действие над комплексными числами в алгебраической форме примеры
Комплексные числа
Формы
Так сложилось в математике, что у данных чисел несколько форм. Число одно и тоже, но записать его можно по-разному:
Далее с примерами решений вы узнаете как переводить комплексные числа из одной формы в другую путем несложных действий в обе стороны.
Изображение
Изучение выше мы начали с алгебраической формы. Так как она является основополагающей. Чтобы было понятно в этой же форме изобразим комплексное число на плоскости:
Вычислить сумму и разность заданных комплексных чисел:
Сначала выполним сложение. Для этого просуммируем соответствующие мнимые и вещественные части комплексных чисел:
Аналогично выполним вычитание чисел:
Выполнить умножение и деление комплексных чисел:
Так, теперь разделим первое число на второе:
Суть деления в том, чтобы избавиться от комплексного числа в знаменателе. Для этого нужно домножить числитель и знаменатель дроби на комплексно-сопряженное число к знаменателю и затем раскрываем все скобки:
Разделим числитель на 29, чтобы записать дробь в виде алгебраической формы:
Для возведения в квадрат достаточно умножить число само на себя:
Пользуемся формулой для умножения, раскрываем скобки и приводим подобные:
В этом случае не всё так просто как в предыдущем случае, когда было возведение в квадрат. Конечно, можно прибегнуть к способу озвученному ранее и умножить число само на себя 7 раз, но это будет очень долгое и длинное решение. Гораздо проще будет воспользоваться формулой Муавра. Но она работает с числами в тригонометрической форме, а число задано в алгебраической. Значит, прежде переведем из одной формы в другую.
Вычисляем значение модуля:
Найдем чем равен аргумент:
$$ \varphi = arctg \frac<3> <3>= arctg(1) = \frac<\pi> <4>$$
Записываем в тригонометрическом виде:
Преобразуем в алгебраическую форму для наглядности:
Представим число в тригонометрической форме. Найдем модуль и аргумент:
Используем знакомую формулу Муавра для вычисления корней любой степени:
Комплексные числа
Алгебраическая форма записи комплексных чисел
Множеством комплексных чисел называют множество всевозможных пар (x, y) вещественных чисел, на котором определены операции сложения, вычитания и умножения по правилам, описанным чуть ниже.
Тригонометрическая и экспоненциальная формы записи комплексных чисел будут изложены чуть позже.
Сложение, вычитание и умножение комплексных чисел, записанных в алгебраической форме
Комплексно сопряженные числа
Модуль комплексного числа
Модулем комплексного числа z = x + i y называют вещественное число, обозначаемое | z | и определенное по формуле
Для произвольного комплексного числа z справедливо равенство:
а для произвольных комплексных чисел z1 и z2 справедливы неравенства:
Деление комплексных чисел, записанных в алгебраической форме
Деление комплексного числа z1 = x1 + i y1 на отличное от нуля комплексное число z2 = x2 + i y2 осуществляется по формуле
Используя обозначения модуля комплексного числа и комплексного сопряжения, частное от деления комплексных чисел можно представить в следующем виде:
Деление на нуль запрещено.
Изображение комплексных чисел радиус-векторами координатной плоскости
Рассмотрим плоскость с заданной на ней прямоугольной декартовой системой координат Oxy и напомним, что радиус-вектором на плоскости называют вектор, начало которого совпадает с началом системы координат.
При таком представлении комплексных чисел сумме комплексных чисел соответствует сумма радиус-векторов, а произведению комплексного числа на вещественное число соответствует произведение радиус–вектора на это число.
Аргумент комплексного числа
Считается, что комплексное число нуль аргумента не имеет.
Тогда оказывается справедливым равенство:
(3) |
(4) |
а аргумент определяется в соответствии со следующей Таблицей 1.
Для того, чтобы не загромождать запись, условимся, не оговаривая этого особо, символом k обозначать в Таблице 1 произвольное целое число.
Таблица 1. – Формулы для определения аргумента числа z = x + i y
Расположение числа z | Знаки x и y | Главное значение аргумента | Аргумент | Примеры |
Положительная вещественная полуось | ||||
Положительная мнимая полуось | ||||
Второй квадрант | ||||
Отрицательная вещественная полуось | Положительная вещественная полуось | |||
Знаки x и y | ||||
Главное значение аргумента | 0 | |||
Аргумент | φ = 2kπ | |||
Примеры |
значение
аргумента
значение
аргумента
значение
аргумента
x z
квадрант
x z
мнимая
полуось
y z
квадрант
Положительная вещественная полуось
Главное значение аргумента:
Расположение числа z :
Главное значение аргумента:
Расположение числа z :
Положительная мнимая полуось
Главное значение аргумента:
Расположение числа z :
Главное значение аргумента:
Расположение числа z :
Отрицательная вещественная полуось
Отрицательная мнимая полуось
x z = x + i y может быть записано в виде
Формула Эйлера. Экспоненциальная форма записи комплексного числа
В курсе «Теория функций комплексного переменного», который студенты изучают в высших учебных заведениях, доказывается важная формула, называемая формулой Эйлера :
Из формулы Эйлера (6) и тригонометрической формы записи комплексного числа (5) вытекает, что любое отличное от нуля комплексное число z = x + i y может быть записано в виде
Из формулы (7) вытекают, в частности, следующие равенства:
а из формул (4) и (6) следует, что модуль комплексного числа
Умножение, деление и возведение в натуральную степень комплексных чисел, записанных в экспоненциальной форме
Экспоненциальная запись комплексного числа очень удобна для выполнения операций умножения, деления и возведения в натуральную степень комплексных чисел.
Действительно, умножение и деление двух произвольных комплексных чисел и
записанных в экспоненциальной форме, осуществляется по формулам
Таким образом, при перемножении комплексных чисел их модули перемножаются, а аргументы складываются.
При делении двух комплексных чисел модуль их частного равен частному их модулей, а аргумент частного равен разности аргументов делимого и делителя.
Возведение комплексного числа z = r e iφ в натуральную степень осуществляется по формуле
Другими словами, при возведении комплексного числа в степень, являющуюся натуральным числом, модуль числа возводится в эту степень, а аргумент умножается на показатель степени.
Извлечение корня натуральной степени из комплексного числа
Пусть — произвольное комплексное число, отличное от нуля.
Для того, чтобы решить уравнение (8), перепишем его в виде
следствием которых являются равенства
(9) |
Из формул (9) вытекает, что уравнение (8) имеет n различных корней
(10) |
то по формуле (10) получаем:
Комплексные числа. Действия над комплексными числами в алгебраической форме
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Мы никогда не стали бы разумными, если бы исключили число из человеческой природы. Платон
натуральных чисел целых чисел рациональных чисел действительных чисел
1) Что такое число? Число — абстракция, используемая для количественной характеристики объектов. 2) Когда возникли числа? Числа возникли еще в первобытном обществе в связи с потребностью людей считать предметы. С течением времени по мере развития науки число превратилось в важнейшее математическое понятие. 3) Какие виды чисел вам известны? Натуральные, целые, рациональные, действительные А) Как появились натуральные числа? Их появление связано с необходимостью ведения счета предметов. Множество натуральных чисел обозначается латинской буквой N =
Б) Как появились целые числа? Чтобы любое уравнение х+а=в имело корни, положительных чисел недостаточно и поэтому возникает потребность ввести отрицательные числа и нуль. Человек пришел к выводу, что необходимо расширение понятия числа. Множество целых чисел состоит из трех частей – натуральные числа, отрицательные целые числа (противоположные натуральным числам) и число 0. Целые числа обозначаются латинской буквой Z=<…-3,-2,-1,0,1,2,3. >.
Вывод: Для перечисленных выше множеств чисел справедливо следующее высказывание: Его можно проиллюстрировать с помощью кругов Эйлера.
Первичное усвоение знаний (Исторические сведения развития понятия числа)
Что это за числа, как их «потрогать руками» – все это вопросы, не имеющие ответа. Мы просто договорились считать, что они есть. И вполне естественно, что такие числа были названы в 1637 г. французским математиком Декартом мнимыми, т.е. «нереальными». Кроме привычных действительных (буквально – «реально существующих») чисел нам приходится рассматривать еще числа вида – положительное действительное.
В 1777 г. Л. Эйлер, предложил использовать первую букву французского слова (imaginare) – мнимый для обоз-начения числа (мнимой единицы). Эйлер
Этот символ вошел во всеобщее употребление благодаря К.Гауссу. Термин «комплексные числа» также был введен Гауссом в 1831 году. Слово комплекс (от латинского complexus) означает связь, сочетание, совокупность понятий, предметов, явлений и т.д., образующих единое целое. К.Гаусс
Изложение нового материала
Комплексным числом z называется число вида z = a+bi, где a и b – действительные числа, i –мнимая единица; число a называется действительной частью (Re z) комплексного числа z, число b называется мнимой частью (Im z) комплексного числа z. z = a+bi – это ЕДИНОЕ ЧИСЛО, а не сложение
Решить самостоятельно Пример 1 Сложить два комплексных числа: z1=-4+10i z2=5+3i Пример 2 Найти разности комплексных чисел: z1=-5+10i z2=1+3i Пример 3 Найти произведение комплексных чисел: z1=5-2i z2=1-4i
Решите уравнения: Решите уравнение x2 – 4x + 13 = 0 2. Решите уравнение x2 – 2x + 15 = 0.
Домашнее задание 1. Даны два комплексных числа z1= (4 + 2i ) и z2=(1 – 3i ). Найти их сумму, разность, произведение и частное. 2. Даны два комплексных числа z1= (5 + 2i ) и z2=(2 – 5i ). Найти их сумму, разность, произведение и частное. 3. Решить уравнения: 1. х2 + (5 – 2i) x + 5(1– i) = 0; 2. х2 + (1 – 2i) х – 2i = 0;
Рефлексия Как вы оцениваете свою работу на занятии? Мне больше всего удалось… Для меня было открытием то, что … За что ты можешь себя похвалить? Что на ваш взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее? Мои достижения на уроке
2. Подберите выражение (их может быть несколько), которое характеризует вашу работу на занятии НА УРОКЕ Я: ВКЛАДЫВАЛ ДУШУ ПРОСИЖИВАЛ ШТАНЫ ХЛОПАЛ УШАМИ РАБОТАЛ НЕ ПОКЛАДАЯ РУК ШЕВЕЛИЛ МОЗГАМИ РАБОТАЛ ТЯП-ЛЯП СЧИТАЛ ВОРОН РАБОТАЛ В ПОТЕ ЛИЦА СЛЫШАЛ КРАЕМ УХА СТАРАЛСЯ ИЗО ВСЕХ СИЛ БИЛСЯ КАК РЫБА ОБ ЛЁД
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-1578007
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Алгебраические операции с комплексными числами
Содержание:
Действия над комплексными числами, заданными в алгебраической форме
Алгебраическая форма комплексного числа
Как отмечалось ранее, комплексное число можно задавать в виде или
. Последующее изучение комплексных чисел показывает, что комплексные числа можно задавать и другими способами.
Комплексное число, заданное в виде , называется комплексным числом в алгебраической форме.
Рассмотрим действия над комплексными числами, заданными в алгебраической форме.
Сложение комплексных чисел
Следовательно, чтобы сложить два комплексных числа, нужно сложить их действительные части, что дает действительную часть суммы, и сложить мнимые части, что дает мнимую часть суммы.
Сумма комплексно-сопряжённых чисел всегда является действительным числом.
Следовательно,
Свойства суммы комплексных чисел
1. Сложение комплексных чисел является коммутативным, то есть для любых комплексных чисел справедливо равенство
2. Сложение комплексных чисел является ассоциативным, то есть для любых комплексных чисел справедливо равенство
Возможно вам будут полезны данные страницы:
Вычитание комплексных чисел
Определение. Разностью двух комплексных чисел называется такое число, которое в сумме с вычитаемым дает уменьшаемое.
Вычитание комплексных чисел является всегда возможным.
Теорема Для любых комплексных чисел всегда существует разность
, определяемая однозначно.
Докажем, что существует такое число , которое удовлетворяет условию
, то есть что
или
. На основании равенства комплексных чисел приходим к системе уравнений
Эта система уравнений имеет решение, и к тому же лишь одно, а именно:
что и нужно было доказать.
Разность комплексно-сопряжённых чисел всегда является мнимым числом.
Умножение комплексных чисел
Определение. Произведением двух комплексных чисел и
называется комплексное число, определяемое формулой
Произведение комплексно-сопряжённых чисел всегда является действительным числом.
Свойства произведения комплексных чисел
1. Умножение комплексных чисел является коммутативным, то есть для любых комплексных чисел справедливо равенство
2. Умножение комплексных чисел является ассоциативным, то есть для любых комплексных чисел справедливо равенство
3. Умножение комплексных чисел является дистрибутивным относительно сложения, то есть для любых комплексных чисел справедливо равенство
Деление комплексных чисел
Определение. Частным от деления комплексных чисел называется такое комплексное число, которое в произведении с делителем дает делимое, если делитель отличается от нуля.
Докажем, что всегда существует частное от деления двух комплексных чисел, если знаменатель отличается от нуля.
Теорема Частное определяется однозначно для любых комплексных чисел
если
Пусть . Докажем, что существуют такие числа х и у, которые удовлетворяют уравнению
Выполнив умножение, получим:
Исходя из равенства комплексных чисел, имеем систему уравнений
Решив эту систему уравнений, находим
Следовательно, система уравнений имеет решение, и к тому же единственное. Тогда
ЗАМЕЧАНИЕ. Деление комплексных чисел в алгебраической форме удобно выполнять следующим образом. Числитель и знаменатель следует умножить на число, комплексно-сопряженное знаменателю, после чего в числителе и знаменателе выполнить умножение комплексных чисел по правилу умножения многочленов. Полученный результат записать в алгебраической форме.
Примеры с решением
Пример задачи с решением 2.1
Решение:
Использовав формулы (2.1), (2.2), (2.5), (2.6), получим:
Ответ:
Пример задачи с решением 2.2
Найти значение выражения
Решение:
Воспользовавшись правилом умножения многочленов, имеем
Ответ:
Пример задачи с решением 2.3
Решение:
Воспользуемся правилом умножения многочленов:
4) По формуле (2.8) имеем:
Ответ:
Пример задачи с решением 2.4
Решение:
Деление комплексных чисел можно выполнять по формуле (2.13), но проще это сделать, умножив числитель и знаменатель на число, комплексносопряжённое знаменателю.
Ответ:
На странице -> решение задач по электротехнике собраны решения задач и заданий с решёнными примерами по всем темам теоретических основ электротехники (ТОЭ).
Услуги:
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
4>- действие муниципального правового акта не имеющего нормативного характера
- действие налоговых актов по кругу лиц