, но в процессе жизнедеятельности целенаправленно преобразует материальный мир в своих интересах. Животные тоже могут оказывать серьезное влияние на природу. Например, в определенных случаях саранча уничтожает всю растительность на пути своей миграции; бобры, устраивая запруды, могут вызвать заболачивание участков реки и т. д. Таких примеров можно привести огромное количество. Однако во всех случаях животными движут инстинкты, в их действиях отсутствуют планирование и волевые моменты.
В конечном итоге отношения людей с природой свелись к двум направлениям:
1) использованию природных ресурсов для обеспечения существования человечества;
2) охране окружающей среды в целях самосохранения человечества.
Элементы правового регулирования экологических отношений имели место еще в глубокой древности. Как правило, они касались землепользования, водопользования, лесопользования и охоты. Однако осознание необходимости целенаправленного создания норм права, регулирующих отношения по поводу использования и охраны природных ресурсов, пришло только в 60—70-е гг. ХХ в. Именно в это время ряд экологических проблем приобрел глобальный характер, а важность охраны окружающей среды стала осознаваться не только на национальном, но и на международном уровне. В этот период времени формируется и наука экологического права.
В настоящее время в Российской Федерации экологическое право – это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
При этом под экологической безопасностью принято понимать допустимый уровень негативного воздействия природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и человека.