денонсация и аннулирование международных договоров

Денонсация и аннулирование международных договоров

Статья 37. Прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации

1. Прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международных договоров Российской Федерации осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации принимает, если это вызывается необходимостью, решения о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации, согласие на обязательность которых для Российской Федерации давалось Правительством Российской Федерации.

3. Государственная Дума рассматривает предложения о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации и после предварительного обсуждения в комитетах и комиссиях Государственной Думы принимает соответствующие решения.

Принятые Государственной Думой федеральные законы о прекращении (в том числе о денонсации) или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации подлежат в соответствии с Конституцией Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Принятый Федеральным Собранием Российской Федерации федеральный закон о прекращении (в том числе о денонсации) или приостановлении действия международного договора Российской Федерации направляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

4. Действие международного договора Российской Федерации, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации принималось в форме федерального закона, может быть приостановлено Президентом Российской Федерации в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации и Государственной Думы и внесением в Государственную Думу проекта соответствующего федерального закона.

В случае отклонения Государственной Думой проекта федерального закона о приостановлении действия международного договора Российской Федерации действие договора подлежит незамедлительному возобновлению.

5. Прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации межведомственного характера производятся федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными организациями, от имени которых заключены такие договоры, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными организациями, органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и с разрешения Правительства Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 318-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Правительство Российской Федерации принимает решения о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации межведомственного характера, если соответствующие вопросы имеют важное значение для государственных интересов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 318-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Внесение соответствующих предложений и законопроектов осуществляется применительно к порядку, установленному статьей 36 настоящего Федерального закона.

Источник

Денонсация и аннулирование международных договоров

Вопрос о времени, условиях и порядке прекращения договора решается самими договаривающимися сторонами и фиксируются в договоре.

Срочные договоры прекращают свое действие по истечении указанного в них срока. Договор может быть прекращен также: а) в связи с исполнением обязательств; б) с согласия всех договаривающихся государств (отмена); в) в связи с заключением нового договора по тем же вопросам и между теми же государствами (замена). Прекращение договора возможно посредством денонсации и аннулирования.

Денонсация — это отказ государства от договора с предварительным предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусмотрены договором.

В частности, в договоре могут определяться: а) срок, когда государство вправе заявить о денонсации (например, по истечении определенного периода после вступления в силу); б) срок, когда договор утрачивает силу для заявившего о денонсации государства (например, по истечении шести или двенадцати месяцев и т. д.); в) условия или обстоятельства, при которых возможна денонсация (например, если относящиеся к договору исключительные обстоятельства ставят под угрозу высшие интересы государства); г)форма и содержание уведомления о денонсации.

Иногда право, государств на денонсацию ограничивается. По Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. денонсация во время войны не будет иметь силы до заключения мира или до тех пор, пока не будут закончены операции по освобождению и репатриации лиц, пользующихся покровительством конвенций.

Аннулирование — это отказ государства от договора, когда есть к тому достаточные, строго определенные нормами международного права основания. Аннулирование, как и денонсация, представляет собой односторонний отказ от договора. При реализации права на денонсацию договора государство, за редким исключением, не обязано объяснять причины выхода из договора. Поскольку обстоятельства, на которые государство может ссылаться как на основания для аннулирования договора, заранее согласованы и закреплены нормами международного права, государство при выходе посредством аннулирования должно указать эти обстоятельства (причины).

Венской конвенцией о праве международных договоров предусмотрены следующие обстоятельства — основания аннулирования договора: 1) существенное нарушение договора другими участниками; 2) невозможность исполнения договора (уничтожение его объекта); 3) коренное изменение обстоятельств.

Аннулирован при наличии указанных «чрезвычайных» обстоятельств может быть любой договор, в том числе тот, в котором определены иные (нормальные) условия его прекращения (исполнение обязательств, истечение срока, денонсация и т. д.). Конкретные договоры в отличие от денонсации не устанавливают порядок аннулирования, если даже возможность аннулирования договоров допускается*.

денонсация и аннулирование международных договоров. денонсация и аннулирование международных договоров фото. картинка денонсация и аннулирование международных договоров. смотреть фото денонсация и аннулирование международных договоров. смотреть картинку денонсация и аннулирование международных договоров.

* Пункт 2 ст. 19 Договора об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г. посвящен денонсации. В нем говорится, что каждое государство имеет право выйти из договора, если относящиеся к договору исключительные обстоятельства поставят под угрозу его высшие интересы. «Государство-участник, намеревающееся выйти из Договора, уведомляет депозитария и все другие государства-участники о своем решении поступить таким образом. Такое уведомление дается по меньшей мере за 150 дней до предполагаемого выхода из настоящего Договора. Оно включает заявление об исключительных обстоятельствах, которые это государство-участник рассматривает как поставившие под угрозу его высшие интересы».

В соответствии с п. 3 ст. 19 каждое государство-участник имеет право выйти из договора, если другое государство-участник выйдет по количеству вооружений за пределы ограничений, предусмотренных договором, в пропорциях, представляющих угрозу балансу сил в районе применения договора.

Приостановление договора возможно: 1) в отношении всех участников с их согласия и после консультаций с государствами, которые выразили согласие на его обязательность, но для которых он не вступил в силу; 2) в отношении двух или нескольких участников многостороннего договора — по соглашению между ними, если такая возможность предусмотрена договором или вытекает из него; 3) в случае, если из последующего договора вытекает намерение его участников приостановить предыдущий договор; 4) в случае существенного нарушения договора.

Процедура признания договора недействительным, прекращения или приостановления его действия определена Венской конвенцией о праве международных договоров (ст. 65—68).

Участник договора, который ссылается на основание для оспаривания действительности договора, для прекращения договора, выхода из него или приостановления его действия, должен уведомить других участников о своем намерении. В уведомлении должны быть указаны меры, которые предполагается принять в отношении договора.

Если по истечении определенного периода, который должен составлять не менее трех месяцев с момента получения уведомления, ни один участник не выскажет возражения, то направивший уведомление участник имеет право осуществить предусмотренные меры (например, препроводить другим участникам документ о прекращении договора, подписанный главой государства, главой правительства или министром иностранных дел).

В случае возражения со стороны других государств все участники договора должны добиваться урегулирования с помощью средств, предназначенных для мирного разрешения споров (переговоры, добрые услуги, посредничество и др.).

Если урегулирование не достигнуто в течение 12 месяцев после даты, когда было сформулировано возражение, то спор может быть передан в Международный Суд или арбитраж. Это касается споров о признании договора недействительным в связи с противоречием императивной норме общего характера (jus cogens). Спор о недействительности, прекращении или приостановлении по другим основаниям может быть передан на рассмотрение согласительной комиссии.

Согласно Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации» прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия договоров осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на его обязательность (п. 1 ст. 37).

Действие договора может быть приостановлено Президентом РФ в случаях, требующих безотлагательных мер, с обязательным информированием Федерального Собрания и внесением проекта соответствующего закона (п. 2 ст. 37).

Содержание

Источник

36. Денонсация и аннулирование международных договоров

Нормативная основа: Венская конвенция о праве международных договоров.

Недействительность может быть абсолютной, а договор признан ничтожным, если:

а) согласие государства на его обязательность было выражено в результате применения силы или угрозы силой в отношении государства или его представителя;

б) договор противоречит императивной норме jus cogens.

в) обман со стороны другого участвующего в переговорах государства;

г) прямой или косвенный подкуп представителя одного государства другим участвовавшим в переговорах государством.

Относительная недействительность делает договор оспоримым. Ее основаниями являются:

а) явное (очевидное для любого гос) нарушение особо важной нормы внутреннего права государства, касающейся компетенции заключать договоры.

б) ошибка относительно факта или ситуации, которые существовали при заключении договора и представляли собой основу для согласия на его обязательность;

в) возникновения новой нормы jus cogens, то государства освобождаются от обязательств выполнять договор в дальнейшем.

г) нарушение внутреннего права.

Положения признанного недействительным договора не имеют юридической силы. Влечет восстановление такого положения, которое существовало до совершения указанных действий.

Денонсация — это односторонний отказ государства от договора с предварительным предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусмотрены договором.

В договоре могут определяться:

а) срок, когда государство вправе заявить о денонсации;

б) срок, когда договор утрачивает силу для заявившего о денонсации государства

в) условия или обстоятельства, при которых возможна денонсация.

г) форма и содержания уведомления о денонсации.

Иногда право гос на денонсацию ограничивается. По женевским конвенциям о защите жертв войны 1949г. денонсация во время не будет иметь силы до заключения мира или до тех пор, пока не будут закончены операции по освобождению и репатриации лиц, пользующихся покровительством конвенций.

Аннулирование – это односторонний отказ государства от договора, когда есть к тому достаточные, строго определенные нормами международного права основания. Обстоятельства, на которые гос может ссылаться как на основания для аннулирования договора, заранее согласованы и закреплены нормами международного права, государство при выходе посредством аннулирования должно указать эти обстоятельства:

Существенное нарушение договора др участниками.

Невозможно исполнение договора из-за утраты или уничтожения его объекта.

Конкретное изменение обстоятельств.

Конкретные договоры не устанавливают порядок аннулирования в отличие от денонсации.

Основания прекращения международного договора.

Внутренние – это основания, предусмотренные в самом договоре:

истечение срока действия,

отказ от договора с предварительным уведомлением

Исполнение и наступление предусмотренного условия

Внешние – предусмотренные МП:

По общему согласию участников

Существенные нарушения договора

Заключение нового договора по этому вопросу

Возникновение новой императивной нормы, подразумеваемое право на денонсацию

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Денонсация и отмена международных договоров. Вопрос об «аннулировании» международных договоров.

денонсация и аннулирование международных договоров. денонсация и аннулирование международных договоров фото. картинка денонсация и аннулирование международных договоров. смотреть фото денонсация и аннулирование международных договоров. смотреть картинку денонсация и аннулирование международных договоров. денонсация и аннулирование международных договоров. денонсация и аннулирование международных договоров фото. картинка денонсация и аннулирование международных договоров. смотреть фото денонсация и аннулирование международных договоров. смотреть картинку денонсация и аннулирование международных договоров. денонсация и аннулирование международных договоров. денонсация и аннулирование международных договоров фото. картинка денонсация и аннулирование международных договоров. смотреть фото денонсация и аннулирование международных договоров. смотреть картинку денонсация и аннулирование международных договоров. денонсация и аннулирование международных договоров. денонсация и аннулирование международных договоров фото. картинка денонсация и аннулирование международных договоров. смотреть фото денонсация и аннулирование международных договоров. смотреть картинку денонсация и аннулирование международных договоров.

денонсация и аннулирование международных договоров. денонсация и аннулирование международных договоров фото. картинка денонсация и аннулирование международных договоров. смотреть фото денонсация и аннулирование международных договоров. смотреть картинку денонсация и аннулирование международных договоров.

денонсация и аннулирование международных договоров. денонсация и аннулирование международных договоров фото. картинка денонсация и аннулирование международных договоров. смотреть фото денонсация и аннулирование международных договоров. смотреть картинку денонсация и аннулирование международных договоров.

Для прекращения договора чаще всего используется денонсация, то есть уведомление о расторжении договора. Денонсация может осуществляться лишь на условиях, предусмотренных самим договором. Если договор не предусматривает денонсации и не установлено намерение его участников допустить такую возможность, то договор не может быть денонсирован.

Известны и такие способы прекращения договоров, как их отмена и аннулирование. Под отменой понимают утрату договором юридической силы по соглашению участников. Аннулирование означает односторонний отказ государства от договора, например, в случае существенного нарушения договора другим участником.

Понятие и формы обеспечения выполнения международных договоров.

Как уже отмечалось, обеспечение выполнения международно-правовых норм, в том числе договорных, осуществляется самими субъектами международного права. Выполнение договоров может обеспечиваться с помощью международных гарантий, международного контроля, при поддержке международных организаций и т. д.

Под международными гарантиями понимается международно-правовой акт, предусматривающий поручительство или заверение государства или группы государств выполнять заключенный договор.

Международные организации играют значительную роль в обеспечении выполнения договоров, поскольку их органы, согласно уставам, часто уполномочиваются рассматривать вопросы соблюдения их членами своих договорных обязательств.

Обеспечению выполнения договоров содействует также существование института международной ответственности за правонарушения.

Источник

Право международных договоров

Принцип добросовестного соблюдения международных договоров

Поведение государств в сфере заключения и применения международных договоров регулирует универсальный международный договор – Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., вокруг которой группируются нормы права международных договоров.

Венская конвенция 1969 г. является основополагающим универсальным международным кодификационным актом, своеобразным «договором о договорах». На базе Венской конвенции 1969 г. была разработана и в 1986 г. в Вене на дипломатической конференции принята Конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, однако эта Конвенция в силу не вступила как не набравшая нужное число ратификаций.

Кроме норм, содержащихся в перечисленных актах, в состав норм и принципов права международных договоров входят договорные и обычные нормы и принципы международного права, не нашедшие своего отражения и закрепления в упомянутых актах, но имеющие прямое отношение к международным договорам, содержащиеся, в частности, в ст. 102,103 Устава ООН, а также в многочисленных международных декларациях и других документах.

К числу важнейших принципов права международных договоров относится принцип добросовестного соблюдения международных обязательств pacta sunt servanda.

Принцип pacta sunt servanda распространяется в полном объеме и на все действующие принципы и нормы международного права и международные обязательства, вытекающие как из международных договоров, так и из международных обычаев.

Он не распространяется на договоры и обычаи, которые утратили свою юридическую силу, а также на недействительные договоры, заключенные в противоречие с основными принципами современного международного права.

Несоблюдение принципа pacta sunt servanda является международным правонарушением, за которое государства несут международную ответственность.

Юридическое содержание принципа соблюдения международных договоров

1. Применительно к международным договорам принцип их соблюдения означает прежде всего добросовестное выполнение своих договорных обязательств всеми государствами.

2. Принцип соблюдения международных договоров включает, далее, требование неукоснительного выполнения государствами своих международных договорных обязательств. Это означает, что международный договор должен выполняться независимо от внутренних и внешних факторов. Смена правительства в государстве, изменения в форме его правления или устройства, забастовки, стихийные бедствия, территориальные изменения, изменения в международной обстановке не могут влиять на выполнение государствами международных договоров. Исключение представляет абсолютная невозможность исполнения (в случае безвозвратного исчезновения или гибели объекта договора, коренное изменение обстоятельств).

3. Государство – участник международного договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения этого договора.

4. Государства не вправе заключать договоры в противоречие их обязательствам по действующим договорам, ранее заключенным ими с третьими государствами.

5. Принцип соблюдения международных договоров включает запрещение произвольного одностороннего прекращения и пересмотра международных договоров.

6. Разрыв дипломатических или консульских отношений между участниками международного договора не влияет на правовые отношения, установленные между ними договором, за исключением случаев, когда наличие дипломатических или консульских отношений необходимо для выполнения договора (ст. 63 Венской конвенции 1969 г.).

Другим важнейшим принципом права международных договоров является принцип pacta tertiis nес nocent nес prosunt – договор не создает обязательств для третьей стороны.

Третье государство – это государство, не являющееся участником данного международного договора. Общее правило гласит: договор не создает обязательств или прав для третьего государства без его на то согласия (ст. 34 Венской конвенции). Это правило, известное как принцип pacta tertiis nес nocent nес prosunt, является общепризнанным принципом международного права.

Принцип нераспространения международных договоров на третьи государства (pacta tertiis nес nocet nec prоsunt) имеет еще один важный аспект: объектом международного договора не могут быть права и интересы третьих государств. Договор, нарушающий права и законные интересы третьих государств, является недействительным.

Однако от вопроса об обязательности международного договора в отношении третьих государств нужно отличать вопрос об уважении третьими государствами договоров других государств. Например, если два государства заключили договор о границах, то все другие государства должны с ним считаться, уважать его.

Понятие международного договора

Международный договор представляет собой определенно выраженное соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права относительно установления, исполнения, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей.

Объектом международного договора может быть лишь то, что законно и возможно для исполнения.

Субъектами международного договора выступают прежде всего государства. Однако в настоящее время в международной жизни все больше возрастает роль международных организаций государств. Эти организации также заключают международные договоры и являются его сторонами. Нации, (например, борющиеся за свое освобождение), также могут заключать международные договоры и являются их субъектами.

Классификация международных договоров

Двусторонние и многосторонние договоры

Договоры, независимо от того, к какой категории они относятся, согласно классификации, являются юридически обязательными и создают международно-правовые нормы, которым должны следовать их участники.

Наименование и виды международных договоров

Существуют различные наименования международных актов: соглашение, конвенция, договор, трактат, пакт, протокол, обмен нотами, декларация и пр. Однако эти различия в названии не имеют существенного юридического значения. Для классификации международных договоров по видам не существует общепризнанного критерия. Наиболее распространенным является деление договоров по содержанию (договоры политические, экономические, по вопросам культурного сотрудничества, по правовым вопросам и т. п.).

Заключение международного договора и его вступление в силу. Действие международного договора

Действие международного договора означает, что договор порождает международно-правовые нормы и вытекающие из них права и обязанности. В таком понимании действие международного договора нужно отличать от его действительности.

Условия действительности договоров. Действительным считается международный договор, если он в целом или в какойлибо части не противоречит основным принципам или императивным нормам международного права. Одним из важнейших условий действительности договора является соблюдение установленных правил при его заключении3. Действительность договора или согласия государства на обязательность для него договора может оспариваться только на основе общепризнанных норм международного права.

Договоры, не отвечающие перечисленным выше условиям, являются недействительными.

Условия и последствия недействительности договоров

Международный договор объявляется недействительным, если:

Если договор признан недействительным, то либо его участники полностью освобождаются от обязательств выполнения договора в дальнейшем, либо устраняются основания, которые послужили причиной недействительности договора.

Подписание договора

Подписание – важный этап в процедуре заключения договора, имеющий существенное правовое значение. Это наиболее распространенная форма выражения согласия сторон на принятие обязательств, возлагаемых договором на его участников. В

тех случаях, когда договор не подлежит ратификации или последующему одобрению, – а таких договоров большинство, – подписание является актом, после которого договор вступает в силу и подлежит исполнению его участниками.

Наряду с подписанием договоры могут заключаться путем обмена документами, составляющими договор (например, соглашение, заключенное путем обмена нотами).

Приложения к договору

Договор может иметь различного рода приложения. Ими, в частности, могут быть отдельные добавочные статьи, подписанные при заключении договора. По взаимному согласию сторон всякого рода приложения могут составить нераздельную часть основного договора. В этом случае они имеют ту же силу, что и договор, к которому они присоединены, и одновременно с ним ратифицируются.

Момент вступления договора в силу

Время вступления договора в силу обычно указывается в самом его тексте. Им может быть: 1) дата подписания; 2) момент обмена ратификационными грамотами; 3) иной какой-либо порядок, указанный в самом договоре по решению договаривающихся сторон.

Договор, подлежащий ратификации, может вступить в силу с момента подписания до его ратификации, если стороны так решили.

Многосторонние договоры обычно подлежат ратификации и вступают в силу после того, как будет сдано на хранение депозитарию определенное количество ратификационных грамот.

Ратификация международного договора

Ратификацией называется акт, посредством которого соответствующий компетентный орган государства (обычно верховный орган власти) утверждает договор как имеющий обязательную силу для данного государства. Процедура ратификации предусматривает издание соответствующим органом государственной власти специального акта, одобряющего договор, оформление ратификационной грамоты и обмен такими грамотами между государствами, подписавшими договор (или сдачу ратификационной грамоты депозитарию в отношении многостороннего договора).

В международный договор между его подписанием и ратификацией, если она требуется законом или обусловлена в самом договоре, внесение изменений не допускается.

Обмен ратификационными грамотами

Ратификационная грамота представляет собой специальный акт, имеющий три части: 1) вступительную, в которой верховный орган власти государства заявляет, что он рассмотрел ратифицируемый договор; 2) основную, которая может содержать текст самого договора или только его название; 3) заключительную, в которой указывается, что договор ратифицирован и будет соблюдаться данным государством. Ратификационная грамота обычно заканчивается подписью главы государства и оттиском государственной печати; ниже ставит свою подпись должностное лицо, на которое законом страны возложено контрассигнование. При утверждении договора правительством (конфирмация) происходит обмен специальными декларациями о состоявшемся утверждении или стороны просто уведомляют друг друга об утверждении договора их правительствами.

При многосторонних договорах условливаются о сдаче ратификационных грамот на хранение одному или нескольким из участников (депозитарию). Обмен ратификационными грамотами оформляется соответствующим протоколом.

Депозитарий многостороннего договора

При заключении многостороннего договора государства, участвующие в его разработке, договариваются о том, кто будет являться депозитарием (хранителем) данного договора, и это положение фиксируется в его тексте. Обычно депозитарием является государство, на территории которого проходила конференция. В XX веке широко распространилась практика наделения функциями депозитария международных организаций, в рамках которых проводилась международная конференция для разработки многостороннего договора, или главного исполнительного лица международной организации.

Регистрация и опубликование международного договора

Устав ООН предусматривает, что «всякий договор и всякое международное соглашение, заключенные любым членом Организации. должны быть, при первой возможности, зарегистрированы в Секретариате и. им опубликованы». При отсутствии такой регистрации ни одна из сторон договора или соглашения не может ссылаться на него ни в одном из органов Организации Объединенных Наций (ст. 102 Устава). Однако отсутствие регистрации не влияет на общую юридическую силу договора.

Оговорки и заявления к международному договору

Выражая свои суверенные права, государство при подписании многостороннего договора, его ратификации или присоединении к договору может делать оговорки.

Под оговоркой понимается одностороннее заявление государства о том, что, соглашаясь с договором в целом, оно не считает себя связанным с тем или иным его положением. Оговорка должна быть совместима с объектом и целями договора.

Депозитарий обязан довести оговорку до сведения всех участников договора, и каждый из них имеет право выдвинуть возражения против оговорки, что вытекает из суверенных прав государств.

Толковние международного договора

Понятие и виды толкования

Толкование международного договора представляет собой установление его истинного смысла, содержания и условий наиболее правильного применения, а также разъяснение отдельных его статей или всего договора в целом применительно к тем или иным конкретным условиям международных отношений.

Принципы толкования международных договоров

Принципы толкования – это общие правила толкования, учитывающие особенности международного договора как соглашения субъектов международного права, в первую очередь государств. Принципы имеют общеобязательный характер, некоторые из них закреплены в Венской конвенции о праве международных договоров, другие носят обычно-правовой характер.

Прекращение международного договора

Прекращение международного договора означает, что он утратил свою обязательную силу в отношениях между его участниками и перестал порождать права и обязанности между ними. Однако приобретенные по договору права, обязанности или юридическое положение его участников, возникшие в результате действия договора, сохраняются и после его прекращения, если, конечно, они не были отменены впоследствии другими договорами и если они вытекали из действительности договора.

Денонсация

Наиболее распространенным способом расторжения международных договоров является денонсация. В отличие от других способов расторжения международных договоров (отмены, аннулирования и др.), денонсация характеризуется следующими чертами:

1) право на денонсацию должно быть оговорено в самом договоре;

2) денонсация происходит в строго установленном; договорном порядке, несоблюдение которого является основанием для оспаривания действительности денонсации;

3) этот порядок предусматривает:

а) обязательное заблаговременное предупреждение о желании расторгнуть договор;

б) срок, в течение которого это предупреждение может быть сделано;

в) указание, через какой период времени после предупреждения о расторжении договор утратит свою силу;

г) иногда указание о том, в какой форме должно быть сделано такое предупреждение (обычно в многосторонних договорах).

Только при соблюдении всех этих условий может иметь место денонсация международного договора.

В договорах, не содержащих указания на cpoк их действия, право на денонсацию иногда предоставляется после истечения определенного срока с момента вступления договора в силу, ратификации или другого момента.

Аннулирование международных договоров

Под аннулированием международного договора понимается односторонний отказ государства от заключенного им международного договора, в результате чего договор утрачивает для него обязательную силу. Аннулирование, как правило, запрещается международным правом. Можно назвать несколько исключений из этого принципа.

Наступление отменительного условия. В настоящее время имеются многосторонние и двусторонние договоры, которые заключены под отменительным условием. В этих договорах содержатся условия, при наступлении которых прекращается действие договора.

Прекращение существования государства или изменение его статуса. В данном случае международные договоры могут прекратить свое действие автоматически или в силу специального заявления.

Сокращение числа участников многостороннего договора, в результате которого оно становится меньше числа, необходимого для вступления договора в силу.

Возникновение новой императивной нормы общего международного права (jus cogens). Как известно, императивная норма является высшей нормой, и, естественно, при ее возникновении любые противоречащие ей нормы подлежат отмене, а сам договор – пересмотру или аннулированию.

Отмена международных договоров

Отменой международного договора следует считать утрату им обязывающей силы по соглашению сторон этого договора.

Необходимо, однако, чтобы такое прекращение происходило действительно по общему согласию всех участников международного договора.

Новация международных договоров

Новацией международного договора называется заключение по тому же вопросу нового договора взамен прежнего договора в результате его пересмотра (ревизии).

Коренное изменение обстоятельств (rebus sic stantibus)

В международном праве принято – и это было подтверждено Венской конвенцией о праве международных договоров, – что государство может при некоторых обстоятельствах отказаться от договора, если коренным образом изменилась обстановка, при которой он был заключен, или, как раньше говорили юристы, conventio omnis intelligitur rebus sic stantibus.

Эстоппель: утрата права ссылаться на основания прекращения, приостановления или недействительности международных договоров

В ст. 45 Венской конвенции закреплен институт эстоппель, суть которого сводится к тому, что государство не вправе больше ссылаться на основания прекращения или приостановления действия международного договора или его недействительности, если оно, после того как ему стало известно о фактах, определенно согласилось или в силу своего поведения должно считаться молчаливо согласившимся с тем, что договор сохраняет силу, остается в действии или действителен. Тем самым, ст. 45 говорит о том, что нельзя отрицать того, что до этого было принято или признано. В применении к международным договорам эстоппель означает утрату государством права ссылаться на основания их прекращения, приостановления или недействительности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *