демократическое урегулирование межнациональных отношений реализовано в принципе
Тесты по политологии с ответами 2 страница. №140 Для государственной власти характерно:
№140 Для государственной власти характерно:
отчужденность от народа (публичность),
1 все ответы верны.
№141 Харизматический тип власти выделил:
№142 Полиархия – это:
№143 Признание обществом обоснованности и необходимости власти и ее носителей есть:
№144 Согласно М. Веберу, типом легитимности власти не является:
правильного ответа нет.
№145 В родовом обществе власть строилась на основе:
1 все ответы верны.
№146 Наиболее верным утверждением является:
политика не зависит от экономического строя общества,
политика – это концентрированное выражение экономики,
политика обладает значительной самостоятельностью,
1 политика оказывает воздействие на экономику и в то же время зависима от экономики,
все ответы неверны.
№147 Под легальностью власти понимается:
№148 Охлократия как форма власти – это:
власть одного человека,
№149 Воплощением законодательной власти в обществе является:
№150 К разновидностям демократической политической власти не относится:
выборная и сменяемая,
№151 Термин «политика» своим происхождением обязан:
экономика и экономические отношения,
1 стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти,
политическое сознание граждан,
политическая культура общества,
политические идеологии, теории, концепции.
№153 Экономические определения политики трактуют ее как:
1 концентрированное выражение экономики,
отражение личностных интересов,
производное от географического положения стран,
зависимую от духовных факторов,
связанную с религиозным мировоззрением.
№155 Переход к социоцентристскому пониманию политики начал осуществляться с:
№156 Силовой подход к политике предложил:
№157 М. Вебер рассматривает политику как:
концентрированное выражение экономики,
1 область общественных отношений по поводу власти,
искусство управления государством,
целеполагание и организацию, мобилизацию ресурсов для достижения цели.
№158 Политику как совокупность политических действий и взаимодействий людей рассматривает подход:
№159 Основателями бихевиористского подхода к политике являются:
К. Маркс и Т. Парсонс,
К. Шмитт и Т. Парсонс,
1 Ч. Мерриам и Г. Лассуэлл,
Р. Дарендорф и Ф. Энгельс.
№160 Сторонниками конфликтологического подхода к политике являются:
Т. Парсонс и В. Ленин,
1 Р. Дарендорф и Л. Козер,
М. Вебер и М. Дюверже,
К. Маркс и Г. Лассуэлл,
№161 Власть определяется как:
любое принудительное внешнее воздействие на человека;
любое ограничение свободы человека;
1 как социальное взаимодействие, отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы оказывать влияние на другого индивида или группу;
как институциализированная воля, осуществляемая принудительно государством;
№162 Стремление к власти как способа компенсации физической или духовной неполноценности рассматривал:
№163 Власть как средство всеобщей связи при осуществлении целедостижения рассматривал:
№164 Впервые идею необходимости разделения государственной власти на три ветви высказал:
№165 Понятие «легитимность власти» в научный оборот ввел:
№166 Критерием эффективности власти в демократическом обществе является:
1 широкая общественная поддержка,
наличие репрессивного аппарата,
полное подчинение лидеру,
величина затрат на содержание аппарата управления.
№167 К чертам политической власти не относится:
всенародность (ее единство с обществом),
правильного ответа нет.
№168 К особенностям государственной власти не относится:
право взимания налогов,
1 отсутствие заботы о состоянии государства и общества.
№169 Методом властвования не является:
№170 Плутократия как форма власти – это:
№171 Сущность власти выражается в:
№172 Четвертой ветвью власти обычно называют:
№173 Теократия как форма власти – это:
№174 Источником власти в постиндустриальном обществе является:
№175 В современном развитом обществе властные полномочия осуществляются на основе:
№177 Монополией правотворческой деятельности обладает:
№178 Разновидностью власти в обществе является:
1 все ответы верны.
№179 Под легитимностью власти понимается:
№180 В первобытном обществе основным источником власти являлось:
№181 Ведущей проблемой наук, изучающих теорию развития этносов, является:
взаимоотношения личности и общества,
отношения между классами,
отношения в сфере политики,
1 межнациональные отношения.
№182 Исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей с общими чертами, особенностями культуры, психологическим складом, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований, называется:
№183 Автором работы «Этногенез и биосфера Земли» является:
№184 В современном мире насчитывается народов (этносов), наций и формирующихся в качестве наций общностей людей:
1 от двух с половиной до пяти тысяч,
около десяти тысяч,
более сто тридцати.
№185 Этнос – это совокупность людей, для которой характерно:
проживание на одной территории,
наличие общего языка,
1 общность языка, территории, обычаев и т.д.,
единство профессиональных интересов,
различное отношением к средствам производства.
№186 В области межнациональных отношений актуальными являются вопросы:
равноправия и подчинения,
неравенства уровней развития,
национальной розни и вражды,
проблем не существует вовсе,
1 один из ответов неправильный.
№187 Условием выражения и защиты национальных интересов и ценностей является:
1 национальное государство,
№188 Специфические особенности поведения и образа жизни разных наций и народов раскрываются в:
1 национальном характере,
№189 В мировой практике право на самоопределение предполагает возможность:
1 создания независимого государства,
создания собственной культуры,
пересмотр культурных ценностей,
смену политического курса,
отказ от всякой государственности.
№190 Понятие, обозначающее территориальную организацию государства, соотношение государства как целого с его отдельными частями, называется:
структура государственной власти,
1 форма государственного устройства,
№191 Унитарное государство как разновидность государственного устройства не предполагает:
единую законодательную систему,
единую судебную систему,
1 двойное гражданство,
правильного ответа нет.
№192 В Швейцарии в качестве субъекта федерации рассматривается:
№193 К современным унитарным государствам относится:
Соединенные Штаты Америки,
№194 Борьба за свободу этноса и приоритет его развития связана с деятельностью:
1 национальных движений,
средств массовой информации.
№195 Ошибочным суждением является:
унитарные государства в национальном отношении обычно мононациональны,
федерация позволяет нациям пользоваться значительным уровнем суверенности,
конфедерация позволяет сохранить национальный суверенитет практически в полном объеме,
национально-культурная автономия предоставляет нациям, народностям в рамках единого государства широкое внутреннее самоуправление,
1 форма государственного устройства не может быть обусловлена особенностями национальной политики.
№196 Среди причин обострения этнических конфликтов на территории бывшего СССР доминируют:
системный кризис власти,
деформация в области национально-государственного строительства в годы советской власти,
реанимация родовых, клановых, племенных, религиозно-общинных отношений в ряде регионов,
нарушение хозяйственных связей и резкое падение уровня жизни основной массы населения в ходе рыночной модернизации,
1 все ответы верны.
№197 Квебек, Ольстер, Абхазию, Приднестровье, Чечню объединяет то, что это:
ведущие страны мира,
разновидности одного этноса,
1 конфликтные ситуации национального характера,
государства, образующие международный картель,
крупнейшие регионы современного мира.
№198 Этносом (народом), территориальная целостность которого не разделена государственными границами, является:
№199 Практическое назначение национальной политики заключается в:
управлении интересами всех наций, этнических групп в стране,
разрешении межнациональных противоречий,
воспитании людей в духе уважения национального достоинства каждого,
регулировании деятельности национальных организаций,
1 все ответы верны.
№200 Гуманистическим принципам политики в области национальных отношений противоречит:
отказ от насилия и принуждения,
поиск согласия среди всех участников,
права и свободы человека признаются важнейшей ценностью,
готовность к мирному урегулированию спорных проблем,
1 отстаивание этнической «чистоты».
№201 Идея, не признающая равноправия наций и их представителей, получила название:
№202 Преобладание в государственной политике принципа национального равенства характерно для режима:
№205 Поддержка мира и согласия в многонациональном Казахстане – это прерогатива:
1 Ассамблеи народа Казахстана.
№206 В современном казахстанском обществе интересы различных наций, этносов выражают:
1 национально-культурные центры
№207 Национально-культурные центры представляют собой:
1 негосударственные институты,
международные органы власти,
№208 В своей деятельности национально-культурные центры Казахстана руководствуются:
нормами в области национальной политики,
1 Конституцией и законами страны,
№209 Активность национально-культурного центра зависит от:
количественного представительства этноса,
степени национального самосознания,
уровня образованности этноса,
степени участия этноса в общественных процессах,
1 все ответы верны.
№210 Интересы русского этноса в Казахстане выражает движение:
1 все ответы верны.
№211 Этносом принято считать общность людей:
№212 Характерными чертами этнической общности выступают:
высокая степень сплоченности,
1 все ответы верны.
№213 Этнос состоит из следующих элементов:
1 этническое ядро-периферия-диаспора,
№214 Нация как общность людей сложилась:
в эпоху античности,
1 в период первоначального накопления капитала,
№215 В рамках биологического подхода главной доминантой нации признается:
особенности культурной среды,
общность исторического развития.
№216 При политико-правовом рассмотрении нация отождествляется с:
1 сообществом граждан того или иного государства,
№217 Совокупность наций, народностей, этнических групп, представленных в рамках общества, образует следующую структуру общества:
№218 В сфере политики национальные проблемы касаются:
представительства этносов во властных структурах,
создания условий для свободного развития культур,
1 все ответы верны.
№219 В национальном факторе действуют две тенденции:
1 сближение наций и их стремление к национальной самостоятельности,
«полноценность» и «неполноценность» наций,
господство и подчинение наций,
богатство и бедность наций,
наличие государственности и ее отсутствие.
№220 Тенденция к национальной самостоятельности находит проявление в:
1 крушении колониальных империй в новейшее время,
росте благосостояния людей в мире,
политической активности партий,
темпах экономического роста стран.
№221 Национальный суверенитет означает совокупность прав нации на:
свободный выбор социального строя,
самостоятельный политический курс,
1 все ответы верны
№222 Основанием для самоопределения народа служит:
историческая принадлежность той или иной территории,
существующий этнический состав населения (его большинство),
волеизъявление всего народа,
1 все ответы верны,
верного ответа нет.
№223 Особенности национально-территориальной организации государства и взаимоотношений центральных, региональных органов раскрывает понятие:
1 форма государственного устройства,
№224 Формой государственного устройства является:
№225 Унитарным государством не является:
1 Российская Федерация,
№226 Союзное государство, состоящее из равноправных, относительно самостоятельных государственных образований – это:
№227 В 20 веке конфедеративный принцип объединения государств воспроизведен в новой наднациональной форме:
1 Европейского союза,
Организации Варшавского договора,
«чистых» конфедераций не существует.
№228 Предоставление нациям в рамках единого государства внутреннего самоуправления возможно в форме:
1 национально-культурной автономии,
специфических политических прав,
№229 По форме государственного устройства США, Россия, Германия, Индия являются государствами:
№230 Национально-этнические аспекты в любой сфере общественной жизни учитываются в рамках:
1 национальной политики,
№231 Для деятельности современных демократических полиэтнических государств не характерно:
уважение прав и свобод человека,
поддержка культурно-языковых традиций малых этносов,
уважение этнических достоинств каждого человека,
уважение национального суверенитета.
№232 Разрушительная направленность в национальных процессах проявляется:
обязательным указанием и определением гражданином своей национальности,
запретом на употребление национальных языков в государственных органах страны,
ограничением права общения, воспитания и обучения на родном языке,
поощрением деятельности общественных организаций, разжигающих национальную рознь,
1 все ответы верны.
№233 Возникновению конфликтов на национальной почве способствуют следующие факторы:
отношения между центральными и местными органами власти,
проблемы народов, разделенных государственными границами,
отношения между самими этносами,
проблемы национальностей, не имеющих собственного национально-государственного образования,
1 все ответы верны.
№234 Демократическое урегулирование межнациональных отношений реализовано в принципе:
1 национальное самоопределение,
№235 Принципы, лежащие в основе национальной политики в Республике Казахстан, предусматривают:
укрепление государственной независимости и активную интеграционную политику,
1 все ответы верны.
№236 На территории Казахстана проживают представители:
1 более 130 наций и народностей,
около 2,5 тысяч наций,
около 5 тысяч наций,
№237 В качестве посредника между властью и народами Казахстана выступают:
1 национально-культурные союзы.
№238 Национально-культурные центры в Республике Казахстан:
выявляют национальные особенности,
выражают интересы наций в обществе,
соотносят национальное с общенациональным,
реализуют на практике национальные интересы,
1 все ответы верны.
№239 Роль национально-культурных центров в казахстанском обществе связана с:
возрождением национальных культур,
развитием национального самосознания,
снятием межнациональной напряженности,
1 все ответы верны.
№240 Многообразие национальных культур, традиций, обычаев порождает в политике ситуацию:
1 все ответы верны.
1 совокупность организаций и учреждений, через которые реализуется политическая власть,
поведение участников политического процесса,
политическая культура общества и граждан,
объединение по типу общества охраны природы,
малые группы общества, объединенные общими интересами.
№242 Возникновение теории политических систем было связано с развитием :
мирсистемного анализа У. Уоллерстайна,
конфликтологии Р. Дарендорфа,
1 структурного функционализма Т. Парсонса,
теории постиндустриального общества Д. Бэлла,
бихевиоризма Г. Лассуэлла.
№243 Научный труд “Сравнительные политические системы” принадлежит :
№244 Теория политических систем появилась в политической науке в :
в последней трети 19 в.,
1 во вт. половине 20 в.,
№245 Основателями теории политических систем в политической науке считаются :
М. Вебер и С. Хантингтон,
Т.Парсонс и К. Маркс,
1 Д. Истон и Г.Алмонд,
П. Сорокин и Т. Парсонс,
М. Вебер и Т. Парсонс.
№246 Концепцию “входов” и “выходов” в теории политических систем впервые применил:
№247 Основными видами “ входа “ в политическую систему являются:
законы и конституция,
программы развития общества и их реализация,
методы осуществления политической власти,
1 требования к власти и ее поддержка,
№248 Политическая система общества выполняет функцию:
1 обеспечения функционирования и развития общества,
разрушения общества и государства,
замены одного общественного строя другим,
возврата к старому обществу,
приспособления к другим политическим системам.
№249 Главным элементом политической системы общества является:
№250 К внешним функциям политической системы относятся:
политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни,
контроль за исполнением и соблюдением политических и иных норм (законов),
определение и распределение материальных и духовных ценностей в соответствии с интересами и положением социальных общностей, групп и слоев,
1 защита суверенитета и государственных интересов,
привлечение всех членов общества к политическому участию.
№251 Политическая система общества – это система:
1 политических отношений,
политических и правовых норм,
№252 Выберите несобственную политическую организацию:
1 общество филателистов,
правильного ответа нет.
1 субъектами политики,
людьми в сфере производства,
продавцами и покупателями,
экономикой и культурой.
№254 Политическая система общества включает в себя:
политические и правовые нормы,
1 все ответы верны.
№255 Политическая культура – это:
1 составляющий элемент политической системы,
реальность, не связанная с политикой,
правильного ответа нет.
№256 К институциональной подсистеме политической системы общества относится:
1 правильного ответа нет.
№257 Политические отношения включает в себя подсистема политической системы:
№258 Социальной основой политических систем является:
все ответы правильны.
№259 Политические системы не классифицируются по:
№260 В типологию политических систем входят:
тип формации и характер социальной структуры,
характер политического режима,
1 один из ответов неправильный.
№261 Политические системы бывают:
1 открытые и закрытые,
прямые и косвенные,
опосредованные и непосредственные,
правильного ответа нет.
№262 Классификация политических систем (по Г. Алмонду):
1 один из ответов неправильный.
№263 В англо-американской политической системе (по Г. Алмонду) преобладают ценности:
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Демократическое урегулирование межнациональных отношений реализовано в принципе
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
В целях координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации, обеспечения их взаимодействия с институтами гражданского общества постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
2. Правительству Российской Федерации:
а) обеспечить разработку плана мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года;
б) обеспечить решение федеральными органами исполнительной власти задач, предусмотренных Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года;
в) осуществлять контроль за ходом реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и представлять ежегодные доклады Президенту Российской Федерации.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года при осуществлении своей деятельности в этой сфере.
4. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 3010).
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации | В. Путин |
Москва, Кремль
19 декабря 2012 года
№ 1666
Стратегия
государственной национальной политики Российской Федерации
на период до 2025 года
(утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666
I. Общие положения
3. Стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, многовековом политико-правовом опыте многонационального Российского государства.
4. Стратегия разработана с учетом документов государственного стратегического планирования в сферах обеспечения государственной (национальной) безопасности, долгосрочного социально-экономического развития, региональной, внешней, миграционной и молодежной политики, образования и культуры, других документов, затрагивающих сферу государственной национальной политики Российской Федерации, а также с учетом преемственности основных положений Концепции государственной национальной политики Российской Федерации 1996 года.
5. Основными вопросами государственной национальной политики Российской Федерации, требующими особого внимания государственных и муниципальных органов, по-прежнему являются:
а) сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности;
б) обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств;
в) создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;
г) поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Россией.
6. Государственная национальная политика Российской Федерации нуждается в новых концептуальных подходах с учетом необходимости решения вновь возникающих проблем, реального состояния и перспектив развития национальных отношений.
7. Реализация Стратегии должна способствовать выработке единых подходов к решению проблем государственной национальной политики Российской Федерации государственными и муниципальными органами, различными политическими и общественными силами.
8. Стратегия носит комплексный межотраслевой социально ориентированный характер, призвана развивать потенциал многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и всех составляющих его народов (этнических общностей).
II. Состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации
9. Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На ее территории проживают представители 193 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан). Большинство народов России на протяжении веков формировались на территории современного Российского государства и внесли свой вклад в развитие российской государственности и культуры.
11. Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию, на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов. Современное Российское государство объединяет основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России единый культурный (цивилизационный) код, который характеризуется особым стремлением к правде и справедливости, уважением самобытных традиций населяющих Россию народов и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру.
12. Многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации.
13. Реализация Концепции государственной национальной политики Российской Федерации 1996 года способствовала сохранению единства и целостности России. В результате мер по укреплению российской государственности, принятых в 2000-е годы, удалось преодолеть дезинтеграционные процессы и создать предпосылки для формирования общероссийского гражданского самосознания на основе общей судьбы народов России, восстановления исторической связи времен, укрепления национального согласия и духовной общности населяющих ее народов. Достигнуты существенные результаты в обеспечении политической стабильности на Северном Кавказе, созданы правовые гарантии прав коренных малочисленных народов, сделаны существенные шаги по развитию национально-культурной автономии, по обеспечению прав граждан и национальных (этнических) общностей в сферах образования и развития национальных языков.
15. На развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений также влияют следующие негативные факторы:
а) высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации;
б) размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации;
в) правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти;
г) сохранение проявлений дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике;
д) недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества;
е) распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов;
з) недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом;
16. Преодоление указанных негативных факторов связано с возникновением новых задач и приоритетных направлений в сфере государственной национальной политики Российской Федерации, решать которые предполагается, руководствуясь настоящей Стратегией.
III. Цели, принципы, приоритетные направления и задачи государственной национальной политики Российской Федерации
17. Целями государственной национальной политики Российской Федерации являются:
а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
б) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;
в) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;
г) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;
д) успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.
18. Цели, указанные в пункте 17 настоящей Стратегии, достигаются совместными действиями общества и государства на основе конституционных принципов демократии и федерализма, принципов единства, патриотизма и социальной справедливости, стабильного и суверенного развития России, уважения национального достоинства ее граждан и являются основой для решения долгосрочных задач государственного строительства, успешного развития страны в экономической, социально-культурной и внешнеполитической сферах, обеспечения национальной безопасности.
19. Основными принципами государственной национальной политики Российской Федерации являются:
а) государственная целостность, национальная безопасность Российской Федерации, единство системы государственной власти;
б) равноправие и самоопределение народов Российской Федерации;
в) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
г) предотвращение и искоренение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
д) уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
е) государственная поддержка и защита культуры и языков народов Российской Федерации;
ж) взаимное уважение традиций и обычаев народов Российской Федерации;
з) обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов (малочисленных этнических общностей), включая поддержку их экономического, социального и культурного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни;
и) обеспечение прав национальных меньшинств;
к) содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также обеспечение поддержки их деятельности по сохранению и развитию родного языка и культуры, укреплению связей с Россией;
л) обеспечение интеграции в российское общество иностранных граждан и лиц без гражданства, переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства;
м) разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
н) комплексность решения задач государственной национальной политики Российской Федерации с учетом ее межотраслевого характера;
о) недопустимость создания политических партий по признаку расовой, национальной или религиозной принадлежности;
п) взаимодействие государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
р) преемственность исторических традиций солидарности и взаимопомощи народов России;
с) своевременное и мирное разрешение межнациональных (межэтнических) противоречий и конфликтов;
т) пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, нарушение межнационального мира и согласия, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.
20. Приоритетными направлениями государственной национальной политики Российской Федерации являются:
а) совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
б) обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;
в) обеспечение равноправия граждан, реализации конституционных прав граждан в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
г) создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
д) обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
е) укрепление единства и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
ж) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;
з) создание условий для обеспечения прав народов России в социально-культурной сфере;
и) развитие системы образования, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;
к) обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации;
л) информационное обеспечение реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
м) совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества;
н) развитие международного сотрудничества в сфере государственной национальной политики Российской Федерации.
21. Задачи в сфере государственной национальной политики Российской Федерации:
а) задачи по совершенствованию государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации:
объединение усилий государственных и муниципальных органов и институтов гражданского общества для укрепления единства российского народа, достижения межнационального мира и согласия;
обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих максимальному учету в системе государственного управления национально-культурных интересов народов России и их удовлетворению;
создание условий для участия коренных малочисленных народов в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы;
обеспечение учета и реализации задач государственной национальной политики Российской Федерации в федеральных и региональных документах государственного стратегического планирования;
совершенствование системы управления и координации государственных и муниципальных органов при реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
совершенствование законодательства Российской Федерации в части, касающейся:
регулирования вопросов, связанных с созданием условий для укрепления государственного единства, формирования общероссийского гражданского самосознания, этнокультурного развития народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, развития межнационального (межэтнического) и межрелигиозного диалога и предупреждения конфликтов, для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
признания социально ориентированными российских некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере межнационального (межэтнического) сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, культуры, языка и традиций народов Российской Федерации, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, этнологического мониторинга и предупреждения конфликтов;
разграничения полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также уточнения компетенции органов местного самоуправления по вопросам реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
организационное обеспечение совершенствования деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению задач государственной национальной политики Российской Федерации;
совершенствование организации местного самоуправления с учетом возможности использования форм традиционной территориальной самоорганизации народов России в целях создания условий для проявления инициативы и самодеятельности всех групп населения, а также учет их интересов и потребностей в деятельности органов местного самоуправления;
обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих по утвержденным в установленном порядке типовым учебным программам по вопросам реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
б) задачи по обеспечению равноправия граждан, реализации их конституционных прав в сфере государственной национальной политики Российской Федерации:
обеспечение реализации принципа равноправия граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств при приеме на работу, при замещении должностей государственной и муниципальной службы, должностей в правоохранительных органах и в судебной системе, при формировании кадрового резерва на федеральном и региональном уровнях;
создание условий для свободного определения гражданами своей национальной принадлежности;
принятие мер по недопущению проявлений дискриминации в отношении граждан различной национальной принадлежности при осуществлении государственными и муниципальными органами и организациями своей деятельности;
в) задачи по обеспечению межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений:
определение в качестве приоритетных задач в сфере государственной национальной политики Российской Федерации для государственных и муниципальных органов и их должностных лиц вопросов, связанных с поддержанием межнационального мира и согласия, гармонизацией межнациональных отношений, профилактикой возникновения конфликтных ситуаций, содействием диалогу между представителями различных этнических общностей;
установление ответственности должностных лиц государственных и муниципальных органов за состояние межнациональных отношений на соответствующих территориях, а также мер стимулирования указанных лиц;
принятие правовых и организационных мер по предотвращению и пресечению деятельности, направленной на возрождение националистической идеологии, воспроизводящей идеи нацизма, на обеление этих идей;
предотвращение и пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
определение полномочий и ответственности руководителей и иных должностных лиц государственных и муниципальных органов в сфере профилактики и пресечения межнациональной (межэтнической) и межконфессиональной напряженности и конфликтов;
создание государственной и муниципальной систем мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций; эти системы должны базироваться на диверсификации источников информации и обеспечивать возможность оперативного реагирования на возникновение конфликтных и предконфликтных ситуаций в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях;
реализация мер правового и информационного характера по профилактике недобросовестного использования этнического фактора в избирательном процессе и в партийных программах;
учет этнических и религиозных аспектов в работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, органов внутренних дел Российской Федерации, мониторинг состояния межнациональных отношений в воинских коллективах и районах дислокации воинских частей;
г) задачи по обеспечению социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации:
обеспечение сбалансированного, комплексного и системного развития крупных экономических регионов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, включая оптимальное использование накопленного научно-технического и кадрового потенциала, преимуществ территориального разделения труда и производственной кооперации, рациональное размещение производительных сил; сокращение уровня социально-экономической дифференциации регионов; совершенствование межбюджетных отношений в целях обеспечения дополнительных условий для реализации принципов социальной справедливости и равноправия граждан, гражданского мира и согласия;
создание благоприятных условий для экономического и социального развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в целях обеспечения свободы предпринимательской деятельности и социальной защиты граждан;
формирование гибкой системы расселения, учитывающей многообразие региональных и этнокультурных укладов жизни населения;
содействие развитию народных промыслов и ремесел в целях увеличения занятости населения, в том числе на селе, в горных и других отдаленных районах, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
повышение уровня адаптированности традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов к современным экономическим условиям с учетом обеспечения защиты их исконной среды обитания и традиционного образа жизни;
обеспечение доступа граждан к социальным, медицинским и иным видам услуг по месту фактического проживания, в том числе в отдаленных местах традиционного проживания;
обеспечение потребностей российской экономики и рынка труда, интересов сбалансированного развития регионов, решения задач демографической политики путем активного воздействия на миграционные процессы, включая меры стимулирования для привлечения мигрантов в трудонедостаточные регионы и создания рабочих мест в трудоизбыточных регионах;
д) задачи по содействию национально-культурному развитию:
обеспечение сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала многонационального народа Российской Федерации на основе идей единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия, российского патриотизма;
распространение знаний об истории и культуре народов Российской Федерации;
формирование культуры межнационального (межэтнического) общения в соответствии с нормами морали и традициями народов Российской Федерации;
развитие межнациональных (межэтнических) и межрегиональных культурных связей, в том числе путем принятия и реализации соответствующих региональных программ, распространение традиционных и современных произведений литературы и искусства народов России и бывшего СССР, в том числе с привлечением государственных теле- и радиоканалов и общественного телевидения, организация художественных выставок, гастролей творческих коллективов;
развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, оздоровительных и рекреационных зон, расширение государственной поддержки национальных видов спорта, проведение спартакиады народов России;
организация посещения молодежью городов-героев и городов воинской славы, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
обеспечение сохранения и приумножения культурного наследия народов Российской Федерации путем:
формирования в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов России;
расширения возможностей доступа к отечественным культурным ценностям, материальному и нематериальному историческому наследию народов России;
развития волонтерского (добровольческого) движения в сфере сохранения культурного наследия, включая реставрацию культурных ценностей;
совершенствование системы подготовки национальных кадров в сфере культуры;
разработка дополнительных мер государственной поддержки научных исследований, научно-популярных публикаций, создания произведений литературы, искусства, кино и телевидения, интернет-продукции, освещающих значимые исторические события, пропагандирующих общие достижения народов России;
е) задачи государственной национальной политики Российской Федерации в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения заключаются в формировании у детей и молодежи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны, в воспитании культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России, на всех этапах образовательного процесса путем:
повышения роли гуманитарного направления в процессе образования, разработки учебных программ по изучению многовекового опыта взаимодействия народов России посредством ознакомления с историческими документами о знаковых событиях, раскрывающих истоки общероссийского единства и солидарности;
совершенствования системы обучения в общеобразовательных учреждениях в целях сохранения и развития культур и языков народов России наряду с воспитанием уважения к общероссийской истории и культуре, мировым культурным ценностям;
введения в программы общеобразовательных учреждений образовательных курсов, включающих в себя сведения о культурных ценностях и национальных традициях народов России;
использования в системе образования двуязычия и многоязычия как эффективного пути сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия российского общества;
создания в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования структур студенческого самоуправления (клубов, советов и других) на интернациональной основе, а также условий для координации их деятельности;
поддержки общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание граждан Российской Федерации;
совершенствования учебной литературы и программ обучения в целях более эффективного формирования у подрастающего поколения общероссийского гражданского самосознания, воспитания культуры межнационального общения;
подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
содействия образовательной (учебной) миграции российских граждан, в том числе в целях получения образования и повышения квалификации по профессиям, востребованным на рынке труда;
ж) задачи по поддержке русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов России:
создание оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и одного из официальных языков международных организаций;
включение в государственную программу мер по поддержке языков народов России и защите языкового многообразия;
обеспечение полноценных условий для изучения и использования гражданами Российской Федерации русского языка как государственного языка Российской Федерации;
обеспечение прав граждан на изучение родного языка;
недопустимость ущемления прав граждан на свободный выбор языка общения, образования, воспитания и творчества;
обмен теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами, печатной продукцией на национальных языках между субъектами Российской Федерации;
возрождение и поддержка практики перевода произведений отечественной литературы на языки народов России;
содействие соотечественникам, их детям, проживающим за рубежом, в сохранении и развитии русского и других языков народов России;
з) задачи по формированию системы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов:
создание экономических и социальных условий для добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также для переселения граждан Российской Федерации в другие регионы в целях их освоения;
решение при реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года социально-экономических и демографических задач с учетом интересов и этнокультурных традиций народов Российской Федерации;
содействие в процессе социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов (при их готовности) развитию речевого взаимодействия, межкультурному общению в целях повышения уровня доверия между гражданами и искоренения национальной и расовой нетерпимости;
противодействие формированию замкнутых анклавов мигрантов по этническому признаку;
обеспечение взаимодействия государственных и муниципальных органов с общественными объединениями, способствующими социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
стимулирование создания в странах происхождения мигрантов курсов по изучению русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации;
совершенствование системы мер, обеспечивающих уважительное отношение мигрантов к культуре и традициям принимающего сообщества;
использование потенциала и опыта регулирования евразийских интеграционных процессов при реализации государственной миграционной политики Российской Федерации;
укрепление роли национальных общественных объединений, национально-культурных автономий в социальной и культурной адаптации мигрантов на основе использования инфраструктуры культурных и учебных центров;
обеспечение на основе государственно-частного партнерства участия общественных объединений и религиозных организаций в деятельности многофункциональных культурно-образовательных интеграционных центров, в которых мигранты получают юридические и бытовые услуги, обучаются русскому языку, знакомятся с российской культурой, историей и основами законодательства Российской Федерации;
и) задачи по информационному обеспечению реализации государственной национальной политики Российской Федерации:
формирование и совершенствование мер стимулирования государственных, муниципальных и негосударственных теле- и радиокомпаний, печатных средств массовой информации, журналистов, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики Российской Федерации, включая поддержку проектов, направленных на реализацию целей и задач настоящей Стратегии;
распространение рекламной и промышленной продукции, производство и размещение в теле- и радиоэфире роликов социальной рекламы и иной видеопродукции, поддержка создания тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов, направленных на реализацию целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации;
организация и проведение конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов межнационального (межэтнического), межконфессионального и межкультурного взаимодействия;
выступление в средствах массовой информации руководителей государственных и муниципальных органов, представителей институтов гражданского общества, общественных объединений и религиозных организаций по актуальным вопросам, связанным с реализацией государственной национальной политики Российской Федерации;
осуществление органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием институтов гражданского общества и журналистского сообщества мониторинга публикаций печатных и электронных средств массовой информации по вопросам реализации государственной национальной политики Российской Федерации, а также проведение регулярных семинаров для журналистов по повышению их квалификации в этой сфере;
использование мер общественного контроля в целях недопущения публикаций, направленных на разжигание межнациональной (межэтнической) или межконфессиональной ненависти либо вражды;
к) задачи по совершенствованию взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации:
участие Общественной палаты Российской Федерации и региональных общественных палат в подготовке управленческих решений в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
усиление роли общественных советов при государственных и муниципальных органах в деятельности по повышению общероссийского гражданского самосознания, гармонизации межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, обеспечению социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
поддержка деятельности межнациональных общественных объединений, ассоциаций, фондов, национально-культурных автономий как важного средства выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения стабильности межнациональных отношений, предупреждения конфликтов на национальной почве, обеспечения реализации настоящей Стратегии;
усиление общественного контроля деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
обеспечение прозрачности источников финансирования проектной деятельности институтов гражданского общества в сфере государственной национальной политики Российской Федерации, а также совершенствование механизмов их финансовой отчетности;
обеспечение открытости и публичности рассмотрения ситуаций, связанных с конфликтами в сфере межнациональных (межэтнических) отношений, их непредвзятого и ответственного освещения в средствах массовой информации;
вовлечение институтов гражданского общества, в том числе молодежных и детских общественных объединений, в проведение мероприятий по профилактике проявлений межнациональной (межэтнической) нетерпимости либо вражды в детской и молодежной среде;
развитие этнокультурной инфраструктуры, в том числе домов дружбы, центров национальной культуры, иных государственных и муниципальных учреждений, деятельность которых направлена на решение задач государственной национальной политики Российской Федерации;
л) задачи в области международного сотрудничества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации:
содействие формированию положительного имиджа Российской Федерации за рубежом как демократического государства, гарантирующего удовлетворение этнокультурных потребностей граждан на основе многовековых российских традиций гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений;
обеспечение изучения, популяризации и распространения за рубежом русского языка и культуры народов России, составляющих уникальный вклад в культурное многообразие современного мира и в партнерство цивилизаций, способствующих формированию позитивного имиджа России за рубежом;
проведение мониторинга международных событий и деятельности международных организаций, способных повлиять на состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации;
обеспечение защиты прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации;
содействие консолидации деятельности объединений соотечественников, проживающих за рубежом, по обеспечению своих прав в странах проживания, сохранению связей с исторической Родиной;
оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, их национальным диаспорам в удовлетворении национально-культурных потребностей посредством расширения связей с национально-культурными общественными объединениями в России;
использование механизмов приграничного сотрудничества в целях этнокультурного развития, социально-экономического сотрудничества, создания условий для свободного общения семей разделенных народов;
создание в рамках межгосударственных контактов и договоренностей условий российским гражданам и соотечественникам, проживающим за рубежом, для гарантированного осуществления их гуманитарных контактов и свободы передвижения;
использование ресурса общественной дипломатии путем вовлечения институтов гражданского общества в решение задач международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства налаживания межцивилизационного диалога, обеспечения взаимопонимания между народами;
наращивание взаимодействия с международными и неправительственными организациями в целях обеспечения прав и защиты национальных меньшинств, недопущения дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности, использования двойных стандартов в понимании гражданских свобод;
укрепление международного сотрудничества в сфере регулирования миграционных процессов, обеспечения прав трудовых мигрантов;
налаживание партнерских отношений в рамках ООН, ЮНЕСКО, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совета Европы, Шанхайской организации сотрудничества, Содружества Независимых Государств и других международных организаций, поддержание инициатив институтов гражданского общества во взаимодействии с Русской православной церковью и другими традиционными конфессиями страны в сфере национальной политики.
IV. Механизмы реализации государственной национальной политики Российской Федерации
22. Эффективность реализации государственной национальной политики Российской Федерации обеспечивается непрерывной и согласованной деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества с комплексным использованием политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, разработанных в соответствии с настоящей Стратегией.
23. Настоящая Стратегия входит в систему документов государственного стратегического планирования.
24. Правительство Российской Федерации разрабатывает план мероприятий по реализации настоящей Стратегии, который должен быть учтен при формировании федерального бюджета.
25. Реализация настоящей Стратегии осуществляется Правительством Российской Федерации во взаимодействии с федеральными и региональными государственными органами. Финансовое обеспечение реализации настоящей Стратегии осуществляется за счет средств федерального и региональных бюджетов.
26. В качестве инструмента реализации настоящей Стратегии на федеральном уровне может рассматриваться государственная программа. На региональном и муниципальном уровнях инструментом реализации настоящей Стратегии могут стать региональные и муниципальные целевые программы.
27. В ходе реализации настоящей Стратегии Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям во взаимодействии с федеральными и региональными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными организациями готовит Президенту Российской Федерации предложения по уточнению приоритетных направлений настоящей Стратегии.
28. По решению Президента Российской Федерации проблемы реализации государственной национальной политики Российской Федерации могут рассматриваться на заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации, Государственного совета Российской Федерации с участием представителей Общественной палаты Российской Федерации, совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации.
29. Реализация настоящей Стратегии может осуществляться также путем заключения международных договоров Российской Федерации, принятия федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актов.
30. Информационная и аналитическая поддержка реализации настоящей Стратегии в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях может осуществляться путем привлечения информационных ресурсов заинтересованных государственных органов и органов местного самоуправления, государственных научных учреждений.
31. Правительство Российской Федерации:
а) разрабатывает и утверждает основные характеристики (индикаторы), позволяющие оценивать состояние межнациональных (межэтнических) отношений в стране, эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации задач государственной национальной политики Российской Федерации;
б) осуществляет контроль за ходом реализации настоящей Стратегии и представляет Президенту Российской Федерации ежегодные доклады, составленные с учетом докладов субъектов Российской Федерации.
32. Корректировка настоящей Стратегии осуществляется по результатам анализа ее реализации и мониторинга состояния межнациональных (межэтнических) отношений в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
33. Реализация настоящей Стратегии призвана стать мобилизующим фактором, способствующим укреплению общероссийского гражданского самосознания, этнокультурному развитию народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, обеспечению государственной безопасности, правопорядка и политической стабильности в обществе, а также росту международного престижа Российской Федерации.
Обзор документа
Утверждена Стратегия национальной госполитики России на период до 2025 г.
Основными вопросами национальной политики, требующими особого внимания властей, по-прежнему являются 4 позиции. Это сохранение и развитие культур и языков народов России, укрепление их духовной общности; обеспечение прав коренных малочисленных народов и нацменьшинств; создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе; поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с нашей страной.
Приоритетными направлениями являются совершенствование госуправления и развитие международного сотрудничества в сфере национальной политики, создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. Необходимо также развивать систему гражданско-патриотического воспитания, совершенствовать взаимодействие властей с институтами гражданского общества и др.
Правительству РФ поручено обеспечить разработку плана мероприятий по реализации стратегии, контролировать ход ее выполнения и представлять ежегодные доклады Президенту РФ.
Регионам и муниципалитетам рекомендовано руководствоваться положениями стратегии при осуществлении своей деятельности.
Акт об утверждении Концепции национальной госполитики России признан утратившим силу.
Указ вступает в силу со дня его подписания.