действие правового акта во времени определяется
Раздел VI. Действие муниципальных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Раздел VI. Действие муниципальных правовых актов во времени,
в пространстве и по кругу лиц
1. Действие нормативных правовых актов во времени
1.1. Муниципальные правовые акты по времени их действия подразделяются на акты без ограничения срока либо с ограничением срока действия.
1.2. Муниципальный правовой акт действует бессрочно, если в нем не установлен срок окончания его действия.
1.3. Определенным временем может быть ограничено действие всего муниципального правового акта или отдельных положений муниципальных правовых актов. В этом случае в муниципальном правовом акте должны быть указаны дата окончания его действия (действия его отдельных положений) или событие, при наступлении которого муниципальный правовой акт либо его отдельные положения утрачивают силу.
1.4. До истечения установленной даты окончания действия муниципального правового акта орган местного самоуправления (должностное лицо), издавший муниципальный правовой акт, может принять решение о продлении действия муниципального правового акта (его части) на новый срок или придании ему бессрочного характера путем принятия акта аналогичной формы.
2. Отмена и приостановление действия муниципального правового акта
2.1. Муниципальные правовые акты могут быть отменены:
— органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом;
2.2. Действие муниципального правового акта или отдельных положений может быть приостановлено на определенный срок или до наступления определенного события.
2.3. Если действие муниципального правового акта или его отдельных положений было приостановлено на определенный срок или до наступления определенного события, то муниципальный правовой акт или его отдельные положения вводятся в действие на следующий день после окончания определенного срока или после наступления определенного события.
2.4. Если действие муниципального правового акта или его отдельных положений было приостановлено на неопределенный срок, то муниципальный правовой акт или его отдельные положения вводятся в действие путем издания соответствующего правового акта органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления.
2.5. Действие муниципального правового акта приостанавливается актом той же формы органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, его издавшим.
2.6. Действие муниципального правового акта в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Забайкальского края, может быть также приостановлено актом, изданным уполномоченным органом или должностным лицом, наделенным такими правами законодательством Российской Федерации или законодательством Забайкальского края.
3. Утрата муниципальным правовым актом юридической силы
3.1. Муниципальный правовой акт или его отдельные положения утрачивают юридическую силу в случаях:
— истечения срока действия муниципального правового акта или наступления события, при котором акт считается утратившим силу;
— признания акта или его отдельных положений утратившими юридическую силу принявшим его органом (должностным лицом);
— признания муниципального правового акта утратившим юридическую силу по решению суда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
— в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Забайкальского края.
3.2. При признании муниципального правового акта утратившим силу одновременно признаются утратившими силу все акты о внесении в него изменений с их официальным наименованием в хронологическом порядке.
3.3. Перечень муниципальных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, определяется муниципальным правовым актом, устанавливающим новое правовое регулирование, либо может быть установлен отдельным актом.
4. Обратная сила муниципального правового акта
4.1. Придание муниципальному правовому акту обратной силы не допускается в случаях, если:
1) муниципальный правовой акт устанавливает или усиливает юридическую ответственность;
2) муниципальный правовой акт вводит новые налоги, сборы, иные обязательные платежи в бюджет муниципального района либо иным образом ухудшает положение налогоплательщиков.
5. Действие муниципального правового акта в пространстве и по кругу лиц
5.1. Действие муниципальных правовых актов распространяется на всю территорию муниципального района, если в самом акте или в акте о введении его в действие не установлено иное.
5.2. Действие муниципальных правовых актов распространяется на всех лиц, проживающих или пребывающих на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами Забайкальского края.
6. Внесение изменений в муниципальный правовой акт
6.1. Внесением изменений в муниципальный правовой акт считается:
— замена либо исключение слов, цифр, предложений;
— новая редакция структурной единицы муниципального правового акта;
— дополнение структурными единицами муниципального правового акта;
— дополнение структурной единицы муниципального правового акта новыми словами, цифрами или предложениями;
— приостановление действия муниципального правового акта или его структурных единиц;
— продление действия муниципального правового акта или его структурных единиц;
— исключение структурных единиц не вступившего в силу муниципального правового акта;
— признание утратившими силу отдельных структурных единиц муниципального правового акта.
6.2. Внесение изменений в муниципальный правовой акт осуществляется путем принятия муниципального правового акта органами местного самоуправления и (или) должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
6.3. Если в муниципальный правовой акт вносится значительное число изменений, то он может быть принят в новой редакции.
6.4. Не допускается внесение изменений в муниципальные правовое акты, которыми были внесены изменения в муниципальные правовые акты.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.
Нормативно-правовые акты могут вступать в силу.
а) с момента принятия;
б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования);
в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.
Утрата юридической силы происходит вследствие:
а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;
б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;
в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.
По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:
а) если указание на это имеется в самом акте;
б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность.
Таким образом, нормальным, типичным принципом действия закона во времени является принцип немедленного действия, когда закон с момента вступления его в силу действует только «вперед»: ревизии сложившихся до него юридических прав и обязанностей он не производит.
В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:
а) распространяться на всю территорию государства;
б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;
в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.
При этом под государственной территорией понимается часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе.
Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Принцип экстерритори-альности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.
Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения:
а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России);
б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;
в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).
Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.
Действие нормы сквозь время и пространство
С университетской скамьи юридического факультета нас учат, что «действие правовой нормы во времени начинается с момента вступления в юридическую силу содержащего ее нормативно-правового акта и прекращается с момента утраты последним юридической силы».
Работаешь, подтверждаешь вышеуказанный тезис в практике, в судах. Пока…
Пока конкурсный кредитор не подает заявление о привлечении к субсидиарной ответственности вашего подопечного на несколько сотен миллионов рублей. Заявление подано было по специально норме Закона о банкротстве. Наш довод о том, что к настоящему спору необходимо применять положения ст. 10 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 29.07.2013 № 134-ФЗ суд благополучно отклонил.
Наша правовая позиция строилась на том, что исходя из общих правил действии закона во времени (п. 1 ст. 4 ГК РФ) основания для привлечения к субсидиарной ответственности определяется на основании закона, действовавшего в момент совершения вменяемого действия (бездействия) привлекаемого к субсидиарной ответственности лица. Поскольку субсидиарная ответственность по своей правовой природе является разновидностью гражданско-правовой ответственности, то применению подлежат материально-правовые нормы, действовавшие на момент совершения действий.
Да, согласно п. 3 ст. 4 Федеральный закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» рассмотрение заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности, предусмотренной ст. 10 Закона о банкротстве (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), которые поданы с 1 июля 2017 года, производится по правилам Закона о банкротстве (в редакции настоящего Федерального закона).
На мой взгляд, указанная норма означает следующее. Новые положения Закона о банкротстве о субсидиарной ответственности соответствующих лиц по обязательствам должника применяются, если обстоятельства, являющиеся основанием для привлечения к такой ответственности (например, дача контролирующим лицом указаний должнику, одобрение контролирующим лицом или совершение от имени должника сделки), имели место после дня вступления в силу Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Если же обстоятельства имели место до дня вступления в силу Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», то применению подлежат положения о субсидиарной ответственности по обязательствам должника Закона о банкротстве в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
Кроме того, согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» независимо от того, каким образом при обращении в суд заявитель поименовал вид ответственности и на какие нормы права он сослался, суд применительно к положениям статей 133 и 168 АПК РФ самостоятельно квалифицирует предъявленное требование. В сухом остатке заявитель просил привлечь по специальной норме, суд сам не переквалифицировал (первая инстанция).
Посмотрел судебную практику, а она оказалась неоднозначной. Так как дело было на «Урале», то посмотрел «местное» правоприменение. Например, Постановление АС Уральского округа от 28.02.2019 по делу № А60-50162/2013 говорит: «Учитывая, что действия Королева В.Н., как руководителя предприятия-должника, с которым апелляционный суд связал невозможность применения к последнему субсидиарной ответственности по обязательствам должника, установленной пп. 3 п. 2 ст. 61.11 Закона о банкротстве имели место до момента вступления в законную силу Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для привлечения к ответственности на основании данной нормы».
Поднимемся еще выше. В Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 4 (2019) (утв. Президиумом ВС РФ) 25.12.2019) можно обнаружить подобную позицию: «Ссылка судов на положения ст. 61.10 и 61.11 Закона о банкротстве являлась ошибочной, сделанной без учета того, что в период совершения ответчиком вменяемых ему неправомерных действий законодателем еще не была принята гл. III.2 Закона о банкротстве, а отношения по привлечению контролирующих лиц к субсидиарной ответственности регулировались, в первую очередь, положениями ст. 10 данного закона«. Вполне недвусмысленная позиция. Вся обратная позиция зиждется на двух элементах.
1. П. 3 ст. 4 Федеральный закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Игнорируя отсылку на «процессуальный смысл», а не на материально-правовой.
2. Специальная норма почти аналогична по содержанию статье 10 Закона о банкротстве (в редакции 29.07.2013 г.). Подобная позиция вовсе кажется вопиющим.
Действие правового акта во времени определяется
Действие нормативных актов во времени обусловлено вступление его в силу и утратой силы.
Нормативный акт может вступить в силу одним из следующих образов:
1. При указании даты вступления
2.При указании в акте соответствующих обстоятельств (с момента подписания, с момента опубликования)
3. При применении общих правил. Так в России по общему правилу федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, указы президента по истечении 7 дней после официального опубликования
Нормативный акт прекращает свое действие вследствие:
1. его официальной отмены
2.истечения срока, на который он был издан акт, если акт носил временный характер
3.замены акта другим, регулирующим те же общественные отношения
Действие нормативных актов в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией РФ понимается ее сухопутное и водное пространство внутри гос.границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней также относится территория российских представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли находящееся в полете за пределами страны.
Действие нормативных актов в пространстве зависит от:
— уровня гос. органа принявшего данный акт
— юридической силы акта
Нормативные акты распространяют свое действие:
— на территории всей страны (ФКЗ, ФЗ, иные акты высших органов власти и управления)
— на территории субъекта Федерации (акты органов гос.власти и управления субъекта РФ, не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов)
— на территории указанной в самом акте
— на локальную территорию (предприятие, учреждение)
-некоторые лица обладают дипломатическим иммунитетом и находясь за рубежом, не подпадают под юрисдикцию соответствующего государства пребывания (главы государств, послы)
-лицо, совершившее преступление против государства, будет подлежать ответственности независимо от места своего нахождения.
-согласно принципу гражданства, граждане РФ, обязаны соблюдать российские законы. (если гр.РФ совершит преступление на территории другого государства, то будет нести ответственность по законам РФ, даже если данное деяние не является преступление в той стране)
-иностранные граждане не подпадают под действие некоторых нормативных актов (о гос.службе, о выборах)
Иммунитеты: парламентский, президентский, судебный, дипломатический.
Действие правового акта во времени определяется
1. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего функционирования.
Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу».
Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.
Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:
1) если в самом законе об этом сказано;
2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.
Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:
· по истечении срока действия акта, на который он был принят;
· в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);
· на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).
Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.
Действие нормативных актов в пространстве зависит от:
· уровня государственного органа, принявшего данный акт;
· юридической силы акта.
Нормативные акты распространяют свое действие :
· на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);
· на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);
· на территорию, указанную в самом нормативном акте;
· на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).
С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории России нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.).
Здесь важно иметь в виду и принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил.
Действие нормативных актов РФ ограничено (в основном в вопросах юридической ответственности) в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.