демократическая форма организации детской группы обеспечивающая развитие самостоятельности

Развитие самоуправления в детских коллективах (2 стр.)

Социальный и социально-психологические аспекты самоуправления находят свое отражение и при рассмотрении этого явления с точки зрения педагогики. Если в социологии к самоуправлению подходят с позиции регулирования общественных отношений, в социальной психологии – с позиции фактора развития группы, то в педагогике – с позиции решения учебно-воспитательных задач, стоящих перед коллективом учащихся и педагогов.

Детское самоуправление – одна из форм организации жизнедеятельности детей, которую можно классифицировать по тому, кто является субъектом этой организации. Если коллективом управляет только педагог без какого-либо привлечения детей, то речь идет об авторитарной форме управления коллективом, если же сами учащиеся решают проблемы, то такую форму организации можно назвать демократической. Часто самоуправление подменяется выделением группы детей, имитирующих участие коллектива в управлении. Они, по сути, создают «ученическую бюрократию» и никакого отношения к подлинному процессу развития самоуправления не имеют.

• Один мастер производственного обучения рассказывал: «У меня в группе настоящее самоуправление и заключается оно в одном ученике – Вовке. Он весь класс в руках держит. Стоит ему что-то поручить, он все выполнит, у него все по струнке ходят. Если он в группе, мне беспокоиться нечего. «. Трагедия разыгралась через два месяца после нашего разговора. Любимый мастером Вова, получивший неограниченную власть от него, обладая достаточной физической силой, начал расправляться с теми, кто пытался высказывать свое мнение. Избиение одного из учащихся закончилось возбуждением уголовного дела, а группа же стала абсолютно неуправляемой. Несомненно, такое «самоуправление» не имеет никакого отношения к гуманистической педагогике.•

Детское самоуправление не игра, оно всегда связано с реальными полномочиями и реальной ответственностью детей. Попытка превратить самоуправление в игру дискредитирует саму идею вовлечения детей в управление.

• В 1980 г. появилась повальная мода проводить так называемые «дни самоуправления», т. е. игры, в которыхдети играли во взрослых. Школьника сажали в кабинете за директорский стол и говорили ему: «Теперь ты ученический директор, только печать не трогай и подписи под документами не ставь. «. Дети сами вели уроки, проводили «педсоветы» и т. д. Заканчивался день «самоуправления», приходил другой день, в котором уже не находилось места для проявления детьми самостоятельности, и никто уже не собирался прислушиваться к их мнению.•

На самом деле в практике школы авторитаризм все-таки преобладает. Поэтому, даже говоря о самоуправлении учителя, исключают такую важную деталь, что оно наступает только тогда, когда дети не только подчиняются кому-то, даже выступая в роли организаторов других детей, но и сами принимают решения.

Самоуправление в детском коллективе возникает только когда имеется какая-то общая цель в группе детей, имеющая значимость не только для этой группы, но и более или менее выраженную социальную направленность.

Таким образом, мы можем определить детское самоуправление как демократическую форму организации коллектива детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.

Составляют это определение следующие ключевые слова: развитие самостоятельности; принятие и реализация управленческих решений; групповые цели.

Развитие самостоятельности, именно развитие, т. е. поэтапная передача детям прав и обязанностей по мере развития детского коллектива и формирования готовности лидеров-организаторов из числа детей к организации деятельности своих товарищей.

Принятие и реализация управленческих решений обязательный признак развивающегося самоуправления. Именно при решении этой двуединой задачи обретается реальность вовлеченности детей в управление делами своего коллектива.

Наличие групповых целей деятельности, с одной стороны, наполняет самоуправление реальным содержанием, с другой – способствует объединению детей на основе объединения их интересов.

2. Детское самоуправление в разные времена

С этого года мы будем внедрять новые формы педагогической работы и, прежде всего, развивать детское самоуправление.

Из выступления руководителя школы на педагогическом совете

Новое ли для школы явление ученическое самоуправление? Почему-то происходит так, что оно в различные исторические периоды воспринимается педагогами как что-то совсем новое, необычное для школы. Не потому ли, что вся история общества представляет собой чередование авторитаризма и демократии? Это отражается и в организации работы с детьми.

В сочинениях Руссо, Песталоцци, Фурье, Фихте говорилось о необходимости нового взгляда на детское самоуправление. Фурье и Фихте подчеркивали важность общественно полезного труда, в организацию которого предполагалось широко вовлекать детей. Т. Г. Фихте призывал вести работу так, чтобы детям, по крайней мере, казалось, что то учреждение, в котором они живут и учатся, содержится и управляется ими.

Представляет интерес для нас опыт организации самоуправления в «промышленной школе для бедных» в Хофвиле (Швейцария) в первой половине XIX в., открытой аристократом Фелленбергом по коммерческому принципу: дети содержались в ней за счет их труда. По инициативе учеников этой школы была организована школьная республика, заведовавшая хозяйственно-распорядительной стороной школьного дела; она распределила между ребятами работу, учредила взаимный товарищеский контроль, товарищеский суд и пр.

В школах США выбирали президента школы, президентов классов, ученический совет. Выборы в органы самоуправления моделировали по типу выборов в органы управления своего государства. Проводились и проводятся выборные кампании; возникают «оппозиционные партии». В школьном парламенте Великобритании есть свои спикеры, правящая и оппозиционная партии, устраиваются дебаты по вопросам школьной жизни, делаются запросы ответственным лицам, выносятся резолюции.

Официальная министерская педагогика в России в конце XIX – начале XX вв. относилась к самоуправлению отрицательно. Главная опасность усматривалась в вовлечении молодежи в политическую деятельность. В то же время либералы приветствовали самоуправление, видя в нем явление, способствующее развитию капиталистических отношений. На практике самоуправление развивалось довольно медленно. Его органы в русской школе в конце XIX – начале XX вв. не копировали механически систему государственных устройств, как в зарубежной, в частности, американской школе, а были естественными и необходимыми, отвечающими содержанию деятельности детского самоуправления.

Источник

«Самоуправление как форма организации детского коллектива»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Самоуправление как форма организации детского коллектива»

обеспечивает включение детей в решение значимых для школы проблем;

формирует социальную активность детей;

способствует развитию лидерства;

предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей.

Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Дети сами:

ищут пути ее решения;

организуются для его реализации.

Модель развития детского самоуправления включает в себя :

Определение цели деятельности.

Принятие цели, коллективное обсуждение целей.

Обсуждение вариантов решения. «Мозговой штурм».

Коллективное принятие решения. Выбор вариантов действия.

Реализацию решения, организаторскую деятельность.

Коллективное подведение итогов

Детское самоуправление развивается только тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.

Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подготовить детей к новой совместной деятельности, при этом они на последующих этапах с каждым циклом все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии коллективом.

Детское самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности детского коллектива. При этом оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера интересов детей.

Признаками детского самоуправления являются :

самостоятельность в принятии решений;

коллективность в принятии решений и организации жизнедеятельности детского объединения;

инициатива учащихся в проведении дел, постановке проблем;

единство слова и дела;

действенность органов самоуправления;

критичность членов коллектива, требовательность к себе и другим.

Дети включаются в самоуправленческую деятельность

создается ситуация добровольности: включается в дело, работу тот, кто хочет;

обеспечивается понимание важности и значимости предстоящей работы;

на учеников возлагается полная ответственность за результат;

учащимся оказывается полное доверие, исключается открытая подстраховка со стороны педагогов;

обеспечивается подготовленность учащихся к предстоящей работе.

это взаимосвязь и взаимодействие органов самоуправления.

Высшим органом является сбор коллектива, а исполнительным – совет дела. Совет выбирается общим сбором. В органы могут входить как дети, так и взрослые.

Сбор – это высший орган самоуправления в детском коллективе. Главное его назначение – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, которые возникают в организации деятельности детей. Результат сбора – конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе. На обсуждение выносятся проблемы взаимоотношений, благоустройства, проблемы, связанные с организацией отдыха, труда, конкретных дел. Сбор выбирает актив, утверждает совет дела, заслушивает отчет, анализирует работу, определяет основные направления деятельности, утверждает план. Сбор проходит демократично. Необходимо учить детей порядку проведения сбора, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства – иными словами, учить детей демократичному проведению сбора. Педагог во время сбора заинтересованно работает вместе с детьми, думает, советует, ищет лучшие варианты решений.

Организация работы совета дела позволяет всем учащимся участвовать в организаторской деятельности в зависимости от их интересов и их возможностей.

Но в определении структуры самоуправления участвуют сами дети. Структура динамична и постоянно развивается, изменяется, зависит от задач, проблем, которые решает коллектив, и от содержания его деятельности.

Взаимодействие педагога и органа детского самоуправления может осуществляться по – разному. В состав органов самоуправления педагоги и учащиеся входят «на равных» и действуют как единомышленники. Педагоги выступают в качестве консультантов, советчиков, скрыто направляя деятельность этих органов.

Великий педагог А.С. Макаренко советовал:

педагог не должен делать за детей того, что они в состоянии выполнить сами;

педагог ни в коем случае не должен подменять орган самоуправления и самостоятельно решать вопросы, подлежащие ведению органа самоуправления;

педагог при обсуждении вопросов свое мнение и предложение высказывает последним, ненавязчиво обосновывая свою точку зрения;

если педагог считает невозможным выполнение решения органа самоуправления, он не должен отменять решение, а обращается к общему сбору;

педагог добивается того, чтобы принятое решение было выполнено.

Такой подход позволяет удовлетворить потребность многих детей в лидерстве, развивает у них организаторские и коммуникативные умения, способствует развитию самодеятельных начал в коллективе.

Важным средством проявления и развития детского самоуправления являются конкретные дела.

Нужно усвоить следующие Правила развития детского самоуправления:

Все должны знать, для чего проводится дело.

Прежде чем проводить любое дело, нужно четко представить проблему и определить возможные варианты ее решения.

Надо сделать так, чтобы все члены коллектива участвовали в поиске решения проблем, выдвигали различные идеи.

Коллективное решение принимается на основе сопоставления различных точек зрения.

В решении задачи должны принимать участие большинство членов коллектива.

При подведении итогов дела коллектив должен дать оценку каждому его участнику и коллективу в целом.

Каждое дело должно определять новые задачи, стоящие перед коллективом.

Важно, чтобы все дела, проводимые в школе, были коллективными, творческими.

Коллективными творческими делами являются:

Организаторские: собрание, сборы

Трудовые: трудовые десанты, акции

Познавательные: защита проектов, конкурсы, турниры

Спортивные: спартакиады, эстафеты, соревнования

Эстетической направленности: праздники, вечера

Какое, где и когда провести творческое дело решает орган самоуправления. Педагоги стремятся к тому, чтобы дело, которое организуют дети, было обязательно полезным и нужным людям. Затем создается совет дела из числа энтузиастов на добровольной основе.

Совет дела продумывает полностью содержание и организует учащихся на проведение дела, разрабатывает план действия, распределяет поручения, руководит выполнением задуманного. Проведенное дело обсуждается всем коллективом. При этом все участники высказывают свое мнение об удачах и недостатках и вносят предложения на будущее.

Коллективная творческая деятельность проходит такие стадии:

Предварительная работа педагога, который не навязывает свое мнение, а размышляет вместе с детьми, определяя конкретные дела.

Коллективное планирование. Учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы, обсуждают, принимают план дела на общем сборе, выбирают совет дела.

Коллективная подготовка дела. Совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения дела, организует его выполнение.

Проведение КТД. Осуществляется запланированное и подготовленное мероприятие.

Коллективное подведение итогов. Обсуждаются положительные и неудачные стороны проведения КТД.

Выполнение решений, принятых в результате коллективного анализа.

Этапами организации коллективного творческого дела являются :

Коллективный поиск дел, которые можно организовать в школе.

Сбор предложенных дел в план работы школы, уточнение сроков их проведения.

Реклама очередного планируемого дела его инициаторами, направленная на привлечение к его проведению учащихся школы.

Поиск участников предстоящей работы.

Организация коллективного планирования с привлечением всех желающих, выбор роли в предстоящем деле.

Информация совета дела о результатах планирования и приглашение желающих включиться в работу.

Составление советом дела плана проведения мероприятия.

Проверка готовности организаторов и участников к проведению дела.

Информация о месте и времени проведения дела.

Подведение итогов дела.

Оценка, анализ дела, взаимодействие школьников.

Подведение итогов проведенной работы.

Велика роль педагога – организатора в развитии детского самоуправления. Имея недостаточный опыт организаторской и самоуправленческой деятельности, ученики не могут сами, без помощи и поддержки взрослых, построить жизнь. Суть педагогической деятельности по развитию детского самоуправления заключается в том, чтобы создать условия, при которых ученики проявляют творческие способности, ответственность, самостоятельность, активность.

Педагог – организатор выполняет следующие функции

по развитию детского самоуправления:

Воспитательная – обеспечение положительных мотивов в процессе развития личности и коллектива.

Диагностическая – изучение индивидуальных особенностей учащихся и внутриколлективных отношений.

Развивающая – обеспечение развития организаторских умений и навыков каждого учащегося.

Регулирующая – своевременная корректировка организаторской деятельности учащихся.

Обучающая сообщение знаний учащихся о самоуправлении в коллективе, организаторской деятельности и выполнение ими работы.

Организаторская – помощь учащимся в организации работы органа самоуправления, проведении коллективных дел.

Контролирующая – организация контроля за деятельностью учащихся, выполнением ими поручений.

Стимулирующая – побуждение детей к творческому, самостоятельному выполнению порученной работы.

Но самая важная функция – выявление и подготовка лидеров.

Выводы. Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания. Оно способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности, самостоятельности, готовности участвовать в различных проектах. Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности всех школьников.

Источник

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЛюдмила Извекова

Похожие презентации

4 Цель школьного самоуправления Реализация интересов и потребностей учащихся в школе

5 Задачи школьного самоуправления 1. Выявление реальных потребностей учащихся, отбор тех из них, которые реально выполнимы в условиях школы. 2. Трансформирование потребностей учащихся в содержание деятельности. 3. Определение оргструктуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся. 4. Организация деятельности органов ученического самоуправления.

6 Основные черты школьного самоуправления 1. Реализация принципа «Каждому делу – свой организатор, каждому сложившемуся разделу работы – свой орган ученического коллектива» 2. Наделение всех членов актива и каждого органа коллектива не мнимыми и фиктивными, а действительными правами и обязанностями. 3. Создание самоуправления как системы, а не разрозненных групп ученического актива, не связанных друг с другом. 4. Реализация принципа представительства: все ответственные за разделы работы в первичных коллективах входят в состав школьных комиссий и советов – органов единого школьного коллектива.

7 Общая структура школьного самоуправления Общий сбор 1-2 классы, 3-4 классы Временные и постоянные поручения Совет командиров 1-2 классы, 3-4 классы Классные ученические собрания 1-4 классы Школьная ученическая конференция 5-11 классы Школьный ученический совет 5-11 классы Учащиеся школы Комиссии и советы Совет старост Совет председателей Совет физоргов Совет озеленителей Пресс- центр Учком

8 Структура школьного самоуправления в 1-4 классах Совет командиров 1-2 классы, 3-4 классы Учащиеся школы Общий сбор 1-2 классы, 3-4 классы Классные ученические Собрания 1-4 классов Временные и постоянные поручения

9 Структура классного ученического самоуправления в 5-11 классах У ч а щ и е с я ш к о л ы

10 Содержание деятельности 1. УЧКОМ Организация школьного конкурса «Ученик года» помощь учебным комиссиям классов по организации консультации для отстающих учеников проведение заседаний Учкома отчеты 5-11 классов о состоянии успеваемости и посещаемости самоотчеты учащихся 5-9 классов об успеваемости организация конкурсов, олимпиад, Дня науки и творчества

11 Содержание деятельности 3. СОВЕТ ФИЗКУЛЬТУРЫ Организация школьного конкурса «Самый спортивный класс» организация соревнований по различным видам спорта в рамках Школьной спартакиады определение лучших спортсменов и их награждение вовлечение учащихся в занятия физкультурой и спортом

12 Содержание деятельности 2. СОВЕТ СТАРОСТ Помощь в организации жизнедеятельности классных коллективов дежурство по школе дежурство по классу контроль внешнего вида контроль посещаемости

13 Содержание деятельности 5. ПРЕСС – ЦЕНТР Организация работы классных пресс – центров выпуск газет по итогам дежурства по школе выпуск листовок, классных газет ведение классного уголка ведение летописи

14 Содержание деятельности 4. СОВЕТ ОЗЕЛЕНИТЕЛЕЙ Организация школьного конкурса «Самый зеленый кабинет» уход за растениями паспортизация растений озеленение кабинетов

15 Методы школьного самоуправления

16 Формы школьного самоуправления

17 Обучение актива Цель: подготовка учащихся к организаторской деятельности ОБУЧЕНИЕ АКТИВА

18 Анализ и оценка деятельности 1. Систематическое наблюдение 2. Высказывания педагогов, учащихся, родителей 3. Индивидуальные и коллективные беседы с учащимися 4. Информация с заседаний 5. Опросы, анкеты 6. Аналитические материалы классных руководителей

19 Критерии эффективности органов ученического самоуправления степень реализации потребностей всех участников школьной жизни роль школьного совета и советов классов и их комиссий в создании благоприятных условий для учебы, труда, быта и отдыха учащихся оснащенность школы нормативными документами, регламентирующими деятельность ученического самоуправления вклад органов самоуправления в гуманизацию и гармонизацию взаимоотношений в школе между педагогами, учащимися и их родителями деятельность органов самоуправления по защите интересов коллектива и отдельных его членов от неблагоприятных воздействий внешней среды уровень развития самоуправления в школьном коллективе и в классных коллективах степень удовлетворенности учащихся условиями и результатами образовательного процесса в школе

20 Перспективы развития ученического самоуправления 1. Совершенствование школьного ученического самоуправления через самоуправление личностью своей жизнедеятельностью в школе; 2. Участие в разработке, обсуждении и принятии «кодексов» прав и обязанностей ученика в школе; 3. Создание и функционирование органов самоуправления на базе классных коллективов (1-2 педагога, 2-3 ученика, 1-2 родителя); 4. Методический рост всех участников школьного ученического самоуправления (овладение ими всей совокупностью приемов деятельности)

Источник

Статья «Развитие самоуправления в детском коллективе начальной школы»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Развитие самоуправления в детском коллективе

Школьное самоуправление не является для нас новой темой. В отечественной педагогике накоплен богатый теоретический, а в практике реальный опыт такой организации детской жизни, когда наиболее успешно формируются лучшие гражданские, нравственные качества личности. Кроме того, одной из главных задач современного общества является воспитание растущего человека как формирование развитой, коммуникативной, мобильной, социально-активной личности. Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, одним из которых является развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Много лет назад самоуправление как термин вошло в педагогическую терминологию. Однако понимание сущности этого явления далеко не однозначно. Детское самоуправление как педагогическое явление всегда находилось на острие борьбы авторитарной и демократической педагогики. Авторитарная педагогика рассматривала самоуправление как средство манипулирования детьми, а демократическая как условие реализации прав детей, как способ их включения в реальные социальные отношения.

Многогранность детского самоуправления как психолого-педагогического явления является причиной и источником многочисленных, часто разноаспектных толкований и определений. Так, например, В.М. Коротов определял ученическое самоуправление как метод организации воспитательного коллектива. Ю.П. Сокольников видит в самоуправлении «способ организации деятельности школьников». Л. И. Новикова считает, что самоуправление – это разумно осуществляемая самими детьми деятельность, включающая постановку цели, планирование, способы реализации плана, организацию учета и контроля. Н.Л. Аникеева считает, что самоуправление – это организация гуманистических отношений.

Самоуправление в детском коллективе возникает только тогда, когда имеется какая-то общая цель в группе детей. И эта цель значима не только для этой группы, но и имеет более или менее выраженную социальную направленность.

Таким образом, мы можем определить детское самоуправление как демократическую форму организации детского коллектива, обеспечивающую развитие самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.

Составляющими этого определения являются следующие ключевые слова: развитие самостоятельности; принятие и реализация решений; групповые цели.

Принятие и реализация управленческих решений обязательный признак развивающегося самоуправления. Именно решая эту двуединую задачу обретается реальность включенности детей в управление делами своего коллектива.

Наличие групповых целей деятельности с одной стороны наполняет самоуправление реальным содержанием, с другой способствует объединению детей на основе объединения их интересов.

Какие же цели реализуются органами самоуправления?

В учебной деятельности это организация взаимопомощи в учебе, организация коллективной познавательной деятельности учащихся.

в досуговой –содержание досуга, подготовка и проведение физкультурно-массовых, культурно-массовых и других досуговых мероприятий.

Результатом развития детского самоуправления является коллективная ответственность, которая свидетельствует о высоком развитии такой функции как коллективный самоконтроль. А.С. Макаренко подчеркивал важное значение создания в коллективе отношений «ответственной зависимости». Именно в этих отношениях проявляется ответственность каждого за результаты работы коллектива и ответственность всех за результаты работы каждого. Показателем групповой ответственности является добросовестное выполнение учащимися своих обязанностей, своевременное и точное выполнение решений органов самоуправления, стремление во что бы то ни стало выполнить задачи, поставленные перед коллективом, готовность отвечать за свои поступки и поступки своих товарищей, желание представлять свой коллектив в других коллективах.

Можно выделить три этапа развития самоуправления: зарождение, становление, самосовершенствование, на каждом из которых достигается более высокий уровень самоуправляемости коллектива – именно они определяют структурную характеристику процесса развития самоуправления.

Каждый этап отличается от предыдущего уровнем сложности решаемых управленческих проблем. Переход от одного этапа к другому соответствует достижению коллективом определенного уровня развития самоуправления в основном виде деятельности.

На этапе зарождения основное содержание управленческих задач, которые решают учащиеся самостоятельно, определяются чаще вопросом не «что делать?», а «как делать?».

В то же время вопрос о цели деятельности обсуждаются педагогом вместе с учащимися. Главным на этом этапе является то, что учащиеся должны сами искать пути достижения поставленных целей, а не реализовать алгоритм, предложенный педагогами или вышестоящими органами самоуправления. Целесообразно, чтобы педагог или вышестоящий орган самоуправления предлагали учащимся выбор целей деятельности, предоставили возможность сравнить их, представить, что получится в результате их реализации. Пути достижения поставленных целей определяются на основе совместного решения коллективов педагогов и детей. При этом осуществляется постепенный переход к самостоятельному поиску путей.

Перед педагогами на данном этапе стоят задачи преодолеть у части детей сложившиеся установки на пассивность и безответственность, сформировать у них осознание необходимости участвовать в организации той или иной деятельности. На первом этапе организационно оформляется структура постоянных органов самоуправления, в основном, в рамках существующих традиций. Педагогическое влияние на этом этапе носит характер непосредственного руководства деятельностью детей. В то же время по возможности педагоги должны сформировать у детей уверенность в том, что от их действий, предложений, основанных на инициативе и самостоятельности, зависит успешность работы детского коллектива, развить у них необходимые знания, умения и навыки для участия в управлении коллективом.

Как показывает анализ опыта, развитию самоуправления на этом этапе способствует усложнение ситуаций, выход из которых должен искать весь коллектив и, в первую очередь, органы детского самоуправления.

На первом этапе учащиеся должны участвовать в реализации всех этапов управленческого цикла. На этом этапе становления стоит задача сформировать у детей положительное отношение к участию в работе органов самоуправления. Их структура на втором этапе определяется в соответствии с целями деятельности и путями их реализации; по мере необходимости возникают временные органы самоуправления для решения текущих управленческих задач. Педагогическое влияние на этом этапе постоянно принимает характер опосредованного.

На этапе самосовершенствования стоит задача стимулировать реализацию учащимися самоуправленческих функций. На этом этапе проявляется высокая мобильность структуры, функционирует большее количество временных органов самоуправления, в процессе работы которых в решении управленческих задач включаются все члены коллектива. Основными методами педагогического влияния являются совет, консультация, личный пример педагога. Целесообразно, чтобы на этапе самосовершенствования пути достижения поставленных целей осуществлялись учащимися самостоятельно. Результатом работы на третьем этапе является поддержание высокого уровня активности детей в решении управленческих задач.

Характеристика этапов развития самоуправления

Этапы развития самоуправления

Пути достижения целей

Цели деятельности определяются педагогами или вышестоящими органами самоуправления

Определяются на основе совместного решения коллективов педагогов и детей. Осуществляется постепенный переход к самостоятельному поиску путей достижения поставленных целей.

Цели деятельности определяются совместно педагогами и учащимися. Постепенно предоставляется возможность учащимся самостоятельно определить цели своей деятельности.

Определяются учащимися при консультативной роли педагогов. Осуществляется переход к тому, чтобы поиск путей достижения поставленных целей и их реализация осуществлялись учащимися самостоятельно

Учащиеся самостоятельно определяют цели деятельности при консультативной помощи педагогов

Определяются учащимися самостоятельно

Основное педагогическое влияние на развитие самоуправления в классе оказывает его классный руководитель. Говоря о педагогическом влиянии, мы отнюдь не подразумеваем, что это влияние призвано манипулировать деятельностью органов самоуправления. Во многом процесс образования целей в учебном коллективе зависит и от того, как воспринимают учащиеся педагога. Если он воспринимается ими как наставник, как «один из нас», тогда его предложения усваиваются легко, и, наоборот, когда педагог воспринимается как лицо постороннее, но по необходимости его приходится принимать, тогда возникает конфликт целей личных и общих для коллектива.

В своей работе, по развитию ученического самоуправления детей начальных классов, я использую метод создания малых групп в рамках классного коллектива, которым поручается выполнение кратковременных дел. Ребенок в этой малочисленной группе постоянно находится под воздействием мнения товарищей, ему сложнее уклониться от принятых норм поведения. Кроме того, детям легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим количеством сверстников.

По моему предложению внутри моего класса все дети распределились на 3 команды по рядам. Каждая команда придумала название, выбрала капитана. В классе есть президент, который выдвигает идеи, следит за выполнением поручений.

Так у нас появились команды: дежурные (смотрят за чистой в классе, поливают цветы, раздают тетради), затейники (ответственные за игры, зарядку, стенгазеты), смотрители за дисциплиной. Всю неделю дети выполняют свои поручения. Каждую неделю поручения меняются.

Конечно, не у каждого ребенка все получается, и не все получается хорошо, но поддержка товарищей, одобрение или неодобрение их и учителя стимулирует его деятельность.

В конце рабочей недели проходит самоанализ деятельности ребят. Команды отчитываются о проделанной работе. Они обсуждают, что из запланированного получилось, что не удалось, каковы причины неудачи, намечают новый план работы на неделю.

Чередование поручений отслеживается в сводной таблице. В конце учебного года лучшая группа награждается грамотами и памятными сувенирами.

Такая форма работы дает положительную динамику в формировании личностных умений обучающихся. Дети в таком классе доброжелательные, активные, творческие и дружные. Они быстрее решают проблемные ситуации без привлечения взрослых, они самостоятельны, мобильны, коммуникативны. Формируется коллектив единомышленников, где каждый ребенок находит свою социальную нишу.

Что дает ученическое самоуправление участникам педагогического процесса:

развитие навыков работы в группе, команде;

ведёт к повышению качества обучения учащихся;

ведёт к улучшению дисциплины.

помогает организовать детей;

сплотить детский коллектив;

повышает дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки;

раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребенка.

Список используемой литературы:

1.»Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении» Учебно-методическое пособие /Под общей ред. А.С. Прутченкова Москва 2003

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *