деятельность овд по защите прав и свобод человека

Деятельность овд по защите прав и свобод человека

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Источник

Обеспечение прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации

Также сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с эти м права и обязанности гражданина.
Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.
Помимо этого, Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» устанавливает, что всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом (статья 6). Сотруднику полиции запрещается провокация на незаконные действия, т.е. подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий. Кроме того, сотруднику полиции запрещается в оправдание своих действий или бездействия ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.
Особое место в деятельности сотрудника органов внутренних дел должна занимать беспристрастность (статья 7). Данный термин обозначает равное отношение сотрудника при исполнении им свих обязанностей ко всем лицам вне зависимости от их сугубо личностных характеристик. Фундаментом данного требования служат положения Конституции РФ. В частности, статья 19 Конституции РФ определяет, что Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Положения Конституции РФ в вопросе о беспристрастности конкретизируются Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». В частности, статья 7 отмечает, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Сотрудник должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию. При этом сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности.
Таким образом, смысл беспристрастности, как одной из неотъемлемых составляющих деятельности сотрудника ОВД, должен заключаться в соблюдении толерантного отношения к представителям любых национальностей, меньшинств, гражданам иностранных государств и лицам без гражданства. Также сотрудник обязан воздерживаться от любых, в том числе и личных политических взглядов при осуществлении своей деятельности. Такие убеждения не запрещаются сотруднику, но они не должны влиять на толерантное отношение к людям, соблюдение равенства в защите их прав и свобод.
Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», регламентируя обязанности и права сотрудников, подробно останавливается на многих процедурных аспектах, которые так или иначе затрагивают вопросы соблюдения прав и свобод человека. В частности, при закреплении вопроса о задержании закон отмечает, что в случае применения данной меры пресечения сотрудник обязан представиться, объявить цель данного действия и основания, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию, его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции. Однако закон ограничивает данное право, если задержанными лицами являются:

Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина отведена подразделениям органов внутренних дел Российской Федерации, которые обязаны решать вопросы противодействия преступности, обеспечивать безопасность населения и личности, а также защищать его имущественные и иные права от преступных посягательств. И, выполняя указанные обязанности, сотрудники подразделений органов внутренних дел должны руководствоваться законодательством Российской Федерации, а также соблюдать общепризнанные принципы и нормы современного международного права.

Юрисконсульт правовой группы
Отдела МВД России по г. Ессентуки
Светлана Коньшина

Источник

Город-курорт Пятигорск Официальный сайт

деятельность овд по защите прав и свобод человека. деятельность овд по защите прав и свобод человека фото. картинка деятельность овд по защите прав и свобод человека. смотреть фото деятельность овд по защите прав и свобод человека. смотреть картинку деятельность овд по защите прав и свобод человека.

деятельность овд по защите прав и свобод человека. деятельность овд по защите прав и свобод человека фото. картинка деятельность овд по защите прав и свобод человека. смотреть фото деятельность овд по защите прав и свобод человека. смотреть картинку деятельность овд по защите прав и свобод человека.

деятельность овд по защите прав и свобод человека. деятельность овд по защите прав и свобод человека фото. картинка деятельность овд по защите прав и свобод человека. смотреть фото деятельность овд по защите прав и свобод человека. смотреть картинку деятельность овд по защите прав и свобод человека.

деятельность овд по защите прав и свобод человека. деятельность овд по защите прав и свобод человека фото. картинка деятельность овд по защите прав и свобод человека. смотреть фото деятельность овд по защите прав и свобод человека. смотреть картинку деятельность овд по защите прав и свобод человека.

деятельность овд по защите прав и свобод человека. деятельность овд по защите прав и свобод человека фото. картинка деятельность овд по защите прав и свобод человека. смотреть фото деятельность овд по защите прав и свобод человека. смотреть картинку деятельность овд по защите прав и свобод человека.

Обеспечение прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации

Одной из главных отличительных особенностей повседневной деятельности сотрудников правоохранительных органов вообще, и сотрудников органов внутренних дел в частности, является то, что им приходится прибегать к ограничению прав и свобод человека.

Сотрудники органов внутренних дел в рамках своей повседневной деятельности, связанной с ограничением прав и свобод человека, не вправе выходить за пределы, установленные Конституцией и законами. В частности, статья 55 Конституции РФопределяет основные принципы ограничения прав и свобод. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо:

​ в целях защиты основ конституционного строя,

​ в целях защиты нравственности,

​ в целях защиты здоровья,

​ в целях защиты прав и законных интересов других лиц,

​ в целях защиты обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» раскрывает и конкретизирует правовую концепцию ограничения прав и свобод человека и гражданина сквозь призму прав и обязанностей сотрудников полиции.

Статья 1 Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», закрепляя назначение полиции, отмечает, что в первую очередь полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. Таким образом, конкретизируются положения Конституции РФ, которая закрепляет, что защита прав человека является смыслом создания и деятельности всех органов государственной власти в Российской Федерации.

Вместе с тем, в законе отмечаются более конкретные пределы ограничения прав человека применительно к повседневной оперативно-служебной деятельности. Так, статья 5закрепляет, что деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

Также сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с эти м права и обязанности гражданина.

Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Помимо этого, Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» устанавливает, что всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом (статья 6). Сотруднику полиции запрещается провокация на незаконные действия, т.е. подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий. Кроме того, сотруднику полиции запрещается в оправдание своих действий или бездействия ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

Особое место в деятельности сотрудника органов внутренних дел должна занимать беспристрастность (статья 7). Данный термин обозначает равное отношение сотрудника при исполнении им свих обязанностей ко всем лицам вне зависимости от их сугубо личностных характеристик. Фундаментом данного требования служат положения Конституции РФ. В частности, статья 19 Конституции РФ определяет, что Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Положения Конституции РФ в вопросе о беспристрастности конкретизируютсяФедеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». В частности, статья 7 отмечает, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Сотрудник должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию. При этом сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности.

Таким образом, смысл беспристрастности, как одной из неотъемлемых составляющих деятельности сотрудника ОВД, должен заключаться в соблюдении толерантного отношения к представителям любых национальностей, меньшинств, гражданам иностранных государств и лицам без гражданства. Также сотрудник обязан воздерживаться от любых, в том числе и личных политических взглядов при осуществлении своей деятельности. Такие убеждения не запрещаются сотруднику, но они не должны влиять на толерантное отношение к людям, соблюдение равенства в защите их прав и свобод.

Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», регламентируя обязанности и права сотрудников, подробно останавливается на многих процедурных аспектах, которые так или иначе затрагивают вопросы соблюдения прав и свобод человека. В частности, при закреплении вопроса о задержании закон отмечает, что в случае применения данной меры пресечения сотрудник обязан представиться, объявить цель данного действия и основания, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию, его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции. Однако закон ограничивает данное право, если задержанными лицами являются:

​ лица, совершившие побег из-под стражи,

​ лица, уклоняющиеся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок;

​ лица, уклоняющиеся от исполнения административного наказания в виде административного ареста;

​ лица, находящиеся в розыске;

​ лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;

​ лица, уклоняющиеся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера;

​ лица, совершившие побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение.

Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина отведена подразделениям органов внутренних дел Российской Федерации, которые обязаны решать вопросы противодействия преступности, обеспечивать безопасность населения и личности, а также защищать его имущественные и иные права от преступных посягательств. И, выполняя указанные обязанности, сотрудники подразделений органов внутренних дел должны руководствоваться законодательством Российской Федерации, а также соблюдать общепризнанные принципы и нормы современного международного права.

Правовая группа Отдела МВД России по г. Пятигорску

Источник

Место и роль органов внутренних дел в государственном механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина

Задачи и функции органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Возглавляет систему ОВД Министерство внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В числе основных задач МВД России является следующее: разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел; нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел; обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности; управление органами внутренних дел Российской Федерации; обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников ОВД, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение сотрудников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в ОВД, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.

МВД России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ и Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через ОВД и органы управления внутренними войсками. Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ.

Основными задачами ОВД являются следующие:

— защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности;

— оказание помощи каждому, кто нуждается в защите от преступных и иных противоправных посягательств;

— оказание содействия федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав, установленных Законом о полиции.

МВД России вправе издавать на основании и во исполнение законодательства Российской Федерации обязательные для исполнения в системе Министерства приказы, положения, наставления, инструкции, правила, уставы и иные нормативные акты и проверять их исполнение.

ОВД реализуют свою компетенцию по обеспечению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в следующих основных направлениях или видах деятельности: административной, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной.

Из этого определения следует, что административная деятельность носит государственно-властный характер, выражающийся в отправлении двуединой исполнительно-распорядительной функции. При этом исполнительная функция направлена на повседневное исполнение требований Конституции РФ и законов РФ, актов Президента РФ и Правительства РФ и т. д., а распорядительная проявляется в том, что должностные лица ОВД вправе предъявлять обязательные к исполнению требования и применять меры административного воздействия за неисполнение этих указаний.

В целом же административная деятельность полиции может рассматриваться как создание благоприятных условий для реализации прав и свобод человека и гражданина, защиты этих прав от неправомерных действий других лиц и источников повышенной опасности, включая проведение профилактических мероприятий.

Так, охраняя общественный порядок на улицах, площадях, транспортных магистралях, в парках, местах проведения крупных культурно-зрелищных мероприятий, зонах массового отдыха людей, ОВД создают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности граждан, способствуют реализации ими права на отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, пользование достижениями культуры и т. д. ОВД обеспечивают порядок и безопасность в ходе проведения шествий, митингов и демонстраций, религиозных обрядов и церемоний, народных гуляний. Цель достигается путем предупреждения правонарушений, устранения препятствий, мешающих реализации гражданами своих личных, политических и культурных прав и свобод, или устранения прямых нарушений названных прав и свобод.

Оперативно-розыскная деятельность является не менее важным направлением работы ОВД по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Эта деятельность, выступая в качестве одного из основных направлений работы ОВД, как и некоторых других государственных органов обеспечения безопасности, представляет собой вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» 1, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

К задачам оперативно-розыскной деятельности относится следующее: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Поскольку оперативно-розыскная деятельность полиции затрагивает права и свободы человека и гражданина, в частности, при проведении оперативно-розыскных мероприятий (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, наблюдение, отождествление личности и ряда других), большая часть которых относится к сфере частной жизни, использование ее результатов возможно лишь в случаях и пределах, строго регламентированных законом.

Уголовно-процессуальная деятельность ОВД занимает одно из центральных мест в сфере обеспечения прав и свобод граждан.

Характерная особенность этого вида деятельности в том, что она возникает лишь в связи с событием преступления и в дальнейшем становится неотъемлемым этапом судебного разбирательства.

Наибольший объем уголовно-процессуальной деятельности возлагается на дознание, которое производится дознавателями ОВД (п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ). Самым универсальным органом дознания является полиция.

В связи с этим основными задачами предварительного следствия являются: быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных; всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела; обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства; обеспечение законности и обоснованности привлечения в качестве обвиняемого; обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу; установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятие мер к обеспечению его возмещения; выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Соответственно, основными задачами дознания являются: рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях; дознание; оказание помощи следователю в проведении отдельных следственных действий; производство следственных и розыскных действий по поручению и указанию следователя.

Решение этих задач возможно только путем строгого соблюдения нормативных правовых актов в деятельности самих органов, осуществляющих предварительное расследование посредством обеспечения прав и свобод всех участвующих в деле лиц, выявления причин и условий, способствующих совершению преступления, изобличения виновных, охраны и защиты невиновных лиц и т. д.

Функции органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Деятельность ОВД по обеспечению прав и свобод граждан разделяется на ряд функций, под которыми понимаются определенные ее направления. Каждая функция характеризуется обособленностью и однородностью, направленностью действия. Функции обусловлены, в конечном счете, объективными факторами, потребностями практики. Содержание каждой функции диктуется спецификой объекта деятельности. Вместе с тем количество и характер функций зависят и от субъективных факторов, т. е. от целей и задач, которые ставятся перед органами внутренних дел государством. Наряду с этим содержание (структура) многих функций при любых условиях остается постоянной. В связи с этим функции деятельности ОВД подразделяются на общие, специальные (основные) и обеспечивающие.

К общим функциям деятельности ОВД относятся: прогнозирование и планирование; организация; регулирование; учет; контроль.

Функция организации заключается в формировании управляющей и управляемой систем деятельности ОВД, в обеспечении упорядоченности этих систем посредством создания соответствующей структуры и регулирования происходящих в ней процессов. Организация означает: образование, реорганизацию, упразднение служб, органов, подразделений, групп и других субъектов, осуществляющих деятельность ОВД, определение их обязанностей и прав, порядка взаимоотношений, подбор и расстановку кадров и др.

В тесной связи с организацией находится функция регулирования, призванная сохранять необходимую для эффективного осуществления субъектами деятельности ОВД упорядоченность.

Через регулирование осуществляются непосредственное руководство, направление деятельности служб, подразделений, поведение сотрудников ОВД, осуществляющих административную, уголовнопроцессуальную и оперативно-розыскную деятельность по охране и защите прав и свобод человека и гражданина. Без регулирования немыслимо целенаправленное осуществление этой деятельности согласно заданной программе.

Функция учета заключается в обеспечении сбора, передачи, хранения и переработки данных, т. е. в количественном измерении, регистрации и группировке сведений о функционировании субъектов деятельности, о выполнении возложенных на них задач, о наличии и расходе ресурсов, о состоянии технических средств, а также о состоянии объекта, на который воздействует деятельность.

Учет составляет важную предпосылку контроля, суть которого как общей функции деятельности ОВД состоит в установлении соответствия или несоответствия реального состояния объекта деятельности заданной программе. Контроль позволяет обнаружить, насколько сделанное в сфере обеспечения прав и свобод граждан соответствует выдвинутым целям и задачам.

Специальные (основные) функции деятельности органов внутренних дел. Цели и задачи административной деятельности направлены на поддержание условий и порядка, благоприятных для реализации гражданами и другими субъектами права их прав, свобод и выполнения обязанностей, разрешения многочисленных вопросов, возникающих в жизненных ситуациях, как при правомерном поведении, так и при совершении правонарушений. Содержание деятельности ОВД, связанной с внешней по отношению к ОВД сферой, составляют специальные (основные) функции, к которым относятся следующие:

Обеспечивающие функции. К ним относятся кадровое, финансовое, материально-техническое и иное обеспечение деятельности ОВД.

Общие, специальные (основные) и обеспечивающие функции находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. В совокупности они составляют сферу (объем, содержание) деятельности ОВД. Для любых видов деятельности ОВД характерно то, что они, преимущественно, связаны с внешней по отношению к ОВД сферой.

Особенности нормативного регулирования деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Структура нормативного регулирования деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Правовое регулирование деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека и гражданина осуществляется на федеральном уровне (федеральное законодательство), региональном уровне (законодательство субъектов РФ), местном уровне (акты органов местного управления и самоуправления), международно-правовом уровне (международные соглашения), ведомственном уровне (ведомственное нормотворчество).

Элементы нормативного регулирования деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. В настоящее время в Российской Федерации действует более 700 федеральных законодательных актов, нормативных указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, устанавливающих основы организации и деятельности ОВД и внутренних войск. Важнейшие из них Федеральные законы: «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ, «О социальных гарантиях сотрудникам ОВД Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ, «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ, «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ, «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ, «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ и др.

Значимым является закрепление в нормах действующего законодательства социальной миссии в деятельности полиции. Более того, закон закрепляет партнерскую модель взаимоотношений полиции и населения. То есть функции общественной безопасности и защиты возлагаются на органы правопорядка, а сотрудники полиции в своей работе руководствуются общественными интересами.

Одним из главных критериев оценки работы подразделения полиции и его руководителя называется общественное мнение граждан, проживающих на территории обслуживания. Негативная оценка жителей может явиться поводом для увольнения сотрудника полиции.

В нормативно-правовую основу регулирования деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека и гражданина включаются и международно-правовые акты, которые, в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, входят в национальную правовую систему России. Так, за последние годы существенно расширилось правовое регулирование международного сотрудничества. Заключено несколько десятков международных соглашений межведомственного характера, которые, как правило, содержат положения, регламентирующие традиционные формы полицейского сотрудничества. Речь идет, прежде всего, о таких форматах, как обмен информацией и опытом работы, исполнение запросов о производстве оперативно-розыскных мероприятий, оказание содействия в подготовке и повышении квалификации кадров, обмен нормативными правовыми актами и т. д.

Российской Федерацией ратифицированы: Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (4 августа 1994 г. № 16-ФЗ); Соглашение стран СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 г. (22 ноября 1994 г. № 40-ФЗ); Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. (4 ноября 1995 г. № 163-ФЗ); Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (и Протоколы к ней) от 26 ноября 1987 г. (28 марта 1998 г. № 44-ФЗ); Конвенция о защите прав человека и основных свобод (и Протоколы к ней) от 4 ноября 1950 г. (30 марта 1998 г. № 54-ФЗ); Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г. (10 июля 2002 г. № 88-ФЗ); Конвенция против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. (26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ); Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г. (28 мая 2001 г. № 62-ФЗ); Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1977 г. (7 августа 2000 г. № 121-ФЗ); Европейская конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г. (19 декабря 2005 г. № 160-ФЗ) и др.

Федеральные законодательные акты об организации деятельности ОВД могут быть реализованы с помощью законодательства субъектов РФ на основании положений ст. 72 Конституции РФ о совместных предметах ведения органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Основным направлением нормотворческой деятельности органов законодательной власти субъектов РФ в сфере организации и деятельности ОВД является принятие следующих законов и иных нормативно-правовых актов:

В настоящее время законодательными органами субъектов РФ принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на дополнительную защиту прав и свобод человека и гражданина; защиту национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; обеспечение экономической безопасности.

Организацию и деятельность ОВД по охране и защите прав и свобод граждан обеспечивают и акты муниципальных органов, органов местного самоуправления. В своей совокупности эти акты образуют местный уровень нормативно-правового регулирования в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

К ним относятся: уставы муниципальных образований (районов, городов, районов в городе, поселков, сел и иных административнотерриториальных образований), акты представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, акты глав муниципальных образований и другие акты этого уровня, касающиеся обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Существенной особенностью организации деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод граждан является наличие ведомственного нормотворчества.

ОВД являются одним из субъектов нормотворчества, под которым принято понимать специальную мыслительную и практическую деятельность, направленную на создание и изменение или отмену правовых норм путем принятия нормативных правовых актов. Эта их деятельность носит подзаконный, ведомственный характер и служит конкретизации, детализации и организационному обеспечению действия законов, регулирующих организацию и функционирование ОВД.

Подзаконные правовые акты, в т. ч., естественно, ведомственные, выполняют (или должны выполнять) функцию достаточно эффективного механизма обеспечения действия закона, т. е. они относятся к правовым средствам (гарантиям) реализации права. Считается, что одним из признаков качества закона является его прямое действие, но на практике и законы прямого действия, например, Конституция, в силу комплекса причин (экономических, духовно-культурных, организационных и др.), могут бездействовать или действовать неэффективно.

Основаниями для издания ведомственных нормативных правовых актов являются:

Все проекты планирующих документов, содержащие положения о нормотворческой деятельности (либо инициативные решения по подготовке тех или иных нормативных правовых актов), до представления на подпись Министру (другим руководителям Министерства) подлежат согласованию с Договорно-правовым департаментом МВД России.

Формы и методы деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Компетенция органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. ОВД выполняют весьма большой объем работы в государственном механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Это обусловлено, прежде всего, широтой их полномочий, позволяющей им активно, посредством разнообразных методов, в самых различных формах участвовать в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. В то же время участие других правоохранительных органов в этой деятельности носит менее распространенный характер, что связано с особенностями реализуемых ими задач. Так, судебная форма защиты прав и свобод является главной, наиболее значимой формой юрисдикционной деятельности и, естественно, не может быть распространена на все случаи, связанные с нарушением прав и свобод.

Закрепление Конституцией РФ и принятым на ее основе Законом РФ права граждан на обжалование в судебном порядке действий должностных лиц, совершенных с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющих права человека, не должно означать ограничение административной юрисдикции. Анализ деятельности ОВД показывает, что большинство обращений, связанных с защитой и восстановлением (в случае нарушения) прав и свобод граждан, рассматривается во внесудебном порядке, к которому граждане предпочитают обращаться, т. к. он, как правило, обеспечивает более быстрое решение вопросов, чем процедура судопроизводства.

ОВД обладают также значительными силами и средствами, позволяющими им целеустремленно и эффективно проводить мероприятия правового, социального, экономического характера, направленные на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Они наиболее приближены к населению и, реализуя свои многочисленные функции, имеют достаточно возможностей для своевременного выявления и оперативного устранения негативных моментов, ограничивающих права и свободы граждан и препятствующих их осуществлению.

Вместе с тем ОВД наделены и правами, позволяющими им в строго определенных законом случаях и порядке ограничивать права и свободы человека и гражданина, что налагает на них особую ответственность за четкое и неукоснительное соблюдение требований режима законности. Тем не менее, деятельность ОВД в сфере обеспечения прав и свобод не ограничивается лишь рамками участия в их реализации. Практически нет такого субъективного права гражданина, полная, всеобъемлющая реализация которого была бы возможна без участия этих органов.

Но если в осуществлении социально-экономических и политических прав и свобод их роль не так четко вы ражена и в большинстве случаев сводится либо к обеспечению прав и свобод определенных групп граждан (например, сотрудников ОВД и членов их семей, вольнонаемного персонала и др.), либо к выполнению функций вспомогательного характера по отношению к собственно реализации этих прав и свобод (обспечению охраны общественного порядка во время проведения шествий, демонстраций, митингов, предоставлению страниц своих периодических изданий гражданам для осуществления принадлежащей им свободы слова и др.), то реализация многих личных конституционных прав и свобод сопряжена с правомерной, обеспечивающей деятельностью ОВД.

Роль ОВД в обеспечении прав и свобод человека и гражданина определяется главным образом объемом и содержанием компетенции, которая носит сложный собирательный характер. Она складывается из компетенции, имеющейся у структурных подразделений, поскольку разделение труда предполагает и разделение компетенции. Вследствие этого ни один территориальный или функциональный орган внутренних дел не может обладать всем объемом полномочий, которым характеризуется система этих органов.

Для компетенции ОВД по охране и защите прав и свобод человека характерно то, что значительная часть составляющих ее полномочий связана с охраной не какого-либо одного отдельно взятого права, а распространяется на всю систему указанных прав и свобод или на большую ее часть.

Содержание предмета ведения ОВД составляют общественные отношения в сфере укрепления законности, охраны правопорядка, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, государственных интересов и др.

Права и обязанности ОВД проявляются как допустимые пределы воздействия на предмет ведения. Их права носят одновременно характер обязанностей, в отличие от прав и обязанностей граждан, поскольку не составляют каких-то их привилегий, а возникают в связи с необходимостью выполнять обязанности, возложенные на эти органы государством.

Орган внутренних дел не может отказаться от реализации своего права по пресечению преступного поведения и задержанию правонарушителя.

Такой отказ явился бы одновременно и невыполнением их обязанностей перед государством в целом или, в конечном счете, перед народом, возложившим на государство задачу по обеспечению законности и правопорядка в обществе.

Особенностью полномочий ОВД в данной сфере является также и то, что преимущественно охрана прав и свобод не предполагает направленных действий, связанных с вмешательством в личную жизнь человека или гражданина. Основное назначение этих полномочий состоит в устранении негативных факторов, затрудняющих свободное использование гражданами своих прав и свобод.

Формы и методы деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Роль ОВД в обеспечении прав и свобод человека и гражданина раскрывается в различных формах и методах их деятельности по осуществлению данных им полномочий. Но эти формы и методы избираются органами внутренних дел не произвольно, а всегда обусловлены содержанием конкретной деятельности.

Под формами управленческой деятельности понимают внешнее организационно-правовое выражение конкретных, однородных действий, совершаемых с целью практического осуществления поставленных задач. В силу этого содержанием каждой из форм деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека и гражданина является совокупность однородных, конкретных действий их сотрудников, связанных с созданием оптимальных условий для использования человеком и гражданином своих прав и свобод, устранением негативных факторов, затруднявших реализацию последних, а также с обеспечением условий для осуществления прав и свобод граждан, привлеченных к ответственности за совершение правонарушений, с учетом соответствующих индивидуальных правовых ограничений. В основе же действий ОВД лежит исполнение полномочий, которыми они располагают. Именно осуществление государственно-властных полномочий определяет содержание форм их деятельности в рассматриваемой сфере, хотя, естественно, специ фика прав и свобод обусловливает необходимость широкого применения и неправовых средств.

Каждая форма является неотъемлемой частью всей деятельности ОВД, и в этой связи соотношение между деятельностью этих органов по обеспечению прав и свобод человека и гражданина и отдельной ее формой проявляется как соотношение между общим и отдельным. Так как общее всегда является свойством отдельного, каждая форма служит выражением существа всего процесса деятельности ОВД в данной сфере.

Необходимым условием правильного определения формы деятельности ОВД в рассматриваемой сфере является их соответствие содержанию этой деятельности. Такими формами являются следующие: правоприменительная, организационная, воспитательная, правоохранительная.

Правоприменительная форма выражается в деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, по реализации своей компетенции в создании оптимальных условий для пользования ими.

Она характеризуется изданием правоприменительных актов с целью конкретизации содержания прав и свобод человека и гражданина, установления порядка, пределов и оснований их реализации, а также индивидуализации других юридических фактов, с которыми связано дальнейшее существование прав и свобод человека и гражданина. Осуществление правоприменительной деятельности связано с правомерными и неправомерными действиями управляемых субъектов (граждан, организаций, должностных лиц), событиями, а также является результатом самостоятельного волеизъявления ОВД. Но во всех случаях правоприменительная форма отражает целенаправленное воздействие этих органов на поведение субъектов в сфере обеспечения прав и свобод и направлена на создание благоприятной обстановки для их реализации.

Организационная форма характеризуется созданием условий для исполнения правовых актов, регламентирующих деятельность ОВД в сфере правоохраны, правообеспечения прав и свобод, совершенствованием с этой целью организационных структур, широким применением передового опыта других государственных органов, организацией взаимодействия с органами правосудия, прокуратурой, другими государственными структурами, наблюдением за исполнением должностными лицами и гражданами правовых документов, регулирующих вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина и др.

Действия, составляющие содержание организационной формы, могут носить как правовой, так и неправовой характер. Правовыми нормами опосредованы исполнительно-распорядительные действия по организации и практическому решению задач, возложенных на ОВД, создающие новое юридическое положение, изменяющие существующие правовые отношения или являющиеся необходимыми факторами для наступления позитивных правовых последствий. Неправовые организационные действия складываются из организационных мероприятий и материально-технических операций. Организационные мероприятия включают в себя как внутриаппаратную работу, так и работу с общественностью, с широкими слоями населения и выражаются в виде докладов, совещаний, лекций, бесед, инспекторских проверок и т. д. Материально-технические операции носят, как правило, вспомогательный, технический характер и обращены, главным образом, к материальным объектам: документам, техническим средствам, служебным материалам и др.

Правовые и неправовые организационные действия осуществляются на основе закона и в пределах предоставленных полномочий. Гармонично дополняя друг друга, они обеспечивают решение всех задач, поставленных перед органами внутренних дел, в т. ч. и непосредственно связанных с созданием условий, необходимых каждому человеку для реализации его прав и свобод.

Воспитательная форма определяется необходимостью повышения уровня правосознания не только граждан, но и сотрудников ОВД.

Причем особое место в этой деятельности должны занимать воспитание правовой культуры граждан и формирование у них активной гуманистической жизненной позиции.

Воспитательная форма присуща всем видам деятельности ОВД.

Постоянно находясь по роду своей работы среди населения, реализуя свои многочисленные полномочия, сотрудники этих органов систематически заняты воспитанием у граждан уважения к нормам, установленным в нашем обществе, непримиримости к нарушениям общественных интересов, прав и свобод человека и гражданина.

Большое значение в системе форм деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека и гражданина имеет правоохранительная форма. Это обусловлено тем, что ОВД по характеру своей работы принадлежат к числу специализированных правоохранительных органов, вследствие чего их деятельность с позиций функционирования всего государственного механизма может быть представлена как целиком правоохранительная, складывающаяся не только из защиты прав и свобод человека и гражданина от возможных их нарушений, но также из создания наиболее благоприятных условий для реализации этих прав и свобод, что ведет к поглощению иных форм деятельности названной.

В то же время содержание данной формы охватывает не всю деятельность ОВД, а лишь ту ее часть, которая выражается в действиях по пресчению поведения, запрещенного правовыми нормами, применению санкций, мер принуждения в случае совершения правонарушений. Охранительная деятельность ОВД предполагает их вмешательство в поведение субъектов, если оно не соответствует требованиям режима реализации прав и свобод человека и гражданина.

Формы деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека и гражданина тесно сочетаются между собой, взаимно проникают и обусловливают друг друга, что само по себе является необходимым условием обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Большое значение в обеспечении органами внутренних дел прав и свобод человека и гражданина имеют и применяемые ими в данной сфере деятельности методы. В отличие от форм, под методами понимается форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерности движения изучаемого объекта. Методы деятельности в обобщенной форме понимаются в основном как способы воздействия на управляемые объекты с целью практического выполнения задач, поставленных перед органом.

Всю систему методов, используемых в деятельности ОВД, можно условно разделить на две группы: общие и частные. Для общих методов характерна их всеобщность и универсальность. Они распространяются на деятельность всех структурных подразделений ОВД, выступая важнейшими, необходимыми инструментами решения всех задач, поставленных перед ними. К общим методам относятся убеждение и принуждение. Для оптимального применения этих методов в деятельности органов государства принципиальное значение имеет то, что соотношение убеждения и принуждения определяется объективными условиями социального развития. Изменение этих условий оказывает влияние не только на соотношение характера использования общих методов, но и на содержание тех форм и средств, с помощью которых эти методы проводятся в жизнь. Но характерной чертой применения методов убеждения и принуждения является тот факт, что первому всегда должен отдаваться приоритет.

В деятельности ОВД убеждение выступает как способ воздействия на сознание и поведение людей, представляющий собой комплекс воспитательных, разъяснительных и поощрительных мероприятий, осуществляемых в целях повышения сознательности, организованности и дисциплинированности, добросовестного соблюдения всеми гражданами правовых норм.

Но пока нарушения закона имеют место, сохраняется необходимость в применении принудительных мер в отношении правонарушителей. Их применение носит вынужденный характер и становится необходимым, как правило, только тогда, когда широкий круг воспитательно-предупредительных мероприятий не дает должного результата. Принуждение в отношении личности гражданина вызывается не инициативой государства в лице его правоохранительных органов, а является следствием противоправного, волевого поведения самого правонарушителя. Человек же, не нарушивший требований правовых предписаний, должен быть уверен, что его интересы, права и свободы находятся под надежной защитой государства.

Принуждение ни в какой мере не может выражаться в применении грубой силы, насильственном навязывании каких-либо требований.

Порядок и условия применения принудительных мер четко определены законами.

В деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека и гражданина принуждение используется в следующих случаях:

Методы убеждения и принуждения тесно взаимосвязаны, являются основными методами решения всех задач, возложенных на ОВД. В силу своей универсальности, масштабности и стабильности методы убеждения и принуждения нуждаются в детализации применительно к отдельным областям их использования.

Конкретизация методов убеждения и принуждения в деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека и гражданина осуществляется посредством частных методов: поощрения, профилактики правонарушений, наказания, индивидуальной работы, реагирования на жалобы, письма, предложения, оказания помощи в трудной жизненной ситуации.

В практике ОВД используются и другие частные методы (оперативно-розыскные, методы производства предварительного следствия и дознания, обеспечения безопасности дорожного движения, исправления, перевоспитания и др.), также связанные с обеспечением прав и свобод человека и гражданина. Но их применение носит локальный характер и распространяется на деятельность отдельных подразделений и служб системы МВД России.

При всех условиях предпочтение, отдаваемое тем или иным методам, степень их сочетания, их роль должны проверяться влиянием на эффективность деятельности (в данном случае в сфере обеспечения прав и свобод граждан), которая и является главным критерием рациональности применяемых методов.

Формы и методы деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека и гражданина не противопоставлены друг другу, а находятся в тесном диалектическом единстве. Если форма дает представление о структуре деятельности, тех путях, которыми сотрудники органа внутренних дел воздействуют на объект, то метод показывает, какими приемами или средствами эти сотрудники реализуют свои полномочия. Поэтому система методов всегда находится в прямой зависимости от содержания полномочий органа внутренних дел.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *