детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко

Особенности детско-родительских отношений в семье дошкольника

детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко фото. картинка детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. смотреть фото детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. смотреть картинку детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. Ирина Фабрикант
Особенности детско-родительских отношений в семье дошкольника

Особенности детско-родительских отношений в семье дошкольника

Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Сама естественная жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Педагогическая ценность семейного воспитания.

Педагоги должны помочь родителям найти подходящий состоянию ребенка стиль воспитания, в котором фокусом будет баланс необходимой опеки и требований, предъявляемых ребенку на разных этапах его развития.

Чтобы оказать полноценную помощь своему ребенку, родителям необходимы знания об особенностях психофизического развития детей дошкольного возраста. Родители должны принимать ребенка таким, какой он есть, и адекватно оценивать его возможности и потребности.

Умственное воспитание в семье осуществляется прежде всего в игре (используются цветные разборные, строительные, движущиеся игрушки, куклы, дидактические и сюжетные игры). Играя, ребенок усваивает сенсорные эталоны, учится наблюдать окружающую действительность, у него расширяется кругозор, развиваются мышление и речь.

Умелое предъявление разумных, четко сформулированных требований, постоянный контроль за поведением ребенка, правильная организация досуга воспитывают стойкие нравственные привычки и качества.

Если ребенок приучается с детства быть занятым полезной работой, эта привычка, остается на всю жизнь. Те дети, которые получают в семье трудовое воспитание, вырастают более самостоятельными, активными, трудолюбивыми, сознательно выполняют свои профессиональные обязанности.

Об эффективности семейного воспитания можно говорить только в том случае, когда выполнение семейных функций проходит в благоприятной семейной обстановке, где царит взаимопонимание, дружба, любовь, найден правильный подход к ребенку, определены необходимые методы и средства воспитания. Нельзя забывать и о роли традиций семьи, которые несут большой воспитательный потенциал, используемый при формировании нравственных качеств, эстетических взглядов, положительных черт личности ребенка. Цементируют эти отношения и усиливают их влияние семейные традиции.

Многие из них, совершенствуясь, становятся правилами, нормами, своеобразными неписаными законами. В жизни любой семьи есть события,которые отмечают по традиции как семейные праздники: дни рождения, совершеннолетия, получение паспорта, проводы в армию, бракосочетание, серебряные и золотые свадьбы, выход на пенсию и т. д.

А какой у вас тип семейных взаимоотношений?

Взрослые обязаны замечать и выделять позитивные черты у ребенка и тем самым укреплять его самооценку, веру в свои силы; помогать ему избегать ошибок; поддерживать при неудачах. Но, к сожалению, не во всех семьях это практикуется.

Можно выделить четыре тактики воспитания в семье и соответственно четыре типа семейных взаимоотношений:

— Диктат, который проявляется в подавлении одними членами семьи, преимущественно взрослыми, инициативы и чувства собственного достоинства у других;

— Опека, то есть система отношений, при которой родители, обеспечивая

своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от

возможности независимого существования взрослых и детей;

целями и задачами совместной деятельности.

Если ребенку не удается вести себя так, как хотелось бы взрослому,он должен помочь ребенку понять: почему так происходит. Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Для этого нужно опираться на сильные стороны ребенка, показывать, что удовлетворены им, демонстрировать любовь и уважение, проводить больше времени с ним.

Важнейшей основой семьи является супружеская, родительская, сыновняя, дочерняя любовь. Семейные отношения также должны

характеризоваться сердечностью, особой тактичностью, взаимной уступчивостью, стремлением каждого выполнить свои обязанности.

Нужно помнить, что не один воспитатель не может «искусственно» создать дружную, любящую, понимающую семью. Не может дать всего того, что ребенок получает и узнает в семье. И здесь ответственность целиком ложится на родителей, именно они задают ту атмосферу, которая будет преобладать в семье, то общение и те отношения между членами семьи, которые он будет вспоминать всю жизнь, а может даже использует при построении своей.

Не стоит перекладывать процесс воспитания полностью на дошкольные образовательные учреждения, ведь они призваны лишь помогать в воспитании ребенка его семье…

«Взаимодействие воспитателя и родителей в системе предшкольного образования, ориентированное на преодоление тревожности» Актуальность разработки проекта по взаимодействию воспитателя и родителей в системе предшкольного образования, ориентированного на преодоление.

Практико–ориентированный проект «Детский сад в кругу семьи». Темник Анастасия Игоревна, воспитатель Курмаз Татьяна Васильевна, воспитатель МДОУ «Таврический детский сад №2» Таврического муниципального.

Источник

Консультация для родителей «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольника»

детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко фото. картинка детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. смотреть фото детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. смотреть картинку детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. Зоя Анатольевна Коноводова
Консультация для родителей «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольника»

Проблема детско-родительских отношений остается актуальной на протяжении всего развития психологии как науки. Казалось бы, в нормальной обыденной жизни ребенок постоянно окружен вниманием и заботой, и поводов для беспокойства быть не должно. Однако, среди детей воспитывающихся в семье, можно наблюдать проявления социальной дезадаптации и определенных отклонений в поведенческой сфере.

В настоящее время самой серьезной проблемой в отношениях между родителями и ребенком является плохое общение. Научившись общению и взаимному пониманию языка, можно добиться значительного улучшения на уровне отношений.

Современная жизнь углубляет изоляцию и дефицит общения ребенка и взрослого, приводит к тому, что родители все больше отдаляются от создания условий благоприятных для полноценного психического развития ребенка.

Таким образом, приоритетным направлением в работе считаем – повышение психологической и педагогической грамотности родителей, так как во все времена главным действующим лицом в сфере воспитания остаются родители, и только в семье закладывается фундамент духовной культуры человека. Конфликты в семье, невротизация родителей, вызывают у детей чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональное напряжение, что способствует истощению еще неокрепшей нервной системы ребенка. Поэтому психологический дискомфорт в семье серьезно сказывается на психическом развитии и соматическом здоровье ребенка. А если учесть, что подростковый возраст является важным сензитивным периодом для становления нравственно-полноценной личности ребенка, то актуальность данной проблемы очевидна.

В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психологического здоровья детей в условиях семьи является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т. д.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает влияние на развитие и детей, и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

Современная жизнь углубляет изоляцию и дефицит общения ребенка и взрослого, приводит к тому, что родители все больше отдаляются от создания условий благоприятных для полноценного психического развития ребенка. Исследования в области развития семьи показали, что на психологический комфорт современной семьи оказывают влияние ряд неблагоприятных факторов:

— социально-экономический фактор, когда неудовлетворительные жилищно-бытовые условия или же занятость родителей сводит к минимуму общение с ребенком;

— социально-культурный фактор проявляется в ускорении темпа современной жизни, недостаточность условий для снятия эмоционального напряжения и расслабления, следствием чего является невротизация родителей;

социально-психологический фактор выражается в дисгармонии семейных отношений и семейного воспитания, нарушении в сфере детско-родительских отношений.

Эти обстоятельства наносят вред отношениям доверия и эмоционального благополучия семьи, мешают родителям воспитывать детей в атмосфере радости и теплого общения. Не в наших силах изменить экономику, но оказать влияние на социально-культурные и социально-психологические факторы мы можем

Для благоприятного психологическогоклимата характерны следующие признаки: сплоченность семьи, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, общаться на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.

Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека. Дети, испытавшие на себе подобный стиль воспитания, как правило, в дальнейшем относятся к окружающему миру как к источнику угрозы и опасности.

Таким образом, с полным правом можно утверждать, что первоосновой и фундаментом психического и психологического здоровья ребенка, залогом его благополучного будущего является в первую очередь семья.

Ребёнок – индикатор семейных отношений. От того, какие отношения складываются в семье, зависит мировосприятие ребёнка, его отношения с окружающими людьми, личностные особенности. Известно, что уже до трёх лет закладывается базовое отношение ребёнка к миру. Будет ли он любить людей, сможет ли чувствовать себя в безопасности в этом мире

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

по созданию благоприятной семейной атмосферы

1.Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.

2. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально.Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.

3. Если у вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте её. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

4. Научитесь встречать детей после их пребывания в детском саду.Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?»,лучше задавать нейтральные вопросы: «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т. п.

5. Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.

6. Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

7. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко фото. картинка детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. смотреть фото детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. смотреть картинку детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко.Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников» Презентация опыта работы с родителями «Не разлучные друзья – взрослые и дети! или детско-родительские отношения как фактор психологического.

детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко фото. картинка детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. смотреть фото детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. смотреть картинку детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко.«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные.

детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко фото. картинка детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. смотреть фото детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. смотреть картинку детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко.Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества» В. А. Сухомлинский. Все, чему человек учится в.

детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко фото. картинка детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. смотреть фото детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. смотреть картинку детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко.Консультация для родителей «Игра в жизни дошкольника» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА»Игра занимает важное место в жизни дошкольника. В игре происходит развитие ребенка,.

детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко фото. картинка детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. смотреть фото детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. смотреть картинку детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко.Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника» Как воспитать у дошкольника нравственные качества? Ребенок не рождается не злым, не жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит.

детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко фото. картинка детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. смотреть фото детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. смотреть картинку детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко.Консультация для родителей «Темперамент дошкольника» Все дети уникальны. Мы видим это с рождения. Кто-то любит быть в центре внимания, кто-то не может усидеть на месте, кто-то ревнует и обижается,.

Отношения детей с окружающими людьми — важный фактор всестороннего и гармоничного развития ребенка С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный.

детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко фото. картинка детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. смотреть фото детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. смотреть картинку детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко.Психологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучия Говоря о здоровье каждого человека, в том числе ребенка, мы имеем в виду не только физическое состояние, но и психологическое. Человек,.

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Источник

Особенности детско-родительских отношений в семье с ребёнком дошкольного возраста

Вы будете перенаправлены на Автор24

Детско-родительские отношения — это система отношений между родителями и ребенком, включая восприятие ребенком родителей и способов их поведения. В их процессе формируется прочная взаимосвязь (взаимоотношения родителей и детей), что всегда предполагает обратную связь.

Дошкольный возраст и его особенности

Дошкольный возраст — это важная стадия развития ребенка. В данный период формируется его характер и мировоззрение, происходит становление личности. Именно по этой причине важно в это время правильно создать отношения родителей и детей.

Воспитание детей для родителей — это первостепенная и далеко не простая задача. Подходить к ее решению они должны ответственно, понимая цену собственным ошибкам и просчетам. Формирование благоприятного микроклимата и создание отношений, основой которых является любовь и доверие, обеспечивает правильное физическое и духовное развитие маленького человека.

Воздействие семьи, особенно на начальной стадии, имеет решающее значение и превышает прочие воспитательные воздействия. Чем благополучнее будет семья, чем большее количество внимания и времени родители уделят воспитанию своего ребенка, тем лучшим будет качество физического, психического, духовного, нравственного, трудового, интеллектуального и эмоционального воспитания.

До настоящего времени нет однозначного определения понятия «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе. Его представляют в качестве подсистемы семейных отношений, которая включает в себя взаимосвязанные, но не равнозначные отношения (родители к ребенку, отношение ребенка к родителям). Также данные отношения понимаются в качестве взаимоотношений, активного взаимодействия родителя и ребенка.

Детско-родительские отношения, возникновение которых происходит в ходе становления личности ребенка, обладают определенной спецификой. Их характеризует относительная непрерывность и длительность во времени, а также эмоциональная значимость для ребенка и родителей.

Готовые работы на аналогичную тему

Для ребенка дошкольного возраста родители — это первая и основная социальная среда, которая обеспечивает удовлетворение базовых потребностей, включая любовь, заботу и защищенность. Семья представлена социальной группой, в которой обнаруживается субъект (родитель) и объект влияния (ребенок).

Таким образом, семейное воспитание представляет собой сложную систему, которая базируется на определенных принципах воспитания личности ребенка. Качественная сторона и результат семейного воспитания находятся в зависимости от системы факторов:

Стиль семейного воспитания — это своеобразная характеристика личности родителя.

Стили общения

В современной психологической и педагогической литературе наиболее общий подход рассматривает 3 разновидности стиля педагогического общения. Их предложил еще К. Левин, включая в состав авторитарный (автократический), демократический и свободный (анархический, попустительский, либеральный) стиль.

Эти стили мы можем рассмотреть на примере детско-родительских отношений, так как каждый родитель в той или иной мере проявляет аспекты одного из стилей. Так, для авторитарного стиля характерно быстрое достижение поставленных целей и максимальная результативность. Такой родитель обладает ярко выраженными установками в отношении своих детей, используя методику ограничений и запретов, строгую форма взаимоотношений и наказания за непослушание.

С помощью либерального стиля происходит реализация тактики невмешательства. Ее основой часто является равнодушие и незаинтересованность. Демократический стиль представляет собой одну из самых эффективных форм взаимодействия. Для него характерна установка индивидуальных контактов, которые наполнены взаимоуважением и доверием.

Другие исследователи рассматривали 3 стиля родительского отношения, отличающиеся в соответствии с системой контроля и эмоциональной наполненностью. Здесь авторитетные родители проявляют высокий уровень родительского контроля, поощряют растущую автономию детей, в результате чего дети становятся социально адаптированными, уверенными в себе, способными к самоконтролю.

Если рассматривать снисходительных родителей, то здесь, напротив, дети будут импульсивными и агрессивными. Низкий уровень контроля и теплые отношения характеризуются тем, что родители слабо регламентируют поведение ребенка, который часто не предъявляет требовательность к себе.

Современные особенности детско-родительских отношений

Современные тенденции развития общества отражаются на детско-родительских отношениях. Ярким примером этому могут служить электронные устройства, прочно вошедшие в быт человека в последние десятилетия. Сегодня почти в каждой семье дети с дошкольного возраста пользуются компьютером, мобильными телефонами, планшетами и др.

Компьютеризация предполагает использование интернета, что ведет к погружению в виртуальные отношения. Далеко не каждый родитель имеет способность правильно регламентировать данный аспект жизни, при этом чрезмерное увлечение самих родителей гаджетами может негативно отразиться на детско-родительских отношениях в дошкольном возрасте.

Родители дают пример подрастающему поколению еще до школы. Они могут настолько погрузиться в виртуальную жизнь, что тратят на нее массу свободного времени. При этом отношения с ребенком строятся по остаточному принципу, хотя именно в дошкольном возрасте ребенку необходимо много внимания.

Современные условия показали, что многие родители считают, что главное — это занять и отвлечь ребенка гаджетами. Так он не будет требовать времени и внимания. Дети в сложившейся ситуации чувствуют себя лишними, заполняя время сообразно своим потребностям и постепенно привыкая к невниманию и недостаточному количеству любви и ласки.

Чаще всего дошкольник, растущий в такой семье, плохо развит физически и интеллектуально, склонен к агрессии, раздражителен, замкнут. Сегодня все чаще наблюдается картина, когда родители по первому требованию дают еще совсем малышу мобильный телефон для его успокоения. Ребенок сразу же прекращает кричать, поскольку получил желаемое.

Источник

Особенности детско-родительских отношений в дошкольном возрасте

детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко фото. картинка детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. смотреть фото детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. смотреть картинку детско родительские отношения в дошкольном возрасте кратко. Елена Самойлова
Особенности детско-родительских отношений в дошкольном возрасте

Добрый день! Меня зовут Самойлова Елена Викторовна.

Хочу поделиться опытом работы на тему «Особенности детско-родительских отношений в дошкольном возрасте».

Актуальность исследования обусловливается недостаточностью внимания к решению проблем психологической диагностики и коррекции, возникших в результате нарушенных отношений в семье.

Перед собой поставила цель в изучении детско-родительских отношений в дошкольном возрасте.

1. Определить факторы, влияющие на детско-родительские отношения в дошкольном возрасте;

2. Выявить методы детско-родительских отношений в дошкольном возрасте;

3. Провести исследование с целью выявления особенностей детско-родительских отношений дошкольников.

На первом этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы по особенностям детско-родительских отношений дошкольного возраста

На втором этапе проведение исследования с целью выявления особенностей детско-родительских отношений, используя методы исследования по данной теме.

На третьем этапе исследования обрабатывались и обобщались полученные результаты; уточнялись выводы; проводилось оформление результатов исследования.

Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним».

1. Определить факторы, влияющие на детско-родительские отношения в дошкольном возрасте;

2. Выявить методы детско-родительских отношений в дошкольном возрасте;

3. Провести исследование с целью выявления особенностей детско-родительских отношений дошкольников.

В данном исследовании использовала такие методы,как:

1. теоретический анализ литературы по детско-родительским отношениям

2. Беседу с детьми «Я и моя семья»

3. Проективные методики, такие как рисунок человека, рисунок семьи

4. Тест-опросник с родителями по детско-родительским отношениям.

5. Обработка результатов исследования.

Рассмотрев теоретические основы детско-родительских отношений можно сделать выводы о том,что:

1. Детско-родительские отношения — это активное взаимодействие родителя и ребенка,которое имеет ряд характеристик:

-относительная непрерывность и длительность во времени;

-эмоциональная значимость для ребенка и родителей; амбивалентность в отношениях;

-изменяемость отношений в зависимости от возраста ребенка;

-потребность родителей в заботе о ребенке;

-принятие родителями на себя ответственности за ребёнка;

2. Детско-родительские отношения зависят от родительской позиции, которая определяет тактику поведения родителей во взаимодействии с ребенком, т. е. реализуется посредством выбранного стиля воспитания.

Оптимальная родительская позиция отвечает следующим характеристикам: адекватностью, динамичностью, прогностичностью;

3. Выделяют восемь типов родительской любви на сочетание трех спектров отношений:

-действенная любовь (симпатия, уважение, близость);

-отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком);

-действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения);

-любовь по типу снисходительного отстранения: (симпатия, неуважение, сильная межличностная дистанция);

-отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция);

-презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция);

-преследование (антипатия, уважение, близость);

-отказ (антипатия, уважение и большая межличностная дистанция).

В исследовании приняли участие дети средней группы и их родители в количестве 28 человек (16 детей и 12 взрослых).

В ходе исследования использовала Метод диагностики по программе Детство, целью которого является выявление представлений о семье. Индивидуально каждому ребенку задавала такие вопросы, как

Меня зовут Денис. Я люблю свою маму. Люблю маму рисовать. Родители нам нужны. Родители, чтобы их уважать, чтобы их любить. Они следят за детьми. Они очень заботливые. Мама любит детей, а вот папа занят работой. А если не было бы родителей мы бы умерли бы. Вместе мы играем, занимаемся. Всей семьей ездим, гуляем ещё. Семьей отдыхаем хорошо. Дома мама готовит суп для папы и для меня. Она очень меня любит, очень при очень. Папа смотрит телевизор, помогает маме, только сейчас он на рыбалке. Родители радуются что я рисую, смотрю мультики, отдыхаю. Моим родителям не хватает заботы. Я хочу чтоб у меня была такая семья.

Меня зовут Арина.Я люблю делать дома вот что: рисовать, играть с папой, ещё люблю играть в кубики разные, игрушки. Люблю танцевать. Родители нужны чтобы не потеряться. А то потеряешь где дом. А если ключи потеряешь не откроешь дом. Вот для чего! Всей семьей, ну у меня есть сестра Полина и папа с нами играет. Папа занимается со мной в балерину. Всей семьей на юг уезжаем, там купаемся, отдыхаем. Берем вещи и ещё еду – самое главное. А то захочешь пить, а питья то нету. Дома чаще всего мама пишет, говорит с папой. Папа со мной играет, любит так же танцевать как я. Родители мои радуются подаркам, то что я хорошо себя веду. Я хотела чтобы у меня была такая же семья как у меня.

Арина, 4 года 6 мес.

Тест-опросник родительских отношений Варга А. Я., Столина В. В.

Данная методика ориентирована на изучение особенностей родительской позиции – матери или отца – по отношению к конкретному ребенку.

Родительские отношения понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Испытуемым (родителям детей средней группы дошкольного возраста) индивидуально предлагала ответить на тест – опросник, который содержит 61 утверждение, дается инструкция.

По данным критериям интерпретируются результаты теста-опросника, используя ключ в интерпретации по данной методике. По 5 шкалам обрабатываются результаты теста-опросника.

Критерии родительских отношений:

Принятие – отвержение».Принятие: родитель уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему.Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.

«Кооперация» – родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него.

«Симбиоз» – родитель не предоставляет ребенку самостоятельности, постоянно ощущает тревогу за него, как маленького и беззащитного.

«Авторитарная гиперсоциализация» – родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.

«Маленький неудачник» – в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Методика проведения рисуночного теста человека:

Проводится индивидуально или в малой группе

(2–3 человека, т. к. необходимо фиксировать комментарии испытуемого,а по завершению задания уточнить: возраст, пол (если это не ясно из рисунка, черты характера, род занятий, что любит, и что не любит, о чём мечтает, что ожидает его в будущем и т. п.

2. Возраст – начиная с 4-х лет.

3. С помощью чего – простой или цветные карандаши (по выбору).

4. Лист бумаги (формат А4) кладут перед испытуемым вертикально.

1. Проводится индивидуально или в малой группе (2 – 3 человека, т. к. необходимо наблюдать за последовательностью рисования членов семьи и фиксировать комментарии испытуемого, а по завершению задания уточнить – кто изображён, чем занимается.

2.Для более достоверного исследования необходимо выполнить 2 или 3 рисунка семьи:

— рисунок семьи животных (Инструкция: «Нарисуйте семью, состоящую из животных, так, чтобы все члены семьи были разными животными»);

— динамический рисунок семьи (чтобы каждый что-то делал).

3. Возраст – начиная с 4-х лет.

4. С помощью чего – простой или цветные карандаши (по выбору).

5. Лист бумаги (формат А4) кладут перед испытуемым горизонтально.

1. Состав семьи – реальный или нет (уточняется с помощью уточняющих вопросов в процессе рисования или после того).

2. Взаимное расположение.

3. Особенности изображения.

4. Деятельность членов семьи (чаще всего – в динамическом рисунке семьи, но возможно и по другим).

5. Выбор животного, в виде которого изображён член семьи (по рисунку семьи животных).

Анализ результатов комплексного исследования в рамках эксперимента позволяет сделать следующие выводы.

Проведенное исследование позволило выявить проблемы в детско-родительских отношениях дошкольного возраста. На основе результатов исследования было установлено, что не во всех семьях гармонично развиты детско-родительские отношения, поэтому родители не могут активно и позитивно влиять на личностное и социальное развитие детей дошкольного возраста.

Результаты проведённого исследования позволили сделать вывод о том, что к особенностям детско-родительских отношений в дошкольном возрасте можно отнести:

1) недостаточное общение в семье;

2) отсутствие эмоциональной теплоты;

3) неприятие ребенка родителями или семьёй;

4) восприятие ребенка своей семьи как недостаточной (ущербной);

5) неприятие ребенка родителями как личность.

1. Для того, чтобы детско-родительские отношения были гармоничны необходимо реализовывать программы социально- педагогической поддержки, сопровождения, коррекции, направленные на работу со всеми субъектами образовательного процесса, и в первую очередь, с родителями.

2. Осуществлять психолого-педагогическое обучение родителей – просвещение родителей.

3. Так же использовать в работе с родителями интерактивные методы, такие как деловые игры, целью которых является переориентация мышления родителей по отношению к ребенку.

Необходимо чтобы родители научились воспринимать своего ребенка как личность, стимулировать положительные качества в ребенке и терпимое отношение к негативным проявлениям детей.

«Взаимодействие воспитателя и родителей в системе предшкольного образования, ориентированное на преодоление тревожности» Актуальность разработки проекта по взаимодействию воспитателя и родителей в системе предшкольного образования, ориентированного на преодоление.

Я и семья. Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры РАБОТА С СЕМЬЕЙ: «Я в семье»- гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры. Педагогические условия гармонизации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *