детско родительские отношения неполная семья

Особенности детско-родительских взаимоотношений в неполных семьях

детско родительские отношения неполная семья. детско родительские отношения неполная семья фото. картинка детско родительские отношения неполная семья. смотреть фото детско родительские отношения неполная семья. смотреть картинку детско родительские отношения неполная семья.

Дата публикации: 15.04.2014 2014-04-15

Статья просмотрена: 1919 раз

Библиографическое описание:

Наумова, Д. В. Особенности детско-родительских взаимоотношений в неполных семьях / Д. В. Наумова, М. В. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 537-540. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10337/ (дата обращения: 11.11.2021).

В семейном окружении происходит формирование психики детей и одновременно существенно меняется психоэмоциональная сторона содержания взаимоотношений родителей. Связь «родитель-ребенок» имеет важное значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития.

С точки зрения ребёнка, семья — это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Являясь её членом, ребёнок вступает в определённые взаимоотношения с родителями, оказывающие на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Как считают А. Я. Варга, В. В. Столин и другие исследователи, родительские отношения являются системой разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, которые практикуются в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков [1, с. 38].

Наиболее уязвимой и проблемной в воспитательном плане является неполная семья. При построении детско-родительских взаимоотношений неполная семья испытывает трудности, вызванные причинами материального, педагогического и морально-психологического порядка. Забота о воспитании ребенка в неполной семье падает на плечи одного родителя (в основном женщины), это прежде всего создание необходимых материально-бытовых условий жизни. При этом замечено, что в случае распада семьи сохранение и даже повышение для ребенка прежнего материального уровня женщина часто рассматривает как вопрос собственного престижа и поэтому берется за более трудную работу, либо находит дополнительный приработок и т. д. Следовательно, ценностные ориентации матерей-одиночек изменяются, ведущее место начинает занимать желание материального благополучия [3, с. 5].

Постоянная занятость матери на работе, хлопоты по ведению домашнего хозяйства и связанные с этим непрерывное напряжение, усталость негативно сказываются на отношении к ребенку, оборачиваются урезанными возможностями воспитания, нехваткой общения, ведут к недостатку внимания к ребенку, его подлинным интересам и потребностям, ослаблению контроля за его поведением. Более того, дети из неполных семей нередко остаются вообще без присмотра, т. е. материальные и временные проблемы ее жизнедеятельности часто становятся проблемой безнадзорности детей с вытекающими отсюда последствиями. Тем не менее, неблагоприятные условия воспитательного процесса в неполной семье может компенсироваться участием старшего поколения в судьбе внуков, но очевидно, что эта помощь неспособна полностью компенсировать издержки, возникающие в семье с потерей отца.

Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, главная причина, которая определят воспитательную неполноценность такой семьи — морально-психологическая. Детям обычно дороги оба родителя, поэтому испытывая потребность в любви к ним, они в равной степени нуждаются в ней и с их стороны. Это важно в воспитании чувств и их закрепления в личности. Так как оба родителя в воспитании существенно дополняют друг друга. Каждый человек своей индивидуальностью, вносит в семью неповторимое многообразие чувств, мыслей, интересов, знаний, действий, поступков. Тем самым разнообразная сторона жизни в семье нарушается при отсутствии одного из родителей и никем и ничем не возместится.

Распад семьи и неблагоприятная обстановка в семье является травмой для ребенка. А. И. Захаров отмечает, что дети из неполных семей становятся более замкнутыми, агрессивными, тревожными, капризными, имеют заниженную самооценку, склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению [2, с. 123].

Эмпирическое исследование детско-родительских взаимоотношений в неполных семьях было проведено среди 22 учащихся в возрасте 8–10 лет одной из школ города Владимира.

Используемые методики: тест-рука, методика уровня школьной тревожности Филипса, методика Дембо-Рубенштейна, тест Рене Жиля.

Для исследования межличностных взаимоотношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений была проведена проективная методика тест — фильм Р. Жиля. Цель, которой состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с ближайшим окружением. Результаты методики представлены на рис. 1–2.

детско родительские отношения неполная семья. детско родительские отношения неполная семья фото. картинка детско родительские отношения неполная семья. смотреть фото детско родительские отношения неполная семья. смотреть картинку детско родительские отношения неполная семья.Рис.1. Конкретно-личностное отношение ребенка к окружению.

детско родительские отношения неполная семья. детско родительские отношения неполная семья фото. картинка детско родительские отношения неполная семья. смотреть фото детско родительские отношения неполная семья. смотреть картинку детско родительские отношения неполная семья.Рис. 2. Характеристика особенностей самого ребенка.

По результатам проведения методики видно, что в семейных взаимоотношениях ребенка преобладают отношения к матери 35 %, отношение к братьям и сестрам составляет 20 %, отношение к отцу — лишь 10 %, отношение к бабушке и дедушке — 15 %. Характеризуя самого ребенка видно, что преобладает социальная адекватность поведения 30 %, наименее выражена закрытость 10 %.

Для выявления уровня тревожности у детей из неполных семей была использована методика диагностики уровня школьной тревожности, результаты которой представлены на рис. 3.

детско родительские отношения неполная семья. детско родительские отношения неполная семья фото. картинка детско родительские отношения неполная семья. смотреть фото детско родительские отношения неполная семья. смотреть картинку детско родительские отношения неполная семья.Рис.3 Результаты диагностики уровня школьной тревожности

Из рисунка 3 видно, что у детей выявлены разные виды тревожности:

— общая тревожность — 24 %;

— переживание социального страха — 16 %;

— фрустрация потребностей достижения успеха — 16 %;

— страх самовыражения — 12 %;

— страх ситуации проверки знаний — 4 %;

— страх не соответствовать ожиданиям окружающих — 8 %;

— низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — 8 %;

— проблемы и страхи в отношениях с учителями — 12 %.

Доминирующими видами тревожности являются: общая тревожность, переживание социального страха, фрустрация потребностей достижения успеха.

Для выявления агрессивности у детей из неполных семей была использована проективная методика тест-рука, результаты представлены на рис. 4.

детско родительские отношения неполная семья. детско родительские отношения неполная семья фото. картинка детско родительские отношения неполная семья. смотреть фото детско родительские отношения неполная семья. смотреть картинку детско родительские отношения неполная семья.

Рис. 4. Результаты тест-руки

По результатам методики видно, что у детей из неполных семей преобладает высокий уровень агрессивности. Это говорит о том, что в большинстве случаев дети представляли руку как атакующую, повреждающую, наносящую вред, обиду, агрессивно доминирующую, активно хватающую человека или какой — либо объект.

Методика Дембо-Рубенштейна использовалась для выявления уровня самооценки у детей из неполных семей, результаты которой изображены на рис. 5.

детско родительские отношения неполная семья. детско родительские отношения неполная семья фото. картинка детско родительские отношения неполная семья. смотреть фото детско родительские отношения неполная семья. смотреть картинку детско родительские отношения неполная семья.

Рис. 5. Результаты методики Дембо-Рубенштейна

3- авторитет у сверстников.

4- умение многое делать своими руками.

6- уверенность в себе.

Анализируя результаты методики, можно сделать вывод, что практически по всем шкалам у детей из неполных семей преобладает заниженная самооценка.

Таким образом можно сделать вывод, что в неполных семьях существуют проблемы в выстраивании детско-родительских отношений. На фоне этого у детей наблюдается агрессивность, тревожность, заниженная самооценка.

1. Варга, А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ. Психология. М., 2002. –С. 38–41.

2. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. — СПб., 2007. — 224с.

3. Корнеева, Т. Психические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье / Т. Корнеева // Ребенок в детском саду. — 2007. — № 3. — С. 3–8.

Источник

Проблема детско-родительских отношений в неполных семьях — Определение понятия “неполная семья”

Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения.

Семейная жизнь сложилась с давних пор так, что родительские обязанности делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно, но огромные проблемы в воспитании ребенка возникают с увеличением числа неполных семей и ныне не являются редкостью одинокая мать, разведенные родители.

А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие “полная” и “неполная семья”, понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка. Дети из неполных семей, как правило, более ранимы, имеют ряд комплексов, мама обеспокоена своим социальным положением разведенной женщины. Мать не имеет психологической поддержки, ей не с кем разделить ответственность за своего ребенка. Она все проблемы взваливает на свои плечи. В результате — депривация ребенка и матери.

детско родительские отношения неполная семья. детско родительские отношения неполная семья фото. картинка детско родительские отношения неполная семья. смотреть фото детско родительские отношения неполная семья. смотреть картинку детско родительские отношения неполная семья.

детско родительские отношения неполная семья. детско родительские отношения неполная семья фото. картинка детско родительские отношения неполная семья. смотреть фото детско родительские отношения неполная семья. смотреть картинку детско родительские отношения неполная семья.

Определение понятия “неполная семья”

Родительский дом для ребенка — первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решаю­щее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья пол­ной или неполной.

Несомненно, каждая из этих точек зрения может быть в оди­наковой степени и принята, и опровергнута другими примера­ми, которыми изобилует жизнь.

Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же, наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здо­ровья. На это неоднократно указывали и указывают специа­листы, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. В частности, отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака больше у супругов, которые воспитывались в неполной семье.

В неполной семье для будущих супругов отсутствует главное — пример брачных отношений. Поэтому отсутствует для детей — будущих супругов и родителей — определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Будущие мужья, воспиты­вающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. А у будущих жен,выросших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов.

В том, что родительский дом испокон веков называется отчим, заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Однако счастье отцовства не приходит само по себе, не передается по наследству. Очень показательны в этом отношении слова французского философа и педагога Ж.-Ж. Руссо: «Производя и питая детей, отец исполняет этим только третью часть своей задачи. Он должен роду человеческому дать людей, обществу — общественных деятелей, государству — граждан. Всякий чело­век, который может платить этот тройной налог и не делает этого, виновен, и может быть более виновен, если платит его наполовину. Кто не может выполнить обязанности отца, тот не имеет права быть им».

Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

В большинстве случаев образуется в результате развода родителей и рождения женщиной детей вне брака (каждый десятый ребёнок рождён вне брака). В ряду причин, обусловивших распад семьи, далеко не последнее место занимают сексуальные расстройства. По мнению сексологов, сексуальная неудовлетворённость служит основанием для половины разводов. Большая часть разведённых супругов также отмечает неудовлетворённость физической стороной их жизни.

Проблемы, возникающие в неполных семьях

В последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина- мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно- психическом развитии, а тем более дети – инвалиды. Если ребенок – инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие.

Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе.

Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов.

Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.

В рамках воспитательной деятельности одному родителю сложно осуществить полноценный контроль над ребенком, и, в целом, влиять на его поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада в семье: «отец + мать + дети»; основная причина — чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания.

Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п.

Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений

Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:

-изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;
-распространение добрачных связей;
-изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;
-утрата семьей своей производственной функции;
-неподготовленность молодежи к браку;
-завышенные требования по отношению к брачному партнеру;
— алкоголизм и наркомания.

Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей:

Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.

Немаловажно и то, что в отсутствие одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. (Установлено, что большинство лиц гомосексуальной ориентации выросли в неполных семьях.)

Статистические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.

Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности.

Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь «ради детей», зачастую приносят напрасную жертву.
Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но тем не менее обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.

Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий.

Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи.

Детско-родительские отношения в неполных семьях

Семейные взаимоотношения рассматриваются через призму восприятия ребенком окружающего мира. Поведение ребенка и его личностные характеристики определяются не только реальными условиями семейной жизни, но и их восприятием, степенью внутренней активности ребенка.

Существует распространенное мнение, что мать в семье создает эмоциональный климат, от которого в большой степени зависит душевное благополучие ребенка, а отец играет роль в нормировании мира ребенка, в образовании системы ценностей, основных этических оценок, а также картины самого себя. А дети, растущие без отца или при его неадекватном влиянии, нередко «хромают» в межличностном общении — как со своим, так и с противоположным полом [16].

Образ отца чрезвычайно важен для психического развития мальчиков: при его отсутствии ребенку недостает того, в чем выражаются особенности мужской психики; это ведет к снижению социальной активности, способствует инфантилизму.

Без сомнения, трудно воспитать мальчика без папы, не «навесив» на него проблемы своего одинокого сердца и не заставляя играть роль взрослого мужчины. Нелегко и дочке привить уважение и снисходительность к мужскому полу, если она видит мужчин только на улице и по телевизору. И тем не менее трудно не значит невозможно. Биологические часы тикают, и если вы проехали мимо станции «муж», это не причина, чтобы оставаться и без детей. Замуж можно выйти и в семьдесят, а вот детей после наступления менопаузы уже не родишь.

Бытует мнение, что воспитание детей не требует специальных знаний, что навыки воспитания приходят сами собой. В какой-то мере это действительно так, обходились же люди на протяжении столетий без знаний педагогики, психологии, опираясь на здравый смысл и житейский опыт. Но с другой стороны, житейский опыт и здравый смысл являются источником некоторых распространенных заблуждений относительно процесса развития и воспитания ребенка. Например , ребенок — это “маленький взрослый”, его развитие подчинено тем же закономерностям, что и взрослых, и нужно только некоторое время (а при желании это время можно и сократить), чтобы “маленький взрослый” превратился в “большого взрослого”. Другая распространенная иллюзия — проблемы и трудности в развитии возникают внезапно и вдруг, как будто у ребенка не было истории развития, и так словно все предыдущие отношения ребенка и его родителей не имеют никакого отношения к настоящему. Но ребенок совсем не “маленький взрослый”, и он обладает своими детскими особенностями души, совершенно не похожими на особенности души взрослых людей, и в отличии от развития взрослых, влияние родителей на процесс развития ребенка является определяющим. Развитие ребенка подчиняется своим закономерностям, так же отличным от закономерностей развития взрослого человека.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

детско родительские отношения неполная семья. детско родительские отношения неполная семья фото. картинка детско родительские отношения неполная семья. смотреть фото детско родительские отношения неполная семья. смотреть картинку детско родительские отношения неполная семья.

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Статья «Семейная педагогика. Детско-родительские отношения в неполных семьях»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА. ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

В статье указаны общее понятие особенностей формирования детско-родительских отношений в неполных семьях, рассмотрены типы неполных семей и источники их формирования, а также проблемы, возникающие в неполных семьях.

Ключевые слова: семья, детскo-рoдительские oтнoшения, рaзвитие ребенкa, типы неполных семей.

Keywords: family, child-parental relations, child development, types of single-parent families.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании.

Семья на протяжении длительного времени играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка, однако на каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются и имеют свои специфические особенности.

Дети в полных и неполных семьях развиваются по одинаковым биологическим и психологическим закономерностям, на них распространяются одни и те же нормы воспитания. Общепризнанная разница

заключается в том, что на одной стороне более благоприятные условия развития, чем на другой. Но и это относительно.

Мать, занимающаяся воспитанием ребенка в отсутствии отца, сама несет ответственность за финансовую сторону своей семьи. Вполне может усложнить ситуацию наличие в неполной семье ребенка-инвалида или ребенка с различного рода отклонениями. Детям-инвалидам или детям с отклонениями в развитии нервно-психического или физического характера требуются особый уход и забота не только морального, но и материального характера, что усложняет бюджет семьи, особенно нуждаются неполные семьи. Вследствие таких трудностей у матери нет возможности работать, так как ребенку требуется постоянный присмотр и уход, и не всегда есть возможности найти работу удаленного доступа в силу образования или других причин, что значительно ударяет по бюджету семьи, таким образом, детские пособия и пенсия по инвалидности ребенка являются единственным источником дохода. Женщина, не имея финансовой поддержки, не всегда может проявить себя в профессиональной сфере, в первую очередь, думая о материальной стороне, о сфере быта, решающее значение на ее выбор и формирование поведения оказывает финансовое благополучие семьи. Отодвигая на второй план карьеру и профессиональные успехи, главным своим предназначением многие женщины считают воспитание и уход за детьми. Для воспитания своего ребенка даже у очень заботливой матери физически не хватит времени, потому что крайне сложно полностью охватить все стороны. Очень часто дети предоставлены сами себе из-за трудовой перегруженности и чрезмерной занятости матери в неполной семье. Функционирование семьи как института воспитания и социализации детей очень остро ощущается в неполных семьях. Негативные экономические факторы в неполных семьях играют большую роль в проблемах воспитания. На многое в поведении незамужней женщины воздействует отсутствие второго родителя. В воспитании детей в неполных семьях значительную роль играет специфический образ жизни. Для неполноценного, неудачного воспитания детей вполне может стать причиной отсутствие одного родителя в семье и чрезмерная загруженность другого. Особо отражаются на мальчиках материнские неполные семьи в виде искаженного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Как, впрочем, и воздействие материнской семьи на восприятие девочек в виде неадекватного восприятия ролевых функций женщины, жены, матери. В монородительской семье у детей отсутствует понятие правильности взаимоотношений мужчины и женщины в семье, и это отрицательно воздействует на их социализацию. Такие дети, выражаясь в целом, не готовы к семейной жизни. Ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм через призму своих родителей. Отсутствие материнской ласки в неполных отцовских семьях также отрицательно влияет на воспитательные процессы ребенка. Влияние на поведение и полноценный контроль над ребенком в рамках воспитательной деятельности трудно осуществлять одному родителю. Существует ряд причин, мешающих эффективному воспитанию, основной из которых является отсутствие возможности уделять детям достаточно времени из-за чрезмерной занятости на работе. Разрушается привычная триада в семье: «отец + мать + дети». Проблемы со здоровьем у несовершеннолетних детей в неполных семьях зачастую связано с недостаточным финансированием семьи, отсутствием времени у родителей, стрессами различного характера и так далее. По мнению ученых-педиатров, дети в неполных семьях значительно чаще болеют острыми и хроническими заболеваниям. Мать, как правило, заботясь о финансовой стороне семьи, не имеет возможности в достаточной степени выполнять материнские обязанности и вовремя заниматься укреплением и профилактикой здоровья своих детей. Статистика обращает внимание на то, что значительно хуже ситуация в неполных семьях, где присутствует социально-бытовая и жилищная неустроенность (особенно несоблюдение гигиенических норм жизни), практикованное самолечение (когда родитель вовремя или вообще не обращается за медицинской помощью в случае болезни детей), наличие у родителя вредных привычек (курение, употребление алкоголя) и многое другое.

Существует множество неполных семей, где психологическая атмосфера семьи стабильна и благоприятна для здорового формирования личности. Психологические проблемы могут возникнуть в более тяжелом варианте и в полной семье, но при этом являющейся неблагополучной.

Можно ли твердо сказать, что любая полная семья является нормальной средой для формирования ребенка? Нет, полная семья не является панацеей для полноценного развития и воспитания молодых людей. Отсутствие взаимопонимания существует во многих полных семьях, что сказывается на развитии детей.

делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Взаимоотношение ребенка с родителями оказывает положительное или негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Любите своих детей.

1. Андреева Т. В. Социальная психология семьи. – Сакт-Петербург:

Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. – 154 с.

2. Баринова И.Г. Экология взаимодействия взрослого и ребенка//Мир

3. Бьернберг У. Любовь и обязательства в новом тысячелетии. О

связях семейного насилия и нового понимания любви и семейных

обязательств // Обыкновенное зло: исследования насилия в семье / Под ред.

О.М. Здравомысловой. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 304 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *