денежно кредитная политика направленная на уменьшение объема кредитов и денежной массы называется
Денежно-кредитная политика
Денежно-кредитная политика — комплекс мер, направленный на регулирование и контроль за количеством денег в экономике. Для достижения своих целей государство может использовать различные денежно-кредитные инструменты:
Контроль и регулирование количества денег в экономике осуществляется различными институтами: Министерство финансов, казначейство, Центральный банк РФ и так далее.
Денежно-кредитная политика России
Конечная цель, которую преследует денежно-кредитная политика России, формулируется в соответствии с целями макроэкономической политики, принятыми на текущий год.
Если говорить о нынешнем периоде, то среди главных задач Банка России в среднесрочной перспективе отдельно стоит выделить плавное и стабильное снижение инфляции. Для достижения цели Банк России прямо или косвенно воздействует на денежную массу.
Могут использоваться две концепции: политика кредитной экспансии («дешевые деньги») или кредитной рестрикции («дорогие деньги»). Кредитная экспансия ЦБ направлена на увеличение ресурсов коммерческих банков, которые, выдавая кредиты, повышают в обращении общую денежную массу. Что касается кредитной рестрикции, то она ограничивает возможности коммерческих банков по выдаче кредитов, тем самым препятствуя перенасыщению экономики деньгами.
Инструменты денежно-кредитной политики
В ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации» можно найти определение основных инструментов денежно-кредитной политики России:
Суть кредитно-денежной политики
В качестве объектов денежно-кредитной политики выступают предложение и спрос на денежном рынке. Что касается субъектов, то речь идет о банках, прежде всего, о ЦБ.
Суть денежно-кредитной политики заключается в контроле денежной массы на рынке. Чтобы регулировать массу денег в обращении, ЦБ может использовать разнообразные денежные агрегаты, увеличивая или уменьшая объем денег, а также меняя структуру денежных агрегатов в общей массе.
Главная стратегическая цель заключается в стремлении повысить благосостояние населения, обеспечить максимальную занятость. Основные ориентиры — снижение инфляции, обеспечение роста ВВП.
Инструменты и структура денежно-кредитной политики
Денежно-кредитной политикой банка называется программа мероприятий, призванных регламентировать и координировать процессы денежно-кредитной системы, выдачи займов физическим и юридическим лицам, порядок безналичных расчетов. Данная программа мероприятий объединяет в себе тактику и стратегию организации процессов кредитования. Реализует свои мероприятия денежно-кредитная политика, используя соответствующие рычаги и способы.
Денежно-кредитная политика – инструменты
Денежно-кредитная политика государства складывается из совокупности мероприятий регулирующих процессы, происходящие с денежной массой и кредитной политики, занимающейся регулированием объемов кредитования, уровнем процентных ставок и прочих показателей.
Правительство страны определяет денежно-кредитную политику государства. Но претворением ее в жизнь занимается Центральный банк РФ.
Денежно-кредитная политика банка России проводится с помощью целого набора средств, являющихся инструментами денежно-кредитной политики. Одновременное использование сразу нескольких инструментов, обеспечивает их взаимное усиление, что позволяет добиваться лучшего эффекта. Подобные мероприятия принято называть комплексной политикой.
Существуют определенные критерии, по которым можно разделить инструменты, применяемые в денежно-кредитной политике:
Перечисленные методы используются комплексно.
Работа всех разновидностей инструментов направлено на количество накопленных средств, а, кроме того, в процентные ставки.
Кредитная политика коммерческого банка – это совокупность мероприятий определяющих развитие данного предприятия в сфере кредитования своих клиентов, создающая основу организации кредитной деятельности в соответствии с общей стратегией деятельности банка.
Создание такой политики ложится на плечи наиболее значительного руководства в банке, это работа для президента, вице-президента и кредитного комитета. Для этого обращают внимание на разнообразные стороны вопроса, учитывается как внутрибанковские факторы, так и внешнеэкономические, на которые руководство банка не может повлиять. К примеру, при разработке кредитной политики обязательно обращают внимание на стабильность государства, курс национальной валюты, даже уровень конкуренции.
Кредитной политикой банка устанавливаются:
Кредитная политика коммерческого банка четко устанавливает цели кредитования, а также содержит правила осуществления конкретных целей.
Общеэкономические цели денежно-кредитной политики государства направлены на сохранение и поддержание:
В области кредитования основная цель банков состоит в получении максимально высокого дохода в сочетании с минимальными затратами.
Одновременно с этим одной из основных задач политики банков является контроль, как за привлеченными средствами, так и за возвратом кредитных денег.
Основные направления денежно-кредитной политики соответствуют целям денежно-кредитной политики, это:
Структура кредитной политики
Наиболее распространена следующая структура кредитной политики, включающая пять элементов.
Цель кредитной политики, разрабатываемая, устанавливаемая финучреждением по своему усмотрению, соответствует основным его стратегическим целям.
Тип кредитной политики, разделяется на три типа в зависимости от того в какой степени строгие условия кредитования и взыскания платежей:
Стандарты оценки покупателей, в зависимости от их возможностей, разрабатываются в соответствии с алгоритмом, включающей этапы:
Подразделения, привлекаемые к управлению дебиторской задолженностью должны иметь разграничения по своим полномочиям и ответственности.
Действия персонала, привлекаемого к управлению дебиторской задолженностью. Должны быть полностью прописаны.
Обязательные резервные требования – входят в число инструментов, использующихся для привлечения банковских ресурсов.
Что такое денежно-кредитная политика. Объясняем простыми словами
Проще говоря, это действия государства на финансовом и валютном рынке, направленные на контроль:
За проведение денежно-кредитной политики (ДКП) отвечают центральные банки. Для достижения нужных показателей они:
Основная цель ДКП российского Центробанка — обеспечить годовую инфляцию на уровне не выше 4%.
Пример употребления на «Секрете»:
«Без кардинальной коррекции кредитно-денежной политики и создания условий для проектного финансирования страна не сможет сделать следующий шаг в борьбе с бедностью. Необходимы доступная ипотека для регионов Сибири под 4% и проектное финансирование переработки сырья и экологической модернизации под 5%».
(Миллиардер Олег Дерипаска — о том, как победить бедность.)
Нюансы
В зависимости от того, находится экономика на подъёме или переживает спад, монетарная политика направлена на стимулирование или сдерживание экономических процессов. В первом случае её называют мягкой, во втором — жёсткой.
Чтобы добиться роста, центробанки снижают ставку рефинансирования и размеры обязательных резервов, ослабляют национальную валюту (чтобы получить преимущества в международной торговле), увеличивают денежную массу.
При слишком сильном разгоне экономики, который грозит обвалами в будущем и ростом инфляции, регулятор в первую очередь повышает ставку, а также продаёт гособлигации, чтобы удалить избыток свободных денег с рынка, — такая политика носит название стерилизации.
Что происходит в России
Российский Центробанк определяет монетарную политику как часть государственной экономической политики по повышению благосостояния россиян. «Её приоритетом является обеспечение ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции», — сказано в релизе ЦБ.
«Банк России поддерживает инфляцию вблизи целевого уровня — 4%. Такая политика называется таргетированием инфляции (от англ. target — «цель»). Основной инструмент денежно-кредитной политики — это ключевая ставка», — отмечает регулятор.
Российский Центробанк нередко критикуют за излишне жёсткую монетарную политику. Критики отмечают, что высокие ставки по кредитам не дают развиваться бизнесу, называя стабильность без роста экономики «кладбищенской».
В ЦБ парируют тем, что рост экономики создаётся не монетарной политикой регулятора, а увеличением производительности труда и капитала.
«Часто приходится слышать, что ЦБ вообще ничего не интересует, кроме своего таргета (цели. — Прим. «Секрета») по инфляции. Это не так, — заявил директор департамента денежно-кредитной политики Банка России Кирилл Тремасов. — В рамках политики таргетирования инфляции, к которой мы перешли в 2014 году, мы в первую очередь регулируем спрос в экономике. Инфляция же для нас — как термометр, который показывает, насколько экономика перегрета. В 2020 году спрос провалился — и нам пришлось перейти к стимулирующей, мягкой ДКП. Это то, что было нужно в кризис. Сейчас (в 2021 году, повышая ключевую ставку. — Прим. «Секрета») мы не зажимаем спрос. Мы лишь вернулись в область нейтральной ДКП, просто убрали лишние стимулы, чтобы не допустить инфляционного всплеска».
Денежно-кредитная политика
Денежно-кредитная политика – действия специализированных государственных учреждений на денежном и валютном рынке, направленные на контроль обменного курса, уровня инфляции, занятости, стабильности экономического роста. Как правило, за проведение денежно-кредитной политики отвечают центральные банки.
В мировой практике в зависимости от стадии экономического цикла денежно-кредитная политика направлена на стимулирование или сдерживание процессов. Так, в случае нарастания кризисных явлений центробанки снижают ставки рефинансирования и размеры обязательных резервов, увеличивают денежную массу, ослабляют национальную валюту для получения торговых преимуществ на международных рынках. Например, учетная ставка Федеральной резервной системы США на лето 2011 года приближена к нулю, что говорит о попытке регулирующих органов стимулировать экономику.
Наоборот, когда темп подъема экономики слишком велик, предпринимаются меры для снижения скорости экономического роста для того, чтобы избежать обвалов в будущем. Для этого денежно-кредитная политика становится более жесткой: прежде всего, предпринимаются меры для увеличения процентных ставок. Проводятся операции по стерилизации денежной массы, то есть выпускаются долговые ценные бумаги с целью удалить избыток свободных финансовых средств с рынка и пр. Кроме того, могут вводиться те или иные законодательные ограничения.
Закон определяет основные инструменты и методы, которые могут использоваться:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Ежегодно Банк России до внесения правительством в Государственную думу проекта бюджета на следующий год готовит документ, который называется «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики». А окончательный вариант должен быть подготовлен до 1 декабря.
В «Основных направлениях» должны быть отражены концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, краткая характеристика состояния экономики Российской Федерации. А также результаты прошедшего года, сценарный прогноз развития экономики России на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, целевые ориентиры, показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов.
Кроме того, документ должен содержать план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
В настоящее время действуют «Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2011 и период 2012 и 2013 годов». Согласно этому документу, основные задачи – это «преодоление последствий мирового финансового кризиса», «удержание инфляции на уровне 5-7%» и «выход на траекторию устойчивого роста».
В количественном выражении ЦБ РФ планирует следующие показатели. Инфляция: 5,5–6,5% в 2011-м, 4,5–5,5% в 2012-м и 4–5% в 2012 году. Прирост денежной массы (агрегат М2 по версии Банка России): в 2011 году – 11–23%, в 2012-м – 14–20%, в 2013-м – 13–17%. Кроме того, в плане отражено стремление Банка России сокращать влияние на валютный курс рубля. При этом предполагается направлять основные усилия ЦБ на контроль волатильности национальной валюты.
Тема 4. Банк России как орган денежно-кредитного регулирования
Цель и задачи темы
Цель изучения данной темы – раскрыть содержание функций Банка России в области денежно-кредитного регулирования и показать особенности денежно-кредитной политики Банка России.
Основные задачи:
Оглавление
4.1. Денежно-кредитное регулирование и роль Банка России как его основного субъекта
Денежно-кредитное регулирование представляет собой один из механизмов государственного регулирования экономики, оно направлено на изменение объемов денежной массы, процентных ставок, объемов кредитования и других параметров, определяющих спрос и предложение денег и стоимость национальной денежной единицы.
Субъектами денежно-кредитного регулирования являются так называемые монетарные власти – органы, наделенные полномочиями принимать решения, влияющие на денежную сферу и стабильность национальной валюты. К ним относятся, в первую очередь, Министерство финансов и Центральный банк. Министерство финансов влияет на спрос и предложение денег инструментами бюджетной и фискальной политики. Центральный банк использует для этих целей инструменты денежно-кредитной политики, его возможности воздействовать на денежную сферу более широкие, поскольку он может непосредственно выходить на денежный рынок как с предложением денег, так и со спросом на них. В определенном смысле Центральный банк имеет возможность управлять стоимостью денег, которая находит реальное отражение в уровне процентных ставок, а также в ценах товаров и услуг, курсах валют и ценных бумаг и т. д.
Объектами денежно-кредитного регулирования выступают спрос и предложение денег, соотношение которых определяет их стоимость. Функция спроса на деньги формируется под влиянием многих факторов, контролировать которые монетарные власти прямо и непосредственно не могут, они оказывают лишь косвенное воздействие на формирование спроса и учитывают функцию спроса на деньги, выбирая механизмы финансового и денежно-кредитного регулирования. Предложение денег, напротив, может контролироваться монетарными властями и особенно Центральным банком. Но под полным контролем центрального банка находится только денежная база. Формирование же денежной массы и ее отдельных агрегатов M1, M2 и М3 – это результат взаимодействия Центрального банка, коммерческих банков и небанковского сектора. При этом эффективность влияния, которое оказывает Центральный банк на объем денежной массы, зависит от трансмиссионного механизма, связывающего денежную базу и денежные агрегаты.
Вектором, задающим направление управляющим воздействиям Центрального банка на денежную базу и денежную массу, служит уровень реального производства. Исходящее от Центрального банка предложение денег должно быть таким, которое не препятствует повышению реального выпуска, но в то же время и не провоцирует рост цен. Таким образом, управление денежным предложением для Центрального банка задано своеобразным коридором возможностей: нижний уровень роста денежной массы обусловлен ростом экономики (реального и финансового сектора), а верхний – допустимым уровнем инфляции.
У центрального банка имеется три основных канала, по которым он может влиять на денежную базу:
Однако Центральный банк сталкивается с определенными ограничениями в использовании некоторых из этих каналов. Так, если монетарные власти проводят политику фиксированного курса или политику управляемого плавания национальной валюты, то валютные интервенции Центрального банка направлены, в первую очередь, на поддержание курса, и в этом случае денежная база становится производным показателем. То же самое происходит, когда в стране широко применяется практика финансирования дефицита государственного бюджета за счет средств Центрального банка, например, путем покупки им облигаций государственного долга. В обоих случаях у Центрального банка есть возможность нивелировать нежелательное изменение денежной базы за счет третьего канала – кредитования банковского сектора. Однако для этого механизм кредитования должен быть хорошо отлажен, а ставки рефинансирования не должны приближаться к критическим значениям — нулю и максимальной ставке, по которой банки готовы получать кредиты у центрального банка.
Таким образом, несмотря на некоторые ограничения, денежная база в достаточной степени контролируется Центральным банком, а его влияние на денежную массу определяется эффективностью трансмиссионных механизмов.
Трансмиссионный механизм — это механизм взаимодействия элементов денежного, финансового и реального секторов экономики, который определяет скорость и характер воздействия инструментов денежно-кредитной политики на показатели реального сектора, такие как объем национального дохода и уровень цен. Схематично действие трансмиссионного механизма представлено на рис. 4.1.
Рис. 4.1. Общая схема трансмиссионного механизма
Понятие трансмиссионного механизма, также называемого передаточным механизмом или механизмом влияния, было сформулировано Д. Кейнсом в первой половине XX столетия. В его основе лежит теоретическая концепция воздействия изменений денежной массы на реальные экономические переменные. В соответствии с традиционной кейнсианской концепцией постоянное увеличение номинальной денежной массы снижает номинальную процентную ставку вследствие эффекта ликвидности. Это падение ставки процента, в свою очередь, стимулирует рост инвестиций и совокупных расходов в целом, что приводит к росту реального дохода и изменениям номинального чистого национального продукта.
Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики, с одной стороны, обусловлен институциональной структурой национальной экономики и сложившимися взаимосвязями ее элементов. С другой стороны, функционирование трансмиссионного механизма каждой отдельной страны зависит от того, как сформулирована основная цель денежно-кредитного регулирования и какие операционные параметры выбраны Центральным банком в качестве целевых. Механизм денежной трансмиссии не следует рассматривать как нечто заданное условиями и действиями экономических субъектов, напротив, он играет определяющую роль в формировании и реализации основных направлений денежно-кредитной программы. Меры денежно-кредитной и валютной политики, влияющие на экономическую активность хозяйствующих субъектов, на совокупный спрос и совокупное предложение, накопление и потребление, на инфляционные процессы и другие макроэкономические параметры, оказываются эндогенны по отношению к составу и структуре механизма денежной трансмиссии. Степень соответствия трансмиссионного механизма выбранным направлениям и инструментам регулирования определяет успех предпринимаемых Центральным банком мер в области денежно-кредитного регулирования.
Место Центрального банка в трансмиссионном механизме определяется тем, что он может участвовать только в операциях на финансовых рынках, у банка отсутствуют инструменты прямого воздействия на потребительские цены. Поэтому Центральный банк находится в самом начале продолжительного трансмиссионного пути – на стыке денежного и финансового рынков, а потому завершающая и определяющая инфляцию стадия механизма денежной трансмиссии – взаимодействие финансового и реального секторов экономики, функционирует без его непосредственного участия и, соответственно, оказывается вне его прямого контроля.
В упрощенном виде влияние денежно-кредитной политики на экономическую конъюнктуру осуществляется следующим образом. Используя инструменты денежно-кредитной политики (операции на открытом рынке, рефинансирование банков, изменения нормативов обязательных резервов и др.), монетарные власти воздействуют на ликвидность банковской системы и рыночные процентные ставки, что позволяет контролировать цены на финансовые активы, влияющие, в свою очередь, на экономическую конъюнктуру.
Исследователи выделяют три канала проникновения монетарных импульсов в реальный сектор экономики: процентный, кредитный и ценовой.
Процентный канал денежной трансмиссии базируется на кейнсианской концепции регулирования инвестиционного спроса и основан на предположении о том, что монетарные власти используют объем ликвидных средств в экономике для контроля процентных ставок и, следовательно, для стимулирования инвестиций и других компонентов совокупного спроса. Центральный банк устанавливает краткосрочную ставку, которая влияет на ставки всего спектра сроков, а также на цены финансовых активов и обменный курс. Изменения этих переменных оказывают последующее воздействие на выпуск и цены через разные компоненты совокупного спроса. Роль денег в таком случае пассивна, в том смысле, что количество денег в обращении определяется спросом, а не их предложением со стороны Центрального банка.
Схема функционирования процентного канала денежной трансмиссии может быть представлена в следующем виде:
Кредитный канал денежной трансмиссии основан на предположении, что монетарные власти могут оказывать влияние не только на процентные ставки, но и на уровень премии за риск, т. е. на превышения фактической ставки над безрисковой ставкой, по различным финансовым активам. Связь между денежно-кредитной политикой и премией объясняется особенностью функционирования кредитного рынка. Монетарные власти, регулируя цены на финансовые активы, тем самым определяют уровень денежной оценки стоимости обеспечения под кредиты. Удорожание обеспечения снижает премию, а удешевление – увеличивает. Проводя рестриктивную денежно-кредитную политику, центральный банк затрудняет рефинансирование долгов и снижает благосостояние фирм-заемщиков. Чем ниже благосостояние фирм, тем они менее кредитоспособны и тем выше для них премия. Таким образом, денежные власти через своеобразный мультипликатор (называемый финансовым акселератором) оказывают краткосрочное влияние на экономику.
По механизму своего функционирования этот канал является многообразным, он включает несколько вариантов трансмиссии: банковского кредитования, балансовый, денежных потоков, неожидаемых изменений в уровне цен и ликвидности домохозяйств.
Канал банковского кредитования работает благодаря тому, что с расширением денежного предложения, в первую очередь, увеличивается объем депозитов в банках. Соответственно, с ростом объема ликвидных средств коммерческие банки расширяют предложение кредитных ресурсов. Схема функционирования канала банковского кредитования может быть представлена следующим образом:
Данный канал имеет преимущественное влияние в экономике, где банки являются основным источником заемных средств для фирм. Если банковские кредиты имеют в значительной степени краткосрочный характер и выдаются под плавающую процентную ставку, то процесс передачи импульсов денежно-кредитной политики реальному сектору ускоряется. Если кредиты выдаются на длительный срок и под фиксированную процентную ставку, то, соответственно, канал кредитования будет замедлять реакцию системы на денежные импульсы.
Если канал банковского кредитования предполагает, что расширение предложения кредитных ресурсов банками происходит вследствие увеличения их ликвидности, то другие модификации кредитного канала денежной трансмиссии основаны на изменении финансового положения экономических субъектов.
Канал баланса активов и пассивов основан на том, что с ростом денежного предложения происходит рост цен финансовых активов, в частности, рост стоимости акций компаний. Более высокая цена акций служит условием расширения предложения банками кредитов, а также получения финансовых ресурсов из других источников. При росте капитализации компаниям становится выгодно прямое внешнее финансирование на основе эмиссии собственных акций. В результате у компаний происходит снижение финансового рычага, поэтому банки более охотно идут на предоставление кредитов и участие в корпоративных инвестиционных проектах. Схема работы данного канала выглядит следующим образом:
Канал денежных потоков действует как реакция на снижение риска кредитования. Рост денежных потоков у фирм при расширении денежной массы приводит к повышению их ликвидности, что гарантирует возврат предоставленных им кредитов. Изменение денежного предложения и процентных ставок отражается на уровне процентных платежей у фирм и размерах остаточного денежного потока. Схема этого канала может быть представлена так:
Канал непредвиденного роста уровня цен основан на предположении, что в случае роста общего уровня цен (инфляции) улучшается финансовое положение фирм и, соответственно, снижаются риски кредитования. Финансовые обязательства реального сектора выражены, как правило, в номинальных величинах и при росте цен обесцениваются. В дополнение к этому возникает эффект процентной экономии, поскольку в результате повышения общего уровня цен происходит рост долгосрочных процентных ставок, что приводит к появлению некоторого излишка у должников от разницы процентных ставок, зафиксированных в контрактах, и рыночных процентных ставок. Кроме того, фирмы располагают активами, реальная стоимость которых не изменяется при повышении уровня цен в экономике, тогда как номинальная — растет в соответствии с динамикой инфляции. Механизм канала роста уровня цен описывается следующей последовательностью изменений:
Канал ликвидности домохозяйств связан с эффектом ликвидности индивидуальных субъектов экономики и действует через такую компоненту агрегированного выпуска, как потребление. При росте цен финансовых активов происходит повышение стоимости чистых активов домохозяйств (в предположении, что их долги фиксированы в номинальных величинах, а сбережения хранятся в финансовых активах). Соответственно, снижается вероятность финансовых затруднений, и домохозяйства увеличивают расходы на потребление предметов длительного пользования и недвижимость. Схема данного канала может быть представлена следующим образом:
Ценовой канал денежной трансмиссии раскрывает теория q Тобина (Tobin’s q theory). Согласно этой теории, объем вложений фирм в реальные активы определяется отношением их стоимости к текущей стоимости используемого ими производственного капитала. Если это отношение больше единицы, фирмам выгодно привлекать средства с финансового рынка и направлять их на покупку производственных активов. В силу диспаритета ценовых пропорций реальная отдача инвестиций оказывается выше среднего уровня отраслевой рентабельности, что позволяет фирмам получить ненулевой чистый остаточный доход.
Данный канал денежной трансмиссии имеет несколько разновидностей: канал цен финансовых активов, канал цен валютных активов, канал эффекта богатства, канал инфляционных ожиданий.
Канал цен финансовых активов работает на основе выделения цен финансовых активов как параметра влияния денежной массы и одновременно — индикатора воздействия на конъюнктуру реального сектора экономики. По мере роста капитализации фирмы ее рыночная стоимость возрастает относительно балансовой стоимости, соответственно, растет и q-коэффициент, вследствие чего фирма получает возможность наращивать свои активы, осуществляя новые инвестиции. Фирма привлекает новые ресурсы посредством выпуска ценных бумаг и продажи их по более высоким, чем ранее, ценам. Дополнительный приток финансовых ресурсов открывает возможности наращивания капиталовложений, что находит отражение в уровне совокупного инвестиционного спроса. Таким образом, схема функционирования этого канала имеет вид:
Канал цен валютных активов, или курсовой канал, направлен на четвертую компоненту совокупного дохода — сальдо торговых операций с внешним миром. Несмотря на то, что в долгосрочном периоде обменный курс определяется фундаментальными факторами (например, паритетом покупательной способности), его движения в краткосрочном периоде зависят от равновесия на рынке финансовых активов, основным из которых выступает рынок краткосрочных процентных инструментов. При снижении внутренних процентных ставок (например, вследствие мягкой денежно-кредитной политики) спрос на национальную валюту снижается, что приводит к снижению номинального и реального курсов национальной валюты, а следовательно, к росту чистого экспорта и совокупного выпуска. Схема взаимодействия макропоказателей в рамках данного канала денежной трансмиссии имеет вид:
В отличие от других каналов денежной трансмиссии функционирование курсового канала может быть изначально устранено политикой монетарных властей. Так, в странах с фиксированным обменным курсом национальной валюты курсовой канал не действует, так как внутренние процентные ставки в такой системе эндогенны.
Канал эффекта богатства близок, по сути, к эффекту ликвидности домохозяйств и представляет собой своеобразную разновидность канала цен финансовых активов. Так же как и в случае эффекта ликвидности, рост денежного предложения, ведущий к повышению цен акций, вызывает увеличение богатства домохозяйств. Безусловно, работоспособность этого канала во многом определяется структурой активов, в которые основная масса домохозяйств инвестирует собственные накопления. При условии, что значимую долю их активов составляют рыночные финансовые инструменты, увеличивается их текущее потребление (в данном случае всех видов товаров) как проявление стандартного эффекта дохода, изучаемого классической микроэкономической теорией. Схема данного канала может быть представлена в следующем виде:
Канал инфляционных ожиданий действует благодаря феномену жесткости цен. Феномен жесткости цен в экономике объясняется тем, что их изменение связано с ненулевыми издержками, которые также называют издержками изменения меню. Наиболее показательный пример подобной жесткости наблюдается на рынке труда, где коллективные договора заключаются на период продолжительностью год и более. Жесткость заработных плат одновременно влияет как на рыночное предложение, так и на спрос, поскольку фонд оплаты труда одновременно составляет значительную часть производственных издержек, а также совокупного национального дохода.
Долгосрочные трудовые контракты позволяют компаниям стабилизировать свои издержки, что является одной из причин жесткости цен на их продукцию. Поставщики товаров и услуг не склонны менять цены слишком часто даже при изменении спроса. Жесткость цен наблюдается и в тех контрактах, где участвуют специфические ресурсы, в частности это касается договоров аренды и лизинга. В этом случае возможность частого пересмотра условий договора создает благоприятные условия для оппортунизма.
В результате подобной жесткости номинальных цен и заработных плат, устанавливающим их экономическим агентам уже в начале периода приходится закладывать в них ожидаемую инфляцию. В долгосрочном периоде инфляционные ожидания будут равны реальным темпам инфляции, и уровень безработицы перестает зависеть от номинальных показателей.
Таким образом, трансмиссионные механизмы достаточно разнообразны, но их действие полностью до сих пор не изучено. Однако очевидно, что меры денежно-кредитного регулирования могут достичь намеченных целей лишь при условии понимания монетарными властями специфики реакции на них субъектов денежного, финансового и реального секторов экономики. Выбор трансмиссионного механизма обусловлен сложившейся макроэкономической средой, а степень соответствия этого механизма выбранным направлениям и инструментам регулирования определяет успех предпринимаемых Центральным банком мер.
Вопросы для самопроверки
4.2. Функции банка России в области денежно-кредитного регулирования
В большинстве стран органом, обеспечивающим проведение денежно-кредитного регулирования, выбор его целей, инструментов и трансмиссионных механизмов, является центральный банк. В некоторых странах функции денежно-кредитного регулирования центральный банк выполняет совместно с правительством или министерством финансов.
В Российской Федерации органом, осуществляющим денежно-кредитное регулирование, является Банк России.
Как орган денежно-кредитного регулирования Банк России в соответствии с законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», выполняет следующие функции:
Разработка и проведение государственной денежно-кредитной политики является базовой, «родовой», функцией Центрального банка, определяющей его особое место в системе государственного регулирования рыночной экономики. Основная задача, которую решает Центральный банк при проведении денежно-кредитной политики, – обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности и курса по отношению к иностранной валюте. Устойчивость национальной валюты создает основу для развития и эффективного функционирования экономики, стимулирует инвестиционную активность, обеспечивает благоприятные условия для повышения уровня жизни населения.
Эффективное управление золотовалютными (международными) резервами состоит в обеспечении оптимального сочетания сохранности, ликвидности и доходности резервных активов. Это достигается путем активной диверсификации вложений и хеджирования рисков с помощью операций на международных валютно-финансовых рынках. Кроме того, риски ограничиваются лимитами по кредитному риску, установленными на контрагентов Банка России. Работа с резервными активами в Банке России строится на основе портфельного подхода, в рамках которого все средства разделены между операционным и инвестиционным портфелями. Операционный портфель включает в себя наиболее ликвидные инструменты денежного рынка и частично рынка капиталов, которые могут быть использованы для проведения валютных интервенций и на чрезвычайные нужды. Средства инвестиционного портфеля размещаются в относительно более долгосрочные и, соответственно, доходные инструменты международного рынка капиталов.
Официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю устанавливаются Банком России по итогам валютных торгов на Московской Межбанковской Валютной Бирже (ММВБ). Функция обменного курса – уравновесить внешний спрос на выпущенные в стране активы в национальной валюте и внутренний спрос на иностранные активы. Стратегические усилия Банка России при установлении официальных курсов направлены на сдерживание инфляционных процессов, оперативной задачей при фиксации текущих курсов иностранных валют является предотвращение неоправданно резких колебаний динамики обменного курса рубля.
Валютное регулирование и валютный контроль представляют собой особый механизм регулирования валютных отношений, в том числе с использованием административных ограничительных методов для достижения целей валютной и экономической политики государства. Органом валютного регулирования является Банк России, его объектами — экономические отношения по поводу движения валюты и валютных ценностей. Задачами валютного регулирования являются: защита национальной валюты от влияния внешних факторов, ограничение вывоза капиталов за пределы страны, снижение темпов инфляции. В настоящее время в связи с либерализацией валютной сферы и переходом к полной конвертируемости рубля (с 1 июля 2007 г.) механизмы валютного регулирования (обязательная продажа валютной выручки, система специальных счетов резидентов и нерезидентов, резервирование валютных операций) практически не используются. Сохраняется только контроль за репатриацией валютной выручки. Валютный контроль трансформируется в систему мер по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Прогноз платежного баланса разрабатывается Банком России с использованием сценарного метода. При этом основным параметром различных вариантов сценария макроэкономического развития и, соответственно, состояния платежного баланса является цена на нефть. Банк России разрабатывает многовариантный прогноз платежного баланса на среднесрочную перспективу, который охватывает широкий спектр потенциальных изменений среднегодовых цен на нефть и дает ориентировочные показатели объемов экспорта, импорта, состояния счета текущих операций и счета операций с капиталом и финансовыми инструментами, а также изменения валютных резервов. Прогноз платежного баланса является составной частью Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на год и среднесрочную перспективу. По итогам года Банк России, используя собственную информацию и информацию кредитных организаций, министерств и Федеральных агентств, организует составление платежного баланса Российской Федерации.
Анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации обеспечивает Банку России необходимую информационную базу для разработки, а в случае необходимости и корректировки денежно-кредитной политики. Банком России создана целостная система анализа и прогнозирования макроэкономических процессов, в рамках которой разрабатываются прогнозы важнейших элементов ВВП, ценовых пропорций, инфляции, инвестиционной активности, индексов хозяйственной активности и т. п. Эта система позволяет оценить, как определенные экономические процессы будут развиваться при проведении той или иной денежно-кредитной политики. В ее основе лежит расчет индексов хозяйственной активности, основанный на использовании первичной информации в натуральных измерителях, исключающих воздействие ценовых факторов, искажающих динамику показателей.
Банк России рассчитывает индивидуальные индексы, показывающие изменение интенсивности производства отдельных видов продукции; групповые индексы, отражающие динамику хозяйственной активности в отдельных отраслях и сферах экономики; и сводные индексы, характеризующие динамику хозяйственной активности на уровне отдельного региона и страны в целом. В качестве информационной базы при расчете индексов используются ежемесячные данные Госкомстата о производстве основных видов продукции в различных секторах экономики, на основании которых строятся динамические ряды натуральных показателей. При расчете индекса хозяйственной активности по стране в целом дополнительно рассчитываются показатели, отражающие процессы в других секторах экономики, например, индекс финансовой активности. Кроме того, Банк России рассчитывает ряд индикаторов, одним из которых является индекс социальных условий, который отражает изменение социальных условий жизни населения: номинальных располагаемых денежных доходов, скорректированных на показатели динамики инфляции, заработной платы, задолженности по оплате труда, прожиточного минимума, занятости, расходов на приобретение товаров длительного пользования и т. п.
Использование индексов и индикаторов призвано обеспечить более тесную увязку проводимой Банком России денежно-кредитной политики с задачами единой государственной экономической политики и повысить качество разрабатываемых Банком России прогнозов социально-экономического развития страны.
В процессе реализации денежно-кредитной политики Банка России проводит постоянный мониторинг текущих внешних и внутренних условий функционирования российской экономики, денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений. Данные мониторинга лежат в основе принятия Банком России оперативных решений по изменению процентных ставок по своим операциям с кредитными организациями, норм обязательных резервов, по пересмотру лимитов кредитных операций и операций на открытом рынке, по корректировке курсовой политики и т. п.
Вопросы для самопроверки
4.3. Содержание и цели денежно-кредитной политики Банка России
Денежно-кредитная политика является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой — повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами макроэкономической политики правительства обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции.
Денежно-кредитная политика включает в себя определение конечных целей в денежной сфере, режима таргетирования, операционных целей, а также инструментов, с помощью которых могут контролироваться операционные цели и реализоваться выбранный режим таргетирования. При этом из выбранной цели денежно-кредитной политики вытекает режим таргетирования и операционные цели, от которых, в свою очередь, зависит выбор необходимых инструментов.
Режим таргетирования, или режим денежно-кредитной политики, — это правила, по которым денежные власти осуществляют денежно-кредитную политику. Выбор режима таргетирования предполагает определение целевого значения показателя или таргета (промежуточной цели), достижение которого согласно принятой центральным банком парадигме приведет и к достижению конечной цели денежно-кредитной политики, а также механизма, с помощью которого возможно достижение целевого значения таргета. Динамика таргетируемого показателя одновременно используется как ранний индикатор нарушения пропорций (шока) в экономике и позволяет Центральному банку оперативно реагировать на них.
Операционные показатели денежно-кредитной политики — это те показатели, которые находятся под непосредственным контролем центрального банка. Основным операционным показателем большинства центральных банков развитых стран является краткосрочная процентная ставка. Операционными показателями денежно-кредитной политики могут быть также денежная база и обменный курс. Выбор операционных показателей предопределяется режимом таргетирования, которого придерживается Центральный банк при проведении денежно-кредитной политики.
Взаимосвязь конечной цели денежно-кредитной политики, таргета и операционных показателей представлена на рис. 4.2.
Рис. 4.2. Конечные, промежуточные и операционные цели в режиме ДКП
В настоящее время выделяют три режима таргетирования, которые используются большинством центральных банков развитых и развивающихся стран: монетарное таргетирование, курсовое таргетирование, инфляционное таргетирование.
Однако данное правило адекватно действует только в среднесрочной перспективе, которая покрывает промежуток в несколько лет. Только для такого периода времени спрос на деньги является стабильным и отклонения действительных темпов роста денежной массы от целевого всегда отражают инфляционное давление или рецессию. В краткосрочном же периоде из-за значительных колебаний денежной массы, которые не всегда обусловлены изменением инфляции и объемом ВВП, следование этому правилу может привести к ошибкам.
Основным инструментом регулирования объема денежной массы является изменение процентных ставок. При превышении фактического роста денежной массы над целевым, Центральный банк должен повысить процентную ставку и наоборот. Но такое регулирование денежной массы сталкивается с рядом проблем, связанных с недостатком информации о спросе и предложении на денежном рынке, которые обладают достаточной степенью нестабильности.
Режим таргетирования валютного курса предусматривает поддержание целевого значения обменного курса национальной валюты. При этом в качестве таргета может быть принят как номинальный, так и реальный курс национальной валюты. Таргетирование реального валютного курса используется в условиях повышенной инфляции в целях обеспечения паритета внутренних и внешних цен и сохранения конкурентоспособности на мировых рынках.
Центральный банк может контролировать обменный курс с помощью интервенций на валютном рынке. В случае развитой системы рефинансирования эти интервенции не будут влиять на внутренние процентные ставки. Однако если Центральный банк препятствует снижению номинального курса национальной валюты, он ограничен размером находящихся у него валютных резервов. А когда Центральный банк препятствует повышению курса, то он ограничен возможностями по стерилизации избыточной массы.
Для растущих экономик контроль динамики курса является необходимым условием проведения адекватной денежно-кредитной политики, но контроль курса национальной валюты не тождественен введению режима таргетирования валютного курса. Такой контроль используется и при монетарном, при инфляционном таргетировании. Следует учитывать, что при проведении денежно-кредитной политики Центральный банк может использовать обменный курс не только как таргет, но и как операционный показатель. В этом случае поддержание курса валюты должно сочетаться с достижением другого целевого показателя (таргета) — уровня инфляции или темпа роста денежной массы, что требует регулирования краткосрочной процентной ставки денежного рынка. Поэтому режим курсового таргетирования реально реализуется Центральным банком только тогда, когда таргет валютного курса является не эндогенной, а экзогенной величиной, т. е. независимой по отношению к состоянию совокупного спроса в экономике.
Режим таргетирования валютного курса обладает рядом преимуществ, к числу которых относятся: простота и прозрачность режима, позволяющая экономическим агентам контролировать действия Центрального банка, легкость применения данного режима. Данный режим используется, когда Центральному банку сложно выявить основные взаимосвязи внутри экономики и использовать их как базу для принятия решений, например в случае глобальных изменений в экономике, в результате чего становятся неустойчивыми спрос на деньги и другие показатели денежной сферы — денежный мультипликатор, скорость обращения денег и т. п. Режим таргетирования реального валютного курса способствует преодолению экономической рецессии, когда единственным рычагом стимулирования экономического роста может стать проведение девальвации национальной валюты, что обеспечивает укрепление позиций отечественных производителей на внешних рынках и использование «эффекта импортозамещения». Эффект импортозамещения реализуется благодаря изменению условий ценовой конкуренции в результате девальвации: цены на импортные товары растут, это стимулирует спрос на более дешевые отечественные товары и, соответственно, рост их предложения, т. е. реального ВВП.
Эффективность этого режима зависит от таких факторов, как степень открытости экономики, измеряемая долей импорта в потреблении, уровень товарного замещения, объем валютных резервов и ряд других. При проведении такого режима Центральный банк должен учитывать, что обменный курс является хотя и важным, но не единственным фактором инфляции: темпы инфляции зависят от совместного действия обменного курса и процентных ставок. Поэтому достижение конечной цели ДКП связано с нахождением оптимального соотношения двух этих параметров.
Снижение курса национальной валюты (например, в целях поддержки экспортеров) при прочих равных условиях должно сопровождаться повышением процентных ставок в экономике, иначе возникает опасность инфляционного давления. И, наоборот, при повышении курса процентная политика Центрального банка должна быть смягчена для того, чтобы предотвратить возникновение рецессии.
Режим инфляционного тартетирования рассматривает достижение определенного значения показателя инфляции в качестве той цели денежно-кредитной политики, которая обеспечивает долгосрочную стабильность цен в экономике. Фундаментальной характеристикой режима инфляционного таргетирования является полная свобода Центрального банка в выборе инструментов денежно-кредитного регулирования и механизмов их применения в сочетании с жестко регламентированной процедурой целеполагания и ответственности перед обществом.
Режим инфляционного таргетирования появился как альтернатива монетарному таргетированию в конце гг. и получил бурное развитие в последующее десятилетие. Формальное определение данного режима затруднено, поскольку большинство стран в своих заявлениях о денежно-кредитной политике приводят целевые показатели инфляции, но далеко не все реально проводят режим инфляционного таргетирования.
К настоящему времени сформировалось несколько разновидностей режима инфляционного таргетирования:
К числу основных характеристик режима инфляционного таргетирования принято относить:
В большинстве стран, принявших режим инфляционного таргетирования, центральные банки с определенной периодичностью публикуют доклады, в которых представлены инфляционные прогнозы на среднесрочную перспективу. Временной горизонт данных прогнозов колеблется от одного до 4 лет, целевой уровень по инфляции составляет 1-3 % (см. табл. 4.1). При этом денежные власти должны препятствовать отклонению темпа инфляции от целевого как в большую, так и в меньшую сторону. Слишком низкая инфляция может свидетельствовать о начале дефляции, в частности из-за того, что в ряде случаев индекс потребительских цен завышает действительные темпы инфляции. Если действительный темп инфляции отклоняется от целевого, то денежные власти должны объяснить причину этого. К примеру, Банк Англии обязан в этом случае направлять открытое письмо Министерству финансов.
Целевой уровень инфляции при инфляционном таргетировании