деятельность комиссии оон по международному торговому праву юнситрал направлена на
Комиссия ООН по праву международной торговли
Комиссия ООН по праву международной торговли, сокр. ЮНСИТРАЛ (от англ. United Nations Commission on International Trade Law — UNCITRAL) — вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, созданный в 1966 году в целях содействия развитию права международной торговли.
Содержание
История
Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) была учреждена Генеральной Ассамблеей в 1966 году (резолюция 2205(XXI) от 17 декабря 1966 года). Функционирует с 1 января 1968 года. Учреждая Комиссию, Генеральная Ассамблея признала, что расхождения, возникающие в результате применения законов различных государств в вопросах международной торговли, являются одним из препятствий торговым потокам. Комиссия в этой связи рассматривалась в качестве инструмента, с помощью которого Организация Объединенных Наций могла бы играть более активную роль в сокращении или устранении препятствий в сфере международной торговли.
Генеральная Ассамблея предоставила Комиссии общий мандат, поручив ей содействовать прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли. С тех пор Комиссия стала основным юридическим органом системы Организации Объединенных Наций в области права международной торговли.
Комиссией подготовлены и приняты следующие документы:
Основная деятельность
ЮНСИТРАЛ разрабатывает современные, справедливые и согласованные правила для коммерческих сделок. К их числу относятся следующие:
Комиссия выполняет свою работу на ежегодных сессиях, которые проводятся поочередно через год в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке и в Венском международном центре в Вене.
Помимо государств-членов, все государства, которые не являются членами Комиссии, а также заинтересованные международные организации приглашаются присутствовать на сессиях Комиссии и ее рабочих групп в качестве наблюдателей. Наблюдателям разрешается участвовать в обсуждении на сессиях Комиссии и ее рабочих групп в той же мере, что и членам Комиссии.
Комиссия оказывает помощь странам, рассматривающим вопрос о принятии текстов правовых актов.
Секретариат ЮНСИТРАЛ готов предоставить, по соответствующей просьбе, техническую и консультативную помощь государствам, которые могут рассматривать вопрос о принятии одного из правовых текстов, подготовленных Комиссией. Такая помощь часто предполагает проведение обзора предлагаемых законопроектов.
Комиссия оказывает содействие в подготовке специалистов в области права международной торговли в следующих формах:
Комиссия приняла на себя обязательства по организации национальных и региональных семинаров и направлению информационных миссий по вопросам права международной торговли с целью содействия распространению информации о работе Комиссии, главным образом в развивающихся странах, для принятия и использования ее текстов этими странами.
Секретариат ЮНСИТРАЛ осуществляет программу стажировок с целью предоставления молодым юристам возможности ознакомиться с работой ЮНСИТРАЛ и расширить свои познания в конкретных областях права международной торговли. Секретариат ЮНСИТРАЛ не располагает средствами для оказания стажерам помощи в покрытии их путевых или иных расходов.
Структура комиссии
Членство
В состав Комиссии входят шестьдесят государств-членов, избираемых Генеральной Ассамблеей. Структура членского состава Комиссии обеспечивает представительство различных географических регионах мира и его основных экономических и правовых систем. Члены Комиссии избираются на шесть лет, причем срок полномочий половины членов Комиссии истекает через каждые три года.
Секретариат
Секретариатом ЮНСИТРАЛ является Сектор права международной торговли Управления по правовым вопросам Организации Объединенных Наций. Секретариат находится в Вене.
Рабочие группы
Комиссия учредила шесть рабочих групп для проведения подготовительной работы по существу тем, предусмотренных программой работы Комиссии. В состав каждой рабочей группы входят все государства — члены Комиссии. Каждая рабочая группа Комиссии, как правило, проводит одну или две сессии в год в зависимости от рассматриваемой темы; эти сессии также проводятся поочередно в Нью-Йорке и Вене.
Шесть рабочих групп и рассматриваемые ими в настоящее время темы являются следующими:
Литература
Шмитгофф Клайв Максимилиан Экспорт: право и практика международной торговли: Пер. с англ. М: Юридическая литература, 1993 ISBN 5-7260-0684-4
Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)
Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) была учреждена Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году (Резолюцией 2205 (ХХI) от 17 декабря 1966 года) с целью сокращения и устранения расхождений, возникающих в результате применения законов различных государств в вопросах международной торговли.
Генеральная Ассамблея ООН предоставила Комиссии общий мандат, поручив ей содействовать прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли. Комиссия стала основным юридическим органом системы ООН в области права международной торговли.
ЮНСИТРАЛ разрабатывает современные, справедливые и согласованные правила для коммерческих сделок, к числу которых относятся:
Структура Комиссии
В состав ЮНСИТРАЛ входят 60 государств-членов, избираемых Генеральной Ассамблеей. Российская Федерация участвует в Комиссии как правопреемница СССР, который был участником с 1968 года.
Секретариатом ЮНСИТРАЛ является Сектор права международной торговли Управления по правовым вопросам ООН (Вена). Секретариат ЮНСИТРАЛ уполномочен предоставлять по соответствующей просьбе техническую и консультативную помощь государствам, которые могут рассматривать вопрос о принятии одного из правовых текстов, подготовленных Комиссией.
Комиссия учредила 6 рабочих групп для проведения подготовительной работы по существу тем, предусмотренных в программе работы Комиссии. В состав каждой рабочей группы входят все государства-члены Комиссии. В настоящее время действуют 6 рабочих групп, которые рассматривают следующие темы:
* Рабочая группа 1- Закупки
* Рабочая группа 3 – Урегулирование споров в режиме онлайн
Разработанные под эгидой ЮНСИТРАЛ документы:
Работа Комиссии осуществляется на ежегодных сессиях, которые проводятся поочередно через год в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке и в Венском международном центре в Вене. Каждая рабочая группа Комиссии проводит одну или две сессии в год в зависимости от рассматриваемой темы. Помимо государств-членов все государства, не являющиеся членами Комиссии, а также заинтересованные международные организации приглашаются присутствовать на сессиях Комиссии и ее рабочих групп в качестве наблюдателей. Наблюдатели имеют право участвовать в обсуждениях на сессиях Комиссии и в ее рабочих группах наравне с членами Комиссии.
Координация действий по обеспечению участия в работе ЮНСИТРАЛ возложена на Минэкономразвития России в соответствии с Межведомственным распределением обязанностей по обеспечению участия Российской Федерации в международных организациях системы ООН, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 323.
Согласно Положению о Правовом Департаменте Минэкономразвития России, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13 мая 2009 г. № 169, на Правовой департамент возложена функция по обеспечению участия Российской Федерации в деятельности ЮНСИТРАЛ. К работе в ЮНСИТРАЛ в зависимости от направлений текущей деятельности помимо Минэкономразвития России привлекаются представители МИДа России, Минтранса России, ТПП России и др.
ЮНСИТРАЛ занимается унификацией права международной торговли в следующих областях: международная купля-продажа товаров и связанных с ней сделок, международная перевозка грузов, международный коммерческий арбитраж и согласительные процедуры, государственные закупки, договоры о капитальном строительстве, международные расчеты, электронная торговля, трансграничная несостоятельность и др.
По основным направлениям текущей деятельности Комиссии организованы соответствующие Рабочие группы. Каждая Рабочая группа, как правило, проводит одну-две сессии в год, в которых, помимо государств участников, принимают участие и международные организации – в качестве наблюдателей. Работа в группах и в Комиссии в целом строится на основе постатейного обсуждения в рамках сессий положений разрабатываемых документов.
Представители Минэкономразвития России принимают активное участие в деятельности рабочих групп ЮНСИТРАЛ.
В настоящее время ЮНСИТРАЛ активно ведется работа по следующим направлениям:
Также в Российской Федерации в настоящее время прорабатывается вопрос о подписании Конвенции о договорах полностью или частично морской международной перевозке грузов и о ратификации Конвенции об использовании электронных сообщений в международных договорах.
Что предусмотрено в мандате ЮНСИТРАЛ?
Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) была создана в 1966 году и является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций с общим мандатом, предусматривающим содействие прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли. С тех пор ЮНСИТРАЛ подготовила целый ряд конвенций, типовых законов и других документов по материально-правовому регулированию торговых сделок и по другим аспектам хозяйственного права, оказывающим влияние на международную торговлю. ЮНСИТРАЛ проводит сессии раз в год, обычно летом, поочередно в Нью-Йорке и Вене.
Что подразумевает ЮНСИТРАЛ под «согласованием» и «унификацией» права международной торговли?
Под «согласованием» и «унификацией» права международной торговли понимается процесс разработки и принятия правовых норм, способствующих развитию международной торговли. Международная торговля иногда сталкивается с препятствиями, связанными, среди прочего, с такими факторами, как отсутствие определенности в вопросе о применимом праве и устаревшие законы, которые неприменимы в современной коммерческой практике. Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли выявляет такие проблемы и затем проводит тщательную разработку вариантов решений, приемлемых для государств с различными правовыми системами и государств, находящихся на различных уровнях экономического и социального развития.
Понятие «согласование» можно концептуально толковать как процесс изменения внутригосударственных законов в целях содействия предсказуемости в трансграничных коммерческих сделках. Под «унификацией» понимается принятие государствами общих правовых норм, регулирующих конкретные аспекты международных коммерческих операций. Типовой закон или руководство для законодательных органов, например, являются текстами, которые разрабатываются в целях согласования законодательства на внутригосударственном уровне, в то время как конвенция представляет собой международный документ, который принимается государствами в целях унификации права на международном уровне. К числу текстов, которые разрабатывает ЮНСИТРАЛ, относятся конвенции, типовые законы, правовые руководства, руководства для законодательных органов, регламенты и комментарии по вопросам практики. В действительности оба эти понятия тесно связаны между собой.
Кто принимает участие в разработке текстов ЮНСИТРАЛ?
Сколько государств являются членами Комиссии?
Какие региональные группы представлены в Комиссии?
В Комиссии представлены пять региональных групп: государства Африки, государства Азии, государства Восточной Европы, государства Латинской Америки и Карибского бассейна, государства Западной Европы и другие государства.
Предоставляется ли делегатам финансовая помощь для покрытия путевых расходов и расходов на проживание?
В принципе финансирование участия осуществляется самостоятельно. Однако нехватка финансовых ресурсов является очевидным препятствием для участия в работе ЮНСИТРАЛ. В этой связи Генеральная Ассамблея в своей резолюции 48/32 от 9 декабря 1993 года постановила учредить Целевой фонд ЮНСИТРАЛ для оказания помощи в покрытии путевых расходов развивающимся странам, являющимся членами Комиссии, по их просьбе и в консультации с Генеральным секретарем. При наличии средств и поступлении соответствующей просьбы в адрес Секретариата возможна частичная оплата перелета или проживания для обеспечения участия в сессии Комиссии или Рабочей группы. Наличие средств зависит только от поступления взносов; в целях обеспечения широкого участия в сессиях Рабочей группы III по реформированию системы урегулирования споров между инвесторами и государствами Европейский союз и Швейцарское агентство в поддержку развития и сотрудничества предложили свою финансовую помощь в течение следующих трех лет до 2020 года. Другим донорам, которые желают внести добровольные взносы в Целевой фонд ЮНСИТРАЛ в целях оказания помощи развивающимся странам в покрытии путевых расходов, следует обратиться в Секретариат ЮНСИТРАЛ для получения более подробной информации.
Предоставляется ли финансовая помощь делегатам Рабочей группы III для покрытия путевых расходов и расходов на проживание?
Представители развивающихся и наименее развитых стран, которые были назначены делегатами сессии Рабочей группы III, имеют право запросить финансовую помощь. Просьбу о предоставлении финансовой помощи необходимо направить в Секретариат ЮНСИТРАЛ через постоянное представительство соответствующего делегата. В принципе помощь предоставляется в порядке очередности поступления просьб одному государственному должностному лицу от каждого государства, отвечающему за соответствующую тему. Однако при этом принимаются во внимание следующие правила приоритета:
наименее развитые страны имеют приоритет по отношению к развивающимся странам;
в целях поощрения участия в совещаниях ЮНСИТРАЛ приоритет предоставляется тем государствам, которые в них еще не участвовали.
Как в работе ЮНСИТРАЛ учитываются интересы развивающихся стран?
Согласно мандату [пункт 9 резолюции 2205 (XXI) Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1966 года], ЮНСИТРАЛ в своей работе учитывает «интересы всех народов и в особенности интересы развивающихся стран в деле широкого развития международной торговли». Члены Комиссии представляют различные географические регионы и избираются Генеральной Ассамблеей, которая «должным образом учитывает также адекватное представительство основных экономических и правовых систем мира и развитых и развивающихся стран» (там же, пункт 1).
Развивающиеся страны принимают активное участие как в разработке, так и в принятии текстов ЮНСИТРАЛ. Комиссия и ее Секретариат на протяжении многих лет уделяют постоянное внимание вопросам подготовки кадров и оказания технической помощи этим странам. Генеральная Ассамблея также заявила о своей твердой поддержке этого вида деятельности. Так, в резолюции 55/151 от 12 декабря 2000 года, озаглавленной «Доклад Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли», указывалось, что Генеральная Ассамблея вновь подтверждает «. важность, в частности для развивающихся стран, работы Комиссии по подготовке кадров и оказанию технической помощи в области права международной торговли, например помощи в подготовке национального законодательства на основе правовых текстов Комиссии».
Является ли ЮНСИТРАЛ составной частью Всемирной торговой организации (ВТО)?
ВТО и ЮНСИТРАЛ занимаются разными вопросами. ВТО занимается вопросами торговой политики, такими как либерализация торговли, устранение торговых барьеров, несправедливая торговая практика, или иными подобными вопросами, имеющими, как правило, отношение к публичному праву, в то время как ЮНСИТРАЛ работает над правовыми нормами, применимыми к частным сторонам в международных сделках. Следовательно, ЮНСИТРАЛ не занимается такими вопросами межгосударственных отношений, как антидемпинговые меры, компенсационные пошлины или импортные квоты.
О ЮНСИТРАЛ
Основной юридический орган системы Организации Объединенных Наций в области права международной торговли. Юридический орган с универсальным членским составом, уже в течение более 50 лет специализирующийся в проведении реформ в области коммерческого права во всем мире. Предмет заботы ЮНСИТРАЛ: модернизация и согласование норм международной коммерческой деятельности.
ЮНСИТРАЛ поддерживает цели в области устойчивого развития (ODS). В Аддис-Абебской программе действий государства поддержали «усилия и инициативы Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли как центрального правового органа в рамках системы Организации Объединенных Наций в области права международной торговли, направленные на повышение уровня координации и сотрудничества в сфере правовой деятельности международных и региональных организаций, действующих в области права международной торговли, а также обеспечение верховенства права на национальном и международном уровнях в этой области».
Создание, мандат и членский состав ЮНСИТРАЛ
Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) была учреждена Генеральной Ассамблеей в 1966 году [ резолюция 2205 (XXI) от 17 декабря 1966 года]. Создавая Комиссию, Генеральная Ассамблея признала, что одним из препятствий торговым потокам являются расхождения, возникающие в результате применения законов различных государств по вопросам международной торговли, и рассматривала Комиссию в качестве инструмента, с помощью которого Организация Объединенных Наций могла бы играть более активную роль в сокращении или устранении этих препятствий.
Методы работы
Работа Комиссии осуществляется на ежегодных сессиях, которые проводятся поочередно через год в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке и в Венском международном центре в Вене. Каждая рабочая группа Комиссии, как правило, проводит одну или две сессии в год в зависимости от рассматриваемой темы; эти сессии также проводятся поочередно в Нью-Йорке и Вене.
Помимо государств-членов все государства, не являющиеся членами Комиссии, а также заинтересованные международные организации приглашаются присутствовать на сессиях Комиссии и ее рабочих групп в качестве наблюдателей. Наблюдатели имеют право участвовать в обсуждениях на сессиях Комиссии и в ее рабочих группах наравне с членами Комиссии.
Деятельность комиссии оон по международному торговому праву юнситрал направлена на
Vienna International Centre, UN Photo by Mark Garten
В условиях усиливающейся экономической взаимозависимости стран мира широко при-знается важное значение разработки и поддержания надежных трансграничных правовых основ для содействия международной торговле и инвестиционной деятельности. Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) игра-ет ключевую роль в разработке таких основ в рамках осуществления своего мандата по со-действию прогрессивному согласованию и модернизации права международной торговли. Работа ЮНСИТРАЛ по выполнению этих задач заключается в подготовке и поощрении применения и принятия нормативных и ненормативных документов в ряде ключевых обла-стей коммерческого права.
Разработка текстов ЮНСИТРАЛ ведется в рамках международного процесса с ши-роким кругом участников. Членский состав ЮНСИТРАЛ определяется таким образом, что-бы в ней были представлены страны с разными правовыми традициями и уровнями эконо-мического развития, а ее процедуры и методы работы позволяют обеспечить признание текстов ЮНСИТРАЛ во всем мире как предлагающих решения, подходящие для многих стран с разными уровнями экономического развития.
В целях выполнения своего мандата и содействия обмену идеями и информацией ЮНСИТРАЛ поддерживает тесные связи с международными и региональными организаци-ями, как межправительственными, так и неправительственными, которые активно участву-ют в осуществлении программы работы ЮНСИТРАЛ и в деятельности в области междуна-родной торговли и коммерческого права.