дейтинговое приложение что это
Как дейтинг-приложения делают нас одинокими
Аналогично Request For Startups (запрос на стартапы, которые призваны решить проблемы и задачи, которые Y Combinator считает актуальными для общества и бизнеса), я решил вести рубрику Request for Co-founder. В ней я рассматриваю продукты (или сразу несколько похожих продуктов) и рассказываю об их проблемах. Я как будто веду здесь диалог с потенциальными со-основателями, партнерами, как если бы мы планировали сделать аналогичный продукт.
Я выбираю в основном те продукты, которые заинтересовали лично меня. В этот раз я хочу поговорить про дейтинг-приложения. Эту тему меня натолкнула дискуссия на Hacker News.
Прежде чем начать, хочу предупредить, что рассматривал рынок дейтинг-приложений с точки зрения 33-летнего холостого парня из Лос-Анжелеса, кем я и являюсь. Я не принимаю во внимание приложения для представителей сообществ ЛГБТК+, приложения для свингеров и женатых пар, а также приложения для одноразовых интрижек.
Современные дейтинг-приложения
Большинство современных приложений для знакомств ужасны, и давно пора разобраться, почему. Я выделяю три уровня качества приложений для знакомств: приличный, плохой и мусор. Лучшие из них (что, как мы увидим, ничего особенного не дает): Hinge, Bumble, Coffee Meets Bagel и eHarmony. В следующей категории у нас есть: Tinder, OKCupid, Plenty of Fish и несколько других. И, наконец, приложения, которые я считаю просто бесполезным мусором: Zoosk, Badoo, Happn. К сожалению, даже если посмотреть на лучшие из этой группы, с ними процесс поиска партнера превращается в пытку.
Забегая вперед, хочу отметить, что я в итоге вернулся к классической схеме свиданий в реале и живому общению с женщинами, которые мне лично интересны — в кофейнях, на вечеринках и в других общественных местах. Даже если вас отвергнут, это, по крайней мере, даст хороший опыт. Но в любом случае давайте начнем с рассмотрения проблем, которые мешают нынешним приложениям для знакомств.
Асимметрия рынка
По данным Министерства образования США, женщины составляют более 55% студентов, то есть большинство. Распределение пользователей Instagram также сводится к преобладанию женщин. То же самое касается Facebook. А вот в Tinder число мужчин превышает число женщин с соотношением 9:1. В Bumble, который изначально ориентирован на пользователей женского пола, количество мужчин превышает количество женщин более чем на 80%.
Получается, что “рыночные” реалии для мужчин и женщин кардинально отличаются. Аналогия не идеальна, но предположим, что пользователи «продают» себя лицам противоположного пола, либо «покупают» их. Таким образом, для мужчин дейтинг-приложения — это рынок покупателей, а для женщин дейтинг-приложения — это рынок продавцов. Таким образом, женщины выходят на рынок с избытком мужчин. С другой стороны, мужчины выходят на рынок с дефицитом женщин.
Такой рынок не соответствует реальности. На самом деле, незамужние люди (особенно если взглянуть на младшие возрастные группы) примерно одинаково распределены по гендерному признаку. И это относится не только к Соединенным Штатам.
Посмотрите на статистику браков в США:
Вы можете подумать: «Делает из мухи слона: рынки онлайн-знакомств асимметричны, но это не такая уж большая проблема». Так-то, да: небольшой перекос тут в принципе ожидаем. Люди, у которые много сидят в телефонах, тратят время на онлайн-свидания, наверняка будут соответствовать определенным социально-экономическим характеристикам. Однако этот перекос не подчиняется законам распределения. Кроме того, это подводит меня к следующему пункту: владельцы дейтинг-приложений создают асимметрию специально.
Например, Tinder делает это несколькими способами:
Какое преимущество? Функция Tinder Super Boost, Tinder Gold, функция Bumble Spotlight и так далее. Возможность узнать, кому вы нравитесь, дает вам некоторую фору. Конечно, у Tinder, Bumble и других нет стимула сохранять симметрию рынка, они зарабатывают деньги на асимметрии! Наверное, они просто очень внимательно читали учебник по экономике.
Идет охота на пользователей. Однако, поскольку популярность этих хищных приложений для знакомств продолжает падать, должно появиться все больше и больше антиконкурентных практик.
За что боролись, на то и напоролись
Даже если не учитывать «естественное» несоответствие, которое может иметь место на свидании в случае несовпадения ожиданий (кому-то нужен брак и дети, кому-то — случайные знакомства, а кому-то достаточно встречи на один раз), то несоответствия (и даже умышленное искажение фактов) в приложениях для знакомств порой просто вопиющие.
Учитывая, что для женщин эти приложения являются рынком продавцов, может произойти что угодно: фарминг Instagram-фолловеров, размещение в профиле информации о счете Venmo или привлечение мужчин к оплате за «премиальный» контент Snapchat (да, это именно то, что вы подумали). К сожалению, в погоне за наживой мошенники идут еще дальше: значительное количество «женщин» на Tinder — это боты, созданные для рекламы XXX-сайтов или аналогичных сервисов. Конечно, нельзя всю ответственность сваливать на дейтинг-сервисы. Трудно сказать, можно ли избавиться от ботов, но эти приложения все-таки делают очень мало, чтобы защитить своих пользователей от всего этого.
В конце концов, сервисы онлайн-знакомств сами загнали себя в угол. Имея асимметричный рынок, который они эксплуатируют, сокращение и без того маленькой доли женской аудитории на этих платформах равносильно самоубийству продукта.
Контраргументы
Существует мнение о том, что приложения для онлайн-знакомств сделали рынок знакомств «гиперэффективным». Сторонники таких громких заявлений любят цитировать эту статью вместе с другими типичными аргументами поклонников эволюционной психологии: в первую очередь, это Закон Парето — куда же без него.
Получим пресловутое распределение Матфея 80/20:
Суть этих контраргументов заключается в том, что вам не следует заморачиваться по поводу того, что в приложениях для знакомств много несовпадений. Ведь «80% женщин выбирают 20% лучших мужчин» (по принципу Парето) и «репродуктивный успех женщин в два раза выше, чем у мужчин» (согласно исследованию Тирни).
Помимо сомнительных исследований и неправильного использования статистики, многие цифры просто не имеют смысла: искажен сам рынок, а не предпочтения мужчин или женщин. Женщины мало используют эти приложения. Хотя, наверное, можно согласиться с тем, что женщины более избирательны, чем мужчины, но приложения для знакомств создали среду, в которой женщины чрезмерно избирательны, а мужчины — чрезмерно неразборчивы.
Вы можете подумать, что эти приложения, по крайней мере, делают доброе дело, объединяя людей. Но оказалось, что миллениалы (их основная аудитория) чувствуют себя более одинокими, изолированными и социально обездоленными, чем их родители, бабушки и дедушки, у которых не было интернета.
Economist / KFF дополняет серию недавних исследований, показывающих высокий уровень одиночества. Недавний опрос Cigna показал, что почти половина американцев всегда / иногда чувствуют себя одинокими (46%) или обделенными (47%). 54% заявили, что они всегда / иногда чувствуют, что никто не знает их по-настоящему хорошо. Одиночество — это не просто феномен США. В международном опросе, опубликованном в октябре BBC, треть британцев заявила, что они часто или очень часто чувствуют себя одинокими. Почти половина британцев старше 65 лет считают телевидение или домашнее животное своим основным источником общения. В Японии более полумиллиона человек моложе 40 лет не покидали своего дома и ни с кем не общались в течение как минимум шести месяцев. В Канаде доля индивидуальных домохозяйств в настоящее время составляет 28%. В Европейском Союзе — 34%.
Отчет YouGov показал, что 30 процентов миллениалов (возраст 23-38) всегда или часто чувствуют себя одинокими. Приблизительно каждый пятый человек в этом возрасте говорит, что у него нет друзей, а 27 процентов говорят, что у них нет близких друзей, 30 процентов утверждают, что у них нет «лучшего друга». Эти цифры значительно выше, чем у представителей других опрошенных поколений.
Так что это — не гиперэффективный рынок. Это поломанный рынок.
Корректировка понятия «Конверсия»
Что такое «конверсия» применительно к приложениям для знакомств? В Tinder, например, конверсия — это совпадение (оба пользователя пролистали вправо) — то же самое с Bumble, OKCupid, Hinge и так далее. Но это ужасный критерий. Интуитивно понятно, что приложение для знакомств должно способствовать хорошему времяпрепровождению. Совпадения не должны иметь значения. Нам важен факт реальной встречи, а не погоня за мэтчами.
И так я плавно подхожу к следующему пункту: цель всегда должна находиться в реальной жизни. Совпадение, обмен номерами, обмен текстовыми сообщениями — это здорово, но конечная цель приложения должна быть за пределами сети. Странно, что разработчики приложений этого не учитывают. В кофейне, которую я посещаю, очень часто можно подслушать разговор людей, которые пришли на первое свидание. Что мешает дейтинг-сервисам заключить сделку с местными кафе, закусочными, барами, которые обычно посещают люди на первом свидании?
Общество и психология
Сфера знакомств чрезвычайно зависит от культурных особенностей людей. Женщины не хотят, чтобы им писали вызывающие страх мужчины, которых они не хотели бы встретить ночью в темном переулке. Мужчины пытаются удержать тонкую грань между уверенностью и настойчивостью. На самом деле, слово «знакомства» связано с огромным бэкграундом. Это как собеседование, где все воспринимается индивидуально. И хотя все уже не так плохо, как десять лет назад, у нас еще присутствует некоторая социальная стигма, связанная со «знакомствами в Интернете».
Мои советы разработчикам дейтинг-приложений
Итак, теперь, когда мы знаем вводные, недостатки и подводные камни, можно подумать о том, что можно с этим сделать. Вот что я предлагаю, чтобы улучшить приложения для знакомств:
Как устроен рынок онлайн-дейтинга в России
Рынок онлайн-дейтинга в России начал формироваться в начале 2000-х с появлением таких сервисов, как Mamba, Вadoo, LovePlanet. Тогда сайты знакомств демонстрировали быстрый рост, но испытывали серьезные проблемы с репутацией. Все изменилось с приходом мобильных сервисов, приравнявших дейтинг к банальному диджитал-потреблению наравне с вызовом такси и заказом пиццы. Знакомства, как и все остальное, ушли в смартфон. Разбираемся, что происходит на рынке дейтинга сегодня.
В 2012 году американский холдинг Match Group запустил мобильное приложение Tinder, пользовательская база которого уже через два года составляла примерно 450 миллионов юзеров. Сервис с геолокацией позволил искать партнера поблизости и упростил его выбор до «свайпа» — смаха с экрана. Свайп профиля вправо — да, свайп влево — отказ (в случае взаимного мэтча-лайка открывается чат между двумя пользователями). За Tinder закрепилась репутация одного из первых именно мобильных дейтинг-приложений, однако многие представители индустрии уверены, что это не так.
«Наверняка до Tinder были запущены десятки мобильных стартапов в разных странах, но мало кто о них теперь узнает, — считает бывший руководитель сервиса знакомств Teamo.ru Андрей Бурин. — Успех компании в том, что она была создана гигантским холдингом».
В России Tinder сразу же оказался в премиальном сегменте. Модную новинку стала тестировать наиболее продвинутая и молодая аудитория, как правило, жители мегаполисов. Образ потребителя сервисов знакомств мигрировал в сторону успешного молодого человека, и ставки дейтинга резко повысились.
Конкуренты Tinder в России отмечают, что компания не делает серьезных вложений в digital-маркетинг и, кроме того, лишена важного функционала (нет традиционных анкет, возможности указать цели знакомства, выбрать партнера самостоятельно). Однако эта простота, по отзывам пользователей, их и привлекает.
«В США (на главном рынке Match Group) Tinder приобрел репутацию сервиса для поиска свиданий на один раз. В России статус приложения ближе к общим знакомствам, где человек может искать и серьезных отношений», — отмечает экс-директор по маркетингу «Мамба» Дмитрий Лучкин.
Некоторые пользователи Tinder признаются, что «игра в свайп» уже вошла у них в привычку. «Пролистывать профили мужчин в Tinder для меня что-то вроде игры, — делится 29-летняя маркетолог Алена. — Что касается знакомств, их приятнее заводить в реальной жизни».
Эксперты отмечают, что мода на Tinder постепенно уходит, о чем частично могут свидетельствовать отзывы в App Store, среди которых больше негативных. Однако в сервисе по-прежнему концентрируется наиболее молодая аудитория рынка дейтинга.
По словам руководителя Loveplanet.ru Максима Храмова, c появлением мобильных приложений изменилась не только репутация онлайн-дейтинга, но и понятие географического рынка. Инфраструктура магазинов приложений Apple и Google дала возможность российским игрокам, известным еще с нулевых («Мамба», Loveplanet.ru), выйти на мировые площадки и пустить крупные корпорации к себе. «Мамба» конкурирует с американским Tinder за молодую аудиторию, укрепляет свои позиции на российском рынке мировой сервис Badoo. Дейтинг стал глобальным. Правда, в масштабе мира доля российского сегмента составляет всего 0,7%, а самые доходные рынки в США (40%) и Китае (30%).
Лидерские позиции в российском сегменте сегодня у сервисов «Мамба» (около 35 млн пользователей) и Badoo (40 млн пользователей). Обе платформы были созданы в начале 2000-х одним из первых предпринимателей Рунета и сегодняшним долларовым миллиардером Андреем Андреевым. Быстрорастущий портал «Мамба» Андреев продал уже через год после запуска «Финаму», а в 2006 году создал Badoo — сервис знакомств, изначально ориентированный на Испанию, но получивший распространение более чем в 190 странах мира. Badoo сегодня — гигантская дейтинговая корпорация со множеством продуктов и разработок.
«Россия для меня всегда будет родным и интересным для развития рынком, мы постоянно что-то придумываем и останавливаться не собираемся, — говорит Андреев. — Сейчас, например, запустили на российском рынке маркетинговую компанию по продвижению новой миссии Badoo как открытого искреннего дейтинга, где человек может оставаться собой и искать близких по духу людей. На билбордах в Москве показывают видео участников челленджа Badoo #будьсобойсомной».
Ролик, снятый участником флэшмоба #будьсобойсомной
Интересно, что почти все крупные дейтинги, шагнувшие в мобильную эру, продолжают использовать схему монетизации, придуманную Андреевым еще в 2000-х. Тогда предприниматель предложил поиграть с самолюбием аудитории и брать отдельную плату за продвижение анкет на сайте «Мамба». С тех пор модель так и работает: основные функции приложений доступны бесплатно, а за расширенные опции пользователь должен платить. Так работают Badoo, Tinder и «Мамба». Лишь немногие крупные сервисы, например Loveplanet.ru, полностью переходят на платную подписку.
По словам Максима Храмова, эта тенденция закономерна. Изначально сайты знакомств были чем-то средним между социальной сетью и дейтингом. И только около пяти лет назад дейтинг выделился в специфический продукт. Потребности аудитории сфокусировались, стали более четкими. Теперь их можно монетизировать по более высокой стоимости.
«Это сокращает аудиторию, но оставляет наиболее платежеспособную и заинтересованную», — отмечает Храмов. Кстати, большая часть дохода онлайн-сервисов до сих пор сосредоточена в Вебе, а мобильные продукты являются скорее объектом вложений.
«Последние четыре года мы были mobilefirst компанией, но планируем обновить десктопный сайт, так как он все еще очень популярен», — говорит исполнительный директор «Мамба» Ярослав Сергеев. Неизменным на рынке дейтинга остается и гендерное соотношение: мужчин в сервисах знакомств всегда на 10–15% больше.
Есть и дейтинги по интересам. К примеру, приложение для фанатов Дональда Трампа или для хозяев лабрадоров. А также приложения, объединяющие людей по внешним (для бородачей и очкариков) и национальным (для евреев и темнокожих) признакам.
На данный момент в мире около восьми тысяч мобильных дейтинг-приложений и каждый год запускается тысяча новых, из которых остается совсем небольшой процент. Крупные корпорации, как правило, исследуют интересы аудитории и запускают по несколько нишевых стартапов в год. Например, недавно Badoo выпустил новое приложение Lumen для людей старшего поколения (50+).
«В ряде стран мы проследили активность людей этого возраста и поняли, что новый продукт для этой возрастной категории давно необходим. Всего за несколько месяцев Lumen вошел в топ-10 приложений в Америке», — говорит Андрей Андреев.
Разработчики приложения «50+» решили, что в отдельном сегменте женщины в возрасте будут чувствовать себя комфортнее, чем в «общем» приложении. К тому же технологически взрослое поколение уже давно готово использовать подобные сервисы.
Неоднократно подобные обвинения звучали в адрес популярного приложения Pure, созданного российскими бизнесменами Романом Сидоренко и Александром Кухтенко. Механика Pure почти такая же, как и в службе такси. Только вместо такси пользователь ищет поблизости партнера для секса. Роль заявки на встречу выполняет публикация своего селфи, которая действительна в течение часа. При взаимной симпатии пользователей открывается чат, где можно договориться о встрече. Поиск людей ведется в радиусе 50 км.
В отличие от социальных сетей сервисы знакомств демонстрируют полную свободу от дополнительных функций вроде продвижения бизнеса или деловых переписок. Нарушить корпоративную модель рискнули разработчики Tinder, намекнув пользователям, что дейтинги вполне могут составить конкуренцию эйчар-сервисам при поиске продвинутых специалистов. Так, основатель Tinder Шон Рэд якобы нашел через приложение высококвалифицированного социолога в штат компании.
Конкуренты называют этот ход частью пиара, отмечая, что с таким же успехом, как «свайпить» всех подряд и спрашивать о роде деятельности, можно прийти в ночной клуб и нанять кого-нибудь на работу там. Однако на практике рекрутинговые компании используют инструменты индустрии знакомств не без успеха. Нетрадиционные поиски специалистов особенно актуальны для IT-сферы. Этот рынок, как и его кадры, известен своей закрытостью.
«Среди пользователей Tinder действительно много айтишников, — подтверждает программист Александр Боргардт. — Креативные специалисты, как правило, много работают и времени на знакомства в реальной жизни нет». Сам Александр использует приложение уже несколько лет и как-то под предлогом романтического свидания попал на собеседование. После взаимного свайпа в Tinder девушка предложила ему встретиться. О том, что перед ним рекрутер одной известной компании, Александр узнал только на третьем свидании.
«От работы я, правда, отказался. И после этой истории удалил из профиля информацию о том, что я программист. Надо сказать, количество мэтчей заметно упало».
По мнению эйчар-специалиста «Мамбы» Алены Никоновой, поиск сотрудников в приложениях для знакомств не совсем этичное для рекрутера и компании-работодателя поведение. «Пользователи приходят в дейтинги за отношениями и при «мэтче» рассчитывают на взаимную симпатию, а не на коммерческое предложение. Получается, это вторжение в личное пространство», — говорит Никонова.
Перспективы рынка и фемповестка
На рынке дейтинга не бывает оптимистических или пессимистических прогнозов. Рынок онлайн-знакомств ничего не изобретает, а только отражает гендерную повестку и ментальные особенности разных стран. «На Западе, например, сегодня сильна фемповестка, и дейтинг также смещается в сторону активности для женщин и ограничения инициативы для мужчин», — говорит Ярослав Сергеев.
Все больше сервисов для знакомств выбирают «механику», когда право сделать первый шаг отдано женщине. У того же гиганта Badoo есть аффилированный с ним стартап — Bumble, — где написать первыми могут только девушки. Bumble — один из главных конкурентов Tinder на американском рынке (более 50 млн пользователей) — возник именно на фоне скандала с харрасментом. Бывшая сотрудница Tinder Уитни Вульф Херд подала в суд на своего начальника Джастина Матина за оскорбления, а позже запустила собственный дейтинг — сервис Bumble с откровенно феминистским уклоном.
На западном рынке сервисы для сексуальных меньшинств, бисексуалов и трансгендеров постепенно количественно догоняют приложения для гетеросексуальных пар. Российский рынок на фоне западного пока выглядит достаточно патриархально. Ментально и законодательно Россия против открытого проявления гомосексуализма, нет и официального признания «третьего пола». Однако, нежелание инвесторов развивать подобные дейтинги в России связано не только с отсутствием толерантности, но и с низкой доходностью рынка. «Мы видим установки нашего приложения для гей-знакомств Partner от Владивостока до Калининграда, процент гомосексуалистов везде примерно одинаковый (около 7% в городах-миллионниках). Но развивать сервис в России не выгодно экономически, не сложилась у нас пока и культура платной подписки», — говорит Арсений Лаврентьев.
«Примерно через 10–15 лет все «западные ценности» доберутся и до нас, — считает Ярослав Сергеев. — Пока что они не пробивают барьер поколений, это значит, что молодые люди воспринимают все, а люди старше 35 находятся в своем устоявшемся мировоззрении. Правда, не исключено, что в какой-то момент «весы» качнутся в другую сторону и традиционные ценности вернутся опять».
Случай и социология
Демарш феминистической повестки демонстрирует статистика самого массового российского дейтинга «Мамба». По данным сервиса, только 15% женщин начинают диалог первыми и только 25% приобретают VIP-статус, стремясь повысить свою популярность. Эта же статистика позволяет судить о портрете среднего российского пользователя. В основном это люди в возрасте 35–54 лет со средним доходом, при этом почти у половины есть дети, а 36% процентов состоят в браке. Мужчин здесь больше на 10%.
В Tinder преобладает более молодая аудитория, а проявление инициативы сглаживает механика, при которой диалог возможен только в случае взаимной симпатии. Несмотря на определенный регламент, который задают дейтинговые сервисы, знакомства в них получаются такими же непредсказуемыми, как и офлайн.
«В Tinder действительно много молодых приличных парней. Но почему-то даже при совпадении пары разговор складывается меньше, чем с половиной пользователей. Иногда все заканчивается на реплике «привет» или на каком-то фриковатом замечании, после которого как-то неловко продолжать», — делится впечатлениями студентка Анастасия.
Елизавета Мишина признается, что ей повезло встретить будущего мужа на сайте Badoo. «Это можно назвать случайностью, так как у него изначально были другие настройки поиска, — говорит Елизавета. — В моем окружении многие знакомились онлайн и заканчивалось это всегда по-разному: кто-то вышел замуж за иностранца, кто-то завел роман с женатым мужчиной, у кого-то не случилось даже свидания».
Если в онлайн-знакомствах и можно найти какие-то закономерности, то связаны они скорее не с конкретным сервисом, а с особенностями национального дейтинга в разных странах.
«Я пользовалась Tinder в Валенсии и в Москве. Наши мужчины много рефлексируют. Совпадение пары не гарантирует свидания и даже не всегда заканчивается перепиской. Испанцы же, если ты им понравилась, готовы предложить выйти замуж на первом свидании», — рассказывает фотограф Софья.
Как показывает опрос ВЦИОМа за 2018 год, только 22% опрошенных считают онлайн-знакомства удачным способом завести отношения. Большая же часть респондентов по-прежнему предпочитает знакомиться в реальной жизни. Эта социология не пугает представителей индустрии — обосновавшись в человеческих отношениях, дейтинг, похоже, уже никуда не исчезнет.