деятельность субъектов по выполнению возложенных на них обязанностей является формой

Реализация права

Понятие и формы реализации права

Под реализацией права понимается претворение, воплощение установленных государством правовых норм в правомерной деятельности субъектов права.

Реализация права представляет собой сложный процесс.

В зависимости от субъектов, выделяют две ее формы: индивидуальную и коллективную. Очевидно, что отдельные требования права возможно провести в жизнь лишь объединившись друг с другом, выступая коллективным субъектом права.

По характеру деяний субъектов, обусловленных содержанием правовой нормы, различают четыре формы реализации права:

Соблюдение, исполнение, использование являются формами прямой (непосредственной) реализации права, т.е. субъекты сами в процессе своей деятельности реализуют субъективные права и юридические обязанности, запреты в личных, общественных, государственных интересах. В рассмотренных формах реализуется большинство норм права.

Однако в определенных случаях в процесс реализации юридических норм включается государство в лице своих компетентных органов. Например, в соответствии с нормами уголовного права суд выносит приговор подсудимому за совершенное преступление. Здесь возникает необходимость в применении норм права.

Применение норм права как особая форма его реализации

Применение характеризуется следующими чертами, отличающими его от других форм реализации права:

— представляет собой публично-властную деятельность компетентных субъектов права;

— реализуется как в частной, так и в публичной сфере, но при этом имеет публично-властное содержание, так как направлено на реализацию общественного интереса;

— является организационно-правовой формой осуществления правоприменительных отношений, выражающейся в комплексе правоприменительных действий по реализации юридических предписаний;

— с функциональной точки зрения направлено на достижение определенных социальных целей, влекущих за собой наступление юридически значимых последствий, реализацию прав и законных интересов граждан, организаций, придание стабильности общественным отношениям;

— процедурно оформлено (в настоящее время государством установлена большая группа процессуальных норм, призванных обслуживать, регулировать и упорядочивать эту деятельность);

— имеет организационно-творческий характер, воспитательное значение. Взаимодействие с правоприменяющим субъектом должно укреплять у личности чувство законности, справедливости и обоснованности выносимых решений. В связи с этим правоприменительная деятельность может рассматриваться как центр правового воспитания, формирования общей, правовой, нравственной культуры;

— направлено на вынесение индивидуального правового акта;

-обеспечивается силой государственного принуждения.

Необходимость в применении норм права возникает в следующих случаях:

Применение представляет собой сложный, многоплановый процесс, состоящий из ряда последовательных стадий. В юридической литературе нет единой точки зрения по данному вопросу.

В основном принято выделять три стадии правоприменительного процесса:

В ходе этой стадии исследуются только те обстоятельства, которые имеют непосредственное отношение к данному случаю, предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми. Например, в случае совершения преступления на этой стадии выясняют: а) время, место и способ его совершения (событие преступления); б) лицо, совершившее преступное деяние; в) виновность и мотивы его действия; г) обстоятельства, отягчающие и смягчающие вину; д) характер и размер причиненного ущерба и т.д.

Установление юридической основы дела. На этой стадии субъект применения права, т.е. соответствующий орган государства или должностное лицо после установления юридической значимости рассматриваемого случая обращается к анализу содержания соответствующей отрасли права с целью выявления требуемой нормы, регулирующей данное общественное отношение.

Причем поиск нормы права должен осуществляться только в рамках официальных источников. После того как норма найдена, правоприменитель проверяет подлинность текста, убеждается в том, что она не отменена и не изменена, определяет пределы ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний и квалифицирует деяние.

Установление фактической и юридической основы дела выступают как бы подготовительными стадиями правоприменения.

Решение дела и документальное оформление принятого решения. Это завершающая фаза, итог применения права. Данный этап является наиболее ответственным. Он определяет судьбу дела. Результатом рассматриваемой стадии является решение, в котором норма права приобретает индивидуально-властный характер и определяются права и обязанности конкретных субъектов. Решение юридического дела фиксируется в правоприменительных актах.

Акты применения права

Условием эффективности правоприменительной деятельности является качественное состояние нормативных актов, а результатом ее выступают акты применения права, которые выносятся по результатам рассмотрения конкретного дела и адресован конкретному лицу.

Акт применения права — официальный акт, содержащий властное, персонифицированное правовое решение компетентного органа по конкретному юридическому делу.

Являясь разновидностью юридических актов, акты применения права характеризуются следующими чертами:

Перечисленными особенностями акт применения права отличается от других правовых актов, в частности нормативных.

Акты применения права можно классифицировать по различным основаниям.

1. По субъектам, их издающим:

а) акты государственных и негосударственных органов;
б) акты президента;
в) акты федеральных представительных органов и органов управления;
г) акты представительных органов и органов управления субъектов Федерации;
д) акты органов правосудия;
е) акты органов прокуратуры;
ж) акты органов надзора и контроля.

2. По форме выражения:

а) акты-действия;
б) акты-документы (подразделяются на указы, постановления, приказы, решения и т.д.).

а) регулятивные акты (устанавливают права и обязанности конкретных лиц в связи с их правомерным поведением, например, приказ ректора о зачислении в вуз);
б) охранительные акты, издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушения, например, приговор суда, протест прокурора.

4. По предмету правового регулирования:

а) гражданско-правовые акты;
б) уголовно-правовые акты;
в) конституционно-правовые акты и т.д.

5. По своему юридическому значению:

а) основные акты (в них выражено решение юридического дела в целом);
б) вспомогательные (сопутствующие, дополнительные) акты, которые возникают в ходе установления фактических обстоятельств дела, на иных стадиях правореализационного процесса.

6. В зависимости от действия во времени:

а) правоприменительные акты однократного действия (наложение штрафа);
б) длящиеся акты (регистрация брака).

Законом предусмотрен строго определенный порядок издания и оформления актов применения права. В частности, акты правоохранительных органов должны иметь четкую структуру, включающую следующие элементы: 1) вводную часть, где содержится наименование акта, указание органа, его издавшего, места, времени, к кому относится; 2) описательную (констатирующую) часть, в которой изложены фактические обстоятельства юридического дела; 3) мотивировочную часть, где дано юридическое обоснование указанного ниже решения; 4) резолютивную часть, где дано содержание самого решения по данному юридическому делу.

Пробелы в праве. Юридические коллизии и способы их устранения

Ни одно законодательство, даже самое совершенное, не может предусмотреть всех возможных жизненных ситуаций. Может случиться так, что общественные отношения, требующие правового урегулирования, возникли, а соответствующей нормы права нет.

В этом случае мы сталкиваемся с пробелами в праве.

Пробелы в праве нежелательны, но объективно возможны.

Следует, на наш взгляд, согласиться с тем, что пробел не всегда просчет законодателя. Ведь наряду с первоначальной пробельностью, обусловленной тем, что законодатель не смог охватить формулировками нормативного акта все жизненные случаи, допустил просчеты в юридической технике, существует последующая пробельность, вызванная появлением новых отношений, которые хотя и охватываются правом, не могли быть в деталях предусмотрены законодателем.

В теории права под аналогией понимается сходство юридических норм, общественных отношений, конкретных ситуаций. Принято различать аналогию закона и аналогию права.

Аналогия закона применяется, если:

Аналогия в праве имеет ограниченное применение. В уголовном праве в настоящее время она не допускается, но имела место в первых советских УК. Здесь действует другой принцип: «Нет преступления без указания на то в законе». В других же отраслях права аналогия применяется. Например, гражданское законодательство предполагает возникновение прав и обязанностей непосредственно в силу его общих начал и смысла. Ссылаясь на отсутствие закона, нельзя, таким образом, отказать в правосудии.

Однако к использованию аналогии предъявляется ряд обязательных требований:

Они не устраняют пробелы в праве, а лишь преодолевают их.

Пробелы в законодательстве должны устраняться в процессе правотворчества путем внесения изменений и дополнений в законы, издания новых, более совершенных нормативных актов.

В процессе своей деятельности правоприменитель может также столкнуться с такими жизненными ситуациями, которые попадают под действие ряда норм. Возникают нежелательные юридические дилеммы.

Коллизии между нормативными актами, в свою очередь, подразделяются на коллизии:

Практика правоприменения выработала определенные правила в случае выявления коллизии:

В целом же следует иметь в виду, что коллизии затрудняют нормальное течение правоприменительной практики, снижают эффективность правового регулирования, негативно отражаются на всей правовой системе.

Основными способами разрешения коллизий являются: толкование; отмена старого акта; принятие нового; внесение изменений в действующее законодательство; судебное, административное, арбитражное рассмотрение; систематизация законодательства; переговорный процесс; конституционное правосудие; оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики; международные процедуры.

Толкование норм права

Кроме того, к сожалению, некоторые формулировки страдают излишней краткостью, расплывчатостью, неточностью. Все это требует специальной мыслительной деятельности, в процессе которой познается воля законодателя и объективно излагается суть правовых предписаний.

В первом случае толкование представляет собой внутренний мыслительный процесс, протекающий в сознании лица, применяющего нормы права, не имеющий никакого внешнего проявления.

Во втором, при разъяснении, толкование приобретает внешнюю форму выражения: либо письменную (официальные правовые акты, документы), либо устную (рекомендации, советы, консультации).

В зависимости от субъектов, разъясняющих правовые нормы, толкование-разъяснение подразделяется на официальное и неофициальное.

Неофициальное толкование бывает:

По объему толкование можно классифицировать на следующие виды:

Буквальное (адекватное) толкование имеет место в тех случаях, когда смысл и словесное содержание нормы права совпадают.

Ограничительное толкование имеет место в тех случаях, когда словесное содержание норм права шире их подлинного смысла. Например, в норме права записано: «Все совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей». Данную норму надо толковать ограничительно. На самом деле, не все дети обязаны содержать своих родителей. От этой обязанности освобождаются дети, которых родители не содержали и не воспитывали, а также нетрудоспособные, хотя и совершеннолетние дети.

Распространительное (расширительное) толкование дается тогда, когда буквальное выражение нормы yже ее истинного смысла. Примером может служить статья 120 Конституции РФ, согласно которой «судьи независимы и подчиняются только закону». Эту норму надо толковать распространительно, судьи подчиняются не только законам, но и подзаконным актам. Кроме того, подчиняются законам и подзаконным актам не только судьи, но и присяжные и народные заседатели.

Таким образом, с помощью ограничительного и распространительного толкования устраняется встречающееся в отдельных случаях несоответствие между действительным содержанием нормы и ее текстуальным выражением, между «духом» закона и его «буквой».

Практика и наука выработали определенные принципы и способы толкования.

К принципам толкования относятся следующие постулаты:

В юридической литературе принято выделять следующие способы толкования:

1) грамматический (филологический), сущность которого состоит в выяснении смысла правовой нормы путем определения значения слов, предложений, союзов, т.е. соответствия нормы требованиям грамматики, синтаксиса, лексики, стиля. Имеют значение даже знаки препинания. Вспомним хрестоматийный пример: «Казнить, нельзя помиловать» (сравним: «Казнить нельзя, помиловать»);

2) логический. Использует знания законов и правил формальной логики для правильного применения правовых норм;

3) систематический. Предполагает уяснение содержания нормы путем сопоставления ее с другими нормами, установления ее места во всей правовой системе, в отрасли права, в данном нормативном акте;

4) историко-политический. Имеет целью выяснение исторических условий, в которых была принята норма права;

5) телеологический, с помощью которого определяются цели принятия нормы, устанавливается, продолжают ли существовать общественные отношения, которые она призвана регулировать;

6) специально-юридический. Дает возможность раскрыть содержание юридических терминов, конструкций, категорий для проведения надлежащей правовой квалификации дела.

Все способы толкования применяются в совокупности, в комплексе. Дополняя друг друга, они позволяют раскрыть действительное содержание применяемых норм.

Интерпретационные акты обладают своими особенностями:

Различают следующие виды актов толкования норм права:

1. В зависимости от органов, осуществляющих толкование:

а) акты представительных органов;
б) акты судебных органов;
в) акты прокурорских органов и т.д.

2. В зависимости от видов официального толкования:

а) акты нормативного толкования (бывают аутентическими и делегированными);
б) акты казуального толкования.

3. В зависимости от отрасли, в которой действует акт толкования:

а) гражданско-правовые акты;
б) административно-правовые акты;
в) уголовно-правовые акты и т.д.

4. По форме выражения:

а) указы;
б) постановления;
в) приказы;
г) инструкции.

Рассмотренные акты играют важную роль в общем механизме правового регулирования, так как они способствуют правильному пониманию и применению действующего законодательства, а значит, претворяют в жизнь право.

Источник

Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О полиции

Принят Государственной Думой 28 января 2011 года

Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года

(В редакции федеральных законов от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 01.07.2011 № 170-ФЗ, от 19.07.2011 № 247-ФЗ, от 21.11.2011 № 329-ФЗ, от 30.11.2011 № 340-ФЗ, от 30.11.2011 № 342-ФЗ, от 03.12.2011 № 389-ФЗ, от 06.12.2011 № 410-ФЗ, от 25.06.2012 № 88-ФЗ, от 03.12.2012 № 244-ФЗ, от 05.04.2013 № 37-ФЗ, от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 28.12.2013 № 388-ФЗ, от 03.02.2014 № 7-ФЗ, от 03.02.2014 № 8-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 21.07.2014 № 258-ФЗ, от 14.10.2014 № 307-ФЗ, от 22.12.2014 № 431-ФЗ, от 12.02.2015 № 15-ФЗ, от 12.02.2015 № 16-ФЗ, от 08.03.2015 № 23-ФЗ, от 13.07.2015 № 248-ФЗ, от 23.06.2016 № 201-ФЗ, от 03.07.2016 № 227-ФЗ, от 03.07.2016 № 305-ФЗ, от 28.05.2017 № 102-ФЗ, от 18.06.2017 № 122-ФЗ, от 29.07.2017 № 272-ФЗ, от 05.12.2017 № 391-ФЗ, от 29.12.2017 № 442-ФЗ, от 07.03.2018 № 56-ФЗ, от 29.07.2018 № 268-ФЗ, от 03.08.2018 № 283-ФЗ, от 03.08.2018 № 332-ФЗ, от 01.04.2019 № 48-ФЗ, от 06.06.2019 № 122-ФЗ, от 18.07.2019 № 182-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ, от 16.10.2019 № 337-ФЗ, от 02.12.2019 № 404-ФЗ, от 27.12.2019 № 487-ФЗ, от 06.02.2020 № 12-ФЗ, от 29.12.2020 № 465-ФЗ, от 30.12.2020 № 518-ФЗ, от 24.02.2021 № 20-ФЗ, от 24.02.2021 № 22-ФЗ, от 05.04.2021 № 80-ФЗ, от 30.04.2021 № 116-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Назначение полиции

2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Статья 2. Основные направления деятельности полиции

1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Статья 3. Правовая основа деятельности полиции

2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.

Статья 4. Организация полиции

1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.

5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Глава 2. Принципы деятельности полиции

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Статья 6. Законность

1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.

2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

5. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.

Статья 7. Беспристрастность

1. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

2. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.

3. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

4. Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

Статья 8. Открытость и публичность

1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

3. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

5. По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе учреждать средства массовой информации для освещения деятельности полиции.

Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан

1. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

2. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

3. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или обучения гражданина в соответствии с его пожеланиями. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

4. Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.

5. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

6. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

8. Общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество

1. Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

2. Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

4. Государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей.

5. Взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем

1. Полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

2. Полиция в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями.

3. Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

4. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает полиции возможность использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных.

Глава 3. Обязанности и права полиции

Статья 12. Обязанности полиции

1. На полицию возлагаются следующие обязанности:

1) принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *