детско родительские отношения причины конфликтов и способы их разрешения
Детско-родительские конфликты и пути их преодоления
Каждому родителю иногда приходится сталкиваться с трудностями при воспитании своих чад. Бывает так, что детско-родительские конфликты разрешить совсем непросто.
Об этом свидетельствует статистика обращений на Детский телефон доверия: около 58 % звонков поступает от детей и подростков, испытывающих трудности при взаимоотношении с родителями. Невозможность выговориться в кругу семьи и найти понимание приводят к тому, что дети замыкаются в себе, наносят самоповреждения, либо проявляют агрессию. В свою очередь взрослые, не сумевшие найти подход к своим детям, чувствуют подавленность. Таким образом, родитель часто выбирает не лучшие альтернативы: закрыть глаза на проблемы и дистанцироваться от ребёнка, либо занять позицию обороны и защищать «свою крепость». Психолог детского телефона доверия слышит в таком случае от родителей: «Я не справляюсь со своим ребёнком».
Конечно, ни наставления, ни тем более грубость не приносят нужного результата. А может быть стоит иногда спросить себя: нужного кому?
Ещё в первой половине XVII века знаменитым чешским педагогом-гуманистом Яном Амосом Коменским было сказано: «Легко следовать за тем, кто правильно идёт впереди». Это значит, что дети особенно восприимчивы к личному примеру, и никакие наставления не принесут такого результата, как личный пример. Это совсем не говорит о том, что нужно быть супергероем. Просто в моменты, когда ты что-то пытаешься требовать от ребенка, нужно задать себе несколько простых вопросов:
Поэтому, первое, что должен сделать родитель, чтобы не допустить развития конфликтов: научиться прислушиваться к ребёнку, распознавать его потребности, понимать его. Для этого следует помнить, что если ребенок из-за чего-то переживает, то это для него действительно важно. Эта рекомендация актуальна для любого возраста. Конечно, если ребенку всего несколько месяцев, и он не может сказать о своих потребностях, то родителю приходится их угадывать. Но чем старше становится чадо, тем больше нужно интересоваться его чувствами и мыслями, чтобы стать его другом и партнёром.
Детско-родительские конфликты чаще всего связаны с особенностями воспитания и жизненной позицией родителя. В зависимости от доминирующего в семье стиля воспитания можно выделить несколько типов конфликтов:
Конфликты на фоне противоречивого отношения к ребёнку. Этот вид конфликтов проще всего проиллюстрировать через анализ взаимоотношений подростка и родителя. Чрезмерная опека может чередоваться с отношением по типу: «Сделай сам и не приставай ко мне с глупыми вопросами». Преодолеть это можно через осознание родителями своих противоречивых чувств, что позволит сбалансировать систему прав и обязанностей, сделать последовательным отношение к ребенку в различных ситуациях.
Конфликты на фоне диктатуры родителей. При таком типе конфликтов абсолютно игнорируются мотивы и потребности ребёнка. Родитель, будучи уверенным в своей правоте, навязывает ребенку образ мыслей и стиль поведения, часто игнорируя его личное пространство (читая переписки в социальных сетях, входя без стука в комнату, подслушивая телефонные разговоры и т.п.). Научиться уважать мнение и свободу ребёнка – путь к преодолению подобных конфликтов.
Конфликты на фоне иллюзии мирного сосуществования. Данный тип конфликтов вытекает из нейтральной позиции родителей. Каждый предоставлен сам себе и каждый занимается тем, чем ему хочется. При таком типе конфликта упускается из виду то, что семья – это совет, конгломерат прав и обязанностей, взаимных ожиданий и взаимной поддержки. Помогайте своим детям, просите их о помощи, решайте проблемы сообща, и подобных конфликтов не возникнет.
Конфликт на фоне гиперопеки. Это тот случай, когда опека душит любую инициативу ребёнка. Позвольте ему допускать ошибки, падать и вставать. Но при этом будьте готовы в любой момент прийти на помощь. Дайте ребёнку ту степень свободы, при которой он сможет быть ответственным за свои действия и поступки (сообразно возрасту и психическому развитию).
Конфликт на фоне муштрования ребёнка. При таком типе конфликта семья для ребёнка превращается в настоящую армию. Бесконечные кружки и секции, изучение иностранных языков и обливание ледяной водой. Всё это происходит без учёта потребностей ребёнка, его интересов и возможностей. Интересуйтесь — что нравится Вашему ребёнку, пробуйте вместе с ним разные виды деятельности, предоставьте возможность выбора, ничего ему не навязывайте.
Только научившись понимать и принимать ребёнка, вы не допустите развитие конфликтов. Зная основные ошибки воспитания, можно стать ребёнку настоящим другом и наставником.
Резюмируя краткий обзор детско-родительских конфликтов, хотелось бы сказать пару слов о том, где можно получить профессиональную психологическую помощь. При возникновении психологических трудностей родитель и ребёнок всегда может обратиться на бесплатную линию детского телефона доверия 8-800-2000-122. Телефон анонимный, работает круглосуточно.
Кризисный центр в рамках празднования Международного дня Детского телефона доверия приглашает к участию в социальной акции «ЛИНИЯ ДОВЕРИЯ». Акция включает проведение онлайн-флешмоба и онлайн-конкурса.
Не оставайтесь равнодушными —
присоединяйтесь к «ЛИНИИ ДОВЕРИЯ»!
Автор публикации: Кабатаев Максим Владимирович, психолог Кризисного центра
Версия для слабовидящих
«Детско-родительские отношения, причины конфликтов и способы их решения»
Содержимое разработки
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Нижегородский губернский колледж»
«Детско-родительские отношения, причины конфликтов и способы их решения»
Выполнила обучающаяся 246 группы
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Клещевич Валерия Владимировна
Н. Новгород, 2020 год
Конфликт и его структура…………………………………………..…..3
Ошибки при воспитании детей……………………………………….4-5
Детские и взрослые возрастные кризисы…………………………….5-6
Алгоритм решения конфликта…………………………………………..6
Цель: просвещение родителей о причинах возникновения конфликтов между родителями и детьми.
Привлечь внимание родителей к проблеме конфликтов семье;
Проинформировать родителей о причинах и возможных ошибках в конфликтах.
Конфликты между родителями и детьми всегда очень неприятны. Часто они создают напряженную атмосферу дома, ведут к долгосрочным обидам и ухудшению отношений в семье. В статье рассматриваются наиболее частые причины конфликтов между родителями и детьми. Вы узнаете, почему конфликт происходит и как вести себя в сложившейся ситуации.
Конфликт и его структура
Структура конфликта — это совокупность устойчивых и статичных элементов конфликта, образующих целостность.
К структурным компонентам конфликта относятся:
Стороны (участники) конфликта;
Действия участников конфликта;
Исход (результат) конфликта.
Типы конфликтов детей с родителями:
— конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);
— конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверх ожидания);
— конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);
— конфликт «отцовского авторитета» (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).
Обычно ребенок на притязание и конфликтные действия родителей отвечают такими реакциями, как:
— реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
— реакция отказа (неподчинение требований родителей);
— реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).
Причины возникновения конфликтов:
— социальная жизнь и привычки ребенка (выбор друзей проведение досуга, внешний вид, режим дня);
— ответственность (выполнение обязанностей по дому, бережное отношение к личным вещам и семейной собственности, заработок и расходование денег);
— школа (успеваемость, поведение в школе, отношение к учебе и учителям, посещаемость занятий и прогулы, выполнение домашних заданий);
— взаимоотношения в семье (демонстративное неуважение к родителям и другим членам семьи, ссоры и конфронтации с братьями и сестрами);
— отношение к моральным нормам и социальным предписаниям (в основном их игнорирование – курение, употребление алкоголя и наркотиков, ложь, обман).
Ошибки при воспитании детей
Ошибки в воспитании детей допускают многие родители. Главное, чтобы мама с папой знали, как их можно исправить. Рассмотрим основные ошибки.
Обвинения и угрозы. Это типичные ошибки родителей в воспитании детей. Воспитывать ребёнка путем запугивания и шантажа – неправильный метод, пришедший к нам из далекого прошлого. Это одна из главных ошибок, совершаемых родителями в воспитании детей. Фраза «Как тебе не стыдно!» угнетает малыша, заставляет задуматься о собственной никчемности, понижает самооценку и уничтожает инициативность.
Противоречивость мнений. Это ошибки воспитания в семье. Ребёнок с детства должен знать, что можно, а что нельзя. И эти границы не стоит постоянно менять.
Также воспитание должно быть согласованным между двумя родителями. Нельзя, чтобы мама запрещала то, что разрешает папа. Иначе ребёнок просто запутается.
Перенос проблем на ребёнка. У каждого человека случаются неприятности, но они не должны касаться воспитания детей.
Запреты без объяснений. У ребёнка должен быть круг запретов, но все они должны быть объяснены.
Чрезмерная опека. Конечно, родители любят своих детей и заботятся о них. Но иногда забота бывает излишней. Особенно когда дети подрастают. Нужно приучать ребёнка к самостоятельности.
Недостаток ласки. Любой человек нуждается в любви, а дети особенно.
Перечисленные ошибки воспитания внутри семьи приводят к разнообразным
проблемам воспитания, таким как:
1. тревожность, страхи у ребенка;
2. высокий уровень агрессивности ребенка;
3. низкая адаптация к группе сверстников;
4. низкая адаптация к школьным требованиям;
5. негативизм одного или обоих родителей;
6. систематические нарушения правил и норм поведения.
Безусловно, данные проблемы сопровождаются конфликтами. При этом конфликты могут носить явный, так и скрытый (латентный) характер.
Детские и взрослые возрастные кризисы.
Существуют детские и взрослые возрастные кризисы.
Детские психологи выделяют несколько важных рубежей в жизни подрастающих ребят, которые приходятся на период начальной школы:
6-7 лет — начало учебной деятельности;
10-11 лет — старт пубертатного возраста.
Все это время с переменным успехом ребенок пытается создать свой обособленный внутренний образ с вытекающими отсюда последствиями. Но осложняться состояния личностной сферы могут не только у детей. Возрастные кризисы преследуют и уже взрослых людей:
30 летний жизненный рубеж;
Кризисы, в целом, полезны для человека. Их основная суть в обновлении личности, переходе ее на другой уровень развития. Детские и взрослые непростые периоды могут совпадать и усиливать определенные стороны своего проявления. По мнению передовых клиницистов, на долю матери приходится больше неблагоприятных черт, сформированных ею в своем детстве и проявляющихся в последующие кризисные моменты (тревожность, агрессивность, депрессия, авторитарность, доминантность). Взрослые должны, прежде всего, разобраться в своих чувствах и поведении, искренне признать упущения и недостатки своего воспитания, корректировать их самостоятельно или с помощью специалистов.
Алгоритм решения конфликта
Предлагается родителям следующий пошаговый алгоритм действий для разрешения конфликтных ситуаций и конфликтов с детьми:
Шаг I. Определение противоречия или проблемы. Родитель должен быть уверен, что выбранный для поиска альтернативы момент удачен для него и для ребёнка.
Шаг II. Поиск и выработка альтернативных решений. При этом позвольте ребёнку первому предложить своё решение. Дайте ему достаточно времени для обдумывания его предложений. Будьте с ним открытыми, избегайте оценок, осуждения или принижения предлагаемых ребёнком решений. Избегайте высказываний, создающих у ребёнка убеждение, что Вы не примете ни одно из предлагаемых им решений;
Шаг III. Исследование, обдумывание, оценка альтернативных решений. Очень важно на данном этапе, чтобы родитель включил ребёнка в обдумывание и оценивание различных решений. Выбор альтернативы и реализация решения.
Шаг IV. Выбор подходящего момента для оценки верности принятого решения.
Родители и дети – два разных полюса. Им очень трудно прийти к согласию. Особенно когда ни одна из сторон не желает идти на компромисс, поставить себя на место другого и попытаться понять его. Конфликты родителей и детей можно избежать, но это приводит к апатии, нежеланию общаться и понимать чужие переживания. Конфликты также не являются случайностью, ведь у них есть причины, а именно ошибки, сделанные как детьми, так и взрослыми. Мир в семье достигается усилиями каждой стороны, каждый должен стараться понимать другого.
Детско-родительские отношения, причины конфликтов и способы их разрешения
1.Выяснить причины возникновения конфликтов между родителями и детьми 2. Найти пути решения конфликтов в детско-родительских отношениях 3. Подобрать упражнения для профилактики конфликтов 4. Выстроить рекомендации родителям для установления доверительных отношений с ребенком
Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Нижегородский Губернский Колледж»
Детско-родительские отношения, причины конфликтов и способы их разрешения
Выполнила: Студентка группы 346
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Проблема взаимоотношений между детьми и их родителями является одной из наиболее сложных и вечно актуальных проблем психологии. Психологами практически всех направлений подчеркивается тот факт, что главным и необходимым условием развития ребенка как человеческого существа, формирования его внутренней жизни являются окружающие его близкие люди, прежде всего родители. С первых месяцев ребенок осознает себя через отношения с родителями, и этот процесс не только внешнего, но и внутреннего взаимодействия продолжается на протяжении всей его жизни.
Детско-родительские отношения являются уникальным источником для создания дальнейшей модели поведения ребенка в обществе. Первый опыт общения играет важную роль в дальнейшем жизненном пути ребенка. Проблема детско-родительских отношений изучается с давних пор, и многие психологи посвятили свои работы данному вопросу. Отношение родителей к детям с течением времени неоднократно менялось под влиянием различных факторов: политические, социальные и экономические. В настоящее время особенно важно изучать данный феномен, так как обществу необходимо создать благоприятную психологическую среду для развития детей. Важнейшую роль в создании данных условий играет семья ребенка.
Детско-родительские отношения, как и другие взаимоотношения между людьми имеют свои особенности и структуру. Несмотря на то, что установление контакта с ребенком является прямой задачей родителя, для более продуктивного и эмоционально сближенного общения важна вовлеченность обеих сторон. То есть обратная связь от ребенка также необходима, как и «первый шаг» со стороны родителя. На отстраненность ребенка от взаимодействия с родителем может влиять его темперамент и первоначальная позиция родителя. Родительская позиция, согласно А. С. Спиваковской — это «реальная направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. Родительская позиция представляет собой систему родительского эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним и способов поведения с ним». Контроль со стороны родителей, однако, необходим. Поддержание дисциплины у ребенка является важной задачей родителя, но необходимо соблюдать границу между контролем, приносящим пользу и контролем, нарушающим психику ребенка. Например, в детстве необходимо контролировать ребенка в вопросах гигиены, в выполнении домашних заданий, в соблюдении правил поведения. Помимо контроля, ребенок непременно должен чувствовать родительскую любовь к себе и родителей друг к другу, в дальнейшем это будет иметь важное значение для создания ребенком собственной семьи. Общение внутри семьи является одной из ключевых потребностей ребенка. Его отсутствие может влиять не только на нарушение психического здоровья, но также имеет серьезное влияние и на физическом уровне. Проведены исследования, при которых отмечается, что ребенок, лишенный постоянного контакта и эмоциональной близости с родителем подвержен проблемам со здоровьем (плохо развивается, не растет, худеет и теряет общий интерес к жизни). (см. депривация) Также отмечается, что возникающие конфликты лучше всего решать путем коммуникативных методов, которые помогут установить уважение и доверительные отношения внутри семьи. Следует обратить внимание на то, что безусловная родительская любовь не является врожденным чувством, оно приходит непосредственно после рождения ребенка или вовсе не проявляется. Таким образом, согласно Карабановой О. А., можно выделить различные типы отношения к ребенку:
IV. Стили воспитания.
Таким образом, можно выделить различные стили воспитания детей:
V.Факторы влияющие на возникновение конфликта.
Анализ научных источников по проблемам семейных конфликтов позволил нам выявить следующие факторы, влияющие на возникновение и развитие конфликтов между родителями и детьми:
1. Общий агрессивный фон современного общества. При этом ребенок является центром пересечения целого комплекса общественных проблем (социальных, экономических, психологических, правовых);
2. Низкий уровень эволюции институтов семьи и образования, их кризис в современном обществе, «родительская незрелость» взрослого населения;
3. Низкий уровень культуры отдельных людей и общества в целом. Не высокий уровень развития у многих взрослых людей культуры чувств. Неумение контролировать эмоции приводит к тому, что собственное недовольство жизнью взрослые выплескивают на членов семьи, зачастую на детей;
4. Собственные проблемы родителей. Родители, совершающие физические или моральные издевательства над своими детьми, как правило, повторяют трагичный опыт собственного детства, когда они были точно такими же беспомощными жертвами унижений со стороны старших;
5. Отсутствие у родителей теплых, душевных чувств по отношению к ребенку, растущему в атмосфере родительского эмоционального небрежения.
6. Возрастные особенности детей. Ребенок может невольно, подсознательно провоцировать родительское недовольство, выражая неосознанный детский протест и наивный способ привлечения к себе внимания. Кроме того, в критические периоды развития дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто провоцируют конфликтные ситуации с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Взрослые далеко не всегда понимают причины такого поведения детей.
7. Низкий уровень конфликтологической компетентности родителей. При всем многообразии поводов для разногласий причина, по которой возникают конфликты между родителями и детьми, всегда одна – неумение или нежелание родителя найти к ребенку правильный подход и корректно отреагировать на его поведение.
VI.Алгоритм для родителей по разрешению конфликтов.
Пошаговый алгоритм действий для разрешения конфликтных ситуаций и конфликтов с детьми:
Шаг I. Определение противоречия или проблемы. Родитель должен быть уверен, что выбранный для поиска альтернативы момент удачен для него и для ребёнка.
Шаг II. Поиск и выработка альтернативных решений. При этом позвольте ребёнку первому предложить своё решение. Дайте ему достаточно времени для обдумывания его предложений. Будьте с ним открытыми, избегайте оценок, осуждения или принижения предлагаемых ребёнком решений. Избегайте высказываний, создающих у ребёнка убеждение, что Вы не примете ни одно из предлагаемых им решений;
Шаг III. Исследование, обдумывание, оценка альтернативных решений. Очень важно на данном этапе, чтобы родитель включил ребёнка в обдумывание и оценивание различных решений. Выбор альтернативы и реализация решения.
Шаг IV. Выбор подходящего момента для оценки верности принятого решения.
Похвала — это прекрасный способ наладить общение. Она передаёт ваши ценности. Особенно это важно в 5-9 лет. В этом возрасте ребёнок ориентируется на слова значимого взрослого. Фразы «мне понравилось», «мне было приятно», «я так уважаю» подчеркивают, с одной стороны, что это ваше личное мнение, а с другой стороны, объясняют возможные реакции на сделанное ребёнком. Только похвала не может сделать отношение ребёнка к себе и к учёбе сбалансированным. Похвала не делает школьника надолго уверенным в себе. Для этого понадобится продолжительный позитивный опыт.
Похвала ребенку должна быть контекстуальной. То есть вместо того, чтобы хвалить личность (например, “ты воспитанный”), попробуйте хвалить процесс. У вас есть несколько вариантов, как это сделать.
1. Хвалите стратегию. Например, «ты нашел отличный способ — это сделать.»
2. Хвалите со спецификой. Например, «ты, кажется, действительно понимаешь квадратные уравнения.»
3. Хвалите усилия. Например, «я вижу, что ты упорно тренировался.»
4.Будьте честными. Не говорите: «Отличная работа!», когда это не так
5.Не обесценивайте похвалы. Похвала вполне может войти в привычку.
6.Избегайте похвалы, которая сравнивает ребенка с другими.
Упражнение «Что может быть поощрением, а что может быть наказанием?»
Цель: уточнить знания родителей о формах воздействия на ребенка.
Инструкция: Назовите конкретные действия, слова, поступки взрослого, которые могут быть похвалой и наказанием. Заполните таблицу.
«Что может быть поощрением?», «Что может быть наказанием?»
Упражнение «10 поступков»
Перечислите десять поступков ребенка, которые удивили вас или были для вас неожиданными.
Попробуйте теперь найти в каждом поступке такие стороны поведения ребенка, которые вызывают у вас радость, удовольствие, воодушевление. Определите, что в каждом случае кажется вам в поведении ребенка наивным, что напоминает ваши собственные поступки в прошлом или же насколько тот или иной поступок характерен только для вашего ребенка, выявляет его индивидуальность. Найдите такие стороны каждого поступка, которые позволили бы вам сказать: «Я понимаю, почему он так сделал!»
В целом же родителям для снижения конфликтности в отношениях с ребенком может быть рекомендовано следующие:
Учет перечисленных рекомендаций позволит установить родителю доверительные отношения с ребенком. Более того, они помогут установить и сохранить авторитет родителя в глазах ребенка.
Доклад на тему : » Детско-родительские отношения, причины конфликтов и способы их разрешения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
«Детско-родительские отношения, причины конфликтов и способы их разрешения»
Выполнил: Тиунова М.Н.
Проверил: Кедяркина Н.В.
«Детско-родительские отношения, причины конфликтов и способы их разрешения»
Отечественными и зарубежными учеными неоднократно отмечалось, что эмоциональное состояние и развитие детей, их жизнь и счастье напрямую зависят от отношения к ним их родителей. Анализ научных источников по проблемам семейных конфликтов позволил нам выявить следующие факторы, влияющие на возникновение и развитие конфликтов между родителями и детьми:
1. Общий агрессивный фон современного общества. При этом ребенок является центром пересечения целого комплекса общественных проблем (социальных, экономических, психологических, правовых);
2. Низкий уровень эволюции институтов семьи и образования, их кризис в современном обществе, «родительская незрелость» взрослого населения;
3. Низкий уровень культуры отдельных людей и общества в целом. Не высокий уровень развития у многих взрослых людей культуры чувств. Неумение контролировать эмоции приводит к тому, что собственное недовольство жизнью взрослые выплескивают на членов семьи, зачастую на детей;
4. Собственные проблемы родителей. Родители, совершающие физические или моральные издевательства над своими детьми, как правило, повторяют трагичный опыт собственного детства, когда они были точно такими же беспомощными жертвами унижений со стороны старших;
5. Отсутствие у родителей теплых, душевных чувств по отношению к ребенку, растущему в атмосфере родительского эмоционального небрежения.
6. Возрастные особенности детей. Ребенок может невольно, подсознательно провоцировать родительское недовольство, выражая неосознанный детский протест и наивный способ привлечения к себе внимания. Кроме того, в критические периоды развития дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто провоцируют конфликтные ситуации с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Взрослые далеко не всегда понимают причины такого поведения детей.
7. Низкий уровень конфликтологической компетентности родителей. При всем многообразии поводов для разногласий причина, по которой возникают конфликты между родителями и детьми, всегда одна – неумение или нежелание родителя найти к ребенку правильный подход и корректно отреагировать на его поведение.
Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми: консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам, авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п.
Таким образом, детско-родительские конфликты могут быть представлены как результат просчетов родителей и ошибок детей. При этом целесообразно сфокусировать внимание педагогических всеобучей на таких типах конфликтов родителей с детьми, как:
конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);
конфликт сверх заботы (излишняя опека и сверх ожидания);
конфликт неуважения прав ребенка на самостоятельность (тотальность указаний и контроля со стороны родителей);
конфликт родительского авторитета (стремление добиться своего в конфликте
любой ценой, не зависимо от причин инцидента и его последствий).
Предлагается родителям следующий пошаговый алгоритм действий для разрешения конфликтных ситуаций и конфликтов с детьми:
Шаг I. Определение противоречия или проблемы. Родитель должен быть уверен, что выбранный для поиска альтернативы момент удачен для него и для ребёнка.
Шаг II. Поиск и выработка альтернативных решений. При этом позвольте ребёнку первому предложить своё решение. Дайте ему достаточно времени для обдумывания его предложений. Будьте с ним открытыми, избегайте оценок, осуждения или принижения предлагаемых ребёнком решений. Избегайте высказываний, создающих у ребёнка убеждение, что Вы не примете ни одно из предлагаемых им решений;
Шаг III. Исследование, обдумывание, оценка альтернативных решений. Очень важно на данном этапе, чтобы родитель включил ребёнка в обдумывание и оценивание различных решений. Выбор альтернативы и реализация решения.
Шаг IV. Выбор подходящего момента для оценки верности принятого решения.