детско родительские отношения в подростковом возрасте диагностика
Диагностика «Определение детско-родительских отношений»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Анкета для родителей «Определение детско-родительских отношений»
1.Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
2.Считаете ли вы свою семью дружной?
3.Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? Перечислите их__________________________________________________
4.Как часто ваша семья собирается вместе?
5.Что делает ваша семья, собравшись вместе?
решаете сообща возникшие проблемы;
занимаетесь семейно-бытовым трудом;
вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;
обсуждаете вопросы обучения детей;
делитесь впечатлением о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;
каждый занимается своим делом;
еще что-то (допишите)
6.Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
7.Из-за чего возникают конфликты?
непонимание членами семьи друг друга;
неуважение, грубость, неверность, др.;
отказ участвовать в семейных делах, заботах;
разногласие в вопросах воспитания детей;
другие причины (укажите)
8.Какие способы семейных конфликтов вы используете?
совместное обсуждение ситуации и принятие общего решения;
естественное затухание конфликта;
обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);
конфликты практически не разрешаются, носят затяжной характер.
9.Ваши дети бывают свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?
10.Как дети реагируют на семейные конфликты?
становятся на сторону одного из родителей;
становятся озлобленными, неуправляемыми;
ищут поддержку у других людей.
11.Что вы намерены делать для укрепления взаимоотношений и улучшения микроклимата вашей семьи?
Тест родительского отношения
Отвечая на следующие вопросы, родитель должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».
1.Я всегда сочувствую своему ребенку.
2.Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3.Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
4.Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
5.Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
6.Я уважаю своего ребенка.
7.Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8.Мой ребенок часто мне неприятен.
Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастит хороший человек.
Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
Я всегда принимаю участие в играх и делах моего ребенка.
К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
Я жалею своего ребенка.
Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку
Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
При принятии решений в семье следует учитывать мнения ребенка.
Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
Я всегда считаюсь с ребенком.
Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
Основная причина кризисов моего ребенка-это эгоизм, лень и упрямство.
Если проводить отпуск с ребенком, невозможно нормально отдохнуть.
Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
Я разделяю увлечения моего ребенка.
Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
Мой ребенок меня часто раздражает.
Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
Я не доверяю своему ребенку.
За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.
Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
Я восхищаюсь своим ребенком.
Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Обработка и оценка результатов
61 вопрос опросника составляет 5 следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:
2.Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
3.Сембиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремиться ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию.
4.Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношении с ним.
5.Отношение к неудачам ребенка. Шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.
Для каждого из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника, ниже указаны номера суждений, связанные с данным видом.
Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.
Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 30, 48, 50, 57, 59.
За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет»-0 баллов.
Психологическое заключение по результатам диагностики детско-родительских отношений
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
по результатам диагностики несовершеннолетней _________________
года рождения, учащейся _________ класса ГУО «СШ №22 г.Бреста»
Основание проведения: социальное расследование.
Цель : Изучение детско-родительских отношений, психологического отношения несовершеннолетней к членам семьи.
Методы психологической диагностики:
Опросник И.М. Марковской «Взаимодействие Родитель-Ребенок».
Методика «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте».
Беседа с несовершеннолетней об особенностях взаимоотношений и проведении досуга, эмоциональном комфорте с членами семьи.
Методика «Незаконченные предложения».
Проективная методика «Моя семья».
Проективная методика «Социограмма семьи».
По результатам опросника И.М. Марковской «Взаимодействие Родитель-Ребенок».
По результатам методики «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте».
Особенности эмоциональных отношений родителей и подростка (принятие, эмпатия, эмоциональная дистанция) в пределах возрастной нормы.
Особенности общения и взаимодействия (сотрудничество, принятие решений, конфликтность, поощрение автономности) в пределах возрастной нормы.
Удовлетворение потребностей (материальных, потребностей во внимании, в информации) в пределах возрастной нормы.
Общая удовлетворенность отношениями также в пределах нормы.
По результатам методики «Неоконченные предложения».
Анастасии нравится ее семья, ее она характеризует как дружную. Говорит о том, что мама хочет видеть ее успешной, она понимает чувства и состояния девочки. Несовершеннолетняя критично относится к своему поведению, делает акцент на том, что оно ей не нравится, что часто бывает импульсивной и грубой в общении с родителями. Девочка хочет изменить свой характер.
Все члены семьи изображены улыбающимися, что говорит о положительном отношении к ним. На момент обследования отмечается дистанция между матерью и дочерью. Семья поделена на 2 лагеря. Мать, дочь и бабушка отделены котом от девочки и отчима. На этом рисунке прослеживается эмоциональная связь с отчимом. Это подтверждается и в беседе по рисунку, где девочка говорит, что они с ним веселятся, часто проводят время вместе. С ним сформированы дружеские отношения.
Результаты беседы «Моя семья» указывают на наличие положительного отношения к членам семьи, чувства привязанности и доверия к ним. По результатам беседы видно, что к Насте в семье отношение положительное.
Изучение детско-родительских отношений позволило наблюдать в целом позитивное восприятие ребенком своей семьи.
Психологическое отношение Анастасии к родителям положительное, характеризуется д остаточной степенью удовлетворенности и свидетельствует о благоприятном взаимодействии в структуре детско-родительских отношений.
1.Законным представителям несовершеннолетней необходимо придерживаться единых требований в воспитании, руководствоваться принципом последовательности и постоянства в воспитательных воздействиях.
2. Поддерживать благоприятный эмоциональный фон в семье.
3. Доверять ребенку, быть с ним честными и принимать таким, какой он есть.
4. Оказывать поддержку, при достижении даже малейших успехов, хвалить.
5.Договариваться с дочерью путем выработки взаимовыгодных решений.
6.Устанавливать ограничения, но они должны быть гибкими и актуальными.
7.Включать во взаимодействие с семьей, совместно проводить больше времени.
Исследовательская работа по обществознанию «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ зеленина.docx
Характеристика взаимоотношений подростков и родителей
1.1. Общая характеристика подросткового возраста………………………..5
II . Исследование особенностей детско- родительский отношений и рекомендации подросткам и родителям.
2.1. Анализ анкетирование подростков и их родителей……………………15
2.2. Рекомендации детям и родителям………………………………………18
Список использованной литературы…………………….……………………22
К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы (А. Спиваковская, А. Захаров, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, З. Матейчек, А. Фромм, Р. Снайдер и др.)
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.
Цель работы: Изучить проблему детско- родительских отношений в подростковом возрасте.
Дать характеристику подросткового возраста, выявить кризисы подросткового возраста.
Определить на основе изученных источников стили семейного воспитания и их влияние на подростка.
Определить основные причины детско родительских конфликтов.
Проанализировать специфику детско-родительских отношений в подростковом возрасте в образовательной организации.
Провести исследование детского – родительских отношений в школе.
Сформулировать рекомендации подросткам и их родителям.
Гипотеза : предположим что разногласия между родителями и детьми подросткового возраста зависят от личностных характеристик подростков и обусловлены особенностями подросткового возраста, а также стилями семейного воспитания.
Методы исследования : анализ литературных и Интернет источников, наблюдение, акнкетирования, аналих инармации.
I . Характеристика взаимоотношений подростков и родителей
Общая характеристика подросткового возраста
Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:
целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;
изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;
открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;
познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;
появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.
Это далеко не все изменения, происходящие в этот период. Но именно они, в первую очередь и наиболее ярко, сказываются на взаимоотношениях «родитель-ребенок».
— с одной стороны у подростка есть потребность в любви, внимании, поддержке со стороны родителей;
От того, как все эти «требования» будут сочетаться в отношениях, и как родители сами хотят строить отношения со своим ребенком, можно выделить следующие стили родительско-детских взаимоотношений.
1. Демократические отношения : неущемление прав при выполнении обязанностей, объяснение причин требований. Реально это выглядит следующим образом. Родители и ребенок договариваются о соблюдении некоторого соглашения. Четко распределяют обязанности и определяют степень «наказания», если соглашение не соблюдено. Не надо забывать, что выполнение правил соглашения соблюдаются всеми сторонами на равных. Многое в таких семьях основано на доверии и уважении к мнению каждого. Этот стиль взаимоотношений сложный, требующий большого терпения. Но именно он в дальнейшем не оттолкнет детей от родителей. И позволит многое решать, не ущемляя достоинств друг друга, не обижая никого из членов семьи. [4]
4. Отсутствие контроля при недостатке душевных отношений. Эти отношения дают ощущение вседозволенности, потому что нет полноценной ответственности за ребенка. Родители думают только о себе (своих делах), и часто в таких семьях ребенок является просто раздражающим фактором. И он чувствует себя лишним и нелюбимым. Такой стиль отношений приводит к тому, что остро нуждающийся в родителях (как в опоре) подросток начинает искать утешение у других людей. Такие дети часто уходят из дома, прогуливают уроки. Они становятся зависимыми от других. Их могут использовать в своих целях не с самыми благими намерениями. Девочки могут начать искать «приключения» на стороне, потому как «падки» на ласковые слова. И часто становятся сексуальными жертвами мужчин (или других старших подростков), поддавшись на «доброе» отношение со стороны последних. Мальчики могут начать утверждаться за счет слабых и проявлять жестокость. [4]
1. Общий агрессивный фон современного общества. При этом ребенок является центром пересечения целого комплекса общественных проблем (социальных, экономических, психологических, правовых);
2. Низкий уровень эволюции институтов семьи и образования, их кризис в современном обществе, «родительская незрелость» взрослого населения;
3. Низкий уровень культуры отдельных людей и общества в целом. Не высокий уровень развития у многих взрослых людей культуры чувств. Неумение контролировать эмоции приводит к тому, что собственное недовольство жизнью взрослые выплескивают на членов семьи, зачастую на детей;
4. Собственные проблемы родителей. Родители, совершающие физические или моральные издевательства над своими детьми, как правило, повторяют трагичный опыт собственного детства, когда они были точно такими же беспомощными жертвами унижений со стороны старших;
5. Отсутствие у родителей теплых, душевных чувств по отношению к ребенку, растущему в атмосфере родительского эмоционального небрежения.
6. Возрастные особенности детей. Ребенок может невольно, подсознательно провоцировать родительское недовольство, выражая неосознанный детский протест и наивный способ привлечения к себе внимания. Кроме того, в критические периоды развития дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто провоцируют конфликтные ситуации с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Взрослые далеко не всегда понимают причины такого поведения детей.
7. Низкий уровень конфликтологической компетентности родителей. При всем многообразии поводов для разногласий причина, по которой возникают конфликты между родителями и детьми, всегда одна – неумение или нежелание родителя найти к ребенку правильный подход и корректно отреагировать на его поведение.
— противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
— опека и запреты во многих сферах жизни детей;
— повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.
Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, Л.И. Колесникова [3] подчеркивает: консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам, авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п.
Можно выделить следующие типы конфликтов родителей с детьми:
конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);
конфликт сверх заботы (излишняя опека и сверх ожидания);
конфликт неуважения прав ребенка на самостоятельность (тотальность указаний и контроля со стороны родителей);
конфликт родительского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой, не зависимо от причин инцидента и его последствий).
II . Исследование особенностей детско- родительский отношений и рекомендации подросткам и родителям.
Для того, чтобы определить есть ли проблемы взаимоотношения подростков и их родителей в нашей школе, было проведено анкетироватия учащихся 8-11 классов и их родителей. В анкетировании приняло участие 30 подростков и 30 родителей. Родителям и детям были предложены анкеты, состоящие из 12 одинаковых вопросов (см. приложение 1,2)
Анализ анкет показал, что общение с родителями нравится 20% респондентов, считают, что общение иногда бывает интересным 70%, общение с родителями не нравится 10% подростков. На этот же вопрос отвечали и родители: 65% родителей нравится общаться со своими детьми, 10% ответили, что общение иногда бывает интересным и 15% родителей общение со своими детьми не нравится.
Часто слышат критику в свой адрес со стороны родителей 50% подростков, 15% слышат критику всегда, иногда- 30%, никогда- 5% подростков. Родителям же был предложен вопрос «Часто ли вы критикуете своих детей?» и на него 70% родителей ответили, что иногда критикуют своих детей и 30% ответили, что никогда
Исходя из данных можно сделать вывод, о том что проблемы во взаимоотношениях родителей и детей имеются, об этом говорит разница в ответах родителей и детей
50% опрошенных всегда слышат добрые слова от родителей в свой адрес, часто- 20%, 13% лишь иногда слышат добрые слова от родителей, 17% опрошенных родители никогда не говорят добрых слов. 60% родителей всегда говорят своим детям добрые слова, 20%- часто, иногда- 5% и никогда не говорят- 15%
На вопрос «Часто ли вы ссоритесь и спорите со своими родителями?»
75% подростков отметили что, родители выражают свое недовольствие ими, прямо говоря, что их не устраивает, 25% подростков отмечают, что родители выражают свое недовольство косвенно, т.е. обвиняя детей, однако родители ответили наоборот: 25% прямо говорят, что их не устраивает, а 75% стараются косвенно говорить то, что их не устраивает.
На вопрос «Как часто ваши родители проявляют интерес к вашей жизни?» 20% опрошенных ответили, что родители всегда интересуются их жизнью, 25%- часто, 35%- иногда и 20% ответили, что родители никогда не интересуются их жизнью. 50% родителей ответили, что всегда интересуются жизнью своего ребенка, 30%- часто, 20%- иногда. Следует заметить, что ни один родитель не ответил, что ни когда не интересуется жизнью своего ребенка.
К тому, что родители вмешиваются в личную жизнь своих детей, 65% относятся терпимо, 5% принимают это как должное, и 30% опрошенных это раздражает. В этом вопросе мнения родителей и детей полностью совпали.
К своим родителям всегда обращаются за помощью 50 % подростков, 20%- часто, 20%- иногда и 10% никогда не обращаются за помощью к своим родителям. В этом вопросе мнения детей и родителей немного разделились, 50% родителей считают, что дети всегда обращаются к ним за помощью, 35%- часто, 15% иногда. Можно сделать вывод о том, что по мере взросления детей процент ответов «иногда» у родителей уменьшается, а у старшеклассников увеличивается. Как у родителей, так и у детей преобладает ответ «всегда». (см. приложение 3).
На основании результатов проведенного анкетирования подростков и их родителей следует отметить, что в ответах респондентов часто наблюдается разногласие, что может свидельствовать о том, что взаимоотношения детей и родителей не всегда носят доверительный характер, возможно не хватает общения между детьми и родителями. Следует отметить, что особенности подросткового возраста и стили семейного воспитание также повлияли на результаты опроса.
2.2. Рекомендации детям и родителям.
На основании изученной литературы я решила собрать материал по проблемам детско- родительских отношений, который будет полезен для подростков школы и их родителей..
Данный материал в последующем можно разместить на информационном стенде в школе, а также использовать на классных часах и родительских собраниях (см. приложение 4) :
Памятка для родителей «Дети учатся жить»
Памятка для подростков «Отношения с родителями»
Советы родителям «Как вести себя в конфликте с ребенком»
Динамика конфликта и стратегии поведения в конфликте
Стили семейного воспитания
По материалам собранным для информационного стенда были изготовлены буклеты для родителей и подростков.( см. приложение 5,6)
Подборка диагностик содержит ссылки на интернет ресурсы, что позволит существенно съэкономить время, перейдя по ссылке на интересующий вас ресурс.
Стили и методы семейного воспитания ребенка в семье
Анкета «Стиль семейного воспитания»
Анкеты на определение стилей детско- родительских отношений
Методы диагностики детско-родительских отношений.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методы диагностики детско-родительских отношений.
В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации нужны не только родителям неблагополучных групп, но и благополучным семьям.
Многие родители хотят научиться лучше воспитывать своих детей и для этого им необходимы знания и методики. Совсем необязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами, показать, каким образом можно создать условия для гармоничного развития ребенка, его личностного роста, необходимо.
Существует немало примеров, когда вмешательство психолога, проведенная беседа с ребенком, консультация для родителей, приносили безусловную пользу.
Эффективная работа психолога с семьей становится предпосылкой к формированию новых отношений родителей и детей.
Выделяют следующие принципы построения и организации психодиагностической деятельности психолога :
1. Соответствие выбранного подхода и конкретной методики целям и задачам эффективного психологического сопровождения ребенка.
2. Результаты обследования должны быть сформулированы на понятном для других языке, либо поддаваться переводу на понимаемый другими язык.
3. Прогностичность используемых методов, то есть возможность прогнозировать на их основе особенности развития ребенка на дальнейших этапах обучения и воспитания.
4. Высокий развивающий потенциал метода.
5. Экономичность процедуры.
Хорошая методика должна быть короткой и многофункциональной.
Обычно в практике по проблеме семейных отношений используются такие методы исследования, как наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование, метод изучения продуктов деятельности, анализ ранних детских воспоминаний.
Рассмотрим специфику данных методов.
1. Метод наблюдения в работе с семьей .
Существуют ошибки, которые может допустить психолог во время наблюдения:
ошибок наблюдатель должен хорошо представлять, что, для чего и каким образом он собирается наблюдать. До того, как приступить к наблюдению, необходимо составить программу, определить параметры наблюдаемого поведения и способы их фиксации.
В работе с семьей могут использоваться различные виды наблюдения: внешнее, стандартизированное, включенное, стороннее.
Этот метод обеспечивает получение информации в процессе непосредственного (беседа, интервью) или опосредованного (анкетирование, опрос) общения.
Для грамотного проведения анкетирования и интервью важно четкое формулирование вопросов. В психологии разработаны правила составления вопросов (открытых и закрытых), расположения их в определенном порядке, группировки на отдельные блоки.
Наиболее часто при составлении анкет и опросников встречаются следующие ошибки: используются слова, непонятные опрашиваемому (например, научные термины), в качестве значений признака применяются неконкретные, общие понятия, в целях увлечь опрашиваемого, предлагаются неравноценные ответы или используется сленг.
Для проведения беседы важна обстановка доверия между психологом и семьей. Необходимо знать правила установления контакта, владеть техниками эффективного общения, способами расположения к себе собеседника.
3. Использование тестов в работе с семьей.
результаты тестирования, могут стать основой для проведения консультационной работы.
Наиболее распространенными в работе с детьми являются рисуночные тесты, которые нередко служат единственным средством для развития общения между психологом и ребенком. В рисунках содержится большое обилие «сигналов» для психолога, которые можно использовать для построения диалога с консультируемым.
Наиболее распространенными в работе с детьми являются такие рисуночные тесты, как: «Дом-Дерево-Человек», «Автопортрет», « Кинетический рисунок семьи».
4. Метод изучения продуктов деятельности.
Этот метод позволят собрать факты, опираясь на анализ материализованных продуктов психической деятельности. Исследователь имеет дело не с самим человеком, а с материальными продуктами его деятельности: учебной (сочинение), игровой (придуманный ребенком сюжет игры), творческой (стихи, сказки). Используя этот метод, важно попытаться воспроизвести процесс изготовления продукта и благодаря этому обнаружить особенности личности.
Биографический метод сбор и анализ данных о жизненном пути личности. Исследование жизненного стиля и сценария личности могут быть использованы для выявления особенностей формирования жизненного стиля ребенка. Данный метод несет большую терапевтическую и коррекционную нагрузку и может использоваться как в условиях индивидуального, так и группового консультирования.
Генограмма представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи, по крайней мере, в трех поколениях. Генограмма показывает семейную информацию графически, что позволяет быстро охватить сложные системы взаимоотношений в ней. Изучая свою семью с помощью генограммы, родители убеждаются в том, что то, какое положение они занимали в своей семье, влияет на их актуальную ситуацию и на характер общения с ребенком.
Таким образом, в работе с семьей можно использовать различные методы, применяя их в совокупности с другими, для более подробного изучения семейных отношений и для получения наиболее достоверных результатов.